Научная статья на тему 'Формирование моделей учетной политики предприятий в зависимости от размера бизнеса: конкретизация их особенностей'

Формирование моделей учетной политики предприятий в зависимости от размера бизнеса: конкретизация их особенностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1054
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / РАЗМЕР БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клевец В. Б., Сысоева И. Н.

Реформирование бухгалтерского учета в Украине и внедрение учетной политики в практическую деятельность предприятий, которые регулируются Законом Украины от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и национальными положениями (стандартами) учета, сопровождаются рядом нерешенных проблем, возникших как от несовершенства отечественного законодательства, так и недостаточного внимания к вопросам учета со стороны экономических подразделений субъектов хозяйствования. В учетной политике каждого конкретного предприятия необходимо учитывать его особенности, к которым можно отнести организационно-правовую форму, виды деятельности, размер бизнеса и ряд других. Авторами исследована учетная политика предприятий кондитерской отрасли Украины, которые сгруппированы в зависимости от размеров бизнеса на большие, средние и малые. Кроме того, изучены характерные признаки каждой группы и разработаны модели учетной политики для каждой из них. Опираясь на результаты нашего исследования, предприятия с различным размером бизнеса могут сформировать собственную обоснованную учетную политику. Приведенное исследование позволяет углубить и конкретизировать учетную политику действующих предприятий разных отраслей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование моделей учетной политики предприятий в зависимости от размера бизнеса: конкретизация их особенностей»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657.011.1:664 (447)

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗМЕРА БИЗНЕСА: КОНКРЕТИЗАЦИЯ ИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В. Б. КЛЕВЕЦ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и аудита E-mail: [email protected] Тернопольский национальный экономический университет

И. Н. СЫСОЕВА,

ассистентка кафедры учета и аудита E-mail: [email protected] Винницкий институт экономики Тернопольского национального экономического университета

Реформирование бухгалтерского учета в Украине и внедрение учетной политики в практическую деятельность предприятий, которые регулируются Законом Украины от 16.07.1999 № 996-XIV « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и национальными положениями (стандартами) учета, сопровождаются рядом нерешенных проблем, возникших как от несовершенства отечественного законодательства, так и недостаточного внимания к вопросам учета со стороны экономических подразделений субъектов хозяйствования. В учетной политике каждого конкретного предприятия необходимо учитывать его особенности, к которым можно отнести организационно-правовую форму, виды деятельности, размер бизнеса и ряд других. Авторами исследована учетная политика предприятий кондитерской отрасли Украины, которые сгруппированы в зависимости от размеров бизнеса на большие, средние и малые. Кроме того, изучены характерные признаки каждой группы и разработаны модели

учетной политики для каждой из них. Опираясь на результаты нашего исследования, предприятия с различным размером бизнеса могут сформировать собственную обоснованную учетную политику. Приведенное исследование позволяет углубить и конкретизировать учетную политику действующих предприятий разных отраслей промышленности.

Ключевые слова: учетная политика, размер бизнеса предприятия, модель учетной политики.

Несмотря на то, что учетная политика внедрена в деятельность промышленных предприятий довольно давно, на практике имеют место вопросы, связанные с несовершенством ее формирования, формализацией, частичным раскрытием многих ее аспектов и неправильным их применением.

Авторы настоящего исследования согласны с доктором экономических наук, профессором В. Г Швецом, который утверждает, что «... сегодня все

чаще наблюдается формальный, узконаправленный подход к формированию учетной политики, который сводится к составлению финансовой отчетности в соответствии с общими требованиями национальных стандартов учета и внешних пользователей. На такую ситуацию влияют как отсутствие достаточного практического опыта управления в рыночных условиях, так и несовершенное законодательное урегулирование этого вопроса, а также недостаточное изучение со стороны ученых этой проблемы» [5].

С целью изучения практического опыта внедрения политики государства в сфере экономики нами проведено исследование формы и содержания учетной политики предприятий кондитерской отрасли различных форм собственности (табл. 1).

Распорядительные документы об учетной политике исследуемых предприятий характеризуются рядом недостатков: в основном объем их составляет 3-4 страницы; приказы не структурированы; не раскрыты организационная, методологическая сущность и техническое оформление приказа относительно учетной политики предприятия; не учтены конкретные особенности деятельности предприятия, при этом нередко в данных документах приведена несущественная информация.

Таблица 1

Регистр исследуемых предприятий

Регистраци-

онный номер предприятия Наименование предприятия

1 Мариупольская кондитерская фабрика (Корпорация «РОШЕН»)

2 Кременчугская кондитерская фабрика (Корпорация «РОШЕН»)

3 Киевская кондитерская фабрика им. Карла Маркса (Корпорация «РОШЕН»)

4 Винницкая кондитерская фабрика (Корпорация «РОШЕН»)

5 ОАО «Кондитерская фабрика АВК г. Донецк»

6 ОАО «Кондитерская фабрика АВК г. Днепропетровск»

7 ЗАО «Кондитерская фабрика АВК г. Луганск»

8 ОАО «Кондитерская фабрика АВК г Мукачево»

9 ОАО «Херсонская кондитерская фабрика»

10 Кондитерская фабрика «Ярычив»

Для изучения особенностей учетной политики, их влияния на процессы хозяйствования нами был проведен анкетный опрос.

Анкетирование следует рассматривать как обязательную составляющую информационного обеспечения анализа, когда отсутствуют статистические данные, а получить информацию из других источников невозможно.

Содержание анкеты дает возможность исследовать такие главные вопросы, связанные с процессами формирования учетной политики, как:

- характерные признаки предприятия и состояние его бизнеса;

- влияние учетной политики на пути развития предприятия;

- внешние и внутренние факторы, которые следует учитывать при формировании учетной политики.

Результаты анкетирования представлены в табл. 2.

С целью совершенствования учета на предприятиях кондитерской отрасли предлагаем алгоритм выбора формы его организации.

Алгоритм организации ведения учета разработан на основе экономической модели предприятий кондитерской отрасли, в которую заложены специфические признаки, присущие субъекту хозяйствования:

- размеры бизнеса: по объему бизнеса выделены большие, средние и малые предприятия (по сегментации деятельности — предприятия со значительной, средней или малой сегментацией);

- организационная структура: по видам организационных структур предприятия делятся на предприятия с функциональной организационной структурой, предприятия с географической организационной структурой, предприятия с хозяйственной организационной структурой, предприятия с матричной организационной структурой, предприятия с линейной организационной структурой;

- отраслевая специфика: данный признак включает сезонность деятельности, публичность, значительные объемы оборота, сложность производственного процесса, конфиденциальность. Отметим, что конкретному предприятию следует выбирать один из возможных вариантов специфических признаков по каждому направлению в зависимости от собственной специфики. Алгоритм избрания формы ве-

Таблица 2

Отличительные черты учетной политики на предприятиях кондитерской промышленности Украины

Номер Наличие распоряди- Документ утверждается Документ составляется Объем документа, страницы Наличие приложений

предприятия тельного документа ежегодно не каждый год главным бухгалтером аудиторской фирмой От 10 От 10 до 20 От 20

1 + + + +

2 + + + +

3 + + + +

4 + + + +

5 + + + +

6 + + + +

7 + + + +

8 + + + +

9 + + + + +

10 + + + + +

В процентном 100 40 60 60 40 60 30 10 20

отношении

Источник: собственная разработка авторов.

дения учета на кондитерских предприятиях разных масштабов представлен в табл. 3.

Предпочтение отдают тому варианту, который получил наибольшее количество баллов.

В случае получения значительного количества баллов по нескольким формам следует рассмотреть возможность интеграции отдельных особенностей таких форм в выбранную форму организации ведения учета. Так, в случае внедрения учетной службы для ведения учета на предприятиях, для которых характерна сезонность, целесообразно рассмот-

реть возможность использования труда отдельных учетных работников в сезонном режиме.

При разработке учетной политики для крупных предприятий нужно учитывать потребность в консолидированной финансовой отчетности, что обусловлено появлением мощных промышленно-фи-нансовых групп, холдинговых компаний, имеющих многоотраслевую систему дочерних предприятий, филиалов и других структурных подразделений, в том числе зарубежных. Вопросы консолидации описаны в отдельных международных стандартах

Таблица 3

Алгоритм избрания формы ведения учета на кондитерских предприятиях

разных масштабов

Форма ведения учета

Альтернатива 1 — ведение учета Альтернатива 2 — ведение

Характерный признак предприятия непосредственно предприятием учета посторонними лицами

Руководителем Главным бухгалтером Бухгалтерией во главе с главным бухгалтером Владельцем предприятия Посторонним физическим лицом Аудиторской фирмой

1. Размер бизнеса:

1.1. Размер предприятия

- большое 1 1

- среднее 1 1 1

- малое 1 1 1

1.2. Сегментация деятельности:

- значительная 1 1

- средняя 1 1

- небольшая

2. Организационная структура:

Окончание табл. 3

Характерный признак предприятия Форма ведения учета

Альтернатива 1 — ведение учета непосредственно предприятием Альтернатива 2 — ведение учета посторонними лицами

Руководителем Главным бухгалтером Бухгалтерией во главе с главным бухгалтером Владельцем предприятия Посторонним физическим лицом Аудиторской фирмой

- функциональная

- географическая

- хозяйственная

- матричная

- линейная

З.Отраслевая специфика:

- сезонность 1

- публичность 1

- значительные объемы обращения 1

- сложность производственного процесса 1

- конфиденциальность 1 1

Количество баллов 3 4 5 3 2 1

бухгалтерского учета и национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета) [3, 2].

Консолидированная финансовая отчетность включает более полезную информацию о системе участия, чем отдельное представление финансовой отчетности главным предприятием - инвестором и дочерним предприятием как самостоятельной единицей. Внутренние связи и взаимоотношения становятся доступными для пользователей консолидированной отчетности - для акционеров и инвесторов.

Модели учетной политики для крупных, средних и малых предприятий представлены на рисунке.

Наиболее уместными организационно-правовыми формами для вновь созданных малых и средних предприятий пищевой промышленности являются общества с ограниченной ответственность и закрытые акционерные общества.

В наше время для крупных промышленных предприятий приоритетной формой предпринимательства является открытое акционерное общество, поскольку именно она позволяет привлечь значительные объемы финансовых ресурсов на фондовом рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оживление процесса создания малых предприятий пищевой промышленности обусловлено незначительным размером стартовых инвестиций, высокой инвестиционной привлекательностью данной отрасли, значительной емкостью рынка продовольственных товаров.

Учетной политике крупных предприятий присущи элементы финансового, управленческого, налогового и стратегического учета. Для предприятий среднего масштаба — финансового и управленческого. На малых предприятиях используют элементы только финансового учета.

Итак, классификация предприятий по размеру бизнеса позволила выделить характерные признаки, присущие каждой группе предприятий, что подтверждает правильность выбранного направления нашего исследования.

Руководствуясь данным исследованием и учитывая свои потребности, предприятия могут сформировать собственную, обоснованную и взвешенную учетную политику, которая будет способствовать улучшению всех видов деятельности, увеличению положительных финансовых результатов и перспектив на будущее.

Предложенные нами модели учетной политики для предприятий разного размера (малых, средних и больших) дают возможность учесть особенности их экономической деятельности, избрать оптимальный для них набор экономических показателей мониторинга, анализа и контроля для системы управления. Активное участие владельца в разработке учетной политики предприятия обеспечит защиту его интересов и сохранение имущества.

Анализ приказов об учетной политике исследуемых предприятий показал, что в некоторых

Источник: собственная разработка авторов.

Модели учетной политики для предприятий различных масштабов

Предприятие

большое малое среднее

(от 251 человека) (от 3 до 50 человек) (от 51 до 250 человек)

№ п/п Показатель деятельности Кондитерская фабрика АВК г. Донецк Винницкая кондитерская фабрика Винницкая конфетка Старкон Киев-ГРАНД Кондитерская фабрика «Меркурий»

1 Численность работников, человек 1 836 1 350 45 30 180 240

2 Аппарат управления, 25 22 5 4 15 16

в том числе учетная служба, человек 15 12 3 3 8 10

3 Количество работающих цехов 5 7 1 1 2 3

4 Мощность фабрики за год, т 85 778 69 000 2 000 2 300 25 897 30 985

5 Ассортимент (количество названий) 150 100 40 35 80 60

6 Площадь фабрики, м2 23 946 18 000 560 480 1 000 1 200

Учетная политика

Элемент Характеристика

§ 1. Общие положения Преамбула

2. Методология Нормативно-правовая база

& 3. Организация Отдельное структурное подразделение

о л (бухгалтерия во главе с главным бухгалтером)

4. Методика:

К 0 а) финансовой учет; Элементы финансового учета.

л ч б) управленческий учет; Бюджетирование.

м в) стратегический учет Прогнозирование

5. Название распорядительного документа Положение об учетной политике (объем - 50 -100 страниц)

1. Общие положения Преамбула

« к 2. Методология Нормативно-законодательная база

о н К « 3. Организация Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером

« Л й И 4. Методика:

а) финансовый учет; Элементы финансового учета.

& б) управленческий учет Бюджетирование, финансовый менеджмент

5. Название распорядительного документа Приказ об учетной политике (объем - 10-50 страниц)

« К 1. Общие положения Преамбула необязательна

»у 2. Методология Нормативно-законодательная база

ьЕЗ К 3. Организация Возможен вариант ведения учета посторонним лицом

2 « ^ о 4. Методика: финансовый учет Элементы финансового учета

& 5. Название распорядительного документа Распоряжение об учетной политике (объем - 3-10 страниц)

из них отсутствует преамбула, которая должна содержать данные о форме собственности, организационно-правовой форме, государственной регистрации, местонахождении, наличии филиалов и видов деятельности, наличии лицензий или патентов, среднесписочной численности работников и т. п. В этом случае ограничиваются только краткой информацией.

Общая оценка распорядительных документов сводится к следующему: не описаны принятая

предприятием методология и методика учета отдельных объектов, не конкретизирована организация учета бухгалтерского аппарата (не определены должностные обязанности каждого работника бухгалтерии предприятия и должностные инструкции, не детализированы учетные процедуры и т. д.). Кроме того, не раскрыты аспекты управленческого учета, не указаны особенности налогового учета предприятия, отсутствуют необходимые приложения к приказу.

Формализация учетной политики — завершающий этап ее формирования, на котором появляется распорядительный документ (приказ или распоряжение), который должен регулировать учетную деятельность на уровне предприятия.

По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:

- предприятия малого бизнеса в своей деятельности преимущественно не руководствуются собственной учетной политикой, в основном соответствующие приказы отсутствуют или же не отвечают потребностям менеджмента;

- предприятия среднего бизнеса руководствуются в своей деятельности распорядительными документами относительно принятой собственной учетной политики. Приказы в исследуемой группе предприятий изложены на 2-4 страницах, в большинстве своем не структурированы и не содержат организационной, методической составляющей.

В основном в них указано, что предприятие в своей деятельности руководствуется законом о бухгалтерском учете, национальными стандартами учета, а также перечислены должностные лица, имеющие право подписи денежных документов, или лица, ответственные за сохранение материальных ценностей.

Такие приказы в большинстве своем не подкреплены соответствующими приложениями, раскрывающими основные позиции приказа.

Учетная политика предприятий большого бизнеса находится в лучшем положении, но нуждается в значительной доработке. Именно поэтому в рамках изучения действующей учетной политики авторы разработали программу исследования учетной политики одного из предприятий большого бизнеса в кондитерской промышленности1.

Наше исследование осуществлялось в пять этапов:

1-й этап — анализ действующей учетной политики предприятия;

2-й этап — формирование макета приказа об учетной политике исследуемого предприятия;

3-й этап — оценка методов, узаконенных в нормативных документах, для выбора оптималь-

1 Исходя из соблюдения коммерческой тайны, предприятие не разрешило конкретизировать некоторые данные, в том числе его название.

ного варианта для каждого объекта учета данного предприятия;

4-й этап — формирование положений учетной политики на основе осуществленных расчетов;

5-й этап — формализация учетной политики в распорядительном документе предприятия.

Для достижения положительного результата использования учетной политики предприятия необходимо учесть структуру, особенности его деятельности, организационную форму и другие важные факторы.

На 1-м этапе исследования авторами был проанализирован действующий приказ об учетной политике данного предприятия по форме, сущности и полноте информации. В результате было установлено:

1. Объем приказа - 3 страницы, он не структурирован и не раскрывает всех аспектов учетной политики предприятия.

2. Нормативно-правовое обеспечение учетной политики обосновано только Законом Украины от 16.07.1999 №№ 996-Х1У «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и национальными стандартами учета, не указаны акты хозяйственного законодательства, Налоговый кодекс Украины, а также отраслевые нормативные документы и т. п. Отсутствуют ссылки на распорядительные документы Министерства финансов Украины, Министерства промышленной политики Украины и другие акты, непосредственно или косвенно влияющие на формирование учетной политики предприятия.

С введением в действие разд. III Налогового кодекса Украины предприятиям следует тщательно прописать в приказе об учетной политике те положения, которые влияют на налоговый учет по налогу на прибыль [1].

В приказе методология учета раскрывается только по некоторым объектам, в частности по необоротным активам, денежным средствам, формированию производственной себестоимости продукции, перечню общепроизводственных расходов, переменным административным расходам и порядку определения финансовых результатов. Все другие составляющие методологии учета предприятия остались вне приказа.

Организация работы учетного аппарата показана только в двух пунктах приказа:

1) бухгалтерский учет на предприятии осу-

ществляется силами бухгалтерской службы (бухгалтерии), управляемой главным бухгалтером, подчиненным непосредственно директору.

2) бухгалтерский учет ведется согласно Плану счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций в журнально-ордерной форме учета с элементами компьютерной обработки.

К приказу не разработаны необходимые приложения, в частности рабочий план счетов предприятия. Последний должен сопровождаться подробными разъяснениями относительно содержания аналитических счетов.

В приказе об учетной политике предприятия не раскрыта техническая составляющая организации учета, каким образом осуществляется бухгалтерский учет и формируется отчетность, организуется внутрихозяйственный контроль.

На 2-м этапе исследования авторами был разработан проект приказа об учетной политике, включающий преамбулу и следующие разделы:

1. Организация работы учетного аппарата.

2. Методика и порядок ведения бухгалтерского учета.

3. Организационно-техническое обеспечение учета.

4. Организация внутрихозяйственного контроля, а также приложения к приказу.

В преамбуле приказа об учетной политике целесообразно указать основные сведения о предприятии: форму собственности, организационно-правовую форму предприятия, сведения о государственной регистрации, местонахождении, наличии филиалов и видах деятельности, наличии лицензий или патентов, среднесписочной численности работников. В преамбуле также можно указать документы, которыми руководствуется предприятие при ведении бухгалтерского учета.

Первый раздел приказа, по нашему мнению, должен устанавливать структуру учетного аппарата и обязанности отдельных работников бухгалтерии. Определяющим при этом является объем учетных работ.

В данном разделе излагаются общие организационные вопросы работы учетного аппарата. В зависимости от размеров предприятия, объемов учетных работ, специфики деятельности собственник (руководитель) выбирает форму органи-

зации бухгалтерского учета на предприятии.

Кроме того, в этом разделе приказа необходимо предусмотреть: схему ведения учета, уровень его централизации; порядок выделения подразделений на отдельный баланс (при необходимости); взаимодействие бухгалтерии с управленческими службами; перечень внутренних инструкций, стандартов, положений; другие аспекты деятельности бухгалтерского аппарата.

Достаточно тесно со структурой учетного аппарата переплетается распределение обязанностей между конкретными учетными работниками, которое является важной частью организации учетного процесса на предприятии и находится в ведении главного бухгалтера. Под его непосредственным руководством для конкретных учетных работников разрабатываются должностные инструкции, которыми определяется круг их служебных обязанностей.

Во втором разделе «Методика и порядок ведения бухгалтерского учета» приказа об учетной политике определяются способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности. К ним относят:

- оценку запасов, товаров, готовой продукции;

- количество и даты проведения инвентаризации;

- методы амортизации основных средств;

- методы амортизации нематериальных активов и других необоротных материальных активов;

- другие способы, отвечающие требованиям существенности;

- признание доходов и расходов от реализации продукции, товаров, работ и услуг;

- варианты ведения учета издержек производства, поскольку его можно осуществлять: по элементам затрат (расходы на оплату труда, материальные затраты, амортизация и т. д.); по видам продукции (работ, услуг); в разрезе производственных или других подразделений; с использованием счетов класса 8 или без их использования.

К методическим аспектам учетной политики относятся положения, предусматривающие правила оценки статей отчетности по конкретным направлениям учета: оценка запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, метод амортизации основных средств, нематериальных активов и других необоротных материальных акти-

вов, признание доходов и расходов от реализации продукции, товаров, работ и услуг, варианты ведения учета издержек производства и т. д.

Предприятие должно раскрыть выбранные способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователем бухгалтерской отчетности. Существенными признаются те способы ведения бухгалтерского учета, с помощью которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности могут достоверно оценить финансовое состояние, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия.

Предприятия Украины могут найти ответы на ряд актуальных вопросов относительно формирования учетной политики, руководствуясь приказом Министерства финансов Украины от 27.06.2013 № 635 «Об утверждении Методических рекомендаций по учетной политике предприятия и внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины». В частности, в п. 1.3 указано: «В распорядительном документе об учетной политике приводятся принципы, методы и процедуры, используемые предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности, по которым нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрено более одного их варианта, а также предварительные оценки, которые используются предприятием с целью распределения расходов между соответствующими отчетными периодами. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой распорядительный документ включать нецелесообразно» [4].

Третий раздел приказа об учетной политике обеспечивает техническую организацию учета на предприятии. Исходя из конкретных условий деятельности предприятия, объема учетной информации, наличия квалифицированных учетных кадров, определяется уровень механизации и автоматизации учета.

В этом разделе приказа утверждают:

- форму организации бухгалтерского учета;

- форму ведения бухгалтерского учета;

- форму внутрихозяйственного учета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- обязанности главного бухгалтера.

В учетной политике особое внимание следует уделить системе внутрихозяйственного контроля, который должен способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, предотвращать случаи бесхозяйственности, недостач и краж. Именно поэтому четвертый раздел приказа раскрывает порядок проведения внутрихозяйственного контроля, указывает его объекты и исполнителей.

При формировании учетной политики нужно уделять больше внимания контролю и правильности отражения в учете и финансовой отчетности доходов, расходов и прибыли, контролю за необоротными и оборотными активами, их рациональному использованию.

4-й этап формирования учетной политики нами осуществлен на основе расчетов, проведенных на предыдущих этапах исследования.

Формализация учетной политики в распорядительном документе предприятия - это 5-й, завершающий этап разработки учетной политики предприятия.

Особое значение для конкретизации учетной политики предприятия имеют приложения, детализирующие ее сущность.

По нашему мнению, наиболее существенными и необходимыми для раскрытия в учетной политике являются следующие приложения:

- перечень и состав статей калькуляции производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

- перечень, состав и порядок распределения переменных и постоянных общепроизводственных расходов;

- состав и порядок распределения расходов будущих периодов;

- нормальная мощность цехов и других структурных подразделений;

- перечень создаваемых на предприятии резервов (фондов), порядок их формирования и использования;

- перечень должностных лиц, которые наделяются правом выдачи разрешения на проведение хозяйственных операций;

- перечень лиц, которые наделяются правом получать и выдавать товарно-материальные ценности;

- перечень лиц, которые составляют отчетность;

- график документооборота;

- перечень первичных документов, применяемых предприятием в практической деятельности, которые официально утверждены соответствующими государственными органами;

- перечень первичных документов, которыми регламентируется деятельность предприятия, их формы утверждаются приказом руководителя;

- перечень первичных документов, сводных бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета, которые утверждаются главным бухгалтером;

- перечень бланков строгой отчетности, используемых предприятием в практической деятельности;

- перечень лиц, использующих бланки строгого учета в своей работе;

- сроки хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета в архиве предприятия;

- перечень и сроки представления форм внутрихозяйственной (управленческой) отчетности;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета.

На исследуемом нами предприятии согласно

приказу об учетной политике от 04.04.2013 предусмотрено для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций соблюдать нормы национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется на основании Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций в журнально-ордерной форме с элементами компьютерной обработки. С целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности перед составлением годовой финансовой отчетности постоянно действующей инвентаризационной комиссией проводится инвентаризация активов и обязательств согласно Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов.

Все положения, входящие в приказ об учетной политике предприятия, составляют единую систему бухгалтерского учета предприятия; изменения и дополнения могут быть внесены приказом по предприятию по мере необходимости.

Эффективность ведения бухгалтерского учета характеризируется возможностью получить

полную, точную, достоверную и оперативную информацию о состоянии предприятия и изменениях, которые происходят в финансовой отчетности. Однако цифры, приведенные в отчетах, не несут никакой информации о том, каким способом они были получены. Следовательно, принятые на их основе решения не могут быть достаточно объективными. Например, из баланса можно увидеть увеличение запасов. Однако причиной последнего может быть как приобретение новых запасов, так и просто изменения в их оценке. Снижение доходов отчетного периода может быть вызвано как снижением эффективности деятельности предприятия, так и изменением подхода к созданию резервов.

Определение истинных причин конкретных изменений и принятие правильного решения возможны только в результате ознакомления с принципами учета, а также оценкой, которые были использованы для получения информации.

Предприятие — первичное звено в структуре национальной экономики, так как именно здесь происходит сочетание различных факторов производства для создания материальных благ, предоставления услуг и реализуются личные и коллективные интересы. Упорядоченная совокупность предприятий и их объединений образует экономическую систему страны.

В то же время бухгалтерский учет является для них важной функцией управления и средством контроля за рациональным и эффективным использованием всех видов ресурсов с целью получения положительных финансовых результатов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 №№ 2755-VI [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakon. rada.gov.ua.

2. Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета. Ч. 2 / Сост.: к. э. н., доц. С. М. Лайчук, доц. Л. Л. Го-рецкая, В. Д. Гусара. М.: Финансы и статистика, 2002. 104 с.

3. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине: Закон Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://www.zakon.rada.gov.ua.

4. Об утверждении Методических рекомендаций по учетной политике предприятия и внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины: приказ Министерства финансов Украины от 27.06.2013 №№ 635 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakon. rada.gov.ua.

5. Швец В. Учетная политика предприятия [Электронный ресурс] / В. Швец. Режим доступа: h^V/w^w. books. efaculty.kiev.ua.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.