Научная статья на тему 'Углубленное изучение геологии в средней школе'

Углубленное изучение геологии в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Углубленное изучение геологии в средней школе»

Тимофеев Андрей Петрович,

учитель географии ГОУСОШ № 351 г. Москва

УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

(из опыта создания геологического музея)

Геологические знания являются фундаментальными и наиболее важными при изучении таких школьных предметов как география, химия, биология и экология. Однако, в современном образовательном процессе им отводится крайне скромное место.

Традиционно львиная доля геологических знаний получалась учащимися в ходе изучения географии. Но, в настоящий момент, при интенсивном реформировании отечественного образования им должного внимания не уделяется. Во-первых, они разобщены по курсам географии, начиная с 5 класса и заканчивая десятым. Во-вторых, на их изучение отводится ничтожное количество времени. А в условиях тотальной нехватки педагогических кадров зачастую геология остается самой не раскрываемой темой в курсе географии и других естественнонаучных предметов,

В современном учебном плане распределение времени происходит следующим образом. При изучении природоведения 5 класса (учебник Мельча ков Л.Ф., Скаткин М. П.) на изучение геологических знаний отводится 5 уроков из 34, что составляет около 15% учебного времени. Если рассматривать новое учебное пособие, написанное Суховой Т.С. и Строгановой В.И., то в нем авторы знакомят учащихся с основами биологии, Основам же геологии там место не нашлось. В 6 классе (по учебнику Герасимовой Т.П. и Неклюковой

Н.П.) на изучение темы «Литосфера» отводится 8 час. из 68, что составляет около 12% учебного времени курса. Учебная программа 7 класса ориентирована в большей степени на знакомство учащихся с природой материков и океанов. Изучению темы «Литосфера» отводится (по ученику Коринская В,А., Душина И.В., Щенев В.А.) всего 4 час! из 68, что составляет менее 6% учебного курса. При этом, необходимо отметить, что геологические знания частично возможно внедрить в сознание учащихся при изучении отдельных материков - по 1 уроку на каждый крупный материк при изучении темы «Рельеф и полезные ископаемые». В этом случае насыщенность учебного процесса основами геологии поднимается до десяти с небольшим процентов,

Отдельно необходимо выделить курс географии 8 класса, как завершающий изучение динамической и исторической геологии. В нем происходит не только изучение нового материала, но и закрепление и повторение ранее полученных знаний. Поэтому целая глава учебника (авт. Баринова И.И.) посвящена изучению

основ геологии РФ. Из 68 час общей программы, автор курса предлагает посвятить изучению основ геологии целых 9 час (13,2%).

В 9-10 классе изучению геологических знаний внимания практически не уделяется. Здесь учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми и их практическому использованию. Курсы построены таким образом, что они в основном используют ранее полученные знания, В курсах биологии, химии и экологии о геологической составляющей говориться лишь вскользь. В последнем речь идет в основном об антропогенном воздействии на литосферу.

В процессе реформирования отечественного образования школы переходят на Единый Государственный Экзамен. Хотя относительный объем геологических знаний, выносимых на ЕГЭ и не велик, вопросы требуют фундаментальных знаний как по основам динамической, так и по основам исторической геологии. Некоторые вопросы основаны на знании основ палеонтологии, (ЕГЭ. Репетитор. География. Эффективная методика / М.О. Полякова.)

Геология важна для современного человека тем более, что она, геология, определяется («ге» - Земля, «логос» - учение) как наука о составе, строении и истории развития Земли. В данном понимании она существует с 1657г. (М.П. Эмолотон) (Ермолаев В.Н. География. Словарь-справочник). Земля же, в широком понимании этого термина, являет собой наш общий дом, не зная законов, по которым он существует и развивается не допустимо для любого образованного гражданина.

Выход из сложившейся ситуации видится по следующим направлениям.

1. Более детальное изучение основ геологии в школьном курсе. Это стало возможным при переходе к профильному образованию в старшей школе. В последние годы разработано большое количество различных программ, позволяющих в той или иной степени подробности изучать географию, затрагивая при этом геологические знания. В этой связи следует отметить Н.В. Короновского, разработавшего курс «Основы геологии» для старшей школы (Сиротин В.И. «К вопросу о профильном изучении географии в старших классах 12 летней школы»).

Но, в этом случае, лишь не большая часть учащихся, выбравших географическую специализацию, старших классов будет полноценно обучена и получит достаточный багаж знаний по геологии. Остальная

и большая часть Российских школьников при таком подходе останутся без достаточных знаний о родном доме - планете Земля.

Таким образом данный путь решения проблемы хорош только для профильных школ. Для остальных он мало приемлем, поскольку не обеспечивает качественного и полноценного образования.

2. Насыщение геологическими знаниями всего учебного процесса курса средней и старшей школы. Это возможно выполнить в современной школе лишь частично. Поскольку действующие программы по географии, биологии, химии и экологии предполагают изучение и других разделов соответствующих курсов. При этом необходимо определенное мастерство учителя, легко владеющего основами геологии и палеонтологии. Это должны быть географы, биологи и химики, Поэтому необходимо развитие системы переподготовки педагогических кадров с уклоном на геологическую специализацию, что может затянуть данный процесс на неопределенное время.

В связи с вышеизложенным следует обратить внимание на следующий путь массового изучение геологии в средней и старшей школе.

3. Развитие и совершенствование системы дополнительного образования. Речь, в первую очередь, идет о геологических и краеведческих кружках, где значительное внимание уделяется геологическому строению родного края. Развивая данную систему возможно получить хорошие результаты как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, поскольку кружковая работа подразумевает разновозрастную группу, где старшие учащиеся являют собой пример для младших.

Но обучение геологии в школе сложная задача, требующая определенного материально-технического обеспечения. Прошли те времена, когда в Советском Союзе выпускались коллекции каменного материала и ими были оснащены практически все школы. А одних учебных фильмов и учебной литературы при изучении данного направления явно не достаточно. Академические геолого-минералогические музеи Москвы и России в целом при всем желании не смогут обеспечить необходимую наглядность обучения. Поэтому возникает потребность в приближении наглядного материала к потребителям - ученикам.

С этой целью в Средней общеобразовательной школе № 351 был создан Районный геологоминералогический музей, являющийся центром геологического образования и воспитания в районе Восточное Измайлово г. Москвы, а в перспективе распространил бы опыт подобной работы и на Восточный административный округ.

В создании Районного геолого-минералогического музея принимали участие практически все сотрудники образовательного учреждения, но, в первую очередь, это стало делом всего ученического коллектива,

Музею нужны экспонаты и в летние месяцы со школьниками были организованы походы и экспедиции по Подмосковью, которые принесли богатые результаты. А как только сформировались первые экспозиции поток минералов и горных пород усилил-

ся. Учащиеся со своими родителями выезжали на отдых в разные уголки России и за ее пределы, от куда старались привезти образцы каменного материала для музея.

Необходимо отметить, что неоценимую помощь в организации школьного музея сыграли Геологический музей им. Ферсмана (Никифоров А.), Геологоминералогический музей МГОУ (Зубов В,И,, Бураш-никова Т.А., Кулакова М.В.) и частные коллекционеры (Аносов М.Ю., Колесников С.Ф., Кареевская Ю.А.)идр. 5 сентября 2005г. состоялось торжественное открытие Районного геолого-минералогического музея. К этому моменту музей насчитывал более 300 экспонатов из различных регионов России, Украины, Израиля, Армении, Турции, США, Индии, которые были представлены в 7 экспозициях. Помимо этого фонд создания временных (сменных) экспозиций и обменный фонд музея достиг рубежа более чем в 150 экспонатов. В настоящий момент в музее оформлены следующие постоянные экспозиции.

Систематика минералов демонстрирует многообразие минеральных видов и разновидностей. Здесь к настоящему моменту собрано около 80 наиболее широко распространенных на Земле минеральных вида и разновидностей. Их расположение на витринах осуществляется в соответствии с современной классификацией. Выделяются классы самородных элементов, сульфидов, окислов, солей кислородных кислот, галлоидов и силикатов. Основная задача экспозиции - привить каждому посетителю музея простую идею, что минерал в природе есть химическое соединение. С этой целью рядом с названием минерального вида на этикетке помещен химический состав образца.

Экспозиция активно используется не только на уроках географии, но и химии, иллюстрируя происхождение химических элементов.

Морфология минералов призвана продемонстрировать отличительные особенности минералов. Они могут выражаться в различной форме кристаллов (столбчатая, игольчатая, шестоватая, листоватая и др) и их типичных сростках (друзы, жеоды, щетки и др.), цвете, блеске, твердости. Все эти особенности минералов представлены в экспозиции в полном объеме.

Горные породы в экспозиции представлены по генетическим типам - магматические (интрузивные и эффузивные), метаморфические и осадочные (обломочные, хемогенные и органогенные). Экспозиция наглядно демонстрирует минеральный состав пород, а следовательно, дает представление о том, что горная порода есть природное минеральное образования,

Отдельное место в экспозиции отведено каусто-биолитам - горячим полезным ископаемым, поскольку сегодняшний (да и завтрашний) день России во многом зависит от объемов добычи минерального сырья, в первую очередь, горючих ископаемых. Граждане России должны знать то сырье, за счет которого мы сегодня живем, в лицо!

В целом, экспозиция ориентирована на практическое использование горных пород в хозяйстве государства и дает представление о разных видах сырья -строительное, химическое, поделочное.

Московская область. Эта экспозиция рассказывает о многообразие минеральных ресурсов родного края. Здесь собраны практически все основные виды минерального сырья области, (фосфорит, известняки, доломиты, пески и многое другое)

Экспозиция будет прекрасно дополнять региональную часть курса географии, уроки Москвоведения, будет служить прекрасным наглядным материалом для краеведческого кружка.

Применение минералов дает представление о практическом использовании минеральных ресурсов. Здесь представлены рудные ископаемые (руды черных, цветных, редкоземельных, легирующих, легких металлов). Попутно приводится информация о количественном (в %) содержании полезного компонента в руде. Это позволяет сформировать у учеников представление об исчерпаемости ресурсов и о необходимости их бережного использования.

Отдельное место занимает сырье химической промышленности, агрорудное сырье, драгоценные и поделочные камни, которые является украшением витрины, Где еще так близко можно посмотреть на сырье ювелирной промышленности!?

Наибольший интерес данная экспозиция представляет для учителей химии, где они могут наглядно объяснить учащимся происхождение того или иного химического элемента, продемонстрировать классификацию металлов. В конечном итоге у посетителей музея формируется четкое представление о том, что все что нас окружает изначаньно находилось в недрах Земли,

Прекрасное в камне органично дополняет сложившуюся структуру музея и демонстрирует уникальные минеральные образования. Экспозиция активно задействована на уроках Мировой художественной культуры и при экологическом образовании и воспитании учащихся, поскольку показывает на сколько природа бывает уникальна и неповторима в своем совершенстве.

Экспозиция изделия из камня сформировалась не за долго до открытия музея при активном участии сотрудников и учащихся школы. Музею были подарены личные украшения, выполненные из природного материала. Витрина венчает экспозицию музея, давая представление о конечном продукте при обработке каменного материала.

Материал экспозиций музея органично дополняют геохронологическая шкала и стратиграфический разрез Московской области.

Представленная структура экспозиция не является законченной. В ближайшее время планируется формирование выставки по палеонтологии - «развитие жизни», которая будет знакомить посетителей с историей развития органического мира Земли с момента

появления первых организмов до наших дней. Данная экспозиция будет целиком и полностью направлена на теснейшую связь с биологией и экологией.

Кроме этого, планируется расширение экспозиции по применению минералов и созданию новых выставок, посвященных происхождению названий минералов, вулканам, пещерам и др.

Важным звеном музея будет экспозиция по памятникам природы Московской области, которая почти готова, В дальнейшем сотрудниками музея совместно с ученическим активом будут разработаны 1-2-х дневные пешеходные экскурсионные маршруты по уникальным природным объектам Московской области с целью их изучения и охраны.

Работа по созданию Районного геолого-мине-ралогического музея еще только в самом начале, но она уже приносит определенные плоды. В школе начался процесс по проведению интегрированных уроков и развитию межпредметных связей. За время своего не долгого существования музей посетили учащиеся из многих школ района, тем самым пополнив свой багаж знаний.

Музейная работа является бесконечной и создание музея подразумевает организацию сменных экспозиций, а также работу с поступающими образцами. С этой целью при музее планируется открытие мастерской по работе с каменным материалом, которая позволит качественно обрабатывать получаемые образцы каменного материала и осуществлять дополнительное обучение заинтересованных учащихся технике обработки каменного материала. Но для этого необходимо определенное оборудование, которое будет приобретаться по мере развития музея.

Таким образом, Районный геолого-минерало-гический музей стал в районе Восточное Измайлово г. Москвы центром обучения учащихся школ района геологическим знаниям и воспитания в них любви к окружающей природе при изучении неживой природы,

Литература

1. ЕГЭ. Репетитор. География. Эффективная методика / М.О. Полякова.- М: «Экзамен», 2005. - 320 с.

2. Геологический словарь. В 2-х тт / Под ред. А.Н. Криш-тофовича. М., 1955.

3. Ермолаев В.Н.География.Словарь-справочник.Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. - 544 с.

4. Сиротин В.И. К вопросу о профильном изучении географии в старших классах 12-летней школы/География в школе. 1/2002.

5. Тимофеев А.П. Геология в современном образовательном пространстве. /Проблемы современного образования, выпуск 4. М., МГОУ, 2005.

6. Тимофеев А.П. Методические рекомендации по изучению основ геологии в б классе. /Проблемы современного образования, выпуск 1. М., МПУ, 2001.

Уважаемые читатели!

Оформить подписку можно следующим образом:

1) в почтовых отделениях связи, указав подписной индекс журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» 71941 из информационного каталога агентства Роспечати;

2) через редакцию журнала, оплатив в СБЕРБАНКЕ нижеприведенную квитанцию. Вы можете подписаться на любые номера и любое количество журналов на 2008 год. Для этого напишите разборчивым подчерком фамилию, имя, отчество; адрес (не забудьте, пожалуйста, указать почтовый индекс). Укажите сумму платежа за то количество журналов, на которые Вы подписываетесь.

Стоимость 1 номера журнала с пересылкой - 170 рублей. Журнал выходит 6 раз в год.

Электронный адрес редакции: sidenko@in-exp.ru; сайт: www.in-exp.ru Главный редактор Сиденко Алла Степановна

Подписка на 2 полугодие 2008 г.

Извещение Форма № ПД-4 ООО «Инновации и эксперимент в образовании»

ИНН/КПП 7727626731/772701001 р /счет: 40702810038060147532

Царицынское ОСБ 7978 Сбербанка России ОАО, г.Москва

БИК 044525225 К/с 30101810400000000225

Ф.И.О. плательщика

Адрес плательщика, ИНДЕКС

За журнал «Инновационные проекты и программы в образовании» № № 1,2,3 2008 г., НДС не облагается

Кассир Дата Сумма платежа: 510 ! руб. ■ 00 коп

Плательщик (подпись)

Квитанция Форма № ПД-4 ООО «Инновации и эксперимент в образовании»

ИНН/КПП 7727626731/772701001 р /счет: 40702810038060147532

Царицынское ОСБ 7978 Сбербанка России ОАО, г.Москва

БИК 044525225 К/с 30101810400000000225

Ф.И.О. плательщика

Адрес плательщика, ИНДЕКС

За журнал «Инновационные проекты и программы в образовании» № № 1,2,3 2008 г., НДС не облагается

Кассир Дата і 1 Сумма платежа: | 510 \ руб. ' 00 1 коп

Плательщик (подпись)

АНОНС

Вы может подписаться на новые журналы:

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент», подписной индекс в Агентстве Роспечать - 72415. Стоимость 1 номера журнала с пересылкой (при подписке через редакцию) -130 рублей. Журнал выходит 6 раз в год.

«Эксперимент и инновации в школе», подписной индекс в Агентстве Роспечать - 71940. Стоимость 1 номера журнала с пересылкой (при подписке через редакцию) - 130 рублей. Журнал выходит 6 раз в год.

На сайте редакции www.in-exp.ru можно скачать соответствующую квитанцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.