Научная статья на тему 'Угольная промышленность в свете Энергетической программы России до 2020 г'

Угольная промышленность в свете Энергетической программы России до 2020 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угольная промышленность в свете Энергетической программы России до 2020 г»

© В.И. Велесевич, Л.С. Плакиткина, 2004

УДК 662.62:658.26

В.И. Велесевич, Л. С. Плакиткина

УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В СВЕТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РОССИИ ДО 2020 ГОДА

Ту аспоряжением Правительства Россий--МГ ской Федерации от 18 августа 2003 г. № 1234-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.

Энергетическая стратегия России в период до 2020 г. базируется на результатах оценки основных тенденций в экономике на среднесрочную и долгосрочную перспективу, выполненной на основе рассмотрения возможных сценариев развития, учитывающих как благоприятное, так и неблагоприятное сочетание внутренних и внешних факторов, различные темпы проведения структурных преобразований, а также основные макроэкономические параметры соответствующих сценариев.

Согласно Энергетической стратегии России в период до 2020 г. установлены 4 сценарных вариантов развития экономики страны и, соответственно, добычи угля до 2020 г. При благо-

приятных условиях (оптимистический и благоприятный сценарии развития) добыча угля должна возрасти до 430-400 млн т. При менее благоприятном или неблагоприятном сочетании внешних и внутренних условий и факторов (умеренный и критический сценарии развития) добыча угля достигнет 375-300 млн т.

Из этих 4-х вариантов в данной статье рассмотрены базовые два: оптимистический (I вариант) и умеренный (3 вариант), которые к тому же уточнены с точки зрения фактических значений в 2003 году и, соответственно, возможных сценариев развития. Прогнозируемые объемы добычи угля на 2010 г., 2015 г., 2020 г. в зависимости от вариантов развития отрасли приведены на рис. 1.

Рис. 1. Прогнозируемые уровни добычи угля, согласно «Энергетической стратегии России на период до 2020 года»

500 450 400 350 н 300 250 5 200 150 100 50 0

□ 1 вариант - оптимистический □ 3 вариант - умеренный

430

375

330 3ои 342

310

2010 2015 2020

годы

№ п/п 2003-2010 гг. 2011-2015 гг. 2016-2020 гг. 2003-2020 гг.

1 Ввод новых мощностей 1 вариант 140,5 94,9 131,6 366,9

3 вариант 128,1 84,7 90,6 303,4

2 Выбытие мощности 1 вариант 75,6 54,9 62,6 193,0

3 вариант 73,4 52,7 57,6 183,7

3 Прирост мощности 1 вариант 64,9 40,0 69,0 173,9

3 вариант 54,7 32,0 33,0 119,7

4 Мощность всего (на конечный год периода) 1 вариант 3 вариант 349,8 339,6 389,8 371,6 458,8 404,6

Следует отметить, что данные уровни добычи угля обеспечены достаточным объемом балансовых запасов угля (более 200 млрд т - 12 % мировых), т.е. по разведанным и потенциальным запасам высококачественного угля развитие угольной отрасли практически не имеет ограничений.

Перспективные уровни добычи угля в России будут определяться, прежде всего, спросом на него на внутреннем рынке страны, обусловленным уровнем технологической и ценовой конкурентоспособности угля по отношению к альтернативным энергоресурсам в условиях насыщенности рынка топливом.

При условии опережающего роста цен на природный газ и стабилизации цен на уголь соотношение цен (в условном топливе) на газ и энергетический уголь должно измениться. Так, если в 2002 г. данное соотношение составляло

0,62, то в 2006 г. оно должно быть равным, т.е. 1/1, в 2010 г. - 1,4/1, а в последующие годы -2/1. Как показали проведенные расчеты, только при таком соотношении можно достичь намеченных объемов потребления угля, а цены на уголь обеспечат необходимое развитие отрасли. Для недопущения необоснованного завышения цен на уголь намечается осуществить ряд мер антимонопольного контроля, включая государственное регулирование процессов экономической концентрации.

Наращивание добычи угля ожидается, прежде всего, в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах, располагающих наиболее благоприятными условиями для обеспечения страны высококачественным и экономичным топли-

вом. Сохранятся, а в некоторых случаях и возрастут, достигнутые объемы добычи угля на месторождениях Восточной Сибири, Дальнего Востока, Южно-Якутском бассейне, а в европейской части России - в Восточном Донбассе и Печорском бассейнах как важного фактора энергообеспечения топливодефицитных западных регионов страны.

Объем добычи бурых углей будет определяться темпами развития Канско-Ачинского бассейна, а также освоением таких перспективных месторождений, как Мугунское и Ха-ранорское в Читинской области, Ерковецкое в Амурской области, Лучегорское и Павловское в Приморском крае. При любом сценарном варианте развития доля бурых углей составит не менее одной трети добычи угля по стране.

Особенностью динамики потребления коксующихся углей в связи с переходом соответствующих предприятий во владение металлургических холдингов является их зависимость от программы развития металлургии. Ожидается, что добыча коксующихся углей в стране будет расти более низкими темпами, чем добыча энергетических углей, и может составить в 2010 г. около 70 млн т, а в 2020 г. 75-80 млн т.

Основным направлением совершенствования технологической структуры угольного производства в перспективе является увеличение удельного веса добычи угля открытым способом, позволяющего получать уголь с более низкими производственными и инвестиционными затратами. Доля добычи угля откры-

Дин.1МИКЛ добычи у! ПН 1Г Рек ГШК НО П ФВД1!|МЦИИ ПО СМЫПИММ И Ш!С ЩфиНД^НННМ

Опшмислсчегпт плр плит

- ..........................................'г'И

I ■ ^ ^ ^ Щ _ "

4-*:ЗР' ■

1Ш Н*1 пи и» н*1 нм № м> ш т 1*1* ми ЛШ]

6-КСРННЫ И И*? 15-ри*Л?НИ* П*Пьй*ГЛ ПйСТДО*

ПрОЧНФ «+( т.:р.;г. дфни*

■&□■ С Г■□ ■ 11■ ]Ы Сибири Ккнгга-Ачннспи йке*нн

КуэИЫрЫЙ Кйе««им

БкННМИН 1МПС-ри.ТД'*Н УрЬЛк

Дфисыпи б-ассжн

ПсДНОЕШНЫН С|К«НИ Иг+ИД; «НИ &ЛС;СГЙН

Рис. 2

тым способом должна возрасти с 65 % в 2002 г. до 75-80 % в 2020 г.

Динамика добычи угля в России по отдельным бассейнам в период до 2020 г. приведена на рис. 2 (оптимистический вариант) и рис. 3 (пессимистический вариант).

Достижение прогнозируемых объемов добычи угля, приведенных на рис. 1-3, возможно при условии вводов новых мощностей, объемы

которых приведены в таблице.

Рост мощностей в отрасли будет осуществляться в период 2006-2010 гг., в основном, за счет технического перевооружения, а в период 2011-2020 гг. - за счет коренного изменения технического уровня угольного производства путем применения техники нового поколения на вновь введенных мощностях. Достижение намечаемых объемов добычи угля в стране,

Рис. 3

Общие инвестиции Инвестиции в Инвестиции для

основной капитал добычи угля

□ 1 вариант □3 вариант

Рис. 4. Потребность в инвестициях угольной промышленности на период 2003 - 2020 гг.

ввод новых мощностей, техническое перевооружение отрасли, создание и внедрение техники нового поколения, развитие транспортной инфраструктуры потребуют значительного объема инвестиций.

Потребность в общих инвестициях на развитие отрасли в период 2003-2020 гг., включая техническое перевооружение, реконструкцию, новое строительство угледобывающих предприятий и обогатительных фабрик, с учетом прогнозируемого удорожания инвестиционных затрат на 1т добычи угля, в зависимости от сценария развития отрасли, по расчетам ИНЭИ РАН, составят 19,8-22,4 млрд. долларов США (рис. 4).

Основными источниками финансирования развития угольной промышленности будут собственные средства предприятий отрасли и заемные средства.

Как показали расчеты, проведенные в ИНЭИ РАН, потребность в требуемых инвестициях (см. рис. 4) может быть полностью удовлетворена за счет собственных средств угольных предприятий при условии списания кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом и при условии роста среднеотраслевых цен реализации у производителя угольной продукции в расчетном периоде более чем в 2 раза.

В том случае, если не будет принято решение о списании кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом, и темп роста среднеотраслевых цен на угольную продукцию будет более низким, для обеспечения намеченных темпов увеличения добычи угля и требуемых объемов мощностей предприятий с одновременным повышением технического уровня предприятий необходимо проведение эффективной государственной инвестиционной политики. Данная политика должна предусматривать решение следующих задач:

- реструктуризация кредиторской задолженности угольных предприятий по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также в государственные внебюджетные фонды, что позволит осуществлять инвестирование за счет прибыли;

- реализация мер налогового стимулирования привлеченных инвестиций;

- непосредственное участие государственного бюджет в инвестиционных программах на условиях предоставления кредита на возвратной и платной основах;

- развитие лизинговых отношений и прочие.

Государственная поддержка отрасли будет ограничена финансированием завершения работ по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, субсидированием на первом этапе процентных ставок по привлеченным органи-

зациями отрасли кредитам для развития производства. Кроме того, до 2010 г. планируется выделять государственную поддержку на реализацию проектов создания чистых угольных технологий и углехимических производств (синтетическое жидкое топливо, газ, углеродные нити и другие).

Следует отметить, что долгосрочная государственная политика в угольной отрасли предусматривает следующие три этапа:

- в 2003-2005 гг. - завершение приватизации угольного производства, улучшение финансового состояния угольных организаций, продолжение ликвидации особо убыточных предприятий угольной отрасли, осуществление мер социальной защиты высвобождаемых работников, мероприятий по социальной и экологической реабилитации шахтерских городов и поселков с использованием средств государственной поддержки;

- в 2006-2010 гг. - завершение ликвидации особо убыточных предприятий, переселения высвобождающихся работников ликвидируемых организаций из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, повышение

конкурентоспособности угольного топлива по отношению к природному газу за счет проведения целенаправленной государственной ценовой политики, осуществления технического перевооружения и интенсификации производства;

- в 2011-2020 гг. - коренное изменение технического и экономического уровня угольного производства за счет перемещения добычи на вновь введенные мощности, оснащенные техникой нового поколения, выход на высококачественную конечную продукцию, в том числе на базе угольно-металлургических, энерготехнологических и углехимических комплексов.

Таким образом, проведенные при разработке Энергетической программы до 2020 г. прогнозы развития угольной промышленности показывают, что имеются все необходимые предпосылки для выполнения отраслью своей стратегической задачи по оптимальному удовлетворению потребностей экономики и населения России в угле на основе эффективного использования ресурсного и производственного потенциала.

— Коротко об авторах ------------------------------------------------------------------------

Велесевич Владимир Иванович - декан факультета разработки угольных месторождений и подземного строительства, Московский государственный горный университет.

Плакиткина Людмила Семеновна - заведующая лабораторией Научных основ регулирования и развития угольной промышленности, Институт энергетических исследований РАН.

--------------------------------------------------- РУКОПИСИ,

ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

1. Лускатова О.В., Борисович В.Т. Взаимодействие риска и экономической устойчивости горного предприятия (№ 337/03-04 — 22.01.04) с.8.

2. Борисович В.Т., Лускатова О.В., Власова М.С. К вопросу об экономической устойчивости горного предприятия (№ 338/03-04 - 22.01.04) с.9.

3. Скорев М.М. Структура «новой экономики» и ее роль в современном экономическом развитии (№339/03-04 — 28.01.04) с.5.

4. Болвинов А.А. Анализ технологии подготовки и экскавации горных пород в зоне глубоких горизонтов (№ 340/03-04 — 30.01.04) с.3.

------^

V-------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.