Научная статья на тему 'Проблемы процесса формирования учетной политики'

Проблемы процесса формирования учетной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2252
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИКАЗ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ / ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожелюк В.М.

В статье выделены факторы влияния на учетную политику предприятия, выявлены основные проблемы ее формирования и предложены возможные пути их решения. Предложено сузить ряд вопросов, которые охватывает приказ об учетной политике предприятия, путем перенесения части из них в положение об организации бухгалтерского учета предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы процесса формирования учетной политики»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338.984

ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

В. М. РОЖЕЛЮК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета в бюджетной и социальной сферах E-mail: rozelyk@ukr.net Тернопольский национальный экономический университет, Украина

В статье выделены факторы влияния на учетную политику предприятия, выявлены основные проблемы ее формирования и предложены возможные пути их решения. Предложено сузить ряд вопросов, которые охватывает приказ об учетной политике предприятия, путем перенесения части из них в положение об организации бухгалтерского учета предприятия.

Ключевые слова: учетная политика, приказ об учетной политике, факторы влияния на учетную политику, проблемы формирования учетной политики.

Постановка проблемы. Современное состояние развития экономики в Украине нуждается в альтернативных и часто многовариантных подходах при условии решения конкретных вопросов методики и техники ведения учета. На современном этапе формирования информационной экономики в стране все более выразительными становятся такие черты, как конкурентоспособность производства, оперативность, своевременность и риск принятия решений. Опыт стран с развитыми рыночными отношениями, которыми характеризуется информационная экономика, свидетельствует

о том, что важной составляющей общего механизма управления хозяйственной деятельностью предприятий является умело сформированная учетная политика, поскольку законодательство, которое регулирует организацию бухгалтерского учета, предусматривает возможность нескольких вариантов отражения в учете и отчетности отдельных хозяйственных операций.

Формирование учетной политики в нынешних условиях ведения хозяйства является сложным и трудоемким процессом, который должен предусматривать выбор альтернативных вариантов учета в пределах существующего законодательства. Основная цель деятельности предприятия может быть достигнута только в случае правильно организованной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, который в свою очередь зависит от избранных методов учета и правильного распределения прав и обязанностей персонала предприятия. Стоит заметить, что от умело сформированной учетной политики во многом зависят эффективность управления хозяйственной деятельностью предприятия и стратегия его развития на длительную перспективу. Удачно избранная учетная политика положительно вли-

яет на деятельность предприятия, обеспечивает эффективную работу бухгалтерии.

Отметим, что в СССР такого понятия, как «учетная политика», вообще не существовало, поскольку в ней не было необходимости. В те времена ее роль исполняли методические рекомендации учета отдельных объектов. Сегодня же с появлением альтернативных вариантов учета вопросу учетной политики придается большое значение.

Анализ последних публикаций. Обоснования теоретических и методологических вопросов учетной политики нашли свое отображение в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, научных работников и исследователей, как Р. А. Ал-боров, X. Андерсен, Н. Б. Андрухова, А. С. Бакаев, Т. В. Барановская, Т. С. Безруких, Л. А. Бернстайн, И. А. Белобжецкий, М. Т. Белуха, О. С. Бородкин, С. Л. Брю, Ф. Ф Бутынец, Б. И. Валуев, М. Ф. Ван Бреда, Г. Л. Вознюк, В. М. Гаврилюк, А. М. Герасимович, С. Ф. Голов, З. В. Гуцайлюк, В. A. Дерий, П. Е. Житний, В. П. Завгородний, С. Зубилевич,

A. А. Ефремова, Л. В. Ивченко, Л. М. Киндрацкая, Г. Г. Кирейцев, М. В. Кужельный, А. М. Кузьминский, Ю. А. Кузьминский, М. И. Кутер, В. Г. Лин-ник, Ю. Я. Литвин, Л. Г. Ловинская, Н. М. Малюга, М. Р. Метьюс, Е. В. Мных, и Т. П. Назаренко, Б. Нидлз, С. А. Николаев, В. Рудницкий, С. В. Свир-ко, Е. В. Соколов, Я. В. Соколов, В. В. Сопко, М. Ф. Огийчук, Л. Пантелейчук, В. Пархоменко, М. Х. Б. Перера, О. М. Петрук, A.A. Пилипенко, М. Портер, М. С. Пушкар, М. Л. Пятов, И. Д. Фари-он, Е. С. Хендриксен, П. Я. Хомин, Л. Шатковская, И. О. Шевчук, А. Д. Шеремет, С. И. Шкарабан, Л. З. Шнейдман, М. Т. Щырба, Н. Г. Цыпарков, М. Г. Чумаченко, С. Р. Яцышын и др.

Подробно вопрос учетной политики рассматривался в монографиях Л. Т. Богуцкой, П. Е. Житнего, З.-М. В. Задорожного, Л. Г. Ловин-ской, Н. И. Пилипова, М. С. Пушкаря, Л. Г. Семе-гена, М. Т. Щырби и др. Диссертационные исследования данной теме посвятили Т. В. Барановская, Л. Д. Лысовая, С. М. Мищенко, О. А. Наумчук,

B. И. Юрчик.

Однако, несмотря на ценность результатов указанных исследований, сегодня вопросы формирования учетной политики нуждаются в последующем изучении, что объясняется разно-

образием взглядов авторов, которые занимаются их исследованием.

Формирование учетной политики предприятия. Проектирование учетной политики на предприятии является сложным, трудоемким и ответственным процессом, поскольку оно требует выполнения сложных аналитических процедур, нуждается в учете особенностей деятельности предприятия в конкретной среде. В ст. 4 Закона Украины от 16.07.1999 №№ 996-Х1У «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее - Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности») приводятся 10 факторов, которыми следует руководствоваться при разработке учетной политики. Однако считаем, что на практике их намного больше, основные из них отмечены на рис. 1.

Исходя из существования по меньшей мере 20 факторов внешнего и внутреннего влияния на учетную политику предприятия, можно говорить о том, что она является очень индивидуальной и способна максимально подстраиваться под потребности конкретного предприятия.

От правильно разработанного приказа об учетной политике предприятия зависят не только объективное освещение информации в финансовой отчетности, но и анализ деятельности предприятия в целом, принятие решений по организации работы предприятия и т. п. Поэтому принимать участие в разработке такого документа должны не только бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером, но и руководители и учредители предприятия, тем более на них возложена ответственность за организацию учета.

Приказ об учетной политике предприятия после его утверждения приобретает статус юридического документа, он является основным внутренним документом, которым регулируется организация учетного процесса на предприятии и обязательным для выполнения всеми службами и работниками предприятия.

Подготовка приказа об учетной политике предприятия на практике является достаточно трудоемким делом и требует от участников этого процесса немалых способностей, комплексных знаний всех процессов, которые происходили на предприятии, за его пределами в прошлом, осуществляются в настоящий момент, будут про-

Уровень информационного обеспечения предприятия

Стратегия и тактика финансово-хозяйственного развития

Количество хозяйственных операций," объемы деятельности, объем продаж, численность персонала, наличие обособленных подразделений, дочерних предприятий, их удаленность и т.д.

Специфика и объемы деятельности

Технологические особенности производства (на промышленных

предприятиях), особенности организации снабжения и сбыта.

Хозяйственная ситуация в стране

Уровень инфляции

Инвестиционная активность, развитость инфраструктуры рынка

Аспекты системы ^ налогообложения, наличие льгот и условия их получения .

Состояние законодательства, перспективы его изменения

I - Внешние факторы

I_____J

< Н

Ч

О =

к

<

X

н ш У

Уровень квалификации бухгалтерских работников

Система отчетности перед собственниками, а также другими пользователями финансовой информации

Организационно-правовая структура .и форма собственности предприятия

Материально-техническое обеспечение учетно-аналитической работы предприятия

Условия организации и стимулирования труда, ответственности

Взаимоотношения с финансовыми структурами

Условия обеспечения предприятия ресурсами и условия реализации готовой продукции

Системы и формы расчетов с покупателями и поставщиками

Вид экономической деятельности (предопределяет особенности и условия учетной работы, параметры предприятия по

объемам деятельности, номенклатуры продукции, численности работающих и т.д.)

Степень свободы деятельности в

рыночных условиях (самостоятельность решений в вопросах ценообразования, выбора партнеров)_

Рис. 1. Факторы влияния на учетную политику

и сделать правильный выбор. Например, не зная точной технической характеристики основных средств, достаточно тяжело выбрать соответствующий метод амортизации. Если, например,для одного предприятия пригодится прямолинейный метод, то для другого - производственный.

Поэтому целесообразно создать соответствующую комиссию на предприятии, которая отвечала бы за разработку всей учетной политики. В ее состав могут войти: главный бухгалтер, главный технолог, главный механик, главный экономист, внутренний ауди -тор, ревизор и др. Если при разработке учетной политики обратиться к стороннему предприятию (аутсорсинг), су -ществует риск, что данная фирма, не сориентировавшись

водиться в будущем. Все это нуждается в основательном анализе событий и фактов, умения видеть перспективу, неординарно мыслить и т. п.

На практике разработка учетной политики полностью возлагается на главного бухгалтера предприятия или иное лицо (юридическое или физическое), которое ведет бухгалтерский учет на предприятии. Но в то же время, как известно, главный бухгалтер не может сам охватить все участки учетной политики, а в некоторых случаях

полностью во всех нюансах учета предприятия, укажет такие принципы учета, которые окажутся для него неприемлемыми.

Если к процессу формирования приказа об учетной политике исследователи подходят относительно единогласно, то мнения насчет его наполненности несколько различаются. Несмотря на существование письма Минфина Украины [7] с перечнем сведений, которые необходимо приводить в приказе об учетной политике, анализ литера-

туры дал возможность сформировать три подхода научных работников к определению содержания и структуры данного документа (рис. 2).

Придерживаясь второго подхода из приведенных на рис. 2, считаем, что содержание приказов об учетной политике в настоящее время значительно расширено и включает все вопросы, которые касаются организации бухгалтерского учета, в то время как в структуру такого приказа должен включаться лишь выбор одного из предусмотренных законодательством методов учета. Все остальные вопросы должны рассматриваться в положении об организации бухгалтерского учета.

Данная мысль является противоположной позиции И. М. Гончаренко [5, с. 3], которая предлагает объединить в один нормативный документ под названием «политика бухгалтерского учета предприятия» все положения, которые касаются и организации и ведения бухгалтерского учета. Считаем такой подход нецелесообразным, поскольку он возлагает слишком большую нагрузку на один нормативный документ, причем его структура содержит достаточно большой спектр разнообразных вопросов, которые следует объединять. Поэтому предлагаем разделить положения, регулирующие ведение и организацию учета, и отнести первые к приказу об учетной политике, а второй -к положению об организации бухгалтерского учета. Перечень сведений данных нормативных документов приведен на рис. 3.

Комплекс заданий, которые возлагают на учетную политику, чрезвычайно большой - все вопро-

Наполненность приказа об учетной политике

Первый подход

Второй подход

Третий подход

Приказ об учетной политике должен включать выбор как методов оценки объектов учета, так и других элементов организации бухгалтерского учета на предприятии, таких как форма организации, форма ведения учета, план счетов, графиков документооборота и т.д.

В приказе об учетной политике должны отражаться только избранные предприятием методы оценки объектов, а другие элементы организации учета должны быть определены приказом об организации бухгалтерского учета на предприятии

Значительно расширяют понятие «учетная политика» за счет других видов политик, в частности стратегической, производственной, кадровой и др.

Источник: разработано автором.

Рис. 2. Научные подходы к содержанию приказа об учетной политике

сы организации бухгалтерского учета. Исходя из этого, предложено разделить информационную нагрузку между двумя документами - приказом об учетной политике и положением об организации бухгалтерского учета предприятия. К содержанию первого предлагается относить исключительно выбор метода учета отдельных активов из альтернатив, предложенных законодательством, в зависимости от отрасли и специфики деятельности конкретного предприятия (метод амортизации основных средств, списания запасов, начисления резерва сомнительных долгов). Второй же будет включать все остальные вопросы, которые касаются непосредственно организации учета, такие как форма организации, форма ведения бухгалтерского учета, разработка рабочего плана счетов и порядка документооборота. В его основу должны быть положены нормы ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которые определяют порядок организации и ведения бухгалтерского учета.

Разрабатывать указанные положения нужно тщательным образом. В частности, желательно в документах отмечать названия должностей, а не имена конкретных лиц, которые их занимают (это связано с тем, что в течение определенного времени работник может быть освобожден от занимаемой должности или переведен на другую). Достаточно часто на практике дублируется информация, которая уже содержится в других положениях как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию.

Так, не стоит в приказе об учетной политике или положении об организации бухгалтерского учета приводить положения, которые являются императивными нормами действующего законодательства. Что касается внутренних положений, то нецелесообразно перечислять обязанности главного бухгалтера,

Приказ об учетной политике предприятия

~1=

Положение об организации бухгалтерского учета

г

1. Методы оценки выбытия запасов.

2. Порядок учета

(идентифицированно или в целом) и распределения транспортно-заготовительных расходов.

3. Методы амортизации внеоборотных активов

4. Стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных внеоборотных материальных активов, других внеоборотных материальных активов, основных средств.

5. Использование 8-го и/или 9-го класса Плана счетов бухгалтерского учета.

6. Метод исчисления резерва сомнительных долгов.

7. Перечень создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей.

8. Перечень переменных и постоянных общепроизводственных расходов, база их распределения.

9. Перечень статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

10. Порядок определения степени завершенности работ по строительному контракту (в случае применения).

11. База распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала.

12. Порог существенности по отдельным объектам учета.

13. Порядок переоценки внеоборотных активов

I

Ж

1. Форма организации бухгалтерского учета (кто ведет учет - бухгалтерская служба, аудиторская фирма, консалтинговая компания или владелец).

2. Форма ведения бухгалтерского учета (журнальная, журнально-ордерная, мемориально-ордерная, комбинированная,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компьютеризированная, упрощенная, простая).

3. Рабочий план счетов предприятия.

4. Форма дополнительных учетных документов, необходимых для накопления и обработки информации с учетом особенностей предприятия.

5. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

6. Порядок документооборота, хранения документов и учетных регистров.

7. Технология обработки учетной информации.

8. Периодичность и порядок проведения инв ентаризации.

9. Порядок организации материальной ответственности на предприятии.

10. Ответственность за качественное и своевременное составление и представление финансовой, статистической, налоговой отчетности, за нарушение учетной политики предприятия и т.п.

11. Организация учетного процесса по центрам ответственности и по группам объектов учета.

12. Разработка форм управленческой отчетности, методики заполнения, определения сроков их представления

Источник: разработано автором.

Рис. 3. Структура приказа об учетной политике и Положении об организации бухгалтерского учета предприятия

Рассматривая роль учетной политики, С. Р. Яци-шин подчеркивает, что она определяет идеологию экономики предприятия на длительный период, способствует усилению учетно-аналити-ческих функций в управлении предприятием, дает возможность оперативно реагировать на изменения, которые происходят в производственном процессе, эффективно приспосабливать производственную систему к условиям внешней среды, снизить экономический риск и добиться успехов в конкурентной борьбе [8, с. 171].

Однако, невзирая на существенную роль учетной политики предприятия, на практике она часто все же нивелируется, о чем свидетельствуют данные анкетирования профессора В. Н. Жука [6, с. 531] (рис. 4).

поскольку на предприятии должна быть отдельно утверждена должностная инструкция с этой информацией. Не стоит также приводить подробные нормы процесса проведения инвентаризации, целесообразнее будет утверждение отдельной инструкции о проведении инвентаризации на предприятии.

Анализируя приведенные данные, необходимо учитывать также содержательность разработанных приказов (см. таблицу).

Таким образом, можно говорить, что, несмотря на то, что на 87 % предприятий имеется разработанный приказ об учетной политике, он в подавляющем большинстве случаев носит

Источник: разработано на основе [6, с. 531].

Рис. 4. Результаты анкетирования бухгалтеров относительно использования приказа об учетной политике предприятия

Результаты опроса бухгалтеров относительно содержания приказов об учетной политике*

№ п/п Приказ об учетной политике на Вашем предприятии содержит информацию (в том числе в виде дополнений) относительно Результат

1 Состава и структуры бухгалтерской службы +

2 Перечня должностных лиц с правом подписи +/-

3 Перечня материально ответственных лиц +/-

4 Рабочего плана счетов -

5 Графика документооборота -

6 Состава постоянно действующей инвентаризационной комиссии и графика проведения инвентаризации

7 Положения о хранении и утилизации документов -

8 Методических принципов учета отдельных видов активов и обязательств -

Разработано на основе [6, с. 532].

Отдельные предприятия приказ об учетной политике составляют формально, элементы приказа не обоснованы и дублируют отдельные пункты нормативных документов

Довольно часто методы учета избираются не на

основе экономической обоснованности, информационных потребностей и

стратегии предприятия, а исходя из простоты применения

Проблемы формирования и исполнения учетной политики

\ /

/ \

об учетной политике не структурировано. Некоторые вопросы организации учета отдельных объектов приводятся не в полном объеме или совсем не освещены

Источник: разработано автором.

Рис. 5. Проблемы формирования и выполнения учетной политики

формальный характер и не выполняет функцию урегулирования важнейших вопросов организации бухгалтерского учета.

В целом практическое исследование вопроса формирования и выполнения учетной политики дало возможность обнаружить существование проблем, отмеченных на рис. 5.

Сегодня исследователи (О. М. Бон-даренко [4], И.М. Гончаренко [5], С. Р. Яцишин [8, с. 171]) все чаще подчеркивают, что на практике наблюдается формальный, узко направленный подход к формированию учетной политики, который сводится к составлению финансовой отчетности в соответствии с общими требованиями П (С) БУ и внешних пользователей. На такую ситуацию влияют нехватка практического опыта управления в рыночных условиях и недостаточное законодательное урегулирование этого вопроса, а также недостаточное изучение данной проблемы в научных кругах.

К сожалению, как справедливо отмечается в экономических исследованиях, руководство предприятий не уделяет надлежащего внимания формированию учетной политики, что негативно влияет на процесс ведения бухгалтерского учета и функционирования предприятий в условиях информационной экономики. Как правило, работа по формированию учетной политики на практике ограничивается утверждением приказа об учетной политике, который нередко имеет формальный характер, часто перегружен информацией, дублирующей другие внутренние регламенты предприятия.

Большинство предприятий определили свою учетную политику еще в начале реформирования бухгалтерского учета, т.е. одновременно с вступлением в силу Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». После этого в большинство приказов не

вносились никакие изменения, несмотря на

утверждение новых положений (стандартов) бухгалтерского учета (П(С)БУ) и внесение изменений и дополнений в действующие

Основные причины существования проблем формирования учетной политики

предприятия

Ненадлежащий

уровень квалификации бухгалтерских кадров

Недостаточный уровень экономического образования руководителей и владельцев

Незаинтересованность

работников бухгалтерской службы

Источник: разработано на основе [3].

Рис. 6. Основные причины существования проблем формирования учетной политики предприятия

Большинство бухгалтеров воспринимают учетную политику как документ, который обязательно должен быть на предприятии, но особого значения как инструмент обеспечения учетного процесса не представляет. Данный документ формируется поверхностно, без учета особенностей определенного предприятия, т. е. не имеет ни четкого процесса формирования, ни алгоритма проведения.

Сложившуюся ситуацию можно объяснить основными причинами, приведенными на рис. 6.

Таким образом, основными причинами негативных тенденций при формировании учетной политики можно назвать следующие:

- недостаточный уровень квалификации бухгалтерских кадров. Бухгалтеры в связи с недостаточной квалификацией, ограничением компетенции, профессиональными обязанностями, загруженностью текущей работой по ведению учета и формированию налоговой отчетности, нечетким инструментарием и методическим обеспечением выбора и оптимизации вариантов учетной политики не в состоянии эффективно формировать учетную политику;

- незаинтересованность работников бухгалтерской службы, поскольку формирование учетной политики на предприятии - это трудоемкий и ответственный процесс, который нуждается в сложных математических расчетах, информации о среднеотраслевых показателях и показателях аналогичных предприятий;

- недостаточный уровень экономического образования руководителей и собственников предприятий, которые недооценивают возможности влияния через учетные инструменты на резуль-

таты деятельности предприятия, как следствие -. неготовность руководителей и собственников предприятий выделять дополнительные ресурсы для осуществления этой работы.

На такую ситуацию влияют отсутствие достаточного практического опыта управления в рыночных условиях и недостаточное законодательное урегулирование этого вопроса.

Для поиска путей усовершенствования отечественной системы построения учетной политики целесообразно обратиться к зарубежному опыту. В частности, считаем целесообразным введение в Украине отдельного национального положения (стандарта) бухгалтерского учета «Учетная политика», как это сделано в Российской Федерации, Молдове и предусмотрено в международных стандартах. Ведь самостоятельность, которая предоставлена украинским субъектам хозяйствования в этом вопросе, не привела к позитивным результатам, а способствовала тому, что при формировании учетной политики руководители и бухгалтеры опираются на собственное субъективное суждение и не оценивают результатов использования того или другого метода учета.

Данный документ должен вобрать и систематизировать все вопросы, которые касаются учетной политики, раскрывать методологические и методические основы ее формирования и организационного обеспечения, порядок разработки, формирования и раскрытия изменений в учетной политике предприятия, что значительно снизит затраты времени на ее формирование на каждом конкретном предприятии. Ведь действующие законодательные акты нуждаются в дополнительных комментариях, которые должны детализировать отдельные нормы инструктивных указаний о порядке и технических особенностях, приемы их практического приложения в системе бухгалтерского учета. Считаем, что в таком документе следует сконцентрировать обобщенно организационно-методические основы и методи-

о л

л о

к

Учетную политику предприятия формирует главный бухгалтер и утверждает руководитель

Учетная политика предприятия должна обеспечить рациональное ведение бухгалтерского учета

исходя из условий хозяйственной деятельности и размера организации ч_У

'Методы ведения учета, принятые^ в учетной политике, применяются с 1 января года,

следующего за годом утверждения. Вновь созданное предприятие оформляет учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения статуса

ч ^ юридического лица____у

-

Разработан отдельный стандарт учета «Учетная политика предприятия»

1. 4 1

Повысит ответственность главных бухгалтеров за формирование учетной политики

Позволит дополнить существующие 10 принципов бухгалтерского учета еще одним - принципом рациональности

>

I &

>

к

«

J

1 1

Ускорит четкую организацию бухгалтерского учета на предприятиях (с момента приобретения статуса юридического лица)

Позволит систематизировать существующие требования,

рассеянные по разным нормативным документам

к го

Источник: разработано с использованием [2]. Рис. 7. Предложения по усовершенствованию украинской практики формирования учетной политики с учетом норм российского Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

ляется полезным для разработки предложений по усовершенствованию украинской практики (рис. 7).

Кроме описанных предложений по повышению ответственности главного бухгалтера и разработке отдельного. П (С) БУ «Учетная политика предприятия», считаем, что ряд приведенных в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» принципов бухгалтерского учета целесообразно дополнить принципом рациональности, который предусматривает, что расходы на ведение учета не должны превышать выгоды, получаемые от его ведения. Данное требование предусмотрено в российском ПБУ 1/2008. В пункте 6 ПБУ 1/2008 отмечено,

ческие особенности, порядок и систему процедур, которые применяются в процессе формирования учетной политики.

В стандарте следует закрепить норму, что учетная политика формируется руководителем предприятия и оформляется внутренним предписывающим документом - приказом. Также следует классифицировать составные элементы учетной политики, в целом ее структуру, включая организационно-технологические аспекты и последовательность этапов формирования. Необходимо также включить указание, что учетная политика на предприятии единая и применяется всеми его структурными подразделениями независимо от места их расположения, а также ряд других нормативных положений, которые распылены по действующей нормативной базе.

Исследование опыта в построении учетной политики соседней Российской Федерации яв-

что учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из хозяйственной деятельности и величины организации, что особенно актуально для малых предприятий. Данный принцип отвечает критериям признания учетных принципов, приведенных. М. И. Кутером [1, с. 203], - объективность принципа, его целесообразность и осуществимость.

Выводы и предложения. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что учетная политика является важным инструментом организации бухгалтерского учета. Изучение комбинации допустимых вариантов учетной политики дает возможность предприятию эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность и стратегию его развития на длительную перспективу. Однако комплекс задач, которые возлагают на учетную политику, чрезвычайно большой. К учетной политике относят все вопросы организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бухгалтерского учета. Исходя из этого, предложено разделить соответствующую информационную нагрузку между двумя документами - приказом об учетной политике и положением об организации бухгалтерского учета предприятия.

Список литературы

1. Кутер М. И. Введение в бухгалтерский учет: учебник. Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. 512 с.

2. Андрющенко Г. Актуальш питання форму-вання облшово! пол^ики малих шдприемств // Бухгалтерський облш i аудит. 2008. № 11.

3. Бондаренко Н. М. Проблеми формування об-лшово! пол^ики на втизняних шдприемствах // Стратепчш напрями розвитку бухгалтерського облшу, аналiзу й аудиту: Мiжнар. наук. -практ. конф. (Кшв, 15 берез. 2012 р.): тез. доп. / вщп. ред. Л. В. Нападовська. К.: Кшв. нац. торг.-екон. ун-т, 2012. С. 29-30.

4. Бондаренко О.М., Бглан М. П. Проблеми формування облшово1 пол^ики. Напрямки ïï удосконалення [Електронний ресурс] // Еконо-мiчний вюник. 2011. N° 31. URL: http://www. nbuv. gov. ua/portal/soc_gum/ppei/2011_31 /Bilan. pdf.

5. Гончаренко I. М. Облшова полiтика в агроформуваннях. [Електронний ресурс.] / URL: http://www. nbuv. gov. ua/portal/Soc_Gum/ Vcndtu/2009_35/20.htm.

6. Жук В.М. Концепцiя розвитку бухгалтерського облiку в аграрному секторi економiки: монографiя. К.: ННЦ1АЕ, 2009. 648 с.

7. Лист Мшфша Украïни вiд 21.12.2005 р. № 31-34000-10-5/27793.

8. Яцишин С. Р., Хаблюк О. А. Облшова пол^ика: теоретичш аспекти формування // 1н-теграцшний вибiр Украïни; iсторiя, сучаснiсть, перспективи: збiрник матерiалiв Всеукраïнськоï наук. -практ. конф. з мiжнародною участю. Вш-ниця, 10 квiтня 2012 р., Т. II. Тернопшь: Крок, 2012. С.171-175.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail:post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.