Научная статья на тему 'Удмуртская литература для детей о жизни природы'

Удмуртская литература для детей о жизни природы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2362
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удмуртская литература для детей о жизни природы»

Д.Н. ПЛАТУНОВ

УДМУРТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ О ЖИЗНИ ПРИРОДЫ

Природа - начало начал и источник всего сущего, первооснова красоты и гармонии. Литература есть художественное природоведение, образная философия природы. Удмуртская литература в силу своего традиционного реализма и национального характера всегда была близка к природе, вдохновлялась ею и стремилась воссоздать ее в поэтической полноте и красочности. Известно, что в настоящее время перед человечеством на первый план выдвинулась экологическая проблематика. Большие возможности для раскрытия глубоких внутренних связей между природой и человеком, развития экологической культуры человека имеются в произведениях детской литературы.

В удмуртской литературе для детей переломный момент в изображении духовных связей между героем и природой наметился в 1960-е годы. Общегуманистические ценности и традиции, столь характерные для удмуртской детской дореволюционной литературы и творчества писателей первых десятилетий XX в. (Ку-зебай Герд, Ашальчи Оки, М. Коновалов и др.), были прерваны репрессиями и войной, вытеснены требованиями официальной эстетики. Природоведческий раздел в удмуртской литературе для детей зародил Г. Симаков (1919-1996). Он одним из первых заметил, что в национальной литературе отсутствуют «толковые книги», дающие удмуртским детям знания об окружающем мире и рассказывающие о том, как влияет на них красота родной природы. И еще он понял, что знакомство ребенка с миром природы должно быть простым и доступным, занимательным и психологически полноценным одновременно. Своими главными жанрами писатель выбрал самые популярные у детского читателя формы: рассказ, сказку и повесть.

По обилию и разнообразию природоведческих познаний заметно выделяются две книги Г. Симакова: «Лес поет» и «Курлычут журавли». Эти книги можно назвать своеобразными научно-популярными энциклопедиями биологического характера, рассчитанными на очень широкий возрастной диапазон - от дошкольников до старшеклассников. Произведения, вошедшие в эти книги, построены в форме бесед автора-рассказчика с читателем, встречаются диалоги рассказчика с обитателями леса. Познавательные сведения большей частью даны не во вставных научно-популярных эпизодах, а в живых диалогах. Поскольку рассказчик преследует «учебные» цели, автор сообщает детям новые знания и полезные сведения, пригодные в реальной жизни. Мы узнаем, к примеру, что ель может использоваться и как строительный материал, и как дрова для топки печи, но еще из нее делают музыкальные инструменты: пианино, скрипку, балалайку, гитару, крезь. Такая ель называется голосовой, или звуковой. А из бузины, оказывается, в старину изготавливали различные шпульки для ткацких станков. Читателю представлена система знаний о жизни и полезности леса. Но практические цели решаются в произведениях Г. Симакова на высоком художественном уровне.

Г. Симаков также активно разрабатывал жанр авторской сказки. В сима-ковских сказках мир природы очеловечивается, на это указывают и названия сказок: «Родник и Половодье», «Заяц - чемпион». Сказки Г. Симакова удачно совмещают в себе научное знание и вымысел, реалистическую достоверность описываемых событий и анимизм как художественный прием. Манера пове-

ствования чаще просторечная, умело использованы фольклорные приемы, немало игровых элементов.

Маленькие герои книг Г. Симакова натуралисты и школьные юннаты, т.е. деятельные помощники природы. Все детское творчество Г. Симакова - это своеобразная цельная книга о родном крае, направленная на воспитание читателя быть бережливым, умным, любящим, рачительным хозяином природы. Таким образом, ребенок Г. Симакова - друг природы, ее активный познаватель и защитник. В отличие от многих своих писателей-современников Г. Симаков остался равнодушным к разработке темы покорения природы человеком. В его рассказах часто чувствуется влияние творчества классиков-гуманистов русской и советской научно-художественной литературы для детей.

Ярким певцом родного края в удмуртской прозе был Е. Самсонов (19251989). Его поэтически взволнованные, романтически приподнятые описания окружающего мира читаются как поэзия в прозе. Проблема природы в творчестве Е. Самсонова тесно связана с проблемой труда. Основу органической связи человека с природой Е. Самсонов видел в труде. Для него характерно неизменное воспевание сурового, веками завещанного труда. В частности это связано с изображением нефтяников. Многие произведения Е. Самсонова отражают мироощущение человека второй половины ХХ в., окрыленного романтикой, мечтами об известности и ударном труде, где явственно слышны отзвуки горьковской концепции человека, идеи победы человека над силами природы. Для позднего Е. Самсонова характерно более драматическое воспроизведение человека и природы, они уже построены на житейских историях.

Умение изобразить внутреннее созвучие душевного состояния героя и мира природы - особенность мастерства Е. Самсонова. В центре рассказа «Разве песню можно обрубить?» - образ ребенка, который учится в третьем классе. Директору школы этот ребенок представляется упрямцем, каких свет не видывал. Но Юра - смышленый и ранимый мальчик, способный ради друзей, зверей и птиц, пройти сквозь огонь и воду. На фоне природы, в естественной атмосфере общения героя с природой раскрываются истинные качества ребенка. Юра - романтичный, мечтающий мальчишка, ему значительно легче находиться в уединении с природой, чем с окружающими. Композиция многих произведений Е. Самсонова мозаична, в связи с чем возникают неожиданные отклонения от темы, развернутые метафоры и лейтмотивные символы, вставные новеллы. Таковы рассказы «Три вишенки на улице», «Черный лебедь», «Два письма». Е. Самсонов писал для читателей разного возраста, но в произведениях для детей и о детях он всегда стремился оттенить значение творческого начала в человеке.

В жанре лирической природоведческой миниатюры в удмуртской литературе долгие годы работал В. Широбоков (1912-1983). В произведениях В. Ши-робокова практически не воспроизводятся образы детей, но почти все его тексты предназначены для детского чтения. Особое признание читателей и критики получила книга «Родник журчит для всех». Рассказы В. Широбокова о природе - это художественно запечатленное в слове лирическое восприятие мира самим автором. Миниатюры В. Широбокова написаны в жанре сказки, байки, притчи, сказа, новеллы. Его творческие искания помогли удмуртской детской литературе решить важнейшую задачу, стоящую перед ней в 70-80-е годы прошлого столетия - развить в ребенке эстетическое восприятие мира, формировать интеллект и широкий кругозор. Писатель одновременно обращался к эмоциям ребенка и его мыслительным способностям. Из маловырази-

тельного и неприметного явления, писатель умел сделать очень живую и яркую картину. В каждой его лирической строчке сосредоточена большая информация об окружающей среде, нередко пейзаж творит духовный мир рассказчика. Явления природы в некоторых его произведениях могут быть исполнены и трагизма, это происходит тогда, когда природа угрожает человеку смертельной опасностью. Но в целом, природа в его произведениях не враждебна, а требует разумного к себе отношения.

В последующем развитии удмуртской детской литературы большое значение приобретает образ бывалого, умудренного опытом рассказчика-исследователя. Познавательность и философская сосредоточенность характеризуют серию рассказов о природе Е. Загребина (1937). В центре рассказов Е. Загребина лежит какой-нибудь случай, событие, а сам автор является действующим лицом, попавшим в ту или иную ситуацию. Чаще его произведения остросюжетны, с неожиданной развязкой конфликта. Писатель берет отдельные эпизоды и явления из жизни природы, а к этим сиюминутным моментам автор-повествователь добавляет то, что ощутил сам. Отсюда сильное эмоциональное воздействие на читателя. Так, яркий эпизод уловлен писателем из жизни дятла, лесного санитара. За действиями маленького пернатого хирурга наблюдает рассказчик «Дятла». Долбил-долбил дятел дерево и вдруг камнем упал на снег. Птица погибает, словно врач, исполняя свой служебный долг. Подход Е. Загребина к изображению мира природы можно определить как очеловечивание некоторых повадок зверей и птиц, придание им качеств, присущих людям. Сочетая житейскую точность с занимательным изложением, писатель схватывает необычные ситуации, их смешную и одновременно трагическую сторону. Примечательны в этом плане книги для детей «Лесные голоса» и «Гроздья рябины».

Применительно к современной литературе можно говорить о стремлении литературы создать психологический образ мира природы, об умении писателей раскрывать и воспроизводить непростые психологические моменты из жизни представителей природы. Герои животные, птицы, звери думают, размышляют и анализируют собственные действия, имеют свой индивидуализированный характер. Особенно это свойственно для рассказов «Утка с утятами» и «Журавленок» Никвлада Самснова (1946-2002). «Утка с утятами» - миниатюрный рассказ, захватывающий своим драматизмом. Наиболее ярко написан эпизод, воспроизводящий самоотверженную гибель матери-утки ради потомства. В рассказе все одушевлено и очеловечено. Внешний мир в самсоновском рассказе увиден глазами птенца, его описания психологизированы, проникнуты младенческим удивлением перед свежестью природы, таинственностью жизни и вместе с тем жестокостью и бездушием человека. В рассказе «Журавленок» повествуется о тревогах и ощущениях журавленка, которого деревенские пацаны отбили от стаи и принесли домой. В своей привязанности и любви к животным, в стремлении защитить их и вернуть современному человеку утерянное «чувство природы» Н. Самсонов находится в русле поисков русской «деревенской» прозы и очень своеобразно его соприкосновение в осмыслении темы природы с творчеством писателей народов Севера - В. Санги, Е. Айпин, Ю. Вэлла и др.

В современной удмуртской литературе для детей разговор о природе приобретает все более нравственное содержание, звучит чувство вины за содеянное человеком. Охрана природы, заступничество за ее обитателей стали ведущей темой для ряда рассказов В. Сергеева (1962), И. Байметова (1952), В. Коткова (1952) и т.д. А для редактора детского журнала «Кизили» У. Бадрет-

динова (1957) главным является не стремление отразить природу, а передать состояние души ребенка при встрече с природой, ее тайный отзвук в сердце ребенка. Новая для удмуртской литературы грань экологической темы разработана в его фантастическом рассказе «Где Вы, жители Фаэтона?» Здесь У. Бадретдинов заставляет нас задуматься о будущем нашей планеты, обращается к общечеловеческой проблеме ядерного оружия. Лирические параболы текста составляют своеобразную картину, являющуюся аллегорией современного мира, разрушаемого антигуманным техницизмом. Писатель вступает в нравственный спор с теми, кто слепо поклоняется техническому прогрессу.

Экологические потрясения века с особой остротой заставили заговорить литературу об извечной людской потребности в эстетическом, духовном единении с природой. Анализ развития современной удмуртской детской литературы о природе позволяет неоднозначно оценивать ситуацию, связанную с разработкой ею природоведческой проблематики. С одной стороны появились произведения, написанные на высоком художественном уровне, с другой - говорить об активном движении природоведческого или экологического направления в современной детской литературе не приходится, ибо чаще речь идет об отдельных произведениях. Сегодня наша литература по значимости мастерства и степени заинтересованности в детстве не имеет писателей, равных Г. Симакову. В современной удмуртской детской литературе, к сожалению, оказались во многом также утеряны художественные ресурсы пейзажа. По всей видимости, возродить лучшие традиции детской литературы предстоит, прежде всего, У. Бадретдинову, как писателю, обнаруживающему хорошие природоведческие знания, и тем начинающим авторам, кто обладает особым художественным даром.

ПЛАТУНОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ в 1981 г. Окончил Удмуртский государственный университет. Соискатель кафедры удмуртской литературы и литературы народов России Удмуртского университета. Область научных интересов - история удмуртской детской литературы, детское чтение, детская книга, критика, художественный перевод. Автор 12 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.