Кальсина А. А. Пермский учительский союз в дни февральских событий // Вестник Прикам-ского социального института. 2017. № 3 (78). C. 136-141.
Kalsina A. A. Perm Teacher's Union in the February events of 1917. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 3 (78). Pp. 136-141. (In Russ.)
УДК 94(470+571)«17/1917»:37.014.3
А. А. Кальсина
Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь, Россия
ПЕРМСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ В ДНИ ФЕВРАЛЬСКИХ СОБЫТИЙ
Кальсина Алла Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и практики управления.
Е-mail: kalsina.alla@mail.ru
В статье раскрывается общественная активность пермского учительства и учащихся в первые месяцы революции 1917 г. В это время был образован Пермский учительский союз как профессиональная организация педагогов, созданы ученические организации, разработаны новые принципы управления школой.
Ключевые слова: реформа школы, учительство, революция 1917 г., Пермский учительский
союз.
A. A. Kalsina
Perm Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Perm, Russia
PERM TEACHER'S UNION IN THE FEBRUARY EVENTS OF 1917
Kalsina Alla A. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice Management.
The article reveals the public activity of the Perm teachers and students in the first months of the Revolution of 1917. At that time, the Perm Teacher's Union was formed as a professional organization of teachers, student organizations were created, and new principles of school management were developed.
Key words: school reform, teaching, the Russian revolution of 1917, Perm Teacher's Union.
События февраля 1917 г. поставили на повестку дня множество вопросов, в том числе вопросы, связанные с реформой школы.
Распущенный после революции 1905-1907 гг. Всероссийский учительский союз (ВУС) в дни февральских событий возобновил свою деятельность. К осени 1917 г. он объединял более 60 % учительства страны [8, с. 263]. Действия ВУСа были направлены на проведение коренной реформы образования снизу, на защиту профессиональных прав, борьбу за улучшение материального положения и правовую защищенность учительства.
© Кальсина А. А., 2017
Пермское учительство объединилось в профессиональную корпорацию - Пермский учительский союз (ПУС), став при этом региональным филиалом ВУСа. Вскоре был принят Временный устав организации, в котором провозглашались следующие задачи: борьба за реорганизацию дела народного образования в России на основе демократизации и децентрализации; передача дела народного образования органам местного самоуправления; введение обязательного бесплатного начального обучения; отказ от изучения Закона Божьего; установление свободы преподавания; отмена цензуры учебников; уничтожение всех ограничений и привилегий в области образования, связанных с полом, национальностью, вероисповеданием, сословностью1. В Уставе Пермского учительского союза были записаны основные функции новой организации: защита правовых интересов учителей и оказание им юридической помощи; содействие педагогическим обществам; организация кассы взаимопомощи; ведение статистики по вопросам школьной жизни и деятельности учительской организации2.
Пермские учителя активно обсуждали перемены в стране, считая своей миссией разъяснение населению смысла происшедшего переворота. Предлагалось обратить особое внимание на воспитание учащихся в духе гражданственности и объединиться в корпорации не только учительству, но и учащимся. Были высказаны позиции по некоторым политическим вопросам: всемерная поддержка Временного правительства, установление в России демократической республики, продолжение войны до победного конца. Главной задачей ближайшего времени являлось создание школы на новых принципах: демократизации, децентрализации, введении выборного начала и передачи школьного дела в руки общественных организаций губернии3.
В конце марта 1917 г. в Перми состоялось общее собрание пермского учительства. В этот день в пермской прессе было опубликовано обращение к учителям Пермской губернии. В нем говорилось о широких возможностях и свободе, которые предоставила Февральская революция российскому учительству. В сложившихся условиях основной задачей было закрепить в сознании народа новое государственное устройство, подготовить население к выборам в Учредительное собрание и защитить свои профессиональные интересы [3].
То, что произошло далее, в екатеринбургских газетах было названо «Педагогической революцией в Перми!». На заседании Учительского союза 26 марта 1917 г. был поставлен вопрос о выборности всех административных лиц в Оренбургском учебном округе. Для решения этого вопроса в ближайшее время предлагалось организовать учительский съезд в Уфе. Однако главным вопросом обсуждения стала деятельность директора народных училищ А. П. Раменского, который занимал эту должность уже более 27 лет и внес положительный вклад в дело народного просвещения Пермской губернии. Еще в 90-е гг. XIX в. А. П. Раменский развернул большую работу по подготовке и введению в губернии всеобщего начального обучения. Активно занимался проблемой подготовки педагогических кадров для начальной школы, ходатайствовал перед губернским земством об открытии педагогических классов и курсов для учителей начальной школы.
Когда в марте 1917 г. общественная жизнь в городе забурлила, деятельность А. П. Ра-менского стала восприниматься как явление старого монархического порядка. Большинство учителей рассматривали А. П. Раменского как консерватора, мешающего преобразованию школьного дела. Парадоксально, но Раменский был знаком с отцом В. И. Ленина, сын
1 Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. Р-119. Оп. 1. Д. 154. Л. 1.
2 ГАПК. Ф. Р-119. Оп. 1. Д. 154. Л. 3.
3 ГАПК. Ф. Р-119. Оп. 1. Д. 154. Л. 63.
и племянники Раменского были большевиками, сам он считался либералом. После отставки в Перми он уехал в Симбирск, где получал от советской власти персональную пенсию.
А. П. Раменскому были высказаны серьезные претензии. В годы революции (1905— 1907) лучшие народные учителя были отстранены от работы. Были случаи преследования учителей, некоторым педагогам пришлось уступить служебное место родственникам Раменского. В итоге собрание постановило удалить А. П. Раменского с поста директора народных училищ. В постановлении собрания было записано: «Удаление А. П. Раменского не кара и не суд. Устранение есть акт общественной необходимости, Раменский не может искренне работать на пользу нового строя». В итоге при голосовании за отставку А. П. Раменского выступили 95 человек, восемь человек - против и 21 человек воздержался1.
Лично А. П. Раменскому была послана гневная телеграмма следующего содержания: «...в виду вредного характера Вашей деятельности в деле развития народной школы, общее собрание Пермского Учительского союза предлагает Вам подать в отставку»; такие же телеграммы получили окружные инспектора С. Г. Сироткин и М. А. Мирониев [2].
Телеграмма была отправлена и министру А. А. Мануйлову с предложением принять меры в отношении полной реорганизации окружного управления и введения нового управления на началах коллегиальности. Вопрос о перевыборах директоров и инспекторов временно предлагалось возложить на педагогические корпорации учебных заведений, родительские комитеты и попечителей, субсидирующих школы2.
Ряд радикально настроенных учителей (их было большинство) считали, что приступить к перевыборам начальствующих лиц и педагогического персонала необходимо немедленно. Однако умеренно настроенные предлагали дождаться общеимперского закона. И действительно, вскоре это решение ПУСа было аннулировано, т. к. побывавший на учительских съездах в Москве и Петрограде делегат и лидер Пермского учительского союза Н. Н. Савинов заявил, что вопрос о переизбрании педагогов и тем более начальствующих лиц даже не звучал на съездах3. Таким образом, пермские педагоги в первые месяцы революции проявили небывалую активность и продемонстрировали готовность к радикальным преобразованиям школьной системы. Но это был кратковременный всплеск, впоследствии сменившийся пассивностью.
Подъем общественной активности и формирование на этой волне различного рода общественных организаций охватил не только педагогов, но и учащихся. В Петрограде, например, в первые дни марта было создано объединение пятидесяти учебных заведений, которое вскоре преобразовалось в Союз учащихся Петрограда. Союз учащихся обратился с призывом к учащимся всей России, в котором говорилось, что «в свободной России создается свободная школа. Такая школа не мыслима без самодеятельности учащихся и сочувственного их отношения к будущей реформе школы»4.
В Перми объединение учащейся молодежи произошло 9 апреля 1917 г. В Кирилло-Мефодьевском училище по инициативе общества «Светлая юность» состоялось собрание учащихся старших классов. Участников было 300 человек. К учащимся впервые обратились как к свободным гражданам свободной страны. Собрание приветствовали представители различных общественных организаций города (комитета общественной безопасности, городского родительского комитета, «Общества содействия начальному образованию», университетского студенчества). Центральным был вопрос о создании городской ученической организации на основе принципа самоуправления [2].
1 ГАПК. Ф. Р-119. Оп. 1. Д. 154. Л. 57.
2 ГАПК. Ф. Р-119. Оп. 1. Д. 154. Л. 74.
3 ГАПК. Ф. Р-119. Оп. 1. Д. 154. Л. 79.
4 ГАПК. Ф. Р-119. Оп. 1. Д. 154. Л. 64.
17 апреля 1917 г. состоялось собрание представителей учащихся старших классов средних учебных заведений г. Перми. Обсуждали вопрос о том, в какую форму должны вылиться самодеятельность и объединение учащихся. Была намечена программа действий: единение, взаимопомощь, самообразование, самоуправление, физическое развитие, участие в деле пропаганды идей нового строя.
18 апреля 1917 г. в первой мужской гимназии был открыт кружок самообразования. В него вошли около двухсот учащихся. Перед гимназистами выступили профессора пермского университета И. Я. Шнейдер и М. З. Птуха с лекциями о ситуации в России после падения самодержавия и причинах Мировой войны [4].
В конце апреля 1917 г. в пермской Мариинской гимназии состоялся диспут о самоуправлении и политических правах старшеклассников, о праве на подачу петиций и представительстве учащихся в педагогических советах, о выпуске общегородского ученического журнала [6]. Редактором городского ученического журнала «Молодые побеги» был избран один из членов Пермского учительского союза, преподаватель русского языка Алек-сеевского реального училища Л. Г. Потоцкий [1, с. 56].
Отношение учителей к ученическим организациям было далеко не всегда положительным. Одни педагоги были принципиальными противниками любой самодеятельности школьников, другие с ужасом вспоминали жесткую борьбу учеников в 1905 г., третьи предрекали неизбежную политизацию ученических объединений.
В мае 1917 г. в Мотовилихе, одном из районов г. Перми, возник Союз учащейся молодежи, объединивший 267 человек. В круг мероприятий союза входило устройство лекций, литературных вечеров, экскурсий. Члены союза занимались самообразованием. Кроме того, они объединились в артель, в которой работали 70 учащихся. Артель производила тетради, и на вырученные средства союз существовал1. Ученические союзы сразу же были взяты под опеку государственными структурами и общественными организациями. При этом их объединяло стремление не допустить стихийности в деятельности ученических объединений и направить их в позитивное русло [11, с. 129].
Тогда же, в мае 1917 г., в Москве состоялся Всероссийский съезд учащихся средних учебных заведений, на котором присутствовали 150 представителей от 65 организаций из 59 городов России. Основная часть союзов учащихся ставила задачу реформирования школы. Съезд учащихся выразил мнение, что образование должно быть всеобщим, обязательным, бесплатным; в школе необходимо ввести трудовое начало, автономию, самоуправление учащихся и преемственность разных ее ступеней. Съезд высказался за переработку учебных программ, за факультативное изучение Закона Божьего и латинского языка, за отмену балльной системы и экзаменов, за право учащихся входить в педагогические советы школ. Родительским комитетам должно быть предоставлено право решающего голоса. Это было не стихийное, а организованное при помощи государственных структур и общественных организаций мероприятие [1, с. 107].
После всплеска революционной активности учительства и учащихся последовал этап организационного строительства учительских корпораций.
В апреле 1917 г. прошли два Всероссийских учительских съезда, на которые Пермский учительский союз направил своих делегатов. В Москве обсуждался вопрос об отношении учительства к Мировой войне. В большинстве своем российское учительство заняло по этому вопросу оборонческую позицию. Мобилизация учителей тяжело отразилась на работе школ, заметно ухудшилось материальное положение семей педагогов. Главной темой обсуждения на съезде в Петрограде оставалась ожидавшаяся реформа школы.
1 ГАПК. Ф. Р-210. Оп. 1. Д. 39. Л. 15.
140
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Выступая накануне, министр народного просвещения Временного правительства А. А. Мануйлов изложил принципы, на основе которых министерство намеревалось строить школьное дело: «Демократизация, децентрализация и свобода». Конкретные меры совпадали с требованиями ВУСа: 1) преемственность всех ступеней школы; 2) общедоступность школы не только формальная, но и фактическая; 3) реорганизация управления школы на выборных началах при широком участии учителей; 4) перевод внешкольного образования на государственное обеспечение; 5) улучшение материального положения учительства; 6) необязательность изучения Закона Божьего [9, с. 4]. Апрельские Всероссийские учительские съезды аккумулировали первые отзвуки свободной педагогической мысли и объединили общностью целей разрозненные самопроизвольно образовавшиеся учительские организации.
Вслед за Всероссийскими съездами следующей волной прошли учительские съезды в регионах. В Перми на май 1917 г. было намечено сразу несколько съездов: учителей высших начальных училищ, учителей Пермского уезда, Союза учителей г. Перми и Губернский учительский съезд. Первоначально каждая группа учителей собиралась обсуждать свои насущные проблемы, но в узком корпоративном кругу. Однако благоразумие возобладало, 5 мая 1917 г. в Перми собрался общий учительский съезд, объединивший все учительство губернии.
Программа съезда включала вопросы о Всероссийском учительском съезде, об организации Губернского учительского союза и уездных учительских обществ, о роли учительства в подготовке Учредительного собрания, о программах начальной школы и материальном положении школ и учителей [5].
Вместо старой структуры - Дирекции народных училищ - был избран состав Губернского комиссариата по народному образованию, в него вошли преподаватели учебных заведений из различных уездов Пермской губернии.
Уже 14 мая 1917 г. состоялось первое заседание совета Губернского комиссариата по народному образованию [10, с. 72]. Съезд организовал специальную комиссию по реформе школьного управления в составе 35 человек - представителей разных типов школ Пермской губернии. Комиссия рассмотрела и выявила отрицательные стороны прежней школьной жизни и выработала основные принципы, на которых должна строиться новая школа. Учителя критиковали принцип единоначалия, которым руководствовались директора учебных заведений, часто самолично, без участия педагогического совета решая многие хозяйственные вопросы,. К примеру, иногда дирекция не могла найти деньги на школьную библиотеку или пособия, но деньги всегда находились на личные нужды директора.
Критике была подвергнута и деятельность родительских комитетов, которые рассматривали себя как орган, контролирующий деятельность педагогов, нередко превращаясь в принципиальную оппозицию учительству. Среди недостатков была названа излишняя централизация школьного управления, когда школа вынуждена жить «по точному смыслу циркуляров», которые часто запаздывали и уже не соответствовали текущему моменту [7, с. 3-5].
Далее комиссией были выработаны принципы, на которых предполагалось строить управление новой школой. Главным провозглашался принцип единства школы (школы разных ступеней и типов должны быть уравнены в правах и программах) и принцип децентрализации и автономии школы (вопросы школьной жизни должны решаться на уровне либо губернии, либо уезда). Считалось, что децентрализация позволит приблизить школу к интересам местного населения и придаст ей жизненный характер. Роль государства и вмешательство его в дела школы должны быть понижены.
В создании новой школы должны были принять участие все местные силы: земские, городские, волостные, сельские самоуправления, педагогические корпорации, родительские организации, органы внешкольного образования, представители местной интеллигенции, сами учащиеся. Все они должны были слиться в «единый стройный хор, ответственный за ход школьной жизни». Комиссия также выступила за широкое участие семьи в жизни школы на основе взаимопонимания и сотрудничества.
Для постоянного руководства школьной жизнью необходимо было создать исполнительные комитеты, которые должны были заменить директоров учебных заведений. Функции прежних директоров (административно-педагогическую, канцелярскую и хозяйственную) предлагалось разделить между несколькими лицами исполнительного комитета школьного совета [7, с. 7]. На основе принципов, выработанных комиссией губернского съезда, определялись основные методы управления новой школой в Пермской губернии.
Таким образом, губернский съезд в Перми продемонстрировал временное объединение сил уездного, городского и губернского учительства, но полного слияния учительских интересов в рамках одной общей организации на тот момент пока не произошло.
Развитие революционных событий, общая демократизация жизни страны, стремление ускорить процессы реформирования российской школы привели к существенному подъему общественной активности и учителей, и учащихся. Февральские события пробудили у педагогической общественности давно зревшую надежду на обновление системы образования.
Библиографический список
1. Балашов Е. М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг. Становление «нового человека». СПб., 2003.
2. Вестник Пермского края. 1917. № 3.
3. Вестник Пермского края. 1917. № 16.
4. Вестник Пермского края. 1917. № 20.
5. Вестник Пермского края. 1917. № 23.
6. Вестник Пермского края. 1917. № 34.
7. Доклад комиссии по реформе школьного управления. Пермь, 1917.
8. Знаменский О. М. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль - март 1917 г.). Л., 1988.
9. Народная свобода. 1917. № 86.
10. Пермская земская неделя. 1917. № 21.
11. Поздняков А. Н. Государство и общество в реформировании российского школьного образования: Исторический опыт взаимоотношений в конце XIX - начале XXI в.: дис. ... докт. ист. наук. М., 2006.