4. Пчелинцев О.С. и др. Новые тенденции в развитии регионов России и экономическая политика федерального центра // Проблемы прогнозирования. 1998. № 3. География социально-экономического развития. - М. 2004.
5. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. - М, 2002.
6. Дружинин А.Г., Джурбина Е. Региональная парадигма экономического развития: фактор межбюджетных трансфертов. - Ростов-на-Дону: Из-во РГУ, 2005.
УДК 330.88
М.Г. Подопригора УЧЕТ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
От адекватного управленческого решения зависит эффективность менеджмента фирмы, конкурентоспособность и процветание предприятия. Качество менеджерского решения во многом определяется всесторонним анализом сложившейся ситуации и прогнозированием возможных альтернатив ее развития. Успешному современному руководителю важно учесть все мелочи, все явные и неявные моменты.
К числу таких неявных, но очень важных моментов принадлежат трансакционные издержки, появляющиеся в условиях доказанной небесплатности рыночных трансакций (отношений). Трансакционными будем считать издержки, возникающие в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами (или внутри экономического субъекта) и дополняющие все известные виды издержек. Данные издержки не являются чисто бухгалтерскими, так как носят вероятностный характер [2]. На рис. 1 представлены виды трансакционных издержек.
Рис. 1. Виды трансакционных издержек
Целесообразно разделить все трансакционные издержки на внешние, внутренние и альтернативные. К внешним относятся:
1) издержки поиска информации о поставщиках, потенциальном клиенте, ситуации на рынке и т.д.;
2) издержки, связанные с заключением контрактов (например, затраты на юридическое оформление сделки);
3) издержки, связанные с мониторингом и предупреждением оппортунизма (уклонением от условий контрактной сделки);
4) издержки юридической защиты контракта (судебные и др.) и защиты от третьих лиц (т.е. затраты на защиту части полезного эффекта, полученного в ходе сделки, от претензий, например, государства, мафии и т.д.) [2; 3].
К внутренним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры [2].
Альтернативными трансакционными издержками будем считать физические, психологические и материальные затраты, не учитываемые в бухгалтерской отчетности и возникающие у людей в связи с особенностями функционирования самой организации.
Кроме того, следует говорить о разделении трансакционных издержек на ex ante и ex post затраты - возникающих до и после сделки соответственно [3].
Альтернативные трансакционные издержки могут возникать и в процессе переговоров и заключения сделок, поэтому целесообразно выделить особую группу издержек. Назовем их «альтернативные трансакционные издержки ведения переговоров».
Проанализировав сущность и виды трансакционных издержек, следует перейти к рассмотрению вопроса о необходимости учета данного типа затрат на каждом из этапов жизненного цикла организации с целью определения дальнейшей целесообразности функционирования предприятия.
В основу исследования динамики трансакционных издержек в процессе развития организации была положена модель жизненного цикла И. Адизеса, которая позволяет «диагностировать проблемы организации и проводить организационные изменения для их преодоления» [5].
Результаты исследования сведены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика трансакционных издержек
Этап Вид трансакционных издержек
Ухаживание 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации о ситуации на рынке, о потенциальных партнерах, а также издержки, связанные с возможным несовершенством или неполнотой полученной информации; • издержки, связанные с заключением контракта (подписание регистрационных документов). 2. Внутренние трансакционные издержки: еще нет. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки по формированию преданности идеи, необходимой для возникновения предприятия
Младен- чество 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации о потенциальном партнере, клиенте и т.д.; • издержки, связанные с заключением контракта; • издержки по контролю за реализацией контракта. 2. Внутренние трансакционные издержки: возможны незначительные. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки по поддержанию преданности идее; • издержки ведения переговоров и заключения сделок; • затраты, связанные с минимизацией риска, связанного с возможной нереальностью планов основателя; • издержки, связанные с неопределенностью долгосрочных планов, стратегий; • моральные затраты на поддержание микроклимата в семье основателей (с близкими людьми); • издержки, связанные со стимулированием поддержки совета директоров, инвесторов; • физические и моральные затраты на принятие решений «с нуля»
6O
Продолжение таблицы 1
Этап Вид трансакционных издержек
«Давай- давай» 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации о поставщиках, потенциальном клиенте и т.д.; • издержки, связанные с заключением контракта; • издержки по контролю за реализацией контракта; • издержки по юридической защите контракта; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: • затраты на формирование организационной структуры, создаваемой вокруг людей. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки ведения переговоров и заключения сделок; • издержки, связанные с неадекватным восприятием времени топ-менеджера; • издержки, связанные со сменой целей, стратегий; • возможны издержки подчиненных, связанные с высокомерием и ощущением всемогущества начальника; • издержки, связанные с возможностью подчиненных играть на психокомплексах начальника; • издержки неопределенности действий подчиненных, связанные с множеством идей начальника; • информационные издержки неясной коммуникации; • физические и психические перегрузки работников
Юность 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации о поставщиках, потенциальном партнере и т.д.; • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: • затраты на упорядочение организационной структуры; • затраты на внутрифирменное управление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной стратегии 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки на урегулирование частых конфликтов между старожилами и новичками, основателями и профессиональными менеджерами, основателями и их компаниями, корпоративными и индивидуальными целями и т.д.; • издержки ведения переговоров и заключения сделок; • издержки, связанные с необходимостью изменения стиля руководства
Ранний Расцвет 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации; • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: • дополнительные затраты на внутрифирменное управление, координацию деятельности всех структурных подразделений компании, в частности создание и поддержание структуры власти, определяющей полномочия и процессы, с целью уравновешивания креативности и контроля, инновационности и коммерциализации, рынка и технологии как движущих сил; • издержки на сохранение ценностей своих организационных структур. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки ведения переговоров и заключения сделок
Окончание таблицы 1
Этап Вид трансакционных издержек
Поздний Расцвет 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации; • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: • издержки на поддержание внутрифирменной структуры. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • психологические затраты новаторов и людей, преданных организации, возникающие в связи с возрастающими экономическими альтернативными издержками
Закат 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: возникают реже. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • психологические издержки новаторов
Аристокра- тизм 1. Внешние трансакционные издержки возникают реже: • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: почти нет. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки на избежание конфликтов; • издержки на поддержание ритуалов и сохранение единообразия, политические издержки (не гнать волну); • издержки на поднятие морального духа сотрудников
Салем-Сити 1. Внешние трансакционные издержки: почти нет. 2. Внутренние трансакционные издержки: почти нет. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки, связанные с отысканием и наказанием тех, кто «виноват» в сложившейся ситуации; • психологические издержки, связанные с атмосферой в организации
Бюрократизм 1. Внешние трансакционные издержки: нет. 2. Внутренние трансакционные издержки: нет. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • затраты, связанные с поддержанием ритуалов и сохранением «видимости» занятости на рабочем месте
Смерть 1. Внешние трансакционные издержки: нет. 2. Внутренние трансакционные издержки: нет. 3. Альтернативные издержки: нет. 4. Альтернативные трансакционные издержки: • психологические издержки бывших работников, связанные с отсутствием предприятия, рабочего места, необходимостью искать новые места
После исследования динамики трансакционных издержек на различных этапах жизненного цикла организации становится очевидной необходимость постоянного их анализа и учета с целью выявления проблем организации и принятия вопроса о дальнейшей целесообразности ее функционирования. Так, например, первым сигналом неблагополучия предприятия должно стать наличие на этапе Позднего Расцвета альтернативных трансакционных издержек - психологических затрат новаторов. Когда организация начинает избегать новых возможностей, отгоражи-
ваться от интересов своих клиентов, ориентироваться только на свой прежний опыт, тогда можно говорить о начале процесса, ведущего к краху всей компании. Следующие этапы, на которых альтернативные трансакционные издержки значительно превышают другие виды трансакционных затрат, только усугубляют ситуацию. Следовательно, уже на этапе Аристократизма руководителю необходимо принять решение о дальнейшей нецелесообразности деятельности предприятия.
Таким образом, каждое предприятие на различных этапах своего жизненного цикла сталкивается с определенными трансакционными издержками. Отслеживание динамики данного вида затрат создает дополнительную возможность своевременной диагностики проблем организации и позволяет делать вывод о целесообразности продолжения существования самого предприятия. Включение же трансакционных издержек в проблемное поле принятия управленческого решения -необходимое условие обеспечения его качества, а значит и результативности всего менеджмента организации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферяна. - Спб: Питер, 2007.
2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
3. ОлейникА.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой и А. А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы // Российский журнал менеджмента. Том 5. 2007. № 3. С. 85-90.
УДК 338
А.Н. Проклин ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Среди важнейших вопросов, выдвинутых современным уровнем развития производства, особое значение имеет вопрос о хозяйственном механизме и его роли в рыночной экономике. Научный интерес к понятию хозяйственного механизма заметно возрос в период транзитивной экономики, когда успехи нашего общества определяются повышением эффективности производства, улучшением качества производимой продукции.
Повышение эффективности находится в прямой зависимости от совершенствования планирования и хозяйственного механизма.
Достигнутый уровень разработки теоретических проблем хозяйственного механизма экономической наукой ставит перед исследователями прежде всего вопрос о соотношении хозяйственного механизма с системой экономических отношений в целом. Такой подход к хозяйственному механизму не только открывает новые возможности для его анализа, но и позволяет достигнуть однозначности определения хозяйственного механизма как категории рыночно организованной экономики.
Анализ связи хозяйственного механизма с экономическими отношениями, составляющими сложное системное образование, сталкивается с рядом проблем.