Научная статья на тему 'Об условиях организации рациональной бухгалтерской службы в субъектах экономики'

Об условиях организации рациональной бухгалтерской службы в субъектах экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ СЛУЖБА / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / УЧЕТНЫЕ РАБОТЫ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поленова С.Н.

Уровень затрат по формированию и функционированию бухгалтерской службы при любых внешних условиях хозяйствования имеет важное значение в оценке эффективности работы организации и ее информационного обеспечения. В связи с этим важными вопросами, которые должны быть решены в бухгалтерии, являются учет внутренних и внешних факторов хозяйствования, влияющих на трудоемкость бухгалтерских работ, структуру бухгалтерской службы, функциональные обязанности специалистов, информационное обеспечение юридических лиц, которые рассмотрены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об условиях организации рациональной бухгалтерской службы в субъектах экономики»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 1 (2017) 2-9 and Non-Profit Organizations

ISSN 2311-9411 (Online) Проблемы учета

ISSN 2079-6714 (Print)

ОБ УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В СУБЪЕКТАХ ЭКОНОМИКИ

Светлана Николаевна ПОЛЕНОВА

доктор экономических наук, доцент, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

История статьи:

Принята 10.10.2016 Одобрена 13.12.2016

Ключевые слова:

бухгалтерская служба, рационализация, учетные работы, факторы

Аннотация

Уровень затрат по формированию и функционированию бухгалтерской службы при любых внешних условиях хозяйствования имеет важное значение в оценке эффективности работы организации и ее информационного обеспечения. В связи с этим важными вопросами, которые должны быть решены в бухгалтерии, являются учет внутренних и внешних факторов хозяйствования, влияющих на трудоемкость бухгалтерских работ, структуру бухгалтерской службы, функциональные обязанности специалистов, информационное обеспечение юридических лиц, которые рассмотрены в настоящей статье.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Оптимизация издержек по организации и технике учетных процессов на предприятии характерна для формирования и функционирования бухгалтерской службы независимо от особенностей этапа хозяйственного развития страны. Направленность на оптимизацию работы бухгалтерии обусловлена тем, что при ее организации обязательно учитываются современные методы генерирования учетной, налоговой и отчетной информации, представленные в нормативных правовых документах, цели, стратегические и тактические задачи, которые решаются в субъекте экономики, особенности технологии, организации и хозяйственной деятельности предприятия, состав пользователей данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, конкретные экономические и информационные интересы, которые они преследуют, работая с юридическим лицом.

Широкий диапазон задач, которые решаются при организации и ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, сопровождается довольно значительными затратами. В связи с отмеченными обстоятельствами необходимость рационализации бухгалтерской деятельности стоит в качестве важной задачи как при создании бухгалтерской службы, так и при постоянной работе, проводимой руководством бухгалтерии по оптимизации издержек ее функционирования.

Более того, требование рациональности к учетной политике, представляющей по правилам п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6.10.2008

№ 106н в ред. от 06.04.2015 № 57н) принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной жизни, является одним из обязательных правил бухгалтерского учета, которое должно быть реализовано при организации и осуществлении учетной деятельности.

Между тем в условиях кризисных явлений, имеющих место в нынешней российской экономике, совокупности санкционных мер со стороны развитых стран, объективная необходимость в сокращении организационных затрат на ведение бизнеса не являются тем веским основанием, которое должно сопровождать деятельность бухгалтерии. Известно, что результатом учетных процессов является представление определенной информационной совокупности, сформированной по установленным правилам и полностью охватывающей все этапы хозяйственного процесса предприятия, на разные уровни управления для принятия экономических, финансовых и организационных решений. В результате бухгалтерский учет представляет часть информационной и управленческой системы предприятия, без которой невозможно дать достоверное представление об эффективности снабженческой, производственной и коммерческой деятельности, о состоянии и динамике материальных, трудовых и финансовых ресурсов, о финансовых результатах работы организации, ее финансовой устойчивости и платежеспособности, о последствиях инновационной и инвестиционной политики, соблюдении ключевых экономических и

финансовых показателей, характеризующих работу субъекта бизнеса, разработке и реализации ключевых направлений его развития.

Необходимо учитывать законодательные решения, принятые в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и обязательные для выполнения руководителем и бухгалтерской службой субъекта экономики относительно:

• организации ведения бухгалтерского учета и хранения учетных документов руководителем предприятия;

• обязательности разработки и утверждения учетной политики организации;

• обязательности регистрации в первичных учетных документах каждого факта хозяйственной жизни, последующего обобщения их в регистрах бухгалтерского учета и представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• обязательности инвентаризации активов и обязательств, требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее составе, периодичности представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, являющегося государственным информационным ресурсом, организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, а при обязательности аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности - внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Правила нормативных правовых документов, которые должны обязательно найти воплощение в информационной совокупности бухгалтерского учета, представляют также нормы Налогового кодекса РФ.

Они составляют положения, которые должны быть соблюдены субъектами экономики при расчете налогооблагаемой базы по федеральным, региональным и местным налогам, наполняющим бюджеты разных уровней.

Организация и рациональное построение системы налогообложения на базе финансового учета в бухгалтерии или их раздельное ведение в другом структурном подразделении (отделе налогов и сборов, отделе налогового планирования и учета и

др.) позволяет избрать вариант, наиболее экономный для данной организации с учетом того, что «...для российского бухгалтера исполнение требований налогового учета гораздо важнее, чем предписаний ПБУ» [10, с. 10].

Следовательно, требование рациональности в организации и осуществлении бухгалтерского учета должно опираться на многие составляющие, учитывающие роль и значение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в хозяйственной жизни юридического лица и экономики в целом, особенности субъекта хозяйствования и информационные интересы основных пользователей их данными.

Организация и ведение бухгалтерского учета составляют непростую проблему, решение которой требует серьезной профессиональной подготовки, наличия опыта работы в соответствующей должности, знаний в области законодательства (бухгалтерского, налогового, гражданского, трудового, административного и др.), финансового, налогового, управленческого учета.

Поэтому, несмотря на то что по правилам п. 2 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» его организация и ведение могут осуществляться руководителем организации (если он является индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, по законодательству имеет право применять упрощенные способы бухгалтерского учета и составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность; руководителем о т д е л ь н ы х с у б ъ е к т о в с р е д н е г о пр е дпр инимате ль с тва) , в б ольш инс тве организаций ведение бухгалтерского учета возлагается на главного бухгалтера, иное должностное лицо, с которым заключается договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, или юридическое лицо, с которым также заключается договор о ведении бухгалтерского учета.

Условия законодательного характера, которые обусловливают требования к определению совокупности учетных работ, а следовательно, влияют на величину общей трудоемкости бухгалтерской деятельности в субъекте экономики и определяют штатную численность работников бухгалтерии, при построении рациональной бухгалтерской службы следует дополнить факторами, которые также определяют:

— организацию бухгалтерской деятельности;

— должностные характеристики работников бухгалтерии, распределение между ними профессиональных обязанностей.

Такими факторами являются:

• размер организации;

• совокупность видов деятельности;

• номенклатура внутренних пользователей данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• номенклатура внешних пользователей данных бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• сложность организационной структуры юридического лица (наличие филиалов, представительств, других территориально удаленных и обособленных подразделений);

• сложность технологии производства;

• степень сближения и интеграции финансового и налогового учета;

• уровень организации управленческого учета;

• уровень соответствия применяемых программ автоматизации финансового и управленческого учета и составления финансовой отчетности по МСФО фактическим информационным потребностям заинтересованных пользователей;

• интенсивность использования справочно-правовых систем в практической работе специалистов бухгалтерской службы.

Размер организации как фактор, обусловливающий организацию бухгалтерского учета, трудоемкость учетных работ, штатную численность учетного персонала, распределение должностных обязанностей, исполнение требований законодательства и др., влияет на количество хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни), совершаемых в единицу времени.

Следовательно, объем учетных работ растет, следствием чего является рост трудоемкости бухгалтерского, налогового учета за счет увеличения формируемых и обрабатываемых первичных учетных документов, трудоемкости формирования регистров бухгалтерского и налогового учета, усложнения работы по составлению налоговых деклараций и др.

При росте многообразия видов деятельности в субъекте экономики увеличивается число

разнотипных хозяйственных ситуаций, что усложняет учетную и отчетную работу, вызывает потребность в специализации бухгалтерских кадров, постоянном повышении их квалификационного уровня, ведет к росту трудоемкости учетной работы, к необходимости использования специальных программ автоматизации бухгалтерского учета, требует д о по лните ль но й р аб оты со с тор о ны программистов, направленной на больший учет специфических особенностей таких видов деятельности.

Номенклатура внутренних пользователей данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности приводит к необходимости учета их информационных потребностей для принятия управленческих и экономических решений на уровне структурных и функциональных подразделений, мест возникновения затрат и центров ответственности, самих работников организации, которые заинтересованы в информации о тенденциях их оплаты труда, социальных гарантиях, возможностях добровольного медицинского страхования со сторону юридического лица, выполнения им локальных документов о премировании, а также о тех показателях работы организации, которые свидетельствуют о положительных тенденциях в развитии:

— финансовых результатах и их тренде;

— финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и др.

Значительное число внешних пользователей данных бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица свидетельствует о росте объема информации, которая должна быть предоставлена им для удовлетворения информационных потребностей, а значит, росте трудоемкости учетной работы, необходимости высокой квалификации работников бухгалтерской службы, серьезной, вдумчивой работы по распределению должностных обязанностей.

Кроме того, зачастую требуются соответствующие методические разработки для выполнения должностных обязанностей бухгалтеров по информационному обеспечению фактических и потенциальных инве сторов, кредиторов, поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, имеющих прямой финансовый интерес в отношении организации, - локальные (внутренние) положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности, другие

инструктивные материалы. Эта работа требует высокой квалификации и увеличивает трудоемкость работы заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера организации.

Следствиями сложности организационной структуры юридического лица (наличие филиалов, представительств, других территориально удаленных и обособленных подразделений) является усложнение учетной работы, обусловленное необходимостью формирования положений их учетной политики, решения организационных и методических вопросов, обусловле нных р аботой в условиях децентрализации или централизации учета, организации налогового учета в связи с обязательностью представления налоговых деклараций по месту нахождения обособленных структурных подразделений, рационального распределения должностных обязанностей между специалистами подразделения. Такая организационная структура бизнеса вызывает рост трудоемкости учетной работы, обязательности уче та особенностей функционирования юридического лица в деятельности бухгалтерской службы.

Сложность технологии производства влияет на трудое мкость уче та, тр ебует высокого квалификационного уровня работников бухгалтерской службы, заключающегося не только в знаниях технологических особенностей производственной деятельности, влияющих на построение производственного учета (наличие переходов, переделов, особенностей обработки сырья, материалов, движения и хранения полуфабрикатов и др.), но тех из них, которые обусловливают применение специальных методов и способов бухгалтерского учета затрат на производство (вариантов сводного учета производственных расходов, способов оценки незавершенного производства, учета и оценки выпуска, готовой продукции и др.).

Степень сближения и интеграции финансового и налогового учета является фактором, который необходимо учитывать при расчете трудоемкости учетных и расчетных работ по формированию налогооблагаемой базы. Ее определение, как известно, является первостепенной обязанностью любой организации и обусловливается социальным стратегическим значением пополнения бюджетов всех уровней. Отсюда, при максимальном сближении (выборе одинаковых методов и способов расчета стоимости объектов финансового учета и налогообложения, порядка их

включения в состав расходов, учитываемых при расчете бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли и др.) этих видов учета, вплоть до отражения в первичных учетных документах, регистрах аналитического и синтетического учета параллельной информации для бухгалтерского и налогового учета, удается снизить затраты на их осуществление и рационализировать учетные процессы.

Уровень организации управленческого учета обусловливается предназначением его данных для решения хозяйствования задач, провозглашенных как стратегические и тактические цели предприятия. Следовательно, в зависимости от сложности и информативности принятия управленческих решений, направленных н а максимизацию выполнения оперативных и д о лго в р е м е н ны х це ле й о р гани зации , разрабатывается и применяется система управленческого учета, которая влияет на уровень квалификации работников бухгалтерской службы, трудоемкость учетной работы, выражающуюся в генерировании и представлении на разные уровни руководства соответствующей информации.

Кроме того, система МСФО, в которой решаются проблемы получения информации прогнозного характера, может быть применена для формирования соответствующих показателей в рамках управленческого учета.

Это способствует повышению трудоемкости учетной работы, необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов с повышенным уровнем оплаты труда.

Уровень соответствия применяемых программ автоматизации финансового и управленческого учета и составления финансовой отчетности по МСФО фактическим информационным потребностям заинтересованных пользователей позволяет, учтя экономические интересы всех заинтересованных (внутренних и внешних) пользователей выбрать программы автоматизации бухгалтерского учета, позволяющие с минимальными затратами на трансформацию программного о б е с п е ч е н и я , п о лу ч и ть и представить им необходимую информацию. Следовательно, при высоком уровне соответствия учетных и отчетных данных с информационными потребностями пользователей удается сократить трудоемкость бухгалтерских работ, временной лаг от момента генерирования бухгалтерской информации до момента ее представления заинтересованным пользователям, а значит, повысить оперативность управленческих решений.

Интенсивность использования справочно-правовых систе м в практиче ской работе специалистов бухгалтерской службы ведет к сокращению затрат на формирование достоверной и полной учетной и отчетной информации. Справочно-правовые системы повышают оперативные возможности контроля в режиме реального времени изменений нормативно-правовой базы в области налогового и бухгалтерского учета, что способствует сокращению трудоемкости учетной работы, повышению квалификационного уровня специалистов, недопущению ошибочных расчетов и записей в результате таких изменений.

Таким образом, внешние условия и внутренние факторы в деятельности субъекта экономики обусловливают организацию учетной работы, способствуют ее рационализации и расчету оптимальной численности специалистов бухгалтерской службы.

Для оптимизации числа работников бухгалтерии, ее структуры и формирования оптимальной совокупности их функциональных обязанностей главный бухгалтер может воспользоваться разработками нормативов времени работы бухгалтеров, содержащихся в следующих документах:

— в постановлении Минтруда России «Об утверждении нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти» от 05.06.2002 № 39;

— в постановлении Минтруда России «Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях» от 26.09.1995 № 56;

— в приказе Минздрава России «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалте рий пр и гос удар стве нных и муниципальных учреждениях здравоохранения» от 09.06.2003 № 230 (в ред. приказа Минздрава России от 19.12.2003 № 607).

Особенностью нормативных правовых документов, которыми можно воспользоваться при проведении расчетов численности работников бухгалтерской службы, является то, что они рассчитаны на использование при ведении

бухгалтерского учета ручного труда. Однако несмотря на их ограниченное применение, можно воспользоваться приведенными в них формулами для исчисления трудоемкости учетных работ, если самостоятельно провести их хронометраж, и с учетом поправок использовать при расчете численности персонала бухгалтерии. Тогда с учетом времени обязательных перерывов в работе на выполнение санитарно-гигиенических мероприятий, нормативов в работе с электронно-вычислительными машинами с учетом сложности деятельности, необходимости соблюдения режима труда и отдыха можно более обоснованно и точно определить необходимые величины. Работа по исчислению трудоемкости учетных и отчетных работ, определению количественного состава бухгалтерии, составлению штатного расписания должна быть проведена как при формировании бухгалтерской службы, так и при оптимизации и рационализации ее деятельности в процессе функционирования.

Рациональная организация учетных процессов и деятельности бухгалтерской службы связана также с разработкой и практическим использованием Положения о бухгалтерии, устанавливающего ее правовой и функциональный статус, определяющий место подразделения в общей структуре управления, должностные обязанности специалистов.

Положение о бухгалтерии является одним из документов по стандартизации деятельности организации, которые обязательно должны соответствовать национальному стандарту РФ -ГОСТ ISO 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования», введенному приказом Ростехрегулирования от 22.12.2011 № 1575-ст с 1 января 2013 г. Для системы менеджмента качества в рамках национального стандарта свойственно объединение взаимосвязанных процессов в рамках управленческой деятельности в субъекте экономики, включающего руководство процессами обеспечения качества от управления предприятием в целом до управления низового уровня. Положение о бухгалтерии в контексте выполнения требований стандарта должно содержать правила попроцессного подхода к управлению разными видами деятельности на предприятии, инвентаризации наиболе е существенных процессов, осуществляемых в нем, закрепление за каждым из процессов ответственных лиц, разработку соответствующей документации по регулированию их работы. Причем для реализации попроцессного подхода к управлению предполагается особенная

роль бухгалтерской службы как подразделения, представляющего необходимые данные о процессах и явлениях хозяйственной жизни для принятия управленческих решений менеджерами разного уровня.

Положение разрабатывается главным бухгалтером организации, который руководствуется системой нормативных правовых актов, регулирующих организацию и постановку бухгалтерского учета и контроля в субъекте экономики, методическое обеспечение формирования данных в бухгалте рском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, правилами документов, принятыми вышестоящими организациями.

Выполнение установок, содержащихся в ГОСТ ISO 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования», определило содержание Положения о бухгалтерии, включающего следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) функции;

4) структура и формирование бухгалтерии;

5) права и обязанности специалистов;

6) ответственность бухгалтерской службы.

Общие требования к наполнению разделов Положения о бухгалтерии состоят в следующем. В разделе «Общие положения» содержатся перечень основных нормативных правовых актов, которыми руководствуются специалисты при создании бухгалтерии и организации ее работы, определяются взаимосвязи службы с другими структурными подразделениями предприятия, место бухгалтерии в общей структуре управления.

Раздел «Основные задачи» объединяет комплекс наиболее значимых задач, которые решаются в процессе учетной деятельности:

• ведение финансового учета и своевременное формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• организация и порядок формирования данных для расчета налогооблагаемой базы и составления налоговых деклараций.

Кроие того, основными задачами бухгалтерии могут быть также ведение управленческого учета, осуществление налогового планирования и прогнозирования, которые также должны найти

отражение среди ее задач. В данном разделе представляются и задачи взаимодействия бухгалтерской службы с внешними пользователями данных финансового, налогового и управленческого учета: органами статистики, налоговыми органами, государственными внебюджетными фондами, а также контрагентами (займодавцами, дебиторами, поставщиками, подрядчиками, инвесторами и др.). Как основные задачи бухгалтерской службы могут рассматриваться организация и проведение внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, когда показатели деятельности экономического субъекта по российскому законодательству подлежат обязательному аудиту.

При разработке раздела «Функции» Положения о бухгалтерии учитываются специфика и отраслевые особенности организации. Однако независимо от них бухгалтерская служба создается для ф о р ми р о в ан ия д о кум е нти р о в ан но й систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета (фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования его деятельности, доходах, расходах, иных объектах в случае их установления федеральными стандартами) в соответствии с требованиями Федерального закона « О бухгалтерском учете» и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, при формулировке функций бухгалтерской службы руководствуются требованиями ведения учета движения всех его объектов, контроля за отражением фактов хозяйственной жизни, своевременного составления бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, представления ее в соответствии с нормами законодательства. Для этого разрабатывается учетная политика, утверждаемая руководителем организации, применяются первичные учетные документы для регистрации фактов хозяйственной жизни, заполняются регистры бухгалтерского учета для накопления и обобщения бухгалтерской информации, применяется денежное измерение объектов бухгалтерского учета, осуществляется инвентаризация активов и обязательств и др. Важной функцией бухгалтерской службы следует рассматривать проведение экономического и финансового анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, представление их результатов руководству организации и другим внутренним

пользователям, заинтересованным в информации о резервах улучшения работы субъекта бизнеса, предлагаемых мероприятиях по их практической реализации.

Представление в рассматриваемом Положении раздела «Структура и формирование бухгалтерии» обусловливается выбором главного бухгалтера типа организационной формы подразделения:

• линейного;

• функционального;

• комбинированного.

Линейный тип организации бухгалтерской службы предполагает, что выполнение обязанностей работниками бухгалтерии напрямую замыкается на главного бухгалтера.

Функциональный тип характерен для структуры бухгалтерской службы, когда выполнение обязанностей по учету отдельных объектов происходит в рамках одного подразделения (отдел материального учета, отдел учета внеоборотных активов, отдел учета расчетных и кассовых операций и др.), а за результаты этой работы несет ответственность руководитель подразделения (начальник отдела, старший бухгалтер и др.). Он подчиняется непосредственно главному бухгалтеру организации.

Комбинированный тип бухгалтерской службы (линейно-функциональная организация) сочетает оба описанных варианта. При нем часть учетной работы контролируется непосредственно главным бухгалтером, остальные виды учетной деятельности выполняются специалистами под руководством старших бухгалтеров. Содержание раздела «Структура и формирование бухгалтерии» является основанием для определения должностных обязанностей специалистов и формирования раздела Положения о бухгалтерии «Права и обязанности специалистов».

В разделе «Права и обязанности специалистов» устанавливается право бухгалтеров:

• запрашивать у специалистов функциональных подразделений предприятия данные, сведения для формирования информации в целях выполнения должностных обязанностей и решения основных задач учетной службы;

• давать поручения другим службам по упорядочению представляемой информации,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оформлению документации, архивированию, соблюдению коммерческой тайны в отношении информации бухгалтерского учета и др.;

• уведомлять, давать распоряжения структурным и функциональным подразделениям о выполнении мероприятий, ведущих к повышению рациональности работы бухгалтерской службы;

• согласовывать проекты решений, приказов, распоряжений других служб по вопросам, прямо или косвенно затрагивающих задачи и функции бухгалтерии.

Среди обязанностей специалистов бухгалтерии, представляемых в Положении, могут быть вопросы организации и выполнения решений руководства предприятия и его менеджеров, касающиеся компетенции и задач бухгалтерской службы, консультирования по налоговым и финансовым проблемам, выработки предложений по привлечению сторонних специалистов, взаимодействия со сторонними юридическими и физическими лицами, затрагивающего экономические интересы субъекта экономики.

Содержание раздела «Ответственность бухгалтерской службы» должно основываться на нормах трудового, административного, налогового и других видов законодательства, а ответственность главного бухгалтера и его подчиненных в более детальном виде должна быть представлена в должностных инструкциях и других локальных нормативных правовых актах, принятых на предприятии. Наиболее распространенными видами ответственности бухгалтерской службы, которые находят отражение в данном разделе, являются частичная материальная ответственность в размере суммы убытков в результате непосредственных действий отве тственного лица, не превышающая должностного оклада. Бухгалтерская деятельность связана с владением информации, составляющей коммерческую тайну. Ее разглашение недопустимо для работника бухгалтерской службы ни во время работы, ни после его увольнения.

Правила Положения о бухгалтерии являются обязательными как для главного бухгалтера, так и для его подчиненных. Причем ответственность за выполнение требований документа не сет руководитель бухгалтерской службы, а само Положение является базой для разработки должностных инструкций специалистов и штатного расписания бухгалтерии.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья, четвертая. М.: Эксмо, 2016. 688 с.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3. Программа разработки федеральных стандартов на 2016-2018 гг.: утверждена приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

5. Карзаева Н.Н., Баутин В.М. Совершенствование организации бухгалтерского учета в соответствии с нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. № 2.

6. Карзаева Н.Н. Обеспечение достоверности показателей бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 2011. № 12. С. 16-20.

7. Миславская Н.А. О развитии российской системы бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2009. № 12. С. 10-13.

8. Миславская Н.А. Организационные аспекты учета и оценки хозяйственных процессов деятельности экономических субъектов // Экономика и социум. 2014. № 4-3 (13). С. 1351-1357.

9. Поленова С.Н. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в России // Бухгалтер и закон. 2008. № 5. С. 12-20.

10. Снопок Ю.Н. Границы профессионального суждения в бухгалтерском учете. СПб.: ГТЭУ. 2012. 172 с.

11. Фисенко А.И., Кулешова Е.А. Состояние и проблемы развития морских портов и формирования их грузовой базы в южной зоне Дальнего Востока России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 427-434.

С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.