Научная статья на тему '«УЧИТЬ ПОДЧИНЁННЫЙ ИМ СОСТАВ ТОЛЬКО ТОМУ, С ЧЕМ ПРИДЁТСЯ ВСТРЕТИТЬСЯ НА ВОЙНЕ»: ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НКВД ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (1941-1945 ГГ.)'

«УЧИТЬ ПОДЧИНЁННЫЙ ИМ СОСТАВ ТОЛЬКО ТОМУ, С ЧЕМ ПРИДЁТСЯ ВСТРЕТИТЬСЯ НА ВОЙНЕ»: ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НКВД ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОРГАНЫ НКВД / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жадан А. В.

На основании не опубликованных ранее архивных материалов анализируется исторический опыт организации военной подготовки сотрудников территориальных органов НКВД Дальнего Востока в период Великой Отечественной войны. Делается вывод об эволюции форм такого рода подготовки, с постепенным усложнением изучаемого материала. Обращается внимание на отдельные региональные особенности содержательной части программ обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TEACH THEIR SUBORDINATES ONLY WHAT THEY WILL HAVE TO FACE IN THE WAR”: MILITARY TRAINING OF EMPLOYEES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE NKVD OF THE FAR EAST (1941-1945)

The article, based on previously unpublished archival materials, aims to analyze the historical experience of organizing military training of employees of the territorial bodies of the NKVD of the Far East during the Great Patriotic War. The conclusion is made about the evolution of forms of this kind of training, with the gradual complication of the studied material. Attention is drawn to certain regional features of the content of training programs.

Текст научной работы на тему ««УЧИТЬ ПОДЧИНЁННЫЙ ИМ СОСТАВ ТОЛЬКО ТОМУ, С ЧЕМ ПРИДЁТСЯ ВСТРЕТИТЬСЯ НА ВОЙНЕ»: ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НКВД ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (1941-1945 ГГ.)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 34-40. УДК 94(47).084.8

DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(1).34-40

А. В. Жадан

«УЧИТЬ ПОДЧИНЁННЫЙ ИМ СОСТАВ ТОЛЬКО ТОМУ, С ЧЕМ ПРИДЁТСЯ ВСТРЕТИТЬСЯ НА ВОЙНЕ»: ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НКВД ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (1941-1945 гг.)

На основании не опубликованных ранее архивных материалов анализируется исторический опыт организации военной подготовки сотрудников территориальных органов НКВД Дальнего Востока в период Великой Отечественной войны. Делается вывод об эволюции форм такого рода подготовки, с постепенным усложнением изучаемого материала. Обращается внимание на отдельные региональные особенности содержательной части программ обучения.

Ключевые слова: Дальний Восток; Великая Отечественная война; органы НКВД; военная подготовка; профессионально-служебная подготовка.

A. V. Zhadan

"TEACH THEIR SUBORDINATES ONLY WHAT THEY WILL HAVE TO FACE

IN THE WAR": MILITARY TRAINING OF EMPLOYEES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE NKVD OF THE FAR EAST (1941-1945)

The article, based on previously unpublished archival materials, aims to analyze the historical experience of organizing military training of employees of the territorial bodies of the NKVD of the Far East during the Great Patriotic War. The conclusion is made about the evolution of forms of this kind of training, with the gradual complication of the studied material. Attention is drawn to certain regional features of the content of training programs.

Keywords: Far East; Great Patriotic War; NKVD bodies; military training; professional and service training.

Профессионально-служебная подготовка сотрудников не только является фактором, непосредственно определяющим качество кадров и эффективность реализации поставленных задач, но и одновременно выступает отражением тех внешних обстоятельств и условий, в которых органы внутренних дел развиваются как часть социальной системы. Не случайно данная тематика занимает важное место среди исследований, посвящённых истории правоохранительных органов [1-4]. Растёт внимание историков и к региональной специфике деятельности органов правопорядка на Дальнем Востоке, в том числе осуществляемой в условиях военного времени [5-9].

Особый интерес представляют вопросы реорганизации системы подготовки кадров

НКВД в чрезвычайных условиях 1941-1945 гг. В исследованиях последних лет получили своё рассмотрение различные аспекты боевой подготовки входивших в состав народного комиссариата военизированных формирований (войск НКВД, пограничных войск) [10; 11], специальных диверсионно-разведывательных подразделений [12; 13], истребительных батальонов [14], а также отдельные направления военно-спортивной подготовки [15]. Однако, до настоящего времени остаётся слабо изученным исторический опыт организации боевой подготовки в территориальных органах НКВД Дальнего Востока, сотрудники которых в мирное время не были связаны с выполнением задач военного характера, что и послужило основанием к проведению данного исследования.

Источниковой базой работы послужил корпус документов, охватывающий 1941— 1945 гг. Исследованные материалы включают: 1) нормативные документы центрального аппарата НКВД СССР; 2) внутренние распорядительные документы управлений НКВД Хабаровского (УНКВД по ХК) и Приморского краёв (УНКВД по ПК); 3) делопроизводственные документы комсомольских и первичных парторганизаций органов НКВД Дальнего Востока.

Рассмотрим, как осуществлялась актуализация задач военной подготовки сотрудников территориальных органов НКВД в годы Великой Отечественной войны. К началу Великой Отечественной войны основной формой служебной подготовки в органах НКВД являлась командирская учёба, помимо занятий по «марксистско-ленинской подготовке», правовым дисциплинам и отдельным направлениям правоохранительной деятельности включавшая освоение навыков огневой и строевой подготовки [16, л. 26-28]. Имела место практика лагерных сборов личного состава, программа которых также предусматривала проведение стрельб и отработку строевых приёмов [17, л. 10, 18-19].

В предвоенный период в территориальных подразделениях НКВД усиливается оборонно-спортивное направление работы. С учётом опыта советско-финляндской войны популярность получают лыжные марш-броски. Участие в них принимало, как правило, ограниченное количество сотрудников, чаще всего это были комсомольские активисты [16, л. 45]. Так, 22 января 1941 г. команда лыжников Управления милиции (УМ) УНКВД по ПК в количестве 12 человек (в том числе 2 женщины) осуществила переход Владивосток - Ворошилов, преодолев 105 км при сильном встречном ветре и 30-градусном морозе, проявив «готовность работников РКМ в деле укрепления обороноспособности Социалистической Родины» [16, л. 22].

Регулярный характер в предвоенный период приобретают учебно-боевые сборы по сигналу тревоги [16, л. 13] и противогазовые тренировки [16, л. 97]. С 20 мая 1941 г. во всех подразделениях УНКВД по ПК вводится «Единый тренировочный день», предполагающий проведение каждую среду противогазовых тренировок, с постепенным уве-

личением времени ношения противогаза [16, л. 84].

Таким образом, предвоенная система служебной подготовки в территориальных органах НКВД, хотя и закладывала некоторые основы военного обучения сотрудников, всё-таки преимущественно была ориентирована на действия в рамках гражданской обороны и выполнение сугубо «милицейских», правоохранительных задач.

Неблагоприятное начало Великой Отечественной войны заставило существенным образом изменить подход к организации и содержанию военной подготовки сотрудников НКВД. Уже в первые дни войны правоохранителям приходилось встречаться с диверсионными группами, а в отдельных случаях принимать участие в столкновениях с армейскими частями противника. Стремительно росло число дезертиров и бандитских групп различного толка, действовавших в тыловых районах страны [18]. На оккупированной территории сотрудники НКВД становились важной организационной составляющей партизанского движения.

Дальний Восток страны, хотя и находился в глубоком тылу, тем не менее пребывал в постоянном ожидания военной агрессии со стороны союзника фашистской коалиции - Японии, во многом играя роль невоюющего фронта. В регионе под непосредственным руководством органов НКВД шло активное формирование истребительных батальонов, партизанских отрядов, диверсионно-разведывательных групп [13; 14].

Сложившиеся условия требовали от сотрудников НКВД Дальнего Востока знания как минимум базовых основ военного дела. Вместе с тем значительная часть боеспособных, прошедших службу в Красной Армии сотрудников оказалась мобилизованной на фронт. На замену часто приходили люди, негодные к службе в армии по состоянию здоровья или возрасту; существенное число вакантных мест заняли женщины. Также следует иметь в виду особенности системы военной подготовки в СССР 1920-1930-х гг., охватывавшей лишь некоторую часть мужского населения страны.

По этим причинам в органах НКВД рассматриваемого периода оказалось существенное число сотрудников, имеющих слабые

военные знания или не имеющих их вовсе и, соответственно, не полностью готовых к выполнению задач, диктуемых условиями военного времени.

Показательный характер имеет дискуссия, состоявшаяся на собрании парторганизации УМ УНКВД по ПК 16 сентября 1941 г. Спор вызвал вопрос о том, какие виды стрелкового оружия необходимо изучать в первую очередь: «Надо уделять больше внимания изучению пулемёта и автомата, а у нас больше уделяется внимание винтовке. Из боевых действий видно, что противник высаживает десанты с автоматами и пулемётами, а нам видимо придётся вести борьбу с противником». Однако, в итоге победило мнение о приоритетности изучения винтовки, так как многие сотрудники не владели даже этим оружием [19, л. 8].

Военная подготовка позволяла не только повысить уровень боеспособности сотрудников, но и создавала педагогические условия для укрепления служебной дисциплины в органах НКВД, посредством внедрения во внутрикорпоративные отношения армейских, уставных норм и правил поведения. Приведём характерную цитату из Приказа начальника УНКВД по ХК от 7 января 1942 г. № 15 «О недостатках в военном обучении личного состава Сводного батальона Управления НКВД по Хабаровскому краю»: «Значительное количество сотрудников считает, что знания и навыки, получаемые на занятиях (по военной подготовке. - А. Ж.), не распространяются на него в период нахождения на службе. Сотрудник, хорошо усвоивший требования строевого устава Красной Армии и отлично выполняющий строевые приёмы на занятиях, считает уместным на работе ходить "вразвалку", на приёме у начальника держать руки в карманах, входить к начальнику в служебный кабинет без разрешения, являться на службу небритым, появляться в городе и на работе в неряшливой, грязной одежде или не по форме одетым. Это ошибочное и вредное мнение, от которого необходимо раз и навсегда отказаться. Чекист и в быту, и на службе должен являть собой пример дисциплинированности, подтянутости, как в своём поведении, так и в одежде» [20, л. 16-17]. Отметим, что внедрение в органах НКВД армейских методов поддер-

жания дисциплины в годы войны рассматривается исследователями как общая характерная тенденция [21, с. 147].

Кроме того, военное обучение позволяло дополнительно решать задачи политико-идеологической работы с личным составом. Обычной практикой было проведение кратких политинформаций перед такого рода занятиями [22, л. 72].

Итак, в рассматриваемый период военные компетенции объективно стали важной составляющей профессионально-служебной подготовленности сотрудников территориальных органов НКВД.

Разберём формы, содержание и методы военной подготовки. Первоначально нормативной основой организации военной подготовки в территориальных органах НКВД стало Постановление ГКО «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» [23] и Циркуляр НКВД СССР № 262 от 2 октября 1941 г. Обучению подлежали в первую очередь допризывники 1923 и 1924 годов рождения и военнообязанные из числа необученных в возрасте до 45 лет. Начальствующий, политический и рядовой состав милиции, служивший в РККА на строевых должностях и прошедший срок обязательной службы, сотрудники, окончившие военные или милицейские школы (курсы), а также проходившие лагерные сборы милиции после 1937 г. от всеобщего военного обучения освобождались. Данные категории проходили командирскую подготовку в соответствии с директивами ГУМ НКВД СССР № 160 от 7 июля 1941 г. и № 32/Д/1242 от 20 сентября 1941 г. по приложенной к ней программе.

Из числа подлежащих обучению лиц комплектовались учебные группы в составе стрелкового отделения (10 человек), которые при необходимости сводились в стрелковые взводы. Обучение производилось на учебных пунктах при территориальных органах. Начальники учебных пунктов и командиры учебных подразделений назначались из числа наиболее подготовленных в военном отношении лиц, в первую очередь командиров запаса РККА. При отсутствии соответствующих кадров, таковые должны были выделяться военкоматами. Для учёбы отводилось не менее 8 часов в неделю, из них 4 часа в воскресенье. Материальную базу предос-

тавляли административно-хозяйственные отделы УНКВД, органы Осоавиахима и военкоматы на местах. С вновь принимаемыми на службу сотрудниками проводилась первоначальная подготовка согласно Директиве ГУМ НКВД СССР № 32/Д/1000 от 5 сентября 1941 г. и приложенным к ней учебному плану и схемам программ [24, л. 234-234 об.].

Сотрудники НКВД из числа женщин изучали под руководством начальников сан-отделов основы оказания первой медицинской помощи при ранениях и поражениях отравляющими веществами, правила санитар-но-химической защиты и выноса пострадавших из очага пожара [25, л. 178].

В крупных территориальных органах (краевых управлениях НКВД) подлежащие обучению сотрудники сводились в учебные батальоны. Так, при УНКВД по ХК 30 октября 1941 г. комплектуется учебный батальон, просуществовавший до 7 февраля 1942 г. [20, л. 105-106]. За время деятельности этого подразделения большая часть личного состава УНКВД, проходившего в нём обучение, достигла определённых успехов в освоении теоретических и практических военных знаний. Сотрудники ознакомились с техникой штыкового боя, метанием гранат, усвоили начальные основы лыжного дела [20, л. 15]. В документах отмечаются и недостатки в организации процесса обучения: некачественная подготовка к проведению занятий со стороны отдельных командиров, случаи обморожений и получения травм на занятиях, недостаточно высокая дисциплина обучаемых, допускающих опоздания и прогулы занятий [20, л. 16].

Следует отметить, что круг сотрудников, подлежащих военному обучению, в 1941-1942 гг. постоянно расширялся, что объяснимо сложным положением на фронтах и возрастающей потребностью в прошедших военное обучение кадрах. Так, с февраля 1942 г. вводится обязательное военное обучение сотрудников хозяйственных отделов УНКВД по ХК, для чего формируется отдельная учебная рота. В приказе обращалось внимание командного состава роты «учить подчинённый им состав только тому, с чем придётся встретиться на войне, не допуская на занятиях условностей, соблюдая строгую воинскую дисциплину» [20, л. 122-123].

Военные знания, полученные в составе учебных подразделений, стали первым, начальным этапом военного обучения сотрудников дальневосточных органов НКВД. Следующим этапом стало обучение в составе истребительных батальонов, где сотрудники продолжали совершенствовать навыки стрельбы из винтовки, метания гранат, бутылок с зажигательной смесью и тактических действий на местности. Истребительный батальон УНКВД по ХК просуществовал до августа 1942 г., после чего был расформирован, а с 1 сентября 1942 г. сотрудники управления перешли к подготовке на основе централизованных программ в рамках своих отделов [22, л. 178].

Новые программы военной подготовки преследовали задачи закрепления первоначальных военных знаний, приобретённых личным составом в процессе прохождения обучения по программе всеобуча и в последующем в составе истребительного батальона, а также знакомства сотрудников с новыми видами вооружений, техники, методов ведения боя, выработанных на основе опыта Отечественной войны. Вопросы планирования занятий, разработки их тематики, организации общих лекций и методической подготовки инструкторов (последняя осуществлялась на базе спецшколы 4-го отдела УНКВД) возлагались на партийный комитет и штаб истребительных батальонов при УНКВД. Начальники отделов составляли расписание занятий исходя из потребностей обучения и уровня подготовленности сотрудников, придерживаясь обязательного содержания программы и расчёта учебного времени [22, л. 180]. Таким образом, обучение в определённой мере строилось на вариативной основе, что позволяло иметь определённую гибкость и своевременно переходить к изучению наиболее актуальных вопросов.

Занятия по военной подготовке проводились еженедельно по 2 часа; один раз в месяц проводилась лекция по общевоенным вопросам. Тематика занятий включала освоение характеристик современного боя, использования в нём артиллерии, особенности применения истребительных батальонов НКВД по охране и обороне тыла. Изучался боевой устав пехоты Красной Армии, основы

проведения наземной разведки, совершенствовалась огневая и лыжная подготовка. Особенностью военной подготовки в дальневосточных органах НКВД являлось практическое изучение стрелкового оружия японской армии (винтовки «Арисака», пулемётов образца 1911 и 1896 гг., револьвера «Хино», пистолета образца 1925 г.) [22, л. 180 об .-181].

Одной из форм организации занятий по военной подготовке были тактические учения. Например, 1 марта 1942 г. в Хабаровском крае были проведены двухсторонние тактические учения по ликвидации парашютного десанта. В рамках учений отрабатывались: порядок походного движения; разведка, охранение, связь; использование местности и маскировка; решение огневой задачи отдельного бойца и подразделения; движение по азимуту и ориентировка по карте; окружение противника; правильность отдачи и повторения приказаний. В составе «истребительного батальона» принимало участие 200 милиционеров, разделённых на 5 взводов по 40 человек. «Десантный батальон» насчитывал 100 человек (3 взвода) [26, л. 41-42]. Таким образом, часть сотрудников отрабатывала разведывательно-диверсионные действия в тылу условного врага, а другая часть, соответственно, противодействие им. Также проводились двухсторонние учения по отработке действий стрелкового взвода в наступлении и обороне [26, л. 221]; тактике действий мелких диверсионных групп и их ликвидации [26, л. 301-302].

Важной частью военно-спортивной подготовки в рассматриваемый период оставались лыжные кроссы и переходы, что было весьма логично с учётом природно-климатических условий Дальнего Востока и слабо развитой транспортной инфраструктуры. Оборудуются лыжные базы, с комнатами для обогрева и запасами лыжного снаряжения. При базах находились постоянные пикеты сотрудников, обеспечивающих там порядок, починку лыж, отопление помещений, обеспечение кипячёной водой [26, л. 362-363].

В лыжных переходах принимали участие уже не небольшие группы активистов, как в довоенный период, а до половины всех сотрудников УНКВД. По результатам лыжного перехода, проведённого 31 января 1943 г., в Приказе начальника УНКВД по ХК

№ 68 отмечалось хорошее усвоение личным составом техники движения на лыжах (среднее время прохождения дистанции в 10 км составило 1 час 10 минут). Однако, натренированность ряда сотрудников продолжала оставаться низкой, по причине чего отставшие составили 10 % от числа участников перехода [27, л. 72].

Серьёзным препятствием для организации лыжной подготовки являлась нехватка материальных ресурсов, обусловленная общим снижением финансирования органов НКВД в военное время. Так, к зимнему сезону 1942-1943 гг. УМ УНКВД по ХК располагало лишь 41 парой исправных лыж, имелись проблемы с обеспечением функционирования лыжной базы [28, л. 66]. Недостаток материальных ресурсов отражался и на других направлениях военной подготовки. В документах отмечаются нехватка средств для организации выездов на полевые учения или, например, отсутствие станка (чучела) для изучения штыкового боя [19, л. 8].

Говоря об организации военной подготовки, нельзя не отметить высокую роль партийных, комсомольских организаций, женсо-ветов, общества «Динамо» в психологической мобилизации, мотивации сотрудников НКВД и решении множества текущих организационных вопросов [19, л. 5-9; 25, л. 178; 28, л. 4, 66].

В целях мотивации обучающихся руководством краевых УНКВД и работниками политотделов активно использовались соревновательные методики. При содействии представителей общества «Динамо» организовывались лыжные соревнования между командами городов, отделов управления, среди мужчин и женщин [27, л. 97, 136]. Распространённой практикой было проведение соревнований по стрельбе из различных видов оружия, приуроченных к праздникам, юбилейным датам и т. п. [29, л. 32; 30, л. 15-16].

Таким образом, эволюция организационных форм военной подготовки в территориальных органах НКВД Дальнего Востока прошла следующие этапы: 1) начальная подготовка в составе учебных подразделений; 2) подготовка в составе истребительных частей УНКВД; 3) подготовка в составе отделов по месту службы. Основной задачей обучения на первоначальном этапе стала необхо-

димость срочно ликвидировать пробелы в основах военной подготовки, имевшиеся у значительной части сотрудников к началу войны. С повышением уровня подготовленности обучаемых задачи усложнялись: осуществляется переход к отработке тактических действий в составе небольших стрелковых подразделений (до батальона, чаще рота, взвод), в том числе осваивается маневрирование небольших групп в лесистой местности с использованием лыж.

Учебный материал включал базовые знания о приёмах и методах наземной разведки, организации огня стрелкового подразделения, проведении диверсий, взаимодействии с артиллерией, а также огневую и лыжную подготовку. Очевидно, что на содержание военной подготовки сотрудников НКВД существенное влияние оказал опыт боёв советско-финляндской войны и партизанских действий против японских интервентов в период гражданской войны на Дальнем Востоке. Региональной особенностью стало включение в программу военной подготовки изучения образцов японского вооружения. Эта специфика объясняется не только потребностью в изучении оружия потенциального противника, но и чисто практическими соображениями, поскольку у дальневосточных органов НКВД имелись значительные запасы трофейного японского оружия, которым частично вооружались формируемые здесь истребительные батальоны.

ЛИТЕРАТУРА

1. МилежикА. В. Деятельность Центральной школы подготовки комсостава народной милиции ДВР: опыт организации профессионального образования на Дальнем Востоке России // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. -2018. - № 2 (44). - С. 135-145.

2. Орнацкая Т. А. Кадровое обеспечение органов милиции на Дальнем Востоке России (ноябрь 1922 г. - март 1926 г.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2016. -№ 15 (236). - С. 136-141.

3. Павлова Я. А. Генезис профессиональной подготовки кадров в образовательных учреждениях милиции в 30-е - 40-е годы ХХ века // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 3 (46). - С. 55-57.

4. Шабельникова Н. А., Бакшутов С. Н. Формирование системы профессионального обучения кадров милиции на Дальнем Востоке России в 1920-е гг. // Теория и практика общест-

венного развития. - 2015. - № 21. - С. 182185.

5. Дорохов В. Ж., Синиченко В. В. Подготовка органов внутренних дел СССР к действиям в условиях «военного времени» в 1967 г.: источниковедческий аспект // Вестник архивиста. - 2019. - № 4. - С. 1030-1045.

6. Милежик А. В. Вклад учёных Дальнего Востока в изучение истории органов внутренних дел в период Великой Отечественной войны // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. материалов XXV междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск : Вост.-Сиб. ин-т МВД РФ, 2020. - С. 411-415.

7. Усов А. В. Взаимодействие НКВД и Краснознаменной Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) на Тихом океане (19301940 гг.) // Исторические чтения на Лубянке. 100-летие ВЧК: урок истории : материалы XXI Всерос. науч. конф. (Москва, 7-8 дек. 2017 г.). - М. : О-во изучения истории отечеств. спецслужб, 2018. - С. 219-225.

8. Шабельникова Н. А. Великая победа в памяти поколений: Вторая мировая война в современной дальневосточной историографии // Клио. - 2019. - № 1 (145). - С. 36-42.

9. Шабельникова Н. А. На страже правопорядка: история органов внутренних дел России в современной дальневосточной историографии // Клио. - 2020. - № 5 (161). - С. 20-27.

10. Лопатько С. В. Аналитический подход к рассмотрению системы военного образования в войсках НКВД в годы Великой Отечественной войны // Победа в Великой Отечественной войне как исторический феномен и мировоззренческий ориентир : сб. науч. ст. меж-дунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне / под общ. ред. В. В. Косухина. - Новосибирск, 2020. - С. 127-137.

11. Ширяев В. А. Подготовка кадров начальствующего состава пограничных войск Дальнего Востока в условиях обострения военно-политической обстановки в регионе в 19311941 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 11-1 (37). - С. 198204.

12. Меняйло А. Н. Система организации боевой подготовки бойцов подразделений 4-го Управления НКВД СССР // Закон и право. -2019. - № 4. - С. 46-48.

13. Орнацкая Т. А. Деятельность 4 отдела Управления НКВД по Хабаровскому краю в первый период Великой Отечественной войны // Войны и военные конфликты XX в. в судьбах дальневосточников. Дальневосточное общество в годы Второй мировой войны (19391945). - Хабаровск, 2013. - С. 51-55.

14. Суверов Е. В., Фризен П. Д. Истребительные батальоны на Дальнем Востоке в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Алтайский юридический вестник. - 2018. -№ 3 (23). - С. 29-32.

15. Красилов О. В., Мананников С. В., Клочков Р. В. Лыжная подготовка в подразделениях НКВД Дальнего Востока в 30-40-е годы XX века // Исторический журнал: научные исследования. - 2017. - № 6. - С. 134-139.

16. Архив УМВД по Приморскому краю. Ф. 12. Оп. 1. Д. 60.

17. Архив УМВД по Хабаровскому краю (АУМВД по ХК). Ф. 40. Оп. 1. Д. 63.

18. Жадан А. В. Реорганизация противодействия бандитизму на Дальнем Востоке в условиях начала Великой Отечественной войны (19411942 гг.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2020. - № 3. -С. 150-160.

19. Государственный архив Приморского края. Ф. П-347. Оп. 1. Д. 2.

20. АУМВД по ХК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 83.

21. Гусак В. А. Деятельность советской милиции по обеспечению функционирования тыла

в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 - 1945 гг.): историко-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2010. -484 с.

22. АУМВД по ХК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 84.

23. Постановление Государственного комитета обороны № 690 от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» // Работа партийных организаций в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов : док. и материалы : в 2 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 102-103.

24. АУМВД по ХК. Ф. 39. Оп. 1. Д. 130.

25. АУМВД по ХК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 74.

26. АУМВД по ХК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 91.

27. АУМВД по ХК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 99.

28. Государственный архив Хабаровского края. Ф. П-513. Оп. 1. Д. 4.

29. АУМВД по ХК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 101.

30. АУМВД по ХК. Ф. 40. Оп. 1. Д. 122.

Информация о статье

Дата поступления 24 октября 2020 г.

Article info

Received

October 24, 2020

Дата принятия в печать 15 февраля 2021 г.

Сведения об авторе

Жадан Александр Владимирович - кандидат исторических наук, старший преподаватель Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (Владивосток, Россия)

Адрес для корреспонденции: 690087, Россия, Владивосток, ул. Котельникова, 21

E-mail: awzhadan252@mail.ru

Accepted

February 15, 2021 About the author

Alexander V. Zhadan - PhD in Historical Sciences, Senior Lecturer of the Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Vladivostok, Russia)

Postal address: 21, Kotel'nikova ul., Vladivostok, 690087, Russia

E-mail: awzhadan252@mail.ru

Для цитирования

Жадан А. В. «Учить подчинённый им состав только тому, с чем придётся встретиться на войне»: военная подготовка сотрудников территориальных органов НКВД Дальнего Востока (1941-1945 гг.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 34-40. й01: 10.24147/2312-1300.2021.8(1).34-40.

For citations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhadan A.V. "Teach Their Subordinates Only What They Will Have to Face in the War": Military Training of Employees of the Territorial Bodies of the NKVD of the Far East (1941-1945). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 1 (29), pp. 34-40. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(1).34-40 (in

Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.