Научная статья на тему '«ЭТО БЫЛА ВЕЛИКАЯ, БЛАГОРОДНАЯ РАБОТА БЕСКОРЫСТНОГО ТРУЖЕНИКА» (К БИОГРАФИИ П.А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО)'

«ЭТО БЫЛА ВЕЛИКАЯ, БЛАГОРОДНАЯ РАБОТА БЕСКОРЫСТНОГО ТРУЖЕНИКА» (К БИОГРАФИИ П.А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ / РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПЕДАГОГ / ИСТОРИК / КРАЕВЕД / САМАРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В / ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В / САМАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / САМАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В САМАРЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сумбурова Елена Ивановна

В статье рассматриваются основные этапы жизненного пути, научная и общественно-педагогическая деятельность Павла Александровича Преображенского - педагога, историка и общественного деятеля, жившего в Самаре на рубеже XIX-XX вв. Биографическое исследование построено с привлечением архивных материалов, опубликованных источников и воспоминаний учеников П.А. Преображенского. Автор отмечает обстоятельства формирования характера и жизненных принципов будущего педагога, значительную роль в этом семьи и отца-священника. Полувековая педагогическая практика П.А. Преображенского оставила о себе память не только в сердцах воспитанников, но и среди их родителей и коллег, о чем свидетельствуют приводимые автором высказывания. В статье также рассматривается общественно-культурная деятельность П.А. Преображенского, который за свою жизнь состоял членом многих научных и культурных обществ и вел активную работу в области просвещения и распространения научных знаний среди самарского населения. Автор особо выделяет университетский период в биографии Павла Александровича, отмечая, что это был расцвет его научной и преподавательской карьеры. Именно в этот период его жизнь была наполнена разными видами деятельности - научной, преподавательской, административной и общественной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«IT WAS A GREAT, NOBLE WORK OF A SELFLESS WORKER» (TO THE BIOGRAPHY OF P.A. PREOBRAZHENSKY)

The paper examines the main stages of the life path, scientific and socio-pedagogical activity of Pavel Aleksandrovich Preobrazhensky, a teacher, historian and public figure who lived in Samara at the turn of the 19-20 centuries. The biographical study was built with the involvement of archival materials, published sources and memoirs of P.A. Preobrazhensky’s students. The author notes the circumstances of the formation of the character and life principles of the future teacher, and the significant role of the family and the father-priest in this. The half-century pedagogical practice of P.A. Preobrazhensky left a memory of him not only in the hearts of the students, but also among their parents and colleagues, as evidenced by the statements given by the author. The paper also examines socio-cultural activities of P.A. Preobrazhensky, who during his life was a member of many scientific and cultural societies and actively worked in the field of education and dissemination of scientific knowledge among the Samara population. The author highlights the university period in the biography of Pavel Aleksandrovich, noting that it was the heyday of his scientific and teaching career. It was during this period that his life was filled with various types of activities - scientific, teaching, administrative and social.

Текст научной работы на тему ««ЭТО БЫЛА ВЕЛИКАЯ, БЛАГОРОДНАЯ РАБОТА БЕСКОРЫСТНОГО ТРУЖЕНИКА» (К БИОГРАФИИ П.А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО)»

УДК 93/94 Статья поступила в редакцию /Received: 13.11.2022

DOI: 10.55355/snv2023121214 Статья принята к опубликованию/Accepted: 27.02.2023

«ЭТО БЫЛА ВЕЛИКАЯ, БЛАГОРОДНАЯ РАБОТА БЕСКОРЫСТНОГО ТРУЖЕНИКА» (К БИОГРАФИИ П.А. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО)

© 2023

Сумбурова Е.И.

Самарский государственный экономический университет (г. Самара, Российская Федерация)

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы жизненного пути, научная и общественно -педагогическая деятельность Павла Александровича Преображенского - педагога, историка и общественного деятеля, жившего в Самаре на рубеже XIX-XX вв. Биографическое исследование построено с привлечением архивных материалов, опубликованных источников и воспоминаний учеников П.А. Преображенского. Автор отмечает обстоятельства формирования характера и жизненных принципов будущего педагога, значительную роль в этом семьи и отца-священника. Полувековая педагогическая практика П.А. Преображенского оставила о себе память не только в сердцах воспитанников, но и среди их родителей и коллег, о чем свидетельствуют приводимые автором высказывания. В статье также рассматривается общественно-культурная деятельность П.А. Преображенского, который за свою жизнь состоял членом многих научных и культурных обществ и вел активную работу в области просвещения и распространения научных знаний среди самарского населения. Автор особо выделяет университетский период в биографии Павла Александровича, отмечая, что это был расцвет его научной и преподавательской карьеры. Именно в этот период его жизнь была наполнена разными видами деятельности - научной, преподавательской, административной и общественной.

Ключевые слова: Преображенский Павел Александрович; русская интеллигенция; педагог; историк; краевед; Самарская губерния; вторая половина XIX в.; первая половина XX в.; Самарский университет; Самарская духовная семинария; общественно-культурная жизнь в Самаре.

«IT WAS A GREAT, NOBLE WORK OF A SELFLESS WORKER» (TO THE BIOGRAPHY OF P.A. PREOBRAZHENSKY)

© 2023

Sumburova E.I.

Samara State University of Economics (Samara, Russian Federation)

Abstract. The paper examines the main stages of the life path, scientific and socio-pedagogical activity of Pavel Aleksandrovich Preobrazhensky, a teacher, historian and public figure who lived in Samara at the turn of the 19-20 centuries. The biographical study was built with the involvement of archival materials, published sources and memoirs of P.A. Preobrazhensky's students. The author notes the circumstances of the formation of the character and life principles of the future teacher, and the significant role of the family and the father-priest in this. The halfcentury pedagogical practice of P.A. Preobrazhensky left a memory of him not only in the hearts of the students, but also among their parents and colleagues, as evidenced by the statements given by the author. The paper also examines socio-cultural activities of P.A. Preobrazhensky, who during his life was a member of many scientific and cultural societies and actively worked in the field of education and dissemination of scientific knowledge among the Samara population. The author highlights the university period in the biography of Pavel Aleksandrovich, noting that it was the heyday of his scientific and teaching career. It was during this period that his life was filled with various types of activities - scientific, teaching, administrative and social.

Keywords: Preobrazhensky Pavel Aleksandrovich; Russian intelligentsia; teacher; historian; local historian; Samara province; the second half of the 19th century; first half of the 20th century; Samara University; Samara Theological Seminary; social and cultural life in Samara.

Имя Павла Александровича Преображенского (1858— 1942), педагога, историка, краеведа и общественного деятеля, жившего в Самаре на рубеже XIX-XX вв., известно, к сожалению, только узкому кругу специалистов и любителям самарской истории. Его жизненный путь, с одной стороны, схож с биографиями представителей дореволюционной провинциальной интеллигенции, а с другой - является примером «великой, благородной работы бескорыстного труженика» [1, л. 2 об.]. Павел Александрович родился 10 августа 1858 г. в семье священнослужителя Нижегородской губернии Александра Михайловича Преображенского (1830-1902) и его жены Александры Ивановны, в девичестве Слободской (1837-1921). В семье воспитывалось 9 детей, и все они, за исключением Александра (1870-? после 1937), обучавшегося

из-за болезни на дому, получили среднее духовное образование. В дальнейшем их пути разошлись. Старший сын Алексей (1855-1920), как и отец, стал священником. Он окончил Нижегородскую духовную семинарию (1877), затем Санкт-Петербургскую духовную академию (1881) и выбрал службу по духовно-учебному ведомству, став последним дореволюционным ректором Калужской духовной семинарии (1909-1918). Остальные сыновья от духовного сана отказались. Павел, окончив Нижегородскую духовную семинарию (1879) и Казанскую духовную академию (1883), выбрал для себя педагогическое поприще. По распределению Синода он оказался в Самаре и навсегда связал свою жизнь со средне-волжским городом. Более 50 лет Павел Александрович Преображенский преподавал в различных учеб-

Samara Journal of Science. 2023. Vol. 12, iss. 1

211

ных заведениях Самары. Учительской практикой занимались и его сестры. Мария (1861—? после 1940) после окончания Нижегородского женского епархиального училища учительствовала в начальной школе. Софья (1876-? после 1940), получив высшее педагогическое образование на Санкт-Петербургских Бестужевских курсах, служила в средних учебных заведениях. Преподаванием занимался и младший брат Иван (1878-1956), окончивший Юрьевский университет и ставший впоследствии известным советским ученым, доктором геолого-минералогических наук. Николай (1864-1891) и Ольга (1872-1922) выбрали своей профессией медицину, а Екатерина (1866-? после 1920), выйдя замуж, стала многодетной матерью и домохозяйкой. В семье Преображенских был культ знаний и книг, и потому не удивительно, что 6 детей из 9 получили высшее образование. Глава семейства - Александр Михайлович, не получивший академического диплома, сожалел об этом и всю жизнь занимался самообразованием, а своим детям постарался привить любовь к книгам и дать лучшее из возможного образование. По воспоминаниям племянницы Павла Александровича, Веры Ивановны Преображенской (1919-2017), в семье царила свобода мнений и отсутствовало принуждение к каким-либо конкретным взглядам. Члены семьи зачитывались произведениями Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, выписывались различные журналы, ставились спектакли по пьесам А.Н. Островского и Н.В. Гоголя [2]. В такой среде формировались жизненные принципы и взгляды будущего замечательного педагога, талантливого историка, воспитателя-гуманиста, бывшего, по отзывам коллег из Самарской духовной семинарии, «образцом истинно человечного отношения к учащимся» [3, л. 1 об.].

Детального исследования о жизни и деятельности П.А. Преображенского пока не написано, хотя его имя часто упоминается в работах, посвященных истории народного образования и общественно-педагогической деятельности в Самаре в начале XX в. [4, с. 166; 5, с. 171; 6, с. 191-198]. О нем не забывают упомянуть как об известном самарском краеведе, преподавателе и общественном деятеле в обобщающих краеведческих исследованиях [7, с. 50; 8, с. 141; 9, с. 348-349; 10, с. 132; 11, с. 430-431; 12, с. 12-13, 28]. Многое для сохранения памяти о Павле Александровиче Преображенском было сделано профессором Самарского университета Л.В. Храмковым, опубликовавшим ряд статей о его жизненном пути и научной деятельности [13]. Между тем для изучения биографии и творчества Павла Александровича существует хорошая возможность, поскольку в Центральном государственном архиве Самарской области отложился личный фонд П.А. Преображенского, включающий в себя 121 единицу хранения и почти 5 тыс. листов.

Большая часть педагогической практики П.А. Преображенского прошла в стенах Самарской духовной семинарии, где он «верой и правдой» прослужил 26 лет, с 1883 по 1909 гг., и преподавал церковную историю, немецкий и французский языки. Причиной ухода из любимой семинарии стало не столько достижение Преображенским права выхода на оплачиваемую пенсию, сколько «печальная необходимость»

[3, л. 1 об.]. Павел Александрович не хотел больше мириться с «формализмом, узостью и отчужденностью», установившимися в семинарии, да и в целом насаждавшимися в то время в государственных и духовных учебных заведениях Российской империи. По мнению учеников, Преображенский был одним из немногих преподавателей, которые прислушивались к желаниям учащихся и не склонялись под «веяниями сверху» [14, л. 8 об.]. Коллеги Павла Александровича были убеждены, что во многом, благодаря его влиянию как на учительскую корпорацию, так и на воспитанников, удалось избежать серьезных потрясений во время событий 1905-1907 гг., когда беспорядки среди учащихся были распространенным явлением. Знавшие Преображенского лично отмечали его высокие нравственные качества, широту и разносторонность взглядов, педагогический талант [15, л. 1 об.-2; 16, с. 57]. В адресе по случаю ухода Преображенского из семинарии, подписанном 92 учениками, читаем: «Под всей Вашей многолетней деятельностью можно было бы надписать: это была великая, благородная работа бескорыстного труженика, не всегда вознаграждавшаяся успехами, работа кропотливая, на которую затрачено много терпения, здоровья и нравственной силы; работа, не получившая надлежащей оценки от тех, кому дано право ценить и расценивать, работа в духовно-учебном ведомстве, на почве самой неблагодарной, заросшей густым, колючим терновником; работа над умами и сердцами семинаристов» [1, л. 2 об.-3 об.]. Интересный факт, что похожая история с оставлением духовного учебного заведения произошла и с отцом Павла Александровича - Александром Михайловичем Преображенским. На протяжении 1 8 лет он служил священником, преподавателем и инспектором классов в Нижегородском женском епархиальном училище, но был уволен в 1888 г. из-за разногласий с новой начальницей по поводу организации хозяйственной деятельности и учебно-воспитательного процесса [17, л. 22-22 об.].

Заслуги Павла Александровича как преподавателя духовной семинарии были отмечены и местным духовенством, то есть непосредственно родителями его учеников. На благочиннических собраниях 19091910 гг. широко обсуждался вопрос об учреждении в память «о хорошем, опытном преподавателе и человеке сердечном, всегда с любовью относившемся к питомцам семинарии» стипендии имени Преображенского. Но из-за недостатка средств этот вопрос был отложен до лучших времен [18, л. 1-24].

После ухода из Самарской духовной семинарии Павел Александрович получил от Синода предложение занять любую свободную инспекторскую должность [14, л. 1], но Преображенский предпочел преподавать в частных учебных заведениях, где обстановка была более демократичной. С 1905 г. он стал давать уроки истории в частной женской гимназии Нины Андреевны Хардиной, а с 1909 г. еще и в Самарском коммерческом училище. Выбор этих учебных заведений, на наш взгляд, не случаен. Гимназия Н.А. Хардиной, по мнению краеведа О.С. Струкова, была «необыкновенной во всех отношениях» - она отличалась свободой в преподавании и вольным ду-

хом. Здесь не выставлялись текущие оценки и не проводились экзамены при переходе из класса в класс. Отметки проставлялись только на выпускных экзаменах, что было необходимо для оформления аттестатов. В гимназии не практиковали наказания, выговоры и внушения в резком тоне. Отношения между преподавателями и ученицами были основаны на доверии и уважении [19, л. 3-4]. Павел Александрович пользовался большим авторитетом и всеобщей любовью среди учащихся и преподавателей. Он был большим любителем природы, и без него, по воспоминаниям учениц, не обходилась ни одна загородная прогулка или экскурсия. Он был одним из столпов гимназии, председателем педагогического совета, другом, верным помощником и советчиком Нины Андреевны. После расформирования гимназии в 1918 г. и отъезда Хардиной в Петроград они продолжили общение через переписку [19, л. 6-8]. В одном из писем от 14 января 1933 г. Нина Андреевна пишет: «... у нас с Вами обычно поразительное совпадение настроений, ... если [бы] эти настроения облеклись в форму писем, встретились где-нибудь по дороге из Самары в Ленинград, они, конечно, радостно перекликнулись бы, как давно и хорошо знакомые» [20, л. 32-32 об.].

Самарское коммерческое училище, основанное в начале XX в. на средства купечества и органов самоуправления, также представляло собой необычное учебное заведение. В первую очередь своим педагогическим составом, который не боялся экспериментов. В училище была введена двухсеместровая годичная система. Как и в гимназии Н.А. Хардиной, здесь отсутствовали оценки и дневники. Педагогический совет училища считал, что балльная система плохо влияет на формирование характера, провоцируя развитие болезненного самолюбия и зависти. Поэтому было решено каждое полугодие представлять родителям характеристики, где подробно расписывались успехи и степень познания учащихся по каждому предмету. В учебной программе было большое количество часов для изучения иностранных языков, были обязательные ежегодные экскурсии для учащихся как по России, так и за границу для ознакомления с различными условиями коммерческой деятельности [21, с. 37]. В коммерческом училище Преображенский прослужил до самого его закрытия в ноябре 1918 г. В фонде П.А. Преображенского сохранились письма и открытки, присланные любимому учителю бывшими учениками, в том числе воспитанниками коммерческого училища [22, л. 80].

Среди самарской публики начала XX столетия П.А. Преображенский был известен не только как педагог, но и как краевед, книголюб и общественный деятель. Сферой его профессиональных интересов являлись вопросы археологии и истории местного края. Им были подготовлены и опубликованы около 10 научных и научно-популярных работ по краеведению. Среди них «Очерк истории Самарского края», «Колонизация Самарского края», «Крестьянская реформа 1861 г. в Самарской губернии», «Поездка по Волге», «Про старую Самару» и др.

П.А. Преображенский принимал участие в семей-но-педагогическом кружке, организованном в Самаре в начале XX в. местной общественностью с целью

распространения педагогических знаний среди родителей, учителей и воспитателей. Павел Александрович возглавлял библиотечную комиссию, призванную знакомить членов кружка с современным состоянием педагогической литературы и подбирать подходящие книги для детской и ученической библиотек [23, с. 15]. Еще одним заметным деянием Преображенского стало его участие в создании Самарского общества народных университетов, учрежденного силами самарской интеллигенции в 1908 г. Этот культурно-просветительский проект был направлен на повышение общеобразовательного уровня местного населения, так как существовавших в губернии учебных заведений было недостаточное количество. П.А. Преображенский входил в состав учредителей Общества и являлся членом редколлегии журнала «Известия Самарского общества народных университетов» [24, с. 1]. Кроме вышеназванных обществ Павел Александрович являлся также членом других общественных организаций - Самарского археологического общества, Общества по сооружению и поддержке Дома науки и искусств, Самарской губернской ученой архивной комиссии, Исторической комиссии преподавателей г. Самары и др. В целом общественная деятельность Преображенского носила научно-просветительский характер и была направлена на удовлетворение потребностей широких народных масс в культурно-исторических знаниях.

Социально-политические потрясения 1917 г. привели к коренному переустройству российской школьной системы: прежние учебные заведения закрывали или реформировали, возникали новые типы школ. В Самаре, к тому же, после долгих переговоров и большой подготовительной работы было открыто первое высшее учебное заведение - Самарский педагогический институт, преобразованный в 1918 г. в Самарский университет [25]. Одной из главных проблем молодого вуза было формирование профессорско-преподавательского состава, поскольку в городе до этого момента никогда не существовало высшей школы. Основу педагогического коллектива составили приглашенные из университетских городов доценты и профессора: А.П. Нечаев, В.Н. Перетц, А.П. Баранников, В.П. Адрианова-Перетц, Е.И. Тарасов, В.Н. Ивановский, П.П. Фридолин, А.В. Багрий, М.Н. Тихомиров и др. Гражданская война и экономическая разруха в первые годы советской республики, как это ни удивительно, помогли Самарскому университету обзавестись высококлассными специалистами, вынужденными в поисках работы, твердого заработка и лучших материальных условий переезжать в провинцию. Частично вопрос с кадрами решался и с помощью местных преподавателей. Так, например, был приглашен Павел Александрович Преображенский.

В 1919 г. новый ректор Самарского университета, Владимир Николаевич Ивановский, плохо знакомый с местным педагогическим персоналом, искал преподавателя для чтения курса лекций по истории церкви. Он обратился за советом к своему бывшему коллеге по Казанскому университету - профессору, историку русской церкви Константину Васильевичу Харламповичу. Тот рекомендовал обратить внимание на Павла Александровича Преображенского, который в период обучения в Казанской духовной ака-

8атага 1оигпа1 of 8аепсе. 2023. Уо1. 12, 188. 1

213

демии считался любимым учеником профессора П.В. Знаменского. К.В. Харлампович отмечал незаурядность, с которой Преображенский излагал историю церкви, будучи преподавателем духовной семинарии, и широкий кругозор исследователя, следящего за движением науки [26, л. 8]. После прочтения двух пробных лекций Павел Александрович был удостоен звания приват-доцента и стал читать лекции и вести практические занятия по курсам «История русской церкви», «Ранняя история Среднего и Нижнего Поволжья», «Старообрядчество и сектантство», «Самарский край в географическом отношении» [27, с. 1-7]. В 1922 г. Преображенский получил звание профессора, и к списку читаемых курсов добавились «История первобытной культуры», «Этнология» и «Этнография Поволжья».

В Самарском университете профессор П.А. Преображенский вел большую административную работу, являясь председателем словесно-исторического отделения педагогического факультета и руководителем исторического семинария. Кроме того, он участвовал в создании и впоследствии заведовал библиографическим кабинетом, состоящим, главным образом, из изданий по истории города Самары и губернии. Книги были получены частично из библиотеки бывшего губернского земства: журналы, проекты, сметы, отчеты уездных земств и губернского земства, различные земские издания по исследованию губернии и из других источников. В кабинет доставлялись периодические издания, афиши, воззвания 1920-х гг. П.А. Преображенский и его помощница провели значительную работу по регистрации и систематизации материала. Всего в каталог было занесено около 3500 томов [28, с. 14].

В это же время профессор Преображенский состоял членом различных научных обществ при университете: был заместителем председателя Историко-филологического общества, членом Общества любителей природы, заместителем председателя Общества археологии, истории, этнографии и естествознания, возглавлял археологическую комиссию и Высшие этнолого-археологические курсы этого общества. Одновременно с преподаванием в вузе Павел Александрович вел занятия в реальном училище для взрослых служащих Самаро-Златоустовской железной дороги, читал публичные лекции по истории Самарского края в Обществе потребителей «Самопомощь» и по географии, истории и статистике Самарского края на курсах для инструкторов по внешкольному образованию [28, с. 9-10]. После закрытия университета П.А. Преображенский продолжил работу на агрономическом факультете, реорганизованном в Самарский сельскохозяйственный институт, на Высших курсах краеведения и в русском педагогическом техникуме. Об этом периоде его жизни сохранились воспоминания его ученика, впоследствии куйбышевского краеведа - Петра Дмитриевича Лупаева, для которого Павел Александрович стал «путеводным именем». Вот как он описывал свои встречи с Преображенским: «В каждый свой приезд в город я старался зайти к своему учителю. К нему меня тянуло как магнитом. Беседовать с ним было большим удовольствием. Иногда он мне рассказывал о своих давних поездках за границу, дарил на память

открытки с видами городов, где когда-то бывал» [29, с. 205-208].

1920-е гг. были весьма продуктивными как в педагогической, так и в научной деятельности Павла Александровича, и это несмотря на возраст. Это была вершина его жизненного и творческого пути. Он стал автором многих исторических статей и краеведческих очерков. До последних дней жизни П.А. Преображенский вел дневниковые записи, в которых описывал свои будничные переживания и фиксировал философские рассуждения на вечные темы, например об иронии, самоотрицании и самоутверждении [30]. Павел Александрович умер 9 марта 1942 г. в Куйбышеве в возрасте 83 лет. Детей и жены у него не было, поскольку всю свою жизнь, особенно после смерти отца, он опекал родственников, нуждавшихся в уходе и поддержке : пожилую мать, больного брата, незамужних сестер, малолетнюю племянницу. Именно он стал главой рода Преображенских, а родительские инстинкты, как нам думается, он реализовал в своей обширной педагогической практике, о чем свидетельствуют письма и воспоминания его учеников. Приведем цитату из одного письма: «Вы, Павел Александрович, были одним из немногих преподавателей не-чиновников, любящих свое дело. Своими уроками Вы развивали в нас любознательность; приучали к самостоятельному мышлению; заставляли нас думать над жизненными вопросами и были отзывчивым руководителем в деле самообразования. Одним словом, Вы были светлым пятном на том темном фоне, каким кажется нам наша бывшая "Alma Mater"» [14, л. 3].

Благодарность

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ольге Леонидовне Грачевой -внучке Ивана Александровича Преображенского.

Список литературы:

1. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 673. Оп. 1. Д. 3.

2. Домашний архив семьи И.А. Преображенского.

3. ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 2.

4. Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т. 1. 1851-1920 гг. Самара, 2000. 307 с.

5. Кривопалова Н.Ю. Российская интеллигенция в конце XIX - начале XX вв. : историко-региональный аспект - Самара и Самарская губерния: исторические источники. Самара: Самарский центр аналитической истории и исторической информатики, 2006. 227 с.

6. Лопухова А.В. Общественно-просветительская деятельность Самарского общества народных университетов // Гротовские чтения: мат-лы III межрегион. науч.-практ. конф. Самара: Офорт, 2013. С. 191-198.

7. Историки Самарского края: биобиблиографический справочник / сост. А.Н. Завальный, П.С. Кабытов, Н.П. Фомичева. Самара: Самарский ун-т, 1993. 91 с.

8. Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX века / под общ. ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова. Кн. 2. Самарский край второй половины XIX - начала XX столетия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1993. 190 с.

9. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. М - См. Самара: Самарский Дом печати, 1995. 379 с.

10. Казарин В.Н. Возрожденные имена. Самара: Упр. гос. архив. службы Самар. обл., 2004. 236 с.

11. Алексушина Т.Ф. Коллекционеры старой Самары. Самара: Офорт, 2005. 470 с.

12. Мордва Самарского края: история и традиционная культура: кол. монография / редкол.: Т.И. Ведерникова, Н.М. Малкова, Э.Л. Дубман, В.И. Алексеева. Самара, 2021. 336 с.

13. Храмков Л.В. П.А. Преображенский (1858-1942) // Классика Самарского краеведения. Вып. 1. Самара, 2002. С. 155-198.

14. ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 4.

15. ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 1.

16. Свечников В.С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57-60.

17. ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 7а.

18. ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 5.

19. ЦГАСО. Ф. Р 4940. Оп. 4. Д. 2.

20. ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 20.

21. Жердева Ю.А., Сумбурова Е.И. Коммерческое образование в Самаре в начале XX века: социальные потребности и экономические возможности городских слоев // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сб. науч. ст. VI всерос. науч.-практ. конф. (1 но-

ября 2018 г.). Ч. 1. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. унта, 2018. С. 36-42.

22. ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 28а.

23. Отчет о деятельности Самарского семейно-педа-гогического кружка за 1902-1903 гг. Ч. 1. Самара: Типо-литогр. Н.В. Жданова, 1905. 118 с.

24. Устав Самарского общества народных университетов. Самара: Зем. тип. 1908. 9 с.

25. Сумбурова Е.И. Формирование высшей школы в Самарском крае: этапы, проблемы, достижения // Известия Института систем управления СГЭУ. 2014. № 1-2 (9-10). С. 24-36.

26. ЦГАСО. Ф. Р 28. Оп. 1. Д. 901.

27. План и обозрение преподавания социально-исторического факультета Самарского государственного университета. Самара: Государственное издательство. Самарское отделение, 1920. 12 с.

28. Ученые записки Самарского университета. Вып. 2. Самара, 1919. 98 с.

29. Лупаев П.Д. Воспоминания о П.А. Преображенском // Самарский краевед. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. С. 205-209.

30. ЦГАСО. Ф. 673. Оп. 1. Д. 12. 189 л.

Информация об авторе(-ах): Information about the author(-s):

Сумбурова Елена Ивановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории права и философии; Самарский государственный экономический университет (г. Самара, Российская Федерация). E-mail: elena-sumburova@yandex.ru. Sumburova Elena Ivanovna, candidate of historical sciences, associate professor of Theory of Law and Philosophy Department; Samara State University of Economics (Samara, Russian Federation). E-mail: elena-sumburova@yandex.ru.

Для цитирования:

Сумбурова Е.И. «Это была великая, благородная работа бескорыстного труженика» (к биографии П.А. Преображенского) // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12, № 1. С. 211-215. DOI: 10.55355^2023121214.

Samara Journal of Science. 2023. Vol. 12, iss. 1

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.