Научная статья на тему 'УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ (С УЧЕТОМ ОПЫТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ (С УЧЕТОМ ОПЫТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА И ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ РЕЕСТР / РОСРЕЕСТР / ЕГРН / ЛЕСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Мезенина Ольга Борисовна, Листвин Валерий Анатольевич, Беркутов Азат Ревгатович

Земли лесного фонда представляют значительную часть территории Свердловской области, однако лесоустроительные работы в регионе проводятся не в полной мере. В связи с чем отсутствует достоверная информация о границах лесного фонда, запасах лесных ресурсов, их актуальном состоянии. Немалая часть лесных участков в Росреестр не внесена или внесена ошибочно, так как основанием внесения служат лесные планшеты от лесничеств, которые в большинстве случаев не обновлялись с 80-х годов 20 века. В статье рассматриваются некоторые проблемы определения и учета границ лесного фонда Свердловской области и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Мезенина Ольга Борисовна, Листвин Валерий Анатольевич, Беркутов Азат Ревгатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING OF FOREST LANDS: PROBLEMS, SOLUTIONS (TAKING INTO ACCOUNT THE EXPERIENCE OF THE SVERDLOVSK REGION)

The lands of the forest fund represent a significant part of the territory of the Sverdlovsk region, however, forest management works in the region are not carried out in full. In this connection, there is no reliable information about the boundaries of the forest fund, the reserves of forest resources, their current state. A considerable part of the forest plots has not been entered into the Rosreestr or was entered by mistake, since the basis for the introduction are forest tablets from forestry departments, which in most cases have not been updated since the 80s of the 20th century. The article discusses some problems of determining and accounting for the boundaries of the forest fund of the Sverdlovsk region and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ (С УЧЕТОМ ОПЫТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Научная статья Original article УДК 528:622

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_589

УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ (С УЧЕТОМ ОПЫТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) ACCOUNTING OF FOREST LANDS: PROBLEMS, SOLUTIONS (TAKING INTO

ACCOUNT THE EXPERIENCE OF THE SVERDLOVSK REGION)

Ь й МОСКОВСКИЙ

щршномшш

чвиишл

Мезенина Ольга Борисовна, д.э.н., заведующая кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: mob.61@mail.ru

Листвин Валерий Анатольевич, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: 2910435@mail.ru

Беркутов Азат Ревгатович, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: highscreen9863@gmail.com

Mezenina Olga Borisovna, Doctor of Economics, Head of Land Management and Cadastre Department, Ural State Forestry Engineering University, E-mail: mob.61@mail.ru Listvin Valery Anatolyevich, Ural State Forestry Engineering University, E-mail: 2910435@mail.ru

Berkutov Azat Revgatovich, Ural State Forestry Engineering University, E-mail: highscreen9863@gmail.com

Аннотация. Земли лесного фонда представляют значительную часть территории Свердловской области, однако лесоустроительные работы в регионе проводятся не в полной мере. В связи с чем отсутствует достоверная информация о границах лесного фонда, запасах лесных ресурсов, их актуальном состоянии. Немалая часть лесных участков в Росреестр не внесена или внесена ошибочно, так как основанием внесения служат лесные планшеты от лесничеств, которые в большинстве случаев не обновлялись с

80-х годов 20 века. В статье рассматриваются некоторые проблемы определения и учета границ лесного фонда Свердловской области и пути их решения.

Abstract. The lands of the forest fund represent a significant part of the territory of the Sverdlovsk region, however, forest management works in the region are not carried out in full. In this connection, there is no reliable information about the boundaries of the forest fund, the reserves of forest resources, their current state. A considerable part of the forest plots has not been entered into the Rosreestr or was entered by mistake, since the basis for the introduction are forest tablets from forestry departments, which in most cases have not been updated since the 80s of the 20th century. The article discusses some problems of determining and accounting for the boundaries of the forest fund of the Sverdlovsk region and ways to solve them. Ключевые слова: учет земель лесного фонда и лесных ресурсов, лесное хозяйство, государственный лесной реестр, Росреестр, ЕГРН, лесное планирование Keywords: accounting of forest fund lands and forest resources, forestry, state forest register, Rosreestr, EGRN, forest planning

Теоретический аспект. Эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность правового понятия земель лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную правовою категорию по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются не только земельным, но и лесным законодательством.

Земли лесного фонда Российской Федерации занимают больше половины площади всей территории страны, что говорит об их значимости и требуемом внимании к обращению с ними. Так как любое неразумное, нецелесообразное и неоправданное принятое решение по отношению к данной категории земель ведет за собой экономические проблемы национального значения [ 1].

При этом наблюдаются проблемы при согласовании границ земельных участков с государственным лесным фондом, так как зачастую земли лесного фонда не внесены в реестр ЕГРН . В связи с недостаточной топогеодезической и кадастровой обеспеченностью возникает путаница границ лесных участков, затруднено решение вопросов по борьбе с лесными пожарами и вопросами освоения лесных угодий, а так же назначении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, определении объема доходов от использования лесов на территории субъекта. Приоритетность сведений ЕГРН означает, что если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном

лесном реестре (ГЛР), лесном плане субъекта, участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами к иной категории земель, категория земель определяется в соответствии со сведениями в ЕГРН, а при их отсутствии в реестре — в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.

Таким образом, вопросы согласования границ земель лесного фонда требуют реформирования в части повышения точности определения границ и актуализации существующего законодательства.

Лесной фонд Свердловской области составляет более 70% земельных ресурсов региона. В последнее время под влиянием хозяйственной деятельности человека и воздействием лесных пожаров наблюдается негативная тенденция к снижению площади лесного фонда Свердловской области [2].

В регионе с целью решения задач лесного планирования, освоения лесов и определения зоны такого освоения в границах лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Свердловской области Российской Федерации принят Лесной план Свердловской области на 2019-2028 годы [3].

Общая площадь лесов на территории Свердловской области по состоянию на 1 января 2021 года составляет 16 047,7 тыс. га (82,6% от общей площади земельных ресурсов области), в том числе лес, расположенный на землях лесного фонда - занимает 94,8% от

общей площади лесов (рисунок 1).

] 7000 16000 15000 14000 В000 12000

16047,7

15191,5

1

■ Об шал площадь лесов (тыс, га,)

■ Земли лесного фонда (тыс га.)

лесного фонда, внесенные в государственный реестр (тыс гл.)

Рисунок 1. Соотношение общей площади лесов Свердловской области к

землям лесного фонда [4]

В соответствии с частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, которых на территории Свердловской области тридцать одно.

Таким образом, из данных диаграммы можно сделать вывод, что более 1557,2 тыс. га. земель лесного фонда Свердловской области не внесены (по состоянию на 01.01.2021 года) в Государственный реестр и как следствие наверняка используются неэффективно [5]. Стоит представить отмеченный факт специалистами, что есть расхождения в данных различных НПА , например, 2020г — согласно форме федеральной статистической отчетности № 22-2 земли лесного фонда области составляют 13634,3 тыс. г., а согласно сведениям ЕГРН по классификатору, утвержденному Приказом Росреестра от 12.10.2011 N П/389 (ред. от 21.10.2014) они насчитывают 15254,3 тыс.га [6], разница - 1620,0 тыс. га, разве это мало! (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение земель Свердловской области по категориям земель по сведениям формы 22-2 и ЕГРН по состоянию на 1 января 2020 г..

тыс. га

Из чего можно сделать вывод, что на региональном уровне государственные органы власти могут использовать разные данные учета земель лесного фонда для ведения экономики региона. Выводы делайте сами.

Сведения об отнесении территории к определённой категории земли обозначаются согласно сведениям ЕГРН, утвержденным схемам территориального планирования и генеральным планом. Применительно к землям лесного фонда также могут

использоваться материалы лесоустройства или лесные планшеты, но по ним однозначно определить категорию земли не всегда возможно.

В основном земли лесного фонда указываются по утвержденным схемам территориального планирования или генеральным планам, так как при их разработке учитываются лесоустроительные материалы, но актуальность данных на них остается под большим вопросом, так как, например, схемы по Свердловской области были утверждены в 2008 году на основании лесотехнических планшетов 1963-1987 годов , масштаб которых один к 100 000. Таким образом пользователям лесных угодий или их арендаторам для уточнения и проверки информации со схем необходимо запрашивать лесную картографическую основу - направлять официальный запрос в лесные уполномоченные органы, поскольку данная информация не находится в открытом доступе, но и в таком случае лесные органы власти могут отказать в выдаче материалов в полном объеме [7].

Кроме того, зачастую данные сведения приведены в непригодном или нечитаемом виде, из-за чего определить точные границы лесных массивов не представляется возможным.

В свою очередь внесенные в ЕГРН сведения о лесных угодьях содержатся не в полном объеме - большая часть лесных участков стоят на кадастровом учете как ранее учтенные и «без координат границ», то есть фактически земельный участок существует, но точно определить его местоположение невозможно.

В связи с чем, при совмещении исходных данных, полученных вышеперечисленными способами, друга на друга возникают ситуации наложения целевого назначения, когда, например, в границах земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН, существуют участки лесного фонда без координат границ [8].

Наиболее важными для Росреестра направлениями реализации Закона № 280-ФЗ являются: устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда, и исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках. Также Управление Росреестра по Свердловской области проводит работу по выявлению и устранению пересечений границ лесных участков с границами иных лесных участков или земельных участков других категорий земель. Такие действия по устранению пересечений осуществляются органом регистрации прав самостоятельно без участия гражданина и без взимания какой-либо платы на основании статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации

недвижимости». В области идет активная работа по установлению законности предоставления участков при выявлении пересечения их границ с землями лесного фонда.

Следует отметить, что существующая практика использования земель лесного фонда содержит случаи, когда неверная оценка границ лесного участка вела к значительным финансовым потерям.

В качестве примера можно привести следующий случай. В 2000 году муниципалитет предоставил фермеру в аренду 500 га земли сельскохозяйственного назначения, на протяжении более 20-и лет он спокойно ими пользовался и платил аренду за 500 га. В 2021 -м году фермер решил выкупить эту землю и для того, чтобы можно было заключить договор купли-продажи ему необходимо стало уточнить границы. В процессе согласования границ выкупаемого земельного участка с лесным фондом выявилось наложение старых лесных планшетов на сведения в ЕГРН, в результате чего из выделенных 500 га землями сельскохозяйственного назначения осталось только 300 га. Получается, что фермер 22 года ошибочно платил аренду за 500 га, хотя пользовался 300 га. Данный случай наглядно показывает неактуальность информации, содержащейся в сведениях ЕГРН о землях лесного фонда.

Еще одним примером может служить судебное решение о наложении лесного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:702 и земельного участка с кадастровым номером 66:06:0301001:289, согласно которому определена часть земельного участка земель лесного фонда площадью 5000 кв.м., в отношении которой право собственности Российской Федерации подлежит признанию отсутствующим.

По данным Арбитражного суда Свердловской области Федеральное агентство лесного хозяйства за 2021 год 297 раз принимало участие в судебных процессах, связанных с неверным определением границ земель лесного фонда.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отнесении земель к землям лесного фонда присутствуют большие пробелы, связанные с установлением конкретных границ таких участков и правообладателей спорных территорий. Устранить возникшую ситуацию можно только путем доработки действующего законодательства, которое будет однозначно регулировать вопрос отнесение земель к определенной категории, а также путем проведения комплекса кадастровых работ и кадастровой оценки всех земель лесного фонда. Будем надеяться, что Рослесинфорг наведет с 2023г порядок в вопросах кадастрового учета земель лесного фонда и снимет большинство вопросов земельно-лесных отношений.

На федеральном и региональном уровне необходимо провести работы по разработке проектной документации лесного участка по всем субъектам Российской Федерации, что позволит произвести комплексные кадастровые работы на уточнение или установления их границ [9].

Несомненно, данная процедура потребует значительного финансирования, но проведение таких работ обосновано существующим положением с учетом земель лесного фонда.

Так как государство является собственником земель лесного фонда, то оно само заинтересовано в совершенствовании лесного законодательства, максимизации получения доходов с земель данной категории, реализации рационального многоцелевого лесопользования. Необходимо во время пользования лесами помнить о требуемом темпе и охвате, который не будет нарушать жизнеспособность и внутренние резервы земель лесного фонда для их правильного функционирования.

Федеральное агентство лесного хозяйства со своей стороны ведет активную работу по установлению границ лесничеств и лесопарков, которые расположены на землях лесного фонда.

На начало 2022 года кадастровые работы были выполнены по 329 лесничествам, расположенным на землях лесного фонда, в 66 субъектах Российской Федерации на общей площади 124,1 млн га. На основании уточненных границ лесных участков были изданы приказы об установлении границ лесничеств с координатным описанием местоположения границ земель лесного фонда.

По состоянию на 31 декабря 2021 года сведения о 120 лесничествах внесены в ЕГРН (в том числе по 5 пригородным лесничествам) на общей площади 44,0 млн га. В отношении 326 лесничеств необходимые документы уже направлены в органы регистрации прав для внесения сведений о лесничествах в ЕГРН.

Следует отметить, что при внесении сведений о границах лесничеств в ЕГРН органы регистрации прав уведомляют Рослесхоз о внесенных в сведения ЕГРН изменениях описания местоположения границ лесничеств с указанием кадастровых номеров земельных участков, в соответствии с границами которых изменено местоположение границ лесничеств.

В настоящее время количество земельных участков, исключенных из границ лесничеств, составило более 22 тыс. шт. на общей площади более 308 тыс. га. Также получено 143 уведомления о невозможности внесения сведений о лесничествах в ЕГРН по

причине пересечения с границами населенных пунктов, территориальных зон, сведения о которых содержатся в реестре границ ЕГРН.

После поступления данных уведомлений Рослесхоз вносит изменения в приказы об установлении границ лесничеств с координатным описанием местоположения границ лесничеств и повторно направляет документы в органы регистрации прав.

В настоящее время получено 39 уведомлений о внесении сведений о таких лесничествах в ЕГРН. Площадь лесных участков, включенных в границы населенных пунктов, составила более 34 тыс. га.

На 2022 год запланировано внесение сведений в ЕГРН по 181 лесничеству на площади 155,9 млн га.

В то же время следует отметить, что в связи с масштабностью задачи по кадастровому обследованию всех земель лесного фонда Российской Федерации кадастровые и геодезические работы могут затянуться на долгие годы.

Для ускорения процесса следует шире использовать данные космического мониторинга, аэрофотосъемки, спутниковых наблюдений.

Список источников

1. Шереметова, К. И. Специфика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда / К. И. Шереметова, О. В. Корницкая, Э. Ю. Околелова // Студент и наука. - 2021. -№ 1(16). - С. 29-33

2. Старицына, И. А. Структура лесного фонда Свердловской области / И. А. Старицына, Н. А. Старицына // Научные инновации — аграрному производству: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею Омского ГАУ, Омск, 21 февраля 2018 года.

3. Указ губернатора Свердловской области от 18 сентября 2019 года N 450-УГ Об утверждении Лесного плана Свердловской области на 2019 — 2028 годы. [Текст]: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561550939

4. Ресурс Свердловскстат. [Текст]: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// sverdl .gks.ru/

5. Вашукевич, Н.В. Оценка эффективности использования земельных ресурсов региона (на примере Свердловской и Тюменской областей) / Н. В. Вашукевич, И. А. Старицына, Ю. Л. Байкин, Г. В. Вяткина // International Agricultural Journal. - 2021. - Т. 64. - № 6.

6. Информационно-аналитическая записка о состоянии земель Свердловской области в 2021 году. [Текст]: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p 1 ai/

7. Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Текст]: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW LAW 64299/

8. Стефанишина, Е. С. К вопросу формирования земельных участков под строительство линейных объектов на землях лесного фонда / Е. С. Стефанишина // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2021 года. -Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 27-33.

9. Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [Текст]: [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.consultant.ru/cons_doc_LAW_70088/

References

1. Sheremetova, K. I. Specifika gosudarstvennoj kadastrovoj ocenki zemel' lesnogo fonda / K.

1. Sheremetova, O. V. Korniczkaya, E\ Yu. Okolelova // Student i nauka. - 2021. - № 1(16). -S. 29-33

2. Staricyna, I. A. Struktura lesnogo fonda Sverdlovskoj oblasti / I. A. Staricyna, N. A. Staricyna // Nauchny'e innovacii — agrarnomu proizvodstvu: materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj 100-letnemu yubileyu Omskogo GAU, Omsk, 21 fevralya 2018 goda.

3. Ukaz gubernatora Sverdlovskoj oblasti ot 18 sentyabrya 2019 goda N 450-UG Ob utverzhdenii Lesnogo plana Sverdlovskoj oblasti na 2019 — 2028 gody'. [Tekst]: [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/561550939

4. Resurs Sverdlovskstat. [Tekst]: [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://sverdl.gks.ru/

5. Vashukevich, N.V. Ocenka e'ffektivnosti ispol'zovaniya zemel'ny'x resursov regiona (na primere Sverdlovskoj i Tyumenskoj oblastej) / N. V. Vashukevich, I. A. Staricyna, Yu. L. Bajkin, G. V. Vyatkina // International Agricultural Journal. - 2021. - T. 64. - № 6.

6. Informacionno-analiticheskaya zapiska o sostoyanii zemel' Sverdlovskoj oblasti v 2021 godu. [Tekst]: [E'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/

7. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 04.12.2006 N 200-FZ (red. ot 30.12.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022) [Tekst]: [Rlektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_LAW_64299/

B. Stefanishina, E. S. K voprosu formirovaniya zemeFny'x uchastkov pod stroiteFstvo linejny'x ob«ektov na zemlyax lesnogo fonda / E. S. Stefanishina // Sovremenny'e nauchny'e issledovaniya: aktuaFny'e voprosy\ dostizheniya i innovacii : sbornik statej XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 05 marta 2021 goda. - Penza: «Nauka i Prosveshhenie» (IP Gulyaev G.Yu.), 2021. - S. 27-33.

9. FederaTnyj zakon ot 24.07.2007 №221-FZ «O kadastrovoj deyatePnosti» [Tekst]: [Rlektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https:// www.consultant.ru/cons_doc_LAW_700BB/ Для цитирования: Мезенина О.Б., Листвин В.А., Беркутов А.Р. Учет земель лесного фонда: проблемы, решение (с учетом опыта Свердловской области) // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje. su/nauki-o-zemle/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2022-25/

© Мезенина О.Б., Листвин В.А., Беркутов А.Р., 2022. Московский экономический журнал,

2022, № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.