Сергей Анатольевич Максимов Удмуртский институт истории, языка и литературы
Уральского отделения РАН [email protected]
УДМУРТСКИЙ ТЕРМИН «КЕНОС» КАК ВОЗМОЖНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ БОЛГАРСКО-ХАЗАРСКОЙ ЭПОХИ1
Как известно, человеческий язык является хранилищем
с __с
древней культуры и истории людей. В связи с этим исследование истории языка народа позволяет заглянуть в тайны его древней жизни. Настоящая работа посвящена исследованию происхождения слова кенос 'клеть; амбар', имеющего дискуссионную этимологию. Кенос считается уникальной архитектурной постройкой удмуртов;дается следующее энциклопедическое толкование: кенос - «(от удм. кен - сноха и суффикса -ос), амбар, летнее жилище и хранилище имущества удмуртов, выразительная надворная постройка. Известен с 6 в. н. э. Обычно двухэтаж. с двухскатной дощатой крышей, без окон, неотапливаемый. <..>» [Шкляев 2000].
Для лучшего ознакомления с исследуемым объектом приведем фрагмент одного из этнографических описаний: «Конструкция кеноса имела удлиненную форму, тесовую двухскатную крышу, галерею с фасадной стороны, которая настилалась на выпуски бревен боковых стен и поддерживалась резными колоннами-столбами. На галерею вела внешняя лестница, поднимались по который на второй этаж. Первый этаж служил кладовой-амбаром, второй - спальней. Небольшое волоковое окно устраивалось для освещения второго этажа кеноса. <...> Состоит слово
1 Публикуется в авторской редакции (прим. издателя)
114
"кенос" из двух частей: "кен" - сноха, "ос" - дверь, т. е. невесткина дверь» [Кенос].
Из описания кеносовзакамских удмуртов можно узнать, что у данной локальной группы удмуртов было два типа кеносов, но двухэтажные кеносы не встречались [Садиков 2001: 71-73]
В исследованиях по архитектуре удмуртов можно встретить указания на то, что кенос является одной из самых древних архитектурных построек и обнаруживает схожесть с аналогичными постройками скандинавских народов, «что говорит о тесных связях предков удмуртов с ними еще в глубокой древности» [Удмурты 1993: 112-113]. Имея в достаточной степени осведомленность о финской культуре и воочию видевший финское двухэтажное аШа (и его современное стилизованное воплощение в архитектуре жилых домов в городской среде Финляндии), могу сказать, что последнее на самом деле имеет большое сходство с удмуртским кеносом. Но против общности происхождения в первую очередь выступают названия архитектурных сооружений. На прапермскую, возможно, и на финно-угорскую древность претендует известная ныне в основном у срединных удмуртов постройка с названиемчум 'клеть, амбар', соответствиями которого являются к. чом, диал. чом'шалаш, шалаш оленедводов', „конура', „домик для детских игр' [КЭСК 1999: 309; UEW 1988: 38]; рус. чум 'переносная палатка на жердях', „вотяцкое жилье', чом 'олений обоз' заимствованы из коми языка [Фасмер 1973, IV: 372, 381] (отметим, что в некоторые русские говоры это слово могло проникнуть из удмуртского, на что указывает как вокализм, так и семантика). Сомнительны также столь тесные связи между удмуртами и скандинавскими народами, которые бы привели к заимствованию типов архитектурных построек.
Следует особо подчеркнуть, что у бесермян имелись постройки, названия которых включали компоненткэнос / кэнэс. В соответствии с данными исследований Е. В. Поповой, они функционировали и отчасти продолжают функционировать в качестве семейно-родовых святилищ; культовые сооружения и почитаемые места носили следующие названия: вэйкис'кан /вэйкискан'н'и 'место, куда льют масло', вэйкис'кан кэнос „амбар, куда льют масло',вэйкис'кан куа /куала „куа /куала для литья масла', пичи кэнос 'маленький амбар', куала корка /куалакэнэс 'дом в виде куалы / амбар в виде куалы\ [Попова 2004: 115; 2011: 79].
115
Исследователь отмечает, что названиями куала / куаикэнэс«бесермяне обозначали небольшие хозяйственные сооружения, в том числе амбары и погреба, имеющие простую конструкцию: невысокий сруб, земляной пол, кровлю без потолочного настила. Куала, подобная культовому сооружению удмуртов, известна бесермянам лишь в качестве летней кухни, <...>» [Попова 2004: 116].
Рассмотрим происхождение самого названия сооружения. Первая версия сводится к тому, что кенос - от кен'сноха' и суффикса -ос. Но последний в основном образует существительные, присоединяясь к глагольным основам; количество отыменных существительных, у которых достоверно можно выделить данный суффикс, достигает всего трех-пяти [ОбрСлУдм. 1992: 134-136].
Если допустить, что кенос является результатом словосложения -кен'сноха, невестка' + ос'дверь', то, во-первых, следовало бы ожидать фиксацию в каком-либо из диалектов формы *кэнос. Во-вторых, хотя и номинация по типу «часть»>«целое» (дверь >сооружение) не является уникальным явлением, но для этого часть (дверь) должна иметь какие-то особые признаки, или с этим предметом должен быть связан какой-то культ / обряд. Описаний обрядов, в которых бы просматривалась какая-либо связь невестки с дверями кеноса или самой постройкой, насколько нам известно, не встречаются.
Марийский лингвист В. И. Вершинин предусматривает возможную связь основы кен- слова кенос с удмуртским кенер 'изгородь; загон' [Вершинин 2015: 86], но аргументов в пользу своего предположения он не приводит.
Вполне возможно, что исследуемое сооружение и его название предками удмуртов было заимствовано у хазар - или напрямую у какой-либо их группы, обитавшей на Волге недалеко от устья Камы, или через булгарские племена. Согласно Энциклопедическому словарю, хазарский язык относится предположительно к тюркским языкам. Обнаруживает близость с чувашским и булгарским (древнебулгарским) языками. Хазары - древний тюркский народ. Ядро хазар появилось из Центральной Азии, вероятно, в эпоху Первого Тюркского каганата (2-я пол. 6 в.). Входили в состав Западного Тюркского каганата, после падения которого, в ходе экспансии 660-680-х гг., образовали Хазарский каганат. Растворились в
других народах после его разгрома, последний раз хазары упоминаются под 1083 [ЭнциклСл. 2011: 1351].
Слово, похожее на удм. кенос, обнаруживается в языке караимов2, тюркоязычного народа, исповедюущего караимизм, близкий иудаизму. Имеются разные теории происхождения этого народа.
Согласно хазарской (тюркской) теории, караимы - потомки хазар -тюркского кочевого народа ^1-Х вв, который принял иудаизм и среди районов расселения которого был Крым. [Караимы]. В качестве аргументации данной теории приводятся следующие положения: по мнению ряда антропологов 30-х годов XX века существует сходство между чувашами и караимами и, таким образом, с хазарами; по мнению тюрколога Н. А. Баскакова, «караимы входили в булгаро-хазарский, узо-печенежский и только позже - в кипчакско-половецкий племенной союз с господствующим кыпчакским языком».
Караимы молитвенный дом называют термином кенаса (кенеса, кенасса) или бет гакнесет, (ивр., букв.„дом собрания' (первоначальное древнееврейское название синагоги, употребляемое также раввинистами) [Кенасса]. Термин кенасса происходит от древнееврейского глагола канос (ою). Этим же словом (кенеса) персидские евреи называют синагогу.
Приведем описание караимской кенассы Крыма. Кенасса состояла из следующих частей: азара - преддверие или коридор, где собирались старики перед молитвой, сидели на скамейках и в перегородках снимали свою обувь, т. к. в ней нельзя было заходить в храм; в самой кенасса под низким потолком находились деревянные скамейки, на которых сидели старики во время молитвы и прихожане, находившиеся в трауре. Центральная - самая большая часть храма, предназначалась для мужчин более молодого возраста и мальчиков, где они молились - стояли на коленях. На втором этаже, на северной стороне, на балконе за деревянной решеткой молились женщины. Поднимались туда по лестнице, идущей с бокового хода [О судьбах караимских кенас].
Из описания можно заметить, что основные архитектурные элементы во многом напоминают конструкцию удмуртского кеноса, особенно его северно удмуртский вариант.
2На наличие в караимском языке слова, созвучного удмуртскому кенос, нам указал историк-любитель А. Краснов, уроженец д. Азаматово Алнашского района УР.
Отметим, что у завятских (шошминских и кукморских) удмуртов исследуемая лексема функционирует в форме кэнас, что дает нам еще большую уверенность в связи исследуемого сооружения и его названия с приведенными караимскими словами. В качестве подтверждения приведем информацию, полученную от В. П. Никитина, 1956 г. р., жителя д. Карек-Серма Балтасинского р-на РТ: Кенас, одиген но улыно-вылыноез но вань вал. Табере огенэзгинэ коня кекылемын на. Вылияз -колан но дисьтырон, улияз- ю тысь но мукетарбериос' Кенас, и с одним [этажом] и двухэтажный бывал. Теперь одноэтажных только несколько осталось. На втором этаже (= наверху) - место для ночевки и хранения одежды, на первом (= внизу) - зерно и прочие вещи'.
Форму кенас, наряду скенес, приводит Т. И. Тепляшина в обзоре источников, представляющих материалы по языку бесермян: кинез„амбар' (Н. П. Штейнфельд 1894: 250-253) (С. 41), кенас'клеть' (П. М. Сорокин, 1895) (С. 54), кенес (Врц.) „амбар'(В. М. Вахрушев, 1959)(С. 47) [Тепляшина 1970].
В отношении фонетики препятствий мы не видим. Конечный гласный а слова кенас(с)а отпал на почве удмуртского языка, поскольку для существительных удмуртского языка больше характерна двуслоговая структура, унаследованная от финно-угорского праязыка. По данным ОбрСлУдм. [1992: 243], двусложные слова составляют более 30 % всей лексики, при этом доля двусложных существительных ориентировочно может быть как минимум в полтора раза больше. Гласный а второго слога закономерно перешел в о при общем процессе звукопереходаа* >о в непервом слоге, который, по мнению В. К. Кельмакова [1993: 24-25], имел место в XVI-начале XVII в. В завятских говорах, а также отчасти в бесермянском наречии этот гласный остался в архаичной форме. Вариант кенес (кэнэс), бытующийв бесермянском наречии, возможно, восходит непосредственно к тюркской форме кенеса, но для такого утверждения необходимы дополнительные аргументы. На данном этапе логичнее рассматривать возникновение гласного э второго слога как результат ассимиляции гласным первого слога.
Таким образом, по поводукеносаможно сделать следующее предположение: архитектурная постройка с названием кенос / кенас / кенэс могла проникнуть к удмуртам от тюркоязычных хазар. Наиболее вероятное время X в. - время падения Хазарского
118
каганата, обретения Волжско-Камской Булгарией самостоятельности и принятия булгарскими верхами ислама. В этих условиях иудейская религия хазар не могла развиваться в прежнем русле. Кенассы стали приобретать функцию хозяйственных построек. Но все же, некоторые группы хазарского населения, стремясь сохранить прежние религиозные традиции, стали строить кенассы упрощенной конструкции и меньших размеров. Не исключено, что какая-то часть указанного населения приняла участие в этногенезе бесермян, чем можно объяснить сохранение бесермянскимикеносами функции сакральных объектов.
Список условных сокращений языков
букв. - буквально; диал. - диалектное;ивр. - иврит; к. - коми язык;рус. - русский язык; удм. - удмуртский язык
Список использованной литературы
Вершинин В. И. Этимологии удмуртских слов. Т. I. Йошкар-Ола, 2015. 254 с.
Караимы [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/караимы (Дата обращения: 31.01.2016).
Кельмаков, В. К. Формирование и развитие фонетики удмуртских диалектов: Препринт / Удм. гос. ун-т. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. 58 с.
Кенасса [Электронный ресурс]. URL:
ЬЦрв://гц.ш1к1реё1а.ога/ш1к1/кенасса (Дата обращения: 31.01.2016).
Кенос [Электронный ресурс]. URL: http:// informvest.ru/475-kenos.html (Дата обращения: 31.01.2016).
КЭСК = Лыткин В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М.: Наука, 1970. 386 с.; переизд. с доп.: Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. 431 с.
О судьбах кенас - О судьбах караимских кенас в Крыму [Электронный ресурс]. URL: http://turkology.tk/library/108AmigoHTML.
7KOCFB7UJLEWXQ6HAX2ZJD6GZY/Shell/Open/Command. (Дата обращения: 31.01.201).
ОбрСлУдм. = Обратный словарь удмуртского языка: Ок. 46 000 слов
119
/ Р. Ш. Насибуллин, В. Ю. Дудоров; под ред. Р. Ш. Насибуллина. Ижевск: Удм. ун-т, 1992. 243 с.
Попова Е. В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 253 с.: ил., фото.
Попова Е. В. Культовые памятники и сакральные объекты бесермян: монография / Науч. ред. Г. А. Никитина. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2011. 320 с.: ил., фото + вкл.
Садиков Р. Р. Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа: Гилем, 2001. 181 с.
Тепляшина Т. И. Язык бесермян/ Т. И. Тепляшина; АН СССР. ИЯ. М.: Наука, 1970. 288 с.
Удмурты: истоико-этнографические очерки / УИИЯЛ УрО РАН; Науч. ред. В. В. Пименов. Ижевск, 1993. 390 с.
Фасмер 1973 = Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Перевод с немецк. и доп. О. Н. Трубачева; Под ред. Б. А. Ларина. М.: Прогресс. T. IV: Т-Ящур. 1973. 852 с.
Шкляев Г. К. Кенос // Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск, 2000. С. 397.
ЭнциклСл. = Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2011. 1520 с.
UEW = Redei K.UralischesEtymologischesWorterbuch. B. I-III / K. Redei. Budapest: AkademiaiKiado, 1986-1991.