Научная статья на тему 'Учет соматотипов студентов при тренировке в беге на короткие дистанции'

Учет соматотипов студентов при тренировке в беге на короткие дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL ABILITIES / MOTOR ACTIONS / MORPHOLOGICAL FEATURES / ESPECIALLY POWER QUALITY / SPECIAL ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Владимир Николаевич, Демеш Владимир Павлович

Общее уменьшение физических нагрузок в структуре деятельности человека, сокращение объема мускульного труда привело к увеличению контингента лиц с детренированностью сердечно-сосудистой системы. Как следствие пониженная физическая работоспособность и недостаточное развитие профессионально важных физических и психофизиологических качеств, у значительного числа молодых людей. Неоднородность в проявлении основных физических качеств в совокупности с индивидуальными морфологическими особенностями организма потребовала провести анализ подготовленности в видах испытаний, требующих проявления основных физических способностей. На основании математического анализа выбраны составляющие, в которых уровень развития физических способностей может служить показателем текущего или этапного контроля процесса физического совершенствования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Владимир Николаевич, Демеш Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Account of somatotypes of students when training in the sprint running

The general decrease in physical activity in the structure of human activity, the reduction in the volume of muscular labor led to increase in the contingent of persons with a de-patterned cardiovascular system. As a consequence the reduced physical performance and insufficient development of professionally important physical and psycho-physiological qualities, among a significant number of young people. Heterogeneity in the manifestation of the basic physical qualities in conjunction with the individual morphological characteristics of the body required an analysis of preparedness in the types of tests that require the manifestation of the basic physical abilities. On the basis of the mathematical analysis the components in which the level of development of physical abilities can serve as an indicator of the current or stage control of process of physical improvement of students are chosen.

Текст научной работы на тему «Учет соматотипов студентов при тренировке в беге на короткие дистанции»

Козьяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 211-217.

7. Ретроспективный анализ основных программных документов по обучению плаванию учащихся общеобразовательных школ современной России / О.Ю. Савельева, Т.М Воеводина, В.Ю. Карпов, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 144-150.

8. Савельева, О.Ю. Основы начального обучения плаванию : учебное пособие / О.Ю. Савельева. - М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2012. - 180 с.

9. Савельева, О.Ю. Спецкурс «Авторские методики обучения плаванию» как средство расширения профессионально-педагогического кругозора студентов физкультурного вуза // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы IV научно-практической конференции с международным участием / Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. - М., 2014. - С. 364-367.

REFERENCES

1. Vasiliev, V.S. and Savelieva, O.Yu. (1988), "Preparatory exercises for teaching the swimming of younger schoolchildren", Physical culture at school, No.12, pp.12-15.

2. Karpov, V.Yu., Davydov, V.Yu., Savelieva, O.Yu. and Lapina, N.M. (2012), Water games and recreations: Tutorial, publishing center SSU, Sochi

3. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Romanova, A.V. and Bakulina, E.D. (2016), "The study of the individual predisposition of schoolchildren to the development of swimming techniques at the stage of water development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No.4, pp. 237-242

4. Karpov, V.Yu., Zvorykin, I.V. and Lyashenko, V.A. (2015), "Game method swimming training of children 8-9 years old at the stage of initial training ", Science and education in XXI century, Materials of the International scientific and practical Conference, "AR-Consult" Ltd., pp.106-109.

5. Karpov, V.Yu. and Savelieva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara

6. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Kozyakov, R.V. (2017), "Providing features of educational process in swimming with preschool age children at the youth sport schools and fitness clubs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 211-217

7. Savelieva, O.Yu., Voevodina, T.M., Karpov, V.Yu. and Bakulina, E.D. (2016), "The retrospective analysis of the main program documents of swimming classes for pupils of comprehensive schools in modern Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No.10, pp. 144-149.

8. Savelieva, O.Yu. (2012), The basics of initial training in swimming: training manual, publishing house MSPU, Moscow.

9. Savelyeva, O. Yu. (2014), "Special course: "Author's techniques of training in swimming" as an extender of a professional and pedagogical outlook of students of sports higher education institution", "Innovative technologies in sports and physical training of younger generation" Materials of IV-th scientific and practical conference with the international participation. Moscow City Pedagogical University, Teacher training college of physical culture and sport, Moscow, pp. 364-367.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.03.2018

УДК 796.011.3

УЧЕТ СОМАТОТИПОВ СТУДЕНТОВ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Павлович Демеш, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

Санкт-Петербург

Аннотация

Общее уменьшение физических нагрузок в структуре деятельности человека, сокращение объема мускульного труда привело к увеличению контингента лиц с детренированностью сердечнососудистой системы. Как следствие - пониженная физическая работоспособность и недостаточное

развитие профессионально важных физических и психофизиологических качеств, у значительного числа молодых людей. Неоднородность в проявлении основных физических качеств в совокупности с индивидуальными морфологическими особенностями организма потребовала провести анализ подготовленности в видах испытаний, требующих проявления основных физических способностей. На основании математического анализа выбраны составляющие, в которых уровень развития физических способностей может служить показателем текущего или этапного контроля процесса физического совершенствования студентов.

ACCOUNT OF SOMATOTYPES OF STUDENTS WHEN TRAINING IN THE SPRINT

RUNNING

Vladimir Nikolaevich Kovalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Pavlovich Demesh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

Annotation

The general decrease in physical activity in the structure of human activity, the reduction in the volume of muscular labor led to increase in the contingent of persons with a de-patterned cardiovascular system. As a consequence - the reduced physical performance and insufficient development of professionally important physical and psycho-physiological qualities, among a significant number of young people. Heterogeneity in the manifestation of the basic physical qualities in conjunction with the individual morphological characteristics of the body required an analysis of preparedness in the types of tests that require the manifestation of the basic physical abilities. On the basis of the mathematical analysis the components in which the level of development of physical abilities can serve as an indicator of the current or stage control of process of physical improvement of students are chosen.

Keywords: physical abilities, physical abilities, motor actions, morphological features, especially power quality, special endurance.

ВВЕДЕНИЕ

В качестве двигательного действия, носящего прикладный характер и в наибольшей мере требующего проявления быстроты, был взят бег на 100 м с высокого старта по команде [2; 5]. Очевидно, что выполнение указанного испытания требует развития еще нескольких физических способностей, составляющих интегральную подготовленность в проявлении качества быстроты. В виде составляющих ее компонентов подготовленности были выбраны способность к стартовому ускорению, характеризующая уровень развития специально-силовых качеств, специальная выносливость, отражающая способность удержания максимальной скорости бега на протяжении всей дистанции и максимальная скорость бега [1; 3].

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве характеристики уровня проявления способности к ускорению нами был взят результат в беге 30 м с высокого старта по команде, показателем максимальной скорости бега являлся результат в беге 30 м с ходу, а в качестве показателя развития специальной выносливости была взята разница между фактическим временем пробегания 100 м и расчетным по результатам бега 30 м с высокого старта и максимальной скорости бега. Результат бега на 100 м был взят за интегральный показатель развития выбранных компонентов [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Математическая обработка полученных результатов тестирования выявила очень высокую связь указанных составляющих с интегральным результатом (r=0,992-0,997).

Это послужило основанием для расчета их совокупного влияния на основной показатель, которое оказалось: а) для максимальной скорости бега и специальной выносливости в пределах 92,3%; б) для максимальной скорости бега и способности к ускорению -

41.3%

79,5%; в) способности к стартовому ускорению совместно со специальной выносливостью в пределах 65,0% (рисунок 1).

Это послужило основанием для расчета их совокупного влияния на основной показатель, которое оказалось: а) для максимальной скорости бега и специальной выносливости в пределах 92,3%; б) для максимальной скорости бега и способности к ускорению - 79,5%; в) способности к стартовому ускорению совместно со специальной выносливостью в пределах 65,0% (рисунок 1).

Рассчитанные показатели, на основе выбранных компонентов, позволили их использовать в разработке дифференцированной тренировки в беге на 100 м (таблица 1).

Таблица 1 - Проявление физических способностей в основных компонентах подготовленности бега на 100м (п=153)

Рисунок 1 - Совместное влияние компонентов подготовленности на результат бега на 100 м

№ Компоненты Статистические показатели

п/п подготовленности X о МАХх МГЫх У%

1 Бег 100 м с в/ст, с 13,95 0,65 16,2 12,8 4,6

2 Бег 30 м с ходу, с 3,68 0,22 4,5 3,2 5,9

3 Бег 30 м с в/ст, с 4,65 0,23 5,3 4,2 4,9

4 Специальная выносливость, с 0,71 0,31 1,7 0 43,6

Полученные результаты, являясь характеристикой среднестатистического уровня развития ведущих способностей, были приняты за «модельные» показатели их развития. Коэффициенты вариации свидетельствуют о групповой однородности в проявлении скоростных и скоростно-силовых качеств при значительной неоднородности в проявлении специальной выносливости. Это косвенно свидетельствует о ее высокой зависимости от воздействия факторов внутреннего и внешнего характера и относительной детерминированности проявления скоростных способностей.

Сравнивая показатели отстающих студентов, представленные в таблице 2 с их должными величинами, представленными в таблице 1, можно определить, что разница в проявлении максимальной скорости бега составляет 0,18 с, в способности к стартовому ускорению - 0,17 с, а в развитии специальной выносливости разницы - нет, и дальнейший анализ показателей в данных компонентах среди отстающих студентов выявил 100%-ный уровень развития специальной выносливости только у 3,6% и должный («модельный») уровень развития скоростного компонента у 30,4% испытуемых.

Таблица 2 - Проявление физических способностей отстающих студентов в основных компонентах подготовленности бега на 100 м (п=56)_

№ Компоненты Статистические показатели

п/п подготовленности X о МАХх МГЫх У%

1 Бег 100 м с в/ст, с 14,62 0,43 16,2 14,1 2,9

2 Бег 30 м с ходу, с 3,86 0,19 4,5 3,6 4,9

3 Бег 30 м с в/ст, с 4,82 0,27 4,5 5,3 5,5

4 Специальная выносливость, с 0,80 0,34 1,7 0 43,6

Количество студентов с модельным результатом в беге 30 метров со старта не выявлялось в силу недостаточного влияния этого показателя на основное упражнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный математический анализ показал, что выбраны составляющие, в которых уровень развития физических способностей, в достаточной степени, может служить показателем текущего или этапного контроля процесса физического совершенствования студентов. Их применение в качестве контролирующего теста выявило необходимость

развития у отстающих способностей в проявлении выносливости к бегу на 100 м. и максимальной скорости в беге по дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.

2. Давыдов, В.П. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников в интересах подготовки к профессиональному образованию в военно-учебных заведениях: пути и средства / В.П. Давыдов, А.Г. Липатников // Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы : материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 2009. Часть I. - Москва, 2009. - С. 578580.

3. Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях : монография / Б.В. Ендальцев. - СПб. : [б. и.], 2008. - 198 с.

4. Сосницкий, В.Н. Физическая подготовка допризывной молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сосницкий В.Н. - Волгоград, 2010. - 26 с.

5. Ходаковски-Мальцевич, Л. Зависимость спортивного результата от развития физических качеств и морфологических показателей юношей на этапах предварительной подготовки к бегу : дис. ... канд. пед. наук / Ходаковски-Мальцевич Л. - М., 1992. - 118 с.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2002), "The main provisions of the concept of intensive innovative transformation of the national system of physical education and sports education of children, adolescents and youth of Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 2-4.

2. Davydov, V.P. and Lipatnikov, A.G. (2009), "Military-patriotic education of high school students in the interests of preparation for professional education in military schools: ways and means", Ways, means, opportunities for modernization of the educational system. Materials of the scientific-practical conference on 24-25 April 2009. Part I, Moscow, pp. 578-580.

3. Endaltsev, B.V. (2008), Physical culture, health and human performance in extreme environmental conditions. Monograph, St. Petersburg.

4. Sosnitsky, V.N. (2010), Physical training before the youth, dissertation, Volgograd.

5. Khodakovski-Maltsevich, L. (1992), Dependence of the sports result on the development of physical qualities and morphological indicators of young men at the stages of preliminary preparation for running, dissertation Moscow.

Контактная информация: vovademesh@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2018

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

КОМПЕТЕНЦИЙ

Марина Алексеевна Коняева, кандидат педагогический наук, доцент, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, г. Саратов

Аннотация

Фактором успешной адаптации к многосложным требованиям профессии музыканта следует отнести состояние здоровья и достаточная для исполнительской деятельности степень физической тренированности, которые также являются основополагающими показателями для развития узкоспециальных физических особенностей в конкретном виде музыкальной деятельности. При работе за музыкальным инструментом студентам необходим активный тонус мышц, их эластичность и готовность. В связи с этим необходимо уделять особое внимание и постоянно заниматься улучшением уровня физической подготовленности студентов, занимающихся музыкальным исполнительством. Для технического совершенствования и укрепления исполнительского аппарата музыканту необходимо играть этюды, гаммы, арпеджио и другие учебно-вспомогательные упражнения. Поэтому очень часто музыкальный инструмент превращается в некий спортивный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.