Научная статья на тему 'УЧЁНЫЙ, НАСТАВНИК, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ: К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯГЕННАДИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЯГОДИНА'

УЧЁНЫЙ, НАСТАВНИК, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ: К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯГЕННАДИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЯГОДИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Г.А. ЯГОДИН / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕДКИХ И РАССЕЯННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / МУЗЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Татьяна Геннадиевна, Молоканова Людмила Григорьевна, Лазарев Валерий Михайлович, Снакин Валерий Викторович

Статья посвящена 95-летию со дня рождения Геннадия Алексеевича Ягодина (1927-2015) - российского физико-химика и государственного деятеля, д.х.н., чл.- корр. РАН (1976), министра высшего и среднего специального образования (1985- 89), председателя Государственного комитета СССР по народному образованию (1989-91), в 1973-85 гг. ректора МХТИ им. Д.И. Менделеева (ныне РХТУ), ректора Международного университета (1992-2003); директора Московского музея образования (2005-15), президента Ассоциации экологического образования Москвы, лауреата Государственной премии СССР (1985) и премии им. Д.И. Менделеева. Приобрёл широкую известность демократизацией учебного процесса в высшей школе. Труды по химии и технологии редких металлов, жидкостной экстракции их соединений, охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, экологическому образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соколова Татьяна Геннадиевна, Молоканова Людмила Григорьевна, Лазарев Валерий Михайлович, Снакин Валерий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIST, MENTOR, STATESMAN: ON THE 95TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF GENNADY ALEXEYEVICH YAGODIN

The article is dedicated to the 95th anniversary of the birth of Gennady Alekseevich Yagodin (June 3, 1927-January 4, 2015), a Russian physical chemist and statesman, Doctor of Chemistry, Russian Academy of Sciences Corresponding Member (since 1976), Minister of Higher and Secondary Specialized Education (1985-1989), Chairman of the USSR State Committee for Public Education (1989-1991). Provost of the Mendeleyev Moscow Chemical Technology Institute (1973-1985), Provost of the International University (1992-2003), Director of the Moscow Museum of Education (2005-2015), President of the Moscow Association for Environmental Education, laureate of the USSR State Prize (1985) and the Mendeleyev Prize. Yagodin became widely known for the democratization of higher education teaching, and authored a number of works on the chemistry and technology of rare metals, liquid extraction of their compounds, nature conservation, the rational use of natural resources, and environmental education.

Текст научной работы на тему «УЧЁНЫЙ, НАСТАВНИК, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ: К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯГЕННАДИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЯГОДИНА»

ИСТОРИЯ НАУКИ

УДК 37.0 + 621.039

DOI 10.29003/m3032.0514-7468.2022_44_2/245-256

УЧЁНЫЙ, НАСТАВНИК, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ: К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕННАДИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЯГОДИНА

Т.Г. Соколова, Л.Г. Молоканова, В.М. Лазарев, В.В. Снакин*

Статья посвящена 95-летию со дня рождения Геннадия Алексеевича Ягодина (1927-2015) - российского физико-химика и государственного деятеля, д.х.н., чл.-корр. РАН (1976), министра высшего и среднего специального образования (198589), председателя Государственного комитета СССР по народному образованию (1989-91), в 1973-85 гг. ректора МХТИ им. Д.И. Менделеева (ныне РХТУ), ректора Международного университета (1992-2003); директора Московского музея образования (2005-15), президента Ассоциации экологического образования Москвы, лауреата Государственной премии СССР (1985) и премии им. Д.И. Менделеева. Приобрёл широкую известность демократизацией учебного процесса в высшей школе. Труды по химии и технологии редких металлов, жидкостной экстракции их соединений, охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, экологическому образованию.

Ключевые слова: Г.А. Ягодин, высшее образование, технология редких и рассеянных элементов, охрана природы, музеология.

Ссылка для цитирования: Соколова Т.Г., Молоканова Л.Г., Лазарев В.М., Снакин В.В. Учёный, наставник, государственный деятель: к 95-летию со дня рождения Геннадия Алексеевича Ягодин // Жизнь Земли Т. 44, № 2. С. 245-256. ВС1: 10.29003/ т3032.0514-7468.2022_44_2/245-256.

Поступила 28.04.2022 / Принята к публикации 11.05.2022

* Соколова Татьяна Геннадиевна - д.б.н., с.н.с. ИНМИ РАН им. С.Н. Виноградского, tatso2204@gmail. сот; Молоканова Людмила Григорьевна - к.х.н., н.с. Объединённого института ядерных исследований, г. Дубна, molokan@mail.ru; Лазарев Валерий Михайлович - к.х.н., профессор кафедры общей и неорганической химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, termolaz@yandex.ru; Снакин Валерий Викторович - д.б.н., профессор, зав. сектором Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова; гл.н.с. Института фундаментальных проблем биологии РАН, snakin@mail.ru.

Жизнь Земли 44(2) 2022 245-256 245

SCIENTIST, MENTOR, STATESMAN: ON THE 95th ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF GENNADY ALEXEYEVICH YAGODIN

T.G. Sokolova 1, L.G. Molokanova2, V.M. Lazarev3, V.V. Snakin45 1 Vinogradsky Institute of Microbiology of RAS, Moscow;

2 Joint Institute for Nuclear Research, Dubna, Moscow Region;

3 Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow;

4 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum), Moscow;

5 Istitute of Basic Biological Problems of the Russian Academy of Sciences, Pushchino, Moscow Region

The article is dedicated to the 95th anniversary of the birth of Gennady Alekseev-ich Yagodin (June 3, 1927-January 4, 2015), a Russian physical chemist and statesman, Doctor of Chemistry, Russian Academy of Sciences Corresponding Member (since 1976), Minister of Higher and Secondary Specialized Education (1985-1989), Chairman of the USSR State Committee for Public Education (1989-1991). Provost of the Mendeleyev Moscow Chemical Technology Institute (1973-1985), Provost of the International University (1992-2003), Director of the Moscow Museum of Education (2005-2015), President of the Moscow Association for Environmental Education, laureate of the USSR State Prize (1985) and the Mendeleyev Prize. Yagodin became widely known for the democratization of higher education teaching, and authored a number of works on the chemistry and technology of rare metals, liquid extraction of their compounds, nature conservation, the rational use of natural resources, and environmental education.

Keywords: G.A. Yagodin, higher education, technology of rare and trace elements, nature conservation, museology

For citation: Sokolova, T.G., Molokanova, L.G., Lazarev, V.M., Snakin, V.V., "Scientist, Mentor, Statesman: On the 95th Anniversary of the Birth of Gennady Alex-eyevich Yagodin," Zhizn Zemli [Life of the Earth], 2022, 44 (2), 245-256 (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/m3032.0514-7468.2022_44_2/245-256.

Начало. Геннадий Алексеевич Ягодин (рис. 1) родился 3 июня 1927 г. в селе Большой Вьяс Лунинского района Пензенской области в семье сельских учителей. Через

три года родился младший брат Борис. Мальчики учились сначала дома, затем в школе, где преподавали их родители. По-видимому, это была очень хорошая школа. Директором школы в то время был Фёдор Прокопьевич Яковлев. Алексей Иванович Ягодин - отец Геннадия и Бориса- преподавал в школе химию, мать - Ягодина Александра Григорьевна - математику. Поскольку они жили в селе, быт был, по сути, крестьянский. Сажали картошку, держали в доме корову, другую скотину. Алексей Иванович и Александра Григорьевна (рис. 2) для повышения квалификации заочно учились в Саранском университете, летом им приходилось надолго уезжать для прохождения очных курсов и всё хозяйство оставалось на мальчиках. Но в целом это была мальчишеская вольная жизнь, в тесном соседстве с природой - река, поле, лес, где они проводили немало времени - ловили раков в реке, любили ночевать на берегу у костра.

Рис. 1. Ягодин Геннадий Алексеевич (03.06.1927-04.01.2015).

Fig. 1. Gennady Alexeyevich Yagodin (June 3, 1927-January 4, 2015).

Рис. 2. Геннадий с родителями - Александрой Григорьевной и Алексеем Ивановичем.

Fig. 2. Young Gennady with his parents, Alexandra Grigoryevna and Alexey Ivanovich.

Одноклассники вспоминали, что в школе Геннадий учился очень хорошо. Он помогал отцу готовить школьные лабораторные занятия и демонстрации по химии и, вспоминая об этом, говорил, что отец поставил ему «химические руки». В 1944 г. Г.А. Ягодин после отличного окончания школы поступил в Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, на «силикатный» факультет - факультет химической технологии силикатов. В 1949 г. по инициативе академика И.В. Курчатова был создан инженерный физико-химический факультет для подготовки инженерных кадров химиков-технологов для зарождавшейся в то время атомной промышленности. На факультете преподавали выдающиеся физико-химики страны, ставшие впоследствии академиками и лауреатами многочисленных государственных премий. В момент основания для обучения на факультете отбирали лучших студентов выпускного и предвыпускного курсов, в числе которых оказался и Г.А. Ягодин. Он закончил обучение в МХТИ им. Д.И. Менделеева в 1950 г. (диплом с отличием). В студенческие годы активно участвовал в общественной жизни, которая определялась комсомольской и партийной организациями. Избирался секретарём комитета комсомола института, первым секретарём Советского райкома ВЛКСМ г. Москвы. В 1948 г. вступил в ВКП (б). В период обучения в институте встретил людей, ставших его близкими друзьями на всю жизнь: свою будущую жену Анну Тимофеевну Губареву, Антонину Ивановну Майер (Мясову) и Александра Артемьевича Майера, Татьяну Ивановну Чернышёву (Григас) и Евгения Андреевича Чернышёва. У Геннадия Алексеевича было много друзей, невозможно очертить круг его общения в краткой статье. Всюду, где он принимался за дело, возникали дружеские связи, часто продолжавшиеся очень долгое время, всю жизнь. Как оценивал впоследствии сам Геннадий Алексеевич, самое сильное влияние на него как на личность и на его судьбу, помимо родителей, оказали два человека - его жена Анна Тимофеевна и его учитель Николай Михайлович Жаворон-

ков. Николай Михайлович был главным создателем инженерного физико-химического факультета и ректором МХТИ им. Д.И. Менделеева (1948-62).

За время обучения и в большой степени под влиянием преподававшего на факультете Николая Петровича Сажина сформировались главные научные интересы Ягодина на многие годы вперёд - химия и технология циркония и гафния. В 1952 г. Г.А. Ягодин оставил комсомольскую работу и вернулся в МХТИ, поступив в аспирантуру на кафедре физики к Василию Васильевичу Тарасову. Однако через год он понял, что его математическая подготовка недостаточна для выполнения предложенной работы, перешёл в аспирантуру к Н.М. Жаворонкову и был откомандирован для выполнения этой работы в Карповский институт в лабораторию разделения смесей, которой руководил Н.М. Жаворонков. Диссертационная работа Ягодина была посвящена разделению изотопов углерода ректификацией. После защиты кандидатской диссертации в 1956 г. стал работать в МХТИ ассистентом кафедры технологии радиоактивных, редких и рассеянных элементов и заместителем декана инженерного физико-химического факультета.

В 1961/62 учебном году Геннадий Алексеевич прошёл стажировку в Лондонском Imperial College. После годичной стажировки в Англии три года (1963-66) работал в Австрии заместителем директора Международного агентства по атомной энергии -МАГАТЭ (рис. 3). Опыт этой работы придал широту взглядов на мировое сообщество, его возможности и пути развития. Понимание роли образования человека для общества дало в дальнейшем импульс деятельности по его совершенствованию.

Рис. 3. Секретариат Третьей Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии. В первом ряду в центре - генеральный директор МАГАТЭ Зигвард Эклунд, справа от него - заместитель генерального директора Г.А. Ягодин, 1963 г.

Fig. 3. Organizing committee of the Third Geneva Conference on the peaceful uses of atomic energy. Front row, center: IAEA Director General Sigvard Eklund, with Deputy Director General G.A. Yagodin on his right. 1963.

Научные исследования. С 1966 г. Геннадий Алексеевич работал в МХТИ доцентом, профессором, деканом инженерного физико-химического факультета. Активно

вёл научные исследования, в основном в области химии редких металлов и в области общих проблем физической химии. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию. Им были разработаны теоретические основы и технология разделения и прецизионной очистки циркония и гафния, установлено существование устойчивых многоядерных соединений циркония, разработаны методы изучения нестационарной массопередачи в процессах экстракции, обеспечивающие измерение констант скорости поверхностных реакций и определение механизма поверхностных явлений [4, 5]. Продвинул исследования кинетики химических реакций извлечения и явлений, сопровождающих эти реакции на границе раздела фаз. Основал одну из научных школ по кинетике экстракционных процессов, стал автором многих изобретений, 10 из которых были внедрены в производство и дали весомый эффект. Его стараниями были усовершенствованы важнейшие процессы в атомной, химической и некоторых смежных отраслях промышленности, технологии. Например, он предложил способ разделения изотопов и родственных элементов, попутно немало сделав для фармацевтики, производства стройматериалов и моющих средств, утилизации отходов сельского хозяйства.

В 1972 г. вышла книга «The Limits of Growth» [9], написанная как доклад Римскому клубу по проекту «Проблемы человечества». Изложенные в книге идеи устойчивого развития человечества глубоко впечатлили Геннадия Алексеевича. С этого времени он считал важным делом внедрение этих идей в жизнь, создание необходимых для устойчивого развития условий, самым главным из которых он считал воспитание экологического сознания человека, подготовку специалистов, способных обеспечить экологический контроль и разработку технологий, способствующих устойчивому развитию человечества. В 1983 г. по инициативе Г.А. Ягодина была организована первая в стране кафедра промышленной экологии, и он стал её первым заведующим, развернув работу по активизации природоохранных исследований, системы экологического образования, созданию в стране нового отношения к окружающей среде обитания человека [3, 6, 7, 10].

Рис. 4. Геннадий Алексеевич с Денисом Медоузом и чл.-корр. РАН Н.П. Тарасовой, 2004 г., РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Fig. 4. Gennady Elexeyevich Yagodin with Dennis Meadows and corresponding member of the Russian Academy of Sciences N.P. Tarasova. Mendeleyev RCTU, 2004.

В 1995 г. в РХТУ1 им. Д.И. Менделеева была создана кафедра проблем устойчивого развития, которую возглавила ученица и последователь идей Г.А. Ягодина доктор химических наук профессор Наталья Павловна Тарасова. В 2000 г. на базе кафедры был создан Институт проблем устойчивого развития (ИПУР). Сотрудничество Г.А. Ягодина, Д. Медоуза и Н.П. Тарасовой (рис. 4) существенно повлияло на становление идей устойчивого развития и на совершенствование системы образования.

Многосторонняя деятельность Ягодина Г.А. отражена более чем в 600 научных публикациях, в т. ч. в учебниках и монографиях. Он автор более 90 изобретений.

Ректор Alma Mater. В 1973 г. Геннадий Алексеевич возглавил Менделеевский «родной» институт в должности ректора. Эта работа началась с понимания того, что самые совершенные учебные планы, как правило, отстают от современных достижений науки, что обусловлено стремительным ростом научных знаний.

Организация общеинженерной, общетехнологической и специальнотехнологиче-ской практик путём сочетания обучения с работой на рабочем месте помогала глубоко освоить специальность и понять жизнь: совершенствование шло от аппаратчика 3 до 5 разрядов. Во время семестров Г.А. Ягодин поощрял работу студентов в лабораториях по Госзаказам. Это давало не только современные знания, умения и навыки, но и экономическую поддержку способным студентам.

Олимпиады по химии среди студентов технических вузов, поддерживаемые Министерством образования до 1992 г., привлекали одарённых, неординарных, творчески мыслящих специалистов даже из классических университетов. Городские туры проходили на базе МХТИ и поддерживались руководством вуза.

Совершенствованию подготовки и переподготовки профессоров и преподавателей технологических вузов способствовали ежегодные Учебно-методические конференции на базе МХТИ. Они позволяли ознакомить с передовым опытом преподавания, совершенствованием Программ и Учебных планов подготовки специалистов.

Поиски обратной связи студент-лектор привели к инициации Г.А. Ягодиным конкурса «Лучший лектор». Он проводится по данным анкетного опроса студентов (организованного психологами и педагогами). По его мнению, развитию творческого мышления в обучающемся способствуют лекции, прочитанные на высоком профессиональном уровне и с эмоциональным вдохновением. Для этого предложил их рациональную организацию: продолжительность 60 минут, выдача раздаточного материала, применение технических средств обучения.

Его живой язык, энергичные жесты, стройная логика, сопровождающие лекции, придавали такому методу убедительность.

Министр образования. В 1985 г. Г.А. Ягодин был назначен министром высшего и среднего специального образования, а затем (1988) Председателем Госкомобразования СССР, где успешно работал до конца 1991 г. (рис. 5). Реформировал и демократизировал учебный процесс в высшей школе. Было введено свободное посещение лекций, отменена военная подготовка для девушек-студенток, из программ был исключен ряд «устаревших» общественно-политических дисциплин, университеты получили автономию. В общеобразовательных школах возникла служба практических психологов, был сделан акцент на развитие личности школьника, основной целью образования было признано стремление обучить умению учиться, находить решения возникающих проблем.

1 В 1992 г. Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева (МХТИ) был переименован в Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (РХТУ).

Рис. 5. М.С. Горбачёв и министр образования Г.А. Ягодин на международной встрече с победителями конкурса «Учитель года», 1991 (?) г.

Fig. 5. M.S. Gorbachev and Minister of Education G.A. Yagodin at the international meeting for winners of the Teacher of the Year competition. Ca. 1991.

По словам академика В.А. Садовничего, он «с большой настойчивостью начал отдавать приоритет развитию демократических начал в управлении вузами», а также ещё в 1990 г. поддержал в Правительстве страны идею предоставления МГУ им. М.В. Ломоносова статуса самостоятельной автономной организации [1, c. 13].

Остро ощущая опасности для существования человечества, создаваемые, как это ни парадоксально, техническим могуществом Человека, Г.А. Ягодин считал необходимым принятие системы ценностей, основанной на постулатах о единстве и неделимости мира, о губительности вооруженных конфликтов в условиях глобализации, об ограниченности ресурсов Земли, о признании самого Человека высшей ценностью. Соответственно, важнейшая глобальная цель - развитие личности, культуры, науки и образования. Ключевым вопросом образования Ягодин считал отношение человека к природе, проблему воспитания у каждого ответственности за своё персональное поведение в обществе, отношение к другим людям, всем живым существам, природе в целом [8].

В 1988 г. при Госкомитете СССР по народному образованию был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа», целью которого была разработка новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества.

Реформы высшего образования в стране вызывали дискуссии и давались Г.А. Ягодину непросто: в течение 1991 г. его трижды отправляли в отставку. Несмотря на это, он сохранял свой пост вплоть до упразднения Гособразования в связи с коллапсом союзных органов управления.

Ректор Международного университета. На посту министра образования Г.А. Ягодин проявил исключительные способности педагога-организатора. В системе организации работы вузов его новации были уникальны по революционности. Реализованные им нововведения были направлены на раскрепощение и демократизацию, на соответствие уровня и качества подготовки специалистов требованиям времени. Недаром в последующие годы (1991-2001) он стал первым ректором частного вуза -Международного университета (МУ) в Москве, где создал и возглавил экологическую школу. По словам президента МУ Г.Х. Попова, «этот университет способствовал решению одной из главных задач страны - становлению эффективного по мировым стандартам российского предпринимательства, подготовке будущих капитанов российского бизнеса» [1, с. 12].

В 1992 г. Г.А. Ягодин основал в Международном университете Высшую школу наук об окружающей среде (ВШ НОС) для подготовки специалистов в области природопользования. Основное направление подготовки специалистов - городская экология.

Неординарный учитель, прогрессивный педагог. Важнейшую роль в образовании Г.А. Ягодин отводил подготовке и воспитанию студенчества. Трое из авторов этой статьи2 - выпускники 1973 г. кафедры технологии радиоактивных, редких и рассеянных элементов Инженерного физико-химического факультета МХТИ, прошедшие студенчество и последующие годы при непосредственном взаимодействии с Геннадием Алексеевичем, чему мы бесконечно благодарны.

Как важно молодому человеку в начале своего уже «взрослого» жизненного пути встретить Учителя, человека широчайшей эрудиции и культуры! А уж если повезло попасть в коллектив, созданный Учителем, в котором все его участники пронизаны тем же духом порядочности, человечности, творчества, заинтересованности в успехе не только своём, но и всех окружающих, которые способны открыть всё лучшее уже в нас, своих учениках, развить их индивидуальные способности - то чего ещё можно желать вчерашним школьникам? Перед тобой лежит жизнь, и всё в ней теперь зависит от того, насколько правильно ты распорядишься доставшимся тебе «выигрышем в лотерею». Вот так повезло и нам, нашей незабвенной группе Ф-16, в 1967 г.

По воспоминаниям одного из авторов статьи (Л. Молокановой): «Геннадий Алексеевич вошёл в мою жизнь просто и буднично - но как оказалось, если бы он и его семья не встретились на моём жизненном пути - он пошёл бы по совершенно другой траектории. Во-первых, меня бы запросто отчислили из института после первой же сессии, ибо я никогда в жизни не смогла бы преодолеть совершенно непонятную для моего разума дисциплину с мудрёным названием «Начертательная геометрия». Задания незабвенного Николая Николаевича Демченко типа: «а начертите-ка мне в трёх проекциях путь червячка по поверхности этого яблока» вводило меня в полный ступор и развивало обычно несвойственный мне комплекс неполноценности.

Я понимала, что написать контрольную, и тем более сдать экзамен не смогу никогда. Утешало то, что я не была одинока в своём «пространственном дебилизме», нас таких было несколько, и тогда родная группа не дала нам пропасть и решила перед контрольной организовать экстренную помощь от «понимающих» в виде научно-популярного внедрения основ столь трудной науки в наш мозг, лишённый пространственного воображения. Поскольку в группе было всего 4 москвича, а общежитие не получившим

2 Л. Молоканова, В. Лазарев и В. Снакин. Т. Соколова - дочь Геннадия Алексеевича.

его при поступлении пообещали дать на 2 курсе, и только тем, кто сдаст сессию на «отлично», то организовать это «спасение утопающих» вызвался наш одногруппник Володя Ягодин3, пригласив нас на воскресенье к себе домой. Конечно, это было сделано с ведома родителей, и Анна Тимофеевна весь день поила нашу ораву чаем, кормила и следила, чтобы нам было удобно заниматься. Вовка был хороший, добрый парень, порой любящий слегка прихвастнуть. Иногда мы его беззлобно осаживали, отправляя «в Копенгаген за укропом», но вскоре он полностью вписался в наш тогда ещё только зарождающийся коллектив Ф-16 и сделал много полезного для его становления (не зря группа сразу же после первой сессии стала лучшей группой института и держала это звание несколько лет). Тогда мы ещё не догадывались, что его папа - это наш будущий преподаватель, декан, зав. кафедрой, ректор и даже Министр образования Советского Союза.

День, проведённый в их тогда совсем небольшой квартире у метро Лермонтовская, дал мощный толчок моей учёбе, и я справилась с «начерталкой», да и все остальные предметы после неё показались мне лёгкими и понятными. Оказалось, что с помощью «коллективного разума» и опоры в лице ближайшего окружения «нерешаемых задач не бывает». И что надо УЧИТЬСЯ самому, а не только ждать, когда тебя НАУЧАТ.

Через полтора года, когда я пришла на кафедру заниматься научной работой, я как должное восприняла удивительно доброжелательную и плодотворную, даже несколько восторженную учебную и человеческую атмосферу, создаваемую преподавателями под руководством Геннадия Алексеевича. Казалось само собой разумеющимся, когда весь коллектив кафедры интересуется работой простого «научника», даже ещё не дипломника. К нам относились с уважением, подсказывали, как преодолеть какие-то организационные трудности и даже где добыть в сентябре снег, необходимый для криоскопических измерений. Кроме этого, нас учили не только профессии, но и быть гармонично развитыми людьми, начитанными, культурными и физически развитыми. Ведь кафедра организовывала нам, сотрудникам и аспирантам, абонементы в бассейн «Октябрь», в «Клублюбителей кино» в кинотеатре «Уран» на Сретенке, где показывали лучшие мировые фильмы, ещё даже не дублированные. Мы все обязаны были читать литературные новинки, и всё это обсуждалось в «родительские субботы», когда Геннадий Алексеевич мог приходить на кафедру на целый день. А что касается профессии - он отправлял нас в библиотеки - Ленинскую, ГПНТБ и др. - знакомиться с публикациями в научных журналах по специальности, в т. ч. на иностранных языках. Доброго слова заслуживают и наши поездки на практики - Винница, Днепродзержинск, Глазов, завод полиметаллов, экскурсия на Ново-Воронежскую атомную станцию. Незабываема была экскурсия в Гиредмет4, где нам показали, какие чудеса может творить выбранная нами профессия. Много хорошего вспоминается в связи с нашей любимой кафедрой и её неизменным лидером Геннадием Алексеевичем Ягодиным. Ещё он помогал многим из окончивших обучение распределиться туда, куда хотел человек. Выбрать было из чего: предприятия нашей системы были раскиданы по всей стране, от Читы и Шевченко (как ни странно, туда тоже были желающие поехать на работу) до Силламяэ в Эстонии, и даже до Вены в Австрии. Никто не оставался обиженным, все получали то, что хотели.

Но моя личная история связана с Геннадием Алексеевичем больше, чем история других коллег. После окончания аспирантуры я попросила Геннадия Алексеевича распределить меня в мой родной город Сухуми - сказочное место в красивой бухте на берегу Чёр-

3 Владимир Ягодин (31.01.1950-16.07.1997) - сын Геннадия Алексеевича.

4 Государственный научно-исследовательский и проектный институт редкометаллической промышленности (АО «Гиредмет»).

ного моря. Там находился Сухумский физико-технический институт, известный тем, что в нём был выделен уран-235 для второй атомной бомбы страны (первая, как известно, была изготовлена из плутония, полученного нашим незабвенным Борисом Вениаминовичем Громовым5). Жизнь там была настолько удобна и прекрасна, что это вызывало зависть некоторых «соседей» Абхазии. После распада Советского Союза они захотели «прибрать её к рукам», обозвали нас «этническими русскими» и ворвались туда в 1992 г. на танках, превратив райский уголок в... Оставаться там было немыслимо, а ехать семьёй и садиться на шею родственникам в «лихие времена», когда казалось, что страна катится в пропасть и завтра твоей зарплаты не хватит даже на хлеб, тоже было стыдно. И тут пришло спасение. Глубокой ночью до меня каким-то чудом дозвонилась Наташа Кручинина и сказала, что если мы сможем добраться до Москвы, то кафедра нам поможет. Так и случилось. Все приняли участие в нашей судьбе. А.М. Чекмарёв договаривался с ректором про общежитие, Кручинина снабдила нас посудой и всем необходимым для жизни, О.А. Синегрибова отдала свой телевизор, Страшновы привезли из Вены огромную коробку одежды для детей, Ваня Паршин, будучи проректором по хозяйству, опекал нас, остальные ребята тоже не остались в стороне. А когда через год наше общежитие должны были сносить, нас позвал к себе Геннадий Алексеевич, отложил все дела и достучался до тех, от кого зависело, чтобы мы смогли начать нормальную человеческую жизнь, а не оставаться бездомными беженцами».

Много внимания проблеме образования молодёжи в России уделял Г.А. Ягодин и в последние годы. На одном из заседаний в Общественной Палате РФ в декабре 2014 г. в глубоком, содержательном и, как всегда, эмоциональном докладе «Развитие образования в стране» высказал сожаление: «Дети, внуки... наших депутатов, членов Правительства, олигархов учатся за рубежом в то время, когда бюджетное финансирование образования в стране совершенно недостаточно».

Среди его воспитанников 10 докторов и 50 кандидатов наук.

Музеолог. Последние 10 лет жизни Геннадия Алексеевича Ягодина были посвящены созданному им Московскому музею образования, который с 2015 г. и до прекращения своего существования носил его имя. Музей был основан в 2004 г. и располагался в здании, являющемся объектом культурного наследия федерального значения «Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв. Главный дом городской усадьбы». Геннадий Алексеевич заполнил пространство музея придуманными им экспозициями, которые с его точки зрения должны были вызывать интерес к образованию как таковому и отображать его историю, будущее развитие, существующие интересные образовательные приёмы. Будучи с юношеских лет коллекционером, Ягодин увлечённо собирал предметы для музейных экспозиций. В музее были представлены уникальные экспозиции: «История образования», «Занимательная наука», «Этнография», «Улицы Москвы, зовущие в дорогу», «Школа XXI века», «Кочевая школа», «Земля из космоса», «Волшебный букварь», «Зал А.С. Макаренко». В музее работал Выставочный зал, где были представлены работы детей, учителей и профессиональных художников, регулярно проходили тематические выставки, лекции, концерты, кинопоказы, литературные вечера. Музей активно посещался, экспозиции вызывали большой интерес не только у детей, но и взрослых посетителей. Геннадий Алексеевич иногда сам проводил экскурсии, с наслаждением наблюдая за реакцией посетителей на демонстрируемые

5 Борис Вениаминович Громов - Герой Социалистического Труда (1949), Лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР; первым в СССР освоил в 1949 г. промышленное концентрирование плутония из облучённого урана на радиохимическом заводе ПО «Маяк»; в 1960-76 гг. - заведующий кафедрой технологии радиоактивных, редких и рассеянных элементов в МХТИ им. Д.И. Менделеева.

экспонаты и занимательные опыты. Всё пространство музея отличалось особенной уютной атмосферой, наполненной светом и радостью прикосновения к предметам, связанным с творчеством людей, их стремлением к знаниям, к познанию окружающего мира. Жаль, что Московское правительство не сочло нужным продолжить этот замечательный и нужный для молодёжи музейный проект.

Заключение. Нашему поколению достался во многом переломный период истории нашей страны, богатый как знаменательными событиями, так и замечательными людьми. Среди них достойное место занимает Геннадий Алексеевич Ягодин - интересный человек, учёный, государственный деятель, замечательный учитель. Неслучайно П.Д. Саркисов отмечал: «Необычные, нестандартные и оригинальные решения всегда были неотъемлемой чертой Геннадия Алексеевича» [2].

Работа-служение профессора Ягодина Геннадия Алексеевича проходила в сложный период перестройки общества, мыслей людей и образования. Поэтому не всё сделанное им воспринимается одинаково положительно. Но несомненно, что встречи с таким интересным человеком оставляли неизгладимое впечатление и были для многих хорошим дебютом в жизнь и правильным напутствием на дальнейшую работу.

Признанием его заслуг стало присуждение званий почётного доктора Веспрем-ского химико-технологического университета (Венгрия), Высшей химико-технологической школы (Болгария), Высшей химико-технологической школы (Чехия), Вроцлав-ской политехники (Польша), Южно-Корейского университета Кон Хи, Университета Фукуяма (Япония). В 2013 г. Геннадию Алексеевичу было присуждено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». 3 октября 2017 г. в Главном корпусе Миусского комплекса РХТУ им. Д.И. Менделеева была торжественно открыта мемориальная доска профессору Г.А. Ягодину.

Признанием заслуг Г.А. Ягодина является также успешное проведение 26-28 апреля 2022 г. XIV Международной научно-практической конференции «Образование и наука для устойчивого развития»6 в РХТУ им. Д.И. Менделеева, посвящённой 95-летию со дня рождения профессора Г.А. Ягодина и 50-летию публикации доклада Римскому клубу «Пределы роста» [9].

Благодарности и источники финансирования. Исследование выполнено в рамках темы госзадания АААА-А16-116042710030-7 «Музееведение и образование музейными средствами в области наук о Земле и жизни».

ЛИТЕРАТУРА

1. Конструктив профессора Ягодина: Юбилейный сборник / Составитель Д.Н. Кавтарад-зе. М.: Международный университет, 1997. 240 с.

2. Саркисов П.Д. Пророк в своём отечестве. К 70-летию Геннадия Алексеевича Ягодина // Менделеевец. 1997. № 10 (2022). С. 3.

3. Тарасова Н.П., Ягодин Г.А., Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е. Образование как фактор устойчивого развития // Экология и промышленность. 2000. № 9. С. 36-39.

4. Ягодин Г.А., Каган С.З., Тарасов В.В. и др. Основы жидкостной экстракции / Под ред. Г.А. Ягодина. М.: Химия, 1981. 399 с.

5. Ягодин Г.А., Синегрибова О.А., Чекмарев А.М. Технология редких металлов в атомной технике / Под ред. Б.В. Громова. М.: Атомиздат, 1974. 344 с.

6. Ягодин Г.А., Тарасова Н.П. Будущее промышленности в свете концепции устойчивого развития // Экология и промышленность России. 2001. № 3. С. 23-25.

6 Более подробную информацию о конференции см. на сайте: https://edusciconf.muctr.ru/.

7. Ягодин Г.А., Кавтарадзе Д.Н, Пуртова Е.Е. Экологическая политика мэрии и префектур Москвы, опыт учебного семинара // Экополис 2000: Экология и устойчивое развитие города. Матер. III Междунар. конф. М.: Изд-во РАМН, 2000.

8. Ягодин Г.А. Народное образование в СССР на пороге XXI века: курсом перестройки и обновления. М., 1988.

9. Meadows D.H., Randers J., Meadows D.L., Behrens W.W. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. Universe Books, 1972. 211 p. ISBN 0876631650.

10. Tarasova N.P., Oganessian K.S., Yagodin G.A. Role of Limits in Global Modeling // World Resource Review. 1998. V. 10, №7. P. 348-355.

REFERENCES

1. Kavtaradze, D.N. (comp.), Constructive of Professor Yagodin: Anniversary Collection (Moscow: International University, 1997) (in Russian).

2. Sarkisov, P.D., "Prophet in his own country. To the 70th anniversary of Gennady Alekseevich Yagodin", Mendeleevets 10 (1997), 3 (in Russian).

3. Tarasova, N.P., Yagodin, G.A., Nikolaykin, N.I., Nikolaikina N.E., "Education as a factor of sustainable development", Ecology and industry 9, 36-39 (2000) (in Russian).

4. Yagodin, G.A., Kagan, S.Z., Tarasov, V.V. et al. Fundamentals of liquid extraction / Ed. by G.A. Yagodin (Moscow: Chemistry, 1981) (in Russian).

5. Yagodin, G.A., Sinegribova, O.A., Chekmarev, A.M. Technology of rare metals in nuclear engineering / Ed. by B.V. Gromov (Moscow: Atomizdat, 1974) (in Russian).

6. Yagodin, G.A., Tarasova, N.P., "The future of industry in the light of the concept of sustainable development", Ecology and Industry of Russia 3, 23-25 (2001) (in Russian).

7. Yagodin, G.A., Kavtaradze, D.N., Purtova, E.E., "Ecological policy of the mayor's office and prefectures of Moscow, the experience of a training seminar", Ecopolis 2000: Ecology and sustainable development of the city. Mat. III International Conference (Moscow: Publishing House of the Russian Academy of Medical Sciences, 2000) (in Russian).

8. Yagodin, G.A., Public education in the USSR on the threshold of the 21st century: the course of perestroika and renewal (Moscow, 1988) (in Russian).

9. Meadows, D.H., Randers, J., Meadows, D.L., Behrens, W.W., The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind (Universe Books, 1972).

10. Tarasova, N.P., Oganessian, K.S., Yagodin, G.A., "Role of Limits in Global Modeling," World Resource Review 10, no. 7, 348-55 (1998).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.