Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕУПЛАТА НАЛОГОВ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галуева Вероника Олеговна, Бацазов Марат Артурович

В статье дается анализ действующим составам преступлений в налоговой сфере по Уголовному Кодексу РФ, приводятся конкретные цифры неуплат, являющиеся основанием для привлечения к уголовной ответственности и анализируются изменения, внесенные в рассматриваемые статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY IN THE TAX SPHERE

The article analyzes the current elements of crimes in the tax sphere under the Criminal Code of the Russian Federation, provides specific figures of non-payments that are the basis for criminal prosecution and analyzes the changes made to the articles under consideration.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_83 УДК 343.359

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ CRIMINAL LIABILITY IN THE TAX SPHERE

ГАЛУЕВА Вероника Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: madina.beteeva@mail.ru;

БАЦАЗОВ Марат Артурович,

магистрант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: madina.beteeva@mail.ru;

Galueva Veronika Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Gorsky GAU. 37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: madina.beteeva@mail.ru;

Batsazov Marat Arturovich,

Master's student, K.L. Khetagurov State University.

362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: madina.beteeva@mail.ru

Краткая аннотация: В статье дается анализ действующим составам преступлений в налоговой сфере по Уголовному Кодексу РФ, приводятся конкретные цифры неуплат, являющиеся основанием для привлечения к уголовной ответственности и анализируются изменения, внесенные в рассматриваемые статьи.

Abstract: The article analyzes the current elements of crimes in the tax sphere under the Criminal Code of the Russian Federation, provides specific figures of non-payments that are the basis for criminal prosecution and analyzes the changes made to the articles under consideration.

Ключевые слова: Уголовный кодекс, налогообложение, уголовная ответственность, неуплата налогов, налогоплательщики, налоговые агенты.

Keywords: Criminal Code, taxation, criminal liability, non-payment of taxes, taxpayers, tax agents.

Для цитирования: Галуева В.О., Бацазов М.А. Уголовная ответственность в налоговой сфере // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 83-85. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_83.

For citation: Galueva V.O., Batsazov M.A. Criminal liability in the tax sphere //Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 83-85. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_83.

Статья поступила в редакцию: 23.08.2022

Уголовный Кодекс РФ закрепляет целый ряд статей, которыми регламентируются налоговые посягательства и уклонение от выплаты страховых взносов. Рассмотрим специфику каждого состава рассматриваемой категории деяний и привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших посягательства в области налогообложения.

В ст. 198 и 199 Уголовного кодекса закрепляется ответственность в случаях уклонения от налоговых выплат, сборов, а также страховых взносов с граждан или юридических лиц соответственно. Индивидуальные предприниматели облагаются ответственностью на основании статьи 198 УК РФ как граждане (физические лица).

В отношении плательщиков налогов, являющихся физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, уголовное преследование может осуществляться на основании п.1 ст.198 УК РФ при уклонении от налоговых выплат в сумме свыше 2 млн. 700 тыс. руб., если они не производятся в течение трех финансовых лет.

Плательщики, являющиеся юридическими лицами, подлежат уголовной ответственностью на основании статьи 199 УК РФ, если они не выплачивали на протяжении трех финансовых лет подряд сумму в размере 15 млн. рублей.

При этом следует подчеркнуть, что налоговые и страховые взносы, не произведенные юридическим лицом, подлежат суммированию. [1]

Отметим также, что вплоть до 12.04.2020 в УК РФ закреплялся ряд факультативных критериев. В частности, нарушители облагались уголовной ответственностью при меньшем размере невыплаченных налогов (900 тысяч рублей для граждан и индивидуальных предпринимателей и 5 млн. рублей для организаций), но лишь в том случае, если размер уклонения был больше 10 % (25 % — для организаций) от общего объема подлежащих выплате налогов определенным плательщиком. С 12 апреля 2020 года данный «относительный» критерий исключили. Осталась лишь абсолютная сумма совершенных правонарушений.

Санкции за посягательство в виде невыплаты взносов, сборов и налогов значительно разнятся в зависимости от того, кто его совершил, - организация или физическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Если нарушителем является ИП или физлицо, самый большой срок лишения свободы должен составлять не более трех лет. Если же нарушителем выступает организация, то при совершении посягательства в особо крупных размерах срок лишения свободы может составить до шести лет.

При этом необходимо подчеркнуть, что посягательства, за которые предусмотрено не более трех лет лишения свободы, подпадают под категорию деяний небольшой степени тяжести. Посягательства же, за которые предусмотрен срок от пять до десяти лет является тяжким. В

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 9(213)

зависимости от того, какая категория тяжести присвоена посягательству, Уголовный кодекс закрепляет разные сроки давности обложения уголовной ответственностью. Это означает, что ИП по прошествии двух лет с момента завершения осуществления налогового деяния не облагается уголовной ответственностью, так как срок уголовного преследования за посягательства средней степени тяжести заканчивается по прошествии двух лет. При этом руководитель предприятия может оказаться в совершенно другой ситуации. если имеют место признаки деяния, закрепленные в части 2 ст. 199 Уголовного кодекса (уклонение от выплаты налогов в особо крупном размере), продолжительность срока давности будет составлять десять лет с момента завершения осуществления деяния. Таким образом, в настоящее время соответствующие органы могут начать уголовное преследование за посягательства, совершенные в 2011 году. [2]

Необходимо подчеркнуть, что изменения, внесенные в 2020 г. в УК РФ, поспособствовали улучшению положения плательщиков, которые могли подлежать уголовной ответственности в соответствии с «относительным» критерием. В связи с этим, если сумма налогов не были выплачены до 12 апреля 2020 года, меньше вновь установленных пределов, уголовное дело необходимо прекратить.

К примеру, если по состоянию на указанную дату индивидуальный предприниматель облагается уголовно ответственностью за то, что не выплатил в государственный бюджет средства, превышающие 900 тысяч рублей (и свыше 10% от объема налогов, которые необходимо выплатить), но меньше 2 млн. 700 тысяч рублей, он не подлежит обложению уголовной ответственностью.

Если налоговый агент не осуществляет свои обязательства, то в отношении него может начаться уголовное преследование на основании статьи 199.1 УК РФ. К примеру, это ситуации, когда налоговый агент не удерживает или не направляет в государственную казну налог на доход физических лиц, выплачивая зарплату работникам, или налог на добавленную себестоимость, если выплачивает доходы зарубежному предприятию, у которого отсутствует постоянное представительство в нашей стране.

Объем невыполненных налоговых обязанностей налоговых агентов, по достижении которого может начаться уголовное преследование, закрепляется тот же, что и для плательщиков, являющихся организациями. При этом неважно, в каком качестве выступает налоговый агент - физлица или организации. самый большой предусмотренный срок наказания по этой статье - шесть лет.

В рассматриваемой норме нет строгого закрепления субъекта рассматриваемого посягательства. Следовательно, он может являться гражданином со статусом «ИП» или же гражданином, который согласно его должностному (служебному) положению обязан начислять, взимать и направлять налоговые выплаты. Как правило, это бывает начальник либо главный (старший) бухгалтер предприятия, другой его работник, который имеет особые полномочия на осуществление подобных действий. Также это может быть лицо, которое фактически осуществляет функции руководителя либо главного бухгалтера. Как правило, это бывает бухгалтер, так как именно он реализует обязательства по начислению, взиманию и направлению в бюджет налоговых выплат.

Основным моментом в рассматриваемой категории посягательств выступает наличие личной заинтересованности, или мотива. Личная заинтересованность как мотив рассматриваемого деяния может проявляться, к примеру, в том, что виновный стремится получить имущественную или неимущественную выгоду по причине карьеризма, протекционизма, семейственности, желания выдать желаемое положение за действительное, воспользоваться в ответ той или иной услугой, получить поддержку в решении разнообразных вопросов и пр. в соответствии с правоприменительной практикой, наличие личной заинтересованности могут доказать факты, при которых налог не перечислен и при этом: у бухгалтера и/или руководителя есть премия; были оплачены услуги контрагента, то есть аффилированного лица; работники организации получили зарплату (в подобных обстоятельствах, как считают суды, заинтересованность руководителя может заключаться в том, чтобы упрочить свой авторитет у сотрудников).

Для того чтобы исключить привлечение к уголовной ответственности по рассматриваемой статье, необходимо доказать, что у обвиняемого совершенно отсутствовала материальная возможность для того, чтобы осуществить функции налогового агента в данной компании.

В ст. 199.2 УК РФ закрепляется ответственность за сокрытие финансовых ресурсов или имущества предприятия либо ИП, из средств которых должны взыскиваться страховые взносы, сборы и налоги.

Рассмотрим характеристику субъекта посягательства. Так, в качестве субъекта посягательства, регламентируемого ст. 199.2 Уголовного кодекса, может выступать гражданин со статусом «ИП», собственник имущества предприятия. Также это может быть директор предприятия или человек, занимающийся реализацией управленческих функций в сфере распоряжения собственностью предприятия. Процент привлечения к уголовной ответственности по данной статье в числе всех остальных деяний довольно высок и составляет 50-60%.

Рассмотрим составы, закрепляемые в статьях 199.3 и 199.4. Они устанавливаются в случае невыплаты какого-либо одного страхового взноса. Это могут быть взносы в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Размер невыплаты, по достижении которого нарушитель может понести уголовную ответственность, здесь иной: свыше 1 млн. 800 тысяч рублей, если выплаты не производились в течение 3 финансовых лет для страхователей, являющихся физлицами, то есть индивидуальных предпринимателей; свыше 6 млн. рублей для страхователей, являющихся организациями.

Ответственность за данные деяния намного меньше, чем за не выплачиваемые налоги и страховые взносы в Пенсионный фонд. В частности, самый большой объем наказания для руководителя предприятия - не более трех лет лишения свободы (в случае, если им не были выплачены свыше 13 млн. рублей). Принимая во внимание тарифы названных страховых взносов, нужно очень постараться, чтобы не выплатить такие огромные средства.

Рассмотрим, по каким основаниям могут быть заведены уголовные дела в сфере налоговых деяний.

Начиная с 7 декабря 2011 г., уголовное дело могло быть заведено по ст. 198 — 199.2 Уголовного кодекса лишь на основании действующего Решения фискального органа о том, чтобы привлечь плательщиков или налоговых агентов к уголовной ответственности за осуществление налоговых деяний, объем недостачи по которым позволяет начать уголовное преследование. Отметим, что материалы проверок, на основании которых было вынесено подобное решение, должны были отправляться фискальным органом Следственному комитету лишь при условии, что плательщиков не были выплачены суммы доначисленных по решению сборов и налогов свыше 2 месяцев с момента окончания срока по конкретному требованию. [3]

Однако этот порядок вскоре был изменен. Уже в конце 2014 г. уголовное преследование по налоговому посягательству могло начать на основании как материалов, предоставленных фискальными органами названным выше способом, так и заявления о деянии, направленном из разнообразных источников. В частности, такими источниками могли стать в том числе СМИ. Также уголовное дело могло быть заведено на основании прокурорского постановления о том, чтобы направить определенную документацию органам предварительного следствия с целью разрешить вопрос об обложении уголовной ответственностью. Кроме того, основанием для возбуждения уголовного дела могла выступить явка с повинной.

Посмотрим, к чему это привело на практике. Для того, чтобы принять решение о начале уголовного преследования, следователю не нужно ждать, когда придут результаты проверок из фискального органа. Он имеет право на самостоятельное выявление признаков налогового деяния и вреда от его осуществления. При этом он может руководствоваться информацией оперативно-розыскных мероприятий, которые провели работники полиции.

Но и это еще не все. Тот факт, что начало уголовного преследования не привязано к введенному в действие решению, принятому фискальным органом по итогам проверки, выступает основанием для начала уголовных дел, осуществления следственные мероприятий и привлечения к уголовной ответственности за совершение рассматриваемой категории деяний до десятилетней давности. Причем сейчас отсутствует ограничение сроком проведения выездной налоговой проверки, длительность которой составляет не более 3 лет, которые предшествуют году начала проведения таких проверок. Из-за отсутствия подобной увязки значительно затрудняется, если не исключается полностью, ранее предусмотренная возможность исключить уголовное преследование (для того чтобы реализовать эту возможность, нарушителю достаточно было выплатить штрафы, пени и недоимки в соответствии с решением фискальных органов).

К примеру, в обстоятельствах, когда налоговая проверка была неоткрытой, а объем недовыплаченных средств предъявляется следователем, у плательщика нет этой возможности. Предъявляемые к выплате средства должны быть оспорены в судах общей юрисдикции в пределах конкретного уголовного дела.[4]

Таким образом, статистика показывает, что налоговые преступления являются одним из часто совершавшихся видов экономических преступлений в современной России. Происходящие в законодательстве изменения работают на налогоплательщика (например, увеличение суммы неуплаты как основания для привлечения к уголовной ответственности), однако это дает оснований для пренебрежения своими конституционными обязанностями, закрепленными в статье 57 основного закона государства.

Библиография:

1. Российская газета. 2006г. 31 декабря. № 4263

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)

3. Ванеева, Д. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах / Д. Ванеева, С. Валиев // Студенческая наука - агропромышленному комплексу : Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета, Владикавказ, 11-12 апреля 2018 года. - Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2018. - С. 219-221. - EDN XVFWXJ.

4. Разгулин, С. Об уголовной ответственности за налоговые преступления // Актуальная бухгалтерия. - 2017. - N 11- С.16.

References:

1. Rossiyskaya Gazeta. 2006. December 31. №4263

2. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (ed. of 14.07.2022, with amendments. from 18.07.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 07/25/2022)

3. Vaneeva, D. Responsibility for violation of legislation on taxes and fees / D. Vaneeva, S. Valiev // Student science - agro-industrial complex : Scientific works of students of the Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz, April 11-12, 2018. - Vladikavkaz: Gorsky State Agrarian University, 2018. - pp. 219-221. - EDN XVFWXJ.

4. Razgulin, S. On criminal liability for tax crimes // Actual accounting. - 2017. - N 11- P.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.