Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, ОБУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ, ЛИЧНОСТНАЯ РИГИДНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК СОПОСТАВИМОСТЬ ЯВЛЕНИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, ОБУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ, ЛИЧНОСТНАЯ РИГИДНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК СОПОСТАВИМОСТЬ ЯВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
370
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ / ОБУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ РИГИДНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PSYCHOLOGICAL INFANTILISM / TRAINED HELPLESSNESS / PERSONAL RIGIDITY / PERSONAL MATURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мачуха Александр Михайлович, Васильева Ольга Семеновна

В настоящей статье представлены результаты исследования, полученные в ходе установления степени включенности в понимание конструкта личностной зрелости такого явления как психологического инфантилизма или ювенильного стиля поведения, выступающими в качестве признаков пограничной личности как частного случая нашего временного «нездоровья». В статье отражены взгляды многих авторов, анализ научных трудов которых позволил достигнуть понимания того, что личностная зрелость - это не наполняемый сосуд, а неуклончивая работа по постоянному вживанию себя в мир, но работа непринужденная, вне психологического надрыва и самолюбования, но с постоянной оценкой вероятности ошибок своего неистинного ему соответствия, стыда быть нереализованным в нем и страха рентности в отношениях с ним, и работа над ошибками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL INFANTILISM, TRAINED HELPLESSNESS, PERSONAL RIGIDITY AND PERSONAL MATURITY AS COMPARABILITY OF PHENOMENA

This article presents the results of research obtained in the course of establishing the degree of inclusion in the understanding of the construct of personal maturity of such a phenomenon as psychological infantilism or juvenile behavior style, which act as signs of borderline personality as a special case of our temporary «ill health». The article reflects the views of many authors, the analysis of whose scientific works has made it possible to understand that personal maturity is not a filled vessel, but a steady work on constantly getting used to the world, but a relaxed work, without psychological anguish and self-love, but with a constant assessment of the probability of mistakes of their untrue compliance with it, shame to be unrealized in it and fear of hostility in relations with it, and work on mistakes.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, ОБУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ, ЛИЧНОСТНАЯ РИГИДНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК СОПОСТАВИМОСТЬ ЯВЛЕНИЙ»

женщин также высок процент тех, кто демонстрирует низкую степень ориентации на традиционные стандарты женственности, тогда как среди мужчин больше сторонников традиционных стандартов мужественности. Однако отсутствие в большинстве случаев статистически значимых различий между испытуемыми удовлетворенными и неудовлетворенными своими супружескими отношениями не позволяет нам однозначно говорить о подтверждении сформулированной гипотезы. Не исключено, что существуют какие-то промежуточные переменные, которые могут влиять на характер соотношения удовлетворенности браком и степени приверженности женщин и мужчин традиционным гендерным стандартам, что, на наш взгляд, делает актуальным проведение дальнейших уточняющих исследований.

Литература:

1. Aлешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Ю.Е. Aлешина. - M., 1985. - 175 с.

2. Aлмазова С.Л. Влияние стереотипов мужественности и женственности на становление личности как представителя пола [Текст] / С.Л. Aлмазова // Специальное образование. - 2010. - №1. - С. 13-19.

3. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. -M.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 336 с.

4. Берн Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш.Берн. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНAК, 2001. - 318 с.

5. Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности [Текст] / Д. Гилмор. - M.: Российская политическая энциклопедия, 2005. - 264 с.

6. Гроздова E.B. Комплементарность супругов и удовлетворенность браком [Текст] / Е.В. Гроздова, A.r. Лидерс // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - №2. - С. 46-54.

7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб Aлетейя. 2004. - 408 с.

8. Клецина И.С. Нормы мужского и женского поведения в оценках студенческой молодежи [Текст] / И.С.Клецина, Е.В.Иоффе // Человек. Сообщество. Управление. - 2016. - №3. - С. 61-72.

9. Клецина И.С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен: монография [Текст] / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе. - M: Проспект, 2017. - 144 с.

10. Клецина И.С. Нормы женского поведения: традиционная и современная модели [Текст] / И.С. Клецина, Е.В. Иоффе // Женщина в российском обществе. - 2019. - №3. - С. 72-90.

11. Кон И.С. Mужчина в меняющемся мире [Текст] / И.С. Кон. - M.: Время, 2009. - 496 с.

12. Сатир В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир. M.: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с.

13. Семенова Л.Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе [Текст] / Л.Э. Семенова // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №3. - С. 143-147.

14. Семенова Л.Э. Психологическое благополучие юношей-старшеклассников с разными вариантами развития мужской идентичности [Электронный ресурс] / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, ТА. Серебрякова, KA. Конева // Вестник Mининского университета. - 2019. - Том 7. - №4. - С. 7. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1038; DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-7

15. Brannon R.C. No «Sissy Staff»: The Stigma of Anything Vaguely Feminine // David D.S., Brannon R. (eds.) The Forty-Nine Percent Majority: The Male Sex Role. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1976. - P. 1-48.

Психология

УДК 159.923

соискатель Мачуха Александр Михайлович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат биологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии Васильева Ольга Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, ОБУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ, ЛИЧНОСТНАЯ РИГИДНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК СОПОСТАВИМОСТЬ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация. В настоящей статье представлены результаты исследования, полученные в ходе установления степени включенности в понимание конструкта личностной зрелости такого явления как психологического инфантилизма или ювенильного стиля поведения, выступающими в качестве признаков пограничной личности как частного случая нашего временного «нездоровья». В статье отражены взгляды многих авторов, анализ научных трудов которых позволил достигнуть понимания того, что личностная зрелость - это не наполняемый сосуд, а неуклончивая работа по постоянному вживанию себя в мир, но работа непринужденная, вне психологического надрыва и самолюбования, но с постоянной оценкой вероятности ошибок своего неистинного ему соответствия, стыда быть нереализованным в нем и страха рентности в отношениях с ним, и работа над ошибками.

Keywords: psychological infantilism, trained helplessness, personal rigidity, personal maturity.

Annotation. This article presents the results of research obtained in the course of establishing the degree of inclusion in the understanding of the construct of personal maturity of such a phenomenon as psychological infantilism or juvenile behavior style, which act as signs of borderline personality as a special case of our temporary «ill health». The article reflects the views of many authors, the analysis of whose scientific works has made it possible to understand that personal maturity is not a filled vessel, but a steady work on constantly getting used to the world, but a relaxed work, without psychological anguish and self-love, but with a constant assessment of the probability of mistakes of their untrue compliance with it, shame to be unrealized in it and fear of hostility in relations with it, and work on mistakes.

Ключевые слова: психологический инфантилизм, обученная беспомощность, личностная ригидность, личностная зрелость

Введение. Считается, что понятие психологической (личностной) зрелости крайне слабо определено, и те авторы, которые так или иначе соприкасались с ним, дают для его герменевтики целый круг явлений, как

например необходимость наличия личностной автономии (К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Гринбергер, Ф. Перлз, К.А. Абульханова, Д.А. Леонтьев и др.), ответственности (А.Г. Асмолов, В.М. Русалов, А.А. Реан и др.), жизнестойкости (Г. Олпорт, А. Адлер, А. Маслоу, С. Кук-Гройтер, Е.Е. Сапогова), рефлексивности (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Ленгле, Л.И. Анциферова), позитивного самоотношения (Г. Олпорт, А. Маслоу, А. Ленгле, Е.С. Штепа), духовности (А. Маслоу, А.А. Бодалев, В.М. Русалов), интимности как способности к состраданию и умению строить близкие отношения (Э. Фромм, Э. Эриксон, Г. Олпорт) и, вообще, способности любить (Н. Мак-Вильямс), и кроме того, социальной активности (Э. Гринберг, В.М. Русалов, К.А. Абульханова, Е.Е. Сапогова), коммуникативной компетентности (Ф. Перлз, Э. Гринбергер) и ряда других качеств [14], одновременное воплощение которых для любого человека фактически нереально.

«Обратной» стороной личностной зрелостью выступает понятие «недостаточности личностной зрелости» или «личностной незрелости», которые в языке, и в бытийном, и тем более, в научном, почти не используются. Некоторой «оппозицией» «личностной зрелости» подразумевается инфантилизм - прежде всего медицинский термин, который употребляют для отражения недоразвития основных психических процессов в качестве «психического инфантилизма» в рамках дизонтогенеза, применяя его преимущественно к дошкольному возрасту [2, 3, 8, 12, 15 и др.]. Иногда также говорят и о психологическом инфантилизме у взрослых, при этом также часто имея ввиду те или иные нарушения развития, и определяя такого человека как эгоцентричного, обладающего завышенной самооценкой и несбалансированным уровнем притязаний, внешним локусом контроля, реакциями ухода от жизненных трудностей и т.д., т.е. очевидными нарушениями или недоразвитием эмоционально-волевой сферы личности [7, 8].

Однако все чаще в современном обществе обращается внимание на явление кидалта (буквально «взрослый ребенок») - стремления, в основном, молодежи «продлить детство», проявляющего себя в различных актах личностной регрессии, но всегда со снижением ответственности за свою жизнь, причем явление это настолько массово, что Национальная академия наук США была вынуждена предложить сдвинуть конец подросткового периода на 30-летний возраст [1]. При этом и у нас с экрана все чаще обсуждается тема, согласно которой «дети не могут иметь детей»: настолько популярной стало восприятие проживания своего существования многими людьми в условиях гедонизма - жизни «для себя», что и национальное, и мировое воспроизводство европейского и американского народонаселения становится под угрозой. Хотя и отдельные авторы например, С.А. Лишаев [10] читают необходимым отделять пролонгацию детства и юности, считая такое поведение ювенильным, от истинного инфантилизма, проблема остается нерешенной: называем мы подобное поведение инфантильным или ювенильным, оно принципиально отличается от реализации взрослости, и тем более от определения личностной зрелости. Однако фактом является и то, что подобные кидалты очень даже нередко оказываются весьма успешными в жизни.

Другим принципиальным аспектом является необходимость отделение личностной зрелости от таких явлений «клиники», как невротическое или психопатическое развитие личности, но если опираться, прежде всего, на психоаналитические источники [11], то согласно ним полностью психологически здоровых людей фактически не бывает и каждый из нас может иметь те или иные нарушения развития, и психическое и психологическое здоровье - это лишь условная норма.

Т.е. открытым для конструкта личностной зрелости является вопрос о мере включенности в нее других явлений, и признаки пограничной личности, сколь более или менее присутствующие в тот или иной момент времени в каждом из нас - это лишь частный случай нашего временного «нездоровья».

В этой связи еще более важными представляются моменты и самого понимания, и включенности в конструкт личностной зрелости такого явления, как например, явление психологического инфантилизма или ювенильного стиля поведения, например, по примеру кидалта, и также крайне неопределенного с научной точки зрения, как и соотношения или присутствия в нем таких проявлений, как обученная беспомощность или ригидность черт личности как сопротивляемость новому. Также не ясен вопрос, можно ли считать невротические проявления или проявления акцентуаций (которые сам А.Е. Личко приравнивал к психопатиям) вариантами проявления психологического инфантилизма?

Наконец, сам психологический инфантилизм, называем мы его ювенильной формой поведения лиц 30-летнего и более возраста или кидалтом, это проявляющееся в личности явление тотальное или парциальное?

Целью настоящего исследования стало установление включенности в понимание конструкта личностной зрелости такого явления как психологического инфантилизма или ювенильного стиля поведения.

Изложение основного материала статьи. Приведем очень простой пример, типичный для жизни не только текущего поколения, но и целого ряда тому назад. Девочка воспитывалась в семье с четким и устраивающим всех ее членом разделением семейных обязанностей: папа был добытчиком денег и их в семье в целом хватало настолько, что мама могла заботиться о хозяйстве, никогда не выходя на работу и все свою жизнь в семье оправдывая такими своими вкладами. От девочки же требовалась прилежность в школе, затем, высокие успехи в вузе и карьерном росте. При этом мама могла создать условия, при которых любая помощь девочки по хозяйству так или иначе оценивалась низко, ведь именно для мамы было важно подчеркивать свой собственный вклад в семью через «тяжесть» ее вклада в ведение дома и заботы о муже и дочери. Та кили иначе девочка естественным образом испытывает некоторый дискомфорт через свое неявное унижение в «неприспособленности» к домашнему труду; разовые поручения по уборке принижают придирчивостью, а приготовит мама все равно лучше и вкуснее, особенно если ее старания не оценит отец. Девочка еще не подозревает, что ее нарциссизму нанесена в этом травма и что ее Я-идентичность в плане женской роли в хозяйстве сформирована слабо, однако все эти моменты не замечаются, пока она не выходит замуж, особенно если муж - «выходец» из семьи с традиционным «патриархальным» распределением ролей, однако в целом привычным и для описываемой девочки - уже молодой женщины. Однако отличие этих семейных традиций состоит в том, что эта молодая женщина не умеет вести хозяйство, и, в общем, боится это делать. При этом женщина может иметь массу объективных оправданий, как например, быть занятой карьерой, а это увеличение дохода для семьи, и т.д. После серии семейных конфликтов вполне реализующий себя в профессии муж приходит к выводу, что либо ему следует поменять спутника жизни, либо придется мириться с грязью в квартире, заношенными рубашками и бутербродами (а значит - наживать себе язву), либо все по дому делать самому, и в конечном итоге он даже преуспевает в домашней кухне, ибо в наше время увлеченность мужчин кулинарией все более популярна (от остальной домашней работы куда же денешься, хотя она и боле рутинна). Естественно, муж испытывает определенные ущемления своего мужского Я; это не скроешь и это так или иначе эпизодически проявляет себя в семейных конфликтах.

Как уверяют конфликтологи, конфликты часто бывают полезны по ряду причин, что слабо согласуется с практикой семейных конфликтов: в них не бывает правых, а возникающее чувство своей правоты у одной из сторон всегда призрачно и чревато новыми конфликтами. При этом всегда ущемляется нарциссизм каждого члена конфликта, и всегда каждый член конфликта считает себя правым, пока срабатывает для него самого его собственные аргументы и пока работают его психологические защиты, чтобы конфликт все более не перестал во внутрипсихический. Но что касается описываемой женщины, начало положено достаточно давно.

В современных условиях наша жизнь технически очень облегчена: квартиру нам помогают убирать роботы-пылесосы, пищу - готовить мультиварки и разогревать ее микроволновки, белье стирают машины-автоматы; можно вообще пользоваться фаст фудом и услугами клинига, но когда то все приедается, тем более не всегда и не у всех на все хватает денег, и хочется естественных отношений.

Однако в описанных выше условиях так или иначе и женщина начинает чувствовать себя ущемленной, обращает она на это внимание, или нет. И здесь ситуация для такой женщины всегда сложная.

Если не признавать мужниных «домашних» успехов, ее личность вынуждена «закрыться» в уже наработанных областях собственных достижений, но и они становятся все более и более ограниченными. Если признать, что она не состоялась как домашняя хозяйка, а муж «состоялся» и в этой области, и, тем более, если он вполне состоялся и во вполне «мужских» областях самореализации, женщина получает вполне очевидную нарциссическую травму, и эта травме все более и более «раскачивает» ее «психотическое личностное ядро»: не состоявшись в одном чем то важном, человек все больше обращает внимание на свои успехи в других важных областях жизни, но в связи с «законами» «невротической организации» и все малое, и все большое уравниваются и становятся для человека одинаково значимыми (невротики оказываются фактически не способными отличать менее важные для себя вещи от более важных), и все больше в это сравнение с другими вовлекается собственный нарциссизм, т.е. - сравнение себя с другими с постоянной реверберацией актуализирующего себя комплекса неполноценности («я ничуть не хуже других», - «у меня есть высокие жизненные достижения, т.е. я в чем то лучше других», - «почему меня сравнивают с кем-то и считают хуже?», - «все таки у меня что-то не так», - «почему меня вообще с кем-то сравнивают? Я - уникальная личность», - и так по кругу).

Ситуация с игнорированием семейных обязанностей женщиной в контексте описанной чаще всего приводит к иррадиации ею личностной ригидности на многие другие сферы ее жизни, в том числе на те, где она долгое время была успешной: уже имеющийся опыт нарциссической раны - «не справиться со, в целом, простой жизненной ситуацией» ведет к накоплению новых страхов в приобретении нового негативного опыта, т.к. его обретение нового в знаниях и, особенно, навыках всегда связано с ошибками, но лишь в детстве мы их не боимся, а в более позднем возрасте наши ошибки всегда связываются нами со сравнениями с другими людьми, что всегда чревато новыми ущемлениями нашего нарциссизма.

В этой связи, чем изначальным является поведение такой женщины и как оно соотносится с личностной зрелостью?

Неумение вести хозяйство в современных условиях жизни многими представителями социума фактически вообще выносится за рамки жизненных требований, к чему долго нас приучала и американская, и европейская, и теперь уже отечественная культура, нередко обеспечивая сторонние компенсирующие возможности быта, о чем уже сказано выше, и даже в нашем примере есть немало способов не обращать внимание на этот небольшой жизненный «недостаток» описываемой нами женщины. Но если вдуматься, такое ее поведение - это обученная беспомощность? Или элементарное сопротивление обучиться несложному новому, но рутинному в ведении домашнего хозяйства, т.е. фактическая ленность? Или это парциальные проявления инфантилизма (ведь история началась то в детстве) как следствия элементов невротического личностного развития (ведь мама обесценивала ее способности в ведении домашнего хозяйства)? Или все же вопрос более глубокий: речь идет о тех нарциссических явлениях, которые в современном обществе столь сильно культивируются (и рекламой «ты самая лучшая...», и СМИ через демонстрацию определенного образа жизни с приматом в нем карьеры и величины дохода, и т.д.)? Но тогда следует вспомнить, что Х. Кохут считал нарциссизм «подложкой» всякой личностной патологии [13].

И как тогда соотносить любую нашу нарциссическую «раскачку» (в примерах с межличностными обидами), так нередко присутствующую в нас «инфляцию» нашего Я (в не слишком обоснованных самовозвеличениях), так свойственное нам нарциссическое «расширение» (в гордости за связи со власть предержащими или вообще «нужными» людьми), любовь к себе (в стремлении жить «лучше» других) с явлениями и проявленными личностной зрелости?

Другой вопрос, вытекающий из нашего примера, это вопрос нравственности поведения такого человека, бытовая неприспособленность которого хотя и может быть названа обученной беспомощностью, но его поведенческие проявления со всей очевидностью указывает на парциальный инфантилизм. Приведенные нами житейский пример банален и тем или иным контентным образом решается в каждой семье. Однако в той или иной мере схожие примеры можно привести фактически из всех сфер жизнедеятельности. Так в профессиональной жизни очевиден пример, когда долгое время проработавший на предприятии человек не отличается своей «прытью» в достижении результатов, далеко не так «хорош» в общении, и, при этом, всегда не прочь «потянуть на себя одеяло» тех доходов, которые, казалось бы, по праву, могли бы принадлежать другим сотрудникам.

В этой связи чисто теоретическим остается вопрос соотношения психологического инфантилизма, а он, как мы увидели, чаще всего имеет парциальные проявления, и, скорее всего в этой связи так или иначе может быть сопредставлен в конструкте личностной зрелости, с проблемами совести, или в контексте психологического понимания, с личностным Супер-Эго? Проясняя свою мысль, прокомментируем, что О. Кернберг [5, 6] не только грубые личностные нарушения - психопатию, садистические и мазохистические проявления, но и относительно невыраженные, как, например, не редкие ныне, межпоколенческие сексуальные связи, соотносил с дефектом Супер-Эго, и, при этом, С.-М. Джонсон [4] в качестве «осевого девиза» психопатической личности выделил ее дефензиву «я вас всех сделаю!» (т.е. такое ее поведение полностью осознано), то легко отследить поведенческие моменты в той или иной мере инфантильной личности по «негрубой» эксплуатации других людей, и, при этом, такая эксплуатация осуществляется столь естественно и непринужденно, что нередко даже весьма посторонние люди очень легко на нее не просто откликаются, а считают себя чуть ли не обязанными помочь такому человеку, и «вызывать» помощь чуть ли

не лучше всех умеют так называемые «театральные» или «сценические» личности (термин, используемый для уточнения отличий от истерической и демонстративной личности О.Ф. Кернбергом [6], Н. Мак-Вильямс [11], Д. Шапиро [16] и др.). Понятно, что здесь чаще речь идет о достаточно глубоких личностных расстройствах, для которых конфликт Супер-Эго очевиден (точнее, оно может быть вообще плохо организованным, «соблазняемым» самой личностью и вследствие этого диффузным), но любое присутствие личностного инфантилизма очень часто сопряжено с отсутствием переживания зазорности в использовании других людей, недостаточностью благодарности в их адрес, т.е., иначе говоря, здесь всегда имеет место ослабленность структуры Супер-Эго, и в этой связи где «величина» «включенности» проявлений психологического инфантилизма в конструкт личностной зрелости, и, при этом напомним, что такая личность может быть состоятельной и даже очень состоятельной во многих областях жизни?

Наконец, психологический инфантилизм, так или иначе проявляющий себя в легкости ведения своей жизни, ее гедонистичности, отчасти в стремлении принадлежать и демонстрировать себя членом той или иной «модной» социальной группы, это очень современное и обыденное явление, из чего следует, что сам такой парциальный психологический инфантилизм является явлением и культурным, и историческим, и массовым, и почти что «одобряемым», но из этого вытекает, что есть необходимость относиться и к конструкту личностной зрелости как обусловленному и культурально, и исторически, и социально детерминированному в рамках той или иной формации.

Но из этого также следует и то, что мы либо посредством разностороннего анализа (культурно-исторического, философско-психологического, педагогического, оценки социальной реальности и пр.) принимаем для себя общественные идеалы и следуем им, и организуем такое следование на всех уровнях социального взаимодействия - педагогическом, общественном, государственном, либо - принимаем нашу принадлежность определенной социальной реальности и идентифицируем себя с таковою фактически слепо, тем более что навязывание некоторых форм поведения в качестве социальных образцов производится массово вне рамок защиты сознания массового потребителя от явных потенциально вредоносных агентов (как например, идея гедонизма жизни, принадлежность потребителя посредством обладания более дорогого товара к элитам и т.д.).

На наш взгляд, есть еще одна парадигма существования: совместная соопределенность таких понятий, как, в частности, личностная зрелость (с выделением ее критериев) с естественностью в проявлениях нарциссизма (делать то, что нужно делать и делать это лучшим образом; делать все возможное, что можно сделать в сложившейся ситуации, и считать оценки других и свое сравнение с другими важным, но побочным продуктом; стараться максимально в своих познаниях приблизиться к объективному на данном уровне развития общества познанию мира; достигать максимально возможного в своих начинаниях, но не переносить успехи в достигнутом на других аспекты своей жизни) и умением минимизировать проявления собственного в той или иной мере парциального психологического инфантилизма в реально значимых областях жизнедеятельности от естественной ограниченности возможностей любого человека, индивидуальных для каждого, но, при этом, уметь быть благодарным другим людям за компенсации наших неумений, - это выбор самого человека, но именно его собственная комплицитность (от фр. «причастный») к своей внутренней жизни, и только она, могут сформировать условия и его аутентичности как целостной связи его психологического внутреннего как базовых позиций внутренней убежденности и «столпов» мира личности, и его естественность отношений в разных социальных мирах его проживания.

В противном случае и личностная автономия, и ответственность, и жизнестойкость, и рефлексивность, и позитивное самоотношение, т.е. те, и масса других компонентов, которые выделяются в качестве составляющих зрелой личности, будут лишь набором деклараций-симулякров, которые рано или поздно в качестве таковых и будут распознаны окружающими и для них окажется очевидной вся пустота человека, их демонстрирующего, как бы не стремился он показать себе и другим ступени своего «личностного роста» и вехи обретения им «личностной зрелости».

Выводы. В результате осуществленного исследования, было достигнуто понимание того, что личностная зрелость - это не наполняемый сосуд, а неуклончивая работа по постоянному вживанию себя в мир, но работа непринужденная, вне психологического надрыва и самолюбования, но с постоянной оценкой вероятности ошибок своего неистинного ему соответствия, стыда быть нереализованным в нем и страха рентности в отношениях с ним, и работа над ошибками.

Литература:

1. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм: общественно-нравственный аспект. // Человеческий капитал. - М.: Изд-во «Объединенная редакция». 2014. №3(63). С. 24-29.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Издательский дом «Ноосфера». 1999. 459 с.

3. Головей Л.А., Дерманова И.Б. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт. 2015. 399 с.

4. Джонсон С.М. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». - М.: Центр психологической культуры, 2001. 356 с.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М.: Независимая фирма «Класс». 1998. 360 с.

6. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. Интегративный психоанализ конца XX века. - М.: Независимая фирма «Класс». 2005. 320 с.

7. Клиническая психология: учебник. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер. 2002. 960 с.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Изд-во УРАО. 1999. 240 с.

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера. 2003. 470 с.

10. Лишаев С.А. От детства к зрелости (феномен пролонгации молодости и современность). // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: философия, филология. 2016.№2(20). С. 110-132.

11. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998, 480 с.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Юрайт. 2015. 460 с.

13. Павлова О.Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективизации в парадигме психоанализа. // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 20-32.

14. Скворцова Л.Л. Сравнительный анализ имплицитных концепций личностной зрелости. // Зборшк навуковых прац акадэмп паслядыпломнай адукацьи. - Минск: Государственное учреждение «Академия последипломного образования». 2016. №14. С. 380-395.

15. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях. - М.: Флинта, 2014. 64 с.

16. Шапиро Д. Невротические стили. - М.: Изд-во ИОИ. 2016. 225 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук Мещерякова Ирина Николаевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж); кандидат педагогических наук Демец Екатерина Геннадьевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ

РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье дан психологический анализ понятия эмпатия, отражены особенности студенческого возраста, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей.

Ключевые слова: эмпатия, студенческий возраст, студенты разных специальностей.

Annotation. The article deals with the psychological analysis of the concept of f empathy, reflects the features of student age, and also presents the results of an empirical study of the features of empathy as a professionally important quality of students of different specialties.

Keywords: empathy, student age, students of different specialties.

Введение. После окончания вуза студент должен стать компетентным специалистом в области своей профессии. Согласно новым образовательным стандартам, выпускник должен обладать общекультурными компетенциями; определенными профессиональными компетенциями, общими для всех видов профессиональной деятельности. Выпускник должен быть готов руководствоваться в профессиональной деятельности основными международными и отечественными документами о правах ребенка. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Также выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании. Кроме того, выпускник должен владеть не только знаниями, умениями и навыками в рамках приобретаемой специальности, у него также должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

Актуальность исследования определяется повышением требований к выпускникам, которые должны обладать не только предметными, но и общекультурными компетенциями, в частности, достаточно развитым уровнем эмпатии, что является необходимым для эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности.

Теоретический анализ эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей представлен в работах таких авторов: В.В. Бойко [11, Т.П. Гаврилова [2], А.А. Меграбян [4], Ю.А. Менджерицкая [51, Т.И. Пашукова [71, Ю.В. Сутурина [91, И.М. Юсупов [141.

В качестве теоретической основы нашего исследования выбран подход В. В. Бойко [11, согласно которому эмпатия рассматривается как форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая является утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время особое внимание уделяется не только знаниям выпускников, но и наличию у них профессионально важных личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Применительно к студентам психолого-педагогического факультета одним из таких качеств является эмпатия. Эмпатия является важным компонентом готовности будущих психологов к профессиональной деятельности.

По мнению Э. Титченера [101, слово эмпатия произошло от греческого «empateia» - «сопереживать» и рассматривается в психологии как умение индивида эмоционально отзываться на переживания другого, понимание его эмоционального состояния.

Л.П. Калининский [31 рассматривает эмпатию как социально-психологическое качество личности. Оно предполагает собой комплекс социально-психологических возможностей индивида. В ряд таких возможностей входят:

• умение эмоционально отвечать на переживания другого,

• умение идентифицировать чувственные состояния другого и мысленно переносить себя в идеи, чувства и действия другого.

Д.Б. Эльконин [111 рассматривает эмпатию как умение проникать во внутренний мир другого человека, осознание его идей, чувств, состояний, сопереживание и отзывчивость им, а также ответное реагирование на них.

Г. Этчегоен [131 утверждает, что эмпатийный индивид выделяется высоким уровнем развития общественных эмоций и высочайшей чувствительностью к нравственным ощущениям вины, стыда. Способность к эмпатии важно коррелирует с такими качествами, как толерантность к минусам других, не высокая чувственная уязвимость, альтруизм и доступность в общении.

Студенческий период жизни играет особую роль в формировании эмоциональной сферы человека, его эмоциональной жизни, в том числе эмпатии. По мнению В.В. Полякова [81, юность - это возраст

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.