Научная статья на тему 'Учёт страховых взносов в Пенсионный фонд и качество жизни населения региона'

Учёт страховых взносов в Пенсионный фонд и качество жизни населения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТРАХОВЫХ ПЕНСИОННЫХ ВЗНОСОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА СТРАХОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИЕЙ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ / НАПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РФ / SYSTEM OF INSURANCE PENSION PAYMENTS / THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING OF INSURANCE PAYMENTS IN THE PENSION FUND OF RUSSIA / MANAGEMENT OF PENSION / QUALITY OF LIFE OF THE RUSSIAN PENSIONERS / DIRECTIONS OF PENSION REFORM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цапулина Фарида Ханнановна, Асмус Олег Владимирович, Викторов Валерьян Николаевич

Предложены пути развития пенсионной системы России на основе анализа зарубежного опыта. Определены мероприятия по рациональной работе бухгалтерского аппарата организаций. Сформулированы направления повышения качества пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации в зависимости от четкости и своевременности нормативных актов, выработки эффективного бухгалтерского документооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING FOR INSURANCE PREMIUMS TO THE PENSION FUND AND THE QUALITY OF LIFE FOR PEOPLE IN THE REGION

Development ways of pension system of Russia on the basis of the analysis of foreign experience are offered. Actions for rational work of the accounting device of the organizations are defined. Directions of improvement of quality of provision of pensions of citizens of the Russian Federation depending on clearness and timeliness of statutory acts, development of effective accounting document circulation are formulated.

Текст научной работы на тему «Учёт страховых взносов в Пенсионный фонд и качество жизни населения региона»

УДК 657:364.35+316.344.223-057.75

Ф.Х. ЦАПУЛИНА, О.В. АСМУС, В.Н. ВИКТОРОВ

УЧЁТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Ключевые слова: система страховых пенсионных взносов, организация бухгалтерского учёта страховых платежей в Пенсионный фонд России, управление пенсией, качество жизни российских пенсионеров, направления пенсионной реформы РФ. Предложены пути развития пенсионной системы России на основе анализа зарубежного опыта. Определены мероприятия по рациональной работе бухгалтерского аппарата организаций. Сформулированы направления повышения качества пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации в зависимости от четкости и своевременности нормативных актов, выработки эффективного бухгалтерского документооборота.

F.H. TSAPULINA, O.V. ASMUS, V.N. VIKTOROV ACCOUNTING FOR INSURANCE PREMIUMS TO THE PENSION FUND AND THE QUALITY OF LIFE FOR PEOPLE IN THE REGION

Key words: system of insurance pension payments, the organization of accounting of insurance payments in the Pension fund of Russia, management of pension, quality of life of the Russian pensioners, directions of pension reform of the Russian Federation.

Development ways of pension system of Russia on the basis of the analysis of foreign experience are offered. Actions for rational work of the accounting device of the organizations are defined. Directions of improvement of quality of provision of pensions of citizens of the Russian Federation depending on clearness and timeliness of statutory acts, development of effective accounting document circulation are formulated.

Вопрос о том, насколько комфортной будет наша жизнь на пенсии, так или иначе возникает у каждого, ведь она далека, но неизбежна. Сегодня этот вопрос становится особо тревожным ввиду постоянных изменений в пенсионной системы Российской Федерации и порядка бухгалтерского учёта и отчётности по страховым взносам в ПФР.

С начала 2000-х гг. в стране была изменена пенсионная модель, изменена система начисления пенсий, структура страховых взносов, регулярно меняется процентный размер отчислений в Пенсионный фонд, изменяется абсолютная величина пенсий. Аналогично меняется и система бухгалтерского учёта российских организаций. Все эти мероприятия проводятся в рамках единой пенсионной реформы, цель которой - улучшение качества жизни пенсионеров России в условиях рыночной экономики. Оценить качество жизни современных российских пенсионеров как результата конкретных направлений реформирования учёта страховых взносов, отчётности отечественных предприятий - одна из актуальных проблем новаций российской учётной практики. Причем адекватной эта оценка будет только в сравнении с другими странами.

Пенсионная система в России возникла в начале ХХ в. и охватывала лишь небольшую часть, высшие слои. Пенсионное страхование в современном понимании, т.е. охватывающее в обязательном порядке всех граждан страны, появилось уже после 1917 г. Оно было основано на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости. Средства на содержание пенсионной системы аккумулировались непосредственно в госбюджете, который реально обеспечивал всем гражданам актуальный размер выплат. В таком виде пенсионное страхование просуществовало до 90-х гг., когда грянул социально-экономический кризис и средств бюджета на выплату пенсий стало более чем не хватать. Для решения проблемы, по сути для избавления от нее непосредственно государства, в 2002 г. началось проведение кардинальной пенсионной реформы.

Первым ее направлением стал переход к так называемому «страховому» принципу. Заключается он в том, что размер пенсии каждого гражданина сего-

дня напрямую зависит от суммы страховых взносов его работодателя в специальную внебюджетную организацию, Пенсионный фонд РФ. Поэтому пенсия -это своего рода отложенный заработок.

Механизм нашей пенсионной системы является распределительно-накопительным, и это еще одно новшество (ранее она была полностью распределительной). Часть всех взносов теперь направляется на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, часть - только для накопления пенсии конкретному работнику. Переход к такой распределительно-накопительной системе в нашей стране оценивается неоднозначно, поскольку сталкивается с серьезной трудностью - так называемым эффектом «двойного бремени»: из тех же по абсолютной величине взносов надо одновременно и сформировать пенсии нынешних пенсионеров, и обеспечить накопление пенсионного капитала работающих. Но поскольку при современной демографической ситуации в стране на одного пенсионера уже приходится 1,5 работающих (тогда как раньше было 2), то для недопущения банкротства всей пенсионной системы такое изменение представляется единственно верным. Размер страховых взносов тоже постоянно изменяется: с 2011 г. составляет 26% от заработной платы работника в пределах 463 тыс. руб. по каждому месту работы; с 2012 г. - 22% в пределах установленной базы - 512 тыс.руб. Средства страховых взносов в 2011 г. распределились между двумя составляющими: страховой частью и накопительной. Причем в составе страховой выделяется также фиксированный базовый размер - 2963,07 руб., гарантированное пособие каждому, кто имеет трудовой стаж хотя бы 5 лет. Для граждан 1967 г.р. и моложе страховая часть составляет 20%, накопительная - 6%. Для лиц старше 1967 г.р. все 26% идут на страховую часть. В отношении взносов в Пенсионный фонд РФ в 2012 г. [4] предусмотрено разделение не только на страховую и накопительную части (16% и 6%, соответственно, для лиц 1967 года рождения и моложе, а для тех, кто родился в 1966 г. и ранее, - 22% на страховую часть). Теперь как страховая, так и накопительная часть подразделяются на солидарную и индивидуальную части тарифов страховых взносов. Для лиц, родившихся в 1966 г. и ранее, из 22% 6% идет на солидарную часть, а 16% - на индивидуальную часть тарифа. Для «молодой» категории работников накопительная часть пенсии полностью состоит из индивидуальной части страхового тарифа (6%), а страховая (16%) делится на солидарную (6%) и индивидуальную (10%) части.

Основным источником финансирования пенсионной системы являются страховые пенсионные взносы, уплачиваемые работодателями за каждого работника по схеме составляющих, приведенных выше. Наглядно виден сложный механизм бухгалтерского учёта - основной информативной базы для анализа экономических расчётов. Первичный расчет и учет страховых взносов для каждого работника ведется именно в бухгалтерии его организации-работодателя по правилам государственной учётной политики на синтетическом счёте № 69-2 «Расчёты с Пенсионным фондом» с аналитическими данными «пенсионного кошелька» гражданина РФ. Поэтому от чёткости работы бухгалтерского аппарата организаций зависят полнота поступлений в Пенсионный фонд и его расчёты с населением по пенсиям. Хотелось только пожелать законодателям, чтобы изменения в пенсионном законодательстве не создавали ненужную «чехарду», а были чёткими и приемлемыми и создаваемыми только на начало каждого финансового года, когда формируется главный рабочий документ - Учётная политика организации.

Происходящие сегодня постоянные изменения в системе страховых взносов в ПФ, в частности изменения процентных ставок взносов, форм отчетности по взносам, поправки в стандарты - Положения по бухгалтерскому учёту, в Плане счетов бухгалтерского учета, касающиеся взносов во внебюд-

жетные фонды РФ, непосредственно влияют на результативность, быстроту, слаженность работы конкретного бухгалтера. В случае изменений в законодательстве ему необходимо быстро внести изменения в расчеты, во все внутренние документы, в отчетность, зачастую уже сданную по прежним расчетам. Все это - процесс не одного дня, он занимает очень много времени. Следовательно, в таком случае замедляются перечисление и поступление взносов в Пенсионный Фонд, у него может образовываться дефицит средств, в результате чего замедляются выплаты пособий пенсионерам. Соответственно это непосредственно влияет на качество жизни пенсионеров России.

После перечисления бухгалтерией организации-работодателя страховых взносов в Пенсионный фонд дальнейший персонифицированный учет по каждому гражданину ведется Пенсионным фондом. Такая система обязательного государственного пенсионного страхования составляет основу всей пенсионной системы страны. При этом государство здесь с недавнего времени дает возможность каждому гражданину также в определенной степени самостоятельно влиять на размер своего пенсионного капитала: управлять инвестированием накопительной части пенсии, вступать в добровольную программу со-финансирования пенсий (о которой будет сказано позже). Но помимо этого существует и система негосударственного пенсионного страхования. Здесь действуют такие институты, как:

- негосударственный пенсионный фонд, предлагающий дополнительное накопление пенсии независимо от официального дохода и государственной пенсии;

- страховая компания с программой накопительного пенсионного страхования жизни,

- разнообразные инвестиционные механизмы, такие как паевые инвестиционные фонды.

Таким образом, теоретически источниками дохода пенсионера является государственная и негосударственная пенсия.

На практике же у нашего населения сложилось негативное отношение к рисковым финансовым институтам. Дело в том, что, во-первых, на Западе финансовые институты являются надежными, прозрачными, существуют гарантии сохранности средств. В России же все наоборот. Но это в компетенции государства, потому необходимы жесткая законодательная регламентация и контроль за деятельностью инвестиционных институтов, государство же должно стать абсолютным гарантом.

Во-вторых, высокий уровень оплаты труда на Западе позволяет «не скре-пя сердце» оторвать часть сейчас ради будущего. В России же уровень оплаты труда настолько низкий и не индексируется адекватно инфляции уже давно, поэтому и в добровольных пенсионных накоплениях подавляющее большинство участвовать не в состоянии. Поэтому и здесь довольно велика должна быть роль работодателя, который: 1) является непосредственным страхователем параллельно с работником; 2) занимается учетом и перечислением взносов.

Для привлечения предприятий в эту схему им необходимо предоставлять ряд других налоговых льгот. А пока имеем то, что для подавляющего большинства пожилых граждан в реальности основным источником дохода является государственная пенсия, которая и определяет качество жизни пенсионера.

Для ответа на вопрос, какое место в политике государства занимает поддержка пенсионеров, рассчитывается такой показатель, как расходы на пенсионное обеспечение в процентах от ВВП. К началу XXI в. в европейских странах расходы на пенсионное обеспечение достигли 25% ВВП, в США -18%, в центральной Европе с переходной экономикой - 17%. Столь крупный

финансовый ресурс социального страхования в странах позволяет обеспечить высокие жизненные стандарты и уровни защиты. В России потенциал пенсионного страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов ПФР составляет всего 6% ВВП.

Несмотря на некоторые положительные сдвиги, уровень и качество жизни российского пенсионера оставляют желать лучшего.

Для ориентира можно привести четырехуровневаю систему пенсионного страхования, действующую в Германии:

1) обязательное пенсионное страхование - при стаже работы около 40 лет дает пенсию в 900-1000 евро (это уже 60% от средней заработной платы по стране);

2) помимо этого многие работники получают пенсии по старости от предприятий - это еще 300-400 евро;

3) добровольные частные пенсионные накопления - имеются у подавляющего большинства граждан;

4) социальная пенсия - выплачивается нуждающимся на основе государственной проверки.

В «переводе на наш язык» немецкая пенсия составляет в среднем около 52 000 руб. Это при условии цен зачастую ниже, чем в России.

Понятно, что при сегодняшнем дефиците средств в ПФР вследствие перехода к распределительно-накопительной системе и появлении в результате этого «двойного бремени» вряд ли Россия достигнет такого показателя за ближайшие год-два.

К началу 2012 г. в России насчитывается 40,2 млн пенсионеров [1]. Пенсия по старости в РФ вырастет в 2012 г. до 10 тыс. руб., а к 2014 г. увеличится до 12 тыс. руб., сообщил на пресс-конференции, организованной РИА Новости, глава Пенсионного фонда России А. Дроздов. «Утвержден бюджет на 2012-2014 год. Там, действительно, предусмотрены дальнейшие цифры повышения пенсий. Могу сказать, что в этом году, если говорить о пенсии по старости, она составляет 8,89 тысячи рублей. В следующем году средний размер пенсии по старости будет почти 10 тысяч рублей, и к 2014 году - почти 12 тысяч рублей», - сказал Дроздов. По его словам, идет последовательное наращивание объема пенсий. «Это связано с прогнозируемым уровнем роста заработной платы. Это означает, что в реальном выражении рост пенсии будет продолжаться», - добавил он [3]. Тем не менее, по существующим расчётам, для просто нормальной жизни пенсионеру необходимо 15-20 тыс. руб. в месяц. Это уже более реально. Как достичь такого уровня? Понятно, что увеличивать постоянно нагрузку на предприятия нерационально, рассчитывать на пенсии от организаций тоже пока не приходится.

Кроме того, грядут изменения и в системе бухгалтерской отчётности, которые более динамичны, чем повышение пенсионного обеспечения в России. Такие «новации», как свидетельствуют практикующие бухгалтеры, сложны, громоздки и, зачастую, бессистемны и нерациональны. Например, в 2012 г. наряду с отчетностью по страховым взносам за 2011 г. по форме РСВ-1 и персонифицированному учету сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц по формам СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 за четвертый квартал 2011 г. необходимо также представить на каждого работника сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица в 2011 г. по формам документов персонифицированного учета, утвержденным постановлением Правления ПФР [2]. Число таких «значительных» изменений в бухгалтерском учёте РФ за 2011 г. только по расчётам с ПФР достигло 20.

Поэтому представляется, что назрела необходимость следующих мероприятий:

1) увеличение прожиточного минимума пенсионера до адекватного, путем включения в потребительскую корзину реального, а не условного набора благ, как материальных, так и духовных;

2) поскольку пенсия - производная зарплаты, необходима регулярная индексация МРОТ граждан в соответствии с темпом инфляции, ростом уровня цен;

3) снятие ограничения базы начисления взносов, что решит проблему дефицита средств, поскольку тогда польется дополнительный поток отчислений от доходов элиты - ведущих топ-менеджеров, правления фирм и т.п.;

4) более эффективное управление накопительной частью пенсий;

5) отмена неэффективных «новаций» в системе учёта и отчетности по страховым взносам в Пенсионный фонд России; формирование простых и постоянных форм отчетных бухгалтерских документов.

Причем все меры надо осуществлять целенаправленно, с постоянным контролем, по единой программе.

На данный момент существующая система страховых взносов в ПФР продиктована современными реалиями (от этого никуда не деться) и в перспективе ориентирована на увеличение коэффициента замещения до 40%, но пока она имеет множество недоработок, в результате чего малоэффективна и не обеспечивает пожилого человека достаточной пенсией. Поэтому нельзя рассчитывать только на государство. Каждому из нас о будущих средствах к существованию надо заботиться самому и с молодости, грамотно используя все представленные механизмы: взаимодействуя с работодателем, активно отслеживая рост пенсионного капитала. Только так сегодня в России можно обеспечить себе достойную старость высокого качества.

Бухгалтерский учет является одной из вспомогательных функций бизнеса. Но в отличие от других видов деятельности (например, сбыта) учет прямо не способствует притоку денежных средств. Тем не менее выгода от работы бухгалтерии намного превышает затраты на ее содержание. Эта выгода определяется принятием рациональных экономических решений на основе учётно-аналитической информации бухгалтерской службы организации. Отсюда стабильность и эффективность российского законодательства напрямую влияют на определение качества работы и бухгалтерии фирмы по расчётам с Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, качество пенсионного обеспечения наших граждан.

Литература

1. Грицюк М. Надбавка станет лишней. Пенсии в 2012 году вырастут, и доплаты к ним не понадобятся [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. № 5660(284), 16 дек. и^: http://www.rg.ru/2011/12/16/pensii2.html.

2. Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонстультантПлюс».

3. Трудовые и социальные пенсии будут увеличены) [Электронный ресурс] // Глобал Ин-форм ТВ: сайт. и^: http://www.qlobalitv.ru/show/2747_trudovyie_pensii_budut_uvelichyi.html.

4. Федеральный закон от 03.12.11 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонстультантПлюс».

ЦАПУЛИНА ФАРИДА ХАННАНОВНА. См. с. 345.

АСМУС ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ. См. с. 355.

ВИКТОРОВ ВАЛЕРЬЯН НИКОЛАЕВИЧ. См. с. 345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.