Научная статья на тему 'Углубленная Профессиональная двухступенчатая подготовка по направлению «Информационные системы»'

Углубленная Профессиональная двухступенчатая подготовка по направлению «Информационные системы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Советов Борис Яковлевич, Цехановский Владислав Владимирович

На основе анализа различных форм, видов и направлений подготовки ИТ-образования даются рекомендации по дальнейшей модернизации образования в данной области в связи с подписанием Болонской конвенции и переходом российского образования на трехступенчатую систему подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Советов Борис Яковлевич, Цехановский Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The profound professional two-level system of preparation on a direction «Information systems»

On the basis analysis of various forms, kinds and directions preparation of it-education recommendations for the further modernization of education in the given area are given in connection with signing baloney convention and transition of our education to 3 step system of preparation experts.

Текст научной работы на тему «Углубленная Профессиональная двухступенчатая подготовка по направлению «Информационные системы»»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ у

УДК 681.327.8

УГЛУБЛЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Б. Я. Советов,

доктор техн. наук, профессор В. В. Цехановский,

канд. техн. наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

На основе анализа различных форм, видов и направлений подготовки ИТ-образования даются рекомендации по дальнейшей модернизации образования в данной области в связи с подписанием Болонской конвенции и переходом российского образования на трехступенчатую систему подготовки специалистов.

On the basis analysis of various forms, kinds and directions preparation of IT-education recommendations for the further modernization of education in the given area are given in connection with signing Baloney convention and transition of our education to 3 step system of preparation experts.

Подписание Болонской конвенции означает переход российского образования на трехступенчатую систему подготовки специалистов: сначала присваивается квалификация бакалавра (не менее четырех лет обучения), затем квалификация магистра (еще не менее двух лет) и заключительная - квалификация доктора философии. Один из принципов Болонского процесса провозглашает совместимость квалификации на достепенном и послестепенном уровнях. При этом первая степень должна вести к возможности занятости на рынке труда или быть подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне.

При переходе к Болонскому процессу необходимо учитывать специфику отечественного образования. Основное отличие его от европейского заключается в том, что оно является профессиональным и дает возможность после окончания вуза заниматься профессиональной деятельностью. Потребность в выпуске специалистов в области информационных технологий будет возрастать, так как к 2025 году прогнозируется увеличение в масштабах страны доли сектора информационных технологий в 3-5 раз по сравнению с существующим уровнем. Таким образом, сложившаяся ситуация на рынке труда требует увеличения масштабов подготовки требуемых

специалистов, что возможно двумя путями: увеличением плана приема абитуриентов или сокращением сроков подготовки. Предпочтительным является второй путь, так как он требует меньших финансовых и временных затрат. В силу указанных причин актуальны разработка и внедрение моделей бакалавра по направлению и по специальности, а также магистра по специальности.

В отличие от характерной для действующих ГОС квалификационной модели компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, мене жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.

Модель специалиста представляет собой набор компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза, профессиональных функций, к которым он должен быть подготовлен, и степень его подготовленности к выполнению конкретных функций.

Компетентностная модель специалиста для сферы техники и технологии включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные;

экономические и организационно-управленческие;

общенаучные;

общепрофессиональные;

специальные.

Социально-личностные, экономические и орга-низационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования как на второй (магистр-ской) ступени ВПО (для бакалавра), так и в сфере дополнительного и послевузовского образования (для бакалавра и магистра).

Специальные компетенции (профессионально ориентированные знания и навыки) решают задачи объектной и предметной подготовки, т. е. обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда.

Когнитивной основой всех компетенций являются научные знания. Однако наиболее сильно этот аспект проявляется в подготовке магистров по специальности, что обеспечивает способность этих специалистов к решению сложных вопросов и принятию самостоятельных решений.

Для обеспечения возможности адаптации выпускника к динамично развивающейся сфере техники и технологии он должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую образованность, должны формироваться в результате освоения студентом циклов естественно-научных и математических дисциплин, а также общих для широкого круга профессий знаний в области организационно-уп-равляющей деятельности, информационных технологий, материаловедения, электротехники, инженерной графики и др.

Для области знаний, важнейшей тенденцией развития которой является быстрое расширение ее научных и прикладных горизонтов, двухступенчатая модель более логична. На первой стадии обучения осуществляется подготовка не по конкретной специальности (каких могут быть в этой области сотни), а по образовательному направлению (крупной самостоятельной дисциплине, такой как математика, ИТ, физика, философия и пр.). В результате завершения первой стадии обучения студент получает базовые знания по фундаментальным и специальным предметам, необходимые для профессиональной деятельности и для дальнейшего профессионального совершенствования. Завершением первой стадии обучения является присвоение образовательной степени бакалавра. Те, кто стремится повысить свой образовательный ценз и специализироваться в более конкретных областях ИТ, продолжают учиться в магистратуре, а затем, возможно, и в аспирантуре. В международной образовательной системе используется именно такая модель.

Основными образовательными направлениями высшего образования в области информационных

технологий, по которым осуществляется подготовка кадров, являются следующие.

1. Направление 512000 - Прикладная математика и информатика. Степени: бакалавр прикладной математики и информатики, магистр (науки) прикладной математики и информатики (12 магистерских программ).

2. Направление 552800 - Информатика и вычислительная техника. Степени: бакалавр техники и технологий, магистр техники и технологий (26 магистерских программ).

3. Направление 554400 - Информационные системы. Степени: бакалавр техники и технологий, магистр техники и технологий (магистерские программы в стадии разработки).

4. Направление 511900 - Информационные технологии. Степени: бакалавр информационных технологий и магистр информационных технологий (24 магистерские программы). Отнесено к группе 510000 «Естественные науки и математика».

5. Направление 511800 - Математика. Компьютерные науки. Степени: бакалавр, магистр математики (13 магистерских программ). Однако это направление не утверждено Министерством образования РФ и подготовка по нему не осуществляется.

Таким образом, из приведенного перечня направлений непосредственно к инженерному относятся первые три. Данные государственные образовательные стандарты представляют собой важные нормативно-методические решения, позволяющие осуществить подготовку кадров в области ИТ на основе сохранения традиций российского инженерного образования. В частности, это углубленная, целенаправленная математическая подготовка, составляющая основу качества и фундаментальности профессионального ИТ-образования. Однако современное состояние области ИТ и требования рынка требуют дальнейшей модернизации ИТ-образования на основе учета следующих факторов:

сближение отечественных стандартов в области ИТ с международным стандартом Computing Curricula 2001 (СС2001), что позволит иметь достаточно широкое представительство на мировом рынке образовательных услуг, оцениваемом в миллиарды долларов;

создание целостной системы подготовки ИТ-кад-ров на основе дальнейшего взаимоувязывания стандартов путем формирования ядра профессиональных знаний, что позволит реализовать принцип модульности;

оптимальное сочетание фундаментальной и специальной подготовки;

предоставление широких возможностей для оперативного реагирования на изменения в теоретической и технологической сферах ИТ-технологий.

Подготовка бакалавров по специальности должна осуществляться с наименьшими затратами, поэтому проведем анализ различных форм и видов бакалаврской подготовки.

Введение бакалаврской подготовки различных видов возможно на основе сочетания сложившихся образовательных подсистем (одноступенчатой и двухступенчатой) и методов их реализации (независимой, линейной или разветвляющейся).

Рассмотрим различные варианты внедрения прикладной бакалаврской подготовки:

двухступенчатая, зависимая на первых трех курсах и разветвляющаяся после четвертого курса (рис. 1);

комбинированная (сочетание одноступенчатой и двухступенчатой), зависимая на первых трех курсах и разветвляющаяся после третьего курса (рис. 2);

независимая, нелинейная для разных видов подготовки (рис. 3);

частично независимая, разветвляющаяся после третьего курса на уровне бакалавра по специальности (рис. 4);

Магистр

Профессиональный отбор

к к

Бакалавр

по

направлению

Профессиональная

работа

Дипломир ованный специалист

к V

Профессиональный отбор

к к

Бакалавр

по

специальности

Профессь отС юнальный юр

к

Унифицированная подготовка в рамках образовательного направления на первых трех курсах

к 1

Профессиональный отбор

к

Профессиональная работа

к к

Професс отС юнальный юр

к к

Унифицированная подготовка в рамках образовательного направления на первых трех курсах

■ Рис. 2

Дипломированный

специалист

частично независимая, разветвляющаяся после третьего курса на уровне бакалавра по направлению (рис. 5).

При выборе оптимальной схемы внедрения прикладной бакалаврской подготовки следует воспользоваться следующими критериями.

1. Соответствие требованиям спроса рынка специалистов. Практика подготовки специалистов в области информационно-телекоммуникационных

технологий показывает, что не менее 50 % студентов (оценка заниженная) при сроке обучения 5,5 лет фактически учатся 4 года, так как к этому времени большинство из них работает по специальности. Это связано с высоким спросом на специалистов в данной области при высоком уровне зарплаты. Сложившаяся ситуация приводит к напрасному расходованию средств.

ш Рис. 3

2. Ясная и простая схема набора абитуриентов. Практика показывает, что при независимой или частично независимой схеме обучения прием абитуриентов значительно затрудняется. Это вызвано тем, что абитуриент осуществляет свой выбор исходя не из «внутреннего» содержания будущей специальности, а ее «внешнего» имиджа. Данный фактор приводит к ошибочному выбору формы образования и в дальнейшем - к массовой миграции обучающихся с одной формы образования на другую.

3. Минимизация ресурсного (финансового, материального и технического) обеспечения. Данный фактор является очень важным, так как внедрение новой формы обучения не должно приводить к значительному увеличению затрат. Это возможно при наиболее высоком уровне унификации образовательного процесса для различных форм образования. В этом плане предпочтительной является линейная схема подготовки.

4. Соответствие существующим федеральным законам, в том числе закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

5. Возможность получения второго высшего образования.

Исходя из приведенных критериев, наиболее оптимальной, на наш взгляд, является частично независимая схема (см. рис. 5). На рис. 6 представлен развернутый вариант данной схемы с указанием степени унификации по уровням подготовки (естественно-научной, общепрофессиональной и специальной) и их дальнейшее развитие по степеням сложности.

Одним из динамично развивающихся направлений подготовки специалистов в области ИТ-техно-логий является направление «Информационные системы». Область профессиональной деятельности выпускника по направлению «Информационные системы» - это область науки и техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение систем сбора, передачи, обработки, хранения и накопления информации.

Объектами профессиональной деятельности инженера по данному направлению являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации программных средств информационных систем в различных областях человеческой деятельности.

При разработке государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов 654700 - Информационные системы (квалификация выпускника - бакалавр по специальности) основное внимание было уделено внедрению дисциплин специальной подготовки на различных уровнях. Часть фундаментальной подготовки была перенесена на вторую магистерскую ступень, что позволило увеличить качество часов на профессиональную подготовку.

В цикле общепрофессиональных дисциплин -информационные технологии, информационная безопасность и защита информации, моделирова-

Рис. 4

ние систем, архитектура ЭВМ и систем, операционные системы, технология программирования, компьютерная геометрия и графика, банки и базы данных.

В цикле дисциплин направления - теория информационных процессов и систем, информационные сети, представление знаний в информационных системах, интеллектуальные информационные системы, мультимедиа технологии, мировые информационные образовательные ресурсы, архитектура информационных систем, коммуникационные технологии, администрирование в информационных системах, \А/еЬ~технологии.

В цикле специальных дисциплин: специальность 071900 - «Информационные системы и технологии»: корпоративные информационные системы, геоинформационные системы, надежность информационных систем, безопасность

информационных систем, протоколы и интерфейсы информационных систем, распределенные информационные системы;

специальность 073700 - «Информационные технологии в образовании»: информационные системы в управлении учебным процессом, мультимедиа технологии в образовании, дистанционные технологии в образовании, психолого-педагогические основы проектирования информационных систем в образовании, распределенные базы данных в образовании, электронные библиотеки.

При разработке государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов 654700 - Информационные системы (квалификация выпускника - инженер-магистр) в цикле естествен-но-научных, математических и профессиональных дисциплин направления были введены дисциплины

Профессиональный

отбор

Унифицированная подготовка в рамках образовательного направления на первых трех курсах

Прием абитуриентов на факультет

■ Рис. 5

следующих аспектов: теоретического (теоретические основы информатики), математического (дискретная математика), физического (инструментальные платформы информационных и коммуникационных технологий) и специального.

В цикле специальных дисциплин: специальность 071900 - «Информационные системы и технологии»: анализ и синтез информационных систем, математические модели информационных процессов, проектирование информационных систем, средства автоматизированного проектирования информационных систем;

специальность 073700 - «Информационные технологии в образовании»: анализ и синтез информационных систем в образовании, математические модели представления знаний; проектирование информационных систем в образовании; психологические и педагогические аспекты информатизации образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Отличие бакалавра по специальности от академического бакалавра, помимо содержания подго-

• Рис. 6

Магистр Дипломированный специалист (инженер)

6-й курс Специальная подготовка Ш-я ступень

5-й курс Специальная подготовка II - я ступень

5-й курс Естественно-научная и общепрофессиональная

подготовка Ш-я ступень і к

і і

Профессиональный отбор Профессиональный отбор Профессиональная работа

Бакалавр по направлению Бакалавр по специальности

4-й курс Естественно- научная и 4-й курс

общепрофессиональная Базовая специальная

подготовка подготовка

II -я ступень

Профессиональный отбор

Унифицированная подготовка в рамках образовательного направления на первых трех курсах

3-й курс

Базовая общепрофессиональная подготовка

1-й и 2-й курсы Базовая естественно- научная подготовка

Прием абитуриентов на факультет

товки, заключается в том, что бакалавр по специальности может продолжать образование в магистратуре по специальности, а академический бакалавр-в магистратуре и докторантуре по философии.

Важным вопросом является качество образования. В данном случае нельзя говорить о том, что оно будет лучше или хуже. Оно будет другим. Качество образования должно определяться требованиями общества исходя из конкурентоспособности. В связи с этим внедрение двухступенчатой системы подготовки кадров по направлению «Информационные системы» будет способствовать решению проблемы дефицита кадров в области информационных технологий.

Литература

1. Никандров Н. Д., Советов Б. Я. Развитие информационного общества и проблемы подготовки кадров в области информационных технологий // Информаци-онно-управляющие системы. - № 4. - С. 42-48

2. Федоров М. Б., Коршунов С. В., Советов Б. Я. Перспективы подготовки кадров по направлению «Информационные системы» // Информационно-управляю-щие системы. - № 5. - С. 38-43.

3. Яковлев С. А. Методические основы использования имитационного моделирования в учебном процессе при подготовке по направлению 654700 - Информационные системы // Информационно-управляющие системы. - № 5. - С. 44-49.

ПАМЯТКА ДЛЯ АВТОРОВ

Поступающие в редакцию статьи проходят обязательное рецензирование.

При наличии положительной рецензии статья редактируется и рассматривается редакционной коллегией. Принятая в печать статья направляется автору для согласования редакторских правок. После согласования автор представляет в редакцию окончательный вариант текста статьи, а также фотографию и краткое изложение сведений о себе.

Процедуры согласования текста статьи, предоставления фото (размером 4x5,5 см) и сведений об авторе могут осуществляться как непосредственно в редакции, так и по e-mail (электронный вариант фото в виде файла *.tif, * .jpg с разрешением 300 dpi).

При отклонении статьи редакция представляет автору мотивированное заключение и рецензию. При необходимости доработать статью — рецензию.

Редакция журнала напоминает, что ответственность за подбор, достоверность и точность фактов, экономико-статистических и технических показателей, собственных имен и прочих сведений, а также за то, что в материалах не содержится сведений, не подлежащих открытой публикации, несут авторы публикуемых в журнале материалов и рекламодатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.