Научная статья на тему 'УГНЕТЕНИЕ АКТИВНОСТИ КОМПЛЕМЕНТА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛОРОПРЕНОВОГО КАУЧУКА'

УГНЕТЕНИЕ АКТИВНОСТИ КОМПЛЕМЕНТА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛОРОПРЕНОВОГО КАУЧУКА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕМЕНТ / ХЛОРОПРЕНОВЫЙ КАУЧУК

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Айвазян В.А., Хлгатян Д.С., Аракелова Э.А., Манукян Л.А., Цаканова Г.В.

Исследованы параметры иммунного статуса у работников, занятых в производстве хлоропренового каучука и работающих в районах, отдаленных от промышленной части города. Определение активности комплемента по классическому, альтернативному и лектиновому пути активации проводили методом иммуноферментного анализа. Результаты исследований показали угнетение классического пути активации у работников, занятых в производстве хлорпренового каучука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPRESSION OF THE COMPLEMENT ACTIVITY IN BLOOD SERUM OF WORKERS ENGAGED IN THE CHLOROPRENE RUBBER PRODUCTION

Parameters of the immune status were studied in workers engaged in the production of chloroprene rubber and in people working in districts distant from the industrial part of the city. A method of immunofermental analysis was used to determine the complement activity applying conventional, alternative and lectin ways of activation. The outcome of the investigation revealed the depression of the conventional way of activation in workers occupied in the production of chloroprene rubber.

Текст научной работы на тему «УГНЕТЕНИЕ АКТИВНОСТИ КОМПЛЕМЕНТА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛОРОПРЕНОВОГО КАУЧУКА»

УДК [616.153.96-092:612.017.1]-057:66 В.А.Айвазян1, Д.С.Хлгатян1, Э.А.Аракелова1, Л.А.Манукян1, Г.В.Цаканова1, Р.В.Бадалян2

УГНЕТЕНИЕ АКТИВНОСТИ КОМПЛЕМЕНТА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛОРОПРЕНОВОГО КАУЧУКА

Институт молекулярной биологии НАНРА 2Медсанчасть ЗАО «Завод Наирит», Ереван, Республика Армения

Исследованы параметры иммунного статуса у работников, занятых в производстве хлоропренового каучука и работающих в районах, отдаленных от промышленной части города. Определение активности комплемента по классическому, альтернативному и лектиновому пути активации проводили методом иммуноферментного анализа. Результаты исследований показали угнетение классического пути активации у работников, занятых в производстве хлорпренового каучука.

Ключевые слова: комплемент, хлоропреновый каучук.

Введение. В Армении действуют многочисленные предприятия, использующие высокотемпературные технологии по производству различных химических продуктов, в том числе хлора, хлоропрена, полихлоропреновых и других химических соединений. Технологические особенности производства вышеназванных продуктов, а также бесконтрольное сжигание промышленных и бытовых отходов могут способствовать образованию диоксинов и их поступлению в объекты окружающей среды. Расчетная величина эмиссий диоксинов в республике в год составляет 28,33 г/ТЭ (токсический эквивалент), из которых на долю завода «Наирит», производителя хлоропренового каучука и латекса, приходится 4,5—5 г/ТЭ. На его территории действует ряд производств по выпуску свободного хлора, а также карбида, ацетилена, получаемого из последнего (впоследствии из природного газа), хлорирование моновинилацетилена и бутадиена, с получением 3,4-дихлорбутана-1, с последующим дегидрохлорированием и получением хлоропрена. Продукты хлорирования после перегонки использовались для получения ацетата дихлорфеноксиуксусной кислоты, который применялся как гербицид [1].

Одной из наиболее чувствительной к действию указанных факторов является иммунная система. Согласно данным литературы, ксенобиотики, с одной стороны, могут вступать во взаимодействие с макромолекулами организма и изменять их антигенные свойства, а с другой — существенно изменять процессы активации лимфоцитов, повышать или понижать синтез антител, продукцию цитокинов, комплементарный фактор. Эти изменения зависят от концентрации, продолжительности действия и вирулентности ксенобиотика [2-25].

Поэтому особое значение приобретают экологические причины развития иммунопатологии, а вопросы обеспечения безопасных для здоровья условий труда рабочих, занятых в производстве, и снижение риска профессиональных болезней продолжают оставаться актуальным.

Одной из главных звеньев иммунного ответа организма является система комплемента, которая участвует в ряде нормальных физиологических и патологических реакций. Система комплемента — это совокупность белков сыворотки крови, циркулирующих в неактивном состоянии. Более 20 белков и белковых фрагментов входят в состав системы комплемента, включая белки плазмы крови и клеточной мембраны. Центральный компонент этого протеолити-ческого каскада — С3. Его активация путем расщепления представляет собой главную реакцию всей цепи активации комплемента. С3 может быть активирован тремя основными путями — классическим, альтернативным и лектиновым.

Классический путь запускается активацией комплекса С1 (СЦ, С1г и С18). Комплекс С1 соединяется (через СЦ) с антителами (LgM и LgG), связанными с антигенами, и возникает каскадная реакция. Ранние компоненты (С1, С4, С2) формируют С3-конвертазу (С4Ь2а), которая расщепляет С3 [26].

Альтернативный путь отличается от классического только механизмом активации и ранними реакциями. Расщепление С3 в альтернативном пути не требует взаимодействия антигена с антителами или наличия ранних С1, С4, С2 факторов комплемента. Альтернативный путь запускается гидролизом С3 прямо на поверхности патогена (бактериальные полисахариды и липо-полисахариды, вирусные частицы, опухолевые клетки). С3-конвертаза (СЗЬВЬ) формируется

Таблица 1

Cредний возраст, пол и стаж работы у работников каучукового цеха и контрольной группы

Показатель Контрольная группа Работники каучукового цеха

Средний возраст, годы (М+с); п (женщины/мужчины) 31±10,4 (14/7) 54,7+9,6 (17/14)

Стаж работы на заводе «Наирит», годы (М+с) - 17,8±1З,7

взаимодействием С3 с факторами сыворотки (В и Б) [26].

Маннан (маннан — полимер маннозы) — связанный лектиновый путь гомологичен классическому пути активации системы комплемента, но запускается независимо от антител. Лектиновый путь активирует комплемент при помощи ман-нан-связывающего лектина (МВЦ). MBL (подобный СЦ) — формирует комплекс с МЛ8Р-белками (МЛ8Р-1 и МЛ8Р-2). Когда MBL связывается с поверхностью патогенов (маннозные остатки и другие сахара на мембране болезнетворных микроорганизмов), МЛ8Р- белки (схожи с С1г и с1б) активируются и расщепляют белки С4, С2, которые затем формируют СЗ-кон-вертазу (С4Ь2а). Во всех трех путях СЗ-конвер-таза гидролизует СЗ (СЗа и СЗЬ). Далее, присоединяя дополнительно молекулу С3Ь (опсонин), СЗ-конвертаза превращается в конвертазу С5, которая запускает реакцию формирования мем-браноатакующего комплекса (С5-С9) [27].

При активации комплемента генерируются биологически активные фрагменты белков С2Ь, СЗЬ, СЗа, С4а и С5а-анафилатоксины и С5Ь-С9, которые опосредуют воспалительные реакции, включающие лейкоцитарный хемотаксис (С2Ь,С4а, С5а), активацию макрофагов, нейтро-филов и тромбоцитов, тучных и эндотелиальных клеток (СЗЬ), повышение сосудистой проницаемости (СЗа, С5а приводят к высвобождению ги-стамина из тучных клеток), цитолиз и тканевое повреждение (С5-С9) [26].

Перечисленные выше процессы контролируются специальными белками — ингибиторами острой фазы. Они включают С1-ингибитор (инактиватор С1), факторы I и Н (СЗЬ инакти-ваторы), DAF и СЯ1 (инактиваторы СЗ-конвер-

тазы), СБ59 (ингибитор С9). DAF ускоряет распад СЗ-конвертазы альтернативного пути. СЯ1 (рецептор СЗЬ) расположен главным образом на поверхности эритроцитов и отвечает за удаление из плазмы крови опсонизированных иммунных комплексов (классический путь) [26].

Проявлениями нарушения состояния комплемента являются частые инфекционные заболевания, системные бактериальные инфекции, а также развитие аутоиммунных процессов, что является наиболее вероятным при длительном, хроническом действии токсикантов на организм [28,29]. И в этом аспекте важна оценка возможных маркеров деструкции, что позволило бы при определении характера течения острофазового ответа решать вопросы: постановки диагноза заболевания, прогнозирования его течения и выбора метода лечения.

Учитывая вышесказанное, нами были исследованы параметры иммунного статуса у работников завода «Наирит».

Материалы и методы исследования. В сыворотке крови у 31 работника завода «Наирит» (каучуковый цех) была определена функциональная активность компонента комплемента СЗ по классическому, альтернативному и лекти-новому путях активации.

В исследование были вовлечены рабочие, не имеющие диагностированных сопутствующих заболеваний и давшие свое информированное согласие. Контролем служила сыворотка крови здоровых доноров, живущих и работающих в районах, отдаленных от промышленной части города. Исследование одобрено Комитетом по биоэтике Института молекулярной биологии. В табл. 1 представлен средний возраст, пол и стаж работающих на заводе.

Таблица 2

Интерквартильный размах значений активности комплемента у работников каучукового цеха и

контрольной группы, нг/мл

АктивностьС3 по классическому пути Активность С3 по альтернативному пути Активность С3 по лектиново-му пути

контрольная группа работники каучукового цеха контрольная группа работники каучукового цеха контрольная группа работники каучукового цеха

Число исследованных лиц 19 31 19 31 19 31

Квартили, нг/мл 25% 1300,1 815,85 1241,0 1171,75 1525,0 1565,0

50% (Me) 1463,8 1000,95 1442,0 1288,5 1620,0 1679,0

75% 1731,4 1078,1 1787,7 1581,25 1800,0 1781,5

При очередном профосмотре у рабочих утром натощак забирали кровь из локтевой вены, собирали в специальные центрифужные пробирки, давали ей свернуться при 4°С в течение 1 ч и центрифугировали 20 мин при 3000 об/мин. Полученную сыворотку хранили при <^30°С не более 1 месяца.

Определение активности проводили методом иммуноферментного анализа [30]. В качестве первичных антител к компоненту комплемента С3 были использованы поликлональные кроличьи антитела. Вторичными антителами являлись козьи антитела, коньюгированные щелочной фосфатазой. Активность выражалась количеством распавшегося С3 (нг/мл) в течение часовой инкубации. Все измерения и расчеты проводили на автоматическом планшетном фотометре.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета программ Graphpad Prism — расчет медианы, квартилей, тест Манна и Уитни, корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты и обсуждение. Полученные данные представлены в виде медиан и интерквар-тильного размаха — Me (25 и 75%) (табл. 2). Результаты исследований показали статистически значимые различия активации комплемента по классическому пути у работников каучукового цеха по сравнению с контрольной группой. Статистически значимых различий в активации комплемента по альтернативному и лектиново-му пути в данных группах не наблюдалось. На рис. 1 и 2 дана характеристика дисперсий выше-отмеченных показателей в двух группах. Кроме

Рис. 1. Диапазон распределения значений активности С3 по классическому пути активации комплемента у работников каучукового цеха и контрольной группы

Ме - медиана, высота «коробки» - диапазон данных между 25 и 75% квартилями. р < 0,0001

□ - контроль

□ - рабочие каучукового цеха

того, у работников каучукового цеха практически не наблюдалось корреляции между активностью комплемента и такими факторами как стаж работы (г = 0,033, р = 0,86), возраст (г = <0,096, р = 0,61).

Химические реакции, лежащие в основе образования полимеров, могут идти по типу полимеризации или поликонденсации. Характер неблагоприятного действия продуктов синтеза полимерных соединений на организм работающих определяется в первую очередь токсичностью используемых мономеров. Большинство из них очень реактивны и биологически агрессивны. Обладая сходными химическими свойствами, виниловые мономеры обнаруживают сходство и по своему биологическому действию. Обладая повышенной летучестью, они могут вызывать развитие как острых, так и хронических интоксикаций.

Таким образом, обобщая данные литературы и результаты наших исследований, можно заключить, что хроническая интоксикация виниловыми мономерами, в частности, хлоропре-ном, характеризуется значительным понижением активности компонента комплемента С3 по классическому пути в сыворотке крови рабочих по сравнению с контролем. Результаты альтернативного и лектинового пути активации комплемента свидетельствуют, что, вероятно, уровни компонентов комплемента С2 и С4 соответ-

Рис. 2. Диапазон распределения значений активности С3 по альтернативному и лектиновому пути активаии комплемента у работников каучукового цеха и контрольной группы

□ - контроль

□ - рабочие каучукового цеха

1; 2 - альтернативный путь активации С3 (р = 0,18); 3; 4 - лектиновый путь активации С3 (р = 0,87) Ме - медиана; высота «коробки» - диапазон данных между 25 и 75% квартилями

ствуют значениям нормы. Кроме того, мы предполагаем, что угнетение активности классического пути активации, возможно, является результатом пониженного уровня С1, связанного с действием хлоропрена. Пониженный уровень С1 может привести к преципитации циркулирующих иммунных комплексов в тканях и воспалению. Образование иммунных комплексов — один из компонентов нормального иммунного ответа. Иммунные комплексы образуются при каждой встрече антител с антигеном и разрушаются мононуклеарными фагоцитами после активации комплемента. При избытке антигена (при длительной инфекции или аутоиммунном заболевании), недостаточности комплемента антитела теряют способность нейтрализовать антигены, вместо этого они образуют иммунные комплексы, которые оседают в тканях (этому способствуют факторы, повышающие проницаемость кровеносных сосудов) и вызывают там воспалительные реакции, чреватые повреждением тканей, например, системные заболевания, гломерулонефрит, васкулит и др. [31].

Заключение. Наблюдается значительное понижение активности комплемента по классическому пути активации в сыворотке крови работников каучукового цеха по сравнению с контрольной группой, связанное с хронической интоксикацией хлоропреном. Угнетение классического пути не влияет на активность С3 комплемента по альтернативному и лекти-новому пути активации, что, вероятно, свидетельствует о нормальных уровнях компонентов комплемента С2 и С4 у работников завода. Практически отсутствует корреляция между активностью комплемента и факторами: стаж работы, возраст.

Список литературы

1. Международный проект по ликвидации СОЗ: Обзор ситуации с СОЗ в Республике Армения/НПО Центр экологических исследований; Координатор Тадевосян al. - 2000. - www.oecd. org/dataoecd/10/38/354486795.pdf

2. Арилова Т.У., Меджидов А.В., Алибекова М.Г. и др. //Иммунология, 1991. - № 2. - С. 67-68.

3. Сибиряк С.В., Красилова И.А., Рябчинская Л.А. и др. // Экспериментальная и клиническая фармакология, 1992. - Т. 55. - № 4. - С. 46-49.

4. Tiefenbach B., Lange P. // Arch. Toxicol., 1980. - V. 45. - № 4. - P. 167-170.

5. Tiefenbach B., Hennighausen G., Lange P. // Zbl. Pharm., Pharmakother und Laboratoriumstiagn, 1983. - V122. - № 2. - P. 22.

6. Lin WQ, White KL Jr. // J. Toxicol. Environ. Health, 1993. - V. 39. - № 2. - P. 273-285.

7. Забродский П.Ф., Трошкин Н.М., Меркина С.М. и др. // Токсикологический вестник, 2004. -№ 6. - С. 14-17.

8. Cabassi E. // Veterinary Research Communications, 2007. - V. 31. - № 1. - P. 115-120.

9. Savvas C. Makridesa //Department of Cell Biology, PRAECIS Pharmaceuticals, Inc., Cambridge, Massachusetts, 1998. - V. 50. - № 1. - P. 59-88.

10. Makker S.P., Aikawa M. //A new model. Lab Invest., 1979. - № 41. - P. 45-49.

11. Ewers U., Stiller-Winkler R., Idel H. // Environ Res., 1982. - № 29. - P. 351.

12. Ayub S., Deb K., Sharma M. et al. // Current Science, 2001. - V 80. - № 12. - P. 1592-1595.

13. Merrick B., Bruno E, Jennifer H. et al. // J. Pharmacology and Experimental Therapeutics, 2006. - № 318. - P. 792-802.

14. Markiewski M., Mastellos D., Tudoran R. et al.//J. Immunol., 2004. - № 173. - P. 747-754.

15. Matsushitaa M., Miyakawaa H., Tanakab A. et al. // Journal of Autoimmunity, 2001. - V. 17. - № 3. - P. 251-257.

16. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. - М.: Изд-во ВНИ-РО, 1995. - C. 219.

17. Общая токсикология / Под ред. Б.А.Курлянд-ского, В.А.Филова. - М.: Медицина, 2002. - C. 608.

18. Куценко С.А. Основы токсикологии. Научно-методическое издание. - СПб: ООО Изд. Фолиант, 2004. - C. 720.

19. Ayub S, Deb K., Sharma M. et al. // Department of Biochemistry. - 2001. - V. 80. - № 12. -P. 1592.

20. Shipley J.M., Waxman D.J. // Toxicol. Appl. Pharmacol., 2006. - V. 213. - № 2. - P. 87-97.

21. Mayeno A.N., Yang R.S., Reisfeld B. //Sci. Technol., 2005. - V. 39. - № 14. - P. 5363-5371.

22. Gober M.D., Gaspari A.A. //Curr Dir Autoimmun., 2008. - № 10. - P. 1-26.

23. Aly M.A., Schreder P. //Environ. Sci. Pollut. Res. Int., 2008. - V. 15. - № 2. - P. 143-149.

24. Aninat C., Andre F., Delaforge M. // Food Ad-dit. Contam., 2005. - V. 22. - № 4. - P. 361-368.

25. Wilson I.D., Nicholson J.K. // Xenobiotica, 2003. - V. 33. - № 9. - P. 887-901.

26. Unsworth D.J. //J. Clinical Pathology, 2008. -V. 61. - P. 1013-1017.

27. Worthley D.L., Bardy P.G., Mullighan C.G. // Intern. Med. J, 2005. - V. 35. - № 9. - P. 548-555.

28. Sjoholm A.G., Jonsson G., Braconier J.H. et al. //Mol. Immunol, 2006. - V. 43. - № 1-2. - P. 78-85.

29. Turner M.W. // Mol. Immunol., 2003. - V. 40. - № 7. - P. 423-429.

30. Doods AW., Sim R.B. Complement. A practical approach. Practical Approach series. - Oxford, New York, Tokyo: Oxford University Press Inc., 1997. - P. 274.

31. Wen L., Atkinson J.P., Giclas P.C. // J. Allergy Clin. Immunol., 2004. - V. 113. - № 4. - P. 585-593.

Переработанный экз. материалов поступил в

редакцию 15.10.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.