Научная статья на тему 'Учёт доминантности правого или левого полушария коры головного мозга в профессиональной ориентации обучающихся'

Учёт доминантности правого или левого полушария коры головного мозга в профессиональной ориентации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3824
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ВЕДУЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА / АССИМЕТРИЯ МОЗГА / ДОМИНАНТНОСТЬ / PUPILS / SENIOR PUPILS / VOCATIONAL ORIENTATION / VOCATIONAL PREFERENCES / CEREBRAL CORTEX LEADING HEMISPHERE / BRAIN ASYMMETRY / DOMINANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

В представленной статье рассматривается проблема профессиональной ориентации обучающихся с учётом доминантности правого или левого полушария коры головного мозга. Данная тема рассматривается в русле накопленных знаний в психологии и социальной педагогике. В статье подчёркивается, что асимметрия головного мозга до сих пор является актуальной темой, которая находится под пристальным вниманием учёных. Представлены материалы, подтверждающие различия профессиональных предпочтений ста двадцати старшеклассников с учётом доминантности правого или левого полушария коры головного мозга, а также особенности детей с ведущим правым или левым полушарием коры головного мозга, которые могут повлиять на выбор специалистом тех или иных методов работы. В статье показаны различия между детьми с ведущим правым и ведущим левым полушарием мозга относительно профессиональных предпочтений. Подчёркивается, что профессиональная ориентация должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями; доминантность полушария необходимо учитывать социальным педагогам и психологам образовательных организаций при построении программ по профессиональной ориентации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of dominance of the right or left hemisphere of the cerebral cortex in the professional orientation of senior form pupil

The article considers the problem of professional orientation of pupils, gives the dominance of right or left hemisphere of the cerebral cortex. This topic is addressed in line with the accumulated knowledge in the psychology and social pedagogy. The article stresses that brain asymmetry is still a hot topic which is under close attention of scientists. We present evidence of differences in professional preferences of one hundred and twenty pupils of high school forms, give the dominance of right or left hemisphere of the cerebral cortex, and children with a lead right or left hemisphere of the cerebral cortex, which can influence the choice of a specialist of certain methods of work, are of our interest. The article shows differences between children with a leading right and leading left hemisphere of the brain relative to professional preferences. We stress that vocational orientation should be aimed at the formation of readiness of students-to-be to select areas of their professional activities in compliance with individual psycho-physiological characteristics; dominance of the hemisphere must be taken into account by social pedagogues and psychologists of educational institutions in building programmes for professional orientation of students-to-be.

Текст научной работы на тему «Учёт доминантности правого или левого полушария коры головного мозга в профессиональной ориентации обучающихся»

УДК 37.047

Гущина Татьяна Николаевна

доктор педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

gushina2008@yandex.ru

УЧЁТ ДОМИНАНТНОСТИ ПРАВОГО ИЛИ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В представленной статье рассматривается проблема профессиональной ориентации обучающихся с учётом доминантности правого или левого полушария коры головного мозга. Данная тема рассматривается в русле накопленных знаний в психологии и социальной педагогике. В статье подчёркивается, что асимметрия головного мозга до сих пор является актуальной темой, которая находится под пристальным вниманием учёных. Представлены материалы, подтверждающие различия профессиональных предпочтений ста двадцати старшеклассников с учётом доминантности правого или левого полушария коры головного мозга, а также особенности детей с ведущим правым или левым полушарием коры головного мозга, которые могут повлиять на выбор специалистом тех или иных методов работы. В статье показаны различия между детьми с ведущим правым и ведущим левым полушарием мозга относительно профессиональных предпочтений. Подчёркивается, что профессиональная ориентация должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями; доминантность полушария необходимо учитывать социальным педагогам и психологам образовательных организаций при построении программ по профессиональной ориентации обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся, старшеклассники, профессиональная ориентация, профессиональные предпочтения, ведущее полушарие коры головного мозга, ассиметрия мозга, доминантность.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, от 17.12.2010 г., № 1897) в Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (18.2.3.) указывает на то, что профессиональная ориентация «должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка и труда» [8]. В документе подчёркивается важность учёта индивидуальных особенностей, коими и являются правополушар-ность и левополушарность.

Безусловно, проблема профориентации в нашей стране действительно существует; данные статистических исследований указывают на то, что в России у выпускников возникают трудности при выборе профессии. Профориентация очень редко носит индивидуальный характер, позволяющий выявить особенности каждого обучающегося, в первую очередь, это касается психофизиологический качеств.

К психофизиологическим особенностям, которые могут повлиять на учебную успешность и выбор будущей профессии, обычно относят тип нервной системы, ведущий канал восприятия информации и ведущее полушарие головного мозга.

Внимание многих учёных в области физиологии, медицины, психологии и педагогики приковано к исследованию функциональной асимметрии мозга, в частности, к соотношению ведущего полушария и профессиональных предпочтений, склонностей, способностей. Так, В.Г. Степанов в книге «Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии: Учебное пособие для

вузов» описывает опыт Е.А. Петровой которая выяснила, что чаще всего недовольны своей профессией и деловой карьерой те, кто выбрал не соответствующую особенностям их межполушарной асимметрии конкретную специальность [7].

Профессиональная ориентация в общеобразовательной организации - это деятельность ряда специалистов, прежде всего психологов, социальных педагогов, а также классных руководителей, учителей. По этой причине при изучении проблемы профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста с ведущим правым полушарием коры головного мозга мы ориентируемся прежде всего на рассмотрение данной темы в русле накопленных знаний в психологии и социальной педагогике.

Научные открытия в области асимметрии мозга предоставляют шанс лучше разобраться в вопросе влияния доминантности того или иного полушария на психологические особенности человека. В рамках многочисленных исследований под пристальным вниманием учёных находятся проблемы связи межполушарной асимметрии с различными психическими процессами. Межполушарная асимметрия - это «характеристика разделения различных функций психики между полушариями мозга: при выполнении одних ведущим является левое полушарие, других - правое. Оба полушария работают взаимосвязано и вносят свою специфику в работу мозга. В различных условиях может сложиться относительное доминирование левого или правого полушария, данное явление во многих аспектах определяет психологические особенности личности» [5].

Настоящим прорывом в изучении асимметрии головного мозга стало научные открытие Р. Спер-ри, который в тысяча девятьсот восемьдесят пер-

34

Вестник КГУ ^ 2017

© Гущина Т.Н., 2017

вом году получил Нобелевскую премию за исследования связанные с изучением специализации полушарий мозга. Учёный утверждал, что каждое полушарие нашего мозга действует как самостоятельный мозг [6].

Асимметрия головного мозга до сих пор является актуальной темой, которая находится под пристальным вниманием учёных. Отмечен неравный и различный по характеру вклад правого и левого полушария в различных процессах, подчёркнута необходимость учёта особенностей каждого человека c учётом доминантности одного из полушарий. Самой главной загадкой до сих пор являются функции полушарий мозга.

Множество различных факторов провоцирует у детей с ведущим правым полушарием мозга школьные трудности и психологические проблемы, нарушая их интеграцию в образовательную среду общеобразовательной организации. Социально-педагогическая адаптация детей с ведущим правым полушарием, как правило, происходит сложно и противоречиво. И достаточно часто сопровождается такими кризисными состояниями, как конфликтность, невозможность реализовать свои потребности и способности в учебной и вне-учебной деятельности, дополнительном образовании и выборе профессии [3].

Кроме того не существует концепции, способной дать всеобъемлющее представление об особенностях детей с ведущим правым полушарием, их развитии и адаптации в образовательной и семейной среде. По результатам проведенных исследований, они более чувствительны, ранимы, неустойчивы (имеют завышенные показатели по шкалам «нейротизм», «психотизм», «депрессия») [3]. Подчеркнём, что дети с ведущим правым полушарием коры головного мозга нуждаются с социально-педагогической поддержке, в первую очередь, для предотвращения различных отклонений, таких как появление зависимости от психически активных веществ, депрессии и неврозов.

Ещё одна сложность в социализации детей с ведущим правым полушарием коры головного мозга - это ориентация образования на людей с ведущим левым полушарием.

В исследовании, проведённом М.В. Карава-новой под нашим научным руководством в одной общеобразовательной организации г. Ярославля, приняло участие сто двадцать детей старшего школьного возраста. Для определения ведущего полушария коры головного мозга был использован «комплексный метод определения доминирующего полушария, апробированный в нейропсихологи-ческих исследованиях» [1].

Полное доминирование левого полушария обнаружилось у 57% обучающихся. Неполное доминирование левого полушария составляет 17% из числа респондентов. У 19% старшеклассников

ведущее правое полушарие мозга и ещё у 7% обнаружилось неполное доминирование правого полушария. Результаты исследования соответствуют мировой статистике, описанной А.В. Семенович в книге «Эти невероятные левши», которая утверждает, что у 20-25% ведущим является правое полушарие [4].

Для выявления профессиональных предпочтений обучающихся был выбран «Опросник профессиональных предпочтений» Джона Холланда. В результате прохождения методики для каждого обучающегося мы получили уникальный код и сопоставили его с ведущим полушарием коры головного мозга. Согласно частоте встречаемости, 32% старшеклассников с доминированием правого полушария выбрали предпринимательский тип профессиональных предпочтений. На втором месте с результатом 23% по частоте выбора остался исследовательский тип. Последующие типы профессиональной деятельности имеют небольшой отрыв друг от друга.

Исследование старшеклассников с ведущим левым полушарием показало, что обозначить у данной категории детей наиболее предпочитаемый тип деятельности (по частоте встречаемости) довольно сложно. Самыми часто выбираемыми типами деятельности являются социальный тип (20%), реалистический (19%) и исследовательский (19%).

Результаты показали различие между детьми с ведущим правым и ведущим левым полушарием мозга относительно предпринимательского типа профессиональных предпочтений: старшеклассники с доминированием правого полушария в два раза чаще выбирают именно предпринимательский тип деятельности. У детей с ведущим левым полушарием интересы в профессиональном плане менее чётко выражены, чем у противоположной группы респондентов.

Существенна разница между профессиональными предпочтениями старшеклассников с ведущим правым и ведущим левым полушарием мозга. Первые отдают предпочтение предпринимательской деятельности (55%) и в гораздо меньшей степени исследовательской деятельности (16%). Дети с ведущим левым полушарием более разнообразны в своих профессиональных предпочтениях, их выбор пал на: реалистический (30%), социальный (19%) и предпринимательский тип (17%) деятельности.

Для подтверждения различий в профессиональных предпочтениях детей старшего школьного возрасты мы использовали метод полярных групп, противопоставляя профессиональные предпочтения двух групп респондентов: детей с полным доминированием левого и полным доминированием правого полушарий. Результаты показали различие между детьми с ведущим правым и ведущим левым полушарием мозга относительно предпринимательского типа профессиональных предпочте-

ний: старшеклассники с доминированием правого полушария существенно чаще выбирают именно предпринимательский тип деятельности.

У старшеклассников с ведущим правым полушарием мозга существует тенденция в увеличении частоты выбора артистического типа профессиональных предпочтений по сравнению с другой группой старшеклассников. 61% обучающихся с ведущим правым полушарием коры головного мозга высказали необходимость в помощи со стороны психолога или социального педагога по вопросу профессионального самоопределения, при этом преследуя разные цели: одна часть старшеклассников хочет больше узнать о мире профессий, вторая лично проконсультироваться в выборе профессии.

Самостоятельность решения при выборе профессии у детей с ведущим правым полушарием коры головного мозга составляет 55%, соответственно 45% респондентов выбрали будущую профессию, основываясь на чужом мнении.

Самостоятельность выбора профессии у детей с ведущим левым полушарием немного меньше (48%), чем у детей с ведущим правым полушарием коры головного мозга.

Уровень готовности к выбору профессии мы выяснили с помощью опросника для выявления готовности к выбору профессии (составитель -В.Б. Успенский). Среднее значение готовности к выбору профессии детей с ведущим правым полушарием коры головного мозга - 13,77%. Среднее значение готовности к выбору профессии детей с ведущим левым полушарием коры головного мозга - 13,76%.

Проанализировав различные исследовательские материалы об особенностях людей с ведущим левым полушарием мозга, можно сделать следующие выводы:

1. У детей с ведущим левым полушарием коры головного мозга часто происходит разделение восприятия окружающего мира на части, классифицирование, схематичность, хорошая память [7].

2. Дети с ведущим левым полушарием имеют высокую устойчивость к стрессовым ситуациям, но в тоже время менее работоспособны, чем дети с ведущим правым полушарием [6].

3. Дети с ведущим левым полушарием проявляют рационализм, высокие способности к словес-

ному оформлению мыслей, чувств, переживаний, то есть если правополушарному легче изобразить, левополушарному легче сказать или написать [7].

4. Дети с ведущим левым полушарием легче, чем правополушарники приспосабливаются к изменениям ситуации, обстановки [6].

5. Люди с ведущим левым полушарием хорошо запоминают имена и лица [6].

6. У детей с ведущим левым полушарием коры головного мозга часто хорошо развит вербальный интеллект, они имеют обширный словарный запас, хорошо анализируют и прогнозируют события. Лучше воспринимают информацию на слух, чем наглядно. Обладают хорошей механической памятью [7].

Дети с ведущим левым полушарием имеют более высокую степень стрессоустойчивости. Они достаточно самостоятельны, но это не означает, что социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации им не нужно. В данном случае следует предоставить ребёнку большое количество информации о себе и об образовательных организациях, в которых возможно дальнейшее обучение. Им необходимо применить свои силы в профессиях, связанных с различными знаковыми системами: информатика, математика, филология, иностранные языки и так далее. При выборе стратегий действий по профессиональному пути возможно использование алгоритмов и схем. В случае затруднении в выборе между несколькими профессиями эффективно выявлять различия, взвешивать «за» и «против».

Современная система образования, современная жизнь и даже профориентационная работа нацелена в большей степени на левополушарное мышление, однако правильный выбор профессии -это реальная возможность для каждого человека выстроить свой жизненный путь в соответствии со своими особенностями.

Для успешности профессиональной ориентации специалистам необходимо при работе с детьми, у которых ведущим полушарием мозга является правое, смещать акцент на эмоционально-волевую поддержку. Это можно сделать с помощью групп общения, различных тренингов [2]. Необходимо использовать методы индивидуальной и групповой психотерапии, возможности игр с элементами психотренинга [2].

Таблица 1

Особенности детей с ведущим левым полушарием коры головного мозга

Особенности детей с ведущим левым полушарием, которые могут повлиять на выбор специалистом методик профориентации (по Н. С. Пряжникову) Группа методов профессиональной ориентации, которые могут быть использованы (по Н. С. Пряжникову)

Предпочитают делать взвешенный выбор на основе максимальных знаний о себе и о ситуации Группа методов профессиональной психодиагностики (помощь в самопознании) Группа информационно-справочных методов

Среди профессиональных предпочтений профессии социального, реалистического и исследовательского типа Группа методов профессиональной психодиагностики (профессиональные пробы в учебном процессе)

36

Вестник КГУ ^ 2017

Таблица 2

Особенности детей с ведущим правым полушарием коры головного мозга

Особенности детей с ведущим правым полушарием, которые могут повлиять на выбор специалистом методик профориентации (по Н. С. Пряжникову) Группа методов профессиональной ориентации, которые могут использованы (по Н. С. Пряжникову)

Эмоциональность, склонность к неврозам и депрессиям Группа методов морально-эмоциональной поддержки

Склонность в зависимом поведении в частности в зависимости от мнения окружающих, низкий уровень адаптации Группа методов морально-эмоциональной поддержки Группа методов помощи в конкретном выборе и принятии решения

Среди профессиональных предпочтений профессии предпринимательского, исследовательского и артистического типа Группа методов профессиональной психодиагностики (профессиональные пробы в учебном процессе)

По причине повышенной эмоциональности детей с ведущим правым полушарием не нужно советовать ребёнку ту или иную профессию, однако можно предложить ребёнку попробовать себя в той или иной деятельности, связанной с новаторством, творчеством, креативностью, например, в системе дополнительного образования.

В процессе исследования были выявлены особенности как детей с ведущим правым полушарием коры головного мозга (таблица 1), так и с ведущим левым полушарием мозга (таблица 2), которые могут повлиять на выбор специалистом тех или иных методов работы.

В процессе исследования выявлено, что трудности профориентации у детей с ведущим правым и левым полушарием разные. При этом процесс формирования профессионального выбора у детей с ведущим правым полушарием протекает сложнее, чем у детей с ведущим левым полушарием. В процессе исследования установлено, что старшеклассники с ведущим правым полушарием коры головного мозга чаще всего выбирают профессии предпринимательского типа, а у старшеклассников с ведущим левым полушарием сложно выявить определённый тип профессиональных предпочтений.

Доминантность того или иного полушария необходимо учитывать как каждому обучающемуся при выборе профессии, так и социальным педаго-

гам и психологам образовательных организаций при построении программ по профессиональной ориентации обучающихся.

Библиографический список

1. Гендерная психология / под ред. И.С. Клеци-ной. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с.

2. Гущина Т.Н. Я и мои ценности... Тренинго-вые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. - М.: АРКТИ, 2008. - 128 с.

3. Ледяева В.Е. Социально-педагогическая адаптация леворуких детей в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Владимир, 2011. - 24 с.

4. Семенович А.В. Эти невероятные левши. -М.: Генезис, 2008. - 211 с.

5. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

6. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, Правый мозг. - М.: МИР, 1983. - 256 с.

7. Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии. -М.: Академический проект, 2008. - 447 с.

8. Таржуманян Н.В. Социально-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации старшеклассников в едином образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2015. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.