ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2(26). 241-255
УДК 314+908
Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10211
Ю. В. Боровик
учет событий жизненного цикла
у СТАРООБРЯДЦЕВ чАСОВЕННОГО И БЕЛОКРИНИЦКОГО СОГЛАСИЙ ГОРНОЗАВОДСКОГО уРАЛА:
заметки к истории источника*
Аннотация. В статье рассматриваются исторические условия, в которых велся метрический учет крещений, браков и отпеваний у старо-обрядцев-беглопоповцев (позднее часовенного и белокриницкого согласий) на Урале на протяжении XIX в. Статья касается изменений законодательства о регистрации семейного состояния, рождений и отпеваний у староверов, начиная с царствования Александра I до конца имперского периода в истории России. Определены ограничения, которые имеются у каждого из источников, возникавших в результате Высочайших распоряжений. В дополнение к широко известному источнику, появившемуся после провозглашения веротерпимости и издания Указа о старообрядческих общинах 17 октября 1906 г., собраны сведения об учете событий жизненного цикла в предшествующее время. В XIX в. обстоятельства для их ведения были по большей части неблагоприятные. Подобных документов обнаружено к настоящему времени совсем немного, и они связаны с Рогожским центром и территорией Уральского казачьего войска. Это, однако, не означает полную бесперспективность поисков, поскольку до конца 1830-х гг. ведение таких книг у старообрядцев правительством было возложено на беглых священников и вполне возможно, что в составе архивных фондов они есть. Позднее существовавшую на горнозаводском Урале практику учета крещений, венчаний и отпеваний местные старообрядцы пытались передать наставникам-мирянам. Однако записи наставников не признавались вла-
* Статья подготовлена в рамках выполнения проекта № 33.2182.2017/4.6 «Формирование русской культурно-религиозной идентичности: памятники традиционной письменности как символические коды культурной памяти» по госзаданию МО РФ.
© Ю. В. Боровик, 2019
241
стями в качестве имеющих законную силу и, более того, с конца 1830-х гг. превратились в улику, свидетельствующую о противоправных действиях по «распространению раскола». В статье приводятся сведения об инициативах самих старообрядцев по учету событий жизненного цикла до 1906 г. В основе — актовые источники различного происхождения (Высочайшие указы, материалы старообрядческих соборов), делопроизводственная документация, переписка, метрические книги и другие документы учета населения. Для сравнения с Московским поповским центром на Рогожском кладбище, где практика метрикации продолжалась во второй половине XIX в., привлечены публикации и сообщения генеалогов и краеведов.
Ключевые слова: метрические книги, старообрядчество, Урал, рогожское кладбище, законодательство, события жизненного цикла, часовенное согласие, беглопоповцы, белокриницкая иерархия.
Цитирование. Боровик Ю. в. Учет событий жизненного цикла у старообрядцев часовенного и белокриницкого согласий горнозаводского Урала: заметки к истории источника // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (26). С. 241-255. Б01: 10.24411/2224-53912019-10211
Метрическая система учета событий жизненного цикла у православного населения в Российской империи была введена в эпоху петровских преобразований1. В 1820-1830-е гг. появились законы о ведении метрических книг в общинах католиков, магометан, лютеран, евреев2. Старообрядцы получили возможность вести собственные метрики только после издания Указа о порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин 17 октября 1906 г.3 Это был важный шаг на пути признания правового статуса старообрядчества, поскольку все записи о событиях жизненного цикла, внесенные в такие метрики, становились
1 Антонов Д. Н., Антонова и. А. Метрические книги России XVIII — начала XX вв. М., 2006. С. 32-38.
2 Недзелюк т. Г. Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15). С. 129; лиценбергер о. а. Применение норм семейного права Римско-Католической Церкви в Российской империи // Религия и право. 2003. № 1. С. 34-37.
3 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3 (1881-1913). СПб., 1909. Т. 26: 1906 г. № 28425, 28426.
подтверждением законности семейного состояния и прав наследования. Однако записи, введенные Указом 1906 г., не являются первым вариантом метрического учета у старообрядцев. Задачей данной статьи является определение круга предшествующих источников — связанных со специальным учетом браков, рождений, смертей староверов до 1906 г. отдельно от остального населения.
Сразу после обнародования Указа о старообрядческих общинах 1906 г. обнаружилось, что отношение к возможности вести метрики в самой старообрядческой среде было неоднозначным. Многие старообрядческие общества отказались от официальной регистрации на основе Указа 17 октября 1906 г.4 Помимо религиозных мотивов, к которым апеллировали противники регистрации, и обычных опасений вмешательства властей, это, возможно, говорит о том, что к началу XX в. проблема доказательства семейного состояния и имущественных прав у них не стояла остро или уже имела решение и без собственных метрик. Вновь открывшейся возможностью стремились воспользоваться прежде всего те общества, которые рассматривали взаимодействие с властями как допустимое, не опасались предоставления сведений о себе и воспринимали легальный статус общины как ценность.
4 Часть старообрядцев в самых разных согласиях не пожелала проходить процедуру регистрации, полагая, что доставление властям подробных сведений о действиях руководителей и метрических записях является излишним и не совпадает с их интересами (в числе которых, по всей видимости, не значилось узаконение гражданского состояния). В основе этих рассуждений была та же логика, что сработала 100 годами ранее в отношении т. н. секретных правил «Об оставлении у раскольников беглых священников, если ни до побега своего не учинили уголовного преступления.» 26 марта 1822 г., которыми Александр I позволил беглопоповцам иметь духовных лиц, предписав последним вести метрические книги, см.: Собрание постановлений по части раскола. Т. 1. Вып. 1: Постановления Министерства внутренних дел. Лондон, 1863. С. 52-53. Однако жители посада Лужки в Стародубье «смутились» этой царской милостью, ибо в их понимании истинное священство в последние времена должно быть гонимо, а не признаваемо, и в этом контексте необходимость вести метрические книги лишь усугубила дело. Они отделились от более лояльных собратьев по вере, получив название «лужковцы», см.: Агеева Е. А. Беглопоповцы в XIX — начале XX вв. // Православная энциклопедия. Т. 16. С. 422-424; Подробнее об отношении к Указу о старообрядческих общинах 1906 г. на Урале см.: Клюкина Ю. В. Источники о свободе вероисповедания старообрядцев Урала в начале XX века (1905-1917 гг.) // Проблемы истории России. Сб. научн. тр. Вып. 5. Екатеринбург, 2001. С. 51-58; Белобородое С. А., Боровик Ю. В. Староверы Горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII — начала XX века. Екатеринбург, 2017. С. 309-326.
Этой частью старообрядцев ведение самостоятельного учета практиковалось и в предшествующее время — метрики велись в бегло-поповском течениии с 1822 г. Основой формуляра таких ранних метрик, скорее всего, были образцы Православной Церкви. Записи вносились беглыми священниками вплоть до запрета 1837 г.5, хотя немногие из подобных документов сохранились до настоящего времени комплексно. Например, обнаруженные недавно записи о крещениях старообряд-цев-беглопоповцев на территории Уральского казачьего войска в начале 1830-х гг. охватывают только семь лет (1832-1837, 1841 гг.)6.
В дневнике чиновника С. Д. Нечаева, объехавшего старообрядческие центры горнозаводского Урала и Зауралья в октябре 1826 — январе 1827 гг., встречаются свидетельства о ведении беглопоповцами горнозаводского Урала собственных метрик отдельно от православных в первой половине XIX в.7 То, что они заполнялись, по крайней мере в екатеринбургских старообрядческих часовнях, подтверждается и выписками из этих книг8. Известно, что метрические записи подавались старшинами через горного начальника Екатеринбургских заводов в Пермское губернское правление и хранились в его архиве, однако сами метрические книги горнозаводских обществ пока не обнаружены. События рубежа 1830-1840-х гг., времени очередного наступления на старообрядчество, показывают, что знание и понимание важности этой практики в то время у заводских староверов было. В январе 1839 г. управляющий Нижнетагильскими заводами Дмитрий Белов сообщал Пермскому архиепископу Аркадию о том, что в Черноисточинском заводе местный часовенный9 Василий Санников совершает брачные обряды в подтверж-
5 Собрание постановлений по части раскола. Т. 1. Вып. 1. С. 180, 259-260, 340.
6 Назаров А. и. Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска // Вопросы ономастики. 2009. № 7. С. 81-99.
7 Исследования о пермском расколе в начале царствования императора Николая (из арх. С. Д. Нечаева) // Братское слово. 1893. Т. 1. № 7. С. 550.
8 Напр., образец выписки из «метрической ведомости» о крещении екатеринбургского старообрядца Федора Сырейщикова беглым священником Василием Лакомкиным 27 декабря 1826 г., см.: Ревизские сказки купцов Екатеринбурга 1857-1858 гг. // Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 8. Оп. 1. Д. 1775. Л. 85.
9 Термин «часовенные раскольники» использован архиепископом Аркадием (Федоровым) в письме от 14 января 1839 г., см.: Материалы слушаний о сводных браках в Пермском секретном совещательном комитете по делам раскола, 1839 г. // Российский
дение законности своих действий, записывает их в специальную книгу на гербовой бумаге и выдает на ее основе брачные свидетельства. Порядок этот совершенно устраивал местных старообрядцев и «таким же образом венчаться или сводиться в доме Санникова согласились семь заводов округа Нижне-Тагильского»10. Упомянутая тетрадь стала одним из оснований для инициированного архиепископом разбирательства о незаконных браках, после которого на протяжении нескольких десятилетий не встречается свидетельств о практике ведения подобных документов на горнозаводском Урале, в то время как она продолжалась в Москве у беглопоповцев, принявших «австрийское» священство11.
Вероятно, за пределами Рогожского центра ведение регулярных собственных метрик старообрядцев было редкостью, и для узаконения своего состояния они приходили, как правило, в Православную или единоверческую Церкви, заявляя о присоединении (чаще всего оказывавшемся фиктивным) для совершения брака12. В Поволжье для привлечения староверов Саратовский преосвященный в 1833 г. разрешил некоторым священникам совершать у них таинства, «в надежде. смягчить сердца закоренелых в расколе и постепенно удалить их от призывания для исправления треб беглых раскольнических попов»13. Тогда же Синод позволил православным иереям сначала Вятской, а потом и остальных епархий без всяких ограничений крестить детей староверов. Однако венчать можно было только после предварительного присоединения14, вследствие чего приходы пополнялись в 1840-1850-е гг. «обратившимися из раскола», по больший части формально и поэтому равнодушно относившимися к делам официальной Православной Церкви. Впоследствии в некоторых местностях это могло
государственный исторический архив (РГИА). Ф. 381. Оп. 1. Д. 23064. Л. 7.
10 Там же. Л. 9.
11 Метрики Рогожского кладбища велись в середине — второй половине XIX в., хоть и с перерывами: за 1840-1854 гг. и 1883-1910-х гг. есть записи о браках и рождениях, за 1840-1853 и 1859-1912 гг. — об умерших; хранятся в отделе рукописей РГБ, в них записаны многие старообрядцы Подмосковья. См.: Мельникова о. в. Рогожские метрики // Гус-лицы. Альманах. Вып. 9 (2009). Доступ на сайте Ильинской средней школы. URL: http:// ilschool-guslicy.ru/a9-melnikova-oi-rogozhskie-metriki.html (дата обращения: 17.02.2019).
12 Белобородов с. а., Боровик Ю. в. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных. С. 224.
13 Нильский П. Семейная жизнь в русском расколе. Вып. 1. СПб., 1869. С. 240.
14 Там же.
весьма своеобразно сочетаться с интересами местного священника: «Все старообрядцы, значившиеся православными по метрическим книгам, составляли для него доходную статью и платили за пастырские номинальные труды повышенное вознаграждение и двойную ругу» (речь идет о зауральской деревне Кулаковой Тюменского уезда 1840-1850-х гг.)15.
Сами староверы, испытывавшие в царствование Николая I, особенно со второй половины 1830-х гг., крайнюю нужду в священстве, вынуждены были санкционировать участившиеся контакты с официальной Православной Церковью. Так, Тюменский собор часовенного согласия в 1840 г. не сформулировал четко выраженного запрета на обращение за исполнением таинств в «еретические» Церкви, признав наличие такой практики по причине «гонения, или по другой вине»16, за которую устанавливалась трехгодичная епитимья, такая же, как ранее полагалась за обращение к священникам с «обливательным примесом»17. Порядок принятия обратно в старообрядческую общину тех, кто совершал моление и таинства в церквях под контролем Синода, т. е. «волею отступил от пра-вославныя веры в какую-либо ересь», подтверждался и более поздними соборами часовенных: Екатеринбургскими 1884 и 1887 гг., Рамыльским 1890 г.18 При таком положении дел старообрядцы получали возможность, с одной стороны, сохранить принадлежность к своей вере, а с другой — легализовать свое семейное положение. Однако, поскольку в записях они значились православными или единоверцами, выделить «старообрядческую» составляющую этого источника пока не представляется возможным, за исключением случаев, когда священник сам вводил в книге особый раздел для учета семей староверов.
На Екатеринбургских заводах в 1844-1860 гг. горная полиция вела учет родившихся и умерших «раскольников», фиксируя больше последних. Все данные указывались как в полноценных метриках и подавались в Горное правление регулярно; однако полнота таких рапортов вызывает сомнения, как из-за почти двойного «перевеса» раздела об умерших, так
15 Чукмалдин Н. М. Мои воспоминания: избранные произведения / сост. Ю. Л. Ман-дрика. Тюмень, 1997. С. 64.
16 Духовная литература староверов востока России XVШ-XX вв. Т. 1. Новосибирск, 1999. С. 336-338.
17 Т. е. крещенных в форме обливания, а не погружения или поставленных в сан епископом-«обливанцем».
18 Духовная литература староверов востока России. С. 348, 353, 356-358.
и из-за полного отсутствия записей за отдельные месяцы19. Для примера приведем данные о количестве событий, зафиксированных в этих документах в годы, когда градус преследований «раскольников» снижался.
Таблица
Количество событий жизненного цикла у старообрядцев Екатеринбургских горных заводов (Шарташский и Сарапульский участки) во второй половине 1850-х гг.
Годы Родившиеся Бракосочетавшиеся Умершие
1856 19 — 40
1857 19* — 40
1858 18 — 39*
1859 30 — 34*
1860 33 — 48
За весь период 119 — 201
источник: Рапорты исправников о родившихся и умерших раскольниках на Екатеринбургских заводах. ГАСО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 2482, 2499, 2509, 2516, 2524, 2530. * Согласно источнику, событий в декабре не было.
Браки, заключенные между старообрядцами, властями не признавались и в документы не вносились. Поэтому большинство детей в этих семьях считались рожденными вне брака.
В 1874 г. последовал Высочайший указ, который предписывал по всей стране вносить метрические записи (в том числе брачные) старообрядцев в специальные книги в полицейских управлениях20. Повсеместного и широкого распространения эта практика не получила, по-
19 Лакуны в подобных документах характерны не только для этого времени и региона. Напр., по одному из станов Московской губернии в 1899 г. не зафиксировано ни одного рождения и отпевания (хотя было известно, что за год каждое из этих событий происходило до 40 раз), см.: Мокрушина о. а. Родословные старообрядцев: особенности исследования на примере дворцовой Коломенской волости // Сайт «Союз возрождения родословных традиций»: Библиотека — статьи и публикации. URL: http://svrt.ru/lib/article. shtml (дата обращения: 17.02.2019).
20 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2 (1825-1881). СПб., 1876. Т. 49: 1874 г. № 53391.
скольку предусматривала самостоятельное обращение старообрядцев к полицейским чинам. Не все «ревнители древлего благочестия» спешили лишний раз идти в полицию21, а та, в свою очередь, тоже без излишнего рвения принимала на себя дополнительные, не свойственные функции, выполняемые в отношении большинства населения духовенством. Тем более, что тот же Указ 19 апреля 1874 г. признавал доказательством законного рождения или брака запись в городовой обывательской книге, ревизских сказках 1858 г., именных списках старообрядцев, формулярных списках родителей, а кроме того — еще и показания свидетелей22. Надо отметить, что за 2 месяца до этого Указа в феврале 1874 г. были приняты правила обязательного ведения посемейных списков в городских управах, думах и волостных правлениях23. Они были необходимы для учета призывников и заполнялись по образцу ревизских сказок. Запись в посемейные списки, скорее всего, воспринималась старообрядцами необременительным и надежным подтверждением семейного статуса. При этом сама принадлежность к «старой вере» в этих документах не отмечалась в обязательном порядке, что тоже устраивало ее сторонников. По этой же причине привлечение посемейных списков для исторического анализа старообрядческого населения возможно, но только если речь идет о населенных пунктах, где староверы составляли большинство жителей.
Скорее всего, в самом институционально организованном старообрядческом согласии — белокриницком, священники не только самого
21 В Екатеринбурге в начале XX века такой порядок считался приемлемым. В 1911 г. наставник местной общины часовенного согласия П. С. Мокрушин на отказ бийских и красноуфимских крестьян допустить собственные метрические книги, т. к. через них может выйти «смешение» с иноверными, возражал (но не нашел взаимопонимания): «Мы же записываемся в полиции, волости. Ведь ведение метрических книг и доставление сведений дело совсем не духовное, а гражданское. Никакого вреда духовного это не принесет. Наоборот, это избавит нас от лишних хлопот, например, при воинской повинности» (Труды Первого Всероссийского съезда христиан старообрядцев, не имеющих священства (часовенных), в г. Екатеринбурге с 25-30 сентября 7420 (1911) года. Екатеринбург, 1912. С. 40-41).
22 Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2. Т. 49. № 53391. Статья 35.
23 вилейшис я. М. Посемейные списки мещан и крестьян и их приписка, причисление, перечисление, исключение, переселение, порочные члены, узаконение, усыновление, внебрачные дети, избрание рода жизни, фамилия вообще и разведенных жен, старообрядцы, сектанты, евреи, перемена веры. Херсон, 1915. С. 5.
Рогожского центра, но и на местах должны были вести записи о произведенных крещениях, браках и отпеваниях, но они вряд ли были унифицированными. Косвенным свидетельством такого положения дел является послание о метрических формулярах, которые могли удовлетворять потребностям прихожан в получении документальных свидетельств (хотя бы и для внутреннего пользования) и духовного лица, учитывающего свою паству. В 1899 г. Московскому старообрядческому архиепископу Иоанну (Картушину) поступило письмо тульского священника бело-криницкого согласия Василия Механикова, в котором были представлены образцы метрик и сопроводительной документации, которые он вел у себя в общине24. Среди них были бланки и примеры заполнения всех трех разделов: о родившихся, бракосочетавшихся, умерших, а также составленный к метрикам именной указатель в алфавитном порядке и т. н. посемейная метрическая книга. Письмо и бланки сопровождались образцами свидетельств, которые священник выдавал своим прихожанам после совершения таинств Крещения и Брака. В. Механиков описывал свой опыт как успешный, многообещающий в деле упорядочения документации и значительно облегчавший доказательство законности рождения и семейного состояния. Автор обосновывал целесообразность распространения его среди других общин их согласия. Однако, видимо, дело унификации записей далее предварительного обсуждения в Московской старообрядческой архиепископии не продвинулось, но вопрос о старообрядческих особых метриках стал обсуждаться в начале 1900-х гг. белокриницкими эмиссарами в правительственных кругах в ходе подготовки законопроекта о расширении прав староверов. Регулярные метрики у белокриницких в регионах, равно как и у других согласий ведут свой отсчет с 1907 г., когда их предписывалось заполнять во всех зарегистрированных у властей общинах. В отличие от метрик государственной Православной Церкви, старообрядческий формуляр был дополнен требованием указывать как место приписки всех участников обряда, так и реальное место их проживания, которое, как правило соблюдалось. Кроме того, в записях следовало указывать населенный пункт, где произошло регистрируемое событие25.
24 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 246. Картон 211. Д. 1. Л. 4-24.
25 Подробнее см.: Боровик Ю. в. Метрические книги старообрядцев-часовенных ураль-
Иногда за этот период встречаются нестандартные варианты метрик, которые велись в общинах, не пожелавших получать официальный статус, но это, скорее, исключение. Такие записи больше похожи на памятные заметки весьма лапидарного содержания, иногда в одной записи соединены сведения о рождении и смерти: «1909 года июля 27 родился Антоний крестился того же дня восприемники Игнатий Стефанов Пучкин и Анна Акимовна Пучкина, помер 1913 12 декабря»26. Если подобные заметки и велись, то почти ничего из них не сохранилось, в том числе и на Урале.
Поэтому только метрические книги старообрядцев начала XX в., в отличие от записей беглопоповских общин 1820-1830-х гг., рапортов исправников 1840-1850-х гг., книг полицейских управлений 1870-х и последующих годов, благодаря своей массовости и лучшей сохранности дают возможность проводить исследования с учетом пространственной, социальной, возрастной, гендерной и др. составляющих. Предваряющие их варианты ранних метрических записей, с потенциалом для изучения семейной истории, могут хранится, помимо фондов духовного ведомства — в составе дел местных органов управления и полиции.
Сведения об авторе. Боровик Юлия Викторовна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории археографических исследований уральского гуманитарного института уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]
Список литературы
1. Агеева е. А. Беглопоповцы в XIX — начале XX вв. // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 16. С. 420-424.
2. Антонов Д. Н., Антонова и. а. Метрические книги России XVIII — начала XX вв. М., 2006. С. 32-38.
3. Белобородов с. А., Боровик Ю. в. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII — начала XX в. Екатеринбург, 2017.
ского города: характеристика источника // Документ. Архив. История. Современность. Сб. научн. тр. Вып. 16. Екатеринбург, 2016. С. 221-228.
26 Цит. по: соколов в. Старообрядческие метрические книги общины деревни Кузяево // Сайт «Старообрядческое Подмосковье». URL: http://www.genealogy-kzn.ru/staroobrad_ metr_knigi/ (дата обращения: 17.02.2019).
4. вилейшис я. М. Посемейные списки мещан и крестьян и их приписка, причисление, перечисление, исключение, переселение, порочные члены, узаконение, усыновление, внебрачные дети, избрание рода жизни, фамилия вообще и разведенных жен, старообрядцы, сектанты, евреи, перемена веры. Херсон, 1915.
5. Рапорты исправников о родившихся и умерших раскольниках на Екатеринбургских заводах, 1856-1860 гг. // Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 25. Оп. 1. Д. 2482, 2499, 2509, 2516, 2524, 2530.
6. Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. Т. 1. Новосибирск, 1999.
7. Исследования о пермском расколе в начале царствования императора Николая (из арх. С. Д. Нечаева) // Братское слово. 1893. Т. 1. № 7. С. 532-564.
8. клюкина Ю. в. Источники о свободе вероисповедания старообрядцев Урала в начале ХХ века (1905-1917 гг.) // Уральский сборник. Вып. IV. Екатеринбург, 2003. С. 42-58.
9. лиценбергер о. А. Применение норм семейного права Римско-Католической Церкви в Российской империи // Религия и право. 2003. № 1. С. 34-37.
10. Мельникова о. в. Рогожские метрики // Гуслицы. Альманах. Вып. 9. Ильинский погост, 2009. Доступ на сайте Ильинской средней школы. URL: http://ilschool-guslicy.ru/ a9-melnikova-oi-rogozhskie-metriki.html (дата обращения: 17.02.2019).
11. Механиков в. и. «Предложение» архиепископу Московскому Иоанну о метрической записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших лиц в церковных приходах, 1899 г. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 246. Картон 211. Д. 1. Л. 1-24.
12. Мокрушина о. а. Родословные старообрядцев: особенности исследования на примере дворцовой Коломенской волости // Сайт «Союз возрождения родословных традиций»: Библиотека — статьи и публикации. URL: http://svrt.ru/lib/article.shtml (дата обращения: 17.02.2019)
13. Назаров А. и. Именник старообрядцев-поповцев земли Уральского казачьего войска // Вопросы ономастики. 2009. № 7. С. 81-99.
14. Недзелюк т. Г. Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 3 (15). С. 129-135.
15. Нильский П. Семейная жизнь в русском расколе. Вып. 1. СПб., 1869.
16. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2 (1825-1881). СПб., 1875. Т. 49: 1874 г. № 53391.
17. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3 (1881-1913). СПб., 1909. Т. 26: 1906 г. № 28425, 28426.
18. Ревизские сказки купцов Екатеринбурга 1857-1858 гг. // Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 8. Оп. 1. Д. 1775.
19. Материалы слушаний о сводных браках в Пермском секретном совещательном комитете по делам раскола, 1839 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 381. Оп. 1. Д. 23064. Л. 5-19.
20. Собрание постановлений по части раскола. Т. 1. Вып. 1: Постановления Министерства внутренних дел. Лондон, 1863.
21. соколов в. Старообрядческие метрические книги общины деревни Кузяево // Сайт «Старообрядческое Подмосковье». URL: http://www.genealogy-kzn.ru/staroobrad_metr_ knigi/ (дата обращения: 17.02.2019).
22. Труды Первого Всероссийского съезда христиан старообрядцев, не имеющих священства (часовенных), в г. Екатеринбурге с 25-30 сентября 7420 (1911) года. Екатеринбург, 1912.
23. Чукмалдин Н. М. Мои воспоминания: избранные произведения / сост. Ю. Л. Ман-дрика. Тюмень, 1997.
Yulia V. Borovik
OLD BELIEVERS' CHURCH BOOKS IN THE MIDDLE URAL ('CHASOVENNYE' AND 'BELOKRINITSKY' DENOMINATIONS): ADDITION TO THE HISTORY OF THE SOURCE
Abstract. The article discusses historic conditions for making metric records (baptisms, marriages and funerals) in the church books of Old Believers beglopopovtsy in the Urals during the 19th century (later than the "Belokrinitsky Agreement" and "Chasovennoye Soglasie" were held). The Old Believers who had the priesthood or did not deny it are at the center of attention. It is referred to the so-called 'chapel' (chasovennye) branch and the Belokrinitskaya hierarchy in the urals of the 19th century. The article deals with changes in legislation on the registration of marital status, births and funerals for the Old Believers beginning from the reign of Alexander I to the end of the imperial period of Russia. Documents registering the life cycle events were created on the basis of these imperial orders, so the author considers the limitations that each of these sources has. In addition to the well-known metric books of the early 20th century, which appeared after the proclamation of toleration and the Decree of Nicholas II on Old Believers' Communities on October 17, 1906, the question is raised with regard to availability and possibility of such records in the previous times. Circumstances for the independent Old Believer church records were not always favorable in the 19th century. Very few documents of this kind have been found: they all are associated with the Moscow Rogozhskoye cemetery and the territory of the ural Cossack army. This, however, does not mean the complete futility of searches. Perhaps somewhere in the archival collections one can still find the Old Believers' church books of the early 19th century, as the government allowed the run-away priests of Old Believers to keep such records until the end of 1830's. Later, Old Believers of the Middle urals tried to continue this practice, transferring this tradition to the lay mentors, but it was prosecuted. Records of such mentors were not recognized by the authorities and from the end of 1830's they even turned to be an evidence of illegal actions of "spreading the split". The author informs about the initiatives of the Old Believers to account for life cycle events up to 1906. The article is based on the sources of various origins (emperor's decrees, materials of Old Believers' councils), administrative records, correspondence, church books and police records. Various publications and reports of genealogists and
people interested in local history have been involved to compare with the data of Moscow center at Rogozhskoye cemetery, where the practice of keeping metrics continued through the second half of the 19th century.
Key words: church books, metric records, Old Believers, Urals, Rogozhskoye cemetery, legislation, life cycle events, 'chasovennoe soglasie', belokrinitskaya hierarchy.
Citation. Borovik Yu. V. Uchet sobytii zhiznennogo tsikla u staroobriadtsev chasovennogo i belokrinitskogo soglasii Gornozavodskogo Urala: zametki k istorii istochnika [Old Believers' Church Books in the Middle Ural ('Chasovennye' and 'Belokrinitsky' Denominations): Addition to the History of the Source]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 2 (26), pp. 241-255. DOI: 10.24411/22245391-2019-10211
About the author. Borovik Yulia Viktorovna — senior researcher at the Archeographic Research Laboratory of the Ural Institute of Humanities of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Russia, Ekaterinburg). E-mail: [email protected]
References
1. Ageeva E. A. Beglopopovtsy v XIX — nachale XX vv. [Beglopopovtsy in the 19th — Early 20th Centuries]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia]. Moscow, 2000, vol. 16, pp. 420-424.
2. Antonov D. N., Antonova I. A. Metricheskie knigi Rossii XVIII — nachala XX vv. [Russian Parish Registers in the 18th — Early 20th Century]. Moscow, 2006.
3. Beloborodov S. A., Borovik Yu. V. Starovery gornozavodskogo Urala: stranitsy istorii sogla-siia beglopopovtsev/chasovennykh XVIII — nachala XX v. [Old Believers of the Middle Urals (Beglopopovtsy/'Chasovennye' Denomination): Pages of History in the 18th — Early 20th Century]. Ekaterinburg, 2017.
4. Chukmaldin N. M. Moi vospominaniia: izbrannye proizvedeniia [My Memories: Selected Works]. Ed. Yu. L. Mandrika. Tiumen, 1997.
5. Gosudarstvennyi arkhiv Sverdlovskoi oblasti (GASO) [State Archive of the Sverdlovsk Region]. Stock 8. L. 1. Dos. 1775.
6. Gosudarstvennyi arkhiv Sverdlovskoi oblasti (GASO) [State Archive of the Sverdlovsk Region]. Stock 25. L. 1. Doss. 2474, 2482, 2499, 2509, 2516, 2524, 2530.
7. Dukhovnaia literatura staroverov vostoka Rossii XVIII-XX vv. [Religious Literature of Old Believers in the East of Russia, the 18th — 20th Centuries]. Vol. 1. Novosibirsk, 1999.
8. Issledovaniia o permskom raskole v nachale tsarstvovaniia imperatora Nikolaia (iz arkhiva S. D. Nechaeva) [Studies on the Permian Schism at the Beginning of the Reign of Emperor Nicholas (From Archive of S. D. Nechaev)]. Bratskoeslovo — Brotherly Word, 1893, vol. 1, no. 7, pp. 532-564.
9. Kliukina Yu. V. Istochniki o svobode veroispovedaniia staroobriadtsev Urala v nachale XX veka (1905-1917 gg.) [Sources on Religious Freedom for the Old Believers in the Early 20th Century (1905-1917)]. Uralskii sbornik — Ural Collection, 2003, issue IV, pp. 42-58.
10. Litsenberger O. A. Primenenie norm semeinogo prava Rimsko-Katolicheskoii Tserkvi v Rossiiskoi imperii [Employment of the Catholic Family Law in the Russian Empire]. Religiia i pravo — Religion and Law, 2003, no. 1, pp. 34-37.
11. Mel'nikova O. V. Rogozhskie metriki [Rogozhsky Metrics]. Guslitsy. Almanakh — Guslit-sy. Almanac, vol. 9 (2009). Available at: http://ilschool-guslicy.ru/a9-melnikova-oi-rogozhs-kie-metriki.html (accessed: 17.02.2019).
12. Mokrushina O. A. Rodoslovnye staroobriadtsev: osobennosti issledovaniia na prime-re dvortsovoi Kolomenskoi volosti [The Genealogies of the Old Believers: The Examples of Kolomenskaya Volost]. Available at: http://svrt.ru/lib/article.shtml (accessed: 17.02.2019).
13. Nazarov A. I. Imennik staroobriadtsev-popovtsev zemli Ural'skogo kazach'ego voiska [Nominalia of the Popovtsy Old Believers in the Ural Cossack Army Territory]. Voprosy ono-mastiki — Problems of Onomastics, 2009, no 7, pp. 81-99.
14. Nedzeliuk T. G. Metricheskie knigi sibirskikh katolicheskikh prikhodov kak reprezenta-tivnyi istoricheskii istochnik [Parish Registers of Siberian Catholics as a Representative Historic Source]. Vestnik Tomskogo gosugarstvennogo universiteta. Seria: Istoriia — Tomsk State University Journal. Series: History, 2011, no. 3 (15), pp. 129-135.
15. Nil'skiy P. Semeinaia zhizn v russkom raskole [Family Life of the Russian Old Believers]. Issue 1. Saint Petersburg, 1869.
16. Otdel rukopisei Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki (OR RGB) [Manuscripts Department of the Russian State Library]. Stock 246. L. 211. Dos. 1.
17. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie 2 (1825-1881) [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. 2-nd Collection (1825-1881)]. Saint Petersburg, 1875. Vol. 49: 1874 Year. No. 53391.
18. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie 3 (1881-1913). [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. 3-rd Collection (1881-1913)]. Saint Petersburg, 1909. Vol. 26: 1906 Year. Nos. 28425, 28426.
19. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive]. Stock 381. L. 1. Dos. 23064.
20. Sobranie postanovlenii po chasti raskola. T. 1. Vyp. 1: Postanovleniia Ministerstva vnu-trennikh del [The Ruling on the Split. Vol. 1, issue 1: Resolutions of the Ministry of the Interior]. London, 1863.
21. Sokolov V. Staroobriadcheskie metricheskie knigi obshchiny derevni Kuziaevo [Old Believers' Metric Books of the Kuzyaevo Village Community]. Available at: http://www.genealogy-kzn.ru/staroobrad_metr_knigi/ (accessed: 17.02.2019).
22. Trudy Pervogo Vserossiiskogo s'ezda khristian staroobriadtsev, ne imeiushchikh sviash-chenstva (chasovennykh), v Ekaterinburge s 25-30 sentiabria 7420 (1911) goda [Works of the 1st Russian Congress of the Old Believers (Chasovennye) Priestless Covenant in Ekaterinburg, 1911, September 25-30]. Ekaterinburg, 1912.
23. Vileishis Ya. M. Posemeinye spiski meshchan i krest'ian i ikh pripiska, prichislenie, pere-chislenie, iskliuchenie, pereselenie, porochnye chleny, uzakonenie, usynovlenie, vnebrachnye
deti, izbranie roda zhizni, familiia voobshche i razvedennykh zhen, staroobriadtsy, sektanty, evrei, peremena very [Family Lists of Townspeople and Peasants and Their Addition, Assignment, Transfer, Exclusion, Resettlement, Vicious Members, Legalization, Adoption, Extramarital Children, Election of the Kind of Life, Surname in General and Divorced Women, Old Believers, Sectarians, Jews, Change of Faith]. Kherson, 1915.