Научная статья на тему 'Тенденции развития критики удмуртской детской литературы в 1960-1990-е годы'

Тенденции развития критики удмуртской детской литературы в 1960-1990-е годы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТЕКСТ / КРИТИКА / ТЕКСТ О ДЕТЯХ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / АВТОРСКАЯ СКАЗКА / ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Платунов Дмитрий Николаевич

Рассматриваются статьи и публикации, напечатанные на страницах различных газет и журналов, позволяющие представить общую картину движения удмуртской прозы для детей и юношества сквозь призму критических оценок. С помощью анализа конкретных статей выявляются приоритеты в оценке идейно-художественных, проблемно-тематических, жанровых особенностей произведений, ведущие тенденции развития детской прозы, детской литературы и критики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies in the Development of Criticism about Udmurt Literature for Children

We analyze articles and other materials published in different newspapers and magazines, which help us to imagine the general picture of the development of Udmurt prose for children and young people in the light of critical appraisal. In our research we expose priorities in appraisal of ideological and artistic, problematic and topical and also genre peculiarities of fiction, alongside with leading tendencies of children prose, children literature and criticism development.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития критики удмуртской детской литературы в 1960-1990-е годы»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

145

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2007. №5 (1)

УДК 821.511.131.09-053.2 (045)

Д.Н. Платунов

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРИТИКИ

УДМУРТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 1960-1990-Е ГОДЫ

Рассматриваются статьи и публикации, напечатанные на страницах различных газет и журналов, позволяющие представить общую картину движения удмуртской прозы для детей и юношества сквозь призму критических оценок. С помощью анализа конкретных статей выявляются приоритеты в оценке идейно-художественных, проблемно-тематических, жанровых особенностей произведений, ведущие тенденции развития детской прозы, детской литературы и критики.

Ключевые слова: детский текст, критика, текст о детях, литературный герой, авторская сказка, характер.

История развития удмуртской детской литературы до настоящего времени остается не написанной и не осмысленной. Между тем на страницах различных периодических изданий имеется богатый материал критических оценок и суждений о творчестве удмуртских детских писателей. Обзор разрозненных критических публикаций в хронологическом порядке позволяет представить и выстроить общую картину развития литературы, выявить приоритеты в оценке произведений разных лет и периодов, узнать, какие цели ставила критика перед детскими авторами в те или иные годы.

Безусловно, вопрос о том, почему история развития удмуртской детской литературы до сих пор оставалась вне поля зрения ученых и литературоведов, далеко не праздный и требует научного осмысления. Данную проблему, видимо, можно объяснить следующей ситуацией: во-первых, многие удмуртские писатели, ярко проявив себя отдельными произведениями в области детской литературы на начальном этапе своего творчества, очень скоро уходили из «детства». Во-вторых, в отечественном литературоведении наиболее слабо разработанной остается методика изучения детской литературы, нет однозначного мнения об объективных критериях выделения детской литературы из общих рамок литературы, нет единодушия в трактовке самих исходных понятий: детский текст - текст о детях - текст для детей.

Итак, в 1960-70-е гг. в удмуртскую детскую литературу вступило новое поколение детских авторов: Г. Симаков, Н. Васильев, И. Данилов, Г. Ходырев, В. Широбоков и др. Особо динамично стал развиваться жанр литературной сказки, часто публиковались записки и очерки «натуралиста», военные рассказы, много было написано стихов и повестей о труде и деревенском детстве и т.д. В этот период критические статьи об удмуртской детской литера-

туре большей частью писали сами писатели или преподаватели вузов и техникумов республики.

Среди вопросов, связанных с развитием удмуртской детской литературы, активно обсуждалась проблема перевода детской литературы. К примеру, Г. Туганов в статье «О переведенных книжках для удмуртских детей» [10] проанализировал переводы на удмуртский язык поэзии Н.А. Некрасова, исполненные М. Петровым, А. Клабуковым, Т. Шмаковым, А. Лужаниным, И. Гавриловым, С. Широбоковым. Критика радует массовый характер переводческой деятельности в удмуртской детской литературе, но все это, считает он, проделано наспех и сказалось на качестве переведенных стихотворений Н. Некрасова. В ряду статей, посвященных проблемам перевода, выделяются работы В. Ивашкина. Следует назвать его статью «Удмуртские детские произведения на русском языке» [7]. Если раньше в статьях о переводах их авторы чаще поднимали вопросы общего характера и лишь в суммарных чертах отмечали разного рода недостатки или успехи, то В. Ивашкин на конкретных примерах и фактах раскрывает опыт художественного перевода реального автора. В статье подробно проанализированы переводческие работы О. Высотской, З. Веселой, Л. Ханбе-кова, Е. Траховской, О. Поскребышева и др.

Позиции литературы наиболее полно раскрываются в образе литературного героя. Воссоздание образа литературного героя напрямую связывается с картиной тех лет и тенденциями развития детской литературы. К примеру, старейший удмуртский писатель И. Гаврилов в статье «Нужны яркие положительные герои» писал, что детские авторы стараются показать ребят в каждодневных буднях, в процессе учебы или в обычных хозяйственных делах. Много героев, имеющих отрицательные черты характера, они ленятся, дерутся, боятся темноты. Но при этом очень мало изображается коллективная жизнь ребят, наполненная большими целями и задачами, то есть не создан положительный образ маленького героя, устремленного в будущее.

Заметим, что двадцать лет назад В. М. Васильев в той же тональности и с той же установкой критиковал книги удмуртских детских авторов [1]. Таким образом, авторы критических статей требовали от художников создавать «прямолинейные» образы детей-борцов, до конца не осмысляя того, что они замедляли темпы развития литературы, «вращаясь» в кругу избитых тем, идей и положений.

Подобную установку критики можно наблюдать и в статье К. Дзюиной, которая также отмечает острую необходимость в произведениях о пионерии, о коллективном спорте и отдыхе. Автор сожалеет, что в удмуртской детской литературе нет настоящих героев, с кого бы ребята могли брать пример [4]. Талантливый детский писатель Г. Ходырев в статье с характерным названием «Где любимый герой детей?» тоже сокрушается, что в удмуртской детской литературе нет произведений с яркими сюжетами и героями [13]. Однако и самому Г. Ходыреву нередко доставалось от собратьев по перу. Так, известный поэт

Ф. Васильев писал, что творчество Г. Ходырева замкнуто в узком кругу бытовых проблем, ибо его интересуют только цветочки, бабочки, звери и т. д. [2].

Удмуртской детской литературе предъявлялись претензии, что писателями не выведен образ положительного героя - образца для подражания. Но в самой литературе положительный пример давался через обращение к теме природы, труда, национальных обычаев, значительно легче давалось воспроизведение тех обстоятельств, которые были связаны с традициями и историей народа.

Наибольшую пользу детской литературе принесли статьи, в которых ставилась проблема языка и стиля писателя. В статье А. Клабукова «Разговор о детской литературе» [8] речь идет о необходимости писать детям о труде и героях социалистического труда живым эмоциональным языком. Ф. Васильев, анализируя язык и стиль детских текстов, подспудно сделал выводы о том, что в литературе для детей непростительно мало произведений о нравственных проблемах, о добре и зле, честности и справедливости. П. Чернов призывал писателей создавать детские книги в разных жанрах, писать научно-популярные и научно-фантастические произведения, обращенные к разным сторонам жизни. Писатель сетовал, что в удмуртской литературе отсутствуют детские произведения о фабриках и заводах [14].

Наибольшим аналитизмом, стремлением высветить художественную суть произведений выделяются статьи В. Ивашкина. Он подробно анализирует тематику и проблематику произведений Г. Красильникова, Г. Ходырева, П. Чернова, стремится выявить своеобразие художественного мира этих авторов, раскрыть стилистику и приемы создания характеров. К сожалению, в рассматриваемый период практически отсутствуют критические статьи обзорного характера, дающие глубинный анализ текущего литературного процесса. Критические работы этих лет носят характер откликов, рецензий, заметок, отзывов. Не вышло ни одной монографической работы, в которой рассматривалось бы творчество того или иного детского автора. Не осмысленным остался и такой интенсивно развивающийся жанр в удмуртской детской литературе, как авторская сказка. В движении критической мысли все более актуализировался вопрос написания истории становления и формирования удмуртской детской литературы, проблемы периодизации литературы.

К значимым событиям удмуртской литературной жизни восьмидесятых годов можно отнести то, что в 1978 г. всесоюзный журнал «Детская литература» [3] уделил специальное внимание истории удмуртской детской литературы, познакомил читателя с жизнью и творчеством удмуртских детских авторов. Здесь впервые был напечатан библиографический список 12 удмуртских детских писателей и поэтов, сопровождающийся их фотографиями. Широкая картина развития удмуртской детской литературы предстала в статьях П.К. Поздеева [9], Р.И. Яшиной [15] и др. Среди работ восьмидесятых годов необходимо выделить статьи А.Н. Уварова [11; 12]. В эти же годы начинают

появляться объемные статьи, в которых осмыслялась творческая эволюция Г. Ходырева, Н. Васильева, Г. Симакова, Г. Красильникова, В. Романова и др.

Ко второй половине 1980-х гг. в удмуртской детской литературе резко уменьшилось количество авторских сказок. Эти годы стали рубежными в развитии удмуртской авторской сказки. Завершился определенный этап жанровых исканий национальной литературной сказки, еще очень тесно связанной с фольклором. Спад жанра сказки заметила Р. И. Яшина. Она писала, что в удмуртской детской литературе слабо развита фантазия, отсутствуют приключенческие произведения с такими героями, как Чипполино, Незнайка, Мойдодыр, крокодил Гена и др. Перед литераторами встала проблема обновления жанров, освоения фантастических и других нереалистических приемов.

В национальной детской литературе 1990-х гг. рождение новых традиций обозначили книги У. Бадретдинова, Р. Игнатьевой, Л. Малых и др. Авторы устремились к новой художественной образности. О тенденциях развития современной удмуртской детской литературы интересны работы Т. И. Зайцевой. Многие наблюдения критика обобщены в статье «Понять ребенка: об удмуртских книгах для детей», вошедшей в ее книгу «Современная удмуртская проза (1980-2000-е гг.)» [5]. В современной удмуртской детской литературе критик выделяет два ведущих направления: литература устоявшегося реалистического течения и литература, дающая предпочтение вымыслу, иносказательно-фантастической, сказочной образности. В. Сергеев, Р. Игнатьева, У. Бадретдинов и другие продолжают творить в удмуртской детской литературе произведения реалистического жанра социально-бытовой направленности. Характерной и отличительной чертой их прозы является изображение сильного чувства привязанности ребенка к семье. Именно на семейном материале строятся сегодня сюжеты многих детских произведений, тогда как коммунальность и коллективность, товарищество и дружба (в виде пионерских отрядов, дружин и звеньев, октябрятских звездочек и т. п.) были главными приметами литературы прошлых лет, обращенной к миру детства.

Трансформация жанров современной удмуртской детской литературы, в первую очередь, связана с повышенным интересом к волшебному или фантастическому миру. Для сказочных историй О. Четкарева, Л. Малых, А. Ель-цова, В. Коткова, Р. Николаевой и Л. Нянькина характерна раскованность, непринужденная легкость выражения, стремление ввести в детскую прозу нетрадиционные художественно-изобразительные приемы. Стиль их произведений нередко сочетает в себе легкую чувствительность и иронию, развлекательность и ненавязчивую дидактику, простодушную созерцательность и философичность. Используя ситуации, мотивы, персонажей удмуртских народных сказок, писатели строят свои произведения на современном материале, близком нынешнему детскому восприятию. В детском чтении сегодня актуальны произведения, представляющие собой некие гибридные жанровые формы, возникающие на пересечении вымысла с реальной действительностью. Эти особенности современной авторской сказки обстоятельно рассмот-

рены в статье «Фольклорные истоки современной авторской сказки (на материале удмуртской литературы)» [6].

Известно, что критика - это способ истолкования и оценки художественных произведений в свете определенных концепций, теоретическое самосознание литературных направлений, активное средство борьбы за утверждение их творческих принципов. Она является составной частью литературного процесса, придающей различным литературным направлениям окончательную эстетическую оформленность и устойчивость. Но она может стать литературой или ее компонентом лишь как элемент эстетической реальности произведения. Удмуртская детская литература и в особенности ее «постпере-строечный» период развития остро нуждается в исследованиях, в которых с позиций требований современной науки будут выработаны методологические принципы осмысления художественной литературы как системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев В.М. Об удмуртской детской литературе // Молот. 1935. № 2. С. 80-83.

2. Васильев Ф.И. О литературе для детей // Удм. правда . 1969. 13 ноября.

3. Детская литература. 1978. №8.

4. Дзюина К. О героях детских книг // Комсомолец Удмуртии. 1967. 28 марта.

5. Зайцева Т.И. Современная удмуртская проза (1980-2000-е гг.): Монография / Удм. Ун-т. Ижевск, 2006. 174 с.

6. Зайцева Т.И., Платунов Д.Н. Фольклорные истоки современной авторской сказки (на материале удмуртской литературы) // «Память предков: национальный эпос и фольклор финно-угров сквозь призму детской литературы»: Материалы науч.-практ. конф. в рамках 170-летия карело-финского эпоса «Калевала». Сыктывкар, 2005. С. 123-130.

7. Ивашкин В. Нылпи произведениосмы руч кылын // Молот. 1978. № 12. 49-50-тй б.

8. Клабуков А. Нылпи литература сярысь вераськон // Советской Удмуртия. 1960. 29 дек.

9. Поздеев П.К. У истоков удмуртской детской литературы // Детская литература. 1978. № 8. С. 4-6.

10. Туганов Г. Пиналъёслы берыктыса поттэм книгаос сярысь // Советской Удмуртия. 1954. 2 июля.

11. Уваров А.Н. Пичиослы литературамылэн бадрымесь сюлмаськонъёсыз // Молот. 1984. № 4. 43-44-тй б.

12. Уваров А.Н. Пути детской литературы // Удм. правда. 1984. 16 октября.

13. Ходырев Г. Кытын пиналъёслэн яратоно геройзы? // Советской Удмуртия. 1967. 7 апр.

14. Чернов П.К. Современность - вот главная тема // Комсомолец Удмуртии. 1961. 21 февр.

15. Яшина Р.И. Голос «взрослых» авторов // Детская литература. 1978. № 8. С. 6-9.

Поступила в редакцию 02.02.07

D. N. Platunov

Tendencies in the Development of Criticism about Udmurt Literature for Children

We analyze articles and other materials published in different newspapers and magazines, which help us to imagine the general picture of the development of Udmurt prose for children and young people in the light of critical appraisal. In our research we expose priorities in appraisal of ideological and artistic, problematic and topical and also genre peculiarities of fiction, alongside with leading tendencies of children prose, children literature and criticism development.

Платунов Дмитрий Николаевич

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2)

E-mail: piiasch@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.