Научная статья на тему 'Учет трансакционных издержек на различных этапах жизненного цикла организации'

Учет трансакционных издержек на различных этапах жизненного цикла организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / THE LIFE CYCLE OF THE ENTERPRISE / TRANSACTION COSTS / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / MANAGEMENT OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подопригора М. Г.

В статье описывается подход к управлению эффективностью деятельности организации, основанный на выявлении определенной структуры трансакционных издержек на всем протяжении жизненного цикла предприятия. Данный подход позволяет менеджеру диагностировать проблемы и задавать оптимальный путь развития конкретного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The account of transaction costs at various stages of life cycle of the organization

In article the approach to management of efficiency of activity of the organization, based on revealing of the certain structure transaction costs on all an extent of life cycle of the enterprise is described. The given approach allows the manager to diagnose problems and to set an optimum way of development of the concrete enterprise.

Текст научной работы на тему «Учет трансакционных издержек на различных этапах жизненного цикла организации»

4. Пчелинцев О.С. и др. Новые тенденции в развитии регионов России и экономическая политика федерального центра // Проблемы прогнозирования. 1998. № 3. География социально-экономического развития. - М. 2004.

5. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. - М, 2002.

6. Дружинин А.Г., Джурбина Е. Региональная парадигма экономического развития: фактор межбюджетных трансфертов. - Ростов-на-Дону: Из-во РГУ, 2005.

УДК 330.88

М.Г. Подопригора УЧЕТ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

От адекватного управленческого решения зависит эффективность менеджмента фирмы, конкурентоспособность и процветание предприятия. Качество менеджерского решения во многом определяется всесторонним анализом сложившейся ситуации и прогнозированием возможных альтернатив ее развития. Успешному современному руководителю важно учесть все мелочи, все явные и неявные моменты.

К числу таких неявных, но очень важных моментов принадлежат трансакционные издержки, появляющиеся в условиях доказанной небесплатности рыночных трансакций (отношений). Трансакционными будем считать издержки, возникающие в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами (или внутри экономического субъекта) и дополняющие все известные виды издержек. Данные издержки не являются чисто бухгалтерскими, так как носят вероятностный характер [2]. На рис. 1 представлены виды трансакционных издержек.

Рис. 1. Виды трансакционных издержек

Целесообразно разделить все трансакционные издержки на внешние, внутренние и альтернативные. К внешним относятся:

1) издержки поиска информации о поставщиках, потенциальном клиенте, ситуации на рынке и т.д.;

2) издержки, связанные с заключением контрактов (например, затраты на юридическое оформление сделки);

3) издержки, связанные с мониторингом и предупреждением оппортунизма (уклонением от условий контрактной сделки);

4) издержки юридической защиты контракта (судебные и др.) и защиты от третьих лиц (т.е. затраты на защиту части полезного эффекта, полученного в ходе сделки, от претензий, например, государства, мафии и т.д.) [2; 3].

К внутренним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры [2].

Альтернативными трансакционными издержками будем считать физические, психологические и материальные затраты, не учитываемые в бухгалтерской отчетности и возникающие у людей в связи с особенностями функционирования самой организации.

Кроме того, следует говорить о разделении трансакционных издержек на ex ante и ex post затраты - возникающих до и после сделки соответственно [3].

Альтернативные трансакционные издержки могут возникать и в процессе переговоров и заключения сделок, поэтому целесообразно выделить особую группу издержек. Назовем их «альтернативные трансакционные издержки ведения переговоров».

Проанализировав сущность и виды трансакционных издержек, следует перейти к рассмотрению вопроса о необходимости учета данного типа затрат на каждом из этапов жизненного цикла организации с целью определения дальнейшей целесообразности функционирования предприятия.

В основу исследования динамики трансакционных издержек в процессе развития организации была положена модель жизненного цикла И. Адизеса, которая позволяет «диагностировать проблемы организации и проводить организационные изменения для их преодоления» [5].

Результаты исследования сведены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика трансакционных издержек

Этап Вид трансакционных издержек

Ухаживание 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации о ситуации на рынке, о потенциальных партнерах, а также издержки, связанные с возможным несовершенством или неполнотой полученной информации; • издержки, связанные с заключением контракта (подписание регистрационных документов). 2. Внутренние трансакционные издержки: еще нет. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки по формированию преданности идеи, необходимой для возникновения предприятия

Младен- чество 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации о потенциальном партнере, клиенте и т.д.; • издержки, связанные с заключением контракта; • издержки по контролю за реализацией контракта. 2. Внутренние трансакционные издержки: возможны незначительные. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки по поддержанию преданности идее; • издержки ведения переговоров и заключения сделок; • затраты, связанные с минимизацией риска, связанного с возможной нереальностью планов основателя; • издержки, связанные с неопределенностью долгосрочных планов, стратегий; • моральные затраты на поддержание микроклимата в семье основателей (с близкими людьми); • издержки, связанные со стимулированием поддержки совета директоров, инвесторов; • физические и моральные затраты на принятие решений «с нуля»

6O

Продолжение таблицы 1

Этап Вид трансакционных издержек

«Давай- давай» 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации о поставщиках, потенциальном клиенте и т.д.; • издержки, связанные с заключением контракта; • издержки по контролю за реализацией контракта; • издержки по юридической защите контракта; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: • затраты на формирование организационной структуры, создаваемой вокруг людей. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки ведения переговоров и заключения сделок; • издержки, связанные с неадекватным восприятием времени топ-менеджера; • издержки, связанные со сменой целей, стратегий; • возможны издержки подчиненных, связанные с высокомерием и ощущением всемогущества начальника; • издержки, связанные с возможностью подчиненных играть на психокомплексах начальника; • издержки неопределенности действий подчиненных, связанные с множеством идей начальника; • информационные издержки неясной коммуникации; • физические и психические перегрузки работников

Юность 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации о поставщиках, потенциальном партнере и т.д.; • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: • затраты на упорядочение организационной структуры; • затраты на внутрифирменное управление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной стратегии 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки на урегулирование частых конфликтов между старожилами и новичками, основателями и профессиональными менеджерами, основателями и их компаниями, корпоративными и индивидуальными целями и т.д.; • издержки ведения переговоров и заключения сделок; • издержки, связанные с необходимостью изменения стиля руководства

Ранний Расцвет 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации; • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: • дополнительные затраты на внутрифирменное управление, координацию деятельности всех структурных подразделений компании, в частности создание и поддержание структуры власти, определяющей полномочия и процессы, с целью уравновешивания креативности и контроля, инновационности и коммерциализации, рынка и технологии как движущих сил; • издержки на сохранение ценностей своих организационных структур. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки ведения переговоров и заключения сделок

Окончание таблицы 1

Этап Вид трансакционных издержек

Поздний Расцвет 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки по поиску информации; • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: • издержки на поддержание внутрифирменной структуры. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • психологические затраты новаторов и людей, преданных организации, возникающие в связи с возрастающими экономическими альтернативными издержками

Закат 1. Внешние трансакционные издержки: • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: возникают реже. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • психологические издержки новаторов

Аристокра- тизм 1. Внешние трансакционные издержки возникают реже: • издержки, связанные с заключением контракта, контролем его реализации и юридической защитой; • издержки защиты от третьих лиц. 2. Внутренние трансакционные издержки: почти нет. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки на избежание конфликтов; • издержки на поддержание ритуалов и сохранение единообразия, политические издержки (не гнать волну); • издержки на поднятие морального духа сотрудников

Салем-Сити 1. Внешние трансакционные издержки: почти нет. 2. Внутренние трансакционные издержки: почти нет. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • издержки, связанные с отысканием и наказанием тех, кто «виноват» в сложившейся ситуации; • психологические издержки, связанные с атмосферой в организации

Бюрократизм 1. Внешние трансакционные издержки: нет. 2. Внутренние трансакционные издержки: нет. 3. Альтернативные трансакционные издержки: • затраты, связанные с поддержанием ритуалов и сохранением «видимости» занятости на рабочем месте

Смерть 1. Внешние трансакционные издержки: нет. 2. Внутренние трансакционные издержки: нет. 3. Альтернативные издержки: нет. 4. Альтернативные трансакционные издержки: • психологические издержки бывших работников, связанные с отсутствием предприятия, рабочего места, необходимостью искать новые места

После исследования динамики трансакционных издержек на различных этапах жизненного цикла организации становится очевидной необходимость постоянного их анализа и учета с целью выявления проблем организации и принятия вопроса о дальнейшей целесообразности ее функционирования. Так, например, первым сигналом неблагополучия предприятия должно стать наличие на этапе Позднего Расцвета альтернативных трансакционных издержек - психологических затрат новаторов. Когда организация начинает избегать новых возможностей, отгоражи-

ваться от интересов своих клиентов, ориентироваться только на свой прежний опыт, тогда можно говорить о начале процесса, ведущего к краху всей компании. Следующие этапы, на которых альтернативные трансакционные издержки значительно превышают другие виды трансакционных затрат, только усугубляют ситуацию. Следовательно, уже на этапе Аристократизма руководителю необходимо принять решение о дальнейшей нецелесообразности деятельности предприятия.

Таким образом, каждое предприятие на различных этапах своего жизненного цикла сталкивается с определенными трансакционными издержками. Отслеживание динамики данного вида затрат создает дополнительную возможность своевременной диагностики проблем организации и позволяет делать вывод о целесообразности продолжения существования самого предприятия. Включение же трансакционных издержек в проблемное поле принятия управленческого решения -необходимое условие обеспечения его качества, а значит и результативности всего менеджмента организации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферяна. - Спб: Питер, 2007.

2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.

3. ОлейникА.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой и А. А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы // Российский журнал менеджмента. Том 5. 2007. № 3. С. 85-90.

УДК 338

А.Н. Проклин ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Среди важнейших вопросов, выдвинутых современным уровнем развития производства, особое значение имеет вопрос о хозяйственном механизме и его роли в рыночной экономике. Научный интерес к понятию хозяйственного механизма заметно возрос в период транзитивной экономики, когда успехи нашего общества определяются повышением эффективности производства, улучшением качества производимой продукции.

Повышение эффективности находится в прямой зависимости от совершенствования планирования и хозяйственного механизма.

Достигнутый уровень разработки теоретических проблем хозяйственного механизма экономической наукой ставит перед исследователями прежде всего вопрос о соотношении хозяйственного механизма с системой экономических отношений в целом. Такой подход к хозяйственному механизму не только открывает новые возможности для его анализа, но и позволяет достигнуть однозначности определения хозяйственного механизма как категории рыночно организованной экономики.

Анализ связи хозяйственного механизма с экономическими отношениями, составляющими сложное системное образование, сталкивается с рядом проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.