Научная статья на тему 'Учитель всех учителей'

Учитель всех учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель всех учителей»

К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Д. УШИНСКОГО

П. И. Чернецов

УЧИТЕЛЬ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ

К. Д. Ушинский - один из создателей русской общеобразовательной школы, основоположник отечественной педагогической науки. Имя этого человека известно каждому учителю. Наверное, нет ни одного направления педагогической науки, которое не нашло бы отражения в педагогическом наследии К.Д.Ушинского. И сегодня, спустя многие годы, учителя с благодарностью вспоминают имя этого ученого.

К.Д.Ушинский занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, по степени научной обоснованности педагогического процесса его концепция не имела себе равных.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 г. (по другим данным - 1824 г.) в г. Туле, в небогатой д ворянской семье.

В 1840 г., после завершения гимназического курса, К.Д.Ушинский поступает на юридический факультет Московского университета, который в те годы являлся лучшим высшим учебным заведением России.

Юридический факультет университета К.Д.Ушинский окончил с выдающимися успехами. Совет университета рекомендовал его как «отличнейшего для определения на службу прямо в министерство и другие высшие присутственные места».

В 1846 г. К.Д.Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.

В самом начале своего пути в педагогику он разделил участь, постигшую многих демократически настроенных преподавателей, представителей научной интеллигенции. В 1849 году он был уволен из Ярославского лицея.

В начале 1850 г. К.Д.Ушинский был зачислен помощником столоначальника в департаменте духовных дел иностранных исповеданий.

В 1852 г. К.Д. Ушинский получил наконец возможность заняться любимым делом: его назначают преподавателем словесности и законоведения, а затем инспектором Гатчинского сиротского института.

В Гатчинском институте еще более ярко, чем в Ярославском лицее, раскрылось педагогическое призвание К.Д.Ушинского.

Отдавая большую часть времени практической педагогической деятельности в сиротском институте, К.Д.Ушинский сотрудничает в литературных журналах. Он пишет одну за другой статьи, которые во многих отношениях и сейчас звучат не менее актуально, чем в год их первой публикации. Это - «О пользе педагогической литературы» (1857), «Три элемента школы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857) и др.

В 1859 г. К.Д.Ушинский назначается инспектором классов Смольного института благородных девиц.

Шестидесятые годы были периодом наибольших творческих свершений К.Д.Ушинского. В 1864 г. вышло из печати его «Родное слово». Успех этой книги был огромен. Она стала одной из самых распространенных в народной школе. В течение 50 лет эта книга издавалась в среднем по три раза в год.

Выдающимся событием в истории отечественной педагогики, в теории и практике начального обучения явилась книга К.Д.Ушинского «Детский мир». Она имела такой успех, что в первый же год опубликования (1861) потребовалось еще два дополнительных ее тиража.

В период наибольшего расцвета творчества К.Д.Ушинского его педагогическая деятельность вновь была прервана. Весной 1862 г. он был вынужден покинуть Смольный институт, выехать из Петербурга и уехать за границу, где он изучал различные системы образования. Опыт зарубежной школы К.Д.Ушинский отразил в работах «Педагогическая поездка по Швейцарию),

«Школьные реформы в Северной Америке». «Внутреннее устройство североамериканских школ» и др. Поездка за границу помогла ему собрать материал для «Педагогической антропологии». В этой книге К.Д.Ушинский дал философское обоснование педагогики как общественной науки.

В конце 60-х гг. К. Д.Ушинский возвращается в Россию с намерением сосредоточиться на научной и литературной работе. Однако здоровье не позволило сделать это. 22 декабря 1870 г. он скончался.

Последней известной прижизненной публикацией К.Д.Ушинского была статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870).

С именем К.Д.Ушинского связан важный этап в истории формирования педагогики как отрасли научного знания. И сегодня, перечитывая его труды, осмысливая результаты исследований процессов развития, воспитания, обучения, нельзя не поражаться богатству его учения, которое сохраняет значение с точки зрения общих подходов к изучению ребенка и окружающей его среды.

Основополагающее значение в педагогической концепции К.Д.Ушин-ского имеет идея народности воспитания. Эта идея развивалась в таких работах, как «Три элемента школы», «Вопросы о наряд ных школах», «О нравственном элементе в общественном воспитании», «О пользе педагогической литературы», многих других статьях, в учебных книгах. К идее народности он обращался при решении кардинальных педагогических проблем, ею он определял достоинства или недостатки обучения в школе, семье, обществе.

В трудах К.Д.Ушинского глубоко раскрывался процесс обучения, характер общеобразовательного знания, закономерности познавательной деятельности детей. Им были сформулированы важнейшие положения теории общеобразовательного знания.

К.Д.Ушинский убедительно доказал, что главная роль в школе принадлежит учителю, которого не могут заменить никакие программы и учебные планы, никакие учебники и технические средства. К.Д.Ушинский с предельной четкостью указал область педагогических исследований - «человек как предмет воспитания».

Идеи К.Д.Ушинского оказали огромное влияние на последующее развитие школы и педагогической мысли. Его могучее влияние можно проследить в развитии многих отраслей знания - педагогической психологии, теории воспитания, дидактики, методик обучения, дефектологии и др.

Творческое прочтение педагогического наследия К.Д.Ушинского, его критическое осмысление способствуют более глубокому пониманию педагогического процесса, поискам новых средств совершенствования практики обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях.

Каждый человек, избравший педагогическую деятельность в качестве основы своей жизнедеятельности, начинает себя с К.Д.Ушинского. Учителем всех учителей можно назвать этого выдающегося педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.