Научная статья на тему 'Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами и его влияние на качество выпускаемой продукции'

Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами и его влияние на качество выпускаемой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАТРАТЫ / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева Людмила Викторовна

Обосновывается учетно-аналитическое обеспечение управления затратами на качество выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами и его влияние на качество выпускаемой продукции»

УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Л.В. Малышева

Аннотация. Обосновывается учетно-аналитическое обеспечение управления затратами на качество выпускаемой продукции.

Ключевые слова: учет, управление, затраты, качество, продукция.

Развитие конкуренции, резкое обострение экологической ситуации, истощение природных ресурсов обусловили важность аспектов качества для производителей продукции. Идея качества возведена в ранг одной из главных национальных идей России XXI века.

С развитием конкуренции появляется также насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью. А это в свою очередь позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли. Поэтому информация о затратах на качество занимает особое место не только в принятии решений в области управления качеством, но и в выработке всей стратегии поведения предприятия.

Улучшения продукции можно достигать постоянными инновациями в качество на основе тщательного изучения и прогнозирования будущих потребностей имеющихся и потенциальных клиентов. Улучшение продукции - это скорее формирование новых потребностей, чем просто улучшение привычных для потребителя характеристик и свойств. Снижение же уровня дефектности связано, пожалуй, с улучшением процессов, а не продукции. При этом вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сможет при формировании новых потребностей полностью обойтись без интуиции, озарения и удачи маркетологов, положившись только на системные действия. Но невозможно переоценить и регулярную деятельность по изучению изменения потребностей и ожиданий потребителей путем опросов, анкетирования и т.д.

Цель улучшения процессов - снижение изменчивости характеристик качества и устранение или уменьшение степени влияния порождающих ее причин, а не борьба с уровнем дефектности. Снижение уровня дефектности обычно становится следствием, результатом снижения изменчивости.

Европейское сообщество сформировало признаваемую модель совершенства, которая используется в конкурсе Европейской премии по качеству и ряде национальных наград. Эта модель учитывает в своих критериях интересы всех заинтересованных в существовании организации сторон, а именно, потребителей, работников, собственников, поставщиков и общества, что, впрочем, относится и к стандарту ГОСТ Р ИСО 90042001. Это указывает на прочное сближение и гармонизацию различных подходов к улучшению. Однако в моделях совершенства большее внимание уделяется достижению организацией «стабильности улучшения», в течение нескольких лет по основным показателям деятельности, включая финансовые показатели, а также сравнению организации с конкурентами и «лучшими в классе» организациями.

Деятельность каждой компании направлена, в конечном счете, на создание новой ценности для потребителя, который, добавив свою, донесет её до конечного пользователя - людей. Таким образом, создание и улучшение качества продукции - это добавление ценности для людей, а значит, улучшение качества жизни. Улучшение качества жизни, в свою очередь, порождает

новые потребности и ожидания в отношении продукции и инициирует инновации и улучшение ее качества. Улучшение качества жизни включает, естественно, и сохранение или улучшение окружающей среды.

К сожалению, сегодня промышленные предприятия, представляющие собой базовую отрасль экономики, не уделяют должного внимания учету затрат на качество, что обеспечивает разработку на предприятии четкого плана мероприятий по улучшению качества продукции. Огромное влияние на современную теорию и практику управления затратами и качеством оказали работы таких всемирно известных специалистов, как Ф. Тейлор, Э. Деминг, Дж. Джуран, Ф. Кросби, Г. Тагути. Работы этих ученых стали классическими в области теории управления качеством и изучаются во многих странах мира.

Одной из важнейших функций реализации гибкости оперативного регулирования хозяйственных процессов является оперативная учетно-аналитическая система, как связь управленческого учета и оперативного экономического анализа. К сожалению, сегодня ситуация, когда у руководства отечественных предприятий практически полностью отсутствует какая-либо достоверная информация о затратах на прирост качества производимой и новой продукции, необходимая для принятия управленческих решений, является довольно типичной. Но в условиях рыночной экономики необходимо свести негативное влияние неопределенности к минимуму и на этой основе подсчитать степень риска от реализации решений по дальнейшему развитию производства. Данные расчеты рассматриваются как стадия предварительного контроля управленческого решения. В результате мы можем определить вероятность наступления событий, которые могут привести к уменьшению предполагаемой прибыли или возникновению убытка и, тем самым, проконтролировать целесообразность и обоснованность решений, принимаемых в процессе управления производством.

Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами на качество, включающее инструменты учетной практики, а также методы и приемы планирования и прогнозирования, в этой связи представляется весьма значимым и востребованным. При создании системы учетно-аналитического обеспечения необходимо отметить роль информационных технологий. Применение компьютерной техники (Сак-технологий и прочее) значительно сокращает объем и продолжительность некоторых учетных и аналитических стадий. Особенно большое значение - проведение предварительного контроля соотношения затрат на качество и прибыли имеет при освоении производства инновационного ассортимента продукции. Он включает в себя как модифицированные, так и совершенно новые изделия. Рассмотрим в ООО «БелСахар» Беловского района Курской области отдельно учет затрат на качество ведется, но их классификация не производится. Контроль качества осуществляется путем задания значений технологических показателей качества. На предприятии применяются статистические методы контроля. Благодаря накоплению статистических данных периодически осуществляется ужесточения к требованиям качественных показателей выпускаемой продукции. Причем повышение требований к внутрифирменным показателям и постепенное их приведение в соответствие не только с российскими стандартами, но и европейскими происходит без увеличения затрат. Но при этом возрастают риски возникновения убытков вследствие возникновения слу-

чайных сбоев в работе оборудования, изменении качества исходного сырья, человеческого фактора и т.д. Можно порекомендовать внедрение системы менеджмента качества (СМК) на предприятии, предварительно проведя расчеты будущих выгод и потерь по следующим направлениям: первоначальные издержки внедрения СМК; текущие издержки; выгода от внедрения СМК; дисконтированная прибыль по качеству (прибыль от внедрения); кумулятивные издержки управления качеством.

Также необходимо формирование за счет чистой прибыли специального фонда на качество. Средства этого фонда должны в случае возникновения негативных событий покрыть понесенные убытки и стать источником финансирования проведения научно-исследовательских работ и испытаний, связанных с изменением качества продукции.

Затраты на качество на предприятии можно условно разделить на 4 группы:

1. Расходы на оплату труда работников, осуществляющих контроль и проверку качества продукции.

2. Материальные расходы.

3. Потери, связанные с браком.

4. Затраты на стандартизацию, сертификацию и лицензирование.

Для формирования информационной базы по затратам на качество в ООО «БелСахар» необходимо затраты каждой группы классифицировать в соответствии с предложенными признаками.

Одним из инструментов сглаживания негативного влияния различных рисков является страхование. В связи с этим можно рекомендовать создание на предприятии специального резервного фонда. Это можно осуществить с помощью увеличения резервного капитала путем отчисления средств из нераспределенной прибыли и открытием в управленческом учете субсчета к счету 82 «Резервный капитал» - «Резерв на покрытие потерь от снижения качества выпускаемой продукции». Особого внимания заслуживают расходы по статье «Потери от брака» - это непроизводительные расходы, которые увеличивают затраты, принося при этом убытки. Браком в производстве считается продукция и виды работ, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или договорам и не могут быть использованы по своему прямому назначению либо требуют дополнительных затрат на устранение имеющихся дефектов.

В качестве дополнительных методов анализа затрат на качество предлагаем метод комплексной балльной оценки затрат на качество и оценку затрат на качество с помощью аналитических (оценочных) коэффициентов. Сущность расчета итогового показателя комплексной балльной оценки заключается в сравнении плановых показателей, играющих роль эталона с полученными показателями в отчетном периоде. Полученные в соответствующем отчетном периоде фактические показатели, равные плановым, оцениваются по максимально высокому баллу, отклонение фактических показателей от плановых пропорционально снижает балльную оценку. Значимость или весовую категорию каждого показателя предложено определить следующим образом: предупредительные затраты - 0,10; затраты на контроль - 0, 20; затраты на брак внутри производства -0,35; затраты на брак вне производства - 0,35. Данное распределение весовых категорий представляется наиболее экономически обоснованно. Сумма весовых категорий образует единицу. Отметим, что для того чтобы у организации был максимальный балл, необходимо, чтобы за отчетный период затраты на качество были осуществлены в рамках запланированных. При этом для наглядного отражения использования данного метода предлагается применение матрицы комплексной

балльной оценки затрат на качество организации (таблица 1).

Таблица 1 - Матрица комплексной балльной оценки затрат на качество____

Наименование показателя Значение показателя Балльная оценка Коэффициент значимости Суммарный балл

Предупредительные затраты Плановое и выше 10 0,10 1,0

Затраты на контроль Плановое и ниже 10 0, 20 2,0

Затраты на брак внутри производства Плановое и ниже 10 0,35 3,5

Затраты на брак вне производства Плановое и ниже 10 0,35 3,5

Итоговая оценка X X 1 10

При этом расчеты необходимо проводить с учетом изменения переменных затрат на качество. То есть показатели затрат на контроль, затрат на внутренний и внешний брак должны быть очищены от влияния таких факторов, как изменение объема производства, изменение структуры производства. Расшифровка комплексной балльной оценки приводится в таблице 2.

Таблица 2 - Комплексная балльная оценка

Количество баллов Уровень результативности

10-8 Хорошо

7,99-5,0 Удовлетворительно

4,99-0 Неудовлетворительно

В конкурентной экономике непрерывное улучшение качества и снижение затрат необходимы для выживания в неспокойном бизнесе, а осуществление учета, оценки и анализа затрат на качества на современном предприятии - объективная необходимость. Но многие российские компании, выросшие из традиционных советских заводов, продолжают пытаться улучшить деятельность существующих организационных структур, которые никогда раньше не были ориентированы на удовлетворение клиента. При этом часто используют модели, как правило, не предназначенные для целей улучшения. Например, сертификация системы качества на соответствие требованиям стандарта - только подтверждение потенциальных возможностей организации выполнять установленные клиентом требования.

Изменения собственно структуры и функций подразделений компании редко приводят к значительному улучшению процессов, продукции и удовлетворенности клиентов. Напротив, реинжиниринг ключевых процессов, как правило, порождает естественные радикальные изменения организационной структуры компании, направляя ее на лучшее удовлетворение клиентов с наименьшими затратами. Организационная структура компании вторична, ибо она призвана рационально обслуживать естественные бизнес-процессы, а не наоборот.

Никакие рыночные цели не могут быть достигнуты, если продукция данного предприятия не пользуется спросом. А, как известно, сегодня потребитель предъявляет высокие требования к качеству товаров. Поэтому учет, анализ и аудит затрат на качество становится одним из приоритетных направлений развития предприятия. На некоторых предприятиях к внедрению и обеспечению функционирования системы качества отнеслись формально, что в определённой степени связано с рядом серьёзных недостатков, которые стали очевидны при попытке адаптировать отечественные системы к рыночным условиям хозяйствования. Основными из них являются отсутствие таких важнейших элементов системы качества, как политика предприятия в области качества, внутренняя проверка (аудит) системы

качества, ответственность руководства и др. Что приводит к падению конкурентоспособности организации в условиях усиливающейся конкуренции.

Таким образом, в настоящее время уже мало просто внедрить в производственный процесс систему качества, или использовать некоторые рекомендации в сфере качества для достижения максимального результата и улучшения качества во всех его аспектах, необходимо постоянно совершенствовать данную систему.

Список использованных источников

1 Актуальные аспекты бухгалтерского учета: межвузовская научно-практическая конференция / Тезисы докладов. -Ростов н/Д.: РГСУ, 2008.

2 Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев, 2009. - 350 с.

3 Брагин В. Совершенствование управления - основа повышения конкурентоспособности организации // Стандарты и качество. - 2008. - № 8. - С.64-67.

4 Бухгалтерский учет: учебник / под ред. Я.В. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 768 с.

Информация об авторе

Малышева Людмила Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.