Научная статья на тему 'УДК 378 ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"'

УДК 378 ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВАЖНОСТЬ АКЦЕНТА НА ПРАКТИЧЕСКУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ В ОБУЧЕНИИ / РАССМОТРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СЕРВИСНОГО И ПАРТИСИПАТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Татьяна Адольфовна

Формирование необходимых управленческих компетенций является важнейшим фактором в рамках образовательного процесса по специальности государственное и муниципальное управление. В статье рассмотрены вопросы применения практических методов обучения в рамках формирования управленческих компетенций слушателей, как важнейшего фактора обучения, когда практические задания понуждают студента пройти всю цепочку формирования компетенции от теоретической основы, до понимания и возможностей применения нормативно-правовой базы с целью формирования персонального мнения студента накопительным итогом. К значительной проблеме государственного управления на современном этапе многими учеными отнесены факторы, влияющие на уровень компетентности государственных и муниципальных служащих, их понимания самой философии государственной службы и ее сущности для формирования профессиональных практических компетенций выпускника ВУЗа. В рамках исследования данной проблемы автором рассмотрен алгоритм практического задания, которое используется в рамках образовательного процесса по дисциплине «Современное публичное управление» приведен пример алгоритма формирования таких компетенций посредством решения практического задания, для решения которого необходимо осуществить определенный механизм получения знаний и трансформировать их в навыки, делая определенные выводы самостоятельно. Считаем необходимым при формировании данных компетенций в образовательном процессе использовать системный подход, основанный на поступательном формировании знаний, позволяющих развить умения и сформировать навыки, доведенные до автоматизма. Приведенный пример заданий способствует и настоятельно понуждает детально разобраться в разных моделях государственного управления, оценить современную ситуацию и, таким образом, сформировать на базе полученных знаний определенное понимание предмета и на этой основе проанализировать все нюансы вопросы, разработав и, представив свою точку зрения современной модели публичного управления в стране. В рекомендациях по организации образовательного процесса упор сделан на постоянную актуализацию информации, так как именно при обучении по специальности «Государственное и муниципальное управление» актуальность сведений позволяет достаточно часто коррелировать свои выводы и аргументацию по ситуации в стране в связи с принятием тех или иных государственных решений, отслеживать статистику претворения данных решений в жизнь и проводить собственную оценку эффективности принимаемых решений на государственном, региональном и местном уровнях власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Татьяна Адольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PRACTICAL METHOD OF TRAINING IN THE DISCIPLINE "STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT"

The formation of the necessary managerial competencies is the most important factor in the educational process in the specialty Economics, Finance and credit. The article deals with the application of practical teaching methods for formation of managerial competence of students in the discipline "state and municipal management", an example of algorithm of formation of such competences by solving practical tasks, for which there is a need to implement a mechanism of acquiring knowledge and transforming them into skills, making certain conclusions on their own. The presented practical task is part of a set of tasks that include a gradual transition from simple to more complex with the necessary justification of conclusions on the problem under consideration, determining the directions for further development of the issue under consideration. The teacher warns the listener that there is no consensus of scientists on some issues and the listener needs to choose a certain point of view and defend it. We consider it necessary to use a systematic approach to the formation of these competencies in the educational process, based on the progressive formation of knowledge that allows you to develop skills and develop skills brought to automatism. The given example of tasks is actually used in the framework of teaching the discipline "State and municipal management" in order to form managerial competencies. The recommendations on the organization of the educational process focus on the constant updating of information, since it is during training in economic specialties that the relevance of information allows you to often correlate your conclusions and arguments on the situation in the country in connection with the adoption of certain state decisions.

Текст научной работы на тему «УДК 378 ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"»

задача должна быть решена, после чего выполняется возврат к решению первоначальной экономической задачи, используя алгоритм решения математической задачи. На этапе самостоятельной работы может быть предложено решение новой экономической задачи с аналогичным содержанием.

Результаты. Итак, на основе произведенного анализа нами определены основные составляющие структуры экономической грамотности, заданы критерии, позволяющие определить уровень ее сформированности: умение решать

математические задачи с экономическим содержанием и экономические задачи, являющиеся главным инструментарием занятий на основе ситуации.

Литература

1. 2. Гловелли Г.Д., Корлюгова Ю.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2014. - 128 с.

2. 3. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.

3. Педагогические технологии. Справочник для студентов / А.В. Виневская. - Ростов н/Д: Феникс, 2014, - 253 с.

4. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / под ред. В.К. Розова. - М.: Просвещение, 1988. - 254 с.

5. Селькина Л.В., Худякова М.А. Методика преподавания математики: учебник для студентов факультетов подготовки учителя начальных классов. - Пермь: ПГГТУ, 2013. - 374с.

6. Dan Remenyi. Case Study Research. // Academic Conferences and Publishing International Limited, Reading, RG4 9SJ, United Kingdom, infoiSacademic-publishing.org, 2013. - 298. ISBN: 978-1-909S07-17-3.

7. Минфин России. Официальный сайт https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/ Дата обращения: 14.12.2020

УДК 378 ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Петрова Татьяна Адольфовна

Кандидат эконом. наук, доцент кафедры экономической теории Томский государственный педагогический университет

г. Томск

APPLICATION OF THE PRACTICAL METHOD OF TRAINING IN THE DISCIPLINE "STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT»

T. A. Petrova

Candidate of Science, assistant professor Of Pedagogical state University, Tomsk

АННОТАЦИЯ

Формирование необходимых управленческих компетенций является важнейшим фактором в рамках образовательного процесса по специальности государственное и муниципальное управление. В статье рассмотрены вопросы применения практических методов обучения в рамках формирования управленческих компетенций слушателей, как важнейшего фактора обучения, когда практические задания понуждают студента пройти всю цепочку формирования компетенции от теоретической основы, до понимания и возможностей применения нормативно-правовой базы с целью формирования персонального мнения студента накопительным итогом. К значительной проблеме государственного управления на современном этапе многими учеными отнесены факторы, влияющие на уровень компетентности государственных и муниципальных служащих, их понимания самой философии государственной службы и ее сущности для формирования профессиональных практических компетенций выпускника ВУЗа.

В рамках исследования данной проблемы автором рассмотрен алгоритм практического задания, которое используется в рамках образовательного процесса по дисциплине «Современное публичное управление» приведен пример алгоритма формирования таких компетенций посредством решения практического задания, для решения которого необходимо осуществить определенный механизм получения знаний и трансформировать их в навыки, делая определенные выводы самостоятельно. Считаем необходимым при формировании данных компетенций в образовательном процессе использовать системный подход, основанный на поступательном формировании знаний, позволяющих развить умения и сформировать навыки, доведенные до автоматизма. Приведенный пример заданий способствует и настоятельно понуждает детально разобраться в разных моделях государственного управления, оценить современную ситуацию и, таким образом, сформировать на базе полученных знаний определенное понимание предмета и на этой основе проанализировать все нюансы вопросы, разработав и, представив свою точку зрения современной модели публичного управления в стране.

В рекомендациях по организации образовательного процесса упор сделан на постоянную актуализацию информации, так как именно при обучении по специальности «Государственное и муниципальное управление» актуальность сведений позволяет достаточно часто коррелировать свои выводы и аргументацию по ситуации в стране в связи с принятием тех или иных государственных решений, отслеживать статистику претворения данных решений в жизнь и проводить собственную оценку эффективности принимаемых решений на государственном, региональном и местном уровнях власти.

ABSTRACT

The formation of the necessary managerial competencies is the most important factor in the educational process in the specialty Economics, Finance and credit. The article deals with the application of practical teaching methods for formation of managerial competence of students in the discipline "state and municipal management", an example of algorithm of formation of such competences by solving practical tasks, for which there is a need to implement a mechanism of acquiring knowledge and transforming them into skills, making certain conclusions on their own. The presented practical task is part of a set of tasks that include a gradual transition from simple to more complex with the necessary justification of conclusions on the problem under consideration, determining the directions for further development of the issue under consideration. The teacher warns the listener that there is no consensus of scientists on some issues and the listener needs to choose a certain point of view and defend it. We consider it necessary to use a systematic approach to the formation of these competencies in the educational process, based on the progressive formation of knowledge that allows you to develop skills and develop skills brought to automatism. The given example of tasks is actually used in the framework of teaching the discipline "State and municipal management" in order to form managerial competencies. The recommendations on the organization of the educational process focus on the constant updating of information, since it is during training in economic specialties that the relevance of information allows you to often correlate your conclusions and arguments on the situation in the country in connection with the adoption of certain state decisions.

Ключевые слова: формирование управленческих компетенций, важность акцента на практическую составляющую в обучении, рассмотрения моделей сервисного и партисипативного государственного управления.

Keywords: formation of managerial competencies, the importance of focusing on the practical component in training, consideration of models of service and participatory public administration.

Ситуация 2020 года, когда обострилась экономическая обстановка в стране и мире, связанная с падением цен на нефть и коронавирусом, снижением налоговых

поступлений в бюджет и продолжением снижения потребительского спроса населения, закрытием значительного числа различных организаций бизнеса, особо обострила основные проблемы существующей экономической модели, ориентированной на сырьевую составляющую в виде экспорта углеводородных источников. Руководство страны обозначило основные направления выхода из сложной экономической ситуации, где важная роль отводится системе государственного и муниципального управления, как основы организации, проведения и достижения результатов за определенный период времени. В данном случае, ставится амбициозная задача перед управленцами в системе государственной и муниципальной службы, за короткий период времени повысить качество жизни населения. Система государственного менеджмента нуждается в специалистах новой формации, способных к принятию самостоятельных решений, знающих и умеющих руководствоваться законами и нормативными актами, принимать решения по проблемам полномочий различных уровней власти.

Целью данной статья являются рекомендации по формированию компетенций государственных и муниципальных служащих, а также специалистов в данной области по формированию профессиональных компетенций означенной категории специалистов посредством применения практико-ориентированных методов обучения.

Современная модель публичного управления нацелена на организацию государственного управления как сервисного института власти, где населения является центром влияния и определения спроса на государственные услуги и функции и, качество государственного и муниципального управления напрямую влияет на качество оказания услуг. При рассмотрении вопроса качества государственного управления в «России в сравнении с другими странами дает ее ранг, также рассчитываемый Всемирным банком. У России он составляет 32,7%, то есть у 32,7% стран мира уровень регуляторной политики хуже, чем у России, а значит, Россия находится в замыкающей трети стран по этому индикатору. Годом ранее показатель был выше — 37%. Для сравнения, по итогам 2017 года у Сингапура, который традиционно получает лучшие оценки в рейтингах госрегулирования частной сферы, ранг составил 100% (то есть Сингапур стал лучшей юрисдикцией с точки зрения регуляторных условий для бизнеса)» [1].

Таким образом, вопрос необходимости повышения уровня квалификации и ответственности должностных лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, весьма актуален и требует решения в рамках образовательных программ. В рамках данной задачи важен именно практико-ориентированный подход обучения, то есть процесс, основанный на освоении теоретической части с последующим практическим применением и осмыслением в рамках выполнения конкретных практических заданий.

В связи с современными задачами, поставленными перед органами государственного управления, актуальным становится вопрос формирования практических умений и навыков будущих специалистов органов власти, способных эффективно организовать исполнение полномочий определенного уровня власти, так как идет реформирование государственного управления, нацеленного на сервисную модель государственного управления, где центром определения приоритетов развития становится человек, то есть население страны, предъявляющее спрос на государственные и муниципальные услуги необходимого объема и качества.

В рамках обучения дисциплины «государственное и муниципальное управление» формируются компетенции, приобретая которые специалист может решать значительное число вопросов в различных областях от умения коммуникатировать с разными слоями населения по различным вопросам до умения анализировать макроэкономические показатели развития и делать определенные выводы в рамках бюджета или реализуемого проекта, «уметь применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, владеть навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления» [2]. Практические задания в рамках данной дисциплины дают возможность сформировать представленные компетенции путем самостоятельного погружения в сущность и предмет вопроса и проанализировать возможные пути решения, уметь их обосновать и доказать правильность своих выводов.

Так например, такое задание как: анализ понятий «сервисное государственное управление» и «партисипативное государственное управление»: в чем принципиальная разница этих направлений, какая модель строится или построена в РФ, приведите факты и аргументы. Данное задание ставит задачу исследовать различные модели государственного управления, сделать вывод о принадлежности существующего типа

государственного управления к определенной модели и, самое главное, обосновать свои выводы конкретными фактами и аргументами. Это задание довольно сложное, так как в современной науке идет полемика по вопросу эффективности применения данных моделей управления, ведь «особенность партисипативной модели управления заключается не просто в учете мнения граждан при принятии тех или иных решений, а в принятии консолидированных решений, учитывающих мнение конкретной территории и всех заинтересованных сторон, в том числе и органов публичной власти, обладающих стратегическим видением последствий тех или иных решений»[3,а48]. Так например, с точки зрения

Э.С. Набиуллиной сервисное государственное управление напрямую связано с качеством и эффективностью, когда обеспечивается «необходимое качество государственных услуг»[4,а36], «т.е. условий, при которых гражданин будет тратить минимум времени, сил и ресурсов для получения государственных и муниципальных услуг, а предприниматель - для начала и ведения бизнеса» [5]. В условиях реализации административной реформы были приняты многие документы, нацеленные на решение данного вопроса, например, «Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «Концепция

административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.,» «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг.» [6].

На данном этапе государственного управления осуществляются первые шаги по переходу к сервисной модели государственного управления, которое осуществляется в рамках государственной программы «Информационное общество» (20102020) и уже представлена Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ концепция цифровизации государственного управления на 2018-2024 годы [7], где предлагается кардинальная перестройка оказания государственных услуг с переходом на электронные платформы.

Анализируя, понятия и сущность означенных моделей, слушатель, прежде всего, должен будет изучить теоретические основы государственного управления, каким образом налажена система взаимодействия «государство-гражданин»,

взаимодействия между обществом и различными властными институтами[8,с.3], а также в условиях федерализации укрепления связей между уровнями власти: федеральной, региональной и институтом местного самоуправления. Уже на уровне теоретической подготовки вопроса слушатель приобретает определенные знания и навыки, так как идет упорядочивание информации из различных источников для формирования алгоритма решения поставленной проблемы. Познавательные процессы в данном случае позволяют объединять чувственные и рациональные аспекты человеческого сознания, так как чувственный аспект позволяет слушателю понять , что он является частью изучаемого вопроса и его непосредственным важнейшим звеном, а рациональный аспект отсылает его к абстрактному мышлению, направленному на раскрытие и объяснение законов функционирования в данном случае, системы государственного управления. «Процесс обучения постоянно и неразрывно связан мыслительной деятельностью обучающихся, - и все закономерное и случайное, объяснимое и необъяснимое в учебном познании в значительной мере требует рассмотрения с позиций разума (мышления)» [9.с.85]

Самым сложным в решении данного задания будет формирование вывода о реализации модели государственного управления сегодня и какой она должна стать в ближайшей перспективе. Именно для этого преподаватель, который готовил данное задание дает определенную литературу слушателю, предлагает определенную последовательность прочтения и предлагает обсудить по прошествии времени по определенному алгоритму, который позволит слушателю выстроить механизм подготовки ответа на данный вопрос. В качестве литературы педагог предлагает слушателю небольшой экскурс по теме: модели государственного управления и предлагает также ряд статей по данной тематике, необходимыми являются некоторые документы законодательного характера по данной теме, например, «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы», «Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». [10]. В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ)[11], закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и

муниципальных услуг. Решение проблемы выбора модели опирается на необходимость анализа существующей модели государственного управления, т.е. сравнение трех вариантов: вариант1- сервисная модель, вариант 2-партисипативная, модель 3 - существующая на современном этапе. Данное задание делается при участии преподавателя как коуча, который направляет алгоритм исследования проблемы, способствует обсуждению данного вопроса в группе слушателей, дает дополнительную литературу при необходимости. Основная задача преподавателя научить слушателя самому алгоритму добывания знаний, преобразовывать их в навыки и доводить эти навыки до автоматизма, что в результате и преобразовывается в одну или несколько компетенций. В результате исследования из целого ряда суждений слушатель делает вывод, который по своей сути, вероятнее всего, будет в виде индуктивного умозаключения, но самым важным в этой ситуации является способность слушателя «владеть навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления» [2].

Следовательно, исходя из необходимых условий формирования эффективных управленцев, которые в ближайшем будущем могут оказаться в

органах государственного и муниципального управления, важным выводами являются:1) формирование управленческих компетенций происходит постепенно путем прохождения алгоритма образовательного процесса от теоретических знаний с дальнейшим переходом к практическому осмыслению и возможности применения на практике в современных условиях, 2) необходимо системно формировать мышление слушателя на получение и постоянный анализ политической и экономической информации через призму полученных знаний и умений путем обсуждений, квестов, написанием деловых записок подводить слушателя к обобщению и выводам по проблеме; 3) предлагать практические задания с непременным обоснованием выводов, например: проанализируйте понятие «государство» и «органы государственной власти», поясните

принципиальную разницу между этими понятиями, кто является субъектом и объектом в первом и втором случаях, приведите конкретные примеры.

В рамках современного состояния институтов государственной и муниципальной власти, перестройкой всей системы предоставления услуг, сложных экономических условий рыночной экономики формирование практических управленческих компетенций в рамках дисциплины «Государственное и муниципальное управление» является непременным фактором повышения эффективности в целом системы государственного управления.

Список литературы

1. Фейнберг А. Всемирный банк заметил ухудшение условий для бизнеса в России URL: https://www.rbc.ru/economics/24/09/2018/5ba51cb79a 79476bb96d0308 (дата обращения 29.09.2020)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки государственное и муниципальное управление URL: http://fgosvo.ru/380304.pdf

3. Карлина А.А., Рязанов Д.И. Партисипативные принципы публичного управления социально-экономическим развитием города//Вестник Самарского муниципального института управления. 2016 №4 с.44-51. (дата обращения 20.09.2020)

4. Зайковский В.Н. «Сервисное государство»: новая парадигма или современная технология государственного управления? // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №24(261) с.18-28 (дата обращения 20.09.2020)

5. Набиуллина Э.С. Подведение итогов реализации мероприятий административной реформы в 2006-2010 годах. Приоритетные направления совершенствования государственного управления в 2011-2013 годах: тезисы выступления//официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL:

http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc201 01203_04. (дата обращения 20.09.2020)

6. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 -2013 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1021-р) URL: https ://rg.ru/2011/06/28/koncepciya-site-dok.html

7. Устинова А. Сервисное государство нового поколения

URL:https://www.comnews.m/content/115366/2018-10-16/servisnoe-gosudarstvo-novogo-pokoleniya (дата обращения 20.09.2020)

8. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. -СПб.:Питер,2013. 448с.

9. Нигматов З.Г., Шакирова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе: Курс лекций / Под ред. З.Г.Нигматова. URL:https://kpfu.ru/docs/F1444346138/Nigmatov.Z. G..Uchebnoe.posobie.Teoriya.itehnologii.obucheniya. v.VSh.pdf

10. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления": URL: http://base.garant.ru/70170942/

11. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 03023/

УДК 37.378.4

АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Хомич Наталья Викторовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры философии, социологии и истории Иркутского государственного аграрного университета им. А. А. Ежевского.

ALGORITHMS FOR FORMING PROJECT THINKING AMONG UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF WRITING A SOCIAL PROJECT

Natalia Viktorovna Khomich

candidate of philology, associate Professor of the Department ofphilosophy, sociology and history of Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky,

Irkutsk, Russia.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проектное мышление как стратегия разработки жизненной траектории студентов вузов с учетом интеграции профессиональных компетенций с гибкими, личностными навыками. Исследование представляет собой описание этапов проектирования в контексте анализа особенностей когнитивных операций, лежащих в основе реализации того или иного этапа. Под когнитивными операциями понимаются функции различных видов мышления: наглядно-образного, предметно-действенного и абстрактно-логического и стилей мышления: синтетического, прагматического, идеологического, аналитического, алгоритмического и реалистического. Особое место в исследовании занимают результаты анализа ценностных ориентиров молодежи, а также роль прагматического и конструкторского компонентов в распределении материальных и интеллектуальных ресурсов при разработке социального проекта.

ABSTRACT

The article considers project thinking as a strategy for developing the life trajectory of University students taking into account the integration of professional competencies with flexible personal skills. The study is a description of the design stages in the context of analyzing the features of cognitive operations that underlie the implementation of a particular stage. Cognitive operations are understood as functions of various thinking types: visual-figurative, subject-effective and abstract-logical, and styles of thinking: synthetic, pragmatic, ideological,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.