УДК 378.14; 530(091)
М. Ф. Каримов
Руководители государственных образовательных ведомств нашей страны с высшим химическим образованием
Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10; телефакс (3414)2-64-55
Охарактеризованы основные этапы научной и дидактической деятельности видных химиков и биохимиков — министра высшего образования СССР в 1951-1953 гг. В. Н. Столетова, министра высшего и среднего специального образования СССР в 1954-1985 гг. В. П. Елютина, министра просвещения РСФСР и СССР в 1966-1984 гг. М. А. Прокофьева, министра высшего и среднего специального образования СССР и председателя Государственного комитета по народному образованию СССР в 1985-1991 гг. Г. А. Ягодина и министра образования Российской Федерации в 1992-1996 гг. Е. В. Ткаченко. Выделено краткое содержание их основных научных трудов по химии и дидактике, оценено значение научных трудов химиков-министров просвещения и образования нашей страны для повышения уровня современного проектирования и реализации в высшей школе профессиональной подготовки будущих исследователей и преобразователей природной, технической или социальной действительности.
Ключевые слова: биохимия, высшее и среднее специальное образование, министр просвещения или образования, связь науки с образованием и производством, содержание, формы организации и методы обучения школьников и студентов, химия.
Очевидно, что одним из основных субъектов проектировочной и исполнительской деятельности в системе непрерывного образования нашей страны является глава государственного образовательного ведомства - министр просвещения или образования, от конструктивного творчества которого во многом зависят состояние и перспективы развития его министерства и большинства отраслей народного хозяйства.
Информация о трудовой, научной и дидактической деятельности химиков и биохимиков, работавших министрами образования или просвещения нашей страны, составленная с учетом сведений, приведенных в «Большой Советской Энциклопедии» 1, «Российской педагогической энциклопедии» 2 и иных источников 3, представлена в табл. 1 и 2.
Организатором широкой научной дискуссии в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. по
Дата поступления 10.07.08
проблемам генетики между сторонниками и противниками президента ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко , которая привела к публикации множества работ по генетической науке в нашей стране и дальнейшей ее полной реабилитации в отечественной академической и общественной среде, явился известный биохимик, министр высшего образования СССР в 1951 — 1953 гг., министр высшего и среднего специального образования РСФСР в 1959-1972 гг. и президент Академии педагогических наук СССР в 1972-1981 гг., доктор биологических наук и профессор Всеволод Николаевич Столетов (1907-1989).
Исторический факт о том, что Советский Союз в 50-е - 70-е годы XX века был второй по экономической и оборонной мощи страной мира, во многом определялся успехами системы непрерывного образования страны, руководимой видными химиками, членами-корреспондентами АН СССР с 1962 и 1966 гг., профессорами - министром высшего и среднего специального образования СССР
в 1954-1985 гг. Вячеславом Петровичем Елютиным (1907-1993) и министром просвещения СССР в 1966-1984 гг. Михаилом Алексеевичем Прокофьевым (1910-1999), участниками Великой Отечественной войны, знавшими на деле прямую зависимость суверенитета и прогресса Родины от уровня развития науки, образования и техники.
Реформаторами системы образования Советского Союза и Российской Федерации являются член-корреспондент АН СССР, профессор, министр высшего и среднего образования СССР в 1985-1987 гг., председатель Государственного комитета СССР по народному образованию в 1987-1991 гг. Геннадий Алексеевич Ягодин (р. 1927) и доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования с 1993 г., министр образования Российской Федерации в 1992-1996 гг. Евгений Викторович Ткаченко (р. 1935), положившие начало в нашей стране развитию ва-риативного и личностно-ориенти-рованного образования.
Таблица 1
Краткая характеристика трудовой деятельности химиков и биохимиков-министров образования или просвещения Советского Союза или России
Годы Ведомство Министр Этапы трудовой деятельности
1951— 1953 Министерство высшего образования СССР Столетов Всеволод Николаевич В 1927—1931 гг. студент Московской сельскохозяйственной академии (МСХА). В 1926—1939 гг. сотрудник журналов по растениеводству. В 1939—1948 гг. сотрудник ВАСХНИЛ, ученый секретарь и замдиректора по науке Института генетики АН СССР. В 1948-1951 гг. директор МСХА и замминистра сельского хозяйства СССР. В 1951-1959 гг. министр высшего образования СССР и его заместитель. В 1959-1972 гг. министр выс-шего и среднего специального образования РСФСР.
19541985 Министерство высшего и среднего специального образования СССР Елютин Вячеслав Петрович В 1926-1930 гг. студент Московского института стали и сплавов (МИСиС). В 1930-1935 гг. аспирант и доцент МИСиС. В 1935-1941 гг. декан и замдиректора Всесоюзной промышленной академии. В 1941-1943 гг. участник Отечественной войны. В 1943-1951 гг. доцент, профессор и директор МИСиС. В 1951-1985 гг. первый заместитель министра и министр высшего и среднего специального образования СССР (МВССО СССР).
19661984 Министерство просвещения РСФСР и СССР Прокофьев Михаил Алексеевич В 1930-1935 гг. студент Московского государственного университета (МГУ). В 1935-1937 гг. сотрудник Биотехнического института РККА. В 1937-1941 гг. аспирант и сотрудник НИИ химии при МГУ. В 1941-1945 гг. участник Отечественной войны. В 1946-1951 гг. ассистент, доцент и профессор МГУ. В 1951-1966 гг. первый замминистра МВССО СССР. В 1966-1984 гг. министр просвещения РСФСР и СССР.
19851991 МВССО СССР и Государственный комитет по народному образованию СССР Ягодин Геннадий Алексеевич В 1946-1950 гг. студент Московского химико-технологического института (МХТИ). В 1951-1985 гг. аспирант, ассистент, доцент, декан факультета, профессор и ректор МХТИ. В 19631965 гг. замдиректора Международного агентства по атомной энергии. В 1985-1987 гг. министр высшего и среднего специального образования СССР. В 1987-1991 гг. председатель Государственного комитета СССР по народному образованию.
19921996 Министерство образования Российской Федерации Ткаченко Евгений Викторович В 1954-1958 гг. студент Уральского политехнического института (УПИ). В 1958-1964 гг. преподаватель и научный сотрудник УПИ. В 1964-1984 гг. доцент и профессор кафедры неорганической химии Уральского государственного университета. В 1985-1992 гг. ректор Свердловского инженерно-педагогического института. В 1992-1996 гг. министр образования Российской Федерации.
Общей особенностью научной деятельности химиков-министров образования или просвещения Советского Союза или России, сопровождаемой высококачественным развитием у них таких личностных качеств, как творческая целеустремленность, интеллектуальная активность, научная компетентность, профессиональная дисциплинированность и педагогическая коммуникативность, является ориентация на повышение уровня всех структурных элементов и функций интегрированной системы «Наука—образование—производство» до высших мировых и отечественных стандартов.
Спектр дидактических работ отечественных химиков-министров образования или просвещения охватывает такие области, как содержание естественно-математической и обще-
технической подготовки учащихся в средней и высшей школе, формы и методики обучения школьников и студентов на основе передовых достижений науки и техники, начальная разработка проблем информатизации системы непрерывного образования, организационные и дидактические противоречия перехода массовой школы ко всеобщему среднему образованию, вопросы дифференцированного, факультативного и вариативного обучения в средней общеобразовательной школе, привлечение общественности и учащихся к управлению образовательным учреждением, проблемы интеграции России в европейское образовательное пространство.
Дидактический опыт преподавания естественно-математических и общетехнических дисциплин, накопленный в течение последних
Таблица 2
Основные научные и дидактические труды химиков-министров образования или просвещения нашей страны
Министр Краткое содержание научных и дидактических трудов
Столетов Всеволод Николаевич Представлена и развита биохимическая теория образования хлорофилла в растениях 4. В сложных политических условиях инициирована широкая дискуссия между сторонниками и противниками новой биохимической науки — генетики 5. Внесен значительный вклад в реабилитацию генетики в нашей стране 6. Поставлены и решены дидактические задачи преподавания ряда естественно-математических дисциплин 7. Выделена важность установления интегративных связей между наукой, образованием и технологиями 8. Осмыслена проблема становления и развития личности человека 9.
Елютин Вячеслав Петрович Разработана химическая технология выплавки «военного» металлического сплава — ферромолибдена из руды 10. Построена теоретическая основа, произведены расчеты и разработаны технологии по металлургии ферросплавов 11 и высокотемпературных материалов 12. Выделена форма и методика обучения студентов на основе передовых научных и инженерных знаний 13. Указано на необходимость подготовки кадров для информатизируемого общества 14. Отмечены неотъемлемые части деятельности вузов как опорных пунктов прогресса науки и технической мысли 15.
Прокофьев Михаил Алексеевич Синтезировано новое биоорганическое соединение — треонин и изучены его химические свойства 16. Начаты исследования и получены уникальные результаты в области органической химии нуклеотидов и их производных с аминокислотами 17. Исследованы структуры и функции соединений ДНК и РНК с белками и пептидами 18. Разработана программа специальных курсов по химии природных соединений 19. Поставлены и частично решены организационные и методические проблемы перехода к всеобщему среднему образованию 20. Создана системно-структурно-функциональная модель преподавания химии в средней общеобразовательной школе 21.
Ягодин Геннадий Алексеевич Осуществлена прецизионная очистка ряда веществ и исследован их изотопный состав 22. Построены теоретические основы, технология разделения и очистки гафния и циркония, применяемых в атомной технике 23. Выделена роль химии в охране природы и рационализации использования материальных и энергетических ресурсов 24. Составлено учебное пособие по новому разделу науки и техники — химии и технологии редких металлов 25. Поставлены и частично разрешены связанные с химической технологией проблемы охраны природы и экологического образования 26. Выделена личность обучающегося как субъекта творческой деятельности 27.
Ткаченко Евгений Викторович Произведен термодинамический и кинетический анализ условий синтеза высокотемпературных оксидов урана 28. Исследованы химические свойства иттрийалюминиевого граната, полученного путем прогрева стехиометрической смеси 29. Создано новое научное направление в химии твердого тела и технологии редких веществ на основе синтеза сложнооксидных материалов 30. Охарактеризованы состоянии и перспективах развития российского образования 31. Выделены интегративные, способствующие взаимному развитию связи между наукой и образованием, ориентированные на повышение качества подготовки профессионально-педагогических кадров 32. Осуществлен обзор актуальных, обладающих научной новизной, теоретической и практической значимо- 33 стью диссертационных исследований по педагогике .
тридцати лет в ряде вузов Урала 34, свидетельствует о том, что студенты проявляют при соответствующей организации занятий повышенный познавательный интерес к научной и дидактической деятельности, личностным качествам министров-руководителей отечественной системы непрерывного образования, используют их труды при постановке и решении задач курсовых и дипломных работ, следуют их методическим рекомендациям при прохождении производственной, технологической и педагогической практики.
Выводы, получаемые на основе анализа и обобщения приведенного выше краткого ма-
териала относительно деятельности химиков как министров образования или просвещения нашей страны, сводятся к нижеследующему.
1. Химия, как одна из фундаментальных естественно-математических дисциплин, обеспечившая будущих министров отечественного образования или просвещения соответствующими предметами научных исследований, способствовала приобретению ими прочных знаний и умений по системно-структурно-функциональному моделированию действительности и высокому развитию у них таких личностных качеств, как творческая целеустремленность, интеллектуальная активность, научная
компетентность, профессиональная дисциплинированность и педагогическая коммуникативность.
2. Научные труды по биохимическим проблемам генетики президента Академии педагогических наук СССР и министра высшего образования СССР В. Н. Столетова, по химии ферросплавов и тугоплавких материалов члена-корреспондента Академии наук СССР и министра высшего и среднего специального образования СССР В. П. Елютина, по биоорганической химии и молекулярной биологии члена-корреспондента Академии наук СССР и министра просвещения СССР М. А. Прокофьева, по химии и технологии неорганических материалов ядерной техники члена-корреспондента Академии наук СССР, действительного члена РАН и министра высшего и среднего специального образования СССР, председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Г. А. Ягодина, по химическому твердофазному синтезу сложнооксидных материалов для новой техники действительного члена Российской академии образования и министра образования Российской Федерации Е. В. Ткаченко, включаемые в содержание обучения будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности, способствуют его усовершенствованию.
3. Дидактические работы химиков-министров образования или просвещения Советского Союза или России, ориентированные на повышение уровня естественно-математического образования у В. Н. Столетова, на приведение в соответствие уровней высшего образования и современной науки у В. П. Елютина, на улучшение качества всеобщего среднего образования у М. А. Прокофьева, на совершенствование содержания и форм организации экологического образования у Г. А. Ягодина и на усиление интеграции между наукой и образованием у Е.В.Ткаченко и в настоящее время могут быть использованы в проектировании и реализации профессиональной подготовки студентов классических и технических университетов, социально-гуманитарных и педагогических высших учебных заведений.
Литература
1. Большая советская энциклопедия. 3-е издание:
В 30-ти тт. / Гл. ред. А. М. Прохоров.— М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х
тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов.— М.: Большая
Российская энциклопедия, 1993—1998.
3. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира.— М.: Высшая школа, 1991.- 656 с.
4. Столетов В. Н. Почему растение имеет зеленую окраску.- М.: Сельхозгиз, 1945.- 36 с.
5. Столетов В. Н. Итоги Сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, 31 июля-7 августа 1948 года.- М.: Правда, 1948.- 31 с.
6. Столетов В. Н. Внутривидовые превращения и их характер.- М.: Советская наука, 1857.696 с.
7. Столетов В. Н. Естественно-научное образование в школе.- М.: Изд-во АПН СССР, 1971.21 с.
8. Столетов В. Н. (Ред.) и др. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции: В 2-х частях.- М.: Знание, 1981.
9. Столетов В. Н. Становление личности.- М.: Мысль, 1987.- 334 с.
10. Елютин В. П. Выплавка ферромолибдена из руд Чикойского месторождения.- М.: Госиздат НКТП СССР, 1932.- 47 с.
11. Елютин В. П., Павлов Ю. А., Левин Б. Е. Производство ферросплавов. Электрометаллургия.- М.: Металлургиздат, 1951.- 496 с.
12. Елютин В. П. (Ред.) и др. Высокотемпературные материалы. Сб. статей.- М.: Металлургия, 1968.- 244 с.
13. Елютин В. П. Материал к лекции на тему «Новые достижения советской науки и техники» (О работах лауреатов Сталинских премий за 1951 г.).- М.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, 1952.- 25 с.
14. Елютин В. П. О состоянии и задачах подготовки специалистов в области механизации и автоматизации инженерно-технического и административно-управленческого труда в СССР.- М.: Высшая школа, 1960.- 7 с.
15. Елютин В. П. // Вестник АН СССР.- 1964.-№ 5.- С. 27.
16. Прокофьев М. А. Синтез а-амино-^-оксикислот и их дегидратация: Дисс. канд. хим. наук.- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1940.- 162 л.
17. Прокофьев М. А., Румянцева З. А. // Докл. АН СССР.- 1950.- Т.75.- № 2.- С. 399.
18. Шабарова З. А., Прокофьев М. А. // Современные проблемы органической химии.- М.: Изд-во МГУ, 1970.- С. 345.
19. Прокофьев М. А. Программа специальных курсов по химии природных соединений. Для студентов химиков, специализирующихся по химии природных соединений.- М.: Изд-во МГУ, 1965.- 51 с.
20. Прокофьев М. А. На путях к всеобщему среднему образованию. Лекция.- М.: Изд-во АПН СССР, 1969.- 19 с.
21. Прокофьев М. А. (Ред.) и др. Химия в школе: Сб. нормативных документов.- М.: Просвещение, 1987.- 191 с.
22. Ягодин Г. А. Исследование изотопного состава равновесных фаз при дистилляции этилена,
этана и метана: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. хим. наук.- М.: МХТИ им. Д. И. Менделеева, 1955.- 10 с.
23. Ягодин Г. А. Технология редких металлов в атомной технике.- М.: Атомиздат, 1974.344 с.
24. Ягодин Г. А., Раков Э. Г., Третьякова Л. Г. Химия и химическая технология в решении глобальных проблем.- М.: Химия, 1988.- 175 с.
25. Ягодин Г. А., Синегрибова О. А., Чекмарев А. М. Технология редких металлов в атомной технике. Уч. пос. для химико-технологических специальностей вузов.- М.: Атомиздат, 1974.344 с.
26. Ягодин Г. А., Третьякова Л. Г. Химическая технология и охрана окружающей среды.- М.: Знание, 1984.- 64 с.
27. Ягодин Г. А., Асмолов А. Г. // Современная высшая школа.- 1991.- № 4.- С. 108.
28. Власов В. Г., Жуковский В. М., Ткаченко Е. В., Бекетов А. В. Кислородные соединения урана.- М.: Атомиздат, 1972.- 256 с.
29. Нейман А. Я., Ткаченко Е. В., Квичко Л. А., Коток Л. А. // ЖНХ.- 1980.- Т.25.- № 9.-С. 2340.
30. Ткаченко Е. В. Физико-химические основы твердофазного синтеза сложнооксидных материалов для новой техники (вольфраматы, мо-либдаты, ферриты): Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора хим. наук.- Свердловск: УПИ им. С. М. Кирова, 1983.- 46 с.
31. Ткаченко Е. В. // Профессионал.- 1993.-№ 1-2.- С. 38.
32. Ткаченко Е. В., Романцев Г. М., Ларионов В. Н. // Образование и наука. Известия УГНОЦ РАО.-1999.- № 1.- С. 27.
33. Ткаченко Е. В., Бухарова Г. Д. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования: (обзор диссертационных исследований за 1991-2005 гг.).- Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006.- 257 с.
34. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.-Т.13.- № 5.- С. 98.