Научная статья на тему 'Учетно-аналитическое обеспечение принятия решения об открытии магазина розничной сети'

Учетно-аналитическое обеспечение принятия решения об открытии магазина розничной сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ МАГАЗИНОВ / ОТКРЫТИЕ НОВОГО МАГАЗИНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихер А.Б.

В статье подробно рассматривается учетно-аналитическое обеспечение принятия инвестиционного решения об открытии магазина розничной сети. Содержание учетно-аналитического обеспечения раскрывается во взаимосвязи с бюджетом инвестиционного проекта и методикой инвестиционного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетно-аналитическое обеспечение принятия решения об открытии магазина розничной сети»

5. Рогуленко Т.М. Разработка инструментария аудиторской проверки / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева. - М.: ГУУ 2009. - 157 с.

6. Пономарева С.В. Принципы, методы и инструменты формирования бухгалтерской отчетности для целей управления сегментами бизнеса // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 4. - С. 181-187.

УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКРЫТИИ МАГАЗИНА РОЗНИЧНОЙ СЕТИ

© Шихер А.Б.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В статье подробно рассматривается учетно-аналитическое обеспечение принятия инвестиционного решения об открытии магазина розничной сети. Содержание учетно-аналитического обеспечения раскрывается во взаимосвязи с бюджетом инвестиционного проекта и методикой инвестиционного анализа.

Ключевые слова розничная сеть магазинов, открытие нового магазина, инвестиционный проект, показатели экономической эффективности проекта, учетно-аналитическое обеспечение.

Розничная сеть продуктовых магазинов на сегодняшний день является одним из главных связующих звеньев между производителями и покупателями продуктов питания и товаров повседневного спроса. Розничная торговая сеть представляет собой совокупность размещенных на определенной территории розничных магазинов продовольственных товаров, которые находятся под общим управлением, и имеет своей целью обеспечить возможность потребителям в приобретении товаров и получении обслуживания на максимально выгодных условиях.

В свою очередь сетевая торговля представлена современными форматами магазинов (магазин «у дома», «мягкий» дискаунтер, супермаркет, ги-пермаркет и другие), которые характеризуются особенностями и размером ассортимента, величиной торговой площади, формами и методами обслуживания.

Согласно рейтингу крупнейших 400 компаний России по объему реализации продукции в 2014 году, опубликованному международным рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), в этот список, в том числе, вошли

* Студент кафедры «Управленческий учет». Научный руководитель: Лисицкая Т.В., доцент кафедры «Управленческий учет», кандидат экономических наук.

сеть магазинов «Магнит» (объем реализации 579 694,9 млн. руб.), X5 Retail Group (объем реализации 535 599,8 млн. руб.), «Ашан» (объем реализации 267 725,4 млн. руб.) и Группа компаний «ДИКСИ» (объем реализации 180 504 млн. руб.).

Непременным направлением развития компаний и расширением географии своего присутствия является открытие новых магазинов. Для этого в организациях принято разрабатывать инвестиционный проект, имеющий определенный регламент составления и предоставляющий возможность ее руководству и собственникам оценить эффективность вложений в запуск нового магазина.

Первым этапом разработки проекта является сбор и прогнозирование информации об объемах реализации будущего магазина. На данном этапе подбирается вся необходимая информация о местоположении будущего объекта, потенциальном количестве покупателей и наличии магазинов-конкурентов. Учетно-аналитическим обеспечением для определения розничной выручки выступают формы первичных учетных документов по учету торговых операций (например, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин), то есть данные финансового (бухгалтерского) учета в аналогичном магазине компании.

На следующем этапе аналитикам компании потребуется определить объем и график инвестиций. Вычисление суммы требуемых капиталовложений реализуется с помощью построения инвестиционного бюджета проекта, который и будет выступать информационным обеспечением на данном этапе. В инвестиционном бюджете основными показателями запуска проекта могут быть следующие статьи: недвижимость, разрешения и согласования, оборудование, информационная система, нематериальные активы и другие. Источниками капиталовложений для открытия магазина могут выступать как собственные средства компании, так и привлеченные средства.

Еще одним необходимым этапом, сопровождающим оценку инвестиционных проектов, является критический анализ всей полученной прежде информации в части достижимых объемов продаж, уровня издержек, и выполненные на их основе заключения. Поэтому обязательно следует рассмотреть возможные риски превышения сметной стоимости проекта, затягивание сроков сдачи объекта и разглашения информации.

На этапе оценки приемлемого значения стоимости капитала следует осуществлять сравнение разрабатываемого инвестиционного проекта с другими, альтернативными возможностями размещения капитала, что достигается с помощью методики «анализа инвестиций». Результатом исследований, выполненных на этом этапе, является заключительный аргументированный ответ на вопрос о выгодности разрабатываемого проекта и воплощении его в жизнь.

Для этого специалистами организации в соответствии с условиями финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, сложив-

шимся стилем управления устанавливается перечень необходимых для расчета показателей экономической эффективности проекта. Среди основных показателей, необходимых для расчета, можно выделить следующие:

- чистая приведенная стоимость (NPV- Net Present Value);

- показатель рентабельности инвестиций (PI - Profitability Index);

- простая норма прибыли (ROI- Return on Investments);

- показатель внутренней нормы прибыли (IRR - Internal Rate of Return);

- период (срок) окупаемости (PP).

Для расчета NPV инвестиционного проекта объемом генерируемых денежных средств для магазина будет являться розничный товарооборот, который реализует компания в аналогичном по месторасположению и объемам торговли магазине. Данный показатель будет складываться из величины разницы поступлений и расходов, которые отражены в бюджете, составляемом каждым магазином компании. Сумма доходов будет предположительно складываться из розничной выручки (98 %) и поступлений от субаренды магазина (2 %), а величина расходов - из полной себестоимости, операционных расходов и налога на имущество. В то же время практика показывает, что в структуре расходов преобладает величина полной себестоимости (73 %), а доли операционных расходов и налога на имущество равны соответственно 26 % и 1 %.

В свою очередь величина инвестиционных затрат может определяться как сумма привлеченных краткосрочных и/или долгосрочных кредитов, а также средств, полученных от выпуска акций компании, а выбор ставки дисконтирования обусловлен внутренними (зависящими от структуры проекта, его новизны и рискованности, источников финансирования проекта) и внешними (экономическими и политическими рисками, уровнем доходности других инвестиций) факторами. Для оценки инвестиционного проекта обязательным условием является положительная величина показателя чистой приведенной стоимости, иначе инвестиционную заявку следует отклонить.

Учетно-аналитической информацией для расчета PI будет объем денежных потоков от внедрения инвестиционного проекта, который определяется как разность текущих доходов и оттоков, взаимосвязанных с осуществлением инвестиционного проекта компании и измеряемых величиной денежных единиц в единицу времени. Данный показатель может быть исчислен как величина разницы поступлений и расходов подобного магазина с таким же рынком сбыта и географическим положением. Информационными данными будет являться внутренняя отчетность компании, например, бюджет аналогичного магазина. В то же время стоимость инвестиционных затрат может быть равна сумме заемных средств, средств инвесторов и/или акционеров, а величина ставки дисконтирования обусловлена различными факторами: экономическими, политическими, а также ожидаемой доходностью безрисковых активов и величиной используемых инвестиционных ресурсов. Критери-

ем приемлемости рентабельности инвестиций является PI > 1, однако многие компании устанавливают порог такого показателя на уровне 2-2,5.

При расчете внутренней нормы прибыли для определения величины денежных потоков (Pt) от инвестиционного проекта используется показатель поступлений (розничного товарооборота) от работы аналогичного магазина, находящегося в том же регионе и имеющего такую же емкость рынка, уменьшенный на величину расходов. Величина инвестированных средств может складываться из суммы привлеченных средств (долгосрочных и/или краткосрочных), а также за счет операционной деятельности компании. В то же время расчет ставки дисконтирования будет базироваться на ожидаемой доходности безрисковых активов или стоимости использования инвестиционных ресурсов, направляемых на финансирование проекта. В некоторых случаях, когда возникают трудности в расчетах, организации берут значение дисконтной ставки равной ставке рефинансирования ЦБ РФ. При условии превышения внутренним коэффициентом окупаемости вмененных издержек на величину капитала проект целесообразен, иначе инвестирование представляется невыгодным.

Учетно-аналитической информацией для вычисления простой нормы прибыли будет выступать годовая чистая прибыль, показатель которой содержится в проектном бюджете сопоставляемого магазина, а для определения объема инвестиционных затрат может выступать суммарное количество вложенных средств (долгосрочных и краткосрочных займов, средств акционеров). Для исчисления годовой чистой прибыли определяется разность показателей годовых поступлений и годовых сумм расходов, налога на имущество, амортизации и налога на прибыль магазина. Порог ROI также может задаваться руководством компании, однако данный показатель обязательно должен быть положительным.

При расчете периода (срока) окупаемости инвестиционного проекта необходимой информацией для определения суммы инвестиционных затрат может выступать величина привлеченных (краткосрочных и долгосрочных) средств. В свою очередь чистый годовой поток от реализации инвестиционного проекта определяется как разница величины дохода (розничного товарооборота) от реализации аналогичного магазина по географическому месторасположению и среднему чеку и расходов по нему. Для определения розничной выручки информационным обеспечением выступает внутренний бюджет продаж, составляемый магазином компании, то есть данные управленческого учета, в котором рассчитаны показатели его поступлений и расходов. Практика показывает, что среди операционных расходов магазина значительными являются статьи расходов на аренду и лизинг (11 %), ФОТ и аутсорсинг (7 %) и логистические расходы (3 %). Одновременно с этим расходы на коммунальные платежи, логистические расходы, юридические услуги и налоги, сборы, штрафы являются несущественными в общей сумме.

И, наконец, последним этапом процесса становления системы учетно-аналитической информации инвестиционного проекта является контроль центральных параметров на каждом из вышеперечисленных этапов, а также контроль отчетности по инвестиционным заявкам с позиции выявления наиболее существенных отклонений и обнаружении недостатков в порядке представления информации в отчетности.

Таким образом, учетно-аналитическое обеспечение для принятия инвестиционных решений является неотъемлемым компонентом при принятии проекта к исполнению, поскольку посредством именно данной информации возможна оценка таких проектов и принятие рациональных выводов о целесообразности решения об открытии магазина.

Список литературы:

1. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. - 7-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011. - 399 с. - (Высшее финансовое образование). - ISBN 978-5-370-02225-8.

2. Иванов Г.Г. Розничные торговые сети их особенности // «Российское предпринимательство». - 2005. - № 9 (69). - С. 8-10.

3. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/ranking-table/expert400/2014/main/.

4. Слободняк И.А. Формирование системы учетно-аналитической информации внутренней бухгалтерской управленческой отчетности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 6 (74). -С. 31-36.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И АУДИТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

© Щеголькова А.Ю.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Рассматриваются методы организации учета денежных средств организации в соответствии с законодательством, раскрываются существующие подходы к осуществлению аналитических процедур аудита денежных средств и финансовых документов, представлены методы учета, анализа и управления денежными потоками предприятия.

Ключевые слова учет, аудит, денежные средства, денежные потоки.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.