Научная статья на тему 'Удовлетворенность работой в мире'

Удовлетворенность работой в мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
766
78
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / МЕЖСТРАНОВОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Запольская Алёна Владимировна

В статье рассматривается показатель «удовлетворенность работой», с помощью данного показателя производится сравнительный анализ между странами, отдельно рассматривается удовлетворенность работой в России. Рассматривая данный показатель, стоит учитывать, что люди могут вкладывать разный смысл в понятие «удовлетворенность работой». Согласно полученным результатам, большая часть людей удовлетворены своей работой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность работой в мире»

Удовлетворенность работой в мире Запольская А. В.

Запольская Алёна Владимировна / Zapolskaya Alyona Vladimirovna - студент, кафедра финансового менеджмента, факультет экономики,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматривается показатель «удовлетворенность работой», с помощью данного показателя производится сравнительный анализ между странами, отдельно рассматривается удовлетворенность работой в России. Рассматривая данный показатель, стоит учитывать, что люди могут вкладывать разный смысл в понятие «удовлетворенность работой». Согласно полученным результатам, большая часть людей удовлетворены своей работой.

Ключевые слова: удовлетворенность работой, межстрановое сопоставление, удовлетворенность работой в России.

Удовлетворенность работой остается одним из интересных вопросов для исследователей в сфере рынка труда. Еще в XVIII в. шотландский экономист, один из представителей политической экономии Адам Смит в своей работе отметил: благоразумному человеку свойственны «неизменное воздержание и неутомимое трудолюбие»; он жертвует сиюминутными благами, чтобы достичь «более прочных благ» в будущем. Если рассмотреть весь рынок в целом, то человек может выступать в нем в качестве потребителя, производителя и в качестве собственника благ. Адам Смит полагал, что «человеку всегда должна предоставляться возможность жить за счет своего труда, использовать те возможности и способности, которыми он обладает». Кроме того, «собственный интерес каждого человека заставит его искать выгодного и избегать невыгодного занятия» [1, с. 109, 133].

Таким образом, можно предположить, что Адам Смит говорил о том, что человеку свойственно трудиться там, где ему его труд приносит больший доход, и где работа приносит ему большее удовольствие. Если задуматься, то для каждого человека важно, чтобы его работа приносила ему удовольствие, чтобы он чувствовал свою необходимость в данной компании, его вклад в успех и развитие этой компании и свою возможность двигаться по карьерной лестнице.

Рассматривая удовлетворенность работой в пределах какой-то страны, стоит сказать, что данные, полученные в одной стране, могут отличаться от данных, полученных в другой стране. Поэтому было бы интересно сравнить показатели удовлетворенности работой в мире, учитывая разный уровень развития экономики стран, разные отрасли, которые доминируют в странах, разные условия труда, различный климат.

Поэтому главной целью статьи является межстрановое сопоставление показателей удовлетворенности работой.

Основными задачами данной статьи являются:

• рассмотрение понятия удовлетворенность работой на основе сравнительного анализа статей;

• межстрановое сопоставление показателя «удовлетворенность работой» за 2005 год;

• показатель удовлетворенности работой в России с 2002 по 2013 гг.

Впервые концепция «удовлетворенность работой» была исследована в сфере индустриальной социологии и психологии и при исследовании организационного поведения, но не сразу была принята в экономической сфере в качестве субъективной переменной. Основоположниками удовлетворенности работой считаются Hamermesh (1977), Freeman (1979), Borjas (1979) - именно они смогли доказать в своих работах, что переменная удовлетворенность работой является хорошим показателем объективных и субъективных характеристик места работы и может использоваться при составлении прогнозов при увольнении работников [4, с. 4].

Рассматривая показатель «удовлетворенность работой», стоит принимать во внимание, что некоторые люди, определяя степень удовлетворенности работой на данной работе, сравнивают свой настоящий опыт с «предыдущим опытом». Также может оказаться, что люди, имеющие высокий доход, могут быть удовлетворены меньше, чем люди, которые имеют низкий доход.

Стоит сказать, что на удовлетворенность работой оказывает влияние и возраст респондентов. По мнению Л. И. Смирных, чем выше возраст у работающего, тем ниже его удовлетворенность работой [4, с. 33].

Также при исследовании концепции «удовлетворенность работой» следует обращать внимание и на то, что у людей могут существовать свои определенные характеристики «идеальной» работы. Данное предположение можно подтвердить работой Peters D., Chakraborty S., Mahapatra P., Steinhardt L., которые обнаружили, что такие факторы как: хорошие взаимоотношения с коллегами, возможности обучения, хорошие физические условия, факторы окружающей обстановки, к примеру, «возможность использовать свои навыки» - являются более важными для работников, чем хорошая заработная плата [6].

Таким образом, при рассмотрении показателя удовлетворенность работой стоит принимать во внимание, что люди могут вкладывать свои собственные понятия в данный термин, но общий показатель

удовлетворенности работой в стране является показателем общей удовлетворенности работающих в пределах данной страны.

Переходя к следующему этапу работы, стоит отметить один факт, что по статистике Россия занимала практически последнее место в вопросе удовлетворенности работой1 2, поэтому для сравнения предлагаю проанализировать данные 2005 года по странам и посмотреть, не произошли ли какие-либо изменения.

Таблица 1. Удовлетворенность работой, межстрановое сопоставление за 2005 год2

Completely satisfied Very satisfied Fairly satisfied Neither satisfied nor dissatisfied Fairly dissatisfied Very dissatisfied Completely dissatisfied

Australia (AU) 102 366 476 105 71 21 13

Germany-West (DE-W) 95 199 224 52 21 4 8

Germany-East (DE-E) 35 110 123 26 11 0 0

Great Britain (GB-GBN) 74 134 196 36 26 11 7

United States (US) 187 381 304 69 31 31 13

Hungary (HU) 78 86 185 92 14 9 5

Ireland (IE) 121 212 180 20 18 6 6

Netherlands (NL) 43 222 228 56 32 9 2

Norway (NO) 113 298 447 119 37 12 2

Sweden (SE) 74 259 360 109 50 16 3

Czech Republic (CZ) 83 128 334 111 38 6 6

Slovenia (SI) 67 99 193 120 21 7 3

Bulgaria (BG) 86 96 247 34 20 16 8

Russia (RU) 139 265 229 177 97 23 22

New Zealand (NZ) 86 273 373 97 38 15 4

Canada (CA) 74 186 240 52 24 12 4

Philippines (PH) 213 127 216 26 24 11 11

Israel (IL) 161 146 200 68 33 8 11

Japan (JP) 39 142 237 79 48 12 10

Spain (ES) 58 183 207 82 21 8 4

Latvia (LV) 65 74 295 112 55 8 6

1 Согласно исследованию А. Суза-Поза и А. А. Суза-Поза, использующие данные мониторинга 1997 г., Россия была на предпоследнем месте по удовлетворенности работой (20), после нее была только Венгрия.

2 International Social Survey Programme: Work Orientation III - ISSP 2005. [Электронный ресурс] / URL: http://zacat. gesis. org.

France (FR) 105 214 481 153 81 20 21

Cyprus (CY) 68 334 119 58 23 13 1

Portugal (PT) 155 296 401 182 31 14 2

Denmark (DK) 217 464 360 117 51 8 7

Switzerland (CH) 135 307 190 20 25 6 1

Belgium/Flanders (BE-FLA) 25 252 344 60 51 39 14

Finland (FI) 77 256 340 52 37 9 4

Mexico (MX) 237 221 178 32 10 6 6

Taiwan (TW) 53 325 684 138 99 22 9

South Africa (ZA) 178 254 238 78 0 78 39

South Korea (KR) 68 107 395 200 93 18 7

Dominican Republic (DO) 205 193 453 1 86 17 5

Согласно полученным данным из International Social Survey Programme: Work Orientation III, можно сказать, что большая часть людей из разных стран скорее удовлетворена своей работой. Примечателен тот факт, что в Доминиканской республике, в Дании, в Филиппинах, в Мексике и в Израиле много людей, которые абсолютно удовлетворены своей работой, по сравнению с другими странами (Дания 217 человек -17,73 %, Доминиканская республика 205 человек - 21,35 %, Израиль 161 человек - 25,68 %, Мексика 237 человек - 34,35 %, Филиппины 213 человек - 33,92 %).

Если проранжировать полученные данные по странам, то окажется, что первое место по уровню удовлетворенности занимает Швейцария (92,40 %), далее идет Мексика (92,17 %), Ирландия (91,12 %), Доминиканская республика (88,65 %), Филиппины (88,54 %).

Что касается России, то из 33 стран Россия занимает 32 место (66,49 %), после нее идет Южная Корея (64,19 %), а вот соседи России - Латвия и Япония занимают 30 и 29 места соответственно (Латвия 70,57 %, Япония 73,72 %), Словения же занимает 31 место (70,39 %).

Таким образом, видно, что большая часть людей в России удовлетворена все же своей работой, несмотря на предпоследнее место среди всех стран. Еще одним интересным фактом является то, что в России больший процент людей, которые не удовлетворены своей работой совсем - это 14,92 %. Далее идут страны Южная Африка 13,53 %, Южная Корея 13,29 %, Бельгия 13,25 % и Япония 12,35 %. Меньший процент людей, не удовлетворенных своей работой, работают в странах: Мексика (3,19 %), Восточная Германия (3,61 %), Португалия (4,35 %), Швейцария (4,68 %).

На основе полученных данных можно сделать вывод, что самая благоприятная страна для работы - это Швейцария. Россия является не самой лучшей страной для работы, хотя доля миграции в нашу страну большая (согласно докладу ООН в 2013 году, Российская Федерация является второй страной после США, куда прибыла большая часть международных мигрантов [3]). Возможно, низкий процент по сравнению с остальными странами связан с тем, что люди сравнивали свое понятие «идеальной работы» с тем, что они имеют на данный момент. Также, возможно, они хотели бы иметь лучшую работу, чем есть сейчас.

Если сравнить полученные данные с результатами, полученными в процессе глобального исследования «Насколько европейцы счастливы на работе?», проведенном в 2005 году международным агентством «Kelly Services», то там было обнаружено, что самые счастливые на работе - жители Скандинавских стран - 68 % опрошенных. Далее следуют Франция (61 %), Италия и Швейцария (по 53 %), Россия и Германия (по 50 %), Великобритания (47 %), Испания (46 %), Голландия (45 %), Бельгия (35 %) [4, с. 13]. Можно сказать, что в нашем исследовании также обнаружилось, что жители скандинавских стран больше удовлетворены своей работой.

Таким образом, можно сделать вывод, что самые неблагоприятные страны для трудовой деятельности -это, вероятнее всего, развивающиеся страны. Страны, которые относятся к категории «развитых», более благоприятны для труда и способствуют большему развитию человеческого потенциала, его социализации и получения удовольствия от своей работы. Кроме того, данные страны могут обеспечить свое население работой и требуемыми условиями труда.

Стоит отметить еще один интересный факт, который был освещен в статье Charlie S «Job Satisfaction Statistics». Опросы работников показывают, что свыше 65 % работников неудовлетворенны своей работой. Также, согласно статистике, более чем 70 % учителей, пожарных, авторов и физиотерапевтов более удовлетворены своей работой. Но среди таких профессий, как разнорабочий, официант, кассир, бармен лишь 21-27 % удовлетворены своей работой. Стоит также сказать, что в США процент людей, удовлетворенных работой, снижается по сравнению с предыдущими годами [5].

Еще одни данные можно увидеть на Рис. 1, которые показывают, как меняется удовлетворенность людей своей работой с годами. По данным с 1981 г. по 2009 г. видно, что большая часть людей за каждый год по всему миру больше удовлетворена своей работой - люди выбирают ответ чаще, что они удовлетворены своей работой на 6, 7 или 8. Следовательно, можно сделать вывод, что большей частью во всем мире люди

скорее удовлетворены своей работой, но есть какие-то положения и моменты в их работе, что их не устраивают.

Рис. 1. Удовлетворенность работой в мире с 1981 по 2009 гг.

Следующим этапом нашей статьи является рассмотрение удовлетворенности работой в России в период с 2002 по 2013 гг.

Согласно данным, представленным в таблице 2, которые были использованы из Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE), удовлетворенность работой в России имеют тенденцию к росту. Все меньший процент людей оказываются неудовлетворенными полностью своей работой, и все больший процент людей, которые скорее удовлетворены своей работой.

Таблица 2. Удовлетворенность работой в России с 2002 по 2013 гг.3, в %.

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

полностью удовлетворены 18,42 9,66 8,72 7,65 14,15 12,66 13,27 13,52 16,03 13,38 15,89 16,02

скорее удовлетворены 32,41 33,88 36,18 39,30 40,40 45,04 47,41 48,66 46,92 50,79 49,79 49,85

и да, и нет 17,78 21,13 24,08 24,67 20,46 19,26 19,26 22,08 20,22 20,87 21,37 22,55

скорее не удовлетворены 23,41 26,27 23,31 21,30 18,64 17,58 15,12 11,52 12,45 11,18 9,33 3,68

совсем не удовлетворены 7,44 8,04 6,51 5,66 5,51 4,68 4,20 3,89 3,55 2,89 2,82 2,28

Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE). Сайты обследования RLMS-HSE: http://www.hse.ru/rlms.

Как видно из представленной таблицы, удовлетворенность работой с каждым годом меняется, и существует некая тенденция к увеличению числа людей, удовлетворенных своей работой. Кроме того, наблюдается некая цикличность в ответах про «удовлетворенность работой».

Если смотреть более детально каждый ответ, то стоит отметить, что в 2002 году была большая доля респондентов, удовлетворенных полностью своей работой (18,42 %), далее показатель снижался и в 2005 году достиг самого низкого уровня - 7,65 %, далее идет резкий скачок, и потом снова спад, но в 2013 году показатель «полностью удовлетворен» составляет уже 16,02 %, что говорит о том, что большая часть людей удовлетворены своей работой. Из данного факта можно сделать вывод, что работодатели улучшают условия труда (к примеру, внедрение на предприятия инноваций, которые улучшают качество трудящихся, закупка нового оборудования и также изменения в сфере законодательства к условиям труда).

«Скорее удовлетворены» - данный ответ достиг своего пика в 2011 году - 50,79 %, точка минимума была в 2002 году 32,41 % (Рис. 2). Скорее всего, выбирая данный ответ, люди оценивали свое состояние после кризиса, которое изменялось все же в лучшую сторону, но не было таким, каким они бы желали видеть. Хотя экономика в этот период характеризовалась изменениями в отраслях, которые показали свою определённую невосприимчивость к росту издержек, наблюдавшемуся в течение последних трёх лет (в частности, это — экспорт природных ресурсов и производство неторгуемых услуг). С другой стороны, уменьшилась конкурентоспособность отраслей, развитие которых после кризиса опиралось на использование прежде не полностью загруженных производственных мощностей, в частности, в капиталоемких отраслях, конкурирующих с импортной продукцией [2].

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

2002 2004 2006 2008 2010 2012

■ Скорее удовлетворены

Рис. 2. Процент респондентов, которые скорее удовлетворены работой в России

в период с 2002 по 2013 гг.

Также стоит сказать и о числе людей, не удовлетворенных своей работой. В 2012 году число людей, скорее не удовлетворенных своей работой или совсем не удовлетворенных, снизилось. Данный спад продолжался и в 2013 г., и уже лишь 3,68 % из опрошенных не удовлетворены своей работой, что является минимумом для данного ответа.

Если же посмотреть на данные 2008 года, когда был кризис, то стоит отметить, что число удовлетворенных своей работой людей увеличилось, а число не удовлетворенных снизилось по сравнению с 2007 годом. Возможно это связано с тем, что люди были рады не потерять свою работу в период кризиса, когда происходило сокращение рабочих мест.

В 2009 году также видна тенденция к увеличению числа людей, удовлетворенных своей работой, и к снижению числа людей, не удовлетворенных своей работой. Но число людей, которые точно не могут определиться со своим ответом и выбрали ответ «и да, и нет», в 2009 году выросло и составило 20,22 %. Как можно видеть по таблице 2 данная тенденция продолжается, и уже ответ «и да, и нет» в 2013 г. выбрали 22,55 % опрошенных респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворенность работой с каждым годом увеличивается, начиная с 2006 года, более 50 % людей удовлетворены в целом своей работой, а значит, своими условиями труда (если соединить ответы «полностью удовлетворены своей работой» и «скорее удовлетворены»). Это можно объяснить тем, что предприятия стали обращать большее внимание на работающий персонал: стараются больше мотивировать, улучшать условия труда, понимая важность персонала для компании. Ведь главный ресурс компании, с помощью которого она может достигнуть больших результатов, это не только хорошие поставщики и большой рынок сбыта, но также рабочая сила - люди, трудящиеся в данной компании, работающие на ее благо.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав статистику, полученную из разных опросов, стоит сказать, что все же большая часть людей удовлетворена своей работой во всем мире. В России статистика удовлетворенности работой по сравнению с миром пока остается не в лучшем положении, но стоит сказать, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению процента людей, неудовлетворенных своей работой. Рассматривая удовлетворенность работой, не стоит забывать и про существование субъективных факторов, к примеру: люди могут сравнивать свой «прошлый опыт» с работой, которую они имеют сейчас, возраст также оказывает влияние на удовлетворенность работой, кроме того, стоит помнить, что у каждого человека существуют свой «идеал» работы. В мире статистика удовлетворенности работой говорит о том,

что работодателям есть что улучшать и создавать для своих рабочих. Предлагая работу, стоит учитывать не только свои требования к работнику, но также и желания, и требования работника к рабочему месту и к возможностям на работе - к карьерному росту и росту своей личности в качестве профессионала своего дела. Ведь удовлетворенность работой оказывает влияние и на производительность труда, что оказывает влияние на показатели компании.

Литература

1. Смит А. Исследование о причинах богатства народов [текст]. - М.: Гос. социально-эконом. изд-во, 1931 -433 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Доклад Всемирного Банка об экономической ситуации в России, март 2003 [Электронный ресурс]. / URL: www.worldbank.org (дата обращения 15.03.2014).

3. Пресс-релиз ООН [Электронный ресурс]. / URL:

http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/pdf/intemationalmigrantsworldwide_totals2013.pdf (дата

обращения 10.04.2014).

4. Смирных Л. И. Удовлетворенность работой. Кто выигрывает: стабильные или мобильные работники? -М.: ГУ ВШЭ, 2008 - 52 с.

5. Charlie S. Job Satisfaction Statistics - [Электронный ресурс]. / URL: http://www.buzzle.com/articles/job-satisfaction-statistics.html (дата обращения 10.07.2015).

6. Peters D., & Chakraborty S., & Mahapatra P., & Steinhardt L. (2010). Job satisfaction and motivation of health workers in public and private sectors: cross-sectional analysis from two Indian states. Rio de Janeiro: Human Resources for Health.

7. «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)»,

проводимый Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. (Сайты обследования RLMS-HSE: http://www.hse.ru/rlms,

http://www .cpc .unc .edu/projects/rlms).

8. International Social Survey Programme: Compilation of the data sets from 1981, 1990, 1999, and 2008. [Электронный ресурс]. / URL: http://zacat.gesis.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.