Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ ПРЕОБРАЖЕНСКИХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦГАСО)'

УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ ПРЕОБРАЖЕНСКИХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦГАСО) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учительская династия / Преображенские / провинциальное учительство / конец XIX-начало XX в. / образование в Самарской губернии / teacher dynasty / Preobrazhenskys / provincial teaching / late 19th and early 20th centuries / education in Samara province

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сумбурова Елена Ивановна

Изучение семейной профессиональной преемственности является актуальным направлением в современных междисциплинарных исследованиях. В статье рассматривается учительская династия Преображенских, живших в Самарском крае в конце XIX начале XX в. Автор анализирует состав семьи, педагогический стаж и место работы каждого из членов семьи, выбравших преподавание делом своей жизни. Отмечается, что деятельность Преображенских на учительском поприще была высоко оценена не только учениками, но и их родителями, коллегами и учебным начальством. Анализ архивных материалов в итоге позволил прийти к выводу о значимом вкладе семьи Преображенских в развитие образования в Самарском крае на рубеже XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREOBRAZHENSKY DYNASTY OF TEACHERS (BASED ON MATERIALS OF THE CENTRAL S TATE ARCHIVE OF SAMARA OBLAST)

The article is devoted to the Preobrazhensky dynasty of teachers who lived in the Samara region at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries. The author analyzes the family composition, teaching experience and place of work of each of the family members who have chosen teaching as their life’s work. The activities of the Preobrazhenskys in the teaching field were highly appreciated not only by pupils, but also by their parents, colleagues and educational authorities. Analysis of archival materials led us to the conclusion about the significant contribution of the Preobrazhensky family to the development of education in the Samara region at the turn of the 19th and 20th centuries.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ ПРЕОБРАЖЕНСКИХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦГАСО)»

УДК 94 (470)

УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ ПРЕОБРАЖЕНСКИХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦГАСО)

© 2023 Е.И. Сумбурова Самарский государственный экономический университет

Статья поступила в редакцию 27.10.2023

Изучение семейной профессиональной преемственности является актуальным направлением в современных междисциплинарных исследованиях. В статье рассматривается учительская династия Преображенских, живших в Самарском крае в конце XIX - начале XX в. Автор анализирует состав семьи, педагогический стаж и место работы каждого из членов семьи, выбравших преподавание делом своей жизни. Отмечается, что деятельность Преображенских на учительском поприще была высоко оценена не только учениками, но и их родителями, коллегами и учебным начальством. Анализ архивных материалов в итоге позволил прийти к выводу о значимом вкладе семьи Преображенских в развитие образования в Самарском крае на рубеже XIX-XX вв. Ключевые слова: учительская династия, Преображенские, провинциальное учительство, конец XIX- начало XX в., образование в Самарской губернии. Б01: 10.37313/2658-4816-2023-5-4-37-44 ББЫ:ЭББШЬ

Изучение семейной профессиональной преемственности является актуальным направлением в современных междисциплинарных исследованиях. Научным сообществом рассматриваются экономические, социологические, философские, психологические и исторические аспекты формирования профессиональных династий1. Среди публикаций, посвященных этой проблеме, значительное место занимают работы о педагогических династиях в российской провинции2.

В Самарской губернии конца XIX - начала XX в. большой известностью и уважением среди населения пользовались учителя из рода Преображенских, внесшие заметный вклад в развитие социокультурного пространства региона. В основе нашего исследования лежат архивные материалы, опубликованные источники и воспоминания современников, знавших Преображенских.

Преображенские были уроженцами Нижегородской губернии, но по ряду причин

Сумбурова Елена Ивановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории. E-mail: elena-sumburova@yandex.ru

переехали в Самару. Первым на самарской земле оказался Павел Александрович Преображенский (1858-1942). В 1883 г. после окончания Казанской духовной академии решением Синода он был распределен в Самарскую духовную семинарию, где прослужил учителем церковной истории, немецкого и французского языков 26 лет. За безупречную службу П.А. Преображенский был награжден орденом Святой Анны 3-й степени3. В 1905-1918 гг. он также давал уроки истории в частной женской гимназии Нины Андреевны Хардиной, а в 1909-1918 гг. - в Самарском коммерческом училище.

После революции Павел Александрович был приглашен в только что созданный Самарский университет, где читал лекции и вел практические занятия по курсам «История русской церкви», «Ранняя история Среднего и Нижнего Поволжья», «Старообрядчество и сектантство», «Самарский край в географическом отношении», «История первобытной культуры», «Этнология» и «Этнография Поволжья». В 1920-1930-е гг. П.А. Преображенский преподавал в Самар-

ском сельскохозяйственном институте, на Высших курсах краеведения и в русском педагогическом техникуме4. Всего педагогический стаж Павла Александровича составил почти 60 лет.

Об учительской деятельности П.А. Преображенского сохранились воспоминания его учеников, отзывы коллег и родителей. Приведем лишь один отрывок из поздравления семинаристов: «Под всей Вашей многолетней деятельностью можно было бы надписать: это была великая, благородная работа бескорыстного труженика, не всегда вознаграждавшаяся успехами, работа кропотливая, на которую затрачено много терпения, здоровья и нравственной силы; работа, не получившая надлежащей оценки от тех, кому дано право ценить и расценивать, работа в духовно-учебном ведомстве, на почве самой неблагодарной, заросшей густым, колючим терновником; работа над умами и сердцами семинаристов»5.

Вслед за старшим братом в 1887 г. из Нижегородской губернии в Самарскую перевелась его младшая сестра, учительница начальной школы, Мария Александровна Преображенская (1861 - после 1940). Она окончила Нижегородское епархиальное женское училище (1878) и к моменту переезда учительствовала уже почти 10 лет. Сначала Мария Александровна получила назначение в Смышляевскую земскую школу Самарского уезда, а в 1896 г. - в Воскре-сенское училище того же уезда6. Педагогическая деятельность М.А. Преображенской была отмечена учебным начальством серебряной медалью «За усердие». Инспектор народных училищ Самарского уезда Иван Семенович Клюжев в своем отчете за 1891 г. отмечал «большую любовь, живой интерес и усердие к своим обязанностям» учительницы Смышляевского училища Преоб-раженской7. В 1900 г. М.А. Преображенская была переведена в Самару в земское приходское женское училище. С 1905 г. она стала заведовать Пушкинским двухклассным женским земским училищем и вести уроки гимнастики во 2-й женской гимназии8.

В итоге учительский стаж Марии Александровны составил 40 лет.

В 1889 г. в Самарскую губернию переехала вся большая семья Преображенских. Смене места жительства предшествовал конфликт, случившийся между главой рода, протоиереем Александром Михайловичем Преображенским (1830-1902), и новой начальницей Нижегородского епархиального женского училища Марией Ивановной Си-манской. У Александра Михайловича был богатый педагогический опыт, ведь он преподавал в различных учебных заведениях духовно-учебного ведомства с 1855 г. и воспитал 9 собственных детей. Разногласия с руководством касались методов преподавания в епархиальном училище. Александр Михайлович был известен своим демократизмом и в отношении к детям, и в преподавании. В одном из писем к сыну Павлу А.М. Преображенский так определил свою позицию по поводу ситуации, сложившейся вокруг русской школы в 1880-е гг.: «Я против этого чиновничьего, вылощенного бесчувственного тупого притеснения детства и юности, против этих благоглупых, с научной подкладкой учебников, против злоупотребления этим генетическим способом преподавания»9.

По его мнению, обучение и воспитание в России должны строиться на принципе свободы - «сколь возможно менее принудительных мер, ... точка отправления или почва для обучения и воспитания - не умственная техника с первейшей целью вбивания познаний, а свободное убеждение обучающихся в полезности знаний, или, по крайней мере, сердечное расположение к умственному труду»10. М.И. Симанская опасалась иметь в коллективе преподавателя с такими взглядами, к тому же пользовавшегося большим авторитетом среди коллег и воспитанниц, и инициировала ревизию училища. По результатам проверки 24 июня 1888 г. Священный Синод издал указ об увольнении со службы инспектора классов Нижегородского епархиального женского училища протоиерея Преображенского «в

виду охранения училища от дальнейшего расстройства, какое зависело, с одной стороны, от неправильного положения, занятого инспектором, как в отношении к начальнице, так и вообще к ходу дел по учебной, воспитательной и экономической частям»11.

После скандала А.М. Преображенский не захотел оставаться в Нижнем Новгороде и, поддержанный членами семьи, попросил перевода в Самарскую епархию. Мы думаем, что главным аргументом при выборе нового места жительства было то, что здесь служили его старшие дети - Павел и Мария. В 1889 г. Александр Михайлович получил приход в с. Верхнее Санчелеево Ставропольского уезда и был назначен законоучителем в местное начальное училище. В 1892 г. он открыл в селе школу грамоты для 54 девочек, где бесплатно преподавал Закон Божий, обязательный школьный предмет того времени. Епископ Самарский и Ставропольский Гурий высоко ценил заслуги А.М. Преображенского как по церковному, так и по учебному ведомству, и, как только представилась возможность, перевел его на более статусное место - в город Бузулук на должность протоиерея Бузулукского Тихвинского женского монастыря. Александр Михайлович и здесь не оставил педагогической практики. Был членом Бузулукского епархиального училищного совета, исполнял обязанности наблюдателя церковноприходских школ уезда, преподавал Закон Божий в одноклассной церковно-приход-ской школе при монастыре и заведовал им же учрежденной двухклассной церковноприходской школой при железнодорожной станции «Бузулук»12. По отзыву заведующего монастырской школой, священника Василия Афонского, А.М. Преображенский был опытным педагогом и редким знатоком детской души, и «на долю монастырской школы выпало редкое счастье быть руководимой, в течение 10 лет, ревностными и опытными деятелями»13. Всего же Александр Михайлович посвятил школьному образованию около 50 лет своей жизни и считал его не менее важным делом, чем

пастырская деятельность. В письме к Павлу Александровичу, только что начавшему свою службу в духовной семинарии, он писал: «Итак, ты педагог, третий просветитель юношества из нашей семьи. Эти итоги я подвожу с большим самоудовлетворением, чем итоги чинов, жалованья и имений. Не хочу заражать вас этим, но мне предоставьте продолжать мои заблуждения, с которыми дожить до старости успокойства от общественной службы...»14.

Педагогами в семье Преображенских были и другие члены семьи. Например, старший сын - Алексей Александрович Преображенский (1855-1920), окончивший Нижегородскую духовную семинарию (1877), а затем Санкт-Петербургскую духовную академию (1881), принял священнический сан и по распределению Синода начал службу в Калужской духовной семинарии. Здесь он прошел путь от преподавателя до ректора (1909-1918)15.

Младший сын - Иван Александрович Преображенский (1878-1956), в будущем крупный советский ученый, доктор геолого-минералогических наук, после окончания Юрьевского университета в 1905-1909 гг. преподавал географию, естествоведение и физику в самарской частной женской гимназии Н.А. Хардиной16. После революции он был профессором геологии во Владивостокском, а затем в Азербайджанском политехническом институте, но положение дел в советской высшей школе в 1920-1930-е гг., по его собственному выражению, было ему «не по нутру». В письме к Павлу Александровичу он охарактеризовал его крылов-ской цитатой: «Они немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут». Его не устраивали такие нововведения, как повсеместно навязываемая партийность высшего образования - все должны были состоять в какой-либо организации: ВКП(б), комсомоле или профсоюзе; «пролетаризация» вузов, приведшая к снижению образовательного уровня студентов; чистка профессорско-преподавательского состава. И.А. Преображенский писал: «Думаю, что вместе с плеве-

лами пострадает и пшеница»17. В результате он решил сосредоточиться исключительно на научной сфере деятельности, что ему и удалось. Он стал первооткрывателем крупнейших в мире залежей калийных и магниевых солей в Верхнекамском районе Пермской области, а также Чусовского нефтяного месторождения, разработка которого положила начало открытию и освоению Волго-Уральской нефтеносной провинции18.

Учительскую профессию получила и младшая дочь Преображенских - Софья Александровна Преображенская, в замужестве Стрельцова (1876 - после 1941). После окончания Самарского епархиального женского училища Софья Александровна продолжила свое образование на историко-филологическом факультете Петербургских Бестужевских курсов (1904). Потом она служила учительницей в г. Нарве, в Петербурге в коммерческом училище М.А. Шидловской, в с. Михайловском Псковской губернии. После развода с мужем - учителем Владимиром Петровичем Стрельцовым, Софья Александровна вместе с дочерью вернулась к родственникам в Самару и продолжила учительствовать до выхода на пенсию19. Ее дочь - Софья Владимировна Стрельцова (1913 - после 1941) также получила педагогическое образование. Она обучалась в Ленинградском педагогическом институте, но о ее профессиональной деятельности ничего неизвестно20.

Отчасти педагогической практикой занимались и другие дети А.М. Преображенского - Александр и Екатерина. Александр Александрович Преображенский (1870 -после 1937) из-за неизлечимой болезни был прикован к инвалидному креслу и поэтому не смог окончить какого-либо учебного заведения. Его отец много с ним занимался и привил сыну любовь к чтению и самообразованию. В результате А.А. Преображенский кроме обычной школьной программы самостоятельно изучил греческий, латынь, немецкий, французский и итальянский языки, писал стихи, хорошо рисовал. Его услугами как репетитора пользовались пан-

сионеры, жившие в доме Преображенских. Александр успешно занимался подготовкой младшей сестры Софьи к поступлению в Самарское епархиальное женское училище и брата Ивана в Самарскую духовную семи-

нарию21.

Екатерина Александровна Преображенская (1866 - после 1923) после окончания Нижегородского епархиального женского училища тоже готовилась к учительской деятельности. Она планировала, как и старшая сестра Мария, стать учительницей в одной из начальных школ, но в скором времени вышла замуж за вдовца с двумя маленькими дочерями и, родив двух сыновей, стала домохозяйкой. Ее муж - Александр Павлович Надежин (1855-1921) тоже был учителем. Он преподавал теорию словесности и историю литературы в Самарской духовной семинарии и педагогику в 1-й Самарской женской гимназии. Педагогическая деятельность А.П. Надежина была отмечена государственными наградами - орденом Святой Анны 3 степени и Святого Станислава 2 степени. Александр Павлович по духу и жизненным принципам был близок Преображенским и быстро стал полноправным членом большой учительской семьи22.

Еще одним представителем династии Преображенских, на наш взгляд, можно считать племянницу Александры Ивановны Преображенской - жены Александра Михайловича - Екатерину Константиновну Слободскую (1857-1920). У нее рано умерли родители, и поэтому она много времени проводила в доме Преображенских. После переезда Преображенских в Самарскую губернию она тоже перевелась в Самару и заняла должность смотрительницы, а затем учительницы Алексеевского детского приюта. Ее продолжительный и усердный труд в системе народного образования был отмечен серебряной медалью «За усердие»23.

Преображенские были не просто учителями, преподающими свой предмет, они занимались воспитанием подрастающего поколения, разрабатывали авторские методики преподавания, издавали книги и при-

нимали активное участие в общественно-педагогической жизни Самары. Например, Александр Михайлович был автором обязательного для включения в ученические библиотеки епархиальных училищ пособия «Поучения, сказанные воспитанницам Нижегородского епархиального женского училища»24. Мария Александровна издала «Сборник примеров и статей для практического изучения правописания в народных школах»25. Павел Александрович опубликовал около 10 научных и научно-популярных работ по краеведению. Среди них «Очерк истории Самарского края», «Колонизация Самарского края», «Крестьянская реформа 1861 г. в Самарской губернии», «Поездка по Волге», «Про старую Самару» и др.26 Преображенские были активными участниками семейно-педагогического кружка, Самарского общества народных университетов, Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим Самарской губернии и др. организаций.

В заключение хотелось бы отметить, что самарское общество в лице Преображенских приобрело не только замечательных учителей, но и творческих личностей, энтузиастов российского просвещения, внесших значительный вклад в повышение образовательного и культурного уровня широких народных масс.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. напр.: Зиброва Е.А. Психология трудовых династий в контексте адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С. 166-171; Инженерные династии России: монография / науч. ред. В.А. Мансуров. М.: РОС, 2017. 331 с.; Исаев Д.П. Семейственность / династийность и практики государственного управления в истории России // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2019. № 4. С. 30-39; Панфилова Ю.С. Профессиональные династии в организации: репутационный ресурс или источник напряженности (на примере медицинской и академической профессиональных сфер) // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7. № 4. С. 157-166; Черняева К.О., Со-

рокина Н.В. Репрезентация профессиональных групп и династий в советском медиапростран-стве (по публикациям газеты «Известия» 19651980 гг.) // Известия Саратовского университета. Новая серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 2. С. 138-145. DOI: 10.18500/18189601-2020-20-2-138-145.

2 См. напр.: Бехтерева Л.Н. Из истории одной учительской династии // Клио. 2012. № 11 (71). С. 113-117; Дулесова Т.В. Профессия в наследство. Из личного фонда Евгентьевых-Си-нодских // Самарский край в истории России. Материалы Седьмой Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения П.В. Алабина. Вып. 7. Самара: Изд-во ГБУК «Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина», 2020. С. 400-403; Московкина З.В. Профессия по наследству: учительский род Наговициных // Женское образование в Глазове: опыт, находки, время. К 155-летию со дня открытия Глазовского женского училища. К 120-летию преобразования Глазовской женской прогимназии в полную / отв. ред. Е.В. Лихачева. Глазов: Изд-во: Глазовский гос пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2019. С. 79-87; Панкратова Н.А. Три века в педагогике... // Начальная школа. 2009. № 7. С. 6; Подерягин В.С. Этому роду не быть переводу! Учительская династия со стажем в 600 лет // Народное образование. 2010. № 8 (1401). С. 251-256; CумбуроваЕ.И. Учительская династия Выровых (по материалам Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина) // XX век в истории России: актуальные проблемы: сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф., август 2007 г. Пенза: РИО ПГСХА, 2007. С. 170-171.

3 Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Ф. 673. Оп. 1. Д. 21б. Л. 794-796 об.

4 Сумбурова Е.И. «Это была великая, благородная работа бескорыстного труженика» (к биографии П.А. Преображенского) // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12. № 1. С. 211-215. DOI: 10.55355/snv2023121214. С. 212, 214.

5 ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Л. 2 об.-3 об.

6 Там же. Д. 21б. Л. 517-517 об., 789-790 об.

7 Там же. Ф. 360. Оп. 42. Д. 32. Л. 40.

8 Адрес-календарь Самарской губернии на 1905 год / под ред. секр. И.А. Протопопова. Изд. Са-мар. губ. стат. ком. Самара: Губ. тип., 1905. С. 36; Памятная книжка Самарской губернии на 1912 год / сост. секр. стат. ком. А. Васильевым. Самара: Губ. Тип., 1912. С. 52.

9 ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 21а. Л. 287-289 об.

10 Там же. Д. 21б. Л. 514-516 об.

11 Там же. Д. 7а. Л. 22-22 об.

12 Там же. Л. 2-22 об., 32-35 об., 45, 47-48, 56 об.-57 об.

13 Там же. Ф. 32. Оп. 5. Д. 74. Л. 77 об.

14 Там же. Ф. 673. Оп. 1. Д. 21а. Л. 251-254 об.

15 Сумбурова Е.И. «Это была великая ...». С. 211.

16 Адрес-календарь Самарской губернии на 1905 год ... С. 34.

17 ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 21. Л. 11-12, 40.

18 Навечно зачислен в списки Коми научного центра // Вестник Института геологии Коми НЦ Уро РАН. 2008. № 4. С. 26.

19 Домашний архив семьи И.А. Преображенского (хранится у внучки И.А. Преображенского О. Л. Грачевой в Москве).

20 Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. Р-1142. Оп. 1. Д. 156. Л. 81 об.

21 Домашний архив семьи И.А. Преображенского.

22 ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 4. Д. 169. Л. 1 об.-2.

23 Там же. Ф. 673. Оп. 1. Д. 21б. Л. 608-613 об.

24 Преображенский А.М. На память моим воспитанницам: поучения, сказанные воспитанницам Нижегородского епархиального женского училища бывшим законоучителем-инспектором классов, протоиереем Александром Преображенским. Самара: Типолитогр. Н. А. Жданова, 1890. 6 с.

25 Преображенская М.А. Диктовка: сборник примеров и статей для практического изучения правописания в народных школах / сост. М. Преображенская. Самара: Паротиполитогр. Н.А. Жданова, 1893. 88 с.

26 См. напр.: Преображенский П.А. Очерк истории Самарского края. Самара: Сред.-Волж. кооп. изд-во, 1919. 96 с.; Преображенский П.А. Колонизация Самарского края. Самара: Тип. Селькредсоюза, 1923. 94 с.; Преображенский П.А. Крестьянская реформа 1861 г. в Самарской губернии. Самара: Изд. Самарского государственного университета, 1923. 35 с.; Преображенский П.А. Поездка по Волге: Самара - Царевщина - Ширяево. Самара: Высш. курсы краеведения Самар. о-ва археологии, истории, этнографии и естествознания при Самар. гос. ун-те, 1926. 32 с.; Преображенский П.А. Про старую Самару: рассказ о том, как дедушка Степан Иванович, когда был мальчиком, ездил в Самару и что в Самаре видел и слышал. Самара : Са-миздатторг, 1928. 31 с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бехтерева Л.Н. Из истории одной учительской династии // Клио. 2012. № 11 (71). С. 113-117.

2. Дулесова Т.В. Профессия в наследство. Из личного фонда Евгентьевых-Синодских // Самарский край в истории России. Материалы Седьмой Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения П.В. Алабина. Вып. 7. Самара: Изд-во ГБУК «Самарский областной историко-крае-ведческий музей им. П.В. Алабина», 2020. С. 400-403.

3. Зиброва Е.А. Психология трудовых династий в контексте адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С. 166-171.

4. Инженерные династии России: монография / науч. ред. В.А. Мансуров. М.: РОС, 2017. 331 с.

5. Исаев Д.П. Семейственность / династийность и практики государственного управления в истории России // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2019. № 4. С. 30-39.

6. Московкина З.В. Профессия по наследству: учительский род Наговициных // Женское образование в Глазове: опыт, находки, время. К 155-летию со дня открытия Глазовско-го женского училища. К 120-летию преобразования Глазовской женской прогимназии в полную / отв. ред. Е.В. Лихачева. Глазов: Изд-во: Глазовский гос пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2019. С. 79-87.

7. Навечно зачислен в списки Коми научного центра // Вестник Института геологии Коми НЦ Уро РАН. 2008. № 4. С. 26-31.

8. Панкратова Н.А. Три века в педагогике... // Начальная школа. 2009. № 7. С. 6.

9. Панфилова Ю.С. Профессиональные династии в организации: репутационный ресурс или источник напряженности (на примере медицинской и академической профессиональных сфер) // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7. № 4. С. 157-166.

10. ПодерягинВ.С. Этому роду не быть переводу! Учительская династия со стажем в 600 лет ЦНародное образование. 2010. W 8 (1401). С. 251-256.

11. Сумбурова Е.И. «Это была великая, благородная работа бескорыстного труженика» (к биографии П.А. Преображенского) II Самарский научный вестник. 2023. Т. 12. W 1. С. 211-215. DOI: 10.55355Isnv2023121214

12. Cумбурова Е.И. Учительская династия Вы-ровых (по материалам Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина) II XX век в истории России: актуальные проблемы: сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф., август 2007 г. Пенза: РИО ПГСХА, 2007. С. 170-171.

13. Черняева К.О., Сорокина Н.В. Репрезентация профессиональных групп и династий в советском медиапространстве (по публикациям газеты «Известия» 1965-1980 гг.) II Известия Саратовского университета. Новая серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. W 2. С. 138-145. DOI: 10.18500I1818-9601-2020-20-2-138-145.

REFERENCES

1. Bekhtereva L.N. Iz istorii odnoj uchitel'skoj dinastii II Klio. 2012. W 11 (71). S. 113-117.

2. Dulesova T.V. Professiya v nasledstvo. Iz lichnogo fonda Evgent'evyh-Sinodskih II Samarskij kraj v istorii Rossii. Materialy Sed'moj Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 195-letiyu so dnya rozhdeniya P.V. Alabina. Vyp. 7. Samara: Izd-vo GBUK «Samarskij oblastnoj istoriko-kraevedcheskij muzej im. P.V. Alabina», 2020. S. 400-403.

3. Zibrova E.A. Psihologiya trudovyh dinastij v kontekste adaptacii II Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. 2013. W 2 (38). S. 166-171.

4. Inzhenernye dinastii Rossii: monografiya I nauch. red. V.A. Mansurov. M.: ROS, 2017. 331 s.

5. Isaev D.P. Semejstvennost' I dinastijnost' i praktiki gosudarstvennogo upravleniya v istorii

Rossii // Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki. 2019. № 4. S. 30-39.

6. Moskovkina Z.V. Professiya po nasledstvu: uchitel'skij rod Nagovicinyh // ZHenskoe obrazovanie v Glazove: opyt, nahodki, vremya. K 155-letiyu so dnya otkrytiya Glazovskogo zhenskogo uchilishcha. K 120-letiyu preobrazovaniya Glazovskoj zhenskoj progimnazii v polnuyu / otv. red. E.V. Lihacheva. Glazov: Izd-vo: Glazovskij gos ped. in-t im. V.G. Korolenko, 2019. S. 79-87.

7. Navechno zachislen v spiski Komi nauchnogo centra // Vestnik Instituta geologii Komi NC Uro RAN. 2008. № 4. S. 26-31.

8. Pankratova N.A. Tri veka v pedagogike... // Nachal'naya shkola. 2009. № 7. S. 6.

9. Panfilova Yu.S. Professional'nye dinastii v organizacii: reputacionnyj resurs ili istochnik napryazhennosti (na primere medicinskoj i akademicheskoj professional'nyh sfer) // Nauchnyj rezul'tat. Sociologiya i upravlenie. 2021. T. 7. № 4. S. 157-166.

10. Poderyagin V.S. Etomu rodu ne byt' perevodu! Uchitel'skaya dinastiya so stazhem v 600 let //Narodnoe obrazovanie. 2010. № 8 (1401). S. 251-256.

11. Sumburova E.I. «Eto byla velikaya, blagorodnaya rabota beskorystnogo truzhenika» (k biografii P.A. Preobrazhenskogo) // Samarskij nauchnyj vestnik. 2023. T. 12. № 1. S. 211-215. DOI: 10.55355/snv2023121214

12. Sumburova E.I. Uchitel'skaya dinastiya Vyrovyh (po materialam Samarskogo oblastnogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya imeni P.V. Alabina) // XX vek v istorii Rossii: aktual'nye problemy: sbornik materialov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., avgust 2007 g. Penza: RIO PGSKHA, 2007. S. 170-171.

13. Chernyaeva K.O., Sorokina N.V. Reprezentaciya professional'nyh grupp i dinastij v sovetskom mediaprostranstve (po publikaciyam gazety «Izvestiya» 1965-1980 gg.) // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: Sociologiya. Politologiya. 2020. T. 20. № 2. S. 138-145. DOI: 10.18500/1818-9601-2020-202-138-145.

PREOBRAZHENSKY DYNASTY OF TEACHERS (BASED ON MATERIALS OF THE CENTRAL STATE ARCHIVE OF SAMARA OBLAST)

© 2023 E.I. Sumburova

Samara State University of Economics

The article is devoted to the Preobrazhensky dynasty of teachers who lived in the Samara region at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries. The author analyzes the family composition, teaching experience and place of work of each of the family members who have chosen teaching as their life's work. The activities of the Preobrazhenskys in the teaching field were highly appreciated not only by pupils, but also by their parents, colleagues and educational authorities. Analysis of archival materials led us to the conclusion about the significant contribution of the Preobrazhensky family to the development of education in the Samara region at the turn of the 19th and 20th centuries.

Keywords: teacher dynasty, Preobrazhenskys, provincial teaching, late 19th and early 20th centuries, education in Samara province. DOI: 10.37313/2658-4816-2023-5-4-37-44 EDN:DBSUUL

Elena Sumburova, Candidate of History, Associated Professor, Department of Philosophy and History. E-mail: elena-sumburova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.