Научная статья на тему 'Динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг: анализ и проблемы'

Динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг: анализ и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / CUSTOMER SATISFACTION / CONSUMPTION MONITORING / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Елена Николаевна

Представлена динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг (на примере факультета управления Челябинского государственного университета). На основе анализа оценки удовлетворенности потребителей выявлены основные проблемы качества обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of customer satisfaction with educational services (for example, the Faculty of Management at Chelyabinsk State University). Based on analysis of customer satisfaction assessment identified the main problems the quality of teaching at the university.

Текст научной работы на тему «Динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг: анализ и проблемы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356).

Управление. Вып. 10. С. 49-52.

Е. Н. Елисеева

ДИНАМИКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ

Представлена динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг (на примере факультета управления Челябинского государственного университета). На основе анализа оценки удовлетворенности потребителей выявлены основные проблемы качества обучения в вузе.

Ключевые слова: потребители образовательных услуг, удовлетворенность потребителей, потребительский мониторинг, оценка качества обучения.

Совершенствование учебного процесса в любом высшем учебном заведении сегодня невозможно без мониторинга мнений и оценок потребителей. Система потребительского мониторинга предполагает постоянное отслеживание удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменения с целью принятия управленческих решений [2].

На факультете управления Челябинского государственного университета с 2006 г. проводится изучение удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Представим некоторые результаты исследования за 2011-2013 гг.

Объектом изучения являются основные потребители — первокурсники, студенты старших курсов и выпускники.

1. Первокурсники — студенты очного отделения всех направлений обучения («Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»). В 2011 г. было опрошено 107 человек, в 2012 г.— 111, в 2013 г.— 94.

2. Студенты старших курсов — студенты четвертого курса очного отделения специальностей и направлений обучения («Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Менеджмент», «Управление персоналом»). Количество опрошенных респондентов: в 2011 г.— 92, в 2012 г.— 113, в 2013 г.— 117.

3. Выпускники — студенты, закончившие обучение по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Управление персоналом». Всего было опрошено в 2011 г.— 50 человек, в 2012 г.— 72, в 2013 г.— 89.

Оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг осуществлялась по пятибалльной шкале по следующим направлениям:

1) удовлетворенность выбором вуза и направления обучения;

2) удовлетворенность качеством обучения (уровень организации учебного процесса, условия обучения в вузе, качество преподавания профессорско-преподавательского состава);

3) удовлетворенность адаптацией на рынке труда.

Рассмотрим динамику удовлетворенности первокурсников выбором вуза и направления обучения «Государственное и муниципальное управление» (рис. 1).

Удовлетворенность первокурсников выбором вуза и направления обучения «Государственное и муниципальное управление» держится на уровне 4 баллов, но имеет опасную тенденцию к снижению. Эта тенденция может быть связана с проблемами, которые существуют в процессе обучения студентов в вузе.

Представим изменения в оценках удовлетворенности студентов старших курсов качеством обучения по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» (рис. 2). Для анализа использовались следующие группы факторов:

1) уровень организации учебного процесса на факультете (организация занятий, информационно-методическое обеспечение, организация работы деканата, организация самостоятельной работы студентов, практики и научно-исследовательской работы студентов);

2) условия обучения в вузе (материально-техническая база, внеучебная деятельность, деятельность студенческого самоуправления, работа библиотеки, столовой и буфетов, спортивная база);

3) качество преподавания профессорско-преподавательского состава (квалификация преподавателей, трудовая дисциплина, использование

Балл 4,6

4,5

4,4

4,3

4,2

4,1

4,0

3,9

3,8

Рис. 1. Динамика удовлетворенности первокурсников выбором вуза и направления обучения «Государственное и муниципальное управление»

Удовлетворенность выбором вуза

Удовлетворенность выбором направления обучения

информационных технологий, творческий подход) [1].

Удовлетворенность уровнем организации учебного процесса на факультете невысокая, не поднимается выше 4 баллов. Основные проблемы, по мнению респондентов, связаны с организацией занятий (расписанием), работы деканата и самостоятельной работы студентов (рис. 2).

Условия обучения также не устраивают студентов: недостаточно аудиторий для занятий в одну смену и в одном корпусе, не работают буфеты в вечернее время, не всегда есть необходимые учебные издания в библиотеке, спортивная база вуза практически не обновляется, слабо

развита система студенческого самоуправления и др. (рис. 3).

Несмотря на более высокие оценки удовлетворенности студентов старших курсов качеством преподавания профессорско-преподавательского состава по сравнению с организацией и условиями обучения, в 2013 г. также наблюдается снижение этого показателя. В целом, по общей оценке, динамика удовлетворенности качеством обучения студентов старших курсов отрицательная: в 2011 г.— 3,9; в 2012 г.— 3,7; в 2013 г.— 3,5 балла (рис. 4).

Изучение удовлетворенности выпускников адаптацией на рынке труда дает возможность

Балл

4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

5 '3 ии

£ £ зн иа нз а

и

р

О

о н н о и Я а

ам р

о н

5:

ее ои « к се

£ Е §5

ое тб ео

* н й абн

ире нд

л и

р

О

« « 3

К о н ЯК о

зла

3 и & К н ая и о рт

о 8

м а

яи

£ «

ат

иа нр ап

и

р

О

Зо

2 I

Л и

р

О

X

2011

2012

2013

Рис. 2. Динамика удовлетворенности студентов старших курсов уровнем организации учебного процесса на факультете управления Челябинского государственного университета

Динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг: анализ и проблемы

51

Балл

4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

2011

2012

2013

р х Й и а

Рис. 3. Динамика удовлетворенности студентов старших курсов условиями обучения в вузе

Балл

4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0

2011

2012

2013

й «

^ й я «

11 к ч

н о

й К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и и

V а

Л с

« Й й К и а

5. К Л &

К

«

* § *

Й ^ н

о а о

2 2 к

Й ^ X

о ° Р

ё^ н

о К X

К к з

О Й ^ «

о о И X О ч

а °

К К

л

о

X ■г

Рис. 4. Динамика удовлетворенности студентов старших курсов качеством преподавания

профессорско-преподавательского состава

выявить проблемы, связанные не только с трудоустройством, но и с процессом качества подготовки студентов в вузе.

В 2011 и 2012 гг. опрашивались выпускники специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент организации», а в 2013 г. в исследовании также участвовал первый выпуск специальности «Управление персоналом». Анализ динамики изменения мнений выпускников показывает снижение уровня удовлетворенности выбором специальности «Государственное и муниципальное управ-

ление» и качеством обучения в вузе (таблица). В 2014 г. эти негативные тенденции проявляются также и в наборе студентов, который сократился почти в два раза на данном направлении обучения.

На основе изучения динамики удовлетворенности потребителей образовательных услуг на факультете управления Челябинского госуниверситета можно выделить ряд проблем.

Во-первых, необходима единая методика оценки удовлетворенности, принятая на уровне вуза (а не только факультета), которая позволила бы

Динамика удовлетворенности выпускников выбором специальности и качеством обучения в вузе

Фактор удовлетворенности Год

2011 2012 2013

Удовлетворенность полученной специальностью: «Государственное и муниципальное управление» «Менеджмент организации» «Управление персоналом» 3,5 4,1 3,6 4,1 3.1 4.2 3,9

Удовлетворенность качеством подготовки:

«Государственное и муниципальное управление» 3,8 3,7 3,5

«Менеджмент организации» 3,9 3,9 4,0

«Управление персоналом» — — 4,0

составлять рейтинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг всего вуза. Во-вторых, слабо используются результаты оценки, иногда это не в компетенции факультета (например, улучшение материально-технической или спортивной базы вуза). Кроме того, оценка должна служить основой для прогнозирования будущей деятельности факультета и вуза, разработки стратегии развития. Наконец, в-третьих, необходимо активно использовать современные информационные технологии для оценки: например, интерактивный опрос на сайте в текущем режиме, онлайн-конференции с участием работодателей и выпускников.

Изучение удовлетворенности потребителей образовательных услуг сегодня должно осу-

ществляться как интерактивный мониторинг с возможностью систематического получения результатов для принятия управленческих решений.

Список литературы

1. Елисеева, Е. Н. Факторы удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе / Е. Н. Елисеева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 2 (331). Управление. Вып. 9. С. 38-40.

2. Красноярцева, Е. Г. Потребительский мониторинг в образовательных учреждениях / Е. Г. Крас-ноярцева // Проблемы и перспективы развития системы менеджмента качества в вузе. Челябинск : Энциклопедия, 2010. С. 49-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.