Научная статья на тему 'Удовлетворение образовательных потребностей как основа социального развития региона'

Удовлетворение образовательных потребностей как основа социального развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2426
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Г. В., Сильвестрова Т. Я.

В статье рассмотрен один из важнейших факторов, определяющих социальное развитие региона, удовлетворение образовательных потребностей. Показана специфика его реализации на примере Чувашской Республики в контексте общего направления совершенствования системы образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction of Educational Requirements as the Basis of Social Development of a Region

The article regards the satisfaction of educational requirements as one of the most important factors defining social development of a region. The Republic of Chuvashia is taken as an example, a specific character of its realization in the context of general direction of the Russian Federation educational system upgrading is shown.

Текст научной работы на тему «Удовлетворение образовательных потребностей как основа социального развития региона»

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Г. В. Калинина, зав. кафедрой менеджмента Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института, доцент,

Т. Я. Сильвестрова, доцент Чебоксарского кооперативного института

В статье рассмотрен один из важнейших факторов, определяющих социальное развитие региона, — удовлетворение образовательных потребностей. Показана специфика его реализации на примере Чувашской Республики в контексте общего направления совершенствования системы образования в Российской Федерации.

В условиях бурного развития качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства представляется весьма актуальным анализ конкурентоспособности национальной экономики, основным показателем которой является достигнутый уровень социального развития. Необходимо учитывать, что в контексте возрастающей интегрированности мира региональные экономики становятся все более и более критичными для национальных экономик, а в некоторых случаях преобладают над национальной экономикой с точки зрения технологической, предпринимательской или социальной перспективы. Иначе говоря, социальное развитие региона представляет собой то значимое частное, из чего складывается общая характеристика социального развития экономики или характеристика ее конкурентоспособности.

Оценки развития национальных экономик в международных сопоставлениях длительное время основывались на динамике валового внутреннего продукта, при этом считалось, что социальный прогресс определяется ростом данного показателя. В России указанной позиции до сих пор придерживаются многие ведущие экономисты и представители власти. Однако показатель внутреннего валового продукта не дает адекватных оценок развития, так как его рост может иметь разное качество и не всегда сопровождается ростом человеческих и природных активов. Недостаточность оценок только экономического развития

без учета качества роста стала очевидной еще в 1950—1960-е гг.

Впервые конкурентоспособность с учетом социальной составляющей была сформулирована в концепции М. Портера. Конкурентоспособность региона он характеризовал как продуктивность использования его ресурсов, прежде всего рабочей силы и капитала.

Концепция развития человеческого потенциала исходит из взглядов выдающегося ученого Махбуб уль-Хака, инициировавшего подготовку мировых докладов о развитии человека в рамках Программы развития ООН начиная с 1990 г. Им была обозначена главная идея: смысл и цели общественного развития состоят в расширении возможностей каждого человека реализовать свои потенции и устремления, вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами. Под развитием человека понимается расширение спектра и возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора, доступных каждому члену общества.

А. Смит считал человека частью общественного богатства и целью общественного производства; А. Маршалл связывал накопление богатства с развитием человека; Т. Шульц внес в концепцию человека идею «человеческого капитала», понимая под этим совокупность знаний, компетенций, квалификаций, вы© Г. В. Калинина, Т. Я. Сильвестрова, 2006

№ 1, 2006

полняющих важнейшую роль в качестве средства производства.

С развитием международного экономического сотрудничества сформировалось новое направление — «развитие человеческих ресурсов», которое предлагало максимально эффективно использовать человеческий потенциал в целях экономического и социального развития. Именно в рамках этой теории вложения в человеческий капитал оказываются экономически эффективными.

Позднее А. Сэн высказал мысль о том, что цель общественного развития не в беспредельном увеличении производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми. Иначе говоря, она заключается в развитии человека и его возможностей, а не в возрастании только материального, или экономического, благосостояния.

Концепция развития человека представляет собой социальную и политическую альтернативу распространенным в ХХ в. моделям тоталитарных систем правого и левого толка, где человек рассматривается только как инструмент реализации глобальных идеологических доктрин. Она включает две важные идеи. Одна из них связана с удовлетворением потребностей человека и вытекающей отсюда патерналистской ответственностью государства. Другая рассматривает экономический рост как средство, позволяющее увеличить расходы на развитие человека. Концепция развития человека, или развития человеческого потенциала, вводит важнейшее измерение: именно сам человек является центральным звеном динамического процесса изменений.

На современном этапе Всемирный банк предлагает в оценке благополучия региона наряду с такими показателями в расчете на душу населения, как размер валового регионального продукта, величина производственных ресурсов, величина природных ресурсов, использовать и показатель величины человеческих ресурсов, качественной стороной

которого выступает уровень образованности. Значение этого показателя определяется специфическим местом человеческого ресурса в совокупности экономических ресурсов в условиях современного этапа воспроизводства. За данным ресурсом закреплена особая созидательная функция. Прирост качественной составляющей ресурса обеспечивает увеличение природно-ресурсного, материально-технического, кадрового, инвестиционного, информационного и инновационного потенциалов региона.

Таким образом, базой социального развития региона является величина человеческих ресурсов, трактуемая как уровень образованности. Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней. Оно должно обеспечивать адекватный мировому уровню уровень общей и профессиональной культуры общества, восприятия картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В условиях сложившегося технологического этапа экономического развития уровень социального развития региона предопределен накоплением критической массы квалифицированных знаний, система которых имеет определенный вектор развития (рис. 1).

Образование в регионе можно рассматривать, во-первых, как эффективный региональный механизм, и во-вторых, как необходимый инновационный «рывок». С точки зрения эффективного регионального механизма образование есть система, которая способствует оперативному включению новых идей и разработок в хозяйственную практику.

Р и с. 1. Образовательный вектор социального развития региона

Создание, развитие системы образования, интеграция в инновационную систему являются главным условием, определяющим влияние этих систем на конкурентоспособность региона. Последнее, однако, возможно лишь в случае формирования эффективной инновационной инфраструктуры региона и нового, инновационного, типа связей между наукой, образованием, производством и бизнесом.

С точки зрения необходимого инновационного «рывка» область образования можно рассматривать как процесс бесконечного совершенствования содержания образования, что предполагает интенсивный переход от индустриальной к постиндустриальной модели образования. Содержание образования может быть представлено в виде иерархии уровней его организации (рис. 2).

I — Образование в целом

II — Образование основных ступеней обучения (общеобразовательная школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование).

Сквозные отрасли образования (общее, профессиональное, научное)

III — Циклы учебных курсов (предметов)

IV — Учебные курсы (учебные предметы, курсы обучения) V — Дисциплины VI — Разделы

VII — Темы

VIII — Уроки

Р и с. 2. Иерархия уровней организации содержания образования

№ 1, 2006

Постиндустриальная модель образования позволяет сохранить индивидуальные различия обучаемых и стимулировать процесс получения новых знаний; содержит в себе инновационный потенциал, потенциал эффективности и, следовательно, конкурентоспособности образования и самого региона.

Состояние образования в регионе оценивается по уровню удовлетворения образовательных потребностей на рынке образовательных услуг. Потребности — это стремление человека удовлетворить свои нужды в различных сферах личной, семейно-бытовой, трудовой и общественной жизни. Потребности любого вида (биологические, экономические, материальные, духовные, профессиональные, культурные, научные, религиозные, образовательные и т. д.) являются социальными.

Социально-образовательные потребности — это потребности в получении образования, знаний, реализации своих способностей и дарований, интересов, ценностных ориентаций. Получение образования не самоцель, а средство приобретения профессии, продвижения по службе, повышения социального статуса и авторитета в семье, в окружении друзей и знакомых, в социальном слое и обществе. Именно эти потребности в первую очередь обеспечивают поддержание и прогрессивное развитие социального устройства общества.

Потребителями образовательных услуг являются население и юридические лица. Последние, в свою очередь, потребляя образовательные услуги, в конечном счете обеспечивают повышение уровня образования населения.

Образовательные услуги, предоставляемые гражданам в обществе, должны быть адекватны спросу. Очевидно, что потребительский спрос многокомпонентен, зависит от конъюнктуры, политической ситуации и т. д. Другими словами, в образовательной области он ничем не отличается от спроса в любой иной сфере современного рынка.

Образовательные потребности населения могут быть удовлетворены государством бесплатно или на льготной основе, а также за плату на рыночной основе (или государством, или альтернативными негосударственными учреждениями, предприятиями, организациями).

Понятно, что любое государство для собственного воспроизводства нуждается в удовлетворении образовательных потребностей, непосредственно воздействующих на воспроизводство рабочей силы через формирование физической и интеллектуальной способности к труду. Удовлетворение образовательной потребности влияет на рост качества рабочей силы и ее мобильность (в широком понимании — это адаптация к условиям труда, развитие ответственности за его результаты, отношение к труду, удовлетворенность трудом и т. д.). Повышение образовательного уровня работающих выступает существенной предпосылкой лучшей адаптации рабочих к условиям труда.

Развитие творческого потенциала у работника зависит от системы общего и профессионального образования; повышения квалификации, переподготовки кадров и предопределяет рост производительности труда. Слияние науки и производства приводит к коренным изменениям в содержании, характере, условиях труда, значительно повышает роль субъективного фактора.

Современное производство требует более высокого уровня образования, знаний, культуры, профессионального мастерства, умения обращаться с техникой. На первое место в содержании труда выдвигаются не навыки и сноровка, а высокий уровень знаний. Именно уровень знаний работника, его способность освоить технику обусловливают эффективность производства, что требует существенного повышения общеобразовательной и профессиональной подготовки этого работника, а следовательно, удовлетворения его образовательной потребности.

Образовательные потребности обеспечивают достижение устойчивого, благоприятного существования всех граждан и позволяют каждому члену общества в максимальной степени реализовать свой потенциал. С помощью удовлетворения образовательных потребностей государство формирует социальную структуру общества, социальное пространство как форму бытия, где на разных уровнях и в разных сферах взаимодействует рабочая сила, основной характеристикой которой является ее образовательный уровень.

Социальное государство, каким провозгласила себя Российская Федерация, при любых системных и структурных преобразованиях экономики должно проводить активную политику, ориентированную на обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. В это понятие входит и возможность получения образования, необходимого для воспроизводства всех существующих социальных классов и групп.

Объем и качество удовлетворения образовательной потребности являются показателем уровня жизни. Однако в настоящее время в условиях модернизации и трансформации российского общества происходят весьма противоречивые процессы. С одной стороны, образование теряет свою ценность, ибо само по себе «не работает» на человека. Многие современные бизнесмены свободно и без проблем занимаются своим делом и успешно создают прибыль с тем уровнем образовательного потенциала, который у них имеется. Можно быть удачливым предпринимателем и при этом не иметь никакого престижного или даже высшего образования. С другой стороны, получение высшего профессионального образования даже для работников госбюджетной сферы дает некоторые преимущества в продвижении по службе, расширении сферы влияния на окружающих людей, увеличении дохода, в росте семейно-бытового имиджа. Образование, несмотря на все его современные недо-

статки, было и остается критерием социально-профессиональной зрелости и выступает в качестве психологической оценки способностей и умений человека, его активности или пассивности, умения или неумения что-то делать. Человек должен научиться использовать свое образование для карьеры, получения более высокого дохода, престижного положения в обществе.

Вышесказанное более всего относится к получению высшего профессионального образования. Среднее общее образование практически получают все обучающиеся в школах. На него тратится много лет, уходят детство и юность, но оно не дает преимуществ по сравнению с высшим образованием. Кроме того, резкое снижение качества образования привело к тому, что в сфере производства и услуг значительно снизилось число рабочих мест для выпускников общеобразовательных школ, хотя объективно она не стала более «интеллектуально емкой». Продавец с высшим образованием — это напрасная трата общественных ресурсов.

Высшее образование получают не все желающие. Правда, возможностей для этого сейчас в несколько раз больше, чем десять лет назад. Наряду с государственными высшими учебными заведениями действуют негосударственные вузы, обучение в которых оплачивается. Практически любой мечтающий о высшем образовании и имеющий возможность платить за свое обучение может стать дипломированным специалистом.

Таким образом, в отношении к высшему образованию и образованию вообще сложились две противоположные тенденции: образование «ничего не дает» и образование открывает человеку возможность дальнейшего социального развития. Эти две противоположности находятся в единстве и взаимодействии между собой. Единство состоит в том, что думающие сегодня о бесполезности образования завтра меняют свое решение.

№ 1, 2006

Взаимодействие же заключается в том, что эти противоположности меняются местами. Жизнь подталкивает безразлично относящихся к повышению своего образования к тому, что дальше их карьерный рост может быть ограничен.

Данные рассуждения подтверждаются результатами социологических исследований, проведенных нами в ряде вузов Чувашской Республики: в Чуваш-

ском государственном университете им. И. Н. Ульянова, Чебоксарском филиале Московского государственного социального университета, Чебоксарском региональном институте психологии и гуманитарных наук и др. Всего по репрезентативной выборке было опрошено 2 000 студентов различных факультетов и курсов. Что же показали эти социологические опросы?

На вопрос «Если бы Вы снова поступали в данный вуз, то стали бы поступать в настоящее время?» положительно ответили 68,5, отрицательно — 31,5 % респондентов. На основании полученных ответов можно сделать выводы о том, что многие студенты, поступившие в тот или иной вуз на ту или иную специальность, остаются недовольными своим выбором. И не потому, что они не хотят получить высшее образование, а потому, что их не устраивают качество и перспектива трудоустройства. Это положение относится в основном к специальностям госбюджетной сферы — педагогическим, медицинским, инженерным. Исключение составляют «Юриспруденция», «Бухучет и аудит», «Финансы и кредит». Наибольшей популярностью пользуются выпускники кооперативного института, затем — Чувашского университета. В службе занятости после окончания вузов состоят на учете педагоги, инженеры, зоотехники, экономисты.

Ответы на вопрос «Для чего Вы поступили в вуз?» распределились следующим образом: «приобрести специальность, высокую квалификацию» — 37,4 %, «получить элитную специальность» — 23,4, «получить диплом, а там

видно будет» — 39,2 %. Среди тех, кто желает получить диплом о высшем профессиональном образовании, большинство составляют уже трудоустроенные и нуждающиеся лишь в соответствии диплома занимаемой должности, движимые стремлением удержаться на своем рабочем месте. Иначе говоря, получение образования из духовной потребности стало постепенно превращаться в материальную — повысить заработную плату, доход, продвинуться по службе и т. п. Чисто духовное стремление повысить свою культуру, расширить понимание жизни и специальности, обновить свое мировоззрение и имеющиеся теоретические и практические знания отодвинулось на второй план. Прагматический подход к образованию все более укрепляется в сознании и поведении молодежи. Например, ответ «Просто хочу получить диплом о высшем образовании» пять лет назад давали лишь 12,5 % опрошенных. Движение к подобному восприятию образования обусловлено новыми экономическими отношениями, растущими требованиями к квалификации и надежному социальному статусу в обществе, в трудовом коллективе.

Исследования показывают, что интерес молодежи к образованию не сопровождается повышением общей культуры, интеллектуальности. Специалист с высшим образованием — это не только дипломированный человек, но и интеллигент в широком понимании этого слова. Интеллигентность дореволюционной молодежи, обучавшейся в вузах, интеллигентность молодежи, обучавшейся в советское время, и интеллигентность современных студентов сильно отличаются друг от друга.

Можно сколько угодно декларировать, что будущий специалист должен быть нравственным и обладать высокими личностными качествами, ценностными ориентациями, чувством социальной ответственности. Однако, как показывает практика, предоставление той или иной учебной информации мало способ-

ствует формированию таких качеств, поскольку внешние факторы по отношению к образовательному процессу в значительно большей степени, чем «школа», влияют на формирование жизненных ценностей и норм поведения. Это означает, что питать надежды на способность вузов сегодня нести высокую воспитательную миссию можно, но рассчитывать на ее эффективность следует с большой осторожностью. Влияние образовательного процесса на духовно-нравственные качества специалиста выявляется, как правило, значительно позже получения диплома и только опосредованно.

Еще более плачевное состояние отмечено в сфере овладения общими духовными ценностями. На вопрос «Как Вы проводите свое свободное от работы и учебы время?» 23,5 % респондентов ответили, что читают газеты, журналы, книги, 25,0 — посещают кино, концерты, выставки, театр, 29,0 % — увлекаются искусством, литературой. Среди других ответов стоит отметить следующие: «занимаюсь бизнесом» — 18,9 %, «посещаю развлекательные заведения» — 32,0, «просто отдыхаю» — 45,0 %.

Общество в целом не создает условий для постоянного повышения культуры своих членов, но и сами студенты привыкают к потребительскому образу жизни, где в числе ценностей первое место занимают материальные блага. Таким образом, искажается понятие действительных ценностей человеческой культуры.

Можно констатировать следующий социальный факт: образовательные потребности современной молодежи значительно снизились по сравнению с предыдущим историческим периодом. Хотя образование в России по-прежнему считается самым квалифицированным, но овладение теоретическими знаниями в рамках будущей профессии не носит характера глубокого образовательного процесса, приобщающего молодежь к до-

стижениям культуры, высоким нравственным принципам. Пути выхода из создавшегося положения таковы: совершенствовать образовательный процесс не только по форме, но и по содержанию; разработать новую, более эффективную методику преподавания предметов, усилив акцент на самостоятельности и творчестве студентов; обратить внимание на индивидуальную работу со студентами; расширить их творческие поиски и стимулировать активность в овладении достижениями современной науки и культуры.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в области образования на период до 2008 г. нацелены на приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; внедрение и развитие новых образовательных технологий; формирование эффективного рынка образовательных услуг; обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля. Очевидно, что государство должно быть в первую очередь заинтересовано в реализации образовательных потребностей региона на качественно более высоком уровне. Для этого надо учитывать, что в регионах, как правило, происходит старение преподавательских кадров; недостаточно эффективно используются образовательные ресурсы; устаревает материально-техническая база; нарастает неудовлетворенность общества результатами деятельности системы образования.

Думается, что сформулированные Правительством РФ направления совершенствования системы образования в Российской Федерации своевременны, однако эффективность их реализации зависит от учета региональной специфики.

Поступила 30.11.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.