Материалы конференции
лизации прав граждан на социальную помощь является неосведомленность о них даже участковых терапевтов, непосредственно связанных по роду своей профессиональной деятельности с пожилыми и старыми пациентами, нередко нуждающимися в социальном уходе. При анкетировании участковых терапевтов 431 из 510 врачей (84,5%) были совершенно не знакомы со структурой, организацией и видами услуг, оказываемых службами социальной защиты. Респонденты не предполагали и не знали о возможностях организации медико-социальной помощи своим пациентам совместно с социальными работниками. Остальные из опрошенных (14,5%) имели недостаточные сведения о видах оказываемых услуг на дому или в центрах временного пребывания. Это наглядно свидетельствует о низкой информированности участковых терапевтов о видах услуг, оказываемых социальными службами. Подобной оказалась ситуация при выяснении знаний по организации обслуживания в домах-интернатах для престарелых. По окончании обучения на кафедре анкетирование повторяли, предлагая, в том числе, ответить на два следующих вопроса: 1. «При необходимости социальной поддержки, посоветовали бы Вы своим пациентам обратиться в соответствующие службы для оказания
помощи (обслуживания на дому, в стационаре временного проживания или доме-интернате)?»
2. «Сумели бы Вы при необходимости инициировать организацию такой помощи и настойчиво добиваться принятия положительного решения по ее оказанию?»
До обучения положительно на первый вопрос дали ответ 63,2%, после — 98,7% от числа опрошенных; на второй вопрос — 46,2% участковых врачей станут настойчиво работать над принятием положительного решения (до начала обучения — только 1,5% р < 0,01).
Выводы:
1) Организация и виды услуг, оказываемых службами социальной защиты населения, не освещаются в должной мере в средствах массовой информации.
2) Участковые врачи-терапевты недостаточно знакомы с возможностями оказания социальной поддержки одиноким и больным людям престарелого возраста.
3) Для повышения информированности врачей всех специальностей о возможностях социальной поддержки пожилых и старых людей в планы обучения на циклах усовершенствования следует внести соответствующие коррективы по вопросам оказания медико-социальной помощи.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ РЕЗИДЕНТОВ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «ЕКАТЕРИНОДАР»
Ю. С. Кокарев, Н. В. Иванова, О. В. Бабичева Кубанская государственная медицинская академия, Россия
SATISFACTION WITH LIVING CONDITIONS OF RESIDENTS OF GERIATRIC CENTER "EKATERINODAR"
Yu. S. Kokarev, N. V. Ivanova, O. V. Babicheva Kuban State Medical Academy, Russia
Цель: изучить мнение резидентов геронтоло-гического центра «Екатеринодар» о качестве проживания, обслуживания и возможном введении некоторых платных услуг.
Материал и методы. Опрошено 140 человек, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания. В анкету был включен перечень вопросов (12) по условиям проживания, медицинского обслуживания, предоставлению гигиенических средств для личного ухода, качеству питания, услугам культурного досуга и качеству работы администрации. Завершал анкету итоговый вопрос об оценке условий проживания и обслуживания в целом. Все ответы ранжировали однотипно по четырем категориям: (А — полностью доволен, Б — в основном доволен, В — не совсем доволен или «больше не-
доволен, чем доволен» и Г — недоволен или «определенно не доволен»).
Общую оценку определяли по «индексу удовлетворенности» (К), который вычисляли в соответствии с методическими рекомендациями Республиканской научно-исследовательской лаборатории медицинской демографии по формуле:
2А + Б - В - 2Г
К = _
А + Б + В + Г
По условиям К может изменяться в диапазоне от (-2) до (+2) баллов. Значение К также ранжировали: (+2)-(+1,5) балла — высокий уровень удовлетворенности, (+1,5)—( + 1) — средний, меньше 1 — низкий, при отрицательном значении — неудовлетворительный. Результаты индексов по ответу на каждый вопрос сопоставля-
Материалы конференции
ли с частотой однозначно положительных и однозначно негативных ответов. Средняя величина К в большинстве ответов оказалась высокой, как и итоговый результат.
Результаты. В целом удовлетворенность представляемыми услугами была следующей. Уровень удовлетворенности: уход младшим медицинским персоналом (К = 1,63; однозначно положительных ответов 68,8%, негативных — 2,8%); удовлетворенность условиями проживания (К = 1,44; однозначно положительных ответов 68,8%, негативных — 1,4%); качество обслуживания врачами (К = 1,42; однозначно положительных ответов — 58,1%, негативных — 1,4%); обслуживание средним медицинским персоналом (К = 1,45; однозначно положительных ответов — 53,9%, негативных — 1,4%); предоставление культурного досуга (К = 1,48; однозначно положительных ответов — 53,9%, негативных — 1,4%). Несколько ниже были оценки работы администрации (К = 1,2; однозначно положительных ответов — 42,5%, негативных — 2,8%); обеспечения лекарственными препаратами (К = 1,1; однозначно положительных ответов — 44,7%, негативных — 5%). Полная неудовлетворенность имела место при оценке услуг, связанных с организацией питания (К = -0,12; однозначно положительных ответов 13,5%, негативных — 17,8%) и в связи с обеспечением средствами индивидуальной гигиены (К = -0,08; однозначно положительных ответов — 31,9%, негативных — 40,2%). В целом же «индекс удовлетворенности» при ответе на итоговый вопрос по оценке качества проживания и обслуживания составил 1,28 (при однозначно положительных ответах — 41,1% и негативных — 3,1%). Приведенные данные указывают на достаточный или средний уровень удовлетворенности обслуживанием проживающих в геронтологическом центре. На вопрос «Улучшилось ли качество обслуживания за последние 5 лет?», из 52 опрошенных, проживших в центре 5 лет и более, 45
(87,3%) ответили однозначно положительно и ни один однозначно отрицательно (К = 1,76). А вот на вопрос о возможности введения некоторых платных услуг не было ни одного однозначно положительного ответа, а количество однозначно отрицательных составило 56,8%. Только в 4,9% случаев были получены ответы «скорее да, чем нет». При этом «индекс мнения» о возможности введения платных услуг, рассчитанный по этой же методике, оказался равен (-1,47).
Такой результат был вполне ожидаемым. Объяснить его можно, с одной стороны, психологическими особенностями и «ментальностью поколения», прожившего большую часть своей активной жизни в период советского времени, а с другой — значительным усилением негативных ригидных реакций, ретроградностью и устойчивостью стереотипов. Проблема введения некоторых платных услуг в социальных стационарах, очевидно, требует отдельного рассмотрения. Так, возможно, их внедрение следует проводить в опытном порядке на ограниченных контингентах, учитывая особенности окружения. Микросоциумы в социальных стационарах формируются в сложном взаимодействии с возрастом, прошлой профессией, образованием, политическими и религиозными убеждениями, особенностями психологического тяготения и личностными симпатиями. Поэтому во многом индивидуальное отношение к нововведениям формируется, в том числе, от «общего» мнения микросоциума, и преодоление негативного отношения зависит от успешной работы социального психолога, а также обстоятельств, определяющих позитивный настрой. Таким образом, для улучшения качества жизни проживающих в социальных стационарах администрациям учреждений следует рекомендовать проведение социологического мониторинга для оперативного разрешения проблем, возникающих в микросоциумах среди резидентов учреждений подобного типа.
ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛА МИАСТЕНИИ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
В. Д. Косачев, Н. М. Жулев, В. В. Незговорова Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава, Россия
PARTICULARITIES OF THE BEGINNING OF MYASTHENIA GRAVIS IN ELDERLY
V. D. Kosachev, N. M. Zhulev, V. V. Nezgovorova St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies, Russia
Введение. Миастения — тяжелое нервно-мышечное заболевание с прогрессирующим течением, главной клинической чертой которого явля-
ется патологическая утомляемость мышц, приводящая к парезам и параличам. В генезе данного заболевания большое значение придается