МЕЛИОРАЦИЯ, РЕКУЛЬТИВАЦИЯ
И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ MELIORATION, RECULTIVIATION AND LAND PROTECTION
УДК 349.415 https://doi.org/10.23947/2413-1474-2022-6-1-79-86
Анализ нормативно-правового регулирования учётно-регистрационных действий в отношении земельных участков лесного фонда Тихонова К. В.
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Постоянная модернизация земельного законодательства и внедрение новых подходов к процедуре кадастрового учета, вносящих коррективы в регулирование земельно-имущественных отношений, провоцируют возникновение проблем, решение которых позволить оптимизировать в том числе и процедуру подготовки кадастровой документации при проведении работ на землях лесного фонда.
В статье проведен анализ нормативно-правового регулирования учётно-регистрационных действий в отношении земельных участков лесного фонда, а также детализирован существующий организационно-правовой механизм подготовки кадастровой документации с целью выявления и решения существующих проблем в этой части, в том числе и на основе интеграции информационных ресурсов Государственного лесного реестра (ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), что обеспечит достоверность сведений, их идентичность и оптимизирует процесс подготовки необходимой документации.
Ключевые слова: земли лесного фонда, кадастровый учет, Единый государственный реестр недвижимости, плодородие, земельный фонд, Государственный лесной реестр, межевание земельных участков лесного фонда, реестровые ошибки, земельный спор.
Для цитирования: Тихонова К. В. Анализ нормативно-правового регулирования учётно-регистрационных действий в отношении земельных участков лесного фонда / К. В. Тихонова // Экономика и экология территориальных образований. — 2022. — Т. 6, № 1. — С. 79-86. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2022-6-1-79-86
Analysis of regulatory and legal regulation of accounting and registration actions in relation to forest fund land plots Tikhonova K. V.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)
The constant modernization of land legislation and the introduction of new approaches to the procedure of cadastral accounting, making adjustments to the regulation of land and property relations, provoke the emergence of problems, the solution of which will allow optimizing, among other things, the procedure for preparing cadastral documentation when carrying out work on forest lands. The article analyzes the regulatory and legal regulation of accounting and registration actions in relation to forest fund land plots, as well as details the existing organizational and legal mechanism for
preparing cadastral documentation in order to identify and solve existing problems in this part, including on the basis of integration of information resources of the State Forest Register (GLR) and the Unified State Register of Real Estate (EGRN), which will ensure the reliability of information, their identity and optimize the process of preparing the necessary documentation.
Keywords: forest fund lands, cadastral registration, Unified State Register of Real Estate, fertility, land fund, State Forest Register, surveying of forest fund land plots, registry errors, land dispute.
For citation: Tikhonova K. V. Analysis of regulatory and legal regulation of accounting and registration actions in relation to forest fund land plots. Economy and ecology of territorial formations. 2022, vol. 6, no 1, pp. 79-86. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2022-6-1 -79-86
Введение. Лесной фонд с точки зрения законодательства — не просто растительный комплекс, это независимая экологическая система и ценный природный ресурс. Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это. В отличие от всех остальных категорий, единственный субъект, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться — государство. Анализ площади земельного фонда Российской Федерации показал, что земли лесного фонда составляют больше половины ее территории — 66 %. Только треть лесов нашей страны прошла процедуру учётно-регистрационных действий.
Так как земли лесного фонда занимают большую часть территории страны, возникают трудности при проведении учётно-регистрационные действий в отношении их. Главной проблемой, с которой сталкиваются кадастровые инженеры при подготовке кадастровой документации, является несоответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра. В настоящее время проводится большая работа по наполняемости информационной базы ЕГРН актуальными и достоверными сведениями о землях лесного фонда.
Для выполнения данного положения необходимо усовершенствовать учётно-регистра-ционную процедуру. В связи с этим в последнее время возникает необходимость в оптимизации процесса подготовки кадастровой документации, которая требуется для внесения в Единый государственный реестр недвижимости достоверных сведений о землях лесного фонда [1-3]. Цель данной статьи — на основе анализа существующего нормативно-правового обеспечения осуществления кадастрового учета земель лесного фонда дать оценку некоторым несовершенствам данной системы, предложить новые методики подготовки кадастровой документации с целью внесения в ЕГРН сведений о землях лесного фонда, чтобы прежде всего обеспечить их сохранность и скорректировать систему перераспределения.
Специфика проведения учетно-регистрационных действий в отношении земельных участков лесного фонда. В настоящее время проведение учётно-регистрационных действий в отношении лесных участков является обязательной процедурой, правовой механизм которой унифицирован на законодательном уровне.
Основополагающим документом для проведения учётно-регистрационных действий в отношении земель лесного фонда является Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
Технология проведения кадастрового учета земель лесного фонда практически не отличается от постановки на кадастровый учёт участка, относящегося к любой иной категории
земель. Но следует заметить, что небольшое отличие существует. Порядок проведения учётно-регистрационных действий представлен на рис. 1.
Рис. 1. Этапы проведения учётно-регистрационных действий
Отличительной чертой осуществления учётно-регистрационных действий в отношении земель лесного фонда является отсутствие установления на местности границ образуемого лесного участка при осуществлении процедуры согласования.
Следует отметить, что сведения ЕГРН обладают приоритетом над сведениями из Государственного лесного реестра. Если будут выявлены несовпадения сведений в этих двух информационных ресурсах, то при проведении учётно-регистрационных действий используются сведения из ЕГРН.
Главной целью создания базы данных ЕГРН — это возможность участия объектов недвижимости в гражданском обороте. При обращении в базу данных ГЛР можно заметить, что этот информационный ресурс не предполагает принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда.
Основные трудности проведения учётно-регистрационных действий возникают из-за расположения лесных участков, так как к некоторым лесным участкам сложно получить доступ.
В статье 62 Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости» прописаны особенности проведения учётно-регистрационных действий в отношении лесных участков, сведения о которых хранятся в ГЛР. В этой же статье прописаны особенности учётно-регистрационных действий в отношении земельных участков, которые пересекаются с лесными. Рассмотрим более подробно положения данной статьи.
При выявлении пересечения границ нескольких лесных участков не более 95 % площади Росреестр вносит изменения в графу о местоположении и площади лесных участков. В случае выявления реестровой ошибки Росреестр вправе снять с кадастрового учета лесной участок.
Согласно статье 4.2 ФЗ № 201 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», сведения о ранее учтенных лесных участках вносились в ЕГРН исходя из документации, в которой дано описание лесного участка без координат характерных точек его границ.
Условия снятия лесного участка с кадастрового учета (КУ) совместно с государственной регистрацией прекращения права:
— не установлено местоположение границ пересекающегося лесного участка при определении координат участка;
— отсутствуют права аренды, безвозмездного пользования и постоянного пользования;
— совпадают сведения с другим пересекающимся лесным участком более чем на 95 %.
Самым распространенным случаем снятия с КУ совместно с регистрацией прекращения права на лесной участок является случай пересечения лесного участка с другим лесным участком. Соотношение пересечения двух лесных участков должно превышать 95 %. В этой ситуации информация о лесном участке сохраняется, за исключением информации о площади, она меняется на такую величину, на которую было выявлено пересечение с иным лесным участком.
Для внесения в ЕГРН сведений о лесных участках используются сведения из картографических материалов, представленных региональными органами в области лесных отношений. Сведения из ГЛР также выступают исходными данными для внесения сведений в ЕГРН.
Следует отметить, что кадастровый учет лесных участков должен быть обязательно проведен, так как без него невозможно провести государственную регистрацию права. Эти две процедуры четко взаимодействуют между собой. При проведении учёта и регистрации земель лесного фонда часто возникают проблемы, которые рассмотрим более подробно.
Первая проблема — противоречие данных двух информационных баз: Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра. Рассматриваемая проблема возникает из-за того, что ГЛР и ЕГРН ведутся в различных системах координат, вследствие этого возникает дублирование информации, а также наложение границ смежных участков и увеличение площади лесных участков.
Вторая проблема — регистрация лесных участков, в отношении которых уже был осуществлен кадастровый учет. Большая часть сведений о землях лесного фонда была внесена еще до 2005 года землепользователями с соответствующим документом, действующим в этот период — это описание земельных участков. Оцифрованные материалы лесоустройства являются картографической основой, на которой отображены границы лесных массивов. На них от руки наносились границы лесных массивов, вследствие этого в ЕГРН были внесены неверные данные в отношении регионов и муниципалитетов. Под графической частью понималось описание каждого отдельного лесного участка, который содержал список лесных кварталов, входящих в состав лесного участка, а также их площадь.
Третья проблема — невозможность полного охвата всех категорий земель лесного фонда. Лесной фонд занимает более 65 % всей территории нашей страны, в связи с такой большой площадью возникают проблемы при проведении учётно-регистрационных действий. Для решения данной проблемы необходимо обеспечить доступ к каждому отдельному лесному
массиву, а также при проведении кадастровых работ следует использовать беспилотные летательные аппараты (БЛА).
Четвёртая проблема — самовольный захват лесных участков. Рассматриваемая проблема возникает из-за большой плотности населения, в результате чего уполномоченный орган не может качественно следить за лесными участками, а также из-за неэффективной работы земельного надзора и муниципального контроля. Прежде всего это связано с тем, что региональные подразделения не предоставляют выписки из ГЛР Росреестру.
Пятая проблема — возникновение обстоятельств, которые напрямую связаны с различными системами координат и отсутствием качественного картографического материала. Основными факторами, приостанавливающими внесение сведений в ЕГРН, являются предоставление устаревших сведений из картографического материала и проведение кадастровых работ в разных системах координат, из-за чего возникает неразбериха в сведениях, которые относятся к одному лесному участку.
Шестая проблема — возникновение сложностей при проведении учётно-регистрационных действий в отношении вновь образованных лесных участков. Это связано с деятельностью кадастровых инженеров, так как они допускают большое количество ошибок при подготовке межевых планов. При подготовке кадастровой документации кадастровые инженеры используют картометрические материалы мелких масштабов. В связи с этим весьма проблематично определять границы лесных массивов. Так как не существует единой методики определения границ лесных участков, на практике часто возникают судебные споры о границах лесных участков, как уже существующих в ЕГРН, так и уточняемых.
Седьмая проблема — проведение работ, которые требуют длительного временного промежутка и наличия сведений, которые находятся не в общем доступе. При проведении регистрации особо крупных лесных участков необходимо делать запрос для получения сведений из государственного фонда данных, которые находятся не в свободном доступе. К примеру, если лесной участок расположен в нескольких кадастровых кварталах, то в связи с этим ответ на запрос на кадастровый план территории придется ждать особенно долго.
При проведении межевания лесных участков кадастровые инженеры могут столкнуться с некоторыми проблемами. К первой проблеме можно отнести отсутствие сведений о координатах границ лесных участков при использовании устаревших картографических данных. Ко второй проблеме относится дальнее расположение межевых знаков от пункта опорной геодезической сети, это дает большую погрешность при проведении межевых работ на землях лесного фонда.
Лесные участки могут быть предоставлены заинтересованным лицам в том случае, если будет осуществлена процедура межевания, а после данной процедуры будут осуществлены учётно-регистрационные действия в отношении земельного участка лесного фонда. Важным условием при проведении межевания лесного участка и последующей постановки его на кадастровый учёт является отсутствие водоёмов на территории лесного участка, так как Земельный кодекс запрещает проводить межевание лесных участков, на которых расположены поверхностные воды.
На сегодняшний день проблема сопоставимости сведений ГЛР и ЕГРН в большей степени разрешена. Более 90 % сведений уже сопоставлены, но все еще существуют причины, по
которым гармонизировать сведения двух информационных баз на данный момент невозможно. Необходимо выполнить ряд действий для оптимизации процесса учётно-регистраци-онных действий лесных участков (рис. 2).
Положения для оптизшзации процесса учёта о -регистр анионных действий
земель лесного фонда
привести в со о тв ествие требования к ведению ЕПРНв отношении
лесных \"частков
у сое ершен сте ое атъ методику пред о став л ения се ед ений из других информационных баз
}л\"чшигь качеств о картографической базы, путем оцифровки
о сугцестЕИ тъ н ормативн о -пр ав ое о е регутир ование кал астр ое ого л"чега лесных \"частков
Рис. 2. Положения, необходимые для оптимизации процесса учётно-регистрационных действий в отношении земель лесного фонда
Таким образом, устранение приведенных проблем является существенным моментом в повышении качества выполнения кадастровых работ в отношении земель лесного фонда.
Статистика учетно-регистрационных процедур лесного фонда. В результате работы, проведенной органами государственной власти субъектов РФ, процедура учётно-реги-страционных действий в отношении земель лесного фонда на территории РФ была осуществлена 73 000 раз (рис. 3).
Рис. 3. Статистика осуществления учетно-регистрационных действий за 2020 и 2021 год
Преобладающее количество учётно-регистрационных действий лесных участков в 2020 году было проведено по инициативе Росреестра — 62 000 раз (85 %).
По желанию правообладателей учётно-регистрационные действия в отношении земель лесного фонда проводились 11 000 раз, что составляет 15 % от всех проведенных учётно-ре-гистрационных действий лесных участков в 2020 году.
В результате работы, проделанной в 2020 году органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в области лесных отношений, были получены следующие результаты:
— исключены дублирующие сведения о 41,9 тыс. лесных участков;
— исправлены реестровые ошибки, то есть устранены пересечения границ, на 4,7 тыс. лесных участках;
— устранены пересечения границ лесных участков с землями иных категорий, вследствие чего площадь лесных участков в ЕГРН уменьшилась на 107,1 млн. га, 976 га из них добавились в земли населенных пунктов.
Анализируя данные за 2021 год по проведению учетно-регистрационных действий в отношении земель лесного фонда, можно сказать, что заявки на кадастровый учет по инициативе Росреестра занимают лидирующую позицию — 65400 заявок, или 82,7 %. Количество заявок, поданных за 2021 год правообладателями, остановилось на отметке 13 700, или 17,3 %.
Данные о проведении учётно-регистрационных действий в отношении земель лесного фонда за 2019 и 2020 год свидетельствуют, что уменьшилась инициатива Росреестра в проведении кадастрового учета на 13 %, а количество заявок, поданных правообладателями, за год выросло — тоже на 13 %.
Общее количество заявок на учётно-регистрационные действия в отношении земель лесного фонда с 2020 по 2021 год возросло на 6 100. Дальнейшее увеличение количества поданных заявок на проведение учетно-регистрационных действий в отношении лесных участков позволит поставить большинство земель лесного фонда на кадастровый учёт и тем самым пополнить базу ЕГРН достоверными сведениями.
Анализ территории Ростовской области с точки зрения проведения учетно-регистрационных действий в отношении земель лесного фонда показал, что на 01.01.2021 в ЕГРН числилось лишь одно лесничество — Шолоховское. Общее количество лесничеств на территории Ростовской области — 18.
Основной причиной возникновения сложностей при применении на территории Ростовской области статьи 60.2 ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» является наличие в ЕГРН земельных участков лесного фонда, местоположение границ которых не установлено в соответствии с нормами земельного законодательства. На территории Ростовской области организована рабочая группа для приведения в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР.
Выводы. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что проведение кадастрового учета лесных участков очень важно, так как учетно-регистрационные процедуры направлены и на реализацию положений природоохранной политики государства. Указанные процедуры позволяют решить большой спектр проблем при использовании земель лесного фонда, в их числе сокращение самовольно захваченных лесных участков.
Анализ существующего нормативно-правового обеспечения осуществления кадастрового учета земель лесного фонда позволил выявить некоторые несовершенства в данной си-
стеме, что обуславливает необходимость доработки и усовершенствования норм с учетом специфики земель лесного фонда, так как леса являются природным богатством нашей страны и занимают наибольшую площадь в России. Внедрение новых методик подготовки кадастровой документации с целью внесения сведений в ЕГРН о землях лесного фонда должно прежде всего обеспечить их сохранность и скорректировать систему перераспределения.
Также определена значимость основных критериев создания единого информационно-коммуникационного пространства, которое позволит вносить достоверные и актуальные сведения в ЕГРН о границах лесничеств, так как наличие достоверной информации позволит предотвратить нарушения в сфере земельно-имущественных отношений, а также минимизировать или полностью исключить в дальнейшем возникновение реестровых ошибок и земельных споров в процессе предоставления земельных участков на смежных территориях. Таким образом, обусловлена необходимость интегрировать информационные ресурсы ГЛР и ЕГРН, что обеспечит достоверность сведений, их идентичность и оптимизирует процесс подготовки необходимой документации.
Библиографический список
1. Тихонова, К. В. Анализ комплекса проблем в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки лесного фонда / К. В. Тихонова, Ю. В. Коренюгина // Актуальные проблемы науки и техники : материалы национальной научно-практической конференции. 2018. — Ростов-на-Дону, 2018. — С. 419-421.
2. Коренюгина, Ю. В. Особенности подготовки проекта межевания территории, необходимого для внесения сведений в ЕГРН о земельных участках лесного фонда / Ю. В. Кореню-гина, К. В. Тихонова // Актуальные проблемы науки и техники : материалы национальной научно-практической конференции. 2020. — Ростов-на-Дону, 2020. — С. 1920-1921.
3. Тихонова, К. В. Анализ комплекса проблем в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки лесного фонда // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях: материалы Всероссийской научно -практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. — Симферополь, 2018. — С. 339-342.
Об авторе:
Тихонова Ксения Владимировна, доцент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат экономических наук, [email protected]
Author:
Tikhonova K. V., Associate professor, the Department of "Economies of nature management and cadaster", Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), candidate of economic Sciences, associate professor, [email protected]