УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Уголовная ответственность граждан Таджикистана за преступления совершенные на территории иностранных государств
Амиров Азизджон Азаматович,
аспирант кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА им. Кутафина) E-mail: azizjon-amirov@mail.ru
В данной статье рассматривается вопросы уголовной ответственности граждан Таджикистана за преступления совершенные на территории иностранных государств. Анализируя уголовное законодательство Республики Таджикистан можно прийти к выводу, что по принципу гражданства действия уголовного закона можно привлечь к уголовной ответственности не только граждан Таджикистана, но и иностранных граждан и лиц без гражданства за совершения преступных деяний за пределами страны. В статье также затрагивается вопросы ответственности лиц с двойным гражданством. Приводятся мнения ученых о понятии и содержании принципа гражданства действия уголовного закона. После всестороннего исследования делается предложения по совершенствованию уголовного законодательства. В частности, автор предлагает в ч. 4 ст. 15 УК РТ предусмотреть универсальную юрисдикцию некоторых категорий преступлений, за совершения которых уголовная ответственность должна наступить независимо от их места совершения.
Ключевые слова: уголовный закон, преступление, принцип гражданства, ответственность, территория, иностранный гражданин.
S2
со см о см
1л
Уголовная ответственность граждан Таджикистана за преступление, совершенное на территории иностранного государства, наступает по принципу гражданства действия уголовного закона. Данное положение принципа гражданства распространяется и к иностранным гражданам, и к лицам без гражданства, имеющим постоянное место жительства в РТ.
В ч. 1 ст. 15 УК РТ закреплен принцип гражданства которая устанавливает, что «Гражданин Республики Таджикистан, а также постоянно проживающее в ней лицо без гражданства, за преступление, совершенное на территории иностранного государства, привлекается к уголовной ответственности в соответствии с УК РТ в случае, если совершенное им деяние признается преступлением в государстве, на территории которого совершено такое деяние и, если это лицо не было осуждено за данное преступление в иностранном государстве. При осуждении данных лиц наказание не должно превышать максимального предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого совершено преступление».
Ф.Ф. Мартенс этот принцип называл "национальным", смысл которого заключается в том, что государство имеет право и обязанность наказывать своих подданых не только за преступления, совершенные на своей территории, но и за грани-цей[7, с. 154-156]. Данный принцип, как считает Г.Ф. Шершеневич, определяет право государства на применение карательных мер в отношении всех своих граждан, совершивших преступление за границей [15, с. 360-361].
Принцип гражданства в отдельных литературных источниках называется принципом личного подчинения или национальным, согласно которому субъект преступления вне зависимости от места совершения преступного деяния несет ответветственность согласно законам того государства, резидентом которого данный субъект яв-ляется[13, с. 47]. Пребывание гражданина в другой стране не отменяет обязанностей, установленных национальным законом, но, вместе с тем, исполнение норм отечественного законодательства не должно осуществляться в ущерб правовым нормам той страны, в которой находится иностранный гражданин. Гражданин, совершивший преступление на территории другого государства,
писал Ф.Ф. Мартене, может понести наказание согласно национальному уголовному законодательству вне зависимости от того, был ли он ранее осужден за совершение этого преступления в иностранном государстве[8, с. 229]. Такое положение закрепленно, например, в действующем УК КНР, статья 10-я которого предусматривает уголовную ответственность лиц, совершивших преступления за пределами КНР, даже если эти лица привлекались к уголовной ответственности за границей[14].
Анализ принципа гражданства в УК Таджикистана тесно связан с правовым статусом лиц, которые считаются субъектами преступления по отечественному уголовному праву. По этой причине выделяют всего 3 категории: граждане Таджикистана, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Действие УК РТ распространяется на каждое лицо, которое попадает под приведённые выше категории совершивших преступление. Для того чтобы рассмотреть принцип гражданства, необходимо подробно проанализировать каждую из вышеперечисленных категорий.
Понятие «лицо без гражданства», в соответствии с Конвенцией о статусе апатридов, принятой 28 сентября 1954 года, означает ситуацию, когда человек не признается в качестве гражданина ни одним государством в рамках его правовой системы[5]. Статус апатрида может возникнуть сразу после рождения, когда ребенок рождается в стране, где принято применять принцип «крови», например, в Японии, но его законные представители обладают гражданством другого государства, основанного на принципе «права земли», например, Аргентине. В таком случае, несовершеннолетний потенциально может остаться без гражданства^, с. 95].
Лица без гражданства отличаются особым правовым состоянием, именуемым "безграждан-ство", что обусловливает специфику применения норм уголовного права. Для минимизации правовых коллизий, связанных с безгражданством лица, была создана Конвенция о сокращении безграж-данства от 30 августа 1961 г. Данная Конвенция закрепляет необходимость предоставления гражданства лицам, признанным апатридами, со стороны государства, на территории которого они ро-дились[4]. Также Конвенция устанавливает, что страны-участницы не могут лишить человека гражданства, если такое лишение делает его апатридом. Однако, не во всех странах данная норма соблюдается. Например, в некоторых странах за совершения определенных преступлений лишается гражданства лица независимо от того делает ли это его апатридом или нет.
В Таджикистане государство поощряет приобретение иностранными гражданами и лицами без гражданства, гражданства Республики Таджикистан и не препятствует приобретению ими гражданства иного государства, тем самым государство всячески содействует предотвращению без гражданства[6].
Действующее национальное уголовное законодательство делит лиц без гражданства на две категории. Это лица которые, постоянно проживают на территории РТ, и лица которые, не имеют постоянного места жительства на территории РТ.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона РТ «О правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Таджикистан», выданный органами внутренних дел вид на жительство дает право лицам, не имеющим гражданства и также иностранным гражданам, постоянно проживать на территории РТ, иметь практически равный правовой статус с гражданами Рт. Это особенно заметно в сфере уголовного права, где они подпадают под действие УК РТ на основе территориального принципа, если уголовное деяние было совершено на территории РТ, или на основе принципа гражданства, если преступный акт был совершен за пределами РТ.
Лица, не имеющие гражданства, обладают таким же правовым статусом, как и иностранные граждане, независимо от того, являются ли они постоянными жителями Таджикистана или нет. Кроме того, они могут нести ответственность в соответствии с УК РТ на базе следующих принципов: территориального, универсального и реального действия УК РТ. Например, если человек не имеет гражданства, но находится на территории РТ и совершает преступление, то этот человек привлекается к ответственности на базе территориального принципа, даже если он не располагает в РТ постоянным местом жительства. Также, если лицо без гражданства совершает уголовное преступление за пределами РТ, оно может быть привлечено к ответственности на основе универсального принципа, который допускает преследование за уголовные правонарушения, совершенные за границей. И, наконец, если лицо без гражданства совершает уголовное преступление за пределами РТ, которое имеет воздействие на национальные интересы, оно может быть привлечено к ответственности на основе реального действия уголовного закона, который основывается на защите интересов государства.
Правовой статус иностранных граждан, пребывающих в Таджикистане, определяется Конституцией РТ, законом РТ "О правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Таджикистан", иными национальными и международными актами. Под иностранным гражданином понимается лицо, не имеющее гражданства РТ, но являющееся гражданином другого государства. Согласно Закону, в пределах РТ иностранные граждане и лица без гражданства обладают теми же правами, что и граждане Таджикистана, и несут равные с ними обязанности перед государством. Права иностранных граждан закре- р плены в Конституции РТ и других нормативных ак- Д тах. На указанных лиц распространяются все пред- Е усмотренные Конституцией и другими законами РТ К права независимо от гражданства, социального ё и имущественного положения, расовой и нацио- у нальной принадлежности, пола, образования, язы- А
ка, отношения к религии, рода, характера занятий и других обстоятельств. Реализация принадлежащих иностранным гражданам прав не должна наносить ущерб интересам Таджикистана, общества, правам и законным интересам граждан РТ. Иностранцы обязаны соблюдать законы РТ.
Гражданско-правовой статус лица является важной юридической категорией, существование которой определяет объем прав, свобод и обязанностей граждан как на территории собственного государства, так и на территории других госу-дарств[11, с. 90]. Следовательно, наличие у лица гражданства Республики Таджикистан вне зависимости от фактического местонахождения данного лица предполагает обладание правом на защиту законных интересов со стороны государства. Применение мер по обеспечению граждан РТ возможностью полноценного пользования правами, установленными международными соглашениями РТ и национальным законодательством государства -принимающей стороны, входит в компетенцию дипломатических представительств, консульских учреждений, иных государственных структур и должностных лиц.
Гражданин и государство обладают взаимными правами, обязанностями и ответственностью, весь комплекс которых закрепляется за государством и его резидентами вне зависимости от фактического места пребывания лица. Соответственно, юрисдикция государства распространяется на граждан, находящихся как внутри страны, так и за ее пределами.
Согласно уголовному закону, граждане РТ могут быть привлечены к ответственности преимущественно по территориальному принципу, если они совершили преступление на территории государства, и по принципу гражданства - если они совершили преступление за границей.
А.Г. Князев отмечает, что в принципе гражданства действия УК Российской Федерации предусмотрена формулировка «совершение вне пределов РФ преступления» (ст. 11 УК РФ). По мнению автора, данное положение означает как территорию иностранного государства, так и международное пространство. Автор идеи считает, что преступление, совершенное гражданином РФ на территории международного пространства, следует считать совершенным на территории РФ[3, с. 120].
Однако мы не можем согласиться с А.Г. Князевым, потому что международное пространство является общим. В соответствии с международным правом оно не принадлежит ни одному государству. Если гражданином государства совершено преступление на международном пространстве, которое не имеет тесного отношения к государству, то реализация территориального принципа исключается. Например, если преступление со— вершено гражданином РФ на космическом кора-S2 бле РФ, бесспорно применяется территориальный Я принцип, а если преступление совершено россий-° ским гражданином на космическом корабле NASA, sb то применяется принцип гражданства.
Согласно нормам международного права, юрисдикция государства над гражданами своего государства должна распространяться даже в случае их нахождения на территории иностранного государства, но ее осуществление может происходить только на территории государства - гражданства лица, если иное не предусмотрено международными соглашениями[13, с. 43].
Однако, ч. 1 ст. 8 Конституционного закона РТ «О гражданстве Республики Таджикистан» устанавливает, что «лицо, имеющее гражданство другого государства и при этом являющееся гражданином Таджикистана, должно быть признано только гражданином этого государства, кроме тех случаев, которые предусматриваются договорами РТ международного характера» [6]. Эта норма имеет целью определить, что гражданин РТ не признается гражданином другого государства. После распада СССР и формирования на его территории независимых стран многие граждане бывшего СССР получили гражданство не только страны, в которой они проживали, но и других государств, что создавало дополнительные нюансы в их правовом статусе и требовало тщательной проверки. В результате было установлено, что эти лица имеют двойное гражданство. Например, гражданин Таджикистана может быть одновременно гражданином РТ и РФ на основании подписанного официального соглашения (договора) между странами РФ и РТ, затрагивающего вопросы двойного гражданства.
Двойное гражданство относится к правовому статусу человека, имеющего гражданство двух или более стран. Оно может быть получено с участием или без участия страны, в которой человек первоначально получил свое первое гражданство, в зависимости от наличия двусторонних договоров между соответствующими странами. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Конституционного закона, приобретение двойного гражданства регулируется международными договорами Таджикистана. Гражданин РТ может быть одновременно принят в гражданство другого государства, с которым РТ заключен соответствующий договор. Однако граждане РТ, добровольно приобретающие гражданство другого государства, с которым у РТ нет договора о двойном гражданстве, утрачивают гражданство РТ (ч. 2 ст. 23)[6].
Гражданство не только предоставляет определенные права, но и налагает на человека обязанности и ответственность. Этот принцип в равной степени применим к лицам с двойным гражданством, поскольку обе страны, которым они присягают на верность, обязаны защищать своих граждан, независимо от их местонахождения. Однако правовой статус лиц с двойным гражданством может также создавать ряд трудностей, особенно в отношении выполнения ими своих обязательств перед страной[3, с. 129].
Один из ключевых вопросов заключается в том, что лицо с двойным гражданством не может отказаться от выполнения своих гражданских обязательств в одной стране, ссылаясь на свои обяза-
тельства перед другой страной, гражданство которой оно имеет. Эти положения вытекают из принципов международного права, которые регулируют правовой статус лиц с двойным гражданством. Это говорит о том, что от граждан с двойным гражданством ожидается соблюдение законов и правил обеих стран, даже если иногда они могут столкнуться с конфликтами или проблемами при выполнении своих обязательств перед каждой страной.
Кроме того, двойное гражданство может вызывать и другие сложности, например, вопросы, связанные с налогообложением, военной службой и дипломатическим представительством. Некоторые страны могут требовать от граждан с двойным гражданством платить налоги в обеих странах, или могут требовать от них служить в вооруженных силах одной или обеих стран. Также лица с двойным гражданством могут столкнуться с проблемами в дипломатических вопросах, так как некоторые страны могут не признавать двойное гражданство и рассматривать человека непосредственно как гражданина одного государства.
Лицам с двойным гражданством необходимо знать о возможных последствиях правового характера, обязанностях, которые связаны с их статусом, и соблюдать законы и правила обеих стран. Так, иностранное государство привлекает к ответственности гражданина своего государства, совершившего акт уголовного правонарушения в пределах той страны, чье гражданство имеет данный гражданин, и соответственно, действует в рамках законодательства этого государства.
В УК РТ и в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 1996 г. не предусмотрено уголовная ответственность лиц имеющих двойное гражданство. Учитывая вышеизложенное, уголовная ответственность лиц с двойным гражданством, как мы полагаем, должна быть решена следующим образом:
а) гражданин РТ, постоянно проживающий на ее территории и одновременно имеющий гражданство другого государства, совершивший преступление на территории иностранного государства, подлежит ответственности по УК РТ, если совершенное им деяние признано преступлением по законодательству государства, на территории которого совершено преступление, и он не был там осужден, при условии, что иное не предусмотрено двусторонними договорами;
б) гражданин РТ, постоянно проживающий на территории иностранного государства и имеющий гражданство этого государства, при совершении преступления на его территории подлежит ответственности по УК РТ на тех же основаниях и условиях, которые названы в части 1 статьи 15 УК РТ;
в) гражданин РТ, имеющий двойное гражданство, постоянно проживающий на территории третьих государств, совершивший преступление на их территории, привлекается к уголовной ответствен-
ности по УК РТ, если это деяние признается преступлением в этих государствах, это лицо не было осуждено за данное преступление в этих государствах и привлекается к уголовной ответственности на территории РТ.
Одновременное применение территориального принципа и принципа гражданства может образовать коллизию в определении сферы действия уголовного закона в пространстве. Например, гражданин Республики Таджикистан, совершивший преступление за границей, находится под юрисдикцией обоих государств, если у него двойное гражданство. В этом случае лицо пользуется защитой и попечительством своего государства, а с другой стороны - несет ответственность за правонарушение, совершенное за границей, также и по законам своей страны.
Принцип гражданства применим лишь в тех обстоятельствах, когда «принцип территориальности» по определенным причинам не может применяться, то есть преступник не преследуется в государстве, где было совершено преступление^, с. 120]. Однако в целом принцип территориальности имеет приоритет над другими принципами. Концепция двойной ответственности применяется не часто.
Может возникнуть ситуация, когда гражданин РТ, имеющий постоянное место жительства в иностранном государстве, совершает преступление и его действия признаются преступлением в соответствии с уголовным законом РТ, но не считаются преступлением по закону иностранного государства. В этом случае, в соответствии с ч. 1 ст. 15 УК РТ, уголовная ответственность гражданина РТ исключается. Указанные положения вытекают из норм международного права. Согласно ч. 1 ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, «никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением» [10]. Согласно положениям ст. 7 Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, «никто не может нести ответственность за деяние, которое, согласно действовавшему в момент его совершения национальному законодательству или международному праву, не признавалось преступлением. Кроме того, не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения преступления. Никто не должен быть осужден или наказан вторично за преступление, за которое он уже был осужден или понес наказание на основе национального законодатель- р ства» [9, с. 260]. ИД
Принцип non bis in idem служит ограничением Ч
m
карательных действий правоохранительных орга- К нов государства и устанавливает особые условия S применения уголовного законодательства к своим у гражданам и лицам без гражданства, проживаю- А
щим на постоянной основе в пределах РТ, но совершившим уголовные правонарушения за границей Республики Таджикистан. Это ограничение свидетельствует о том, что наказание, которое назначается данным лицам, не может превышать наибольших санкций, установленных законами иностранного государства, где было совершено преступление.
Согласно общепринятым принципам международного сообщества, наказание за преступление должно определяться законами места совершения преступления. Поэтому, если человек совершает преступление в одной стране, а преследуется в другой, законы иностранного государства должны быть приняты во внимание, и преступник не должен быть подвергнут более суровому наказанию, чем то, которое было бы назначено в государстве, где было совершено преступление.
Если на территории РТ какое-то деяние не носит преступного характера, то по принципу законности не может быть и наказания (и иных уголовно-правовых последствий) за это деяние. Согласно ч. 1 ст. 4 УК РТ, преступность деяния на территории РТ определяется только УК РТ.
Отличительная особенность принципа гражданства УК РТ от УК других стран состоит в том, что в УК РТ предусмотрена ответственность за совершение преступления на территории иностранного государства. Так, Законом РТ от 14 ноября 2016 г. № 1359 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Республики Таджикистан» в ст. 15 УК РТ добавлена часть 4, согласно которой «гражданин Республики Таджикистан, а также постоянно проживающее в Республики Таджикистан лицо без гражданства за преступление, совершенное на территории иностранного государства, также привлекается к уголовной ответственности в соответствии с УК РТ в случае, когда, в соответствии с конкретными статьями Особенной части УК РТ, уголовная ответственность предусмотрена именно за совершение преступления на территории иностранного государства». Например, ст. 4011 предусматривает уголовную ответственность за «незаконное вовлечение и участие граждан Республики Таджикистан и лиц без гражданства в вооруженных подразделениях, вооруженном конфликте или военных действиях на территории других государств». Однако в других статях Особенной части УК РТ прямо не предусмотрена ответственность за совершение преступления на территории других государств. На наш взгляд, формулировка изложенная законодателем в ч. 4 ст. 15 УК РТ является не вполне удачной. Учитывая нестабильность в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также интересы нашей страны, мы предлагаем предусмотреть в ч. 4 ст. 15 УК РТ универсальную юрисдикцию отдельных преступлений — против объектов, охраняемых внутригосударственна ным правом, за совершение которых граждане РТ Я и лица без гражданства, постоянно проживающие ° на территории РТ, должны привлекаться к ответ-Ц ственности по УК РТ независимо от места их со-
вершения. В этот перечень следует включить преступления террористического характера, а также преступления, связанные с наркотиками, легализацией преступных доходов, коррупцией, торговлей людьми и трансплантацией органов.
Таким образом, согласно принципу гражданства (ч. 1 ст. 15 УК РТ), гражданин РТ несёт ответственность за любое общественно опасное деяние, совершенное за пределами РТ, которое, в соответствии с законодательством РТ, признаётся преступлением, если совершенное им деяние признается преступлением в государстве, на территории которого совершено такое деяние. Принцип гражданства обычно применяется в случаях, когда преступление было совершено за рубежом, но преступник установлен или задержан на территории Таджикистана. В таких ситуациях существует реальная необходимость применения принципа гражданства для определения надлежащего порядка действий; лицо совершило преступление за пределами страны, но было экстрадировано в РТ по требованию РТ.
Предлагается предусмотреть в ч. 4 ст. 15 УК РТ универсальную юрисдикцию отдельных преступлений против объектов, охраняемых внутригосударственным правом, за совершение которых граждане РТ и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РТ, должны привлекаться к ответственности по УК РТ независимо от места их совершения. В этот перечень следует включить преступления террористического характера, а также преступления, связанные с наркотиками, легализацией преступных доходов, коррупцией, торговлей людьми и трансплантацией органов.
Литература
1. Закон Республики Таджикистан «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Таджикистан» от 02.01.2018 г. // [Электронный ресурс]. URL: http://ncz.tj/ (дата обращения: 10.06.2022).
2. Зюбанов Ю.А. Действие уголовного закона в пространстве (опыт сравнительного анализа уголовного законодательства стран СНГ. Дис. ... канд. юрид. Наук. - М., 2001. - 198 с.
3. Князев А. Г. Действие уголовного закона в пространстве. Дис. ... канд. юрид. Наук. - Ульяновск, 2006. - 179 с.
4. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/statelessness. shtml (Дата обращения: 18.06.2022).
5. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года [Электронный ресурс]: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/apatride.shtml (Дата обращения: 10.06.2022).
6. Конституционный закон Республики Таджикистан «О гражданстве Республики Таджикистан» от 8 августа 2015 г. // Национальный
центр законодательства при президенте Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ncz.tj/ (Дата обращения: 22.06.2022).
7. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2-х томах. Том 2 / под редакцией и с биографическим очерком доктора юридических наук, профессора В.А. Томсинова. - М.: «Зерцало», 2008. -209 с.
8. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов / под ред. Л.Н. Шестакова. Т. 1. - М.: Изд-во «Юрид. колледж МГУ». 1996. - 369 с.
9. Международное право в документах: Сборник международно-правовых актов и внутреннее законодательство Республики Таджикистан / сост.: Бобоев У.Х., Махмадшоев Ф.А., Менгли-ев Ш.М., Пулатов А.С., Салихов З. - Душанбе: Контраст. 2011. - 761 с.
10. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ахбо-ри Маджлиси Оли Республики Таджикистан. -1998. - № 23-24. - Ст. 323.
11. Тафсири илмию оммавии Конститутсияи (Сар^онуни) Чум^урии Точикистон // Зери та^рири доктори илм^ои ^укукшиносй, профессор, академики Академияи илм^ои ЧТ Махка-мов М.А. - Душанбе, 2009. - 520 с.
12. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник. - М.: Норма, 2018. - 320 с.
13. Уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. А.Н. Тарбагаева. - М., 2012. - 448 с.
14. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики от 14 марта 1997 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.china-embassy. org/rus/zfhz/zgflyd/t1330730.htm (Дата обращения: 08.06.2022).
15. Шершеневич Г.Ф. Избранное: В 6 т. Т. 4, включая Общую теорию права / вступ. слово, сост. П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2016. - 496 с.
CRIMINAL LIABILITY OF CITIZENS OF TAJIKISTAN FOR CRIMES COMMITTED ON THE TERRITORY OF FOREIGN STATES
Amirov A.A.
Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
This article discusses the issues of criminal liability of Tajik citizens for crimes committed on the territory of foreign states. Analyzing the criminal legislation of the Republic of Tajikistan, it can be concluded that according to the principle of citizenship of the criminal law, it is possible to bring to criminal responsibility not only citizens of Tajik-
istan, but also foreign citizens and stateless persons for committing criminal acts outside the country. The article also touches upon the issues of responsibility of persons with dual citizenship. After a comprehensive study, proposals are made to improve criminal legislation. In particular, the author proposes in part 4 of Article 15 of the Criminal Code to provide for universal jurisdiction of certain categories of crimes for which criminal liability will occur regardless of their place of commission.
Keywords: criminal law, crime, principle of citizenship, responsibility, territory, foreign citizen.
References
1. The Law of the Republic of Tajikistan «On the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Republic of Tajikistan» dated 02.01.2018 // [Electronic resource]. URL: http:// ncz.tj (date of appeal: 10.06.2022).
2. Zyubanov Yu.A. The effect of criminal law in space (experience of comparative analysis of criminal legislation of the CIS countries. Dis. ... cand. jurid. sciences. - M., 2001. - 198 p.
3. Knyazev A.G. The effect of criminal law in space. Dis. ... cand. jurid. sciences. - Ulyanovsk, 2006. - 179 p.
4. Convention on the Reduction of Statelessness of August 30, 1961 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/statelessness.shtml (date of appeal: 18.06.2022).
5. Convention on the Status of Stateless Persons of September 28, 1954 [Electronic resource]: URL: https://www.un.org/ru/doc-uments/decl_conv/conventions/apatride.shtml (date of appeal: 10.06.2022).
6. Constitutional Law of the Republic of Tajikistan «On citizenship of the Republic of Tajikistan» dated August 8, 2015 // National Center of Legislation under the President of the Republic of Tajikistan. [electronic resource]. - Access mode: http://ncz.tj (Date of address: 22.06.2022).
7. Martens F.F. Modern international law of civilized peoples. In 2 volumes. Volume 2 / edited and with a biographical sketch of Doctor of Law, Professor V.A. Tomsinov. - M.: «Zertsalo», 2008. - 209 p.
8. Martens F.F. Modern international law of civilized peoples / edited by L.N. Shestakov. Vol. 1. - Moscow: Publishing house «Law College of Moscow State University». 1996. - 369 p.
9. International law in documents: Collection of international legal acts and domestic legislation of the Republic of Tajikistan / comp.: Boboev U.H., Mahmadshoev F.A., Mengliev Sh.M., Pu-latov A.S., Salikhov Z. - Dushanbe: Contrast. 2011. - 761 p.
10. The International Covenant on Civil and Political Rights of December 16, 1966 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. - 1998. - No. 23-24. - Article 323.
11. Scientific and public interpretation of the Constitution of the Republic of Tajikistan / / edited by Doctor of Law, Professor, Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Makhkamov M.A. - Monday, 2009. - 520 p.
12. Tiunov O.I. International humanitarian law: textbook. - M.: Norm, 2018. - 320 p.
13. Criminal law. General part: textbook / edited by A.N. Tarba-gaev. - M., 2012. - 448 p.
14. Criminal Code of the People's Republic of China dated March 14, 1997 [Electronic resource]. - Access mode: http://ru.china-embassy.org/rus/zfhz/zgflyd/t1330730.htm (date of appeal: 08.06.2022).
15. Shershenevich G.F. Favorites: In 6 vols. 4, including the General Theory of Law / intro. slovo, comp. P.V. Krasheninnikov. - M.: Statute, 2016. - 496 p.