Научная статья на тему 'Учительские съезды на Урале на рубеже XIX-ХХ вв'

Учительские съезды на Урале на рубеже XIX-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСТВО / TEACHING / СЪЕЗД / CONGRESS / КОНФЕРЕНЦИЯ / CONFERENCE / ДЕЛЕГАТ / DELEGATE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ШКОЛА / SCHOOL / ЗЕМСТВО / УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / SCHOOL DISTRICT / COUNTY COUNCIL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баишев Ильдар Нариманович

В статье на основе привлечения преимущественно архивных документов рассматриваются вопросы организации и проведения учительских конференций и съездов, проходивших на территории Уральского региона в конце XIX начале ХХ вв. Анализируются содержательные стороны итоговых документов и решений учительских съездов. Особое внимание уделено работе тех педагогических форумов, где обсуждались вопросы совершенствования образовательной системы в целом, а также преподавания отдельных дисциплин в начальных и средних школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers'' congresses in the Urals in the XIX-XX centuries

In the article on the basis of attracting mostly archival documents addresses the issues of organizing and conducting teacher conferences and congresses held in the territory of the Ural region in the late XIX early XX centuries The content of the final documents and decisions of the teachers' congresses is analyzing. Special attention paid to the pedagogical work of those forums where they had discussed issues of improving the educational system in General and the teaching of certain subjects in primary and secondary schools.

Текст научной работы на тему «Учительские съезды на Урале на рубеже XIX-ХХ вв»

В помощь преподавателю

социально-гуманитарных дисциплин ===============

И.Н. БАИШЕВ к.и.н., доцент кафедры отечественной истории БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа)

Учительские съезды на Урале на рубеже Х1Х-ХХ вв.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. как в масштабе страны, так и на территории Уральского региона довольно часто созывались учительские конференции и съезды, обсуждавшие, как правило, наболевшие вопросы школы. Нередко на этих форумах разгорались жаркие споры и обсуждались порой весьма радикальные и смелые проекты образовательных реформ. Анализ текущих и итоговых документов многочисленных педагогических форумов позволяет выявить не только круг наиболее острых проблем просвещенческой сферы начала ХХ века, но и проследить уровень профессиональной зрелости передовой части учительства, их общественную активность.

Ещё во второй половине XIX века одними из инициаторов созыва учительских форумов стали органы земского самоуправления. Например, в Верхотурском уезде Пермской губернии в указанный период по инициативе местных земств было созвано три учительских съезда - в 1872, 1873 и 1881 гг. Они проводились с разрешения учебного начальства в каникулярное время на территории Нижнетагильского завода и продолжались в течение 30 и более дней каждый.

Согласно формулировкам документов, занятия первых двух съездов заключались в обсуждении предлагаемых участвующими на форумах учителями вопросов, касающихся как усовершенство-

* Баишев Ильдар Нариманович, е-mail:ildarbaish@list.ru

вания внутреннего благоустройства школы в материальном отношении, так и установления общих школьных порядков в дисциплинарном и педагогическом отношениях, а затем и в учебных занятиях по русскому языку, арифметике, Закону Божию и чистописанию, а на втором съезде - ещё пению и гимнастике. Последние состояли в следующем: а) в объяснении методов преподавания и обсуждении предварительно составленных учителями образцовых уроков по каждому предмету обучения в начальных школах; б) практических уроках приглашённых учителей в одной из находившихся в Нижнетагильском заводе земских школ под руководством Инспектора народных училищ и в) в разборе этих уроков присутствующими учителями. На третьем учительском съезде, как сухо сообщают нам документы, «велись практические, теоретические и совещательные занятия»'.

К концу XIX века чаще стали созываться учительские съезды, имевшие целью совершенствование профессионального мастерства педагогов. Например, в 1892 г. состоялся съезд учителей в селе Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии. Целью съезда являлось ознакомление учителей с современными методами и приёмами обучения. Опытные учителя на съезде обучали молодых по всем предметам учебной программы церковноприходских школ. Кроме того, некоторым начинающим педагогам даже потребовалось объяснять назначение таких предметов и приборов, как глобус, термометр, барометр и т. д.2

Как в центральной, так и в местной прессе на рубеже Х1Х-ХХ вв. сообщалось о важности и необходимости организации съездов народных учителей не только для обмена мнениями между педагогами, но и «для возбуждения живого интереса к школьному делу со

1 РГИА. Ф. 1287. Оп. 27. Д. 714. Л. 6.

2 Ефремова, У.П. Начальное образование и педагогические кадры церковно-приходских школ на Урале в конце XIX - начале ХХ в. // Педагогическое образование в России. 2012, № 2, с. 4.

стороны самих учителей и со стороны общества». Газета «Русские ведомости», подчёркивая значение учительских съездов, убеждала своих читателей в том, что успех такого дела, как народное образование, немыслим без живого, неформального отношения к нему со стороны преподавательского персонала. Здесь же говорилось и о роли учительских съездов в преодолении накопившихся к тому времени проблем в сфере просвещения: «Разобщённость учителей между собой и с другими местными деятелями, устранение их от активного участия в организации школьного дела, сведение их роли к беспрекословному выполнению чужой воли, что так характеризует нынешнее положение дела, - всё это, как показал опыт, производит удручающее и угнетающее влияние на преподавателей, в которых поэтому далеко не всегда наблюдается жела-

V ■■ V 3

тельный подъём духа, живой интерес к своему делу»3.

26 ноября 1899 г. Министерством народного просвещения были утверждены «Временные правила о съездах учащих в начальных народных училищах».

Съезды учителей начальных народных училищ созывались с разрешения попечителя учебного округа по соглашению с местным губернатором и по представлению о том, через директора народных училищ, где должность эта учреждена, местного инспектора народных училищ, «в районе которого возникло ходатайство об устройстве съезда или оказалась в нём надобность».

Ходатайство об открытии съезда представлялось попечителю учебного округа, им же утверждалась программа предполагаемого форума, круг вопросов, обсуждавшихся на съезде. Программа, в свою очередь, составлялась инспектором народных училищ, «на основании как собственных его соображений», так и вопросов со стороны местного училищного совета и его членов, а равно и

3 Цит. по: «Уфимские губернские ведомости». 26 июня 1899 г.

самих учителей народных училищ, по соглашению с лицом или учреждением, предоставившим средства на созыв съезда, и с утверждения директора народных училищ.

При этом в программу вопросов, обсуждаемых на съезде, не должны были включаться разделы и темы, относящиеся к предметам ведения училищной администрации или других правительственных и общественных учреждений и лиц, и вообще вопросы, выходящие из круга деятельности и ведения учительского персонала. В работе съезда могли участвовать педагоги начальных школ лишь одного района, подчинённого одному инспектору народных училищ, причём о желании своём участвовать в съезде они должны были заявить местному инспектору. Кроме лиц учебного начальства, к работе съезда допускались и лица, предоставившие финансовые средства на устройство форума, либо представители тех учреждений, которые согласились оказать поддержку. Список лиц, участвовавших на съезде, должен был быть предварительно одобрен попечителем учебного округа, затем окончательно согласовывался на уровне «местной высшей гражданской власти».

Гражданские лица, не имевшие отношения к образовательной среде, не допускались на съезд. Устраивались съезды преимущественно в каникулярное время и продолжались не более семи дней. Председателем и руководителем съезда, как правило, состоял местный инспектор народных училищ. Наконец, о работе каждого съезда, «немедленно по окончании его», председателем составлялся подробный отчёт, который представлялся, через директора народных училищ, попечителю учебного округа, а затем, последним, с его заключением, министру народного просвещения4.

В 1901 г. в передовых педагогических кругах созрела мысль о созыве Всероссийского съезда по вопросам народного образова-

4 РГИА. Ф. 733. Оп. 227. Д. 59. Л. 3.

ния. В следующем, 1902 году Петербургское общество грамотности возбудило ходатайство перед царским правительством о желательности проведения подобного съезда. Власти, однако, оставили ходатайство без ответа. Только в 1912 г., после повторной просьбы, Министерство внутренних дел разрешило провести съезд, спустя год было утверждено соответствующее положение. Форум был назван Первым Всероссийским съездом по вопросам народного образования. Он состоялся в Петербурге в зимние каникулы 1913/14 учебного года.

Работа съезда была разбита на различные секции и комиссии: организации начальной школы, общих вопросов обучения и воспитания, подготовки народных учителей, вопросов инородческой школы и др. Первая секция по вопросам организации начальной школы, заслушав доклад председателя секции Я. Гуревича, признала, что положение низшей школы в общей системе народного образования как особой школы для детей необеспеченных слоёв населения не соответствует требованиям современной общественной жизни. Делегаты съезда, работавшие в составе инородческой комиссии, отстаивали идеи всеобщего начального обучения для всех народностей и введения преподавания на родном языке. В итоговом документе комиссии делегаты отметили, что нормальная постановка дела народного образования возможна лишь при оздоровлении всего государственного организма5.

Весьма плодотворной была работа секции съезда по подготовке народных учителей. Делегаты с сожалением признали, что образовательный уровень народных учителей и их педагогическая подготовка никак не удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляли им общественно-экономические условия России и развитие дела народного просвещения. Секция также признала,

5 Ососков, А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1961-1917). М., 1982, с. 172-173.

что крайне тяжёлое материальное положение народного учителя лишает возможности выполнять возложенные на него профессиональные обязанности. В постановлении секции указывалось, в частности: «Условия материального и правового положения учителя, а также современная постановка образовательно-воспитательных задач школы не могут быть изменены к лучшему до тех пор, пока учителя начальной школы не будут объединены во всероссийский профессиональный союз, в задачу которого должна входить борьба как за улучшение условий профессионального труда учащих, так и за демократические идеалы школы»6.

О тяжёлом положении рядового учителя говорилось и на крупном педагогическом форуме в Москве в декабре-январе 19021903 гг., вошедшем в историю как Первый Всероссийский съезд народных учителей. Делегаты жаловались на крайне низкий размер жалования педагогов, антигигиеническую в большинстве случаев обстановку как классных помещений, так и учительских квартир, почти полное отсутствие книг и периодических изданий, неопределённое общественное и служебное положение и безрадостное будущее детей этих педагогов7.

Специальная юридическая комиссия составила тезисы съезда, в которых остро был поставлен вопрос о защите прав и профессиональных интересов учителей, в частности, о передаче системы начального образования в руки земского и городского самоуправления; о том, чтобы приглашение и утверждение педагогов перешло в ведение специальных земских комиссий по народному образованию, а увольнение происходило только по решению суда, чтобы учитель был освобождён от опеки духовенства и попечите-

6 Цит. по: Ососков, А.В. Указ. соч., с. 177.

7 Сучков, И.В. Учительство России в конце XIX - начале ХХ вв. М., 1994, с. 33.

лей училищ в политическом, нравственном и религиозном отношении и не был зависим от местных сельских властей8.

Особенно активный характер общественная деятельность учительства приобрела в годы Первой российской революции. Из 14 Всероссийских съездов учителей, состоявшихся в начале ХХ века, 8 были проведены в 1905-1907 гг.9

В этот период стали регулярно проходить учительские форумы прикладного, методического характера, где поднимались вопросы совершенствования учебно-воспитательной деятельности, улучшения преподавания отдельных учебных дисциплин. Особый интерес в этой связи представляют материалы Совещания преподавателей русского языка и истории средних учебных заведений Оренбургского учебного округа, состоявшегося по инициативе попечителя Н.А. Бобровникова в июне 1906 года.

Основные пожелания участников Совещания в деле совершенствования преподавания истории свелись к следующему: «Преподавание истории, как и всякого другого предмета, должно быть объективно научным в пределах, конечно, соответствующих возрасту и развитию учащихся. История, как учебный предмет, по возможности должна соответствовать тому взгляду, который существует по отношению к ней как к науке. А так как при современном состоянии истории как науки требуется выдвигать на первый план культурную историю человечества, представлять, так сказать, биографию культурного человечества и притом не в отдельных эпи-

Л П

зодах, а как всемирно-историческую эволюцию» Высказывались мысли о необходимости сокращения излишнего фактического материала по истории: «Обширность материала сама по себе в состоянии затруднить изучение истории, но в данное время дело ос-

8 Лейкина-Свирская, В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М., 1981, с. 67.

9 Сучков, И.В. Указ. соч., с. 46.

10 ЦИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 169. Л. 3.

ложняется прежде всего недостаточным количеством уроков, уделяемых на историю в старших классах средних учебных заведе-ний»11. Из проблем методического характера указывалось на всё возраставшее количество учащихся в средних учебных заведениях, затруднявшее регулярный устный опрос преподавателями всех, в особенности отстающих учеников: «Теперь вовсе не редкость встретить в шестых-седьмых классах средних учебных заведений более 40 человек учащихся. Если принять во внимание, что надо спросить более или менее обстоятельно хотя бы по одному разу каждого ученика, а так как сомнительных не менее двух раз в течение каждой четверти, то становится очевидным, что у преподавателя почти не остаётся времени для классных объяснений и обобщений, а плохо разработанный материал быстро улетучивается из сознаний учащихся, не оставляя в них никакого впечатления»12. На Совещании был высказан весьма важный методический посыл об исходной точке преподавания истории через историю местного края: «К истории государства переходят тогда, когда для

13

учеников уяснилась связь родного города с государством»13.

Вопросы совершенствования преподавания истории, а также углубления форм и методов патриотического воспитания подрастающего поколения стали одними из главных в ходе работы Съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа, состоявшегося в Уфе с 11 по 16 июня 1912 г. В постановлении съезда, активное участие в котором приняли и учителя, в частности, подчёркивалось: «Дети, оставляя школу, должны вынести из неё отчётливые представления о минувших судьбах нашей родины, - о том, какие великие, неизвестные другим народам трудности выпали на долю русского народа в борьбе с азиат-

11 Там же.

12 ЦИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 169. ЛЛ. 3-4.

13 Там же. Л. 12.

скими кочевниками, - и о том, как постепенно трудами великих наших Государей ширилось и росло наше государство.

С другой стороны, сообщение исторических фактов должно ставить себе цели и чисто воспитательного характера вообще. При восприимчивости детской натуры, образы давно минувших времён должны оставить в душе детей неизгладимый след и послужить зерном того чувства, которое называется патриотизмом. Примеры героизма и самопожертвования на благо родины, воплощённые в лице исторических деятелей, вызовут в детях соревнование и подражание. И чем более высоконравственных, светлых образов будет заложено в душе ребёнка, тем скорее можно ожидать, что его

л л

душевные силы будут направлены в сторону добра»14. Таким образом, мысли и идеи уральских деятелей народного образования, высказанные более ста лет назад, и сегодня звучат вполне современно. На съезде также поднимались вопросы необходимости обучения учащихся военному строю и гимнастике, расширения прикладного характера учебно-воспитательного процесса, в частности, открытия ремесленных отделений при народных училищах, распространения школьных земельных участков и сельскохозяйственных знаний среди местного населения; много внимания было уделено постановке учебно-воспитательного дела среди учащихся нерусских народностей. В выступлении окружного инспектора М.А. Миропиева, в частности, прозвучало требование «... поставить в русско-инородческих школах изучение русского языка и усвоение русской гражданственности на подобающее им место»15.

В фондах Российского государственного исторического архива отложились весьма любопытные документы о работе «съезда учителей и учительниц народных училищ» Уржумского уезда Вятской губернии, состоявшегося 20-28 августа 1903 г. Съезд был ор-

14 ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 282б. л. 173.

15 ГАОО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 282б. л. 257.

ганизован с разрешения Попечителя Казанского учебного округа и «под председательством и руководительством» Директора народных училищ Вятской губернии А. Анастасиева. В работе съезда приняло участие 144 учителя. Педагоги из глубинки сумели поднять довольно острые проблемы не только совершенствования системы школьного образования, но и установления более тесной связи школы с традиционным укладом жизни народа, повышения социального статуса и профессиональной квалификации народного учителя.

Священнослужитель С.А. Попов в своём выступлении затронул довольно болезненный для начального образования вопрос о соотношении христианских ценностей и научных знаний в программах народных школ: «Освобождая школу от подчинения церкви и государству, западноевропейская педагогика тем самым освобождает её от авторитетов, от уважения к традициям, от связи с живыми историческими силами народа...

Впрочем, я не против сообщения научных сведений; они нужны, только пусть преподаются при свете христианских начал; пусть изучается природа, но так, чтобы изучение творения вело к Творцу; законы природы пусть учат познавать Единого Законодателя и Промыслителя мира.»16 Придерживаясь уваровской формулы «православия, самодержавия и народности», С. Попов умело связал религиозное начало в воспитании с мировоззрением русского человека: «Школа - дорогое детище народа, который вправе требовать, чтобы она всем своим строем, всем внешним и внутренним укладом органически входила в жизнь народа, которому принадлежит. Народу нужно образование, ценность которого он понимал бы сам и которое отвечало бы его идеалам. Душа русского народа - православие. «Русский» и «православный» - это синонимы на

16 РГИА. Ф. 733. Оп. 227. Д. 195. ЛЛ. 5-6.

языке народа и не только простых его классов, но и аристократи-

17

ческого» .

Ярко выраженные консервативные нотки прозвучали и в выступлении Инспектора народных училищ Вятской губернии П.И. Венценосцева:

«. школа народная - источник просвещения тёмных масс и могучий двигатель их вперёд в религиозно-нравственном и умственном отношениях; она - краеугольный камень, на котором должна утверждаться честь и слава нашей родины, как великого государства. Гимназии, университеты, академии дают контингент лиц управляющих, а народная школа подготовляет лиц управляемых. Только полный по регистру и стройный инструмент даёт сильные и согласные аккорды. И в общегосударственной жизни только надлежащее соответствие умственного развития низших и высших слоёв общества даёт полную гармонию жизни»18.

Упомянутый нами ранее Директор народных училищ Вятской губернии А. Анастасиев поднял злободневный вопрос о положении народного учителя:

«Начальный учитель живёт часто в глухой деревне; он всегда окружён тёмною, почти равнодушною к его занятиям, крестьянскою средою; он работает нередко в такой школе, где при плохом помещении и бедной обстановке нет ни достаточного количества учебных книг и пособий, ни педагогических сочинений и журналов, ни книг общенаучного характера; учитель сильно утомляется под ежедневными впечатлениями разнообразной напряжённой работы и потому склонен механизировать своё, чисто рассудочное дело, впадать в умственную дремоту, рутину и педантизм; наконец, он

17 Там же. Л. 6.

18 РГИА. Ф. 733. Оп. 227. Д. 195. Л. 6.

постоянно испытывает крайнюю материальную нужду, чувствуя полную зависимость и являясь нередко беспомощным»19.

При этом А. Анастасиев подчеркнул чрезвычайную важность проведения учительских съездов: «.учительские съезды представляют собою одно из средств, не только важных, но даже необходимых именно для того, чтобы одушевлять начальных учителей, поддерживать у них бодрость духа, освещать и оживлять их энергию, так как дают им возможность взаимного обмена мнениями, знаниями и опытом по вопросам учительской жизни и деятельности. Общение с людьми одинаковых жизненных условий, одних и тех же забот и интересов может открывать перед взором учителя перспективу светлых сторон его профессии и возможно лучших выходов из многочисленных и постоянных затруднений его труда, его практической деятельности»20. Таким образом, на учительских съездах сквозила мысль о необходимости разностороннего профессионального общения педагогов. Очевидно, что особенно важную роль играло общение в среде народных учителей, трудившихся в небольших деревенских начальных школах, как правило, в одиночку, не имея возможности поделиться своими навыками с коллегами.

16-30 августа 1911 г. в Москве состоялся Первый общеземский съезд по народному образованию. Активное участие в его работе приняли делегации от уральских губерний. От Уфимской губернии, в частности, были представлены председатель губернской управы П.Ф. Коропачинский, гласный губернского собрания Ю.Ю. Блюменталь, заведующий отделом народного образования губернской земской управы П.Н. Григорьев, делегат от земских учителей С.Д. Урошников, наконец, заведующий книжным складом губернского земства и несколько делегатов от уездных земств.

19 Там же. Л. 9.

20 Там же.

Уфимским земством были подготовлены доклады о мерах к образованию нерусского населения, об издании учебников для началь-

21

ных школ, устройстве краткосрочных учительских курсов и др.21

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. происходило заметное возрастание уровня профессиональной консолидации учительской интеллигенции. Создавались многочисленные педагогические сообщества, организовывались учительские форумы. Совместное обсуждение наболевших проблем в системе образования способствовало выработке единых путей для их разрешения. Важно подчеркнуть, что не только государственные структуры и органы местного самоуправления содействовали развитию народного образования, но и рядовые учителя. На протяжении первых полутора десятилетий ХХ века наблюдалась активная общественно-политическая и культурно-просветительская деятельность учительства. Многочисленные конференции и съезды педагогов, в том числе на территории Уральского региона, поднимая наиболее актуальные вопросы развития школьной системы, и - шире, - демократизации политической сферы, внесли свою лепту не только в реформирование народного образования, но и в углубление гражданского самосознания общества.

Баишев И.Н. Учительские съезды на Урале на рубеже Х1Х-ХХ вв. В

статье на основе привлечения преимущественно архивных документов рассматриваются вопросы организации и проведения учительских конференций и съездов, проходивших на территории Уральского региона в конце XIX - начале ХХ вв. Анализируются содержательные стороны итоговых документов и решений учительских съездов. Особое внимание уделено работе тех педагогических форумов, где обсуждались вопросы совершенствования образовательной системы в целом, а также преподавания отдельных дисциплин в начальных и средних школах.

Ключевые слова: учительство, съезд, конференция, делегат, образование, школа, земство, учебный округ.

21 Азаматова, Г.Б. Уфимское земство (1874-1917): Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа, 2005, с. 91.

Baishev I.N. Teachers' congresses in the Urals in the XIX-XX centuries.

In the article on the basis of attracting mostly archival documents addresses the issues of organizing and conducting teacher conferences and congresses held in the territory of the Ural region in the late XIX - early XX centuries The content of the final documents and decisions of the teachers' congresses is analyzing. Special attention paid to the pedagogical work of those forums where they had discussed issues of improving the educational system in General and the teaching of certain subjects in primary and secondary schools.

Keywords: teaching, Congress, conference, delegate, education, school, County Council, school district.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.