Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна (часть 2)'

Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1109
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВСТРИЯ / ЛИХТЕНШТЕЙН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА / ШПИОНАЖ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трефилов Александр Анатольевич

В данной статье автор на основе нормативных и доктринальных источников рассматривает особенности составов государственной измены и шпионажа в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна. Выявлены ключевые особенности, которые характерны для соответствующих уголовно-правовых институтов этих стран. Приведены актуальные официальные статистические данные. В необходимых случаях произведено сопоставление с российским законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal liability for high treason and espionage in criminal law of Austria and Liechtenstein (Part 1)

In this article the author considers features of high treason and espionage on the basis of normative and doctrinal sources in criminal law of Austria and Liechtenstein. It identified key features which are characteristics for the respective criminal legal institutions of Austria and Liechtenstein. Current official statistics was also given. A comparison with the Russian legislation was made, where it was necessary.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна (часть 2)»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК 343.321

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ И ШПИОНАЖ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ АВСТРИИ И ЛИХТЕНШТЕЙНА

(часть 2)

Трефилов Александр Анатольевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, г. Москва. E-mail: foreign1@izak.ru

В данной статье автор на основе нормативных и доктринальных источников рассматривает особенности составов государственной измены и шпионажа в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна. Выявлены ключевые особенности, которые характерны для соответствующих уголовно-правовых институтов этих стран. Приведены актуальные официальные статистические данные. В необходимых случаях произведено сопоставление с российским законодательством.

Ключевые слова: Австрия, Лихтенштейн, государственная измена, шпионаж.

Вопрос 3. Анализ составов, образующих государственную измену и шпионаж, и санкций, предусмотренных за их совершение. Как отмечено выше, в уголовном праве Австрии и Лихтенштейна составы, образующие государственную измену и шпионаж, идентичны (с оговоркой, что Австрия, в отличие от Лихтенштейна, является федерацией). В связи с этим представляется необходимым рассмотреть данные составы одновременно в отношении обеих правопо-рядков.

Объект государственной измены и шпионажа

Для уголовного права Австрии и Лихтенштейна, в отличие от России, не характерно законодательное и доктринальное разграничение общего, родового, видового и непосредственного объекта преступления. В отдельных научных источниках выделяют лишь общий и непосредственный объект.

В качестве общего объекта в доктрине понимаются «правовые блага», «законные интересы личности, общества и государства» (Rechtsgut) [5, 8. 19]. При этом важнейшая особенность законодательного подхода к объекту государственной измены и шпионажа состоит в том, что данные составы находятся в разных главах уголовного кодекса. Тем самым подчёркивается различие в объектах соответствующих преступных посягательств.

Объектом государственной измены в данных пра-вопорядках является конституционной строй, целостность территории страны, а также в широком смысле интересы государства. На это указывает, с одной стороны, название гл. 14 УК Австрии и Лихтенштейна «Государственная измена и другие посягательства на интересы государства», а, с другой - круг деяний, понимаемых в качестве государственной измены.

В качестве объекта составов, образующих шпионаж, выступает установленный порядок охраны государственной тайны, а также безопасность государства. Наименование гл. 16 - «Шпионаж» не даёт нам представления об объекте данных преступных посягательств, в связи с чем определить объект соответствующих преступных посягательств можно только посредством анализа их объективной стороны.

Объективная сторона государственной измены и шпионажа

Законодатели Австрии и Лихтенштейна исходят из того, что данные деяния могут быть совершены только путём действия. С помощью бездействия выполнить их объективную сторону невозможно.

Объективная сторона государственной измены в Австрии, согласно § 242 УК этой страны, заключается в совершении с применением насилия или угрозой его применения попытки изменить Конституцию Австрийской республики или её федеральных земель либо отделить от Австрийской республики принадлежащую ей территорию.

Объективная сторона государственной измены в Лихтенштейне, согласно § 242 этой страны, заключается в совершении с применением насилия или угрозой его применения попытки изменить Конституцию княжества Лихтенштейн либо отделить от княжества Лихтенштейн принадлежащую ей территорию.

В австрийской научной литературе1 подчёркивается, что важнейшим признаком данного деяния являет-

1 Поскольку тексты УК Австрии и УК Лихтенштейна почти идентичны, можно полагать, что информация из австрийских научных источников в целом может использоваться и при анализе уголовного права Лихтенштейна.

т

Уголовное право и процесс

ся применение насилия или угрозы его применения [3, 8. 266]. Если попытки изменить Конституцию осуществляются мирными средствами, то речь идёт о реализации права граждан и их объединений на управление делами государства и общества1. За рамками государственной измены отдельного состава, предусматривающего уголовную ответственность за сепаратизм, в данных странах нет, поскольку считается, что совершить его без применения насилия или угрозы его применения невозможно.

Используя отечественную уголовно-правовую терминологию, можно утверждать, что в обеих пра-вопорядках данный состав является усечённым. В этой связи, как пишет австрийский профессор Элен Бахнер-Фореггер, «деяние окончено уже на стадии покушения. Определённые подготовительные действия могут быть наказуемы в соответствии с § 244 (приготовление к государственной измене)» [3, 8. 266].

Уголовное право Австрии и Лихтенштейна, в отличие от российского, исходит из того, что приготовление к преступлению, по общему правилу, не наказуемо [5, 8. 189-242]. Оно влечёт за собой уголовную ответственность лишь в случаях, прямо указанных в Особенной части УК. Как правило, речь идёт о наиболее тяжких и опасных для общества преступных деяниях.

В отношении государственной измены в Уголовном кодексе Австрии и Лихтенштейна содержится прямое указание на то, что приготовление к ней наказуемо. Ч. 1 ст. 244 УК данных государств криминализовала сговор с другим лицом о совершении государственной измены, а ч. 2 - подготовку к совершению государственной измены и тем самым создание опасности совершения действий, направленных на государственную измену, или существенное увеличение такой опасности, либо подготовку к совершению государственной измены при содействии иностранных властей.

Профессор Бахнер-Фореггер в связи с этим отмечает, что «§ 244 устанавливает только три случая, когда приготовление является наказуемым» [3, 8. 267]. Следовательно, не любые формы приготовления к государственной измене, а только прямо указанные в законе, влекут за собой уголовную ответственность. Кроме того, наказуемо приготовление лишь к тем действиям, которые образуют состав государственной измены.

Компаративистический анализ показывает, что состав государственной измены в Австрии и Лихтенштейне сконструирован совершенно иначе, нежели в России.

1 Согласно ст. 7 Конституции Австрии, «...гарантируется осуществление политических прав». Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции Лихетнштейна, «политические права на участие в делах государства принадлежат всем гражданам, достигшим двадцатилетнего возраста, постоянно проживающим на территории Княжества и не лишенным права избирать и быть избранным».

Во-первых, действия, которые в Австрии и Лихтенштейне рассматриваются как государственная измена, в России при определённых условиях могли бы квалифицироваться как «насильственный захват власти или насильственное удержание власти» (ст. 283 УК РФ). В связи с этим возникает вопрос, насколько обоснованно термин Hochverrat переводить как «государственная измена». В данном случае филологический критерий значения данного термина подменяет уголовно-правовой (с учётом понимания государственной измены в России). Вместе с тем, употребление какого-либо нового термина и его введение в научный оборот также было бы необоснованным. В этой связи мы остановимся именно на таком варианте перевода, который указан выше.

Во-вторых, законодатели Австрии и Лихтенштейна, в отличие от российского, не определяют один состав через другой (как в ст. ст. 275, 276 УК РФ), а исходят из того, что у них совершенно различная объективная сторона и они могут быть и не связаны друг с другом.

Поскольку под шпионажем в Австрии и Лихтенштейне понимается достаточно широкий круг преступных деяний и эта категория имеет собирательный характер, то в отношении каждого из них необходимо рассмотреть объективную сторону по отдельности.

Объективная сторона умышленного разглашения государственной тайны (§ 252) заключается в сообщении сведений, составляющих государственную тайну иностранным властям или наднациональному или межгосударственному образованию, или в совершении действий, делающих им доступными эти сведения.

Часть 2 данной статьи устанавливает ответственность за сообщение общественности сведений, составляющих государственную тайну, или в совершении действий, делающих ей доступными эти сведения. В доктрине данные действия рассматриваются в качестве «менее тяжкой формы шпионажа» [3, s. 271].

Представляется важным вопрос о том, как понимается государственная тайна в рассматриваемых правопорядках. В Австрии и Лихтенштейне, в отличие от России, нет специального закона о государственной тайне, и определение данного термина содержится непосредственно в уголовном кодексе (§ 255). В соответствии с ним, «под государственной тайной по смыслу настоящего раздела понимаются сведения, предметы или познания, включая письменные материалы, чертежи, модели и сообщения о том, что является доступным ограниченному кругу лиц, и должно содержаться в тайне от иностранной власти, наднациональных и межгосударственных образований, чтобы предотвратить опасность причинения тяжкого вреда обороне государства2 или для его отношений с

2 Соответственно, Австрия или Лихтенштейн.

Трефилов А. А.

т

иностранной властью или с наднациональным или межгосударственным образованием».

В этой связи профессор Бахнер-Фореггер пишет, что Уголовный кодекс исходит из материального понятия тайны. Следовательно, является недостаточным просто сообщить тайну (формальное понимание тайны) [3, 8. 273].

Мы видим, что в Австрии и Лихтенштейне вопрос о том, являются ли сведения государственной тайной, зависит, в первую очередь, не от занесения их в соответствующий реестр, а, главным образом, от их содержания.

Интересно, что данные кодексы используют термин «угрожающие Конституции сведения», которые рассматриваются в качестве вида государственный тайны. Под ними понимаются такие сведения, разглашение которых может привести к устранению антиконституционным способом демократических, федеративных или государственно-правовых основ страны, нарушить её нейтралитет или отменить гарантированное Конституцией право, или ограничить его либо воспрепятствовать осуществлению такого права.

Кодексы устанавливают, что если сведения, составляющие государственную тайну, касаются угрожающих Конституции сведений, то лицо, совершившее преступное деяние, наказывается только тогда, когда оно действует с намерением причинить ущерб государству. Ошибочное представление об угрожающих Конституции сведениях не освобождает лицо от уголовной ответственности (ч. 2-3 § 252).

Объективная сторона выдачи государственной тайны (§ 253) заключается в нарушении обязанности к сохранению государственной тайны при наличии таких обстоятельств, при которых тайна становится известной или доступной иностранным властям, наднациональному или межгосударственному образованию или общественности.

Объективная сторона выведывания государственной тайны (§ 254) заключается в выведывании государственной тайны или в предпринятии попытки сообщить её или сделать доступной иностранным властям, наднациональному или межгосударственному образованию, и тем самым в создании опасности причинения тяжкого вреда для обороны государства или для его отношений с иностранной властью или с наднациональным или межгосударственным образованием.

В литературе справедливо отмечается, что § 254 устанавливает наказания за определённые подготовительные действия. Если они завершились совершением шпионажа, то применяется только § 252 [3, 8. 273]. Во многом это обусловлено тем, что в Австрии и Лихтенштейне приготовление к преступлению по общему правилу не наказуемо и ответственность наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных в Особенной части УК.

Объективная сторона тайной разведывательной деятельности в ущерб государству (§ 256) заключается в организации тайной разведывательной деятельности в ущерб государству или в регулярной поддержке такой деятельности.

Профессор Бахнер-Фореггер сформулировала док-тринальное определение этой категории. Она пишет, что «тайная разведывательная деятельность - это осуществляемая по меньше мере несколькими или многими лицами деятельность в рамках организации, которая ставит задачу по заполучению тайны или собиранию необщедоступных фактов, предметов, обстоятельств или интересуется их передачей» [3, 8. 274].

Данный состав является смежным в отношении того, который предусмотрен в § 319, и устанавливает ответственность за военную разведывательную службу в интересах иностранной власти или надгосударст-венного или межгосударственного образования либо осуществления такой деятельности или её регулярной поддержке. Следовательно, в § 256 речь идёт только о «невоенной» разведке.

Объективная сторона пособничества неприятельским вооружённым силам (§ 257)1 включает в себя поступление на службу в вооружённые силы противника или применение оружие против интересов государства , а также действия в пользу вооружённых сил противника или причинение вреда собственным вооружённым силам во время войны или вооружённого конфликта, в котором принимает участие государство3, или в обстановке, связанной с непосредственно существующей опасностью такой войны или вооружённого конфликта.

Объективная сторона шпионской подделки и уничтожения доказательств (§ 258) состоит в производстве фальшивых средств доказывания о правовых отношениях с иностранной властью или наднациональным или межгосударственным образованием или о сведениях, имеющих значение для отношений с иностранной властью или наднациональным или межгосударственным образованием либо подделывает настоящие, уничтожает их или повреждает и тем самым угрожает интересам государства, а также использование таких фальшивых или поддельных средств доказывания, угрожающее интересам государствам.

Как отмечает профессор Бахнер-Фореггер, данное предписание регламентирует особый случай фальсификации доказательств или сокрытия [3, 8. 275]. Можно констатировать, что данный состав является смежным относительно подделки доказательств (§ 293) и уничтожения доказательств (§ 295), которые

1 Данное деяние - преступление со специальным субъектом (см. подр. далее).

2 Соответственно, Австрия или Лихтенштейн.

3 Соответственно, Австрия или Лихтенштейн.

Уголовное право и процесс

помещены в главу о преступлениях в сфере правосудия.

Субъект государственной измены и шпионажа

Данные преступные деяния подлежат разделению на несколько групп в зависимости от того, кто может являться субъектом их совершения.

Субъектом государственной измены может выступать любое лицо. Никакой уточняющей конкретизации § 242 УК Австрии и Лихетнштейна не предусматривают. В этом мы видим различие данного подхода с российским - УК РФ устанавливает, что субъектом государственной измены может быть только гражданин России.

Субъектом умышленного разглашения государственной тайны в Лихтенштейне и Австрии также может выступать любое лицо. По смыслу § 252, даже если лицу не были доверены сведения, составляющие государственную тайну, в силу профессии, службы, работы, он всё равно может быть субъектом этого преступления (например, лицо случайно обнаружило носитель с данной информацией и стало её с умыслом разглашать).

Субъект выдачи государственной тайны специальный: лицо, совершившее это деяние, несмотря на возложенные на него особые правовые обязанности по сохранению тайны. Данная обязанность может вытекать из служебного контракта, из соглашения о неразглашении государственной тайны и других документов.

Субъектом выведывания государственной тайны и тайной разведывательной деятельности в ущерб государству, шпионской подделки и уничтожения доказательств может быть любое лицо: как гражданин (подданный), так и иностранец, а также лицо без гражданства.

В отношении состава пособничества неприятельским вооружённым силам законодатель прямо конкретизировал, кто является его субъектом. По общему правилу, им может быть только гражданин (поддан-ный)1. Впрочем, указано, что иностранные граждане подлежат уголовной ответственности по данной норме только в том случае, если во время совершения преступного деяния они находятся на территории Австрии или Лихтенштейна.

В этой связи профессор Бахнер-Фореггер пишет: «Данное предписание действует в отношении австрийских граждан в связи с их обязанностью быть верными своему государству и по отношению к не австрийским гражданам в связи с их обязанностью проявлять лояльность по отношению к государству пребывания» [3, 8. 274].

Субъективная сторона государственной измены и шпионажа

Все рассматриваемые составы в Австрии и Лихтенштейне могут быть совершены только с умыслом -

1 Соответственно, речь идёт о гражданине Австрии или подданном Лихтенштейна.

этот вывод логически вытекает из конструкции их объективной стороны.

В некоторых случаях законодатель специально акцентирует на этом внимание. Так, § 252 УК Австрии и Лихтенштейна предусматривает уголовную ответственность за умышленное разглашение государственной тайны. В остальных случаях это подразумевается.

Отметим и то, что в этих странах в уголовном праве отсутствует имеющее место в России подразделение умышленных преступлений на совершённые с прямым и косвенным умыслом. Вместо этого Уголовные кодексы Австрии и Лихтенштейна в § 5 выделяют умысел намеренный, «если лицо предполагает осуществить фактическую сторону дела или достичь наступления последствий, которые определены законом в качестве предполагаемого деяния», и умысел осознанный, когда «лицо не просто предвидит возможность осуществления фактической стороны дела или наступления последствий, которые определены законом в качестве осознанных, но и предвидит неизбежность их осуществления или наступления» [5, s. 60-72]. По смыслу норм, предусматривающих ответственность за государственную измену и шпионаж, форма умысла не имеет юридического значения.

В отдельных составах законодатель дополнительно конкретизирует субъективную сторону. Например, в § 253, предусматривающим ответственность за выдачу государственной тайны, прямо указано: лицо должно «осознавать то, что эти сведения составляют государственную тайну». Можно провести параллель с «заведомостью», предусмотренной в российском уголовном праве.

Вопрос 4. Санкции, предусмотренные за государственную измену и шпионаж. Как и во многих других странах, в Австрии и Лихтенштейне классификация преступных деяний предопределяется санкциями, предусмотренными за их совершение.

Согласно § 17 УК Австрии и УК Лихтенштейна, преступлениями (Verbrechen) являются умышленные деяния, которые наказываются пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок более 3 лет в качестве минимального наказания. Все остальные деяния признаются уголовными проступками (Vergehen).

Поскольку государственная измена и шпионаж серьёзно угрожают как внутренней, так и внешней безопасности государства, то почти все они являются преступлениями (исключения составляют выдача государственной тайны и тайная разведывательная деятельность в ущерб государству, наказываемые лишением свободы до 3 лет).

Государственная измена влечёт наказание в виде лишения свободы от 10 до 20 лет (точно такое же наказание предусматривает российский Уголовный кодекс за шпионаж). Приготовление к государственной измене влечёт наказание в два раза мягче, то есть от 1 до 10 лет лишения свободы.

Трефилов А. А.

m

Ещё одна интересная особенность: в Австрии и Лихтенштейне наказание за приготовление к государственной измене тождественно наказанию за шпионаж: в обоих случаях предусмотрено лишение свободы от 1 до 10 лет.

Примечательно и то, что, в отличие от России, наказание за умышленное разглашение государственной тайны (основная форма шпионажа) в этих странах в два раза мягче, чем за государственную измену.

При этом, если лицо, совершившее шпионаж, предоставило информацию, составляющую тайну, не иностранным властям или наднациональному или межгосударственному образованию, а общественности, то оно наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Выведывание государственной тайны влечёт наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет, тайная разведывательная деятельность в ущерб княжеству Лихтенштейн - до 3 лет, пособничество неприятельским вооружённым силам - от 1 до 10 лет, шпионская подделка и уничтожение доказательств - от 6 месяцев до 5 лет.

Уголовное законодательство данных государств с целью предотвращения преступлений и минимизации ущерба, который они причиняют, содержит так называемые «поощрительные примечания» к некоторым составам. Они предусматривают освобождение лица от уголовной ответственности, которое добровольно прекратило совершать соответствующие деяния и демонстрирует позитивное посткриминальное поведение.

Согласно § 243, лицо не наказывается за государственную измену, если оно добровольно отказывается от совершения преступного деяния или препятствует его осуществлению, в том случае, если в нём участвуют несколько лиц, либо когда оно добровольно предотвращает наступление результата; лицо не наказывается даже тогда, когда осуществление преступного деяния прекращается, а преступный результат не наступает без содействия этого лица, однако оно, не осознавая этого, добровольно и настойчиво старается

воспрепятствовать осуществлению преступного деяния или предотвратить наступление преступного результата.

Согласно § 245, лицо не наказывается за приготовление к государственной измене, если оно добровольно отказывается от преступной деятельности или препятствует осуществлению государственной измены, в том случае, если в её подготовке участвуют несколько лиц.

По смыслу данной нормы, оно подлежит применению только при приготовлении к государственной измене в соучастии.

Согласно § 247, не наказывается в соответствии с § 246 («угрожающие государству объединения») тот, кто добровольно, прежде, чем о его преступной деятельности станет известно соответствующим органам (абз. 3 § 151), информирует их обо всём, что ему известно об объединении и его планах, причём до того момента, пока это остаётся неизвестным данным органам.

Нормы об уголовной ответственности за шпионаж не содержат аналогичных «поощрительных примечаний».

Рассмотренный выше опыт Австрии и Лихтенштейна может быть полезен для развития российского законодательства о государственной измене и шпионаже в данной области и для обогащения её уголовно-правовой науки.

Литература

1. Серебренникова А. В. Уголовный кодекс Лихтенштейна. М., 2015.

2. Немецко-русский юридический словарь / под ред. П. И. Гришаева и М. Н. Беньяминова. М., 2007.

3. Bachner-Foreger H. Strafgesetzbuch. Wien. 2009.

4. Berger E. Rezepion ist ein Faktum. Die Reform des lichtenssteinischen Justizrechts in den 1970er Jahren // Beiträge Lichtenstein Institut. 2004. Nr. 22.

5. Seiler S. Strafrecht. Allgemeine Teil 1. Grundlage und Lehre von der Straftat. Wien, 2007.

A. A. Trefilov

CRIMINAL LIABILITY FOR HIGH TREASON AND ESPIONAGE IN CRIMINAL LAW OF AUSTRIA AND LIECHTENSTEIN (Part 1)

In this article the author considers features of high treason and espionage on the basis of normative and doctrinal sources in criminal law of Austria and Liechtenstein. It identified key features which are characteristics for the respective criminal legal institutions of Austria and Liechtenstein. Current official statistics was also given. A comparison with the Russian legislation was made, where it was necessary.

Keywords: Austria, Liechtenstein, high treason, espionage.

TREFILOV Aleksandr A. - Candidate of Law, Senior Researcher of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow. E-mail: foreign1@izak.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.