3. Соловьев В.И. Методы оптимальных решений: учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2012. 364 с.
4. Шевченко Д.В. Математические модели в управлении: учебно-методическое пособие. Казань: Познание, 2009. 75 с.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ В КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА Малинина С.Е. Email: [email protected]
Малинина Светлана Евгеньевна - преподаватель экономических дисциплин первой квалификационной категории, Цикловая методическая комиссия общепрофессиональных и специальных электротехнических дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Березниковский политехнический техникум, г. Березники
Аннотация: в современных условиях удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана, в первую очередь, с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы, с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом оценивается также как производственно-значимый фактор. Рассмотрены также индикаторы оценки удовлетворенности трудом. При этом предложены условия стимулирования персонала на предприятии в целях повышения производительности труда.
Ключевые слова: удовлетворенность трудом, трудовая деятельность, отношение к труду, мотивация, стимулирование персонала.
JOB SATISFACTION IN THE TEAM AS A FACTOR IN INCREASING
PRODUCTIVITY Malinina S-Е.
Malinina Svetlana Evgenievna - Teacher of economic of the first qualification category, СYCLIC METHODICAL COMMISSION OF GENERAL PROFESSIONAL A ND SPECIAL ELECTRICAL DISCIPLINES, STATE BUDGET PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION BEREZNIKI POLYTECHNIC COLLEGE, BEREZNIKI
Abstract: in modern conditions, satisfaction with work is an evaluative element of the attitude towards work and is associated, first of all, with the internal state of the employee in the process ofperforming work with his subjective evaluation of his own labor activity. Satisfaction with work is also estimated as a production-significant factor. Indicators for assessing job satisfaction are also considered. At the same time, the conditions for stimulating personnel at the enterprise in order to increase labor productivity are proposed. Keywords: satisfaction with work, labor activity, attitude towards work, motivation, stimulation of personnel.
УДК 658.310.16
Удовлетворенность трудом является сложным социально-психологическим образованием, состоящим как из общей удовлетворенности, выраженной оценкой того, насколько выполняемая работа соответствует желанию конкретного человека, так и из отдельных составляющих удовлетворенности, характеризующих отношение к конкретным аспектам профессиональной среды в коллективе.
Наиболее важными являются отношение человека к человеку и отношение человека к труду. Они и определяют характер труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определенные социальные качества [1].
Большой вклад в изучение проблемы удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовой мотивации внесли К. Альдерфер, В. Врум, У.Э. Деминг, Э. Лоулер, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Э. Мэйо, Л. Портер, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Ф. Херцберг и др. Однако, созданные этими исследователями теории мотивации и удовлетворенности трудом, а также практические рекомендации по их применению часто противоречат друг другу [2].
Рассмотрение отношения к труду основывается не на философском понимании отношения как всеобщей связи, а на психологическом - как отражение субъектом объекта.
Отношение к труду - сложное социальное явление, оно представляет собой единство трех элементов:
- мотивов и ориентации трудового поведения;
- реального или фактического трудового поведения;
- оценку работником трудовой ситуации, вербального поведения [3].
Первый - мотивационный элемент отношения к труду связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Второй элемент отношения к труду - это трудовая активность работников, проявляющаяся в таких формах поведения, как степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность. Третий - оценочный элемент отношения к труду -субъективное переживание работников [4].
Определяющей в формировании отношения труду выступает мотивация, которая формирует определенное трудовое поведение. Трудовое поведение - результативный процесс, производная мотиваций. Оценка труда - это внутреннее состояние работника, вызванное трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей обстановкой (условиями, оплатой, нормированием труда, его содержанием и т.д.) [5].
При этом все факторы формирования отношения к труду можно разделить на объективные условия и обстоятельства, которые образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды, и субъективные, связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями [6].
Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Отношение к труду может основываться, в том числе, на самооценке работником своих деловых качеств и показателей.
При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность могут как положительно, так и отрицательно влиять на работу [7].
Обычно удовлетворенность трудом измеряют довольно разнообразным набором индикаторов. В целях измерения удовлетворенности можно выделить следующие показатели.
- удовлетворен: хорошие отношения с коллегами по работе; удобная сменность, ненормируемый рабочий день; разнообразная работа; работа требует знаний, смекалки; хорошая техника безопасности
- не удовлетворен: плохие санитарно-гигиенические условия; неравномерное обеспечение работой; физически тяжелая работа; низкий заработок; плохое оборудование [8].
При этом стимулирование труда является неотъемлемой частью процесса удовлетворения работой. Чтобы стимулирование оказалось действенным, по мнению автора, чрезвычайно важно выявить поведенческие установки работников. Затем следует формализовать систему поощрений, подробно прописав ее в Правилах внутреннего распорядка или Положении о стимулировании персонала.
Для того чтобы система стимулирования персонала была эффективной, необходимо выполнение следующих пяти условий:
- система стимулирования в организации должна соответствовать бизнес-стратегии организации;
- формы стимулирования должны быть адекватны мотивационному профилю организации (необходимо учитывать мотивационные типы работников в организации);
- применение системы стимулирования должно быть справедливым;
- стимулирование должно носить неизбежный характер - при возникновении оснований соответствующее стимулирование должно неотвратимо осуществляться;
- система стимулирования должна быть известна и понятна всем работникам организации (работников необходимо проинформировать о существующей системе поощрений и взысканий в организации). При этом работник должен видеть, что стимулирование производится строго в соответствии с Положением о стимулировании персонала и в каждой ситуации, которая дает основание для той или иной формы стимулирования.
Таким образом, удовлетворенность работой способна стать одним из инструментов, грамотное использование, которого поможет добиться более высоких результатов от работника с одновременным удовлетворением его собственных потребностей.
Список литературы / References
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для
вузов / В.В. Адамчук. М.: ЮНИТИ, 2000. 407 с.
2. Лосева Ю.Г., Калачева И.В. Особенности удовлетворенности трудом в организациях с различными формами собственности / Ю.Г. Лосева, И.В. Калачева // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: материалы XII Междунар. студ. науч.-практ. конф. Минск. 12 апр., 2012 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Редкол.: Л.А. Пергаменщик (отв. ред.), Л.Н. Рожина, Г.В. Лосик. Минск: БГПУ, 2012. 277 с.
3. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.
4. Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой на предприятии как определяющий фактор качества трудовой жизни рабочих России / А.Л. Темницкий // Современный менеджмент. Проблемы, гипотезы, исследования. Сборник научных трудов. Вып. 4: в 2 ч. Ч. 2. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 231-238.
5. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. 671 с.
6. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломандина, В. Г. Соломандин // Управление персоналом. М., 2005. С. 19.
7. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. М.: Знание, 1991. 80 с.
8. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб пособие для студ. вузов / Н. С. Пряжников. М.: ИЦ «Академия», 2004. 480 с.
ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Семенова Я.Г. Email: [email protected]
Семенова Яна Геннадьевна — магистр, кафедра межкультурной коммуникации, Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация: в статье анализируются основные проблемы, связанные со скорейшей адаптацией иностранных студентов в Российских вузах. Изучены проблемы, связанные со скорейшей адаптацией иностранных студентов в России, на примере Марийского государственного университета. Проведено анкетирование и анализ анкетирования, которое был проведено в начале учебного года на базе управления по воспитательной работе и молодежной политики МарГУ для выявления проблем иностранных студентов. Предложены варианты преодоления данных проблем. Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, иностранцы, Марийский государственный университет, клуб интернациональной дружбы.
QUESTIONS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO THE CONDITIONS OF LIFE AND EDUCATION IN RUSSIAN UNIVERSITIES
Semenova Ya.G.
Semenova Yana Gennadyevna — Ма$1вг, DEPARTMENT OFINTERCULTURAL COMMUNICATION, INSTITUTR OF NATIONAL CULTURE AND INTERCULTURAL COMMUNICATION FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION MARI STATE UNIVERSITY, YOSHKAR-OLA
Abstract: the article analyzes the main problems associated with the rapid adaptation of foreign students in Russian universities. The problems related to the rapid adaptation of foreign students in Russia on the example of Mari state University are studied. Survey and analysis of the survey, which was conducted at the beginning of the school year on the basis of the Department of educational work and youth policy of Marguerite to identify the problems of foreign students. Variants of overcoming these problems are offered. Keywords: adaptation, foreign students, foreigners, Mari state University, international friendship club.
УДК 327
Адаптация иностранцев к новой языковой, социокультурной и бытовой среде относится к числу актуальных проблем современности. Данная проблема наиболее остро встает при организации