Обзоры
УДК e28.ie.0M:«l5.28S.7
Канд. мед. наук К■ К. Врочинский (Киев)
УДАЛЕНИЕ ПЕСТИЦИДОВ ИЗ ВОДЫ ПРИ РАЗНЫХ МЕТОДАХ ВОДОПОДГОТОВКИ
Открытые водоемы широко используются в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, так как все возрастающие потребности в питьевой воде могут быть удовлетворены преимущественно за их счет. Вместе с тем открытые водоемы по сравнению с подземными водами наиболее подвержены загрязнению, в том числе пестицидами. Общепринятые на водопроводах методы очистки — коагулирование, отстаивание, фильтрование и хлорирование неэффективны в отношении токсафена и линдана и малоэффективны (без хлорирования) в отношении паратиона (Cohen и соавт.; Nicholson и соавт.; Webb; Robeck, и др.). Еще менее эффективно коагулирование в отношении гербицидов натриевой соли и эфиров 2,4-Д: их количество снижается под действием его только на 2—3% (М. А. Шевченко и соавт.; Al у и Faust).
Поэтому возникла необходимость поиска более эффективных способов обработки воды. Были исследованы окислители: хлор, перекиси, калий переманганат, озон. Линдан, ДДТ, дилдрин, эндрин и 2,4,5-Т при воздействиях хлора, перекисей и аэрировании разрушаются незначительно (менее чем на 10%). Лишь озон и перманганат калия приводят к разрушению линдана, а озон — к разрушению дилдрина. Расход озона для разрушения 70% линдана составляет 20 л/мин озоно-воздушной смеси с содержанием 3,9 вес.% озона (Buescher и соавт.; Robeck и соавт.). Однако исследованиями Laigh не установлено действия на линдан окислителей, в том числе и перманганата калия в концентрации 48 мг/л в течение 48 часов, и, наоборот, показана высокая эффективность этого окислителя в отношении гептахлора (44 мг переманганата калия в 1 л, контакт 4 часа). В то же время алд-рин окислялся всеми окислителями (например, дозой калия перманганата 1 мг в 1 л, контакт 15 мин.), а также при аэрировании воды.
Для разрушения ДДТ и других хлорорганических (ХОС) пестицидов требовались большие дозы озона (до 40 мг/л), которые не могут быть применены в реальных условиях водоснабжения.
Гербициды — натриевая соль и эфиры 2,4-Д не разрушались калий перманганатом (доза 3 мг/л, время контакта 1 час), вместе с тем такой окислитель, как озон, разрушал 2,4-дихлорфенилацетат (М. А. Шевченко и соавт.; А1у и Faust). Неэффективным оказалось также хлорирование (доза 0,5—2,5 мг/л остаточного хлора, контакт 30 мин.).
Фосфорорганический пестицид паратион разрушался в воде даже небольшими дозами хлора (5—7 мг/л) на 76—97%. Однако при этом образовывалось более токсичное вещество — параоксон, количество которого в воде, к сожалению, не определялось (Robeck и соавт.). В то же время калий перманганат разрушал значительно меньшее количество паратиона (40 мг/л — 17%), чем хлор. Другой пестицид той же группы — фосфамид также хорошо удалялся из воды хлорированием и озонированием, но для разрушения фосфамида и его метаболитов с Р=0 связью, обусловливающей их большую токсичность, требовались дозы 350 и 150 мг/л соответственно (М. А. Шевченко и соавт.). В исследованиях А. А. Королева и соавт. показано некоторое повышение токсичности корана и метилнитрофоса после озонирования.
С целью повышения эффективности специальных методов водоподго-товки были исследованы также адсорбционные методы (М. А. Шевченко и соавт.; Robeck и соавт.). Обработка воды активированным углем эффективно удаляла из нее линдан, ГХЦГ, токсафен, эндрин, паратион, фосфамид, эфиры 2,4,5-Т и 2,4-Д и симазин. Так, токсафен эффективно удалялся из воды углем: его количество снижалось с 0,1 до 0,007 мг/л при дозе 5 мг/л и с 0,3 до 0,014 мг/л токсафена при расходе 9 мг/л. При обработке речной воды (по сравнению с дистиллированной) и при больших исходных концентрациях пестицидов требовались ббльшие дозы активированного угля. Расход его, однако, можно было уменьшить путем дробного введения в нескольких местах по ходу водоподготовки. Совместное присутствие в воде нескольких пестицидов (линдана, дилдрина и паратиона) не влияло на их удаление из воды; исключение составлял паратион, сорбция которого углем снижалась в присутствии дилдрина. Для этих пестицидов эффективной оказалась фильтрация через слой гранулированного активированного угля. С помощью адсорбционных методов хорошо удалялись из воды соли и эфиры 2,4-Д, при этом минимальные дозы угля (14—16 мг/л) требовались для удаления натриевой соли и наибольшие (31 мг/л) — изооктилового эфира.
Ионообменные смолы в связи с их широким применением в разнообразных отраслях хозяйства также были испытаны в водоочистке, они обеспечили высокую степень очистки воды от гербицидов 2,4-Д (А1у и Faust). При этом анионообменные смолы были наиболее эффективны.
С. В. Неганова провела исследования по гигиенической оценке передвижной установки для очистки воды от натриевой соли 2,4-Д конструкции ВНИИГиМ и ВСЕГИНГЕО. Установка состояла из электрокоагулятора, антрацитового, ионитового и угольного фильтра и бактерицидного аппарата. Параллельно с производственным испытанием проведены исследования в модельных лабораторных условиях. В производственной установке электрокоагулирование и антрацитовый фильтр не снижали содержания 2,4-Д (исходная концентрация 1,3—10 мг/л), ионитовый фильтр задерживал 66,4—92,5% гербицида, угольный — 66,3—97,5%). Обработка воды на заключительном этапе УФ-лучами дополнительно снижала количество гербицида в воде на 23,3%. В целом содержание натриевой соли 2,4-Д уменьшалось на 80%.
Представляло интерес установить также, как влияла обработка воды на органолептические свойства ее, если она* содержала пестицид. Для этого было проведено несколько исследований (Hyndshaw; Р. Д. Габович и соавт.; С. Н. Черкинский и соавт.). Коагулирование, отстаивание и фильтрование не снижали запаха, сообщаемого воде ацетофосом, тиофосом и этоксифосом (С. Н. Черкинский и соавт.). Применение же активированного угля в дозах от 4 до 20 мг/л приводило к устранению запаха воды, содержащей ДДТ, ГХЦГ, хлордан, паратион, малатион и гербициды 2,4-Д, и 2,4,5-Т. Исследованиями Р. Д. Габович в соавт. установлено, что запах, сообщаемый воде фосами (карбофос, метафос, препарат М-81 и др. — 10 мг/л каждого), устранялся озонированием ее (доза озона — 4,5—26 мг/л). В то же время при хлорировании вода приобретала постороннюю окраску (при наличии в воде метафоса) или запах (карбофос).
Таким образом, общепринятые методы обработки воды — коагулирование, осаждение, фильтрование и хлорирование не удаляли пестицидов из воды или незначительно снижали их количество. Исключение составляло ДДТ. Для удаления пестицидов из воды, как правило, требовались специальные приемы обработки с использованием окислителей (озона, калия перманганата и др.) или адсорбентов (активированный уголь и пр.). В первом случае при небольших дозах окислителей могут образовываться промежуточные, более токсичные по сравнению с исходными (паратион, фосфамид) веществами или вещества, ухудшающие органолептические свойства воды (ГХЦГ, метафос, карбофос).
ЛИТЕРАТУРА. Габович Р. Д., Врочинский К- К-, Курин-н ы й И. Л. Гиг. и сан., 1969, № 6, с. 18. — К о р о л е в A.A., Ш и г а н С. А., Витвицкая Б.Р. Там же, 1972, № 8, с. 99. — H е г а н о в а С. В. Там же, 1969, № 9, с. 117. — Ч е р к и н с к и й С. Н., Габроилевская Л. Н., Ласки-н а В. П. и др. Там же, 1972, № 5, с. 12. — Ш е в ч е н к о M. A., M а р ч е и к о П. В., Баран П. К. В кн.: Водоподготовка и очистка промышленных стоков. Киев, 1972, в. 9, с. 89. — А1у О. M., Faust S. D., J. Am. Water Works Ass., 1965, v. 57, p. 221. — В u e s h e r C. A. et al. J. Water Pollut. Control. Fed., 1964, v. 36, p. 1005.— Cohen J. M. et al. J. Am. Water Works Ass., 1960, v. 52, p. 1551. — H y n d s -haw A. Y. Ibid., 1962, v. 54, p. 91. — L e i g h G. M., J. Water Pollut. Control. Fed., 1969, v. 41, p. 450. — Nicholson H. C. et al. Limnol. Oceanogr., 1964, v. 9, p. 310.— Robeck G. G. et al. J. Am. Water Works Ass., 1965, v. 57, p. 181. Ibid., 1962, v. 54, p. 83.
Webb H. J.
Поступила 22/VItI 1972 r-
УДК 613.646(047>
Проф. А. Е. Малышева, канд. мед. наук А. Я- Дюжева (Москва)
НОРМИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (по зарубежным данным)
Как известно, гигиенические нормы, в том числе и промышленного микроклимата, за рубежом не имеют юридической силы и носят характер рекомендаций. В США, например, нормы микроклиматических параметров в рабочих помещениях предложены Американской ассоциацией промышленных гигиенистов1. Эти нормы определяют допустимые температуры воздуха в градусах (см. таблицу) и предполагают обеспечение рабочих условий для акклиматизированных лиц, которые в обычной одежде при достаточном потреблении воды и соли должны работать эффективно без превышения температуры тела 38°.
Экспозиция более продолжительная или та, которая показана в таблице, возможна в случае, если при медицинском обследовании у отдельных рабочих установлена более высокая выносливость к высоким температурам окружающей среды. Следует запрещать работу, когда температура тела превышает 38°.
Гигиенические нормативы Испании (УП1а1оп) составлены с учетом тяжести работ. Максимальная температура летом для легких работ равна 31,7° при скорости движения воздуха 0,1 м/сек и относительной влажности 80%. 34,4° при относительной влажности 40% и 37,7° при относительной влажности 20%.
При увеличении скорости движения воздуха до 0,5 м/сек при указанной выше относительной влажности допустимая температура воздуха соответственно повышается
Допустимые температуры (в градусах) в воздухе рабочих помещений при различных физических нагрузках
Температура воздуха
в градусах при ра-
бочих нагрузках
Режим к 40 к к я К «О ч
с « *
ч и H
Непрерывная работа..... 30,0 26,7 25,0
75% работа + 25% отдых 30,6 28,0 25,9
50% » + 50% » 31,4 29,4 27,9
25% э + 75% » 32,2 31,1 30,0
до 32,8, 35,5 и 38,3°. Для скорости движения воздуха 1,5 м/сек температура воздуха при соответствующей влажности равна 34, 36,6 и 39,4°. Для выполнения тяжелых работ летом рекомендована максимальная температура воздуха 28,3,31,1 и 34° при влажности 80, 60 и 40% соответственно и скорости движения воздуха 0,1 м/сек. При скорости движения;
1 Threshold Limit Values of Physical Agents, 1971.