Научная статья на тему 'Учитель русских учителей'

Учитель русских учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛЬ / СРЕДСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / UPBRINGING / END / MEANS / PEDAGOGIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова Валентина Марковна

В статье рассматривается педагогическая деятельность К.Д. Ушинского и анализируются его взгляды по вопросам воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian teachers'' teacher

Кonstantin Ushinsky's pedagogic activity is considered and his views on upbringing are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Учитель русских учителей»

К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д. УШИНСКОГО

УДК 37.015

Басова Валентина Марковна

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

УЧИТЕЛЬ РУССКИХ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассматривается педагогическая деятельность К.Д. Ушинского и анализируются его взгляды по вопросам воспитания.

Ключевые слова: воспитание, цель, средства, педагогическая деятельность.

В этом году исполняется сто девяносто лет со дня рождения основоположника отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Его друг и последователь, историк педагогики Л.А. Модзалевс-кий писал: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов -наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор» [8, с. 193].

Он родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в семье мелкопоместного дворянина, чиновника казенной палаты в Туле. В тот же год семья переехала в небольшое родовое имение отца, расположенное недалеко от Новгород-Северска Черниговской губернии.

До девяти лет мальчик воспитывался дома матерью, затем поступил в гимназию, в которой царил дух дружбы, товарищества, занимательного обучения. Самостоятельное чтение книг, главным образом из библиотеки отца - участника Отечественной войны 1812 года, длительные наблюдения за изменениями в природе и жизни людей, оказали огромное влияние на формирование личности подростка.

Получив среднее образование, со светлой мечтой служить людям, К.Д. Ушинский поступает в 1840 году на юридический факультет Московского государственного университета. Уже на вступительных экзаменах он обратил на себя внимание самостоятельными, оригинальными суждениями и эрудицией.

В годы обучения в университете К.Д. Ушинс-кий увлекается изучением истории, правоведения, художественной литературы. Особенно его интересовала эпоха Французской буржуазной революции (1789-1799 гг.).

У него складывались хорошие отношения как с преподавателями, которые ценили его любознательность, трудоспособность, стремление докопаться до истины, так и с однокурсниками, которые часто обращались к нему за помощью и получали, судя по воспоминаниям, всегда понятное разъяснение и толковые советы.

В 1844 году К.Д. Ушинский блестяще окончил университет и в течение двух лет готовился к присвоению профессорского звания.

С 1846 года начинается его профессиональная педагогическая деятельность в качестве преподавателя камеральных наук (общее, финансовое, уголовное право, основы экономики, элементы статистики и философии) в Демидовском лицее в Ярославле. Как известно, в системе российского образования этого периода лицеи занимали промежуточное положение между гимназией и университетом, были призваны готовить представителей дворянского сословия к государственной службе.

Трехлетняя работа в лицее юридического направления показала исключительные способности молодого профессора (ведь ему к моменту начала преподавания было только около 23 лет). Эрудиция, доступность изложения учебного материала, строгая логика доказательств, использование примеров из жизни, включение в процесс обучения практико-ориентированных задач для выработки навыков анализа экономических ситуаций, юридических дилемм - все это сделало его авторитетным в студенческой среде.

Одновременно с преподаванием К.Д. Ушинский ведет научные изыскания и в 1848 году публикует свой научный труд «О камеральном образовании», в котором подвергает резкой критике содержание образования и методику обучения такому сложному предмету и предлагает свое решение ряда социальных и дидактических проблем. Смелость выводов и их категоричность вызвали недовольство чиновников, а отказ предъявлять для контроля конспекты лекций с указанием цитат послужили основанием для увольнения его из лицея.

После некоторого вынужденного перерыва педагогическая деятельность К.Д. Ушинского продолжается с 1854 года в Гатчинском сиротском институте, куда он назначен учителем русской словесности и законоведения, а затем переведен инспектором класса.

Основной целью своей деятельности как преподавателя и руководителя учебно-воспитательной частью сиротского института Ушинский считал всемерное совершенствование образовательного процесса.

Он внимательно изучил педагогическую литературу, касающуюся общих и частных вопросов

© Басова В.М., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

9

обучения и воспитания, в которой освещался опыт зарубежной и отечественной школы, и на их основе стал вносить коренные изменения и поправки в работу сиротского института: изменял программы учебных занятий, намечал и настойчиво внедрял в практику передовые методы и приемы преподавания, внимательно отслеживал результаты, которые свидетельствовали о прочности знаний, умений и навыков, развитости познавательного интереса, сформированное™ внутренней дисциплины у обучающихся после такого реформирования [1, с. 202].

Именно в сиротском институте окончательно сформировалась педагогическая направленность его интересов. В этот период им пишутся статьи «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857).

С одной стороны, явные успехи в образовательной деятельности в Гатчинской институте, с другой - яркие статьи по вопросам воспитания и обучения создавали Ушинскому широкую известность в педагогической среде, а встреча с императрицей Марией Александровной послужила, как считает ряд специалистов [1; 4; 7], основанием для его перевода в 1859 году в качестве инспектора в Смольный институт благородных девиц. Там за короткое время К.Д. Ушинский сменил часть преподавателей, уравнял содержание образования в дворянском и мещанском отделениях, ввел каникулы, увеличил время на преподавание естествознания, родного языка, создал педагогический класс и т.п. [1].

Реформаторская деятельность К.Д. Ушинского показалась чиновникам опасной. По ложным доносам его в 1861 году увольняют и направляют в длительную командировку за границу для изучения опыта организации, прежде всего женского, образования в Западной Европе. Несмотря на то, что эта поездка была фактически хорошо замаскированной ссылкой, он тщательно анализировал сложившиеся подходы к решению образовательных задач в системе начального и женского обучения в Швейцарии, Бельгии, Германии, Франции. По итогам осмысления накопленного фактического материала он пишет серию своих знаменитых писем «Педагогическая поездка по Швейцарии». Их очень высоко оценивают специалисты: «по оригинальности идей и глубине социально-педагогического содержания они составляли одну из ярких страниц в истории русской педагогической мысли» [1, с. 74].

В период заграничной командировки К.Д. Ушин-ский работает над реализацией плана «педагогического вооружения» учительства России, над замыслом учебной книги, которая, по его предположениям, будет иметь не менее 25 изданий, над «Родным словом», второй после азбуки книгой для чтения. Этот уникальный учебник для детей младшего возраста должен был включать три части: «Букварь», «Упражнения в мышлении, чтении и письме», «Хре-

стоматия». Это учебное пособие переиздавалось около ста пятидесяти раз, в среднем по три издания в год. Об этой книге писали: «... педагогический гений Ушинского сумел последовательно реализовать идею развивающего обучения, слить воедино процесс непосредственных наблюдений ребенка за окружающим миром, реальными предметами, событиями, явлениями действительности с процессом обучения родному языку» [1, с. 76].

В 1867 году К.Д. Ушинский вернулся в Россию, посвятив оставшиеся три года своей жизни литературно-педагогической работе. В неполные сорок семь лет (3 января 1871 года) его не стало.

В Одессе не было ни одного человека, который бы лично знал Ушинского. Но когда печальная весть о его кончине распространилась по городу, множество народа пришло, чтобы проститься с великим педагогом. Это были учителя, слушатели педагогических курсов, учащиеся городских школ. Гроб с телом Ушинского был перевезен в Киев и, согласно завещанию, захоронен под огромным платаном около Выдубицкого монастыря [7, с. 88].

Таким образом, представленное выше описание жизненного пути К.Д. Ушинского свидетельствует о том, что высказанные им суждения, рекомендации - результат осмысления многолетнего личного педагогического опыта, его всесторонней рефлексии, анализа педагогической литературы и функционирующих образовательных систем ряда западноевропейских стран.

О мировоззрении и педагогическом кредо К. Д. Ушинского достаточно подробно пишут Б.Г. Ананьев, Е.П. Белозерцев, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Н.К. Гончаров, С.Ф. Егоров, Н.С. Зен-ченко, В.В. Карпов, Т.В. Карпова, В.Я. Струмлин-ский, З.И. Равкин, А.К. Романовский, А.И. Пискунов и другие. В оценке одних из них он - представитель позднего романтизма и французского Просвещения, других - представитель буржуазно-демократического направления общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века, третьих -«почвенник». Отголоски черт каждого из этих направлений можно найти в ходе анализа педагогического наследия автора, главный акцент в котором сделаем на выделении положений, имеющих практико-ориентированный характер и нацеленных на совершенствование профессиональной деятельности учителя как воспитателя.

В этой связи рассмотрим, прежде всего, его утверждение о том, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кро-

Учитель русских учителей

ме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания...» [3, с. 76]: во-первых, разнообразные сведения из антропологических наук (физиологии, психологии, психиатрии и т.д.), свидетельствующие об особенностях развития ребенка, ресурсах его организма, сильных и слабых сторонах личности; во-вторых, о духовных потребностях детей и допустимых путях их удовлетворения; в-третьих, о существовании препятствий, без которых сама деятельность по воспитанию ребенка невозможна; в-четвертых, о том, что «воспитание, почти исключительно заботящееся об образовании ума, ... делает ... большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает. Чувствования ... а не мысли составляют средоточие психической жизни. И в их-то образовании должен видеть воспитатель свою главную цель» [5, с. 178].

В контексте трактовки воспитания К.Д. Ушин-ский обращает внимание практиков на два момента: на тот факт, что воспитательная деятельность принадлежит к области разумной и сознательной деятельности, а ее успешность - результат правильно поставленной цели. Таковой, по мнению автора, будет воспитание совершенного человека. При этом, он подчеркивает, что ее достижение - трудный процесс, так как такой человек - «весьма широкое понятие. Иногда хорошо воспитанным человеком зовут того, кто умеет хорошо повязать галстук, держать себя по моде, болтать на иностранных языках, поддерживать разговор в гостиной, нравиться дамам и проч. и проч.; иногда того, кто умеет поклониться, где следует, поднять нос, где можно, задать тон, не пропускать того, что плывет в руки, и проч. и проч.» [3, с. 206].

В действительности, такой человек тот, кто имеет нравственный капитал, «... выступающий его сильнейшей опорой в виде полезных привычек, делающий его свободным и указывающий ему путь к дальнейшему прогрессу» [3, с. 96-97].

Важнейшим вопросом для практической работы воспитателя К.Д. Ушинский считает выбор средств. К ним он относит преднамеренные (школа, смена видов деятельности, отдых) и непреднамеренные (природа, семья, народ и его язык).

В первом случае под общим названием «школа» автор понимает разные вещи: а) преподавание, которое помогает человеку управлять случайностями жизни и покорять их разуму и воле, дает возможность «... плыть не только по ветру, но и против ветра; не ждать в ужасе громового удара, а отводить его; не подчиняться условиям расстояния, но сокращать его паром и электричеством» [5, с. 82]. Однако оно не только важно как вооружение знаниями, позволяющими ориентироваться в действительности, но и как способ приучить понемногу к умственному труду, формировать любовь к познанию; б) дух образовательного учреждения, его

традиции, атмосфера, характер взаимоотношений членов школьного коллектива. «Дух заведения переходит в характер воспитанников» [2, с. 296].

Во втором случае, К.Д. Ушинский характеризует потенциалы природы в воспитании подрастающих поколений, формировании у них любви к Родине и готовности служить ей такими словами: «прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога: что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» [2, с. 290].

Не подвергая сомнению роль семьи в воспитании, считая это само собой разумеющимся, К.Д. Ушинский очень много пишет о роли родного языка в становлении личности, который «.есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» [3, с. 210], выступает отражением всей духовной жизни народа. Именно в нем выражается особенный характер народа. «Легкая, щебечущая, острая, смеющаяся, вежливая до дерзости, порхающая, как мотылек, речь француза; тяжелая, туманная, вдумывающаяся сама в себя, рассчитанная речь немца; ясная, сжатая, избегающая всякой неопределенности, прямо идущая к делу, практическая речь британца; певучая, сверкающая, играющая красками, образная речь итальянца; бесконечно льющаяся, волнуемая внутренним вздымающим ее чувством и изредка разрываемая громкими всплесками речь славянина - лучше всех возможных характеристик, лучше самой истории, в которой иногда народ мало принимает участия, знакомят нас с характерами народов, создавших эти языки. Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [3, с. 212].

Таким образом, подводя итог своим рассуждениям, К.Д. Ушинский еще раз подчеркивает: «Если мы признаем, что на душу ребенка и на направление ее развития могут иметь влияние окружающая его природа, окружающие его люди и даже картина, висящая на стене в его детской комнате, даже игрушки, которыми он играет, то неужели мы можем отказать во влиянии такому проникнутому своеобразным характером явлению, каков язык того или другого народа, этот первый истолкователь и природы, и жизни, и отношений к людям, это тонкая, обнимающая душу атмосфера, через которую она все видит, понимает и чувствует?» [3, с. 213].

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

11

Особое место среди средств воспитания он называет также труд, так как личностный труд человека служит источником человеческого достоинства, нравственности и счастья. Отсюда воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда. Поэтому воспитатель должен в своей деятельности руководствоваться идеей: «возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач» [3, с. 227].

Подводя итоги сказанному, примем к сведению: 1) природные воспитательные таланты, сами себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие-либо другие таланты. Следовательно, их нужно взращивать и делать целью изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания; 2) общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории; ... у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным; . опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана [3, с. 297]; 3) возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспита-

нии, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений. Последнее особенно значимо в условиях реформ.

Сказанного, по-нашему мнению, даже не касаясь других аспектов богатейшего наследия К.Д. Ушинского, вполне достаточно, чтобы назвать его учителем русских учителей.

Библиографический список

1. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1977. - 143 с.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 416 с.

3. История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - М.: ИЦ «Академия», 2000. -400 с.

4. Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 216 с.

5. Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

6. Максименко Н.В. К.Д. Ушинский о народности как общечеловеческой духовно-нравственной категории // Формирование ценностной ориентации личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец XX - начало XXI в.). - М.: ИТИП РАО, 2005. - С. 227-230.

7. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIXвека. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1963. - 312 с.

8. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.