Учёт рабочего времени водителей городского электрического транспорта: нужны изменения в законодательстве
Д. В. Алексеева,
начальник планово-экономического отдела ОАО
«Рыбинскэлектротранс»
Практически все предприятия общественного транспорта и городского электрического транспорта в частности сталкиваются с проблемой организации труда водителей, а именно - с составлением графиков работы. Действующее трудовое законодательство устанавливает нормы рабочего времени по месяцам, что приводит к непропорциональной загруженности водителей в течение года. Оптимальным представляется исходить из расчетного баланса рабочего времени пропорционально календарным дням месяца при соблюдении фактической нормы годового баланса рабочего времени.
В соответствии со ст. 104 ТК РФ разработано и введено в действие Положение об особенностях режима труда и отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утв. приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. № 127). Согласно этому Положению водителям троллейбусов установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц. Это значит, что работнику с суммированным учетом рабочего времени независимо от количества и продолжительности смен график на учетный период
(в данном случае - месяц) должен быть составлен на месячную норму рабочего времени по федеральному балансу.
И тут возникает проблема, характерная для всех транспортных предприятий. Организации, занимающиеся перевозкой населения, работают в бесперебойном режиме, т. е. каждый день. И если в январе 2013 г. месячная норма рабочего времени по федеральному балансу была равна 136 часам, то в июле эта цифра возросла до 184 часов. В то время как количество дней в обоих месяцах одинаковое - 31.
№4(47) 2013
(Транспорт Российской Федерации» | 73
Одним из основных документов, на основании которого организуется перевозка пассажиров на транспортном предприятии, является расписание движения. Именно в нём заложено необходимое количество рейсов для выполнения перевозчиками своих обязательств перед заказчиком, каковым зачастую является администрация города.
На основании расписания движения составляются графики работы водителей трамваев и троллейбусов. И составляются они таким образом, чтобы обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта и перевозку пассажиров независимо от календарного месяца - будь то январь или июль.
Заложенное федеральным балансом время в январе (136 ч) не позволяет выполнить объем перевозок в полной мере. Руководители вынуждены вызывать водителей, находящихся на выходных, что увеличивает расходы по статье затрат на заработную плату, а главное - не позволяет работникам полноценно отдохнуть и набраться сил перед следующей сменой. Кстати, и желающих поработать в свой законный выходной день находится не так уж много.
В июле складывается противоположная ситуация с составлением гра-
фиков. Согласно федеральному балансу рабочего времени, каждому водителю нужно отработать 184 ч. При этом количество выходных дней сокращается в среднем на два, что, естественно, вызывает резкое недовольство водителей, считающих действия администрации предприятия произволом.
Увеличение продолжительности рабочей смены, неоднократно предлагавшееся Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, не решает проблемы. Такой способ искусственного завышения времени работы водителей на линии представляется юридически необоснованным, так как предприятие работает на основании договорных отношений с администрацией города. В договоре утверждено время начала и окончания движения транспорта и экономически нецелесообразно продлевать смену, поскольку в ночные часы пассажиропоток практически отсутствует.
Данная проблема не решается на протяжении многих лет несмотря на запросы и предложения в различные инстанции, в том числе в Обком профсоюзов, инспекцию по труду и т. д. Последний запрос был направлен в адрес Министерства труда РФ: ОАО «Рыбин-
скэлектротранс» настоятельно просит рассмотреть вопрос учета рабочего времени водителей городского электрического пассажирского транспорта и внести соответствующие изменения в трудовое законодательство.
Наиболее приемлемым и рациональным является такой вариант организации планирования рабочего времени водителей троллейбусов, при котором график работы составляется исходя из расчетного баланса рабочего времени пропорционально календарным дням месяца при соблюдении фактической нормы годового баланса рабочего времени.
С одной стороны, этот вариант позволит, не допустить большой загруженности водителей троллейбусов и трамваев в отдельные месяцы (как получается при действующих законодательных нормативных актах). С другой стороны, положительное решение этой проблемы будет способствовать равномерному распределению рабочего времени в течение всего календарного года, что немаловажно для обеспечения безопасности дорожного движения и - как следствие - улучшения качества обслуживания пассажиров.
Следующий номер нашего журнала, посвященный развитию городского транспорта, выйдет в сентябре 2014 г.
Приглашаем авторов к сотрудничеству.
Пусть информация будет интересной и нужной специалистам!
74 | «Транспорт Российской Федерации»
№4(47) 2013