know-how);
- подсистему управления информацией (кодированное знание);
- подсистему управления бизнес-процессами (процедурное (технологическое) знание, знание как know-how; знание, материализованное в технике, технологии, бизнес-процессах организации).
Позиционируя стратегию управления знаниями в типологии организационных стратегий, следует определить ее как межфункциональную (подробнее см. [2]). Такое позиционирование устанавливает четкую взаимосвязь: «корпоративная (общая) стратегия» - «стратегия бизнеса» - «стратегия управления знаниями». Межфункциональный характер стратегии управления знаниями определяется тем, что данная стратегия охватывает комплекс функциональных подсистем (персонал, информация, технология, организационная культура и т.д.).
Необходимость четкой взаимосвязи управления знаниями с ключевыми факторами успеха бизнеса, бизнес-стратегией не вызывает сомнений теоретиков и практиков менеджмента, однако результаты исследований в области менеджмента знаний позволяют установить следующее:
1 )инвестиции в создание знаний чаще ориентируются на краткосрочные выгоды и гораздо реже связаны с достижением стратегических целей бизнеса;
2)в целях решения данной проблемы менеджерам необходима модель, устанавливающая взаимосвязь между содержанием стратегии бизнеса и совокупностью необходимых знаний [14].
Модель, связывающая стратегию бизнеса со стратегией управления знаниями, должна давать ответ на вопрос о том, какие знания должны создаваться и распространяться в компании. Инвестиции в создание и использование знаний должны быть связаны с достижением стратегических целей конкретного бизнеса, компании в целом. В условиях отсутствия такой модели, как показывает практика, в управлении знаниями основное внимание уделяется организационным аспектам, скорее тактическим, чем стратегическим. В качестве инструментов такой модели нами предлагается рассматривать динамические способности и ключевые компетенции организации.
Анализ и обобщение практики управления в организациях, основанных на знаниях, позволяет сформировать следующую совокупность методов менеджмента знаний'.
- более обширные цели;
- формирование структур совместного использования знаний;
- развитие механизмов наделения полномочиями;
- обеспечение каждому подразделению возможности экспериментировать;
- развитие внутриорганизационного «рынка» идей;
- стимулирование процессов создания, накопления, распространения, эффективного совместного использования знаний;
- совершенствование информационных технологий, необходимых для формирования баз знаний, совместного использования и передачи знаний;
- формирование в организации культуры открытого обмена знаниями.
Список литературы
1. Боункен Б.Р. Строение организационного знания на виртуальных
предприятиях//Проблемы теории и практики управления. - 2004.
- №6. - С. 77-84.
2. Варламова З.Н. Стратегия управления знаниями компании//
Стратегическое планирование и развитие предприятий: Тезисы докладов и сообщений VI Всероссийского симпозиума. Секция 1. Москва, 12-13 апреля 2005 г. /Под ред. профессора Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2005. - С.40-41.
3. Ефименков В.И., Пилипенко Е.В. Становление знаний всеобщей
производительной силой. Препринт. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005,- 85 с.
4. Катькало В. С. Управление знаниями как концепция и как функция:
Рецензия на книгу: Мильнер Б.З. Управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2003. - XIV, 178 с. // Российский журнал менеджмента. -2004. - №2. - С. 167-172.
5. Клейнер Г. Знания об управлении знаниями //Вопросы экономики.
-2004. - № 1. - С. 151-155.
6. Когут Б., Зандер У. Знания фирмы, комбинационные способности и
репликация технологии//Российский журнал менеджмента. - 2004. - №1. - С. 121-140.
7. Мильнер Б.З. Управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2003. - XIV, 178 с.
8. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических
изменений / Пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 536 с.
9. Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания - создатель знания.
Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ.- М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003,- 384 с. 10 .Пилипенко Е.В. Воспроизводственный процесс в регионе на основе знаний. Препринт. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. - 57 с.
11. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической филосо-
фии/Пер. англ. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.
12. Тис Д. Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов:
«новая экономика», рынки ноу-хау и нематериальные активы// Российский журнал менеджмента. - 2004. - №1. - С. 95-120.
13. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике,
основанной на знаниях. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 248 с.
14. Michael Н. Zack Developing a Knowledge Strategy: Epilogue. Forthcoming
in The Strategic Management of Intellectual Capital and Organizational Knowledge: A Collection of Readings.
15. Nelson R. The role of knowledge in R&D efficiency, Quarterly Journal of
Economics, 1982. P. 453-470.
УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Многие предприятия в условиях рынка рассматривают информацию в качестве ценного ресурса, который следует хранить, использовать и защищать как любой другой вид собственности. В целях получения информации, необходимой для управления производственной и хозяйственной деятельностью, предприятие создает бухгалтерскую информационную систему. Она рассматривается как существенный инструмент управления работой предприятия в рыночных условиях.
Бухгалтерская информационная система служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения (рис.1.)
Анализ учетной информации, выработка руководством предприятия управляющих
воздействий на объект управления в соответствии с поставленной целью
Рис. 1. Схема управления предприятием в условиях использования бухгалтерской информационной системы
В представленной информационной системе осуществляются сбор, регистрация данных о хозяйственной деятельности на предприятии, их обработка, хранение, передача пользователям для анализа и принятия решений.
Главная цель функционирования бухгалтерской информационной системы - ограничиваться лишь реализацией контрольной функции.
Приоритетной учетной информацией для большинства пользователей выступают данные финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, получаемые в результате непрерывного информационного отображения их финансового состояния в заданные моменты времени.
Таким образом, данные о хозяйственной деятельности являются входом в бухгалтерскую информационную систему, а полезная информация для лиц, принимающих решения, - выходом из нее.
Среди прочей выходной информации именно финансовая отчетность занимает особое место, в силу основной качественной характеристики содержащейся в ней информации - достоверности. Подтвержденная мнением независимых аудиторов достоверная финансовая отчетность позволяет рассчитывать на достаточно высокий уровень качества информационного пространства. Для внутреннего управления предприятие использует гораздо больший объем информации, чем представленный в финансовой отчетности. И с этой точки зрения финансовая отчетность для компании представляет интерес как составная часть ее имиджа. Однако в последнее время возрастает роль финансовой отчетности для предприятия, что связано с необходимостью создания эффективного корпоративного управления.
Релевантность информации оценивается по четырем параметрам. Информация должна быть:
1) точной. Неточная информация не является релевантной, или полезной, для принятия решений, поскольку она вводит в заблуждение. Разработчики должны по-
строить систему, которая давала бы настолько точную информацию, насколько это возможно. Так, например, более точная информация о затратах на продукт может быть получена при использовании систем, в которых прослеживание затрат вспомогательных видов деятельности на продукты осуществляется преимущественно прямым методом;
2) своевременной. Точная информация, поступившая с опозданием, также малопригодна для принятия решений. Управленческие системы учета и на предприятии - обеспечить руководство предприятия финансовой информацией для принятия обоснованных решений при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов.
Некоторые предприятия также используют нефинансовую информацию. В этом случае на предприятии создается экономическая информационная система, которая состоит из взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих управленческий аппарат необходимой информацией. При этом бухгалтерская подсистема является наиболее важной, так как выполняет ведущую роль в управлении потоком информации о состоянии объекта управления и направлении ее во все подразделения предприятия, а также заинтересованным лицам вне его.
Бухгалтерская информационная система предоставляет бухгалтерскую информацию, отражающую полную картину хозяйственной деятельности предприятия.
Вырабатываемая внутрихозяйственная учетная и отчетная информация, создаваемая в хозяйственной системе, должна поступать в управляющую систему, то есть в адрес администрации.
Бухгалтерский учет, отражая хозяйственные процессы и явления в динамике, позволяет установить тенденции и закономерности в развитии управляемого объекта, предоставляя тем самым неограниченные возможности для современной выработки оптимальных управ-
ленческих решений с последующим воздействием на управляемый объект Выполняя таким образом свои функции по обеспечению органов управления на всех уровнях полной, достоверной и объективной информацией об использовании всех имеющихся ресурсов, а также выявленных резервах и недостатках в работе отдельных подразделений с целью принятия обоснованных управленческих решений, учет оказывает существенное влияние на эффективности функционирования экономической системы в целом.
Исходным пунктом в построении системы бухгалтерского учета являются интересы всех лиц, нуждающихся в информации, генерируемой в рамках этой системы. Тем самым подчеркивается доминанта информационно - советующей функции учета, поскольку очевидно, что подобные интересы контроля должны быть разработаны таким образом, чтобы результаты оценки исполнения поступали в соответствующие подразделения наиболее рациональным путем. Распространение компьютеров, локальные сети и многие другие формы современных коммуникационных технологий предоставляют возможность осуществлять процесс обратной связи в режиме реального времени во многих, если не во всех системах;
3) совместимой (последовательной, непротиворечивой). Управленческая система учета и контроля должна быть сконструирована таким образом, чтобы создать непротиворечивую систему, которую можно применять во всех функциональных структурах малого предприятия. Совместимость означает, что используемый язык и технические приемы создания информации управленческого учета не противоречат внутренним и внешним ее пользователям. Для этого информация, формируемая в управленческом учете, должна быть базовой информацией для финансовой отчетности, используемой внешними пользователями;
4) гибкой. Управленческая система учета и контро-
ля должна быть разработана таким образом, чтобы предоставлять сотрудникам малого предприятия возможность гибкого применения предоставляемой системой информации, чтобы ее можно было приспособить для принятия локальных (местных) решений. При отсутствии гибкого подхода мотивация сотрудников принимать лучшие решения может быть снижена в пользу решений, имеющихся на руках, особенно если разные подразделения заняты разными видами деятельности. Управленческая система учета и контроля будет считаться качественной, если ее можно приспособить к местным нуждам. Неправильно разработанные специальные системы могут привести к неудачным решениям и к трениям между руководством отделения и руководителем малого предприятия.
Менеджеры должны уметь идентифицировать затраты и доходы, релевантные для оценки альтернативных вариантов. И, что не менее важно, они должны признать, что некоторые затраты и доходы являются незначимыми, нерелевантными при выполнении таких оценок.
Предприятия производственной сферы уделяют большое внимание стратегии развития, основное содержание которой учитывается при формировании учетной политики. Предприятиям требуется учетная политика, способная обеспечить объективное влияние на информативность отчетных данных, гармонизация интересов различных групп пользователей отчетности, оптимизации налогообложения и решения других задач.
В современной литературе по бухгалтерскому учету при рассмотрении учетной политики выделяют три основных аспекта ее формирования: методический, организационный и технический. С введения 25 главы Налогового кодекса РФ необходимо ввести еще один аспект -налоговый.
Тогда структура учетной политики будет выглядеть следующим образом (рис.2):
Рис. 2. Структура учетной политики
Рис. 3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики предприятия
Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать все влияющие факторы (рис. 2).
Проведено исследование действующей практики формирования учетной политики предприятий различных организационно-правовых форм города Кургана и Курганской области. Как показывает анализ, при множестве решений задачи оптимизации налоговых платежей предприятия наиболее реализуемой, не требующей кардинальных изменений в деятельности выступает оптимизация путем формирования целевой модели учетной политики. Данный способ оптимизации налогообложения в большей степени наполнен субъективным содержанием и имеет несколько ограничений: во-первых, при любой учетной политике варьирование имеет пределы,
бухгалтерский учет должен отразить в этих пределах совершенную хозяйственную операцию или имеющийся объект; во-вторых, пределы варьирования установлены нормативными положениями, то есть порядком и формой ведения учета, установленным курсом валют, учетной ставкой Банка России и т.д.; в-третьих, варьирование величиной себестоимости и финансовых результатов в большей степени влияет на распределение денежных потоков во времени.
Внешние бухгалтерские стандарты должны быть обязательно использованы в учетном процессе любого предприятия: стандарт по учету материально-производственных запасов, стандарт по учету доходов организации в части выручки, стандарт по учету займов и кредитов и затрат по их обслуживанию.
Кроме того, необходима система стандартизации управленческого учета предприятия для управления его деятельностью и выхода на рынок. Без учетной инфор-
мации невозможен анализ хозяйственной деятельности любого предприятия, в том числе и малого предприятия. Аналитическая информация позволяет обеспечить систему управления на любом уровне предпринимательской деятельности. Структура малого предпринимательства наиболее подвержена изменению конъюнктуры рынка. Обеспеченность учетной информацией может дать руководителю возможность принятия релевантных управленческих решений.
Стандартизация учетной информации предполагает управление затратами в рамках квоты, обеспечивающей эффективность деятельности предприятия. Внутренние стандарты управленческого учета должны обеспечить возможность доходности деятельности организаций.
При этом должны быть определены три уровня стратегии:
1) разработка корпоративной стратегии - процесс выбора организацией бизнеса, которым она будет заниматься или в котором она будет функционировать;
2) разработка стратегии на уровне бизнеса - процесс выбора целевых клиентов организации и основных операционных решений, необходимых для удовлетворения их потребностей;
3) предложенные ценности - краткое и понятное выражение конкурентной ценности, которую организация будет представлять своим клиентам: как она будет конкурировать за клиентов или удовлетворять их.
Для этого необходимо также учитывать следующие моменты:
- стратегию низкой стоимости или стратегию свободного сегмента рынка;
- стратегию лидерства в затратах или операционного превосходства;
- стратегию взаимоотношений с клиентами - стратегия лидирующих позиций по продуктам.
На основе целевой себестоимости, анализа ценности разрабатывается система квотирования затрат, которая берется за основу разработки внутренних стандартов управленческого учета.
Чепелюк
Наталья Яковлевна канд. экон. наук, доц.
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В условиях становления и совершенствования рыночных отношений проблемы выбора эффективных форм и способов функционирования различных организаций приобретают особое значение.
Важнейшим следствием проводимых в России со-
циально-экономических реформ стало преобразование отношений собственности, которое привело, наряду с сохранением государственной, к возникновению негосударственных форм. Отмеченные процессы оказались, несомненно, болезненными для социальной сферы. Возникновение и развитие негосударственного коммерческого сектора, оказывающего услуги населению, с более развитой материально-технической базой, с высоким уровнем оплаты труда специалистов способствовало скорее снижению качества услуг и оттоку специалистов из бюджетных организаций социальной сферы в коммерческие организации нежели созданию конкурентной среды.
Некоммерческий сектор, являющийся важным сегментом национальной экономики, нацеленный на реализацию социальных, благотворительных, культурных и прочих целей, переживает серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием эффективных инструментов защиты и поддержки наиболее важных отраслей социальных услуг, таких как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.
Деятельность некоммерческих организаций в последние годы подверглась значительным преобразованиям. Так, из замкнутых систем, реализующих установленные государством цели за счет выделенных государством бюджетных средств, они стали более открытыми, ориентирующими свою деятельность на изучение потребностей клиентов, диверсификацию деятельности, формирование ценовой политики, привлечение дополнительных источников финансирования.
В современной экономической литературе вопросы экономического механизма и менеджмента некоммерческих организаций рассмотрены в работах российских (В.Э.Гордин, А.И. Дымникова, М.Кошкина, Е.Я.Морозова, Э.Д.Тихонова, Т.В.Юьева, Е.Л. Шекова) и зарубежных авторов (Дж.Шиф, Б. Вайсброд, И. Илман, Г Ханс-ман, А. Бен-Нер, Б. Гуи ).
Таким образом, разработка методических основ и практических рекомендаций по формированию и развитию направлений и инструментов менеджмента некоммерческих организаций социальной сферы представляет научный и практический интерес.
Обзор теоретических концепций зарубежных авторов позволяет выделить следующие: «теорию производства общественных благ»(риЫю goods production theory), «теорию невыполненного контракта»^!^ contract failure theory), «теорию контроля стейкхолдеров» (the stakeholder control theory) [5,9,8,7].
Согласно теории «общественных благ» (Дж.Шиф, Б.Вайсброд) основной причиной возникновения некоммерческих организаций является неэффективная деятельность коммерческих субъектов в производстве общественных благ. Отличительной особенностью общественных благ, по мнению авторов, являются два свойства - неконкурентность и неисключаемость, т.е. отсутствие соперничества в потреблении и невозможность воспрепятствовать потреблению данного блага. Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или выгод, неучтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц. Некоммерческая сфера предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых имеет благоприятный макроэкономический эффект: улучшение качества трудовых ресурсов через повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества, рост производительности труда в отраслях экономики и т.д. В отношении общественных благ