Научная статья на тему 'Учет специфических особенностей инновационных и промышленных кластеров при программировании региональной кластерной политики'

Учет специфических особенностей инновационных и промышленных кластеров при программировании региональной кластерной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / CLUSTER / CLUSTER POLICY / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS / INDUSTRIAL CLUSTERS / DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Тамара Александровна, Астанина Людмила Афанасьевна

Актуальность темы исследования определяется использованием кластерного подхода как приоритетного направления государственной политики для эффективного экономического и социального развития регионов. Целью исследования является проведение анализа взаимного влияния кластерной политики и особенностей формирования и развития инновационных кластеров лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня и промышленных кластеров, внесенных в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Реализация программ поддержки инновационных кластеров лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня и промышленных кластеров, внесенных в реестр Минпромторга России, путем предоставления им федеральных субсидий показала, что далеко не все кластеры в результате такой поддержки добились одинакового развития. Об этом свидетельствуют существенные различия достигнутых ими ключевых показателей. Причины этих различий связаны со степенью развитости инфраструктуры кластера, видом деятельности, количеством организаций-участников, численностью работников, географическим расположением, уровнем организационного развития, датой создания и т. д. В качестве методики исследования выбран метод теоретического анализа. Авторами проведена систематизация и анализ основных факторов, определяющих особенности формирования, функционирования и развития кластерных образований, выделенных с точки зрения государственной кластерной политики как приоритетные на региональном уровне. Проведенные исследования показывают, что при программировании региональной кластерной политики следует учитывать особенности развития отдельных кластеров и развитость необходимой для их функционирования инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Тамара Александровна, Астанина Людмила Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consideration of the specific features of innovative and industrial clusters when programming regional cluster policy

The relevance of the research topic is determined by using the cluster approach as a priority direction of state policy for effective economic and social development of the regions. The aim of the study is to analyze the mutual influence of cluster policy and the characteristics of the formation and development of innovation clusters leaders of world-class investment attractiveness and industrial clusters listed in the register of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. The implementation of state support programs through the provision of federal subsidies to innovation clusters leaders of world-class investment attractiveness and industrial clusters listed on the Russian Ministry of Industry and Trade showed that not all clusters have achieved the development as a result of support. This is evidenced by the significant differences in their key indicators. The reasons for these differences are related to the degree of development of the cluster infrastructure, type of activity, number of participating organizations, number of employees, geographical location, level of organizational development, date of establishment, etc. The authors systematized and analyzed the main factors that determine the characteristics of the formation, functioning and development of cluster formations identified from the point of view of state cluster policy as priorities at the regional level. Studies conducted in this work show that when programming regional cluster policy, the features of the development of individual clusters and the state of development of the infrastructure necessary for their functioning should be taken into account.

Текст научной работы на тему «Учет специфических особенностей инновационных и промышленных кластеров при программировании региональной кластерной политики»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 11 • ноябрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Учет специфических особенностей инновационных и промышленных кластеров при программировании региональной кластерной политики

Андреева Т.А.1, Астанина Л.А.1

1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Актуальность темы исследования определяется использованием кластерного подхода как приоритетного направления государственной политики для эффективного экономического и социального развития регионов. Целью исследования является проведение анализа взаимного влияния кластерной политики и особенностей формирования и развития инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня и промышленных кластеров, внесенных в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Реализация программ поддержки инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня и промышленных кластеров, внесенных в реестр Минпромторга России, путем предоставления им федеральных субсидий показала, что далеко не все кластеры в результате такой поддержки добились одинакового развития. Об этом свидетельствуют существенные различия достигнутых ими ключевых показателей. Причины этих различий связаны со степенью развитости инфраструктуры кластера, видом деятельности, количеством организаций-участников, численностью работников, географическим расположением, уровнем организационного развития, датой создания и т. д. В качестве методики исследования выбран метод теоретического анализа. Авторами проведена систематизация и анализ основных факторов, определяющих особенности формирования, функционирования и развития кластерных образований, выделенных с точки зрения государственной кластерной политики как приоритетные на региональном уровне. Проведенные исследования показывают, что при программировании региональной кластерной политики следует учитывать особенности развития отдельных кластеров и развитость необходимой для их функционирования инфраструктуры.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья подготовлена в рамках проекта XI. 172. 1.2. (0325-2017-0002)» Научные основы региональной кластерной политики России» плана НИР 2018 г. Номер госрегистрации АААА-А17-1 17022250124-7.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кластер, кластерная политика, инновационные территориальные кластеры, промышленные кластеры, программа развития.

Consideration of the specific features of innovative and industrial clusters when programming regional cluster policy

Andreeva T.A}, Astanina L.A.1

1 Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Russia

Введение

Кластер как объединение взаимосвязанных по различным направлениям предприятий является эффективным инструментом стратегического развития регионов. Кластеризация получила широкое распространение в мировой практике. Кластерный подход к организации производства в России используется в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазовая, химическая, машиностроительная, промышленность электронных и информационных технологий, энергетическая промышленность, медицина и фармацевтика, легкая промышленность и другие.

В промышленных кластерах, как правило, ведущую роль играют крупные промышленные предприятия. При этом развитие кластера происходит за счет активного использования крупными компаниями результатов научно-технических исследований, а также встраивания в формируемые ими цепочки добавленной стоимости существующих или вновь создаваемых малых и средних предприятий.

ABSTRACT:_

The relevance of the research topic is determined by using the cluster approach as a priority direction of state policy for effective economic and social development of the regions. The aim of the study is to analyze the mutual influence of cluster policy and the characteristics of the formation and development of innovation clusters - leaders of world-class investment attractiveness and industrial clusters listed in the register of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. The implementation of state support programs through the provision of federal subsidies to innovation clusters — leaders of world-class investment attractiveness and industrial clusters listed on the Russian Ministry of Industry and Trade — showed that not all clusters have achieved the development as a result of support. This is evidenced by the significant differences in their key indicators. The reasons for these differences are related to the degree of development of the cluster infrastructure, type of activity number of participating organizations, number of employees, geographical location, level of organizational development, date of establishment, etc. The authors systematized and analyzed the main factors that determine the characteristics of the formation, functioning and development of cluster formations identified from the point of view of state cluster policy as priorities at the regional level. Studies conducted in this work show that when programming regional cluster policy the features of the development of individual clusters and the state of development of the infrastructure necessary for their functioning should be taken into account.

KEYWORDS: cluster, cluster policy innovative territorial clusters, industrial clusters, development program

JEL Classification: L51, 031, 032, 033 Received: 17.10.2018 / Published: 30.11.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Andreeva T.A. (burnside0ngs.ru)

CITATION:_

Andreeva T.A., Astanina L.A. (2018) Uchet spetsificheskikh osobennostey innovatsionnyh i promysh-lennyh klasterov pri programmirovanii regionalnoy kla-sternoy politiki [Consideration of the specific features of innovative and industrial clusters when programming regional cluster policy]. Kreativnaya ekonomika. 12. (1 1). - 1807-1824. doi: 10.18334/ce.12.1 1.39536

Вместе с этим инновационные процессы в современной экономике связывают с инновационно-территориальными кластерами (ИТК), признанными одной из эффективных форм интеграции интеллектуального и финансового капитала.

Развитие ИТК ориентировано на использование научных и образовательных учреждений мирового уровня, расположенных на их территории. Это предполагает за счет имеющегося кадрового потенциала, научно-исследовательской инфраструктуры кластеров, а также активного использования для коммерциализации разрабатываемых технологий малого и среднего предпринимательства развивать высокотехнологичное конкурентоспособное на мировом рынке производство.

Формирование и развитие кластеров, как показывает практика, невозможно в большинстве случаев без государственной поддержки.

Систему государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, входящих в кластер предприятий, а также внедрение инноваций принято определять понятием «кластерная политика». Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

Базовые принципы кластерной политики в Российской Федерации были установлены в 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года [1]. В ней одним из ключевых условий модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала российских регионов определено формирование кластеров, ориентированных как на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях, так и на переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий. Ключевые направления развития кластеров со стороны государственных органов, осуществляющих эту политику, таких как Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли России, определены Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года [2] и Законом о промышленной политике в Российской Федерации [3].

Основные направления кластерной политики определены методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [4].

ОБ АВТОРАх:_

Андреева Тамара Александровна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (burnside0ngs.ru) Астанина Людмила Афанасьевна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН ([ast0academ.org)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Андреева Т.А., Астанина Л.А. Учет специфических особенностей инновационных и промышленных кластеров при программировании региональной кластерной политики // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 11. - С. 1807-1824. doi: 10.18334/се.12.1 1.39536

В Российской Федерации существует два ключевых направления поддержки развития кластеров с участием государства:

• программа поддержки Минэкономразвития РФ изначально отобранных пилотных ИТК, а затем выделенных уже из них лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня;

• программа поддержки промышленных кластеров, включенных в реестр Министерства промышленности и торговли РФ.

Основные этапы реализации кластерной политики развития ИТК

Вклад Минэкономразвития России в формирование и поддержку можно проследить по следующим этапам:

• 2008 г. Распоряжение Правительства РФ №1662-р. об утверждении документа «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1].

• «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ» [4].

• 2010 г. Предоставление регионам субсидий в целях создания и функционирования центров кластерного развития как одного из инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства.

• 2011 г. Разработка «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» [5] - документа, ориентированного на долгосрочное социально-экономическое развитие кластеров и отражающего как начальные условия их существования, так и возможности дальнейшего развития.

• 2012 г. Разработка программ развития ИТК, проведение конкурсного отбора пилотных ИТК.

В начале 2012 г. был объявлен конкурс по отбору пилотных ИТК, нацеленный на идентификацию и стимулирование развития наиболее конкурентоспособных из них. Для минимизации риска поддержки кластеров, достигших высоких производственных показателей, но не имеющих существенного потенциала роста, оценивались как текущий уровень, так и перспективы развития, включая проработанность мероприятий по соответствующим направлениям деятельности. В рамках процедуры [6] конкурсного отбора 2012 года из 94 заявленных кластеров было отобрано 25 пилотных.

2013-2015 гг. Выделение субсидий с целью реализации проектов пилотных ИТК.

К 2016 г. реализация программа поддержки пилотных ИТК показала, что далеко не все кластеры в результате добились одинакового развития, о чем свидетельствуют существенные различия по достигнутым ими ключевым показателям [7] (АЬазккт, АНуотоу, Ыапкта г йт., 2017). Причины этих различий довольно-таки разнообразны. Одной причин является различие развитости инфраструктуры кластера. Как показывает опыт, изначальное наличие в местах образования кластера развитой инфраструктуры способствует его дальнейшему успешному функционированию. Подробно ана-

лиз результатов развития пилотных ИТК представлен в работе авторов [8] (Andreyeva, Astanina, Andreyev, 2018).

На этом этапе финансовая поддержка пилотных ИТК закончилась, но он четко указал то направление финансирования кластеров, на котором можно достичь определенного успеха, и этим положил начало нового проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня».

Таким образом, с 2016 года запускается программа Минэкономразвития РФ по поддержке инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня в форме приоритетного проекта. Проект рассчитан до 2020 г. Цель данного проекта - обеспечение опережающих темпов роста в регионах базирования инновационных территориальных кластеров на основе достижения ими мирового уровня инвестиционной привлекательности, эффективности поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости [9] (Islankina, Kutsenko, Mine, Shadrin, 2017).

В результате тщательного отбора в число участников нового проекта вошло 11 ИТК. При этом 10 из них являлись пилотными, а один (Липецкий) не участвовал в программе поддержки пилотных кластеров, но, будучи созданным в 2016 г., отвечал всем требованиям, предъявляемым к лидерам, и был включен в их число.

Основные этапы реализации кластерной политики развития промышленных кластеров

Вклад Минпромторга России в формирование и поддержку промышленных кластеров можно проследить по следующим этапам.

2015 год. Методическое обеспечение промышленных кластеров [10-12] (Besprozvannykh, Gokhberg, Kutsenko, Os'makov, 2016).

В 2016 году Минпромторг России приступил к формированию государственного реестра промышленных кластеров и выделению поддержки на совместные проекты предприятий - участников кластеров, направленные на импортозамещение в наиболее чувствительных отраслях промышленности. За 2016 год в реестр ведомства включено 16 промышленных кластеров, представляющих предприятия из разных отраслей промышленности (машиностроение, приборостроение, химическая, лесная, пищевая промышленность и др.), а также приняты решения о выделении субсидий на реализацию совместных проектов.

Непосредственным результатом реализации совместных проектов явилась поддержка поставщиков комплектующих 2-го и 3-го уровня и организация выпуска промышленной продукции, включенной в отраслевые планы импортозамещения. Таким образом, государственная поддержка проектов промышленных кластеров позволила избежать «хаотичного» импортозамещения, при котором средства субсидий сначала направляются на организацию производства нового вида промышленной продукция, а уже после этого осуществляется поиск потенциальных рынков сбыта указанной продукции [13] (Otraslevoy obzor, 2017).

С этого времени Министерство в качестве одного из приоритетов промышленной политики продолжает вести совместно с регионами, органами государственной власти, предприятиями и Ассоциацией кластеров и технопарков системную работу в части стимулирования предприятий к организации производственной кооперации и созданию промышленных кластеров. К настоящему моменту в реестр Минпромторга России вошли 28 промышленных кластеров, 9 из которых пополнили его в 2018 году.

Различия кластерной политики в отношении ИТК - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня и промышленных кластеров, включенных в реестр Минпромторга России, представлены в таблице 1.

Анализ факторов, определяющих различия кластеров, внесенных в реестр минпромторга россии

Анализ факторов, определяющих детальные различия в структуре исследуемых кластеров, требует выделения их основных характеристик

Выделение основных характеристик промышленных кластеров осуществлялось с разбивкой по шести округам, в которых они получили развитие, на основании данных реестра, сайтов самих кластеров и сайтов входящих в них организаций. Основные характеристики промышленных кластеров с распределением по федеральным округам России следующие.

Центральный федеральный округ. В нем находятся 4 промышленных кластера. В Воронежской области расположен «Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования» (численность работников в промышленности 10 219), в Липецкой - «Промышленный кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ» (численность работников 5 454), в Московской и Тверской областях - «Кластер метровагоностроения» (численность работников 13 776), в Курской - «Электротехнический кластер Курской области» (численность работников 2 440). Все кластеры внесены в реестр в 2016 году, кроме Курского, год внесения в реестр которого 2018-й.

По числу и составу организации, входящие в кластеры Центрального федерального округа, распределяются следующим образом.

В «Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования» Воронежской области входят 7 крупных, 4 средних, 6 малых промышленных предприятий, 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 6 объектов технологической инфраструктуры, 3 института развития и 6 финансовых институтов.

В кластер «ЛИПЕЦКМАШ» входят 5 крупных, 1 среднее, 12 малых промышленных предприятий, 5 научно-исследовательских и образовательных учреждений, 7 объектов технологической инфраструктуры, 6 институтов развития и 1 финансовое учреждение.

В кластер метровагоностроения входят 5 крупных, 2 средних, 3 малых промышленных предприятий, 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 1 учреждение развития и 1 финансовое учреждение.

Таблица 1

Сравнительный анализ кластерной политики в отношении ИТК - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня и промышленных

кластеров

критерии сравнения итк-лидеры Промышленные кластеры

Инициатор Министерство экономического развития РФ Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Цель Создание и развитие инновационных кластеров-лидеров с мировым уровнем инвестиционной привлекательности, обладающих высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. Создание совокупности субъектов промышленной деятельности, находящихся в территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта РФ или территориях нескольких субъектов РФ, производящих промышленную продукцию

Необходимость соответствия кластера требованиям Не менее 40 организаций-участников, включая научные и образовательные организации, производственные предприятия, в том числе осуществляющие экспорт продукции (услуг) Задан нижний уровень: производительности труда; количества объектов производства (в т. ч. выпускающих конечную продукцию); кооперационных связей между ними; количества высокопроизводительных рабочих мест; количественного и качественного состава инфраструктуры

Модели территориальной организации кластеров Ведущий научно-образовательный центр мирового уровня, кластер средних и крупных компаний - инновационных лидеров На базе «якорных» высокотехнологичных промышленных предприятий, малых и средних промпредприятий, находящихся в территориальной близости и функциональной зависимости

Результат деятельности кластера Инновационные товары и услуги Промышленные товары

Инфраструктура кластера Транспортная, энергетическая, инженерная, жилищная, инновационная, образовательная, материально-техническая база культуры и спорта Технологическая и промышленная инфраструктуры (в т. ч. индустриальные и технопарки), учреждения образования и науки, некоммерческие и финансовые организации развития

Наличие специализированной организации Отдельное юридическое лицо численностью не менее 5 чел., работающих в режиме полной занятости Организационно-правовая форма хозяйственного товарищества (общества, ассоциации/союза, НП, саморегулируемой организации).

Цель деятельности специализированной организации Осуществление полномочий по развитию инновационного кластера Создание условий для эффективного взаимодействия участников кластера в интересах реализации программы развития кластера и достижения ее целевых показателей

Наличие утвержденной стратегии развития кластера (приоритетного проекта) Наличие: утвержденной стратегии развития инновационного кластера, приоритетного проекта субъекта РФ по доведению кластера до мирового уровня Наличие утвержденной стратегии развития инновационного кластера

Источник: составлено авторами на основании [4, 9 (Islankina, Kutsenko, Mine, Shadrin, 2017)

В «Электротехнический кластер Курской области» входят 2 крупных, 1 среднее, 12 малых промышленных предприятий, 1 образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры и 1 финансовое 1чреждение.

Уровень кооперации выше всего в Московском кластере - 87%, ниже в Воронежском - 63% и Липецком - 60,5%, и всего 25% у вновь созданного кластера в Курской области. Средний уровень кооперации по Центральному округу - 56,87%

Специализация кластеров Центрального округа: производство машин и оборудования, транспортное машиностроение, электротехническая продукция.

Северо-Западный федеральный округ. Всего промышленных кластеров 4: Кластер «ПоморИнноваЛес» Архангельской области (численность работников в промышленности 15 909), Электротехнический кластер Псковской области (численность работников 4 574), Лесопромышленный кластер Республики Коми (численность работников 8 707), Кластер производителей средств электронно-вычислительной техники Санкт-Петербурга (численность работников 472). Дата внесения в реестр кластеров: Архангельской и Псковской областей - 2016 г., Республики Коми - 2017 г., Санкт-Петербургского кластера - 2018 г.

По числу и составу организации, входящие в кластеры Северо-Западного федерального округа, распределяются следующим образом.

В кластер «ПоморИнноваЛес» входят 9 крупных, 9 средних, 12 малых промышленных предприятий, 4 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 1 объект технологической инфраструктуры, 1 организация развития и 1 финансовая организация.

В Электротехнический кластер Псковской области входят 4 крупных, 2 средних, 6 малых промышленных предприятий, 1 образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры, 1 организация развития и 1 финансовая организация.

В Лесопромышленный кластер Республики Коми входят 3 крупных, 2 средних, 5 малых промышленных предприятий, 1 образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры, 1 организация развития и 2 финансовые организации.

В Санкт-Петербургский кластер входят 2 средних, 10 малых промышленных предприятий, 1 образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры и 1 организация развития.

Специализация кластеров Северо-Западного округа: лесоводство и деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, производство машин и оборудования, электротехническая промышленность, микроэлектроника и приборостроение.

Уровень кооперации в кластере Архангельской области - 84,45%, Псковской области - 66,6% и меньше всего в кластере Республики Коми - 20,7%. Средний уровень кооперации - 57,25%.

Северо-Кавказский федеральный округ. В округе один промышленный кластер -«Национальный аэрозольный кластер», расположенный в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской республике (численность работников в промышленности 1 999), год внесения его в реестр - 2016-й.

По числу и составу организации, входящие в «Национальный аэрозольный кластер», распределяются следующим образом: 2 крупных, 12 малых промышленных предприятий, 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 1 объект технологической инфраструктуры, 3 организации развития и 1 финансовая организация.

Специализация кластера: бытовая химия и косметические изделия в аэрозольной и полимерной упаковке, а также монтажные пены

Уровень кооперации - 73,81%

Приволжский федеральный округ. В округе 12 промышленных кластеров, расположенных в 9 административных единицах. По одному кластеру находятся в Кировской, Пензенской, Самарской областях, Мордовии и Чувашии, 2 кластера - в Пермском крае, 4 - в Татарстане и один объединенный кластер расположен одновременно в Пермском крае, Свердловской области, Удмуртской республике. Год внесения в реестр кластеров: 2016 г. - кластер Самарской области, Республики Татарстан, Пензенской области, Мордовии; 2017 г. - кластер Чувашии, 2 кластера Татарстана, объединенный кластер; 2018 - по кластеру Татарстана и Кировской области, 2 кластера Пермского края.

Следует отметить Татарстан, у которого внесено в реестр 4 кластера, а в 2018 году отличился Пермский край, у которого внесли в реестр 2 кластера.

По числу и составу организации, входящие в кластеры Приволжского федерального округа, распределяются следующим образом.

В «Промышленный кластер биотехнологий Кировской области» входят 2 крупных, 1 средних, 8 малых промышленных предприятий, 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 3 объекта технологической инфраструктуры, 1 организация развития. Численность работников в промышленности - 1457 человек.

В «БиоМед» Пензенской области» входят 16 малых промышленных предприятий общей численностью 259 работников, 5 научно-исследовательских и образовательных учреждений, 2 объекта технологической инфраструктуры, 2 организации.

В «Промышленный фармацевтический кластер Пермского края» входят 4 крупных, 1 среднее, 5 малых промышленных предприятий, 5 научно-исследовательских и образовательных учреждений, 4 объекта технологической инфраструктуры, 3 организации развития. Промышленных работников в кластере 2466 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В «Фармацевтический кластер Пермского края» входят 4 крупных, 1 среднее, 5 малых промышленных предприятий, 5 научно-исследовательских и образовательных учреждений, 4 объекта технологической инфраструктуры, 3 организации развития. Промышленных работников - 2 466 человек.

В «Кластер сельхозмашиностроения Пермского края» входят 2 крупных, 2 средних, 6 малых промышленных предприятий, 3 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 5 объектов технологической инфраструктуры, 2 организации развития. Промышленных работников - 657 человек.

В кластер «Фотоника» Пермского края; Свердловской области и Удмуртской республики входят 1 крупное, 1 среднее, 9 малых промышленных предприятий с общей численностью промышленных работников - 2964 человека.

В кластер «Волоконная оптика и оптоэлектроника» Мордовии входят 2 крупных, 2 средних, 7 малых промышленных предприятий, 1 научно-исследовательское и образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры, 1 организация развития и 1 финансовая организация. Промышленных работников - 3402 чел.

В «Промышленный Пищевой кластер» Татарстана входят 6 крупных, 2 средних, 5 малых промышленных предприятий, 7 научно-исследовательских и образовательных учреждений, 2 объекта технологической инфраструктуры, 2 организации развития и 1 финансовая организация. Промышленных работников - 4523 чел.

В «Машиностроительный кластер» Татарстана входят 2 крупных, 6 средних, 35 малых промышленных предприятий, 6 научно-исследовательских и образовательных учреждений, 20 объектов технологической инфраструктуры, 10 организаций развития и 1 финансовая организация. Промышленных работников - 4642 чел.

В «Кластер строительных технологий и материалов» Татарстана входят 2 средних, 9 малых промышленных предприятий, 1 научно-образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры, 2 организации развития. Промышленных работников - 221 чел.

В «Камский машиностроительный промышленный кластер» Татарстана входят 9 крупных, 1 среднее, 2 малых промышленных предприятий, 1 образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры, 2 организации развития и 1 финансовая организация. Промышленных работников -35 403 чел.

В «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» (КАПСО) входят 16 крупных, 10 средних, 32 малых промышленных предприятий, 4 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 5 объектов технологической инфраструктуры, 2 организации развития и 2 финансовых организации. Промышленных работников в кластере - 56 559 чел.

В «Электротехнический кластер» Чувашии входят 3 крупных, 2 средних, 9 малых промышленных предприятий, 5 научно-исследовательских и образовательных учреждений, 2 объекта технологической инфраструктуры, 4 организации развития и 1 финансовая организация. Промышленных работников -5045 чел.

Специализация кластеров Приволжского округа: медицинская и фармацевтическая промышленность, оптика и фотоника, пищевая промышленность, автомобилестроение и производство автокомпонентов, строительство, городское хозяйство, архитектура, электротехническая промышленность.

Уровень кооперации в кластере «КАПСО» - 59,7%, в кластере строительных технологий и материалов Татарстана - 50, 53%, в кластере «БиоМед» - 48,75%, в фармацевтическом кластере Пермского края - 20,06%, в кластере «Фотоника» - 49,1%, в кластере «Волоконная оптика и оптоэлектроника» - 50,86%, в пищевом кластере Татарстана - 60,21%, в Машиностроительном кластере Татарстана - 28,19%, в Кластере строительных технологий и материалов Татарстана - 50,53%, в электротехническом кластере Чувашии - 52,99%. Средний уровень кооперации в кластерах Приволжского округа - 48,24%.

Уральский федеральный округ имеет 2 промышленных кластера, расположенных в Челябинской области: Южно-Уральский приборостроительный кластер «ПЛАНАР», внесенный в реестр в 2016 г. и Южно-Уральский промышленный кластер по производству деталей, внесенный в реестр в 2018 г.

В кластер «ПЛАНАР» входят 1 среднее, 10 малых промышленных предприятий, общей численностью 381 работник, 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 2 объекта технологической инфраструктуры, 3 организации развития и 1 финансовая организация.

В «Южно-Уральский промышленный кластер по производству деталей» входят 10 малых промышленных предприятий, 1 образовательное учреждение, 3 объекта технологической инфраструктуры, 2 организации развития. Промышленных работников -329 чел.

Специализация кластеров округа: микроэлектроника и приборостроение, производство деталей и узлов дорожных, строительных и сельскохозяйственных машин.

Уровень кооперации кластера «ПЛАНАР» - 84,54%, кластера по производству деталей - 66, 46%. Средний уровень кооперации - 75,5%.

Сибирский федеральный округ содержит 5 промышленных кластеров: «Барнаульский промышленный химический кластер» Алтайского края и «Алтайский кластер аграрного машиностроения», внесенные в реестр в 2018 г., Омский биокластер, Омский нефтехимический промышленный кластер (НПК) и Кластер высокотехнологичного машиностроения и приборостроения Бурятии, внесенные в реестр в 2018 г.

В «Барнаульский промышленный химический кластер» входят 2 крупных, 2 средних, 6 малых промышленных предприятий (общей численностью 2895 работников), 1 образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры, 1 организация развития.

В «Алтайский кластер аграрного машиностроения» входят 2 крупных, 5 средних, 12 малых промышленных предприятий (общей численностью 2349 работников), 5 научно-исследовательских и образовательных учреждений, 3 организации развития.

В «Омский биокластер» входят 2 крупных, 1 среднее, 8 малых промышленных предприятий (общей численностью 2 255 работников), 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 2 объекта технологической инфраструктуры, 1 организация развития, 1 финансовая организация.

В Омский НПК входят 4 крупных, 1 среднее, 5 малых промышленных предприятий (общей численностью 5185 работников), 3 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 2 объекта технологической инфраструктуры, 1 финансовая организация.

В «Кластер высокотехнологичного машиностроения и приборостроения» Бурятии входят 3 крупных, 1 среднее, 6 малых промышленных предприятий, общей численностью 8 225 работников, 1 образовательное учреждение, 2 объекта технологической инфраструктуры, 1 организация развития, 1 финансовая организация.

Специализация кластеров округа: химическое производство, производство машин и оборудования, промышленные биотехнологии, химическая промышленность, авиастроение, радиоэлектроника и приборостроение.

Уровень кооперации «Алтайского кластерА аграрного машиностроения» - 22,4%, биокластера Омской области - 35,59%, НПК Омской области - 20,06%, кластера высокотехнологичного машиностроения и приборостроения Бурятии - 52,7%. Средний уровень кооперации кластеров Сибирского округа - 32,69%

В таблице 2 представлены обобщенные характеристики кластерного развития по округам для кластеров, внесенных в реестр Минпромторга РФ.

Таблица 2

Распределение состава и структуры промышленных кластеров, входящих в реестр Минпромторга России (реестр) по федеральным округам

Федеральный округ Численность (шт.) и структура (%| Средний уровень кооперации (%)

кластеров предприятия работники предприятий инфраструктура Всего организаций

Крупные Средние Малые Всего

Центральный 4 19 34,5%1 19,58%2 8 14,5%1 12,7%3 28 50,9%1 10,3%4 55 56,1%6 12,7%7 31889 579,89 7972,2510 43 43,9%13 18,5% 14 98 14,7%16 59,23

СевероЗападный 4 16 25%1 16,5%2 15 23,4%1 23,8%3 33 51,5%1 12,1%4 64 74,4%6 14,8%7 29928 467,69 7482 10 22 25,6%13 9,5% 14 86 12,9%16 53,53

Северо-Кавказский 1 2 14,3%1 2%2 12 85,7%1 4,4%4 14 66,7%6 3,2%7 1999 142,799 199910 7 33,3%13 3%14 21 3,2%16 73,81

Приволжский 12 47 21,5%1 48,5%2 29 13,2%1 46,03%3 143 65,3%1 52,4%4 219 64,8%6 50,6%7 1 7598 80,359 1466,510 1 19 35%13 51,3%14 338 50,8%16 43,87

Уральский 2 нет 1 4,8%1 1,6%3 20 95,2%1 7,3%4 21 58,3%6 4,8%7 710 33,89 35510 15 41,7%13 6,4%14 365,4%16 75,5

Сибирский 5 13 21,7%1 13,4%2 10 16,7%1 15,9%3 37 61,6%1 13,5%4 60 69,8%6 13,8%7 20909 348,489 4181,8 10 26 30,2%13 11,2%14 86 12,9%16 32,68

Всего 28 97 22,4%5 63 14,5%5 273 63,1%5 433 65,1%8 103033 237,95" 232 35%15 665 3679,7512

Источник: составлено авторами

В таблице 2 представлены обобщенные характеристики кластерного развития по округам с принятыми обозначениями следующих верхних индексов:

1 - доля от общего числа предприятий кластеров округа;

2 - доля от общего числа крупных предприятий кластеров, входящих в реестр;

3 - доля от общего числа средних предприятий кластеров, входящих в реестр;

4 - доля от общего числа малых предприятий кластеров, входящих в реестр;

5 - доля крупных, средних и малых предприятий от общего числа предприятий кластеров, входящих в реестр;

6 - доля предприятий округа в общем числе организаций округа;

7 - доля предприятий округа в общем числе предприятий кластеров, входящих в реестр;

8 - доля предприятий от общего числа организаций кластеров, входящих в реестр;

9 - средняя численность работников предприятий по округам;

10 - средняя численность работников предприятий на один кластер по округам;

11 - средняя численность работников предприятий всех кластеров, входящих в реестр;

12 - средняя численность работников предприятий на один кластер по числу всех кластеров, входящих в реестр;

13 - доля организаций инфраструктуры в общем числе организаций округа;

14 - доля организаций инфраструктуры от общего числа всех организаций инфраструктуры кластеров, входящих в реестр;

15 - доля организаций инфраструктуры всех округов от общего числа организаций кластеров, входящих в реестр;

16 - доля всех организаций округов от общего числа организаций всех кластеров, входящих в реестр

Заключение

Проведенный анализ состава и структуры промышленных кластеров по федеральным округам показал следующее.

1. На первом месте по численности промышленных кластеров, вошедших в Реестр Минпромторга России, находится Приволжский федеральный округ с 12 кластерами. На втором Сибирский округ с 5 кластерами, на третьем - Центральный и Северо-Западный с 4 кластерами в каждом. Это объясняется изначальной развитостью промышленности в этих регионах и достаточно высоким уровнем инновационной активности.

2. В среднем по всем включенным в реестр промышленным кластерам доля малых предприятий от суммы всех предприятий федеральных округов составляет 63,1%, средних - 14,5%, крупных - 22,4%. Однако эти показатели относительно всех предприятий каждого федерального округа существенно различается. Наибольшая доля малых предприятий в Уральском (95,2%) и Северо-Кавказском (85,7%) федеральных округах, меньшая в Центральном федеральном округе (50,9%). Наибольшая доля средних предприятий в Северо-Западном федеральном округе (23,4%), меньшая - в Уральском федеральном округе (4,8%). Наибольшая доля крупных предприятий в Центральном федеральном округе (34,5%), меньшая доля в Северо-Кавказском федеральном округе (14.3%,). Распределение малых, средних и крупных предприятий по округам по сравнению с их суммарными значениями по всем кластерам, входящим в реестр (273; 63; 97), показывает, что лидером является Приволжский Федеральный округ (52,4%, 46,03% и 48,5%). Лидером он является и по доле предприятий относительно всех предприятий рассматриваемых кластеров (50,6%7).

Поскольку кластерная политика России направлена на поддержку малых предприятий, в этой связи следует обратить внимание на Северо-Западный и Уральский федеральный округа.

3. Доля инфраструктурных организаций всех округов от общего числа организаций всех кластеров, входящих в реестр, в среднем составляет 35%. Наибольшую долю организации инфраструктуры занимают в кластерах Центрального (43,9%) и Уральского (35,2%) федеральных округов, наименьшую - в кластерах Северо-Западного округа (25,6%).

Лидером по доле организаций инфраструктуры относительно всех инфраструктурных организаций рассматриваемых кластеров является Приволжский Федеральный округ (51,3%), наименьшую долю занимает Уральский Федеральный округ (6,4%).

4. Лидером по доле организаций - участников кластеров рассматриваемых федеральных округов относительно всех организаций - участников кластеров, входящих в реестр, является Приволжский федеральный округ (338 организаций, 50,8%). Это обеспечивают в основном машиностроительные кластеры Татарстана (134 организации). Наименьшую долю занимает Северо-Кавказский федеральный округ (21органи-зация, 3,2%).

5. Наибольшая численность работников, приходящаяся на один кластер рассматриваемых округов, приходится на Центральный федеральный округ (7972 чел.), которая обеспечивается двумя кластерами: «ПоморИнноваЛес» (15909 чел.) и Промышленным кластером метровагоностроения (13 776 чел.). Меньшая численность работников в Северо-Западном федеральном округе (7482 чел.) и наименьшая приходится на Уральский федеральный округ (355 чел.). Средняя численность работников одного предприятия среди всех предприятий, включенных в реестр кластеров, составляет 238 человек, при этом наибольшая средняя численность, приходящаяся на одно предприятие, наблюдается в Центральном (580 чел.) и Северо-Западном (468 чел.) федеральных округах, наименьшая - в Уральском федеральном округе (34 человека).

Говоря о лидерстве в численности занятых на предприятии кластера и по числу организаций - участников кластера, следует отметить, что это взаимосвязанные показатели. С одной стороны, большая численность организаций, как правило, дает наименьшую среднюю численность работников предприятия кластера; с другой стороны, численность работников одного предприятия кластера зависит от структуры предприятий (большая доля крупных предприятий дает большую численность на одно предприятие кластера)

6. Специализация кластеров по округам характеризуется следующим образом.

Кластеры Приволжского федерального округа специализируются на таких направлениях, как автомобилестроение и производство автокомпонентов, медицинская промышленность, фармацевтика, высокопроизводительная кормозаготовительная техника, оптика и фотоника, производство пищевых продуктов, строительство, городское хозяйство, архитектура.

Кластеры Сибирского федерального округа: химическое производство, авиастроение, биотехнологии.

Кластеры Северо-Западного федерального округа: лесоводство и деревообработка, целлюлозно-бумажное производство.

Кластеры Северо-Кавказского федерального округа: бытовая химия и косметические изделия в аэрозольной и полимерной упаковке, а также монтажные пены.

Специализация «производство машин и оборудования (в том числе станков и спецтехники, подъемного и гидропневматического оборудования, роботов)» присутствует во всех федеральных округах кроме Северо-Кавказского.

Специализация «микроэлектроника и приборостроение» присутствует в четырех из шести округов (Центральном, Приволжском, Уральском и Сибирском).

Специализация «производство электроэнергии и электрооборудования» присутствует в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Таким образом, анализ выявил следующее:

• существуют направления специализации кластеров, которые характерны только для определенных округов;

• наиболее широкий круг наименований выпускаемой продукции наблюдается в кластерах Приволжского федерального округа, что можно объяснить исторически сложившейся развитостью производства и связанной с этим кластеризацией промышленности;

• существуют специализации, которые присутствуют в различных округах, что предоставляет кластерам возможность взаимного обмена технологиями и разработками.

7. Уровень кооперации в целом соответствует требованиям, предъявляемым к промышленным кластерам, входящим в реестр Минпромторга России, но наблюдается существенный разброс среднего значения этого показателя по федеральным округам. Северо-Кавказский и Уральский округа - более 70%, Центральный и СевероЗападный - более 50%, Приволжский более - 40%, Сибирский - более 30%

Проведенные исследования показывают, что наблюдаются существенные различия характеристик функционирования, инфраструктурных условий и развития отдельных кластеров, что следует учитывать при формировании государственной поддержки отдельных кластеров, программировании региональной кластерной политики и условий для формирования и развития необходимой для их функционирования инфраструктуры.

ИСТОЧНИКИ:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года. Консультант Плюс. [Электронный ресурс].

URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2018).

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020

года. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2018).

3. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от

31.12.2014 № 488-ФЗ. Fzrf.su. [Электронный ресурс]. URL: https://fzrf.su/zakon/o-promyshlennoj-politike-488-fz ( дата обращения: 14.10.2018 ).

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747 ( дата обращения: 14.10.2018 ).

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/doc20120210_04 ( дата обращения: 05.07.2018).

6. Порядок проведения конкурсного отбора заявок на включение в перечень инно-

вационных кластеров - участников приоритетного проекта Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/842ca108-a9e0-4529-a2bc-3a155155c8b4/Порядок+конкурсного+отбора+участников+приоритетного+прое кта.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=842ca108-a9e0-4529-a2bc-3a155155c8b4 (дата обращения: 12.10.2018).

7. Абашкин В.Л., Артемов С.В. и др. Кластерная политика: достижение глобальной

конкурентоспособности. - М.: НИУ ВШЭ, 2017.

8. Андреева Т.А., Астанина Л.А., Андреев В.В. Особенности формирования и развития

пилотных инновационных территориальных кластеров // Инновационные кластеры цифровой экономики: теория и практика / Под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2018.

9. Исланкина Е.А., Куценко Е.С. и др. Инновационные кластеры - лидеры инвестици-

онной привлекательности мирового уровня: методические материалы. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 132 c.

10. Постановление Правительства РФ № 779 от 31.07.2015, № 963 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_183798 ( дата обращения: 05.10.2018 ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Справочные материалы по созданию промышленного кластера. Решение-верное. [Электронный ресурс]. URL: http://решение-верное.рф/sites/default/files/ Spravochnye.pdf (дата обращения: 14.10.2018).

12. Артемов С.В., Куценко Е.С. и др. Методические материалы по созданию промышленных кластеров. - М.: НИУ ВШЭ, 2016.

13. Отраслевой обзор «Промышленные кластеры России - 2016». - М.: ФЕДЕРАЛПРЕСС, 2017.

REFERENCES:

Otraslevoy obzor «Promyshlennye klastery Rossii - 2016» [Industry review "Industrial clusters of Russia - 2016"] (2017). M.: FEDERALPRESS. (in Russian).

Abashkin V.L., Artemov S.V. i dr. (2017). Klasternaya politika: dostizhenie globalnoy konkurentosposobnosti[Cluster policy: achieving global competitiveness] M.: NIU VShE. (in Russian).

Andreeva T.A., Astanina L.A., Andreev V.V. (2018). Osobennosti formirovaniya i razvitiya pilotnyh innovatsionnyh territorialnyh klasterov [Features of formation and development of pilot innovative territorial clusters] SPb.: Izd-vo Politekh. un-

Ita. (in Russian).

Artemov S.V., Kutsenko E.S. i dr. (2016). Metodicheskie materialy po sozdaniyu promyshlennyh klasterov[Methodical materials on industrial clusters creation] M.: NIU VShE. (in Russian).

Islankina E.A., Kutsenko E.S. i dr. (2017). Innovatsionnye klastery - lidery investitsionnoy privlekatelnosti mirovogo urovnya: metodicheskie materialy [Innovation clusters are the leaders of the investment attractiveness of world-class training materials] M.: NIU VShE. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.