Научная статья на тему 'Интеллигент в провинции: жизнь и деятельность поволжского краеведа и педагога П. Ф. Книзе'

Интеллигент в провинции: жизнь и деятельность поволжского краеведа и педагога П. Ф. Книзе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. Ф. Книзе / XIX – начало ХХ в. / Казанская губерния / Самарская губерния / Вятская губерния / инспектора народных училищ / уездный учитель / гимназический учитель / краеведение / воспоминания / P. F. Knize / 19th – early 20th century / Kazan province / Samara province / Vyatka province / inspectors of public schools / district teacher / gymnasium teacher / local history / reminiscences

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронова Елена Валерьевна

В данной статье рассмотрен профессиональный и жизненный путь педагога и краеведа П. Ф. Книзе. На его примере показано, как в российской глубинке разворачивалась научно-просветительская деятельность самородка, человека из податного сословия. П. Ф. Книзе, начинавший свою карьеру в качестве педагога, останется до конца жизни верным выбранной специальности. Проработав почти целое десятилетие инспектором народных училищ в Самарской губернии, Павел Филиппович вновь возвращается к преподаванию, став учителем в Синегорском уездном училище в Вятской губернии. Одновременно он вел поисковую работу: результаты своих географических исследований П. Ф. Книзе публиковал в региональной периодике, ставшей площадкой для популяризации его трудов, близких по содержанию к научным статьям. А в конце XIX столетия он был принят в Общество археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Отдельно автор показывает частную жизнь П. Ф. Книзе, выявляющую некоторые особенности его характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An intellectual in the province: the life and work of the Volga region historian and teacher P. F. Knize

The article deals with the professional and life path of a teacher and local historian, P. F. Knize. His example shows the way the scientific and educational work of a person of original genius and a man from the taxed estate developed deep in the Russian countryside. P. F. Knize, who started his career as a teacher, remained faithful to the chosen profession for the rest of his life. Having worked as an inspector of public schools in Samara province for almost a decade, Pavel Filippovich proceeded with teaching again and became a teacher at Sinegorskoye district school in Vyatka province. At the same time, he conducted a pilot study. P. F. Knize published the results of his geographical research in regional periodicals that became a tool for popularizing his works, being similar to scientific articles in terms of content. In the late 19th century, he was admitted to the Society of Archeology, History and Ethnography under Kazan Imperial University. The author also provides insight into P. F. Knize’s private life, revealing some traits of his character

Текст научной работы на тему «Интеллигент в провинции: жизнь и деятельность поволжского краеведа и педагога П. Ф. Книзе»

Аннотация

В данной статье рассмотрен профессиональный и жизненный путь педагога и краеведа П. Ф. Книзе. На его примере показано, как в российской глубинке разворачивалась научно-просветительская деятельность самородка, человека из податного сословия. П. Ф. Книзе, начинавший свою карьеру в качестве педагога, останется до конца жизни верным выбранной специальности. Проработав почти целое десятилетие инспектором народных училищ в Самарской губернии, Павел Филиппович вновь возвращается к преподаванию, став учителем в Синегорском уездном училище в Вятской губернии. Одновременно он вел поисковую работу: результаты своих географических исследований П. Ф. Книзе публиковал в региональной периодике, ставшей площадкой для популяризации его трудов, близких по содержанию к научным статьям. А в конце XIX столетия он был принят в Общество археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Отдельно автор показывает частную жизнь П. Ф. Книзе, выявляющую некоторые особенности его характера.

Abstract

The article deals with the professional and life path of a teacher and local historian, P. F. Knize. His example shows the way the scientific and educational work of a person of original genius and a man from the taxed estate developed deep in the Russian countryside. P. F. Knize, who started his career as a teacher, remained faithful to the chosen profession for the rest of his life. Having worked as an inspector of public schools in Samara province for almost a decade, Pavel Filippovich proceeded with teaching again and became a teacher at Sinegorskoye district school in Vyatka province. At the same time, he conducted a pilot study. P. F. Knize published the results of his geographical research in regional periodicals that became a tool for popularizing his works, being similar to scientific articles in terms of content. In the late 19th century, he was admitted to the Society of Archeology, History and Ethnography under Kazan Imperial University. The author also provides insight into P. F. Knize's private life, revealing some traits of his character.

Ключевые слова

П. Ф. Книзе, XIX - начало ХХ в., Казанская губерния, Самарская губерния, Вятская губерния, инспектора народных училищ, уездный учитель, гимназический учитель, краеведение, воспоминания.

УДК 94(470.41)

Интеллигент в провинции: жизнь и деятельность поволжского краеведа и педагога П. Ф. Книзе

Е. В. Миронова,

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

An intellectual in the province: the life and work of the Volga region historian and teacher P. F. Knize

E. V. Mironova,

Sh. Mardzhani Institute of History, Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, Kazan, Republic of Tatarstan, the Russian Federation

Keywords

P. F. Knize, 19th - early 20th century, Kazan province, Samara province, Vyatka province, inspectors of public schools, district teacher, gymnasium teacher, local history, reminiscences.

Рассказывая о своей учебе в Казани в Родионовском институте благородных девиц, В. Н. Фигнер пишет: «...В старших классах хорошим преподавателем географии был Книзе; о других учителях не стоит упоминать .»1. Кем же был этот человек, о котором будущая революционерка оставила положительное воспоминание?

Деятельность педагога и краеведа Павла Филипповича Книзе неоднократно привлекала внимание исследователей, отмечавших его заслуги в области развития образования, повышения квалификации учителей, а также научно-просветительской работы в Поволжье2. Однако страницы его частной жизни оставались не раскрыты. Между тем изучение биографии позволяет комплексно взглянуть на личность деятеля культуры в провинции.

Павел Филиппович Книзе родился в 1838 г. в Костромской губернии в семье отставного егеря. Получил домашнее образование, а в августе 1858 г. выдержал испытание на звание уездного учителя и был определен в Бугульминское уездное училище в Самарской губернии, а затем -в Мамадышское уездное училище в Казанской губернии3.

О «мамадышском» периоде жизни Книзе составил описание, опубликованное в газете «Казанские губернские ведомости». Оно представляет собой публицистическую заметку жителя уездного городка. Он приводит сведения о повседневных занятиях мамадышцев: «С полгода мне пришлось прожить в Мамадышах, и здесь почти тоже, что и в других уездах; разве только на каплю больше жизни, больше чтения, меньше карточных вечеров. С июля мы ждали военных: толковали о будущей дороговизне припасов и квартир, об офицерах, музыке и вечерах. Пришли военные, - заговорили о них, кто на ком женится, и отдает-ли такой-то за такого-то; потом, что делают военные, кто сколько выиграл, кто сколько проиграл и кто с кем поссорился. ... В конце ноября нас поразил слух об опечатании лавок с рыбой; мы стали толковать об этом, разделились, как и всегда, на две партии - pro и contra, а потом и об этом замолчали. ... Далее мы слышали о двух начинавшихся, но скоро утушенных, пожарах; об опившейся, о поссорившихся и о прочем, все в этом роде. Но конец минувшего года судорожно разбудил нас, и надолго останется в памяти всех, кому близка народная жизнь, - пожар в ночь с 28 на 29 декабря... не спав при начале пожара, я как близкий сосед, по первому крику успел придти тогда, когда еще едва загоралась западная сторона сенника г. К., прилегающая к сеннику г. Иванова, уже вполне охваченному пламенем в то время. что касается до нас,

П. Ф. Книзе. P. F. Knize.

то мы думаем, что честь утушения может принадлежать пожарным командам многолюдным, как, например, это в больших городах; но в маленьком городке, при небольшой пожарной команде - такая честь принадлежит и обывателям...»4.

По этой заметке видно, что жизнь в уездном центре не отличалась разнообразием и была довольна скучна. Сплетни, игра в карты - эти занятия, судя по тону текста, не вызывали восторга Павла Филипповича. Все же его кругозор был довольно широк и, наверное, он ждал более интеллектуальных развлечений.

Хотя Книзе и нельзя назвать «столичной штучкой», но все же он осознавал ограниченность уездного города и искал новые возможности для самореализации. Живя в Мамадыше, он стал сотрудничать в «Казанских губернских ведомостях», в которых были размещены его очерки с описанием географического положения Мамадыша, истории города5. А также подготовил для Казанского губернского статистического комитета развернутую статью о торговле в Мамадыше6.

В 1861 г. П. Ф. Книзе сдал экзамен в Императорском Казанском университете на звание гимназического учителя географии7, после чего он стал преподавать в губернских столицах. Сначала Павел Филиппович получил назначение в Симбирскую, а в январе 1863 г. - в Саратовскую гимназию (здесь же в течение шести месяцев являлся по совместительству комнатным надзирателем пансиона). В 1864-1865 г. Павел Филиппович служил во Второй Казанской гимназии. Одновременно он преподавал в Педагогической школе для приготовления учителей в народные училища (1865-1869 гг.), Мариинском женском училище 1-го разряда (1864-1867 гг.). В 1867-1868 гг. Книзе работал в Родионовском институте благородных девиц8, его коллегами были профессора Казанской духовной академии П. В. Знаменский, И. Я. Порфирьев и др.

Занимаясь педагогической деятельностью, Павел Филиппович уже задумывается над следующим шагом в карьере и в 1866 г. становится вольнослушателем юридического факультета по разряду государственных наук Императорского Казанского университета.

Указом Правительствующего Сената от 16 июля 1869 г. за выслугу лет Книзе был произведен в надворные советники, а в сентябре получил назначение на должность окружного инспектора народных училищ Самарской губернии. На этом посту он участвовал в разработке педагогических курсов, где учителям показывали приемы преподавания. Также активно содействовал организации педагогических съездов в Самарской губернии9. Помимо основной службы, Книзе занимался общественной деятельностью - непродолжительное время являлся почетным членом Попечительного совета Алексеевского детского приюта в г. Самара10, в течение нескольких лет был действительным членом Самарского губернского статистического комитета11.

22 декабря 1872 г. Высочайшим указом за отлично-усердную работу Книзе был удостоен первого в своей карьере ордена - Св. Станислава 2-й степени, а через два года «за отлично-усердную службу и особые труды» был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени. В период пребывания на посту окружного инспектора народных училищ Самарской губернии Павел Филиппович был произведен в коллежские советники. В 1875 г. он получал существенное жалованье 900 рублей, квартирных 600 рублей и разъездных 500 рублей в год12.

В 1876 г. Книзе получил новое назначение - инспектором народных училищ Самарского уезда (с сохранением прежней должности). Однако в 1878 г. карьера прервалась - по неясным причинам Павел Филиппович не явился на службу по окончании отпуска, и приказом попечителя округа от 15 ноября 1878 г. был освобожден от должности.

О дальнейшей служебной деятельности Книзе практически ничего неизвестно. Согласно справочным изданиям, он оставался действительным членом Самарского губернского статистического комитета до 1883 г., а в 1888 г. был делопроизводителем страхового отдела Самарской губернской земской управы13.

Тем временем личная жизнь Книзе складывалась непросто. Известно, что первая супруга Павла Филипповича Книзе, Екатерина Андреевна Уферс, была дочерью поволжских немцев. В 1861 г. у пары родился сын Анатолий. При рождении первенца Павел Филиппович был еще молод, числился учителем Мамадышского уездного училища и в чине губернского секретаря. Через четыре года появилась на свет дочь Агния, в 1868 и 1871 гг. - сыновья Павел и Петр. Еще через два года родилась дочь Александра, а в 1875 г. - Мария. Но брак не продлился долго: вскоре жена Павла Филипповича заболела туберкулезом, а 31 августа 1876 г. ее не стало. За две недели до смерти, предчувствуя близкую кончину, она перешла в православие с сохранением прежнего имени.

Согласно семейному преданию, Павел Филиппович привел в дом умирающей молодую жену, продекламировав при этом стих, смысл которого был примерно такой: свежая роза приятнее отцветшей14. Младшую дочь Марию, вероятно, чтобы не заразить туберкулезом, еще в двухмесячном возрасте отдали в семью двоюродной сестры отца - Евдокии Петровны Горталовой15, дети которой были уже взрослыми, но жили все с ней в большом доме (совр. дом в Казани на ул. Япеева, № 15). Овдовев, Книзе пристроил и остальных своих дочерей в дома дальних родственников, а сыновей якобы оставил в доме прислуживать мачехе. Второй женой молодого самарского инспектора народных училищ П. Ф. Книзе стала Вера Михайловна (урожденная Суровцева). 5 ноября 1878 г. у них родилась дочь Екатерина. Но уже в марте 1880 г. девочка умерла от простуды.

В памяти потомков жив один эпизод. Однажды в дом казанских дворян Горталовых, в котором воспитывалась младшая дочь Книзе Мария, пришел ее брат Павел. Тетя Соня16 сказала ему: «Павлуша, посмотри, что в газетах написано о том-то». На что 15-летний Павел ответил, что читать он не умеет. Тогда тетя тут же встала, вышла из дома, вернулась с только что купленной азбукой и начала Павлушу учить читать. Он оказался очень способным и скоро получил хорошую работу. Так это или не совсем так, теперь сказать трудно, так как дочь Мария, отданная на воспитание в чужую семью собственным отцом, могла предвзято относиться к родителю. Тем более что ее старший брат Анатолий в это время учился в Самарской гимназии17.

Забегая вперед, скажем, что в 1884 г. Анатолий окончит курс в Казанском университете по историко-филологическому факультету и 20 августа 1884 г. будет назначен штатным преподавателем древних языков в Вятскую гимназию, где

М. П. Книзе. М. Р. Ктхв.

проработал до конца жизни. Одновременно с 1888 г. он - библиотекарь в той же гимназии18.

Именно здесь, в Вятской губернии, вновь обнаруживаются следы деятельности П. Ф. Книзе. В 1893 г. он устроился в Синеглинское (с 1898 г. называлось Синегорское) начальное училище. К этому времени его старший сын - учитель в Вятской гимназии с 9-летним стажем, а также преподаватель латинского языка на Вятских женских фельдшерских курсах. Анатолий был женат дважды (первая супруга - А. А. Целерицына19, вторая - М. К. Зарянова) и был многодетным отцом.

Школа, в которую пришел П. Ф. Книзе, была открыта в 1873 г., и долгое время оставалась малопривлекательной для образованных учителей - удаленность от губернского и уездного центров, маленькое жалованье, трудности сельского быта - все это создавало проблемы с кадрами, которые пополнялись, в основном, из священнослужителей. Поэтому появление такого специалиста, как Павел Филиппович, вызвало недоверие среди местных жителей. В губернской газете сообщалось о Книзе: «Он положительно живет интересами школы. Занятия с учениками продолжаются беспрерывно, начиная с раннего утра до позднего вечера. Родители, видя это отношение, начали даже отдавать учиться девочек, чего не было прежде. Встает г. Книзе рано утром и с этого времени находится в школьных занятиях»20. Кроме того, из этой статьи мы узнаем о том, что Павел Филиппович помогал детям из бедных семей приобрести одежду и обувь, а также приобретал на собственные средства медикаменты для всего населения. Так, во время эпидемии тифа в 1894 г. в Синегорском крае Книзе обеспечивал нуждавшихся продовольствием «благодаря чему ему удалось спасти несколько малюток». При этом отмечалось, что сам Книзе вел «спартанский образ жизни»: одевался скромно, ночевал в здании школы, спал на постеленном на полу войлоке21. Земская школа, в которой жил и работал Книзе, с конца XIX в. занимала часть первого этажа, арендованной в двухэтажном доме зажиточного крестьянина Н. Л. Пономарева. Рядом с училищем находилась Петропавловская церковь, в которой Павел Филиппович исповедовался.

В Вятской губернии Книзе продолжил занятия краеведением. Свои исследования о природных условиях, населении, сельском хозяйстве северо-западной части Слободского уезда он вел при материальной поддержке Вятской губернской земской управы, взявшей на себя обеспечение Павла Филипповича всем необходимым. Результаты многолетних научных изысканий Книзе размещал в местной газете. Так, подробное географическое описание Синегорского края, сделанное П. Ф. Книзе, было опубликовано в «Вятских губернских ведомостях» в нескольких номерах за 1902 г.22 Кроме того, как учитель географии Павел Филиппович вместе с учениками старших классов ходил искать полезные ископаемые, приобщая детей к изучению географии на практике. С 1899 г. и до 1918 г. Павел Федорович - член-сотрудник Общества археологии, истории и этнографии23.

О последних годах жизни Павла Филипповича сведений практически нет. Правнучка старшего сына Анатолия Павловича Е. В. Книзе оставила следующее воспоминание: «Насчет Павла Филипповича - я помню со слов отца, что он дожил до весьма преклонного возраста и ходил пешком из Слободского, где он жил, в Вятку пешком. А это совсем не близко»24.

В этот период близких людей рядом не было никого. Старший сын умер уже в 1901 г. от воспаления легких в возрасте 40 лет, проработав в Вятской гимназии беспрерывно в течение 17 лет. До самой смерти он не только содержал свою большую семью (и прислугу - все вместе 20 человек), но и помогал своему отцу материально25. После смерти Анатолия Книзе автором трудов по Вятской епархии Г. И. Пинегиным был составлен некролог, опубликованный в «Вятских губернских

ведомостях»26. Пинегин писал об умершем: «Обладая серьезным знанием классических языков, покойный старался, чтобы и ученики приобретали основательные знания»27. А благодарные студенты написали в редакцию газеты следующее письмо: «Сегодня мы узнали о смерти учителя Вятской гимназии, бывшего нашего классного наставника ... и хотели откликнуться на это событие, печальное для Вятской гимназии. Анатолий Павлович считал нас своими детьми, считал ответственным себя за нашу дальнейшую жизнь»28. Современники отмечали религиозность Анатолия Павловича, которую он, по всей видимости, унаследовал от отца.

О других детях сохранилось меньше информации. Старшая дочь Агния работала учительницей в городском училище в Казани на ул. Грузинской29. Сын Павел до революции работал в г. Благовещенск в частном магазине. А семья Петра, по свидетельству правнучки П. Ф. Книзе Н. В. Никулиной, после революции, во времена Гражданской войны, подалась вместе с отступающими на восток с белочехами. Дочери Александра и Мария учились в Казанской Мариинской гимназии. 2 июля 1897 г. Мария вышла замуж за податного инспектора Николая Степановича Ларионова, молодые поселились в Царевококшайске, в 1898 г. у них родился первенец30.

Таким образом, Книзе, выходец из податного сословия, сын егеря, благодаря своим талантам смог построить педагогическую карьеру. Причем не будучи карьеристом он, искренне поддаваясь данной деятельности, дослужился до должности окружного инспектора народных училищ Самарской губернии. На этом административном посту, зная изнутри систему школьного образования, он занимался вопросами повышения квалификации учителей, добившись на этом поприще заметных успехов. Однако по неясным причинам в 1878 г. он оставил службу инспектором. И только в 1893 г. вновь вернулся к учительству, причем на низовую должность в начальную школу.

Учительство Книзе совмещал со своим хобби - краеведением. Он собирал все сведения о местности, где проживал, включая историю, географию, экономику. Благодаря инициативе и поддержке вятского земства географ-любитель стал первопроходцем в деле изучения природы Синегорского края. Это увлечение привело его в ряды Общества археологии, истории, этнографии.

При этом в семейной жизни Павел Филиппович не достиг таких же успехов. Остается только догадываться, какими мотивами он руководствовался, отдавая дочерей своим родственникам на воспитание после повторной женитьбы.

Время в судьбах и документах

М. П. Книзе с супругом Н. С. Ларионовым. M. P. Knize with her husband N. S. Larionov.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Фигнер В. Н. Запечатленный труд. Воспоминания в двух томах. Т. 1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://az.lib.ru/f7figner_w_n/text_0080.shtml (проверено: 10.03.2023).

2. Бурмистрова Л. Книзе Павел Филиппович // Казанский университет (1804-2004): Библиографический словарь. Т. 1: 1804-1904 / Гл. ред. Г. Н. Вульфсон. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - С. 242-243; Сидорова И. Б. Ученое братство: Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878-1931 годы). - Казань: Институт археологии АН РТ, К(П)ФУ 2014. - 304 с.; Сумбурова Е. И. Педагогические курсы и учительские съезды в Самарской губернии (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // Проблемы отечественной истории: источники, историография, исследования: сб. науч. ст. / Отв. ред. М. В. Друзин. -СПб.: С.-Петерб. ин-т истории, 2008. - С. 447-457.

3. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО), ф. 360, оп. 26, д. 36, л. 5-9 об.

4. Книзе П. Прошлое полгода в Мамадышах // Казанские губернские ведомости. - 1861. -№ 7 (18 февр.).

5. Книзе П. Мамадыш: Геогр. положение. Краткая история. Наглядный очерк: нагорная и низовая части // Казанские губернские ведомости.

Его же. От Мамадыша до Комаровки: Путевые впечатления // Казанские губернские ведомости. - 1861. - № 29 (24 июля); № 31 (31 июля).

6. Книзе П. Взгляд на торговлю Мамадыша // Памятная книжка на 1861 и 1862 г. - Казань: Губ. тип., 1862. - С. 65-83.

7. ГА РТ, ф. 977, оп. 601, д. 52, л. 1.

8. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО), ф. 360, оп. 26, д. 36, л. 5-9 об.

9. Сумбурова Е. И. Указ. соч. - С. 447-457.

10. Адрес-календарь Самарской губернии на 1875 г. - Казань: Губ. тип., 1874. - С. 84.

11. ЦГАСО, ф. 360, оп. 26, д. 36, л. 148-151.

12. Адрес-календарь Самарской губернии на 1876 г. - Самара, 1875. - С. 47.

13. Адрес-календарь на 1883 г. - Самара: Губ. тип., 1882. - С. 44; Адрес-календарь Самарской губернии на 1888 г. - Самара: Губ. тип., 1887. - С. 87.

14. Воспоминания Н. В. Никулиной // Личный архив Никулиной Натальи Владимировны.

15. Евдокия Петровна Горталова - жена надворного советника Петра Ивановича Горталова.

16. Софья Петровна Горталова - дочь надворного советника Петра Ивановича Горталова

17. Воспоминания Н. В. Никулиной // Личный архив Никулиной Натальи Владимировны.

18. Бурмистрова Л. Указ. соч. - С. 242.

19. Дочь Александра Целерицына - священника церкви Московских Чудотворцев г. Казани.

20. Вятские губернские ведомости (часть неофиц.). - 1895. - № 22 (18 марта).

21. Там же.

22. Книзе П. Очерки Синегорского края // Приложение к Вятским губернским ведомостям. -1902. - №18 (9 февр.); № 20 (14 февр.); № 29 (7 марта); Его же. Синегорские фосфоритовые залежи // Вятские губернские ведомости. - 1902. - № 30 (9 марта); № 31 (12 марта); № 32 (15 марта).

23. Сидорова И. Б. Указ. соч. - С. 214, 251.

24. Воспоминания Н. В. Никулиной // Личный архив Никулиной Натальи Владимировны.

25. Пинегин Г. И. А. П. Книзе: [некролог] // Приложение к Вятским губернским ведомостям. - 1901. - № 116 (29 сент.); Товарищ. А. П. Книзе // Приложение к Вятским губернским ведомостям. - 1901. - № 118 (4 окт.).

26. Пинегин Г. И. Указ. соч.

27. Там же.

28. Студенты Вятки. Письмо в редакцию // Приложение к Вятским губернским ведомостям. - 1901. - № 116 (29 сент.).

29. Адрес-календарь Казанской губернии на 1901 г. - Казань: тип. Губ. правл., 1901. - С. 83.

30. Воспоминания Н. В. Никулиной // Личный архив Никулиной Натальи Владимировны.

Список литературы

Казанский университет (1804-2004): Библиографический словарь. Т. 1: 1804-1904 / Гл. ред. Г. Н. Вульфсон. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - С. 242-243.

Сидорова И. Б. Ученое братство: Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878-1931 годы). - Казань: Институт археологии АН РТ, К(П)ФУ 2014. - 304 с.

Сумбурова Е. И. Педагогические курсы и учительские съезды в Самарской губернии (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // Проблемы отечественной истории: источники, историография, исследования: сб. науч. ст. / Отв. ред. М. В. Друзин. - СПб.: С.-Петерб. ин-т истории, 2008. - С. 447-457.

References

Kazanskiy universitet (1804-2004): Bibliograficheskiy slovar. T. 1:1804-1904. Gl. red. G. N. Vul'fson [Wolfson G. N. (ed.). Kazan University (1804-2004). Bibliographic dictionary. Vol. 1: 1804-1904]. Kazan, Izd-vo Kazan. un-ta publ., 2002, pp. 242-243.

Sidorova I. B. Uchyonoe bratstvo: Obshchestvo arheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom universitete (1878-1931 gody) [The Scientific fellowship: Society of Archeology, History and Ethnography under Kazan University (1878-1931)]. Kazan, Institute of Archaeology of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, K(P)FU publ., 2014, 304 p.

Sumburova E. I. Pedagogicheskie kursy i uchitelskie syezdy v Samarskoy gubernii (vtoraya polovina XIX- nachaloXXvv.) [Pedagogical courses and teachers' congresses in Samara province (the second half of the 19th - early 20th century). IN: Problemy otechestvennoy istorii: istochniki, istoriografiya, issledovaniya: sb. nauch. st. Otv. red. M. V. Druzin [Druzin M. V. (ed.). Problems of Russian history: sources, historiography, studies: collection of scientific articles]. St. Petersburg, S.-Peterb. in-t istorii publ., 2008, pp. 447-457.

Фото из личного архива Н. В. Никулиной. Photo from N. V. Nikulina's private archive.

Сведения об авторе

Миронова Елена Валерьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, e-mail: Yelena.Mironova@yandex.ru

About the author

Elena V. Mironova, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher at Department of Modern History, Sh. Mardzhani Institute of History, Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, e-mail: Yelena.Mironova@yandex.ru

В редакцию статья поступила 20.03.2023, опубликована:

Миронова Е. В. Интеллигент в провинции: жизнь и деятельность поволжского краеведа и педагога П. Ф. Книзе // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. - 2023. - № 3. - C. 35-42.

Submitted on 20.03.2023, published:

Mironova E. V. Intelligent v provintsii: zhizn i deyatelnostpovolzhskogo kraeveda i pedagoga P. F. Knize [An intellectual in the province: the life and work of the Volga region historian and teacher P. F. Knize]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2023, no. 3, pp. 35-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.