14. Николсон П. Толерантность как моральный идеал // Толерантность. Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. 2002. № 1. С. 99-101.
15. Перцев А. В. Ментальная толерантность. и^: http://virlib. eunnet.het/vestimion [01-02] 004.htm (дата обращения: 22.04.2010).
16. Сериков А. Е. Событийность социальной реальности и толерантность // Социальная гетерология и проблема толерантности: материалы круглого стола. Екатеринбург, 2003. С. 46-49.
17. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. М., Л.: Наука, 1963. Т. 15. 1286 с.
18. Уолцер М. О терпимости // пер. с англ. М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.
УДК 301.085: 378 ББК С 55.55
И. И. Катанаев, М. Б. Лига, И. А. Щеткина
Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг, предоставляемых Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом им. Н. Г. Чернышевского (по результатам социологического исследования)
В настоящее время актуальной становится оценка качества услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями со стороны потребителей. Актуальность решения данной задачи обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Сегодня именно в расчете на потребителя образовательная организация должна определять цель своей деятельности и ставить задачи для ее достижения.
Ключевые слова: услуга, качество услуг, образовательная услуга, потребители, удовлетворенность потребителей.
I.I. Katanaev, M. B. Liga, I. A. Shetkina
The students' satisfaction by the educational service quality provided by ZABSHPU named after N. G. Chernishevsky (according to sociological investigation)
The article points the quality service rating providing by the Institutes of Higher Education from the consumers' views. The vivid actuality of solving this problem depends on the objective and subjective reasons. Today according to the consumers' needs the educational organization must define the aim of its activity and put the tasks to reach it.
Keywords: service, service quality, educational service, consumers, the consumers' satisfaction.
В соответствии с международными стандартами ИСО 9000:2000 фундаментальным принципом построения эффективной и результативной системы управления в организации, в том числе и вузе, является ориентация на потребителя. Первый из восьми принципов менеджмента качества гласит: «организации зависят от своих потребите-
лей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания» [1].
Рост конкуренции в сфере образования, изменяющиеся требования со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, подписание Россией Болон-
ской декларации, вступление в действие стандартов третьего поколения ВПО, увеличивающиеся образовательные и социальные риски, превращение знания и интеллектуального потенциала в движущую силу развития общества привели к тому, что ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации образовательного процесса. Сегодня, именно в расчете на потребителя, образовательная организация должна определять цель своей деятельности и ставить задачи для ее достижения.
Ориентация на потребителей в сфере образования означает: выявление их требований; оценку степени соответствия установленным требованиям; определение потребностей и ожиданий потребителей; оценку удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг; сопоставление ожиданий и фактической удовлетворенности потребителей.
Удовлетворенность потребителя есть оценка предоставляемых организациями потребительских услуг.
В связи с этим важным становится измерение степени удовлетворенности потребителя, поскольку именно результаты измерения позволяют установить, насколько в действительности потребитель удовлетворен предоставленной продукцией или услугой. Степень удовлетворенности потребителя есть противоречие между ожиданиями и их соотнесенностью с реальным положением дел.
В настоящее время сложилось несколько подходов к измерению степени удовлетворенности потребителей. Первый подход основан на объективных показателях, статистических данных (показатели лицензирования, аккредитации, итоги ИГА, промежуточной аттестации, рейтинга). Второй подход предполагает оценку самим потребителем качества предоставляемых услуг, который в данном случае выступает экспертом.
Однако нельзя противопоставлять эти подходы друг другу, только анализ объективных и субъективных данных в единстве позволит получить истинную картину качества предоставляемых услуг.
Реализация принципа удовлетворенности потребителей предполагает создание целостной системы взаимодействия вуза со своими потребителями, системы потребительского мониторинга (ПМ) удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей.
Потребительский мониторинг - деятельность, направленная на постоянное, систематическое изучение удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений. Актуальность проведения мониторинга обусловлена тем, что он предполагает не столько контроль, сколько открывает широкие возможности для проведения аналитики, диагностирования и прогноза тенденций, корректировки развития образовательных программ.
К основным направлениям ПМ в сфере образования можно отнести:
- мониторинг показателей, связанных с внешними потребителями (абитуриенты, школьники, родители, работодатели);
- мониторинг показателей качества преподавания;
- мониторинг показателей, отражающих уровень освоения студентами образовательных программ.
Значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют:
- установить требования и ожидания образовательных услуг потребителей;
- определить дополнительные требования, которые превосходят ожидания потребителей;
- провести всесторонний анализ этих требований и ожиданий; учитывать и соблюдать требования и ожидания потребителя в образовательном процессе;
- измерить реальную степень удовлетворенности потребителя; проанализировать полученные результаты;
- разработать и реализовать мероприятия, направленные на совершенствование деятельности университета для повышения удовлетворенности потребителя.
В ходе выполнения эмпирического исследования по теме «Удовлетворенность
студентов качеством образовательных услуг, предоставляемых Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом им. Н. Г. Чернышевского (по результатам социологического исследования)» была определена выборочная совокупность респондентов (студенты очной формы обучения), разработан методический инструментарий для проведения социологического исследования, обработаны результаты проведенного исследования.
Основными потребителями образовательных услуг, предоставляемых ЗабГГПу, являются студенты. В марте-апреле 2010 г. в ходе проведения социологического исследования было проведено анкетирование 321 студента всех факультетов.
Характеристика выборки
Распределение респондентов по полу: женщины - 89 %; мужчины - 11 %.
По факультетам: юридический факультет - 11,4 %; факультет иностранных языков - 11,3 %; филологический факультет - 10,8 %; факультет физической культуры - 10,8 %; педагогический факультет -8,6 %; технолого-экономический факультет -7,8 %; факультет психологии - 7,2 %; исторический факультет - 6,9 %; социальный факультет - 6,9 %; естественно-географический факультет - 6,4 %; физико-математический факультет - 6,1 %; институт культуры и искусств - 5,8 %;.
По курсам: первый курс - 32 %; третий курс - 26 %; четвертый курс - 17 %; второй курс - 16 %; пятый курс - 9 %.
По форме обучения: бюджетная - 62 %; внебюджетная - 32 %; контрактно-целевая - 6 %.
По месту проживания: проживают не в общежитии - 65 %; 35 % - в общежитии.
По совмещению работы с учебой в вузе: 46 % студентов не совмещают учебу с работой; 8 % студентов совмещают учебу с работой; 46 % студентов не дали ответа.
Важно отметить, что данная категория потребителей образовательных услуг дает высокую оценку качеству деятельности университета по основным направлениям. Основанием для этого вывода могут служить полученные результаты ответа на вопрос: «Нравится ли Вам учиться в ЗабГГПу?»:
45 % студентам очень нравится учиться в университете; 45 % скорее нравится; 6 % скорее не нравится; 1 % совсем не нравится; 3 % затруднялись дать ответ.
В современных условиях одним из основных показателей деятельности вуза является качество предоставляемых услуг. Услуга есть результат непосредственного взаимодействия поставщика (исполнителя) и потребителя и деятельности поставщика по удовлетворению запросов пользователя [1]. Качество услуги рекомендуется понимать как синтез таких показателей, как качество использующихся для производства услуги средств и других материальных объектов, а также уровень предлагаемого клиенту сервиса.
Качество образовательной услуги -это совокупность свойств образовательной услуги, которые обуславливают обеспечение уровня подготовки специалистов в соответствии с требованиями потребителя и производителя (образовательного учреждения).
Результаты исследования дают представление о качестве предоставляемых в ЗабГГПу образовательных услуг.
В зависимости от оценки студентами качества услуг можно выделить четыре группы респондентов. Первая группа (64 %) оценивает качества услуг как хорошее; вторая группа (17 %) - как очень хорошее; третья группа (16 %) считает, что качество услуг удовлетворительное. Четвертую группу составили респонденты, которые оценили качества услуг как плохое (1 %), очень плохое (1 %), затруднились дать ответ (1 %).
В данном контексте деятельность университета оценивается в целом хорошо (81 %). Только 2 % студентов не удовлетворены качеством услуг, предоставляемых университетом.
Ориентация вуза на потребителя, обусловленная жесткой конкуренцией на образовательном рынке, ужесточением требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, вхождением России в европейское образовательное пространство, является ключевым принципом в организации образовательного процесса.
Сегодня вузу необходимо иметь четкое, обоснованное представление о потреб-
ностях своих потребителей, вуз просто обязан знать и понимать своих потребителей, их ощущения, нужды и уметь оперативно реагировать на запросы своих потребителей.
В связи с чем в исследовании были выделены следующие стороны образовательного процесса:
- требования к учебному процессу;
- требования к организации научной деятельности;
- требования к инфраструктуре вуза.
Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс, главной целью которого является формирование грамотного, компетентного специалиста, способного реализовывать себя на современном рынке труда.
Требования к учебному процессу анализировались по следующим аспектам:
- удовлетворенность организацией и содержанием учебного процесса;
- удовлетворенность содержанием учебных программ;
- удовлетворенность отношением в группе и т. д.
Более конкретно оценка удовлетворенности может быть получена из ответов на четыре группы вопросов, касающиеся различных сторон образовательного процесса (качество программ обучения, качество профессорско-преподавательского состава, качество методов обучения, качество ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг, качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы); качество результата процесса предоставления образовательных услуг (соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта специальностей) и т. д.
Ответ на вопрос «Оцените по 5-балльной шкале, насколько Вы удовлетворены различными сторонами учебного процесса» (1 балл - низшая оценка, 5 баллов
- высшая оценка) включал в себя оценку отдельных сторон учебного процесса. Оценка удовлетворенности организацией и содержанием учебного процесса на факультете включала в себя оценку следующих показателей (табл. 1).
Таблица1
оценка удовлетворенности организацией и содержанием учебного процесса на факультете (%)
№ п/п Показатель Оценка по шкале от 1 до 5 Нет отве- та
01 02 03 04 05
1 Процесс обучение в целом 1 1 19 56 23
2 Расписание занятий 3 11 25 39 22
3 Организация самостоятельной работы 3 11 25 29 32
4 Прохождение профессиональной практики 2 7 24 34 31 2
5 Обеспеченность учебного процесса учебной и учебнометодической литературой 2 6 26 45 20 1
6 Доступность учебной и методической литературы в читальных залах 2 10 19 39 30
7 Доступность учебной и методической литературы на абонементе 3 8 26 41 22
8 Доступность современных информационных технологий 5 11 31 38 14 1
9 Оценка санитарно-гигиенического состояния учебных аудиторий 4 12 30 39 15
10 Оценка достаточности знаний для выполнения своих профессиональных обязанностей в будущем 2 4 22 47 25
11 Уровень готовности выпускника университета к жизни и труду в современных условиях и адаптации на рынке труда 2 5 21 46 26
Распределение ответов свидетельствует о том, что удовлетворенность студентов наблюдается практически по всем составляющим элементам организации и содержания учебного процесса. Подавляющее большинство студентов довольно организацией и содержанием учебного процесса. Практически каждый из выделенных индикаторов качества образовательного процесса был оценен на «хорошо» и «отлично» (более 50 %). Как видно из ответов (см. табл. 1), оценка содержания и организации учебного процесса достаточно высокая. Наблюдается общая тенденция между оценкой качества образовательных услуг в уни-
оценка удовлетворенности
верситете в целом, отношением студентов к вузу и оценкой элементов образовательного процесса. 90 % студентов нравится учиться в университет, 81 % студентов оценивает качество услуг как хорошее и очень хорошее. Однако при общей оценке удовлетворенности образовательным процессом следует учитывать, что далеко не всегда студенты могут дать правильную оценку его индикаторов.
В рамках исследования предполагалось оценить удовлетворенность студентов следующими аспектами образовательного процесса (табл. 2).
Таблица 2
ювательным процессом (%)
№ п/п Показатель Оценка по шкале от 1 до 5 Нет отве- та
01 02 03 04 05
1 Содержание учебных программ, их соответствие направлению подготовки и выбранной специальности 1 4 23 47 23 2
2 Возможность выбора дисциплин для индивидуального обучения 8 12 27 36 15 2
3 Возможность выбора темы для диплома, магистерской диссертации 1 2 15 38 42 2
4 Возможность участия студентов в научно-исследовательской работе 1 2 15 38 42 2
5 Возможность получить научную консультацию 2 7 19 37 33 2
6 Квалификация преподавателей 1 2 6 35 54 2
7 Отношение преподавателей к своему делу 1 1 7 46 42 3
8 Управление образовательным процессом на уровне кафедры 1 1 11 44 41 1
9 Управление образовательным процессом на уровне деканата 1 2 13 34 48 2
Анализ ответов свидетельствует, что практически все студенты удовлетворены различными сторонами образовательного процесса в университете.
Качество подготовки специалистов с высшим образованием во многом зависит и
от таких факторов, как отношение в группе, взаимоотношения с преподавателями, существующие дополнительные образовательные услуги. В связи с чем представляет интерес следующий вопрос (табл. 3).
Таблица 3
оценка удовлетворенности составляющими студенческой жизни (%)
№ п/п Показатель Оценка по шкале от 1 до 5 Нет отве- та
01 02 03 04 05
1 Отношение со стороны преподавателей и сотрудников 2 1 18 45 32 2
2 Отношение в студенческой группе 1 5 12 29 52 1
3 Взаимоотношения с администрацией (ректоратом, деканатом, кафедрой) 1 3 16 34 43 3
4 Достигнутый уровень освоения образовательных программ 0 1 3 12 5 79
Продолжение табл. 3
5 Существующая система информации 0 4 17 50 27 2
6 Вовлеченность в процессы образовательного учреждения и участие в обсуждении 1 3 22 48 23 3
7 Дополнительные образовательные услуги 2 5 26 41 24 2
Анализируя показатели оценки отдельных сторон образовательного процесса, следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, большинство индикаторов получили достаточно высокую оценку: отношение со стороны преподавателей (77 %), отношения в студенческой группе (81 %), взаимоотношения с администрацией (77 %). Во-вторых, настораживает оценка студентами достигнутого уровня освоения образовательных программ. 79 % респондентов не дали ответа на данный вопрос, и только 5 % оценили данный показатель как отличный, 12 % - как хороший. Ответы на данный вопрос никаким образом не коррелируют с удовлетворенностью студентами:
- качеством образовательных услуг (64 % студентов оценивают качество образовательных услуг как отличное, 17 % - как хорошее);
- результатами прохождения профессиональной практики (34 % дали хорошую оценку, 31 % - отличную);
- достаточностью знаний для выполнения своих профессиональных обязанностей в будущем (47 % дали хорошую оценку, 25 % - отличную);
- уровнем готовности выпускника университета к жизни и труду в современных условиях и адаптации на рынке труда (46 % дали хорошую оценку, 26 % - отличную).
Следовательно, на факультетах и выпускающих кафедрах целесообразно провести анализ содержания читаемых лекций на предмет их соответствия образовательным программам и стандартам, а также познакомить самих студентов как основных потребителей образовательных услуг университета с содержанием образовательных программ, за
счет введения различных профессиональноориентированных курсов.
Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс, главной целью которого является не только предоставление необходимого объема знаний, но и формирование у них более полного и глубокого представления о будущей профессии. Обратить внимание на этот момент важно еще и потому, что вуз предлагает на рынке труда не отдельные образовательные услуги в виде лекций, семинаров и т. д. , а комплекс образовательных услуг, объединенных в конкретной образовательной программе. Целью любой образовательной программы является изменение уровня образования, профессиональной подготовки в рамках имеющихся образовательных ресурсов. Любая образовательная программам включает в себя: общие требования к условиям реализации основных образовательных программ; требования к основным образовательным программам; формы обучения, уровни предлагаемого образования.
Удовлетворенность процессом обучения, заинтересованность будущих потребителей услуг (абитуриентов) во многом зависит от состояния инфраструктуры вуза. В связи с чем были выделены такие индикаторы оценки студентами инфраструктуры, как работа столовой, библиотеки, медицинского пункта, интернет-класса, спортивных секций, баз отдыха, состояния аудиторий, доступность мест в общежитии, которые были сгруппированы в следующий вопрос (табл. 4).
Таблица 4
оценка удовлетворенности отдельными компонентами инфраструктуры ЗабГГПУ (%)
№ Показатель Оценка по шкале от 1 до 5 Нет ответа
п/п 01 02 03 04 05
1 Столовая 14 12 29 32 11 2
2 Библиотека 2 8 20 45 23 2
3 Медицинский пункт 7 9 31 40 11 2
4 Интернет-класс 10 16 27 31 13 3
5 Спортивные секции 7 13 31 25 22 2
6 Базы отдыха 13 2 22 39 13 2
7 Условия занятий в аудиториях 8 11 28 33 18 2
8 Доступность мест в общежитии 17 23 33 17 8 2
Удовлетворенность комплексом дополнительных факторов и вспомогательных услуг, обеспечивающих студентам комфортные условия обучения, получила в большинстве случае удовлетворительную оценку. Только 13 % студентов оценили работу интернет-классов на «отлично». В настоящее время большинство студентов среди навыков, которыми должен обладать современный специалист, в первую очередь, выделяют знание современных и информационных технологий. Поэтому вузу необходимо создать условия для овладения студентами данными компетенциями (материально-техническая база, повышение квалификации преподавателей, более широкое внедрение в образовательный процесс ИТ).
Одним из индикаторов, позволяющих судить о качестве услуг в образовательном учреждении, является оценка комфортности аудиторий. 40 % респондентов оценили занятия в аудиториях как очень плохие, плохие, средние. При этом прослеживается тесная связь с оценкой санитарногигиенического состояния аудиторий (46 % оценили его как очень плохое, плохое, среднее).
При этом 26 % студентов дали оценку работе столовой как очень плохой, плохой, 29 % - удовлетворительную.
Удовлетворенность/неудовлетворенность работой библиотека является значимым фактором при оценке качества услуг. Удовлетворенность работой библиотеки выглядит следующим образом: 40 % дали хорошую оценку работе библиотеке, 11 % отличную. Хотя оценка уровня доступности учебной и методической литературы в библиотеке, что тоже влияет на оценку удовлетворенности, значительно выше (см. табл. 1, п. 6, 7).
Одним из механизмов привлечения будущих абитуриентов в университет является доступность мест в общежитии, поскольку большинство из них - это иногородние студенты. Предоставление мест в общежитии является одним из конкурент-
ных преимуществ университета. Хотя сегодня этот индикатор для вуза выглядит не совсем выгодно. Доступность мест в общежитии оценивается следующим образом: 33 % - средняя, 23 % - плохая, 17 % - очень плохая, 17 % - хорошая, и только 8 % - отличная, 2 % не дали ответа.
Повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием связано с тем, что эффективность обучения достигается в том случае, если студентам предоставляются условия для индивидуального самовыражения. Одним из таких стимулов может стать существующая в вузе система поощрения студентов. В связи с чем в исследовании был поставлен вопрос: «Насколько эффективно организована система поощрения студентов?». Ответы на поставленный вопрос выглядят так: 2 % студентов не дали ответа, 5 % не знают (скорее всего, это пассивная часть студентов, не участвующая ни в каких мероприятий, не знающая механизмов поощрения); 6 % дали отрицательную оценку; 36 % - удовлетворительную, 41 % -хорошую и только 10 % - отличную. За данным вопросом и особенно ответом на него скрываются многие проблемы, возникающие в деятельности вуза. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что только 50 % студентов участвуют в мероприятиях, проводимых на федеральном, региональном, муниципальном и университетском уровнях, получая за это определенные поощрения. Остальные 50 % - это пассивная часть студенческой молодежи, которая требует к себе особого внимания. В процессе участия в разных мероприятиях формируется активная жизненная позиция молодежи, которая в дальнейшем позволит ей занять достойное место на рынке труда. Деятельность данной части студентов становится хорошей оценкой деятельности университета, увеличивая ее конкурентные преимущества, и наоборот. Студенческая жизнь не исчерпывается только учебным процессом, где формируются профессиональные качества будущего специалиста. Социальная активность студентов в боль-
шей степени проявляется во внеучебных формах и сферах деятельности вуза. Поэтому одним из аспектов воспитательной работы является формирование у студентов социальной направленности через их участие в различных мероприятиях, не связанных с учебным процессом.
Значительное место в деятельности вуза занимает организация научноисследовательской и воспитательной деятельности студентов. Качество предоставляемых вузом образовательных услуг во многом определяется деятельностью ректората, а также других структурных подразделений и деканатов.
Удовлетворенность процессом обучения в значительной степени зависит от того,
насколько учитывается мнение студентов о различных сферах жизни университета. Эффективность научно-исследовательской и воспитательной деятельности во многом зависит от организационной деятельности деканатов. 34 % студентов оценивают деятельность деканата по организации научноисследовательской и воспитательной деятельности на хорошо, 20 % - на отлично, 32 % дают удовлетворительную оценку, 7 % оценивают плохо, 4 % отметили вариант «не знаю», 3 % не дают никакого ответа. Для выявления их позиции по другим показателям в анкете был предложен вопрос, позволяющий дать оценку отдельным направлениям деятельности деканатов факультетов (табл. 5).
Таблица 5
оценка деятельности деканата факультетов (%)
№ п/п Показатель Оценка по шкале от 1 до 5 Нет отве- та
1 2 3 4 5
1 Точность и четкость действий администрации 1 2 22 40 25 4
2 Обоснованность управленческих решений 2 5 25 39 26 3
3 Эффективность обмена информацией 3 2 27 36 27 3
4 Оперативность реагирования на запросы и жалобы 21 12 30 22 13 2
Выделенные индикаторы позволяют оценить деятельность деканатов как удовлетворительную. Вызывает особую тревогу оценка оперативности реагирования на жалобы и запросы студентов как основных потребителей образовательных услуг. Только 13 % студентов дали отличную оценку работе деканата с жалобами и запросами. 63 % оценили эту работу как очень плохую, плохую, среднюю.
Одним из показателей участия студентов в деятельности края, вуза, факультета, кафедры является владение информацией. Сегодня позиция вуза на рынке образовательных и трудовых ресурсов во многом зависит от того, насколько грамотно организованы информационные потоки между объектами и субъектами образовательного процесса. 27 % студентов оценивают деятельность деканатов в области обмена информацией как отличную, 36 % - как хорошую, 33 % - как очень плохую, плохую, среднюю.
Учитывая все направления образовательного процесса, интегральной оценкой степени удовлетворенности будут ответы
на следующие два вопроса, связанные с оценкой объема полученных знаний и умений для качественного выполнения профессиональных обязанностей в будущем и оценкой уровня образования.
Безусловно, для будущего специалиста очень важным является соответствие получаемого образования запросам современного рынка труда. Необходимо отметить, что данный аспект деятельности вуза оценивается хорошо. 52 % студентов считают, что полученных знаний скорее достаточно,
16 % - безусловно, достаточно, 22 % - скорее достаточно, только 3 % считают, что знаний недостаточно, 7 % затруднялись дать ответ.
Сегодня основной характеристикой конкурентоспособности учебного заведения является оценка студентами как основными потребителями образовательных услуг уровня своего образования. В данном контексте деятельность университета оценивается студентами положительно. Так, 43 % студентов оценивают свой уровень образования как хороший, 30 % - как отличный, 21 % - как удовлетворительный, 5 %
затруднялись дать ответ, 1 % - как неудовлетворительный.
В Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н. Г. Чернышевского разработана и реализуется система менеджмента качества образования. Летом 2009 г. по результатам аттестации системы менеджмента качества ЗабГГПУ присвоены международные сертификаты АFAQ/AFNOR и IQNet. Сегодня наш университет - единственный вуз в крае, у которого есть такие сертификаты. В связи с этим в анкету были включены вопросы, касающиеся оценки потребителями отдельных направлений системы менеджмента качества образования.
По результатам ответов на вопрос: «Знаете ли Вы, что в ЗабГГПУ реализуется система менеджмента качества?» было выявлено, что часть студентов (48 %) осведомлена о реализации системы менеджмента качества; 21 % студентов не знает о реализации данной системы в университете. 31 % респондентов затруднился дать ответ на поставленный вопрос.
На вопрос: «Как Вы считаете, оказывает ли влияние система менеджмента качества на качество образования, предоставляемого в университете?», были получены следующие результаты: 31 % студентов, считает, что система менеджмента качества оказывает влияние на качество образования; 27 % респондентов считают, что эти процессы не связаны друг с другом. 42 % студентов затруднялись дать ответ.
Следующий вопрос касался вовлеченности студентов в деятельность по управлению качеством образования. Получены следующие ответы: 71 % студентов не вовлечены в управленческую деятельность по обеспечению качества образования и только 12 % студентов считают, что они вовлечены в управленческую деятельность.
17 % затруднялись дать ответ на вопрос. Полученные результаты свидетельствуют, что студенты как основные потребители образовательных услуг мало знакомы с системой менеджмента качества образования. В данном случае необходимо усилить информационную деятельностью, имеющую своей целью знакомство студентов с системой менеджмента качества вообще, системой менеджмента качества образования в ЗабГГПУ, в частности.
В условиях усиливающейся конкуренции в образовательной сфере одним из принципов деятельности вуза должен стать постоянный контроль качества образования. Одним из источников получения информации о качестве образования, его оценке со стороны потребителей, становятся социологические исследования. Однако большинство студентов не понимают роли социологических исследований в оценке качества образовательных услуг. 54 % студентов не смогли дать ответ на вопрос о влиянии социологических исследований на деятельность университета. 31 % студентов считает, что результаты социологических исследований влияют на деятельность вуза. 15 % респондентов не видят никакого влияния.
В настоящее время огромное влияние на личность, ее выбор оказывают средства массовой информации, которые сегодня называют четвертой властью в государстве. Основной функцией средств массовой информации является подготовка и распространение в обществе полной, интересной, современной информации о жизни университета. В связи с этим в анкете был поставлен вопрос об удовлетворенности соответствием реального образовательного процесса и его рекламы. Только 34 % студентов считает, что такое соответствие существует; 32 % отметили, что такого соответствия не существует. 34 % респондентов затруднялись дать ответ на поставленный вопрос.
Анализируя ответы на данный вопрос исследования, можно сделать ряд выводов. Во-первых, содержание рекламы, предлагаемой университетом, не отвечает поставленной перед ней цели; во-вторых, недостаточно использовать традиционные средства продвижения образовательных услуг (реклама в средствах массовой информации, справочники для поступающих, участие в выставках, проведение дней открытых дверей); в-третьих, необходимо менять содержание рекламы, делать упор на пропаганду самого университета, его отношений с потребителями, благотворительной, спонсорской деятельности и т. д. ; в-четвертых, необходимо обеспечить более детальное знакомство поступающих с вузом, его инфраструктурой, условиями обучения, акцентируя внимание на конкурентных преимуществах данного учебного заведения, четко определить свой сегмент рынка.
Список литературы
ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества». Словарь. URL: http://www. gosthelp.ru /text/ ISO840294Upravleniekaches.html (дата обращения: 26.03.2010).
УДК 130 + 172 ББК Ю 725 + Ю 3 (2)
Ю. В. Кокарева
Нравоучения Древней Гуси как форма выражения нравственного идеала
Статья посвящена рассмотрению духовных основ нравственного идеала Древней Руси. Для древнерусского человека Христос являлся тем духовно-нравственным Образцом, следование которому задавало высший критерий оценки человеческой нравственности. В литературе Древней Руси наиболее распространенной формой выражения нравственного идеала стали нравоучения, которые существовали в двух видах: «поучение словом» и «поучение делом».
Ключевые слова: нравственный идеал, нравоучение, подвижничество, святость, юродство.
У. V. Kokareva
Morality of Ancient Russia as a form of expression of ethical ideal
The article is devoted to reviewing of moral principles of the ethical ideal in ancient Russia. Christ was the moral-ethical Model for an Old Russian and following him and his study gave the highest criterion of a human morality's appraisal. In Ancient Russia literature moral teaching existing in two kinds: "lesson with word" and "lesson with deed" became the most common form of expression of the ethical ideal.
Keywords: ethical ideal, moral teaching, selfless devotion, holiness, being fool for God's
sake.
Русское средневековье длилось почти восемь столетий - от призвания варягов в 862 г. до избрания на царство династии Романовых. Общей духовной санкцией средневековой Руси следует считать восточное христианство, православие. Все особенности и традиции православия нашли свое отражение в общем строе древнерусской духовности, определив содержание религиозной, философской и этической мысли отечественного средневековья. Святоотеческое наследие (сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина), появившееся на Руси после принятия христианства, задало высочайший духовный уровень развития древнерусского человека, определило его нравственный идеал. Нравственный идеал православия позволил на-
полнить жизнь русского человека высшими ценностями, создал прочную основу для дальнейшего духовно-нравственного совершенствования русского народа.
Философская мысль Древней Руси пронизана христианским этическим пафосом. Все проблемы ставятся в ней, прежде всего, как нравственные, духовно-этические. Нравственный идеал раскрывается в основном через нравоучения. Современный исследователь В. Н. Назаров пишет: «С нормативной стороны нравоучение можно рассматривать как своеобразное этическое предписание, имеющее конкретно-ситуативную и личностную направленность на основе запрещающего или разрешающего образца поведения» [1, с. 13].