2. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 21-27.
3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физическая культура и спорт, 1991. - 543 с.
4. Сырвачева, И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии : материалы регион. науч. конф. - Владивосток, 2003. - C. 108-111.
REFERENCES
1. Belyanicheva, V.V. and Gracheva, N.V. (2009), "Formation of motivation of occupations by physical culture at students", Physical culture and sport: integration of science and practice, Issue 2, publishing house Science, Saratov, pp. 6-9.
2. Lubysheva, L.I. (2001), "Social role of sport in development of society and socialization of the personality", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pр. 21-27.
3. Matveev, L.P. (1991), Theory and technique of physical culture, F&S, Moscow.
4. Syrvacheva, I.S. (2003), "Motivation of independent occupations by physical exercises", Physical culture, health: problems, prospects, technologies: mater. Conf, DGVU, Vladivostok, рр. 108111.
Контактная информация: Letchik45@bk.ru
Статья поступила в редакцию 20.04.2017
УДК 796.077.5
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА - ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ
Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Татьяна Михайловна Воеводина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Михайловна Лапина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация
Одной из главных задач профессиональной деятельности педагога физической культуры является проведение массового обучения плаванию всех возрастных контингентов на качественном уровне. Для решения этой задачи вузы должны создать оптимальные условия, обеспечивающие высокий уровень подготовки педагогов физической культуры по плаванию.
Ключевые слова: плавание, бакалавр, плавательная подготовленность, учебная практика, дистанционное образование, государственный образовательный стандарт.
MODERN TECHNOLOGIES AT TRAINING TO SWIMMING IN PREPARING PHYSICAL CULTURE PEDAGOGIC BACHELOR
Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Tatyana Mikhailovna Voevodina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Mikhailovna Lapina, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Samara State University of Social Science and
Education, Samara
Annotation
The main tasks of physical culture teacher's professional activity include the conducting of mass training in swimming for all-age contingents on the qualitative level. Universities must create optimal conditions that ensure a high level of training of physical culture teachers in swimming to solve this problem.
Keywords: swimming, bachelor, swimming preparedness, educational practice, distance education, state educational standard.
В первом десятилетии XXI века высшая школа получила право самостоятельной разработки внутривузовских учебно-методических документов в рамках Государственных образовательных стандартов. Вузы России перешли на двухуровневую систему подготовки специалистов - бакалавров и магистров, осуществляя свою деятельность согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования третьего поколения [4].
В обществе от уровня владения плавательными умениями и навыками может зависеть не только жизнь человека, но и жизнь окружающих людей, в связи с этим обучение плаванию детей и взрослых было и остается актуальной проблемой. Одной из главных задач профессиональной деятельности педагога физической культуры является обеспечение на должном уровне учебного процесса по плаванию для всех возрастных контин-гентов без учета их предрасположенности к плавательному спорту, т.е. проведение массового обучения [2].
Начиная с 2008 года и по настоящее время, во многих физкультурных вузах и на факультетах физической культуры не проводится вступительный экзамен по плаванию; в результате этого, содержание практических занятий в бассейне, в основном акцентировано на формировании должного уровня плавательной подготовленности студентов, а не на педагогике плавания [1]. В 2015 году в Педагогическом институте физической культуры и спорта (ПИФКиС) Московского городского педагогического университета состоялся первый выпуск бакалавров педагогического образования (050100.62) по профилю «Физкультурное образование». Изначально две трети из них на I курсе с трудом преодолевали дистанцию 50 м, демонстрируя технику плавания «по-своему», а некоторые совсем не умели плавать. К 2011 году, к моменту их поступления преподавателями были разработаны учебные документы с учетом опыта работы со слабо подготовленными и не умеющими, плавать студентами. Изучение дисциплины «Теория и методика плавания» было запланировано на первые три семестра в количестве 288 часов: на лекции отведено 27 часов, на практические занятия - 106 часов, в том числе 14 часов - на итоговую учебную практику, но большая часть времени - 155 часов (53,8%), была выделена на самостоятельные занятия студентов [9]. Однако, увеличение количества часов на практические занятия, по сравнению со специалитетом (64 часа), не позволило пропорционально увеличить долю итоговой учебной практики, поскольку решение задачи по повышению изначально низкой плавательной подготовленности бакалавров требовало значительных временных трат. В IV семестре бакалавры изучали дисциплину по выбору - «Авторские методики обучения плаванию»: 10 часов лекции, 18 часов практических занятий в аудитории; 44 часа планировалось на самостоятельную учебную деятельность студентов [6]. В результате из всего аудиторного почасового фонда указанных дисциплин лишь 14 часов были выделены на итоговую учебную практику в бассейне, т.е. 8,8% или 11,3% от общего часового фонда практических занятий, это - без учета времени, затрачиваемого на решение вариативных учебных педагогических задач в ходе каждого практического занятия [7].
Бакалавры, поступившие в 2016 году на обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование» (44.03.01) и профилю подготовки «Физическая культура», будут изучать дисциплину «Теория и методика плавания» в течение III - V семестров: лекции - 26 часов, практические занятия - 114 часов, из них - итоговая учебная практики составляет 27 часов, самостоятельная работа - 184 часа (56,8%). Занятия плаванием со студентами проходят в бассейне «Школа водных видов спорта». На I курсе в ходе практических занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» (126 часов) все студенты учатся плавать. Сформированный уровень плавательной подготовленности позволит на II и III курсах при изучении дисциплины «Теория и методика плавания» уделить
больше внимания педагогике плавания, с привлечением студентов к учебно-педагогической деятельности на каждом практическом занятии из расчета 20^25 минут, с начислением бонусных баллов. Планируется расширить рамки учебной практики и проводить итоговую учебную практику с детьми, посещающими «Школу водных видов спорта» [3, 5].
В VI семестре бакалавры приступят к изучению дисциплины по выбору «Основы использования физических упражнений водных видов спорта и физкультурно-педагогической деятельности»: 10 часов лекций, 18 часов практических занятий и 44 часа - самостоятельное изучение дисциплины. Все практические занятия указанной дисциплины будут проводиться в бассейне, 14 часов из них - это учебная практика; рейтинговые баллы студенты будут получать за результаты подготовки творческих разработок и учебную педагогическую деятельность. В итоге на подготовку выпускников к обучению плаванию в настоящее время отводится 41 час практических занятий, т.е. 24,4% от всего аудиторного фонда или 31,1% от фонда практических часов, 15^25 минут отводится на проведение непрерывной учебной практики [9].
Начиная с 2018 года, планируется включение в программу подготовки бакалавров-педагогов физической культуры курса по выбору «Плавание в детском оздоровительном лагере» из расчёта 2 зачетные единицы. С переходом на многоуровневую систему, внедрение в подготовку бакалавров физической культуры современных технологий привело к новому витку модернизации и адаптации учебного процесса к современным условиям и требованиям [7].
Для бакалавров, поступивших в вуз в 2015 году по профилю «физическая культура» (направление 44.03.01) был определен часовой фонд дисциплины «Теория и методика плавания» - 360 часов, из которых 216 часов (60,0%) отведено на самостоятельную учебную работу студентов, в том числе -134 часа (62,0%) отводится на выполнение письменных творческих заданий и подготовку к промежуточной аттестации.
Внедрение системы дистанционного образования (СДО) MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), изначально предполагает создание для студентов и преподавателей комфортных условий преподавания и обучения за счет рационального использования своего времени. По дисциплине «Теория и методика плавания» рабочая программа, фонд оценочных средств, презентации по темам курса, ссылки на интернет ресурсы, задания для студентов по семестрам, инструкции для их выполнения, перечень вопросов для зачета и экзаменов, ссылки на дополнительную литературу и справочные материалы, были представлены в СДО MOODLE [8, 10]. Однако, для качественного выполнения самостоятельной работы оснащение дисциплины всеми указанными материалами оказалось недостаточным. В процессе работы в СДО MOODLE определились пять наиболее значимых проблем, мешающих качественному использованию данной учебной среды при изучении практических дисциплин, в том числе «Теории и методики плавания».
Во-первых, весьма часто возникает трудность входа на страничку MOODLE, возникают сложности с авторизацией.
Во-вторых, для полноценной работы каждому студенту необходимо четко ориентироваться в возможностях СДО, уметь грамотно взаимодействовать с программой, осознавать её интерфейс.
В-третьих, при проверке заданий в электронном виде очень сложно дать подробные комментарии к тексту, сделать «построчные» замечания, указать на конкретные недостатки работы, часто приходится ограничиваться резюме. Незнание студентами возможностей СДО по оценке письменных работ приводит к тому, что обучающиеся не знакомятся с резюме и не выполняют своевременных правок; лишь единицы читают личные сообщения от преподавателя и отвечают на них. На практических занятиях при предъяв-
лении материалов на бумажном носителе преподавателю приходится вновь нерационально тратить время на подробное разъяснение студенту его ошибок, указывать на недостатки в тексте.
В-четвертых, изучение любой практической дисциплины, требует непосредственного педагогического взаимодействия преподавателя не только с одним студентом, но и с группой в целом, поскольку педагогические профессионально-значимые знания, умения и навыки, в том числе и должный уровень плавательной подготовленности, невозможно сформировать дистанционно. Изучая «Теорию и методику плавания», студенты в ходе теоретической части практических занятий защищают реферативные и контрольные работы, а в процессе учебной практики реализуют свои творческие разработки. В связи с этим преподавателю, находящемуся на бортике бассейна, необходимо оценивать практическую деятельность студентов, имея перед глазами их работы, на бумажном носителе или в электронном виде.
В-пятых, итоговая аттестация студентов в СДО МООБЬБ по практическим дисциплинам не может быть достоверной, поскольку в электронном журнале не учитываются достижения обучаемых по формированию двигательных умений, развитию физических качеств, освоению педагогической техники и владению ею. Разработчикам СДО следует найти возможности для решения этой проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Включение вступительного экзамена по плаванию; продолжение опыта проведения занятий по «Прикладной физической культуре» средствами плавательной подготовки, предоставление студентам возможности посещать бассейн в удобное для них время для самостоятельных занятий по льготным ценам; проведение итоговой учебной практики на детских группах «Школы водных видов спорта» в течение всего семестра; проведение для первокурсников «Школы СДО МООБЬБ» в виде элективных курсов, использование компьютера с выходом в Интернет на практических занятиях по плаванию; выполнение студентами функций инструктора плавания в ходе летней педагогической практики положительно скажутся на готовности выпускников к обеспечению массового обучения плаванию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова, А.В. Новые подходы в подготовке студентов к педагогической деятельности по плаванию / А.В. Абросимова, В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева // Инновационно-технологическое развитие науки : сборник статей международной науч.-практ. конф. - Волгоград : Аэтерна, 2017. - С. 133-135.
2. Булгакова, Н.Ж. Формирование профессиональной компетенции учителя физической культуры при изучении дисциплины «Плавание» / Н.Ж. Булгакова, Е.А. Распопова, О.Ю. Савельева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 2. - С. 31-33.
3. Карпов, В.Ю. Современный взгляд на подготовку спортивного менеджера / В.Ю. Карпов, О.С. Августимова, М.В. Еремин // Имидж образования - вызовы современного мира : материалы первой международной конференции / Академия имиджелогии. - М., 2015. - С. 85-90.
4. Карпов, В.Ю. Управление воспитанием студентов с использованием средств физической культуры и спорта : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Карпов В.Ю. - СПб., 2005. - 39 с.
5. Карпов, В.Ю. Новые образовательные системы и технологии в обучении студентов / В.Ю. Карпов, Е.А. Токарева // Научные основы современного прогресса : сборник статей международной науч.-практ. конф. - Магнитогорск : Омега-Сайнс, 2016. - С. 127-129.
6. Карпов, В.Ю. Психолого-педагогический подход при обучении плаванию студенческой молодежи / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева, О.Б. Парамонова // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сборник статей международ. науч.-практ. конф : в 5 частях. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 100-102.
7. Место и значение учебной практики в подготовке студентов факультетов физической культуры к предстоящей педагогической деятельности (на примере плавания) /В.Ю. Карпов,
О.Ю. Савельева, Ф.Р. Сибгатулина, Т.Ю. Федорова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 102-106.
8. Лапина, Н.А. Повышение готовности будущих учителей физической культуры к обучению плаванию / Н.М. Лапина, В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сборник статей международ. научн.-практ. конф. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 98-100.
9. Савельева, О.Ю. Инновации в преподавании дисциплины «Плавание» в высших учебных заведениях / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Р.В. Козьяков // Наука, образование и инновации : сб. статей международ. науч.-практ. конф. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 152-154.
10. Савельева, О.Ю. Самостоятельная учебная деятельность студентов в процессе изучении дисциплины «Теория и методика плавания» / О.Ю. Савельева // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы V науч.-практ. конф. Московского гос. пед. ун-та. - М., 2015. - С. 127-130.
11. Савельева, О.Ю. Из опыта подготовки бакалавров физической культуры по дисциплине «Теория и методика плавания» в СДО MOODLE МГПУ / О.Ю. Савельева // Инновационные технологии в спорте и физ. воспитании подрастающего поколения : материалы VII межрегион. науч.-практ. конф. Пед. ин-та физ. культуры и спорта Московского гос. пед. ун-та. - М., 2017. - С. 503-505.
REFERENCES
1. Abrosimova, A.V., Karpov, V.Yu. and Savelieva, O.Yu (2017), "The new approaches in preparing students for pedagogical activity in swimming", Innovative-technological development of science collection of articles of international scientific-practical. Conf., Aeterna, Volgograd, pp. 133-135.
2. Bulgakova, N.Zh., Raspopova, E.A. and Savelieva, O.Yu. (2010), "Formation of the professional competence of the teacher of physical culture when studying the discipline "Swimming"", Physical culture: education, education, training, No 2, pp. 31-33.
3. Karpov, V.Yu., Avgustimova, O.S. and Eremin, M.V. (2015), "Modern look at the preparation of sports manager", The image of education - the challenges of the modern world materials of the first international conference, Academy of imagelogic, Moscow, pp. 85-90.
4. Karpov, V.Yu. (2005), Management of the education of students using the means of physical culture and sports, Dissertation. Moscow.
5. Karpov, V.Yu. and Tokareva, E.A. (2016), "The new educational systems and technologies in teaching students", Scientific foundations of modern progress collection of articles of international scientific-practical. Conf., Omega-Science, Magnitogorsk, pp. 127-129.
6. Karpov, V.Yu., Savelyeva, O.Yu. and Paramonova, O.B. (2016), "Psychology and pedagogical approach when training in swimming of student's youth", Innovative science: last, real, future: collection of articles international science and practice conf., Aeterna, Ufa, pp. 100-102.
7. Karpov V.Yu., Savelieva, O.Yu., Sibgatulina, F.R. and Fedorova, T.Yu. (2017), "Importance value of educational practice in preparation for upcoming pedagogical activity for students of physical culture faculty (on the example of swimming)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 102-106.
8. Lapina, N.A., Karpov, V.Yu., Savelieva, O.Yu. (2017), "Improving the readiness of future teachers of physical culture to learn swimming", Psychological and pedagogical aspects of the scientific formation of the personality collection of articles of the international scientific-practical conference, Aeterna, Ufa, pp. 98-100.
9. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu. and Koziakov, R.V. (2016), "Innovations in the teaching of the discipline "Swimming" in higher education institutions", Science, education and innovations: Materials of the international Scientific and practical conference, Aeterna, Ufa, pp. 152-154.
10. Savelyeva, O.Yu. (2015), "Independent educational activity of students in the process of studying the discipline "Theory and technique of navigation"", Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: Materials V scientific-practical. Conf., MSPU, Moscow, pp. 127-130.
11. Savelieva, O.Yu. (2017), "From the experience of training bachelors of physical culture in the discipline "Theory and technique of navigation" in SDO MOODLE MSPU", Innovative technologies in sports and physical education of rising generation: materials of VII interregional scientific-practical conf. PIFKS of the Moscow State Pedagogical University, Moscow, pp. 503-505.
Контактная информация: vu2014@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.04.2017
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ
КЛАССОВ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
Светлана Сергеевна Садовая, кандидат педагогических наук, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград
Аннотация
В рамках статьи автором представлена методика формирования патриотизма у учащихся старших классов средствами физической культуры. Раскрыты целевые установки такого педагогического процесса, конкретизированы задачи. Автор приводит перечень средств педагогического воздействия, выделяя в них общепринятые и специальные. Так же приводится перечень необходимых методов, которые наиболее целесообразно использовать в педагогической практике.
Ключевые слова: физическое воспитание, патриотизм, школьники старших классов.
METHODOLOGY OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF SENIOR CLASSES, DIRECTED AT FORMATION OF PATRIOTISM
Svetlana Sergeevna Sadovayа, candidate of pedagogical sciences, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
Annotation
Within the framework of the article the author presents methodology for the formation of patriotism in high school among the students through means of physical culture. The objectives of this pedagogical process are revealed, and the tasks are specified. The author gives a list of means of pedagogical influence, highlighting in them the conventional and special. The list of necessary methods is also given, which is the most expedient to use in pedagogical practice.
Keywords: physical education, patriotism, high school students.
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание полноценного гражданина, патриота своей родины, всегда было приоритетным направлением обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходимость осуществления специальной работы в данном направлении обусловлена важнейшим значением проблемы патриотического воспитания, как для воспитания граждан России, так и для повышения престижа и обороноспособности страны в целом [3].
Формирование у учеников способности ценить и отстаивать свои права, уважать свою родину является необходимым условием современных образовательных реалий, нацеленных на воспитание полноценной личности. Педагоги отмечают, что решение поставленных задач требует длительного педагогического воздействия и постоянного подкрепления достигнутых результатов. В данном отношении школа является одним из наиболее функциональных звеньев воспитания подрастающего поколения. Поэтому важно использовать ее потенциал при решении задач патриотического воспитания молодежи [2].
Педагогические наблюдения показали, что в большинстве общеобразовательных школ недостаточно организована работа по патриотическому воспитанию и слабо используется в данном отношении физическое воспитание. А вместе с тем физическая культура является обязательным предметом обучения и воспитания подростков. Обладая большими возможностями в воспитании волевых качеств, психофизической выносливости, личностных характеристик, она могла бы с успехом решить проблемы патриотического воспитания молодежи [1]. На решение данной проблемы и была направлена наша работа.