Научная статья на тему 'Учительская среда как источник формирования краеведческих кадров в российских губерниях во второй половине XIX начале XX в'

Учительская среда как источник формирования краеведческих кадров в российских губерниях во второй половине XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Первушкин B. И.

В статье впервые представлен анализ социального состава, образовательного и культурного уровней провинциального учительства как особой общественной среды и показана его роль в становлении исторического краеведения в Пензенской и Тамбовской губерниях во второй половине XIX начале XX в. Данный процесс проиллюстрирован историко-педагогической деятельностью В.X. Хохрякова, В.А. Ауновского и П.И. Пискарева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's Environment as One of the Components of Regional Studies Specialists Formation in Penza and Tambov Provinces in the Second Half of XIX, Beginning of XX Centuries

For the first time in the article the analysis of social structure, educational and cultural levels of provincial teachers as a specific social milieu is presented. Also the article shows their role in the formation of historic regional studies in Penza and Tambov provinces in the second half of XIX, and at the beginning of XX centuries. The given process is illustrated by historic and pedagogic activity of V.F. Hokhryakov, V.A. Aunovsky and P.I. Piskarev

Текст научной работы на тему «Учительская среда как источник формирования краеведческих кадров в российских губерниях во второй половине XIX начале XX в»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЬСКАЯ СРЕДА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКИХ ГУБЕРНИЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

В. И. Первушкин, доцент кафедры новейшей истории России и краеведения Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского

В статье впервые представлен анализ социального состава, образовательного и культурного уровней провинциального учительства как особой общественной среды и показана его роль в становлении исторического краеведения в Пензенской и Тамбовской губерниях во второй половине XIX — начале XX в. Данный процесс проиллюстрирован историко-педагогической деятельностью В. X. Хохрякова,

В. А. Ауновского и П.. И. Пискарева.

Грандиозные реформы, произошедшие в России в 1 860—1870-х гг., не могли не затронуть и образовательную систему Устав 1864 г. сделал российскую школу всесословной. В нее допускались дети всех сословий независимо от звания и вероисповедания. Университетская аудитория, ранее замкнутая, стала доступна для всех и наполнилась самым разнообразным составом слушателей.

Видная роль выпала с 1860-х гг. на долю той пестрой общественной группы, которую называют разночинской. Она начала задавать тон в среде русской интеллигенции, вовлекая в сферу своего идейного влияния выходцев из других слоев общества.

Основная масса людей, затронутых модными тогда радикальными идеями нигилизма, не пошла в экстремизм (к народовольцам, нечаевцам), а стала активно работать на благо народа, просвещение которого считалось делом насущно необходимым. Состав учительства России значительно пополнился талантливой, думающей молодежью.

Мы должны отчетливо представлять, что количество качественных школ — государственных гимназий и прогимназий России того времени — было невелико для огромной империи. Например, с 1882 по 1895 г. оно выросло с 133 до 167 при уменьшении числа учащихся с 65 751 до 62 863 чел. В реальных же училищах к 1882 г. учились лишь 17 674 чел.1

Наиболее образованная часть учительства, окончившая университеты и подготовленная к научно-исследовательской работе, преподавала в гимназиях. Именно на преподавателей гуманитарных предметов гимназий опирались в своей работе провинциальные краеведческие учреждения — губернские статистические комитеты (ГСК) и губернские ученые архивные комиссии (ГУАК).

Требования к учителям начальных школ и сельских училищ были незначительны, им соответствовали успехи учеников. По свидетельству Л. Д. Гошуляк, автора ряда работ по народному образованию Пензенской губернии, уровень обучения в народных училищах был весьма примитивен. Образование в большинстве случаев сводилось к обучению грамоте, причем лишь немногие учащиеся могли читать, а с пониманием читали единицы. Каждый учитель вел обучение «по своему разумению», не подозревая о существовании каких-либо дидактических и методических правил, обязательных для учителей. Такие выводы были сделаны выдающимся русским педагогом П. Ф. Каптеревым в результате анализа работы начальных школ и сельских училищ в Тамбовской губернии. Они применимы и к Пензенской губернии. Например, по данным Нижнеломовской земской управы, в 1857—1867 гг. в уезде обучались 4 490 детей, из которых на момент сбора сведений умели читать и писать

© В. И. Первушкин, 2006

317 чел., только читать — 335, или 14,5 % учившихся. Следовательно, для оставшихся 85,5 % пребывание в школе прошло почти бесследно2.

Как правило, учителя были неспособны к составлению элементарных исторических и этнографических описаний. Правда, уже к 1890-м гг. в уездах появились хорошо образованные учителя, успешно занимавшиеся краеведческой работой. И тем не менее ряды активных исследователей истории, археологии, этнографии родного края формировались в основном из учителей губернского центра.

Важную роль во многих ГСК играли инспекторы начальных училищ (входившие в их состав по должности) и директора гимназий. Нередко они увлекались краеведческой работой. Ярким примером может служить инспектор начальных училищ Пензенской губернии Владимир Харлампиевич Хохряков (1828—1916). Он родился в г. Вятке, окончил там гимназию и поступил в Казанский университет. Проработав три года преподавателем в Нижнем Новгороде, в 1854 г. В. X. Хохряков был переведен на должность старшего учителя русской словесности и истории в Пензенский дворянский институт. В Пензе он сразу же начал активную краеведческую работу, и в частности стал первым собирателем сведений, касающихся жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. Со временем у него образовалась большая коллекция неоценимых материалов о жизни поэта.

Работая инспектором начальных училищ Пензенской губернии, а затем директором основанной им же учительской семинарии, Владимир Харлампиевич одновременно был помощником председателя Пензенского губернского статистического комитета (ПГСК) и редактировал многие адрес-календари, памятные книги Пензенской губернии. Он возглавлял Пензенскую ученую архивную комиссию (ПУАК) с момента ее основания (1901) до 1911 г., а также приложил немало сил, чтобы открыть в Пензе

историко-археологическии музеи и начать издание «Трудов ПУАК». При этом В. X. Хохряков сыграл значительную роль в деле просвещения мордовского народа: увеличил число семинаристов из мордвы для преподавания в инородческих школах, ввел преподавание их языка, переводил на мордовский русские учебники для начальной школы, разрабатывал методические рекомендации.

В. X. Хохряков вел активную исследовательскую работу. Его перу принадлежат богатые историческими фактами с тщательным комментированием использованных источников труды: «Материалы по истории г. Пензы», «Строель-ная книга г. Пензы», «Открытие, упразднение и восстановление Пензенской губернии», «О сторожевых чертах в Пензенской губернии (в XVI—XVII вв.)», «Материалы для истории города Пензы».

Благодаря таким организаторам народного просвещения, как В. X. Хохряков, для образованных талантливых учителей занятия краеведением давали возможность служебного продвижения. Вместе с тем частные, любительские занятия научной работой становились делом престижным, общественно значимым. Развертывание системы научных обществ в России второй половины XIX в. означало создание параллельно с официальной университетской наукой системы и инфраструктуры общественной науки. Рядовыми (низовыми) сотрудниками в этой системе стали многие провинциальные учителя.

В Пензенской и Тамбовской губерниях значительное количество краеведов-любителей составляли учителя. Многие из них сегодня незаслуженно забыты и ждут своего исследователя. В это число входят В. А. Ауновский и П. И. Писка-рев.

Владимир Александрович Ауновский (1835 — 1875) родился в г. Вытегора Олонецкой губернии (ныне Вологодская область), окончил Вытегорское училище, а затем Новгородскую гимназию. В 1853 г. поступил, а в 1858 г. успешно окон-

чил физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге, после чего был назначен учителем естественных наук в Пензенский дворянский институт. Здесь он проработал до 1862 г. Обладая острым умом и педагогическими способностями, молодой Ауновский быстро выдвинулся в число лучших учителей этого учебного заведения. В Пензе он начал заниматься этнографическими исследованиями, проводил археологические раскопки в районе с. Рыбкина Краснослободского уезда (ныне Республика Мордовия).

Из Пензы Владимир Александрович переехал в Симбирск, служил инспектором гимназии, исполнял обязанности секретаря ГСК, также был членом статистических комитетов нескольких губерний. В 1870 г. он был избран делегатом Всероссийского съезда секретарей ГСК и Международного статистического съезда. В 1872 г. возглавил учительскую семинарию в с. Порецком Симбирской губернии (ныне Республика Чувашия).

В свободное от службы время В. А. Ауновский писал корреспонденции и статьи по проблемам этнографии в местные и центральные издания. Так, в «Пензенских губернских ведомостях» и «Симбирском сборнике» были опубликованы статьи: «Краткий этнографический очерк Мещеры», «Село Промзино в 1739 году по отказным книгам Алатырского уезда и сравнение его с нынешним», «Инородческие населенные места Симбирской губернии». Опираясь на собственные исследования, проведенные в Пензенской и Симбирской губерниях, краевед опубликовал большую статью «Этнографический очерк мордвы-мокши». В ней описаны свадебные обряды, посиделки, колядки, проводы весны, приведены тексты песен, дан «Краткий словарь мордвы-мокши и параллели со словарем мордвы-эрзи».

В 1874 г. Владимир Александрович был назначен директором вновь открываемой учительской семинарии в Пскове, однако проработав там всего не-

сколько месяцев, безвременно скончался от подтачивавшей его болезни 23 февраля 1875 г.

Известный тамбовский краевед П. И. Пискарев (1821—1904) родился в с. Благодать Ефремовского уезда Тульской губернии. По окончании Полтавской духовной семинарии поступил в Петербургский университет, который спустя два года из-за недостатка средств был вынужден оставить. В 1844 г. начал служебную деятельность в качестве учителя русского языка в уездном училище г. Макарьево Нижегородской губернии, затем г. Арзамаса той же губернии (ныне Нижегородская область). В 1849 г. он переехал в Нижний Новгород, где познакомился с известным русским писателем, исследователем мордовского народа П. И. Мельниковым-Печерским и составителем знаменитого словаря русского языка В. И. Далем. По свидетельству А. А. Щеголева, значительная часть материала, положенного в основу словаря, была предоставлена автору Писка-ревым3. В 1850 г. П. И. Пискарев был избран членом-сотрудником комиссии для разбора и публикации древних актов Нижегородской губернии. Не получив удовлетворения от канцелярской работы, в 1851 г. он вернулся на педагогическое поприще в качестве смотрителя уездных училищ в г. Лебедяни, Козлове и Темникове Тамбовской губернии (ныне Липецкая, Тамбовская области, Республика Мордовия) и одновременно продолжил краеведческую деятельность. Результаты своих исследований автор иногда публиковал в памятных книжках Тамбовской губернии под псевдонимами Н. Рейтаров и А. Киреев.

В 1874 г. П. И. Пискарев вышел в отставку и поселился в Тамбове, целиком посвятив себя разбору документов губернских архивов. С открытием Тамбовской ученой архивной комиссии (ТУАК) он стал одним из наиболее активных ее членов. Основную задачу местного научного общества краевед видел в сохранении губернских архивов,

однако принимал участие и в археологических исследованиях. Результаты своей работы он публиковал в Нижегородских и Тамбовских губернских ведомостях, «Тамбовских епархиальных ведомостях», «Известиях ТУАК». Одной из лучших работ П. И. Пискарева стало «Собрание материалов для истории западного края Тамбовской губернии и епархии».

Деятельность видного провинциального архивиста не осталась не замеченной центральными научными учреждениями. В 1853 г. Академия наук выразила П. И. Пискареву признательность за собранные образцы русской народной словесности. В 1892 г. за усердие и труды в пользу науки он был награжден двумя орденами Станислава.

Рассматривая учительскую среду второй половины XIX — начала XX в. как источник формирования краеведческих кадров, мы можем сделать следующий вывод: учительство дало немалое число краеведов-исследователей, совершенствовавшихся в течение многих лет в своей научной работе. Лучшие из них стали историками-профессионалами — пусть не по роду своей основной служебной деятельности, а в силу личной увле-

ченности, талантливости и многолетнего самообразования. Но в основной своей массе они все же оставались истори-ками-любителями. Краеведов этого поколения отличали альтруизм и огромное трудолюбие, бескорыстие и горячая увлеченность историей родного края, интерес к крестьянству, которое они под влиянием народничества несколько идеализировали. Во всей их деятельности ощущалась просветительная направленность. Занятия наукой не являлись для них самоцелью, а были ценны тем, что могли помочь просвещению многомиллионного и неграмотного крестьянства России. Из вышеизложенного вытекают многие особенности работ местных историков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Рождествепский С', В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения / С. В. Рождественский. СПб., 1902. С. 643.

2 См.: Гошуляк Л. Д. Становление и развитие системы народного образования в Пензенской гу* бернии / Л. Д, Гошуляк // Очерки истории народ* ного образования Пензенского края. Пенза, 1997.

С. 140—141.

* См.: Щеголев А. А. Материалы для библиографии Тамбовской губернии / А. А. Щеголев. Тамбов, 1900 — 1901. Вып. 1—2. С. 82.

Поступила 07.07.06.

НАЧАЛЬНОЕ КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОРДОВИИ В 1975—1990 гг.

(обучение, практика, воспитание)

О. Б. Кевбрина, зав. кафедрой отечественной истории и теории кооперативного движения Саранского кооперативного института

РУК, доцент

В статье раскрывается опыт начальной профессиональной подготовки и повышения квалификации работников массовых профессий, накопленный кооперативной школой Мордовии. Доказывается, что этот опыт может быть переосмыслен и творчески использован в современный период реформирования образования.

В истории российского образования профессий, в частности на территории

накоплен значительный опыт начальной Мордовии. Этот опыт нуждается в непрофессиональной подготовки и повыше- реосмыслении, особенно сегодня, когда

ния квалификации работников массовых система образования в очередной раз

© О. Б. Кевбрина, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.