Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ И СТЕПЕНЬ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫМ НОРМАМ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ И СТЕПЕНЬ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫМ НОРМАМ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ / НОРМЫ ЖЕНСТВЕННОСТИ / НОРМЫ МУЖЕСТВЕННОСТИ / SATISFACTION WITH MARRIAGE / NORMS OF FEMININITY / NORMS OF MASCULINITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонова Ольга Анатольевна, Семенова Лидия Эдуардовна

В статье рассматривается проблема степени приверженности традиционным гендерным нормам и удовлетворенности браком современных женщин и мужчин. Представлены результаты сравнительно анализа степени приверженности традиционным нормам женственности и мужественности удовлетворенных и неудовлетворенных браком женщин и мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION WITH MARRIAGE AND ADHERENCE TO GENDER NORMS FOR WOMEN AND MEN

The article examines the problem of the degree of adherence to traditional gender norms and satisfaction with marriage of modern women and men. The article presents the results of a comparative analysis of the degree of adherence to the traditional norms of femininity and masculinity of satisfied and dissatisfied marriage of women and men.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ И СТЕПЕНЬ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫМ НОРМАМ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН»

представленная несколькими авторами, написана кириллицей, без использования особых диакритических знаков, разработанных автором для ульчского языка.

Выводы. Таким образом процесс создания билингвальной книги позволил объединить в книге и текст, и картинки с краткими пояснениями, и аудио-сопровождение, записанное носителем языка. В результате, книга представляет собой не два параллельно идущих текста, а сплошной текст, разбитый на отрывки. При нажатии на текст появляется русский перевод и каждому отрывку прилагается соответствующая аудиозапись. Также можно услышать запись сказки целиком. Слова, обозначающие предметы традиционного пользования, выделены синим цветом, где при клике на слово появляется картинка с кратким пояснением.

Особо отметим, что процесс обучения языку предполагает развитие коммуникативной компетенции, которая в свою очередь представляет собой сложные процесс развития трех компетенций: языковой, речевой и социокультурной. Рассмотрев подходы к определению понятия коммуникативная компетентность К.Ю. Сухановой, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, Е.А. Головко, А.К. Марковой и др., нами определено, что она заключается в способности и готовности вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т.п.) [5]. Проектная деятельность по созданию билингвальной книги направлен на развитие всех трех компетенций в отличие от обычных книг-билингв. И аналоговый анализ билингвальной литературы доказал уникальность нашего проекта не только в рамках дисциплины «Ульчский язык», но и среди подобной литературы.

В заключении отметим, что проект может использоваться как интеллектуальный ресурс для образовательных учреждений. Он открывает широкое поле деятельности для учителей родного языка и учителей информатики. На основе нашей билингвальной книги можно делать с обучающимися проекты, рефераты по разной тематике [1]. Например: «Альфред Вальдю - ульчский сказочник», «Традиции мировой литературы в ульчской литературе», «Общность фольклора русского и ульчского народов», «Традиционная ульчская одежда», «Кухонная утварь ульчей», «Культурные и торговые связи ульчей с Китаем», «Развитие кузнечного дела у ульчей», по языку - «Систематизация лексики ульчского языка», «Глагольные формы в ульчском языке», «Междометия в ульчском языке», «Образные слова и выражения в ульчском языке», по информатике - «Технология создания электронных книг» и т.д.

Резюмируя сказанное можно заключить, что современная реальность требует многозадачности и универсальности во всем, и в то же время простоты и доступности. Использование технологии создания билингвальной книги в целях сохранения родных языков приводит к созданию открытой профессионально-образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение личностных потребностей каждого участника в познании уникальной культуры коренных народов Приамурья и, тем самым, создает благоприятные условия для сохранения культурного наследия многонациональной России.

Литература:

1. Вишневский А.Г. Население России 2010-2011. Восемнадцатый - девятнадцатый ежегодный демографический доклад. М., 2013. С. 36

2. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Мусницкая Е.В., Нечаев Н.Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 94 2003. - № 2. -С. 12-16.

3. Концепция преподавания родных языков народов России https://docs.edu.gov.ru/document/616ab265aa2810f14a2c3fd1203a0aaa/download/2400/

4. Романова, О.В. Кластерная модель организации социального партнерства в муниципальной сфере образования / О.В. Романова. - траектория науки // Электронный научный журнал . - 2016. - № 3 (8)

5. Суник, О.П. Общая теория частей речи / О.П. Суник; АН СССР. Научный совет по теории советского языкознания при Отделении литературы и языка. - М.-Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1966. - 131 с.

6. Вальдю А.Л. Сойнган - сын своего народа: Повести. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1980. - 239 с.

7. Колмогорова, Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности : учебное пособие / Л.А. Колмогорова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 205 с.

8. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кулеш Е.В., Тихомиров М.Ю. Этносоциальные и личностные предикторы направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов с различным этническим составом населения // Психологические исследования. - 2018. Т. 11, № 62. с. 8. URL: http://psystudy.ru

Психология

УДК 159.9

магистрант Леонова Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и клинической психологии Семенова Лидия Эдуардовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Нижний Новгород)

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ И СТЕПЕНЬ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫМ НОРМАМ

ЖЕНЩИН И МУЖЧИН

Аннотация. В статье рассматривается проблема степени приверженности традиционным гендерным нормам и удовлетворенности браком современных женщин и мужчин. Представлены результаты сравнительно анализа степени приверженности традиционным нормам женственности и мужественности удовлетворенных и неудовлетворенных браком женщин и мужчин.

Ключевые слова: удовлетворенность браком, нормы женственности, нормы мужественности.

Annotation. The article examines the problem of the degree of adherence to traditional gender norms and satisfaction with marriage of modern women and men. The article presents the results of a comparative analysis of the degree of adherence to the traditional norms of femininity and masculinity of satisfied and dissatisfied marriage of women and men.

Keywords: satisfaction with marriage, norms of femininity, norms of masculinity.

Введение. Современный мир стал качественно иным, динамичным, вариативным, непредсказуемым. Условия жизнедеятельности в нем уже далеко не всегда отвечают традиционным ценностям и нормам. В этой связи меняются и многие субъективные установки людей, в том числе относительно должного и возможного поведения женщин и мужчин, соответствия этого поведения определенным гендерным стандартам, включая их семейные функции.

В то же время, как показывают исследования [7; 9; 11; 13; 14 и др.], в российском обществе начала XXI века по-прежнему имеют широкое распространение так называемые идеологии маскулинности и феминности, которые ложатся в основу культурных стандартов мужественности и женственности.

Согласно научным данным, традиционные стандарты мужественности определяются такими социальными нормами мужского поведения, как норма статуса или социальной успешности, норма твердости (физической, умственной и эмоциональной), норма антиженственности, норма принудительной гетеросексуальности и рядом других [4; 5; 7; 9; 11; 14].

В свою очередь социальные ожидания в отношении женщин и их поведения определяют нормы высокой значимости внешней привлекательности и заботы женщин о своей внешности и необходимости нравиться другим, обязательной ориентации на замужество и материнство, компетентности в сфере межличностных отношений и стремления исправно вести домашнее хозяйство [7].

Однако, как уже отмечалось выше, происходящие в настоящее время перемены вносят реальные изменения не только в соблюдение ранее перечисленных норм и даже их содержание, но и приводят к трансформации супружеских отношений, качество которых является тесно связанным с удовлетворенностью браком женщин и мужчин.

Поскольку конкретных исследований, посвященных изучению степени приверженности традиционным гендерным нормам удовлетворенных и неудовлетворенных браком женщин и мужчин, мы не встретили, нами было организовано и проведено собственное эмпирическое исследование.

В рамках данной статьи мы осуществляем сравнительный анализ степени приверженности традиционным гендерным нормам удовлетворенных и неудовлетворенных своим браком женщин и мужчин. При этом нами была сформулирована следующая гипотеза: женщины и мужчины со средней и низкой степенью приверженности традиционным гендерным нормам могут быть более удовлетворены браком, нежели испытуемые с высокой степенью приверженности традиционным стандартам женственности и мужественности.

Изложение основного материала статьи. Судя по имеющимся в современной психологии данным, исследователи определяют удовлетворенность браком как внутреннюю субъективную оценку или отношение супругов к своему браку, порождающую установку супругов на его сохранение [1]. Считается, что, вступая в брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом [12]. Поэтому, удовлетворенность браком невозможна при утрате смысла, без возможности удовлетворения индивидуальных потребностей женщины и мужчины.

Установлено, что на удовлетворенность браком оказывают влияние многие факторы. Есть все основания полагать, что к числу этих факторов относятся гендерные нормы и стандарты, точнее степень ориентации на эти нормы, т.е. принятия и соответственно руководства ими, женщин и мужчин.

Согласно традиционным нормам женского поведения от каждой женщины ожидается, что она обязательно должна быть хорошей матерью, женой и хозяйкой; в процессе межличностного общения демонстрировать скромность, мягкость, сочувствие и не претендовать на доминирование и даже равенство с мужчиной; всегда следить за своей внешностью, чтобы быть привлекательной и в целом соответствовать мужским ожиданиям [10].

Традиционные нормы мужского поведения предписывают каждому мужчине, прежде всего, отличаться от женщин (линза андроцентризма в терминологии С. Бем [3]); превосходить других мужчин; быть независимым и не проявлять слабость; а также обладать властью над женщинами и другими мужчинами [15].

В рамках нашего эмпирического исследования для изучения степени приверженности традиционным гендерным нормам удовлетворенных и неудовлетворенных браком женщин и мужчин был проведен электронный опрос при помощи сервиса Google Forms.

В качестве методического инструментария нами были использованы следующие методики: «Тест-опросник удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; опросники «Нормы мужского поведения» и «Нормы женского поведения» И.С. Клециной и Е.В. Йоффе [9]. При обработке полученных данных применялись методы статистической обработки с использованием критерия Фишера.

Опрос испытуемых проводился в электронном варианте при помощи сервиса Google Forms. В исследовании в общей сложности приняли участие 102 человека в возрасте от 23 до 53 лет, проживающих на территории Российской Федерации, из них: 62 женщины и 40 мужчин. Все испытуемые состоят в зарегистрированном браке, либо в незарегистрированных отношениях, которые они сами определяют в качестве супружеских.

Первый этап нашего эмпирического исследования был посвящен выявлению степени удовлетворенности браком испытуемых. Полученные в этом плане результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Степень удовлетворенности браком женщин и мужчин

Степень удовлетворенности браком Женщины Мужчины

Неудовлетворенные браком 17,70% 12,50%

Удовлетворенные браком 82,30% 87,50%

Из представленных в таблице 1 данных можно видеть, что и мужчины, и женщины, принявшие участие в нашем исследовании, в абсолютном большинстве удовлетворены своим браком. Так, среди женщин таковые составляют 82,3% испытуемых, тогда как среди мужчин их уже 87,5%. При этом, согласно полученным нами результатам, в целом у мужчин показатели степени удовлетворенности браком оказываются несколько выше, нежели у женщин, что согласуется с данными ряда других отечественных авторов [2; 6 и др.].

На втором этапе эмпирического исследования изучалась степень приверженности испытуемых традиционным гендерным нормам с учетом факта их удовлетворенности или неудовлетворенности браком. Итоги проведенного в этом направлении сравнительного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Степень приверженности традиционным гендерным нормам удовлетворенных и неудовлетворенных браком женщин и мужчин

Степень приверженности гендерным нормам Испытуемые Удовлетворенность браком Критерий Фишера

У НУ

низкая женщины 23 / 45,1% 4 / 36,4% 0,53

мужчины 7 / 20% 0 1,93 (р<0,05)

критерий Фишера 2,48 (р<0,01) 2,39 (р<0,01)

средняя женщины 26 / 51% 6 / 54,5% 0,21

мужчины 22 / 63% 4 / 80% 0,79

критерий Фишера 1,1 1,02

высокая женщины 2 / 3,9% 1 / 9,1% 0,65

мужчины 6 / 17% 1 / 20% 0,16

критерий Фишера 2,06 (р<0,05) 0,58

Примечание: У - удовлетворенные браком; НУ - неудовлетворенные браком

Из таблицы видно, что 96,1% удовлетворенных браком женщин имеют среднюю или низкую степень приверженности традиционным нормам женственности, что составляет 51% и 45,1% соответственно. Кроме того, в группе женщин, неудовлетворенных своими супружескими отношениями, наблюдается похожая картина: 90,9% испытуемых определили степень своей приверженности традиционным нормам женственности как среднюю и низкую (количественное соотношение 54,5% и 36,4% соответственно). В свою очередь среди женщин с высокой степенью приверженности традиционным нормам женственности удовлетворены своим браком - 3,9%, а не удовлетворены - 9,1%. Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что женщины с высокой степенью приверженности традиционным гендерным нормам не удовлетворены своим браком в два раза чаще, хотя статистически значимых различий в этом плане не зафиксировано.

Мужская выборка с учетом степени приверженности традиционным нормам мужественности распределилась следующим образом: в зоне значений среднего уровня по данному показателю 63% мужчин -удовлетворены своим браком и 80% - не удовлетворены; в зоне значений высокого уровня таковых существенно меньше - 17% и 20% соответственно; тогда как в зоне значений низкого уровня оказались только мужчины удовлетворенные браком - 17% испытуемых. При этом в отличие от группы женщин в группе мужчин с низкой степенью приверженности традиционным нормам мужественности были обнаружены статистически значимые различия в пользу испытуемых удовлетворенных браком (ф=1,93 при р<0,05). Другими словами, результаты исследования убеждают в том, что отказ от ориентации на традиционные гендерные нормы и стандарты имеет место только у тех мужчин, для которых оказывается характерна высокая удовлетворенность супружескими отношениями.

Что же касается статистически значимых гендерных различий между испытуемыми удовлетворенными браком, то они были обнаружены как в случае низкой степени ориентации на традиционные гендерные нормы, так и в случае высокой степени ориентации на традиционные гендерные нормы. При этом установлено, что среди испытуемых с низкой степенью приверженности традиционным гендерным нормам значительно больше женщин, чем мужчин (ф=2,48 при р<0,01), тогда как среди испытуемых с высокой степенью приверженности традиционным гендерным нормам, напротив, значительно больше мужчин, нежели женщин (ф=2,06 при р<0,05). На наш взгляд такие результаты могут говорить о том, что даже в современном обществе по-прежнему актуальна традиция андроцентризма, в связи с чем многие женщины гораздо легче отходят от установок на соответствие стандартам традиционной женственности, нежели мужчины - от установок на соответствие стандартам традиционной мужественности [8].

Кроме того, согласно результатам проведенного исследования, статистически значимые гендерные различия были также обнаружены и среди испытуемых неудовлетворенных браком. В частности, это касается испытуемых с низкой степенью приверженности традиционным гендерным нормам, среди которых встречались исключительно женщины (ф=2,39 при р<0,01).

Выводы. Таким образом, подводя итог выполненному исследованию, мы можем сделать вывод о том, что среди наших испытуемых удовлетворенных и неудовлетворенных браком преобладали женщины и мужчины со средней степенью приверженности традиционным гендерным нормам. Более того, среди

женщин также высок процент тех, кто демонстрирует низкую степень ориентации на традиционные стандарты женственности, тогда как среди мужчин больше сторонников традиционных стандартов мужественности. Однако отсутствие в большинстве случаев статистически значимых различий между испытуемыми удовлетворенными и неудовлетворенными своими супружескими отношениями не позволяет нам однозначно говорить о подтверждении сформулированной гипотезы. Не исключено, что существуют какие-то промежуточные переменные, которые могут влиять на характер соотношения удовлетворенности браком и степени приверженности женщин и мужчин традиционным гендерным стандартам, что, на наш взгляд, делает актуальным проведение дальнейших уточняющих исследований.

Литература:

1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Ю.Е. Алешина. - М., 1985. - 175 с.

2. Алмазова С.Л. Влияние стереотипов мужественности и женственности на становление личности как представителя пола [Текст] / С.Л. Алмазова // Специальное образование. - 2010. - №1. - С. 13-19.

3. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 336 с.

4. Берн Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш.Берн. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 318 с.

5. Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности [Текст] / Д. Гилмор. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. - 264 с.

6. Гроздова E.B. Комплементарность супругов и удовлетворенность браком [Текст] / Е.В. Гроздова, А.Г. Лидерс // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - №2. - С. 46-54.

7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб Алетейя. 2004. - 408 с.

8. Клецина И.С. Нормы мужского и женского поведения в оценках студенческой молодежи [Текст] / И.С.Клецина, Е.В.Иоффе // Человек. Сообщество. Управление. - 2016. - №3. - С. 61-72.

9. Клецина И.С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография [Текст] / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе. - М: Проспект, 2017. - 144 с.

10. Клецина И.С. Нормы женского поведения: традиционная и современная модели [Текст] / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе // Женщина в российском обществе. - 2019. - №3. - С. 72-90.

11. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире [Текст] / И.С. Кон. - М.: Время, 2009. - 496 с.

12. Сатир В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир. М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с.

13. Семенова Л.Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе [Текст] / Л.Э. Семенова // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №3. - С. 143-147.

14. Семенова Л.Э. Психологическое благополучие юношей-старшеклассников с разными вариантами развития мужской идентичности [Электронный ресурс] / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, Т.А. Серебрякова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7. - №4. - С. 7. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1038; DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-7

15. Brannon R.C. No «Sissy Staff»: The Stigma of Anything Vaguely Feminine // David D.S., Brannon R. (eds.) The Forty-Nine Percent Majority: The Male Sex Role. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1976. - P. 1-48.

Психология

УДК 159.923

соискатель Мачуха Александр Михайлович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат биологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Васильева Ольга Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, ОБУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ, ЛИЧНОСТНАЯ РИГИДНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК СОПОСТАВИМОСТЬ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация. В настоящей статье представлены результаты исследования, полученные в ходе установления степени включенности в понимание конструкта личностной зрелости такого явления как психологического инфантилизма или ювенильного стиля поведения, выступающими в качестве признаков пограничной личности как частного случая нашего временного «нездоровья». В статье отражены взгляды многих авторов, анализ научных трудов которых позволил достигнуть понимания того, что личностная зрелость - это не наполняемый сосуд, а неуклончивая работа по постоянному вживанию себя в мир, но работа непринужденная, вне психологического надрыва и самолюбования, но с постоянной оценкой вероятности ошибок своего неистинного ему соответствия, стыда быть нереализованным в нем и страха рентности в отношениях с ним, и работа над ошибками.

Keywords: psychological infantilism, trained helplessness, personal rigidity, personal maturity.

Annotation. This article presents the results of research obtained in the course of establishing the degree of inclusion in the understanding of the construct of personal maturity of such a phenomenon as psychological infantilism or juvenile behavior style, which act as signs of borderline personality as a special case of our temporary «ill health». The article reflects the views of many authors, the analysis of whose scientific works has made it possible to understand that personal maturity is not a filled vessel, but a steady work on constantly getting used to the world, but a relaxed work, without psychological anguish and self-love, but with a constant assessment of the probability of mistakes of their untrue compliance with it, shame to be unrealized in it and fear of hostility in relations with it, and work on mistakes.

Ключевые слова: психологический инфантилизм, обученная беспомощность, личностная ригидность, личностная зрелость

Введение. Считается, что понятие психологической (личностной) зрелости крайне слабо определено, и те авторы, которые так или иначе соприкасались с ним, дают для его герменевтики целый круг явлений, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.