Некоторые особенности принципов действия российского уголовного закона в пространстве как факторы снижения эффективности правового регулирования
В.П. Тимохов
Мурманский факультет Санкт-Петербургского университета МВД РФ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности принципов действия российского уголовного закона в пространстве. Анализу подвергнут принцип гражданства, который в Уголовном кодексе РФ 1996 г. претерпел существенные изменения. Тем не менее, по мнению автора, он нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как его формулировка не охватывает все возможные жизненные ситуации, в результате чего российские граждане могут избегать ответственности за ряд совершенных общественно опасных деяний. Это снижает эффективность и определенность действия российского уголовного закона в отношении лиц с двойным гражданством.
Abstract. Some peculiarities of the principles of the Russian Criminal Law have been considered in the paper. The principle of citizenship, which had been changed greatly in the Criminal Law of the Russian Federation, has been analyzed. The principle of citizenship needs further improvement as its formulation does not comprise all the possible situations. This reduces efficiency and definiteness of action of the Russian Criminal Law concerning double-citizen people.
1. Введение
Эффективность права - это результативность правового воздействия, которая характеризуется общими показателями - состоянием законности, уровнем, устойчивостью правопорядка, находящих выражение в количественных показателях - в отношении между фактическим результатом действия правовых норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы изданы (Алексеев, 1985).
В соответствии с частью 1 ст. 2 Уголовного кодекса РФ, социальной целью уголовно-правового регулирования является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя и безопасности человечества от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности, а также предупреждение преступлений (Уголовный кодекс РФ, 1996).
Основополагающие идеи, которые закреплены в нормах уголовного права и определяют его содержание в целом, образуют его принципы. Основными принципами действия уголовного закона в пространстве являются территориальный принцип и принцип гражданства. Они были закреплены и в прежнем Уголовном кодексе РСФСР (Уголовный кодекс РСФСР, 1960).
Территориальный принцип действия уголовного закона принят практически во всех развитых государствах и означает, что при совершении преступления применяется уголовный закон места его совершения. Вступивший с 1 января 1997 г. в действие новый Уголовный кодекс РФ детализировал этот принцип, разъяснив понятие территории РФ. В ст. 11 УК РФ закреплено, что к территории Российской Федерации относятся также ее территориальные воды и воздушное пространство; континентальный шельф и исключительная экономическая зона; судно, приписанное к порту РФ, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве; военный корабль и военное воздушное судно независимо от места их нахождения. Новый УК РФ в ч. 3 ст. 11 предусмотрел и иные возможные варианты действия российского уголовного закона в пространстве, если они будут предусмотрены международным договором РФ.
В отличие от территориального, принцип гражданства в новом Кодексе претерпел существенные изменения (Федеральный Закон, 1993). Уголовный кодекс 1996 г. кардинально изменил основания и порядок привлечения к уголовной ответственности граждан РФ, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации. При этом, по мнению автора, российские граждане и постоянно проживающие на территории РФ лица без гражданства оказались в более привилегированном положении, так как они могут избежать ответственности за некоторые совершенные общественно опасные деяния.
2. Анализ национального принципа действия российского уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления за пределами Российской Федерации
Как уже отмечалось, новый Уголовный кодекс существенно изменил основания и порядок привлечения к уголовной ответственности граждан РФ, совершивших преступления за границей. В соответствии со ст. 5 ранее действовавшего УК РСФСР российские (советские) граждане за преступления, совершенные на территории иностранного государства, подлежали уголовной ответственности по отечественному законодательству независимо от того, были ли они судимы и отбыли ли наказание по месту совершения преступления. При этом суд мог смягчить наказание или полностью освободить от него в связи с тем, что виновный уже понес наказание за границей (Загородников и др., 1962).
Именно так прежним законодательством трактовался принцип гражданства (национальный принцип). Такое действие уголовного закона по этому принципу обосновывалось тем, что, в соответствии с Конституцией и Законом РСФСР от 28.11.91 г. "О гражданстве РСФСР", граждане России за ее пределами пользуются защитой и покровительством нашего государства и одновременно с этим обязаны соблюдать Конституцию и законы СССР (РСФСР). Предполагалось, что граждане СССР (РСФСР), где бы они ни находились, обязаны были неукоснительно соблюдать законы (Малков, Сундуров, 1994).
Привлечение наших граждан к повторной уголовной ответственности не соответствовало являющемуся правовой аксиомой общепризнанному принципу non bis in idem - "не дважды за одно и то же". Кроме того, это положение уголовного законодательства вступило в противоречие с принятой 12 декабря 1993 г. Конституцией РФ, согласно ст. 50 которой "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление" (Конституция, 1993). В соответствии с п. 2 раздела второго Конституции РФ, законы, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются только в части, ей не противоречащей. Таким образом, Конституция отменила положения частей 1-3 ст. 5 УК РСФСР.
Новый Уголовный кодекс привел в соответствие национальный принцип действия уголовного закона требованиям Основного Закона страны и международно признанным нормам. Теперь граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства (апатриды), совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности один раз. В соответствии сч. 1 ст. 12 УК РФ, они подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.
При этом законодатель существенно различил условия привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления вне территории России граждан РФ и лиц без гражданства, постоянно проживающих на ее территории, и условия привлечения к уголовной ответственности за такие же действия иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в РФ. Ответственность последних (иностранных граждан и не проживающих постоянно в РФ апатридов) наступает в соответствии с реальным принципом действия уголовного закона в пространстве, впервые закрепленным в уголовном законодательстве России (часть 3 ст. 12 УК РФ). Он заключается в том, что эти лица подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Требование о преступности этого деяния по законодательству страны совершения отсутствует.
Российские же граждане и постоянно проживающие на территории РФ апатриды, как уже отмечено, привлекаются к уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено. Здесь законодатель посчитал несправедливым привлечение лица к уголовной ответственности за деяние, которое по месту его совершения не признается преступлением, но является таковым в России. Таким образом, видимо, Российская Федерация проявляет уважение к законодательствам других суверенных государств. Однако такое положение далеко не безупречно.
Естественно, большая часть общеуголовных преступлений против жизни и здоровья, собственности, общественной безопасности предусмотрены уголовным законодательством всех государств. Однако существуют специфические деяния, которые направлены против интересов Российского государства и наказуемы его уголовным законом, но не предусмотрены законодательством других стран, где, соответственно, они уголовно наказуемыми не являются.
Этим положением законодательства российские граждане и постоянно проживающие в России лица без гражданства ставятся в более привилегированное положение: они могут уйти от ответственности за ряд совершенных деяний, в том числе таких, которые отечественное законодательство определяет как особо тяжкие преступления. В первую очередь это относится к преступлениям против конституционного строя и безопасности государства. Например, объектом ст. 275 УК РФ "Государственная измена" и 276 "Шпионаж" является внешняя безопасность России. Она, естественно, не должна и не будет охраняться уголовным законодательством других стран. А случаи, когда объективная сторона таких деяний выполняется только на территории иностранного государства, могут иметь место.
Например, лицо, располагающее государственной тайной, может, будучи в заграничной командировке или в отпуске за границей, передать иностранным спецслужбам сведения, которые оно не похищало и не собирало в России, а которыми оно правомерно располагало (в силу специфики своего служебного положения, производственной деятельности и т.п.). Местом совершения преступления в таком случае будет территория иностранного государства, на которой причинение ущерба интересам государственной безопасности России преступным не признается. Следовательно, исходя из буквального толкования части 1 ст. 12 УК РФ, граждане РФ и постоянно проживающие на ее территории лица без гражданства, совершившие такое деяние, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Вообще же, формулировка части 1 ст. 12 УК РФ "если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено" несколько расплывчата. Ее толкование не дает четкого ответа, что подразумевал при этом законодатель: должно ли законодательством иностранного государства предусматриваться именно такое преступление, или же просто аналогичное, сходное по объективной стороне деяние должно являться преступным по законодательству страны его совершения. В любом случае, возможность привлечения граждан Российской Федерации к уголовной ответственности по УК РФ за государственную измену и постоянно проживающих на территории РФ лиц без гражданства за шпионаж весьма проблематична, так как может быть оспорена только по формальным основаниям. К тому же, в соответствии с частью 3 ст. 49 Конституции РФ, "неустранимые сомнения в виновности лица трактуются в пользу обвиняемого".
Проводя сравнительный анализ уголовных законодательств Российской Федерации и других государств, можно найти еще целый ряд деяний, предусмотренных УК РФ, которые отсутствуют в законодательствах других стран. Не предусмотрена в ряде государств уголовная ответственность за незаконное производство аборта, разнятся преступления в сфере экономической деятельности и т.д.
Принцип (основание) привлечения к уголовной ответственности граждан РФ и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства за преступления, совершенные вне пределов РФ, требует законодательного совершенствования. Думается, было бы целесообразным распространить на таких лиц реальный принцип привлечения к уголовной ответственности, заключающийся в возможности привлечения любого лица к ответственности по УК РФ за преступление, совершенное за границей, если оно направлено против интересов России. Для этого в часть 3 ст. 12, где закреплен реальный принцип действия уголовного закона в пространстве, можно добавить положение или оговорку о том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации деяние, которое не признано преступлением в государстве, в котором оно совершено, но направлено против интересов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ.
Сейчас же в соответствии с реальным принципом действия уголовного закона в пространстве к ответственности привлекаются только иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ и совершившие вне пределов РФ преступление, направленное против интересов РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.
Кроме того, реальный принцип позволяет эффективней разрешать пространственные коллизии уголовных законодательств различных государств, к которым приводит одновременное следование территориальному принципу и принципу гражданства. Например, если гражданин России совершил преступление на территории Украины, то он оказывается в правовом поле двух государств и может быть привлечен к уголовной ответственности и по украинскому, и по российскому законодательству. Если он будет задержан на Украине, то, в соответствии с общепринятым территориальным принципом, он будет привлекаться к ответственности по украинскому законодательству. В случае его нахождения на территории России, уголовное преследование его будет осуществляться по российскому законодательству, так как, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Уголовного кодекса, граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
Как видим, при совершении единичного преступления пространственная коллизия разрешается легко. Сложнее разрешить подобные коллизии в случаях, когда группа граждан различных государств занимается преступной деятельностью на территории нескольких государств.
Например, к выявленной в России незаконной транспортировке наркотиков из Афганистана через Таджикистан, Казахстан, Узбекистан в Россию могут быть причастны граждане ряда государств, объединившихся в интернациональную преступную группу или сообщество. Правоохранительные органы России вправе расследовать только такие эпизоды преступной деятельности, которые совершены на ее территории или совершены ее гражданами. В результате этого из охваченного единым умыслом деяния будет вычленен ряд эпизодов, при расследовании которых уголовного преследования могут избежать многочисленные соучастники, пособники и даже организаторы, в том числе и граждане России, находящиеся на территории других государств. В таких случаях эффективность правоприменительной деятельности российских правоохранительных органов существенно снижается.
Необходимость противодействия межнациональной организованной преступности также требует более широкого применения реального принципа действия уголовного закона в пространстве. Применяя в указанных случаях реальный принцип, Россия будет наиболее полно защищать свои интересы и интересы своих граждан.
3. Недостатки российского уголовного законодательства в урегулировании особенностей привлечения к уголовной ответственности лиц с двойным гражданством
Не предусматривает раскрытый в ст. 12 УК РФ национальный принцип действия уголовного закона в пространстве возможного наличия у лица, совершившего преступление, двойного гражданства, то есть гражданства России и гражданства иностранного государства. Возможность же гражданина России иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) предусмотрена ст. 62 Конституции РФ. Часть 2 ст. 3 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" конкретизирует возможность гражданина РФ по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор. На сегодняшний день, в частности, имеются такие договоры с Республикой Таджикистан, Туркменистаном и другими (Федеральный Закон, 1994, 1996; Об урегулировании..., 1994, 1995).
В случае перемещения лиц с двойным гражданством (бипатридов) после совершения преступления из одного государства в другое могут также возникнуть проблемы с решением вопроса о привлечении их к уголовной ответственности.
Например, у правоприменителей должно возникнуть следующее сомнение: выдавать ли совершившее в Туркменистане лицо с двойным (русско-туркменским) гражданством Туркменистану в соответствии с частью 2 ст. 13 УК РФ как иностранного (туркменского) гражданина, или привлекать его к уголовной ответственности по законодательству России как гражданина РФ, что требует часть 1 ст. 12 УК РФ и ст. 61 Конституции РФ. Должны возникнуть сомнения о порядке привлечения к уголовной ответственности и в случае совершения таким лицом преступного деяния на территории третьего государства.
Конечно, такие вопросы могут быть урегулированы путем международных договоров. И даже при отсутствии международного договора вопрос о выдаче можно решить дипломатическим путем в зависимости от каждого конкретного случая и с учетом полученной информации относительно лица, подлежащего уголовной ответственности, характера отношений с запрашивающим государством, а также других обстоятельств. Такие случаи на практике имели место.
Так, 3 декабря 1988 г. Израиль выдал Советскому Союзу четверых преступников, руководимых П. Якшиянцем, которые 1 декабря 1988 г. захватили в городе Орджоникидзе в качестве заложников тридцать школьников и их учительницу, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль. Работники МИД СССР по открытой телефонной связи сообщили о предполагаемом полете преступников советской консульской группе в Тель-Авиве, надеясь, что израильтяне услышат эту беседу и заинтересуются происходящим. Через час после этого разговора с главой консульской группы связался исполняющий обязанности генерального директора МИД Израиля Ануг, после чего начал решаться вопрос о выдаче преступников. В это время между Израилем и СССР не было не только международного договора, но и дипломатических отношений (Раззаков, 1996).
Но таким дипломатическим путем вопрос о выдаче преступников может решаться только в чрезвычайных обстоятельствах, при совершении преступлений, имеющих межгосударственный общественный резонанс. Правоприменителей же надо вооружать конкретными, четкими и ясными формулировками национального закона, учитывая при этом, что одна из основных задач законодателя -
добиться максимальной точности и доступности предписаний закона всеми, к кому они обращены. При этом надо учесть, что единственным источником уголовного права является уголовный закон, то есть нормативно-правовой акт, состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовной ответственности и содержат общие положения уголовного законодательства, другие - определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо в определенных случаях указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания (Здравомыслов, 1996).
Данное определение уголовного закона, его понятие в широком смысле относится, прежде всего, к Уголовному кодексу, в котором должны быть регламентированы все вопросы уголовного права. Согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ, уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, и новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот Кодекс.
Ст. 13 УК РФ, регламентирующая выдачу лиц, совершивших преступление, не учитывает и возможного наличия у лица двойного гражданства. Она говорит только о возможности выдачи иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов РФ и находящихся на территории РФ, в соответствии с международным договором Российской Федерации. В соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Они даже имеют приоритет перед законами и иными источниками внутригосударственного права.
Тем не менее, было бы желательным отражение основных положений этих международных договоров о выдаче преступников в Уголовном кодексе. В любом случае, необходимость включения в Уголовный кодекс положений о выдаче преступников с двойным гражданством уже назрела.
4. Заключение
В заключение еще раз отметим, что национальный принцип (принцип гражданства) действия российского уголовного закона в пространстве, сформулированный в части 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ и определяющий ответственность граждан РФ и постоянно проживающих на территории РФ лиц без гражданства, совершивших преступления за пределами Российской Федерации, нуждается в законодательном совершенствовании. Действующая сейчас формулировка затрудняет привлечение к уголовной ответственности этих лиц за совершение ряда общественно опасных деяний, которые являются преступлениями в соответствии с российским законодательством, но не признаются преступлениями на территории стран их совершения. В качестве одного из путей решения этой проблемы предлагается распространение на такие случаи действия реального принципа, включив в часть 3 ст. 12 УК РФ, где он изложен, соответствующее правовое положение или оговорку.
Назрела также необходимость включения в Уголовный кодекс положений о привлечении к уголовной ответственности, выдаче другому государству лиц, совершивших преступление, и имеющих, наряду с гражданством России, гражданство другого государства, т.е. лиц с двойным гражданством (бипатридов).
Литература
Алексеев С.С. Теория государства и права. М., Юрид. лит., с.433-434, 1985.
Загородников Н.И., Якубович М.И., Кириченко В.Ф., Демидов Ю.А. Советское уголовное право (общая и особенная части). М., Государственное издательство юридической литературы, с.20, 1962.
Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Общая часть: Учебник. М., Юрист, с. 21, 1996. Конституция Российской Федерации, 1993.
Малков В.П., Сундуров Ф.Р. Уголовное право России. Общая часть. Казань, Изд-во Казанского университета, с.65, 1994.
Об урегулировании вопросов двойного гражданства. Договор между Российской Федерацией и
Республикой Таджикистан от 07.09.95 г. Дипломатический вестник, № 10, с.24-26, 1995. Об урегулировании вопросов двойного гражданства. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 декабря 1993 г. Дипломатический вестник, № 1-2, с.27-29, 1994.
Раззаков Ф.И. Бандиты времен социализма (Хроника российской преступности 1917-1991 гг.). М.,
ЭКСМО, с.338-343, 1996. Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996. Уголовный кодекс РСФСР, 1960.
Федеральный Закон от 15.12.96 г. № 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и
Республикой Таджикистан об урегулировании вопроса двойного гражданства", 1996. Федеральный Закон от 17.06.93 г. № 5206-1 "О гражданстве Российской Федерации", 1993. Федеральный Закон от 25.11.94 г. 341-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопроса двойного гражданства", 1994.