УДК 378: 54 (666) (09)
Н.П. Тарасова, А. В. Очкин, Т. Г. Мясоедова*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 * e-mail: [email protected]
МЕНДЕЛЕЕВСКОЕ НАСЛЕДИЕ В СТАНОВЛЕНИИ КАФЕДР ИНЖЕНЕРНОГО ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РХТУ ИМЕНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА: К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА П.А. ЗАГОРЦА
Проанализировано развитие научных идей Д.И. Менделеева в становлении инженерного физико-химического факультета РХТУ им. Д.И. Менделеева. Рассмотрена сущность профессиональной деятельности профессора высшей школы на примере профессора, заведующего кафедрой радиационной химии и радиохимии П.А. Загорца (1914-1990).
Ключевые слова: Периодический закон Д.И.Менделеева, радиоактивные элементы, научная деятельность, подготовка специалистов с высшим образованием.
Разносторонние научные интересы Д.И.Менделеева, которым посвящена отдельная публикация [1], послужили толчком к развитию многих направлений исследования в России и за рубежом. На основе его глубоких познаний в химии и физике, выдвинутых им идей зародилась современная физическая химия. В фундаментальном труде «Основы химии» Д.И.Менделеев писал, что физическая химия исследует химические явления с помощью теоретических и экспериментальных методов физики [2].
Открытие Периодического закона позволило Дмитрию Ивановичу утверждать, что «... есть точно измеримое и никакому сомнению не подлежащее свойство элементов, которое выражено в их атомном весе. Удельные веса и удельные объемы твердых и жидких тел стоят в периодической зависимости от атомных весов. Периодическая зависимость свойств и атомных весов элементов дает новое средство определять -по эквиваленту - вес атома и атомность мало исследованных, но известных уже элементов, для которых другие средства определения атомности или величины атомного веса еще не могли быть приложены» [2].
В Периодической системе
Д.И.Менделеевым были оставлены места для еще не открытых тогда радиоактивных элементов с атомными весами от 208 до 232. Периодический закон позволил уже после смерти ученого включить в Периодическую систему семь элементов: Po, At, Ил, Fr, Ил, Ac и Pa, - которые являются продуктами распада урана и тория.
После открытия О.Ганом и Ф.Штрассманом (1938г.) ядерного деления урана
под действием нейтронов, которое носит цепной характер, появилась возможность использования ядерной энергии [3].
Зарождение новой отрасли науки и техники -атомной энергетики, - пришлось на середину 20 века. В 1949г. для подготовки научно-технических и инженерных кадров для атомной энергетики в МХТИ (ныне РХТУ) имени Д.И.Менделеева был создан инженерный физико-химический факультет. В состав факультета поначалу входили две специальных кафедры (кафедра химии и технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов, кафедра разделения и применения изотопов) и одна общеобразовательная кафедра -кафедра химической физики. Затем на факультет перевели кафедру электровакуумных материалов.
Кафедру химической физики с 1955г. возглавлял П.А. Загорец. Его усилиями она стала выпускающей и получила название «кафедра радиационной химии и радиохимии» в 1959г.
Павел Авксентьевич Загорец полностью отвечал требованиям, которые, по мнению Дмитрия Ивановича Менделеева, должны предъявляться к профессорам высшей школы: «Высшие учебные заведения должны обладать профессорами, не только знающими свою специальность, но и влагающими в ее сокровищницу новые вклады, чтобы быть живыми примерами верности в оценке рекомендуемых ими приемов» [4]. Позже эта идея Д.И. Менделеева была развита русским философом С.И. Гессеном: «Задача университетского преподавателя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке, которой он может учить лишь в меру своей исследовательской работы. Он не преподает свой предмет, а высказывает публично свои научные
взгляды - потому он и называется - профессор. Учащийся не просто учится, но занимается наукой, он - студент. Оба они двигают науку вперед. Учение и исследование здесь совпадают. Студенты через учебу приступают к самостоятельному исследованию, а профессора через исследование продолжают свою учебу»[5].
П.А. Загорец был человеком широчайшей эрудиции. Он объяснял студентам и показывал личным примером, что предназначение человека -в познании окружающего мира, а занятие наукой -источник бесконечного наслаждения.
Научная деятельность П.А. Загорца была посвящена исследованию растворов. При обосновании темы своей докторской диссертации он показал, что до конца 60-х годов 20 столетия не было выдвинуто теории, которая объясняла бы и предсказывала свойства растворов электролитов в широком диапазоне концентраций, детально не исследовано ориентирующее влияние ионов на молекулы растворителей. В своих исследованиях он установил, что с увеличением концентрации электролита в растворе размеры ионных сфер уменьшаются, приближаясь к размерам сольватных комплексов; что растворы в неводных растворителях обладают рядом специфических особенностей по сравнению с водными растворами; что смешанный растворитель, содержащий одну молекулу спирта на семь молекул воды или две молекулы спирта на две молекулы воды, наиболее стабилен за счет внедрения воды в пустоты структуры и образования устойчивых ассоциатов; что размер ионов влияет на структуру растворителей и т. д.
Параллельно с исследованиями в области теории растворов П.А. Загорец возглавил пионерские работы в области радиационной химии и радиохимии. Позже они определили профиль научной деятельности кафедры: радиационно-химический синтез различных классов органических соединений в реакциях теломеризации, радиационно-химический синтез фосфорорганических соединений,
радиолитическая устойчивость экстракционных систем, разработка методов производства биоразлагаемых детергентов (алкилсульфонатов) в реакции сульфоокисления, радиационно-термическое разложение серной и хлористо-
водородной кислот с целью получения водорода [6].
П. А. Загорец получил признание и завоевал авторитет не только у ученых из Советского Союза, но и зарубежных коллег. В 1970г. он был избран почетным доктором Вроцлавского политехнического института (Польша).
Характерной чертой учебного процесса, организованного Павлом Авксентьевичем на кафедре, было привлечение студентов к участию в научных конференциях. Таким способом прививались навыки научного мышления, логики исследовательского процесса, умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Актуальность решаемых задач и уровень проводимых на кафедре научно-исследовательских работ оказывали огромное влияние на качество подготовки инженеров химиков-технологов по радиационной химии. П. А. Загорец огромное внимание уделял повышению качества лекций, улучшению организации производственной практики. Он всегда подчеркивал, что методика преподавания должна учитывать достижения научно-технического прогресса. Еще в 70-х годах 20в. он писал, что «...современная ситуация диктует необходимость подготовки специалистов, хорошо знакомых с вычислительной техникой, умеющих использовать ее для автоматизации исследовательских и проектных работ, для обслуживания агрегатов большой единичной мощности» [6].
Ректор РХТУ имени Д.И. Менделеева с 1973г. по 1985г. член-корреспондент РАН Г.А. Ягодин характеризует П.А. Загорца как человека с широким научным кругозором, умевшего находить общий язык и с членами Ученого совета, в который входили многие известные ученые, и с молодежью. Павел Авксентьевич не только безошибочно отбирал среди студентов и аспирантов наиболее способных и творческих людей, но и побуждал их к активной деятельности, тактично внушал чувство ответственности за вверенный участок работы.
Мы всегда с большой благодарностью вспоминаем нашего учителя, профессора Павла Авксентьевича Загорца и стараемся следовать всем тем жизненным принципам, которые он в нас заложил.
Тарасова Наталия Павловна д.х.н., профессор, член-корр. РАН, директор ИПУР РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Очкин Александр Васильевич д.х.н., профессор кафедры химии высоких энергий и радиоэкологии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Мясоедова Татьяна Генриховна к.х.н., д.э.н., профессор, директор ИПР РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Н.П.Тарасова, Д.И.Мустафин «Неизвестный Менделеев», Доклады Болгарской Академии наук, в печати.
2. Д.И.Менделеев. Основы химии. т.2. Тринадцатое издание (пятое посмертное). Государственное научно-техническое издательство химической литературы. 1948. Москва, Ленинград.
3. Очерки истории инженерного физико-химического факультета/Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. М.; ГУП НИКИЭТ, 1999. 192с.
4. Д.И. Менделеев Об образовании, преимущественно высшем. В кн.: Менделеев Д.И. Познание России. Заветные мысли / М.: Эксмо, 2008. с. 303-334.
5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-прес, 1995, с.310.
6. Будрейко Е.Н. Павел Авксентьевич Загорец, 1914-1990/Е.Н. Будрейко; отв. ред. Н.П. Тарасова.-М.: Наука, 2006. - 176с.
Nataliya Pavlovna Tarasova, Aleksandr Vasilievich Ochkin, Tatiana Genrihovna Myasoedova D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]
D. MENDELEEV HERITAGE IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING AND PHYSICAL-CHEMICAL FACULTY OF D.MENDELEIEV UNIVERSITY OF CHEMICAL TECHNOLOGY OF RUSSIA: TO THE 100 ANNIVERSARY FROM THE BIRTHDAY OF PROFESSOR P.A. ZAGORETS
Abstract
Analyzed the development of scientific ideas D. Mendeleev in the development of engineering and physical-chemical faculty of MUCTR by D. Mendeleev. Considered the nature of the professional activity of graduate school Professor on the example of Professor, head of the Department of radiation chemistry and radiochemistry P. Zagorets.
Key words: Mendeleev's periodic law, radioactive elements, scientific activity, formation of specialists with higher education .