Научная статья на тему 'Учреждение и структура конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации'

Учреждение и структура конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1724
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / CONSTITUTIONAL CONTROL / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ORGANIZATION OF THE STATE AUTHORITY / CONSTITUTIONAL COURT / CONSTITUTIONAL JUSTICE / CONSTITUTIONAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гатауллин А. Г.

В статье рассмотрен процесс становления органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации. Поднимается вопрос о необходимости организации законодательной, исполнительной, судебной власти на уровне субъектов, входящих в состав Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT AND STRUCTURE OF CONSTITUTIONAL (AUTHORIZED) COURTS OF THE SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION

The article depicts the process of formation of constitutional control bodies of the Russian Federation subjects. It raises the issue of the need to organize the legislative, executive and judicial authorities at the level of subjects within the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Учреждение и структура конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации»

УДК 342.56

А.Г. ГАТАУЛЛИН, кандидат юридических наук, заместитель Председателя

Конституционный суд Республики Татарстан

УЧРЕЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрен процесс становления органов конституционного контроля и надзора субъектов Российской Федерации. Поднимается вопрос о необходимости организации законодательной, исполнительной, судебной власти на уровне субъектов, входящих в состав Российской Федерации.

Органы конституционного контроля - молодой и развивающийся институт в государственно-правовой жизни Российской Федерации. Решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России был учрежден Конституционный Суд Российской Федерации, и это событие закономерно легло в основу последующего формирования органов конституционного контроля в ее субъектах.

Как показывает практика, становление органов конституционного контроля и надзора происходило в сложных социально-политических и экономических условиях, иногда ставилась под сомнение даже сама легитимность данных органов на региональном уровне. Однако, анализируя правовые основы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, следует отметить, что они заложены в Конституции Российской Федерации 1993 г. Установленное Конституцией Российской Федерации единство государственной власти (ст. 10), осуществление ее на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную и самостоятельность этих ветвей власти определяют необходимость организации всех ветвей власти не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов, входящих в состав Российской Федерации [1].

Такая позиция нашла подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края. Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. При этом принцип разделения государственной власти предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие [2].

Конституцией Российской Федерации 1993 г. прямо не предусмотрено образование ее субъектами своих органов конституционного контроля. Однако, исходя из смысла ст. ст. 71 (п. «г») и 128 (ч. 2 и 3) Конституции, еще до принятия Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в центре и на местах была признана не только возможность, но и целесообразность учрежде-

ния органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации, призванных укреплять единство принципов конституционного контроля на всей территории России.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» положил конец спорам о легитимности органов конституционного контроля на уровне субъектов Российской Федерации. С принятием данного Закона появилась единая правовая база для образования и деятельности органов судебного конституционного контроля, которые прежде создавались субъектами Российской Федерации «самостийно», появились правовые основания полноценной реализации принципа разделения властей в регионах. В настоящее время конституциями и уставами 57 субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность создания органов конституционного (уставного) контроля.

Федеральным конституционным законом определено место конституционных (уставных) судов в судебной системе Российской Федерации и их основное назначение. Установлено, что в Российской Федерации наряду с федеральными судами, к которым относятся Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, действуют конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции, составляющие единую судебную систему Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает и некоторые правовые основы, оставляя окончательное решение вопросов создания, порядка формирования этих судов, порядка наделения полномочиями судей и другие вопросы на усмотрение и законодательное урегулирование самих субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 17 вышеназванного Закона конституционные (уставные) суды создаются и упраздняются законом субъекта Российской Федерации. Они, как и все остальные суды, составляющие судебную систему Российской Федерации, не могут быть упраздне-

ны, если отнесенные к их ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

По состоянию на 1 января 2008 г. конституционные (уставные) суды созданы и реально функционируют в 16 субъектах Российской Федерации.

Конституционныш Суд Республики Адыгея учрежден Конституцией республики в октябре 1997 г. Закон Республики Адыгея о Конституционном Суде принят 22 мая 1996 г. Конституционный Суд состоит из трех членов, избирае-мыгх на должности Государственным Советом -Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти. Все судьи осуществляют свои полномочия на постоянной (оплачиваемой) основе, срок полномочий - 12 лет, предельный возраст для пребывания в должности судьи составляет 65 лет [3].

Конституционный Суд Республики Башкортостан учрежден Конституцией республики в 1992 г. Закон республики о Конституционном Суде принят 27 октября 1992 г., состав Суда сформирован в марте 1996 г. и состоит из Председателя, заместителя Председателя и трех судей, избираемых Государственным Собранием республики по представлению Президента Республики Башкортостан. Судья-секретарь Суда избирается из числа судей на его заседаниях. Срок полномочий судей - 10 лет, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

Конституционный Суд Республики Бурятия учрежден Конституцией республики, принятой Народным Хуралом республики 22 февраля 1994 г. Закон республики о Конституционном Суде принят 25 октября 1994 г. Конституционный Суд состоит из Председателя Суда и четырех судей, назначаемых на должность Народным Хуралом по представлению Президента Республики Бурятия.

Конституционный Суд Республики Дагестан учрежден поправками к Конституции Республики Дагестан в 1991 г. В соответствии с ней 18 декабря 1991 г. быи принят Закон Республики о Конституционном Суде. Первоначальный

состав Суда в количестве 5 судей сформирован 27 декабря 1991 г. Конституция республики, принятая Конституционным Собранием 26 июня 1994 г., сохранила институт Конституционного Суда в том же численном составе. По Конституции Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. в Закон о Конституционном Суде внесены некоторые изменения. В связи с учреждением в республике института президентства судьи Конституционного Суда назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Республики Дагестан. Срок полномочий судей не ограничен определенным сроком, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики учрежден Конституцией республики 10 марта 1992 г. В настоящее время действует Закон о Конституционном Суде от 12 декабря 1997 г. с последующими изменениями. По действующему Закону Конституционный Суд состоит из 5 судей. Председатель Суда, его заместитель, судья-секретарь и судьи назначаются на должность Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики по представлению ее Президента. Срок полномочий судей - 10 лет, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

Конституционный Суд Республики Карелия учрежден поправками к Конституции Республики Карелия 20 января 1994 г. Закон республики о Конституционном Суде принят 17 марта 1994 г., Суд сформирован 11 ноября 1994 г. и состоит из 5 судей: Председателя и четырех членов суда, избираемых Законодательным Собранием республики по представлению Главы Республики Карелия. Заместитель Председателя, судья-секретарь Суда избираются его членами. Срок полномочий судей неограничен, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

Конституционный суд Республики Коми учрежден Конституцией республики, принятой 17 февраля 1994 г. В соответствии с Законом Республики Коми о Конституционном суде от 12 октября 1994 г., действующим в настоящее время с последующими изменениями и дополнениями, Конституционный суд состоит из

5 судей, избираемых на должность Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми. Срок полномочий судей не ограничен.

Конституционный Суд Республики Марий Эл учрежден Конституцией республики, принятой 24 июня 1995 г. Организация и деятельность Суда определяется Законом республики от 11 марта 1997 г. «О Конституционном Суде Республики Марий Эл». Конституционный Суд состоит из 5 судей, назначаемых на должность Государственным Собранием по представлению Президента Республики Марий Эл. Срок полномочий судьи - 12 лет, предельный возраст пребывания в должности - 65 лет.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) учрежден Конституцией республики 4 апреля 1992 г. Конституционный суд состоит из 7 судей, избираемых Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумен) по представлению Президента Республики Саха (Якутия). Срок полномочий судей - 15 лет. Конституционный суд работает с июля 1992 г.

Конституционный Суд Республики Северная Осетия - Алания учрежден Конституцией республики, принятой 12 ноября 1994 г. Закон республики о Конституционном Суде принят 15 июня 2001 г., и 19 июля 2001 г. создан Конституционный Суд в составе 5 судей, избираемых Парламентом Республики Северная Осетия -Алания по представлению Главы Республики Северная Осетия - Алания сроком на 5 лет. При этом Председатель Суда, его заместители, судья-секретарь и судьи назначаются на должность в индивидуальном порядке.

Конституционный суд Республики Татарстан в соответствии с принятым 30 октября 1998 г. Законом Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» избран 29 июня 2000 г. в составе 6 судей. Кандидатов в судьи представляют Государственному Совету его Председатель и Президент Республики Татарстан в равном количестве, из числа судей избирается Председатель и заместитель Председателя суда. Срок полномочий судьи -10 лет, предельный возраст пребывания в должности - 65 лет.

Конституционный суд Республики Тыва учрежден Конституцией республики в 2003 г. Закон Республики Тыва о Конституционном суде принят 4 января 2003 г. Конституционный суд состоит из 5 судей, назначаемых на должность Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва по представлению Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 10 лет.

Конституционный суд Чеченской Республики учрежден Конституцией республики от 23 марта 2003 г. Закон республики о Конституционном суде принят 31 мая 2006 г., суд состоит из 5 судей. Председатель, заместитель и судьи избираются республиканским Парламентом по представлению Президента Чеченской Республики. Полномочия судей не ограничены определенным сроком, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

Уставный суд г. Санкт-Петербурга учрежден 14 сентября 2000 г. в составе 7 судей, избираемых на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлениям: губернатора Санкт-Петербурга; группы депутатов (не менее 7 человек) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; Совета судей Санкт-Петербурга сроком на 6 лет.

Уставный Суд Свердловской области учрежден Уставом области, принятым 25 ноября 1994 г. Организация и порядок деятельности Суда определяются областным Законом от 22 апреля 1997 г. «Об Уставном Суде Свердловской области». Суд состоит из 5 судей, избираемых областной Думой по представлению губернатора области. Срок полномочий судей - 12 лет.

Уставный Суд Калининградской области учрежден Уставом (Основным законом) области в 1995 г. Закон области об Уставном Суде принят 7 сентября 2000 г. Уставный Суд состоит из 5 судей, назначаемых областной Думой по представлению губернатора Калининградской области и одной трети от установленного числа депутатов областной Думы сроком на 12 лет.

В формировании конституционных (уставных) судов, как правило, принимают участие несколько ветвей власти, представленных соответствующими государственными органами.

Судьи конституционных (уставных) судов субъектов Федерации обычно назначаются на должность высшим законодательным органом субъектов Федерации по представлению высшего должностного лица (президента, губернатора, главы республики). На фоне существующего порядка формирования конституционных (уставных) судов, в основном копирующих федеральную модель, особый интерес вызвал «та-тарстанский опыт». В Республике Татарстан кандидатов в судьи Конституционного суда представляют Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве [4].

Современный этап развития конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации характеризуется медленными темпами. От учреждения в конституциях и уставах субъектов Федерации этих судов до принятия специального закона о конституционном (уставном) суде, а затем до реального его создания проходит неоправданно долгое время. В большинстве случаев работа по созданию конституционных (уставных) судов ограничивается включением норм о них в учредительные акты субъектов Российской Федерации. На взгляд автора, при отсутствии в субъектах Федерации органов конституционного (уставного) контроля в нем искажается принцип разделения властей, нарушается конституционное право граждан на судебную защиту, а в Российской Федерации в целом задерживается реализация принципов федерализма и правового государства. По мнению профессора Т.Я. Хабриевой, развитие судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации является залогом формирования демократической государственности России, которая немыслима без сильной судебной власти в регионах [5].

Подход к конституционному контролю в субъектах Федерации как институту, объективно необходимому для утверждения идей правового государства, в представлении автора означает, что конституционные (уставные) суды субъектов, являясь особой составной частью

судебной системы Российской Федерации, вместе с Конституционным Судом России образуют систему конституционной юстиции Российской Федерации; все они функционируют в рамках единого правового пространства, в котором федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации находятся в логической и некоторым образом в иерархической взаимосвязи; все они осуществляют конституционное правосудие в целях обеспечения единой конституционной законности, единства конституционного строя каждой республики и России в целом, делая это с позиций соответствующих конституций и уставов; общепринятых международно-правовых демократических стандартов, политических и гражданских прав и свобод человека [6].

Действующие конституционные (уставные) суды субъектов Федерации на практике имеют двойственную природу: во-первых, они являются судами субъекта Федерации в единой судебной системе Российской Федерации, элементы которой устанавливаются федеральным конституционным законом; во-вторых, входят в систему органов государственной власти субъекта Федерации, которая устанавливается субъектом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими

принципами, установленными федеральным законом.

Таким образом, с принятием Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации сложилась двухуровневая судебная система (федеральные суды и суды субъектов Федерации), в рамках которой функционируют суды общей, арбитражной юрисдикции, Конституционный Суд Российской Федерации и аналогичные суды в 16 субъектах Федерации, которые связаны между собой функционально как институты, обеспечивающие конституционную законность в Российской Федерации.

Список литературы

1. Боброва В.К. Материалы научно-практического семинара // Конституционное правосудие в федерализме. - Казань: Магариф. - С. 85.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 4. - Ст. 409.

3. Конституции республик в составе Российской Федерации. - М., 1996. - Вып. 2.

4. Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан. - 2001. - № 3. - С. 12.

5. Проблемы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: мат-лы Все-рос. совещания 24 декабря 1999 г. - М., 2000. - С. 47.

6. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. - М.: «Городец-издат», 2001. - С. 51.

В редакцию материал поступил 25.04.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.